Подвижные игры в разновозрастной группе. Особенности организации и методы проведения подвижных игр в разных возрастных группах и смешанных по возрасту группах, с детьми в норме и при различных заболеваниях

От 0 до 3 месяцев

В первые месяцы жизни у малютки активно развиваются органы чувств: осязание, зрение, слух. Лучшими помощниками в этом станут всем известные погремушки, игрушки-подвески и крутящиеся мобили.

Родившись, карапуз не способен координировать свои движения и удерживать что-то в ручках. Поэтому пока он будет только рассматривать предметы вокруг себя, реагировать на звуки. Зрение у новорожденных устроено таким образом, что они отчетливо различают только насыщенные, контрастные цвета, и потому игрушки для самых маленьких лучше выбирать яркие. Желательно, чтобы в них сочетались 2—3 цвета. Даже черно-белый вариант, как это ни странно, понравится малышу. А вот вещицы в пастельных тонах, которыми многие взрослые любят декорировать детскую комнату, скорее всего, пока не заинтересуют нового члена семьи.

К третьему месяцу жизни у карапуза уже активно развивается хватательный рефлекс. Он тянется к игрушкам, берет их в ручки, ощупывает. В этот период нужно обращать внимание не только на цвет и размер игрушек, но и на материал, из которого они сделаны. Не ограничивайте опыт малыша только холодным и гладким пластиком, из которого сделано большинство игрушек для самых маленьких. Пусть в арсенале малютки будут мобили и погремушки из ткани различной фактуры, мягкие и приятные на ощупь. Ими можно поводить по ручкам, ножкам, спинке и животику крохи, проговаривая, что он при этом чувствует: «Игрушка мягкая, теплая, пушистая». Не нужно давать малышу большие и тяжелые погремушки. Он не сможет удерживать их в руках и быстро потеряет к ним интерес. Ведь самое главное, что нужно крохе от игрушки - свобода действий: ее можно брать, мять, грызть, бросать и все это, пока новое действие не будет полностью освоено.

Также есть и мягкие книжки-раскладушки, панно с контрастными рисунками. Их можно привешивать к бортикам кроватки, на стену перед крохой, а позже давать ему в ручки.

От 4 до 6 месяцев


К четырем месяцам дети начинают самостоятельно поворачиваться на бочок, к пяти - на живот, к шести - с живота на спинку. Чтобы вызывать у малыша интерес к этим движениям, можно использовать игрушки - все те же погремушки, липучки, мячики, кубики. Только такие, с которыми малыш сможет играть самостоятельно, когда успешно доберется до них и возьмет в ручки.

В четыре месяца малыш уже отлично следит за предметами. Он реагирует на взрослых, на происходящее вокруг. Те или иные действия вызывают у крохи определенные эмоции. Поэтому чем старше становится малыш, тем важнее для него участие близких в игре. Можно показывать ему различные предметы, игрушки, называя цвета, простые геометрические формы и даже цифры от 1 до 3. Этому помогут все те же мягкие панно и книжки, кубики с разноцветными гранями и фигурками на липучках.

В этом возрасте карапуз - настоящий исследователь. Активному развитию способствуют разнообразные тактильные ощущения. Он ощупывает, обсасывает, обкусывает первыми зубками все, что попадается «на пути». Важно предоставить малышу возможность познакомиться с самыми разными поверхностями: гладкими, шершавыми, теплыми, холодными, сухими, влажными, проговаривая его ощущения. Наверняка карапузу понравятся погремушки в виде мягких игрушек с шуршащими, пищащими и звенящими «частями тела», всевозможные светящиеся и издающие звуки от нажатия кнопки панно и фигурки. Манипулируя такой игрушкой, одновременно развивается координация и мелкая моторика малыша. Кроме того, он прекрасно понимает, что таких замечательных эффектов он добивается своими собственными действиями.

Конечно, особого внимания на исходе первых шести месяцев жизни требуют к себе зубы. Всевозможных колечек, прорезывателей и свистулек в магазинах не счесть. Они бывают пластмассовыми, силиконовыми и даже тканевыми. Кому что больше нравится. Главное, чтобы на эти изделия был соответствующий сертификат. Впрочем, в качестве прорезывателя могут выступать самые разные предметы домашнего обихода, даже краешек одеяла. Тут уж родители должны не терять бдительности - следить за «съедобностью» попавших в зубы к чаду вещей.

В этот период у карапузов активно развивается слух. Малыши учатся находить его источник, различать звуки. Фантазируйте, подключайте к игре самые разные «звукоиздающие» предметы.

От 7 до 9 месяцев


Ну вот, вы уже сидите, вовсю ползаете и учитесь делать первые шаги. Пришла пора прятать повыше запрещенные для игры предметы домашнего обихода: в этот период наряду с мелкой моторикой развивается крупная: карапузу просто необходимо бить, хватать, бросать. В общем, манипулировать в особо крупных размерах.

Для этого как нельзя лучше подойдут мячи, мягкие игрушки, которые безнаказанно можно будет отправлять в космический полет, использовать в качестве батута и даже поколачивать. Кстати, плюшевые друзья нужны не только девочкам. Мальчишки тоже очень нуждаются в тепле и нежности - чувствах, без которых ни один представитель сильного пола не сможет вырасти настоящим мужчиной.

В ванную тоже берите игрушки: от банальных водоплавающих птиц до массажных резиновых мячиков с пупырышками и «колючками». Убьете сразу двух зайцев - и поиграете, и сделаете массаж малышу. Сейчас продаются даже мягкие игрушки для ванны, которые не впитывают воду.

Очень любят дети в этом возрасте что-нибудь куда-нибудь вкладывать, а потом вытаскивать обратно. Для этих целей можно приспособить любую коробку и кучу накопившихся мелких игрушек, а можно купить, например, яркого пеликана из ткани: закладываешь к нему в раскрытый клюв разноцветные мячики, и они прекрасно проваливаются в прозрачный клеенчатый живот чудо-птицы. Такую игрушку можно подвесить в кроватке или манеже, и малыш найдет ему еще кучу применений, кроме складывания шариков.

А для развития пальчиков потребуются крупные деревянные или пластиковые бусы, счеты, игрушки с кнопочками, мобили и подвески из мелких фигурок, которые можно снимать и вешать обратно. Причем и в этом возрасте лучше выбирать игрушки из ткани с различной фактурой, наполненные гелевыми шариками или каким-нибудь природным материалом. Их использование, кстати, очень перекликается с методикой Монтессори.

В полгода малыш становится еще и «человеком разумным». Пора развивать его логическое мышление. Для этого подойдут кубики с геометрическими отверстиями, в каждое из которых вставляется определенная фигурка, деревянные панно с вырезами для фигурок различных форм и размеров. Для совместных спокойных игр используйте логические панно, коврики и мягкие конструкторы. С их помощью малыш усвоит понятия о цвете, размере, выучит названия геометрических фигур, познакомится с пространственными понятиями. Только не пытайтесь пока экзаменовать малыша. Просто называйте предметы или понятия. Так он постепенно их запомнит.

10—12 месяцев


Ближе к году сосредоточьтесь на целенаправленном развитии мышления малыша. Если раньше карапуз не проявлял особого интереса к матрешкам и пирамидкам, которые вы ему предлагали, то теперь пришла пора вспомнить об отвергнутых игрушках. В общем, нужно пускать в ход все то, что предполагает определенный алгоритм действий: на большое колечко надевается маленькое, в большую матрешку вставляется та, что поменьше, и тому подобное. С удовольствием станет играть малыш и в знакомые уже логические кубы с прорезями геометрических форм. Только теперь можно выбрать игрушку посложнее, где больше отверстий и фигур.

Пришла пора и первых самостоятельных прогулок по дому, пусть пока не без помощи хватательных движений за стулья и кроватку. Активно развивается координация и движение малыша в пространстве. Купите ему игрушку-каталку. Она будет побуждать карапуза к движению и в то же время послужит дополнительной опорой.

Как нельзя лучше способствуют физическому развитию всевозможные спортивные «снаряды»: самые простые кольцебросы, большущие кегли с мячом, баскетбольная корзина, мячи.

Все так же популярны у детей музыкальные игрушки: дудочка, барабан, бубен, металлофон.


1-3 года



Это период, требующий разнообразных игрушек, так как в это время все без исключения органы чувств, развиваясь, требуют себе пищи. Ребенок тренирует координацию движений в ходьбе, однако ему этого мало. Ему хочется найти занятие и своим рукам.

Для тренировки мелкой моторики лучше всего подходят доски-вкладыши, разработанные в соответствии с рекомендациями знаменитой Марии Монтессори. Большинство вкладышей для малышей снабжено ручками-гвоздиками, помогающими вставлять вкладыш на место, что совсем не просто сделать неразвитыми детскими движениями. Если вкладыши надо учиться хватать кончиками пальцев, то цветные цилиндры Монтессори или геометрические фигуры в досках Сегена удобней брать всей рукой, их надо просовывать и это новый опыт, другие движения. Научиться согласовывать движения руки и глаза помогут ребенку шнуровки: от простой огромной пуговицы с 4 дырками до сложных сюжетных шнуровок (белки или ежика).
Фребель для возраста 1,5 года рекомендовал кубик с дырочками во всех направлениях. Этому "второму дару" Фребеля соответствуют объемные шнуровки: яблоко и сыр.

Они дают работу не только детской руке, но пространственному мышлению. Для знакомства с последовательностью, понятиями "больше-меньше" лучше всего подходят пирамидки и доски-последовательности. Особенностью всех перечисленных выше игрушек является еще и то, что их можно использовать не только по назначению, но и для других всевозможных развивающих игр. Так цилиндры Монтессори и фигуры Сегена послужат отличным строительным материалом. Пластмассовые части пирамидки можно бросать и забивать как мяч или шайбу, вкладыши из рамок можно обводить, а шнуровки - отличные фигурки для сюжетных игр.

В материале для развития нуждается и детских слух.

Однообразные звуки погремушки теперь мало интересны, ребенка начинают привлекать резкие, неожиданно громкие звуки, особенно тогда, когда причиной этих звуков может стать сам малыш. Это время свистков и дудок, колокольчиков и барабанов. Многие звуки приятные детскому уху, могут раздражать взрослых. Однако этот этап также неизбежен как этап роста. Для развития детское ухо нуждается в звуках разной силы и качества. В поисках гармонии нужно опробовать все звуковые крайности. Сейчас выпускается огромное количество импортных игрушек, самостоятельно исполняющих несколько мелодий. Их ценность не велика, тем более, что качество извлекаемой музыки весьма посредственное. Для воспитания музыкальной культуры лучше поставить хорошую кассету.

3 года - время знакомить ребенка с играми по правилам. Для этой цели подойдут разнообразные простые домино и лото. В них ребенок учится соблюдению очередности, умению следить за действиями других и концентрировать внимание. Карточки лото хорошо использовать и в логопедических целях. Не менее важны в этот период мягкие игрушки. Они успокаивают ребенка, даря чувство безопасности и покоя. Раннее детство - это период самозабвенных игр с песком и водой. Так ребенок знакомится с миром и миллионом его качеств: сыпучестью, тяжестью, изменчивостью. Для игр с песком все принадлежности давно известны: формочки, совки, ведра - здесь никто нового не придумал. Что касается игр с водой (в том числе и в ванной), то достаточно недавно появились оригинальные игрушки. Это мягкие фигурки животных, коврики и рамки-вкладыши. Они шершавые, их можно мочить, а намоченные они липнут к стенке в ванной.

На развитие мелкой моторики и кистей рук
. Игры на развитие памяти
. Игры на развитие мышления
. Игры на развитие речи
. Игры на развитие творческого воображения
. Игры, способствующие музыкальному развитию
. Ролевые и режиссерские игры
. Активные игры

От 3 до 5 лет


Главное занятие ребенка трех-пяти лет - игра, а игра в этом возрасте - жизнь в миниатюре: дети играют в больницу, в магазин, в дочки-матери. Нет интереса к игре - нет и настоящего интереса к жизни, нет инициативы.

В наше время малыши практически не имеют возможности научиться играть. Часто у ребенка нет ни старших братьев или сестер, ни разновозрастной компании во дворе - учиться не у кого. А ведь умение играть - это и умение учитывать чужие интересы, и внимательное отношение к жизни. Сегодня родителям просто необходимо помогать детям играть. Только не руководить, а именно помогать, включаясь в игру на равных или просто наблюдая и задавая вопросы по ходу игры. Для взрослых это еще и хороший способ узнать много интересного о ребенке и о себе.

В этом возрасте зарождается интерес к себе подобным или отдаленно похожим. Отсюда потребность в фигурках всевозможных зверушек и человечков. Этих фигурок должно быть много, чтобы можно было бы сыграть и в школу, и в зоопарк, и в город.
Желательно чтобы животные были знакомы ребенку не только по книжкам (не дикобраз и ягуар, а петух и кот), чтобы они были просты и универсальны (трудно сыграть с лошадью застывшей в беге или с фигуркой человека, изображающего человека с чемоданом - такие игрушки навязывают свой собственный сценарий, ограничивают возможности игры). Выбор куклы - дело ответственное. Кукла должна быть сгибаемой, раздеваемой и не слишком роскошной. Для кукол требуется посуда, мебель, автомобиль и т.д. Многие психологи считают необходимым иметь дома и игрушки позволяющие выражать различные эмоциональные состояния (злость, обиду, страх). Это шумовые музыкальные инструменты (барабаны, бубны, дудки), молотки, мячи и кегли, пистолеты и ружья, солдатики, а также животные ассоциирующиеся с агрессивным поведением: волк, крокодил, дракон.

Характеристика периода. Какие нужны игры.

Игры на развитие моторики
. на развитие слухового и зрительного внимания
. на развитие памяти
. на развитие мышления
. на развитие творческого воображения
. на развитие речи
. активные игры
. ролевые и режиссерские игры
. Игры, способствующие музыкальному развитию

От 5 до 7 лет


Этот период - созидать и творить. И цель игрушек в это время создать условия детскому творчеству, указать способ его проявления. Сложная и технически изощренная игрушка может поразить оригинальностью идеи, дорогая, точно копирующая действительность, восхитит своей Реалистичностью, но и та и другая способны убить всякое самостоятельное творческое движение. Лучшим материалом, дающим импульс детскому творчеству, следует признать строительный и бросовый. Первый - это конструкторы и кубики, второй - все то, что ваш ребенок и вы, сочтете подходящим (щепки и пузырьки, коробки и пробки). Той же цели - поддержке детской творческой энергии - служат всевозможные мозаики, игрушки для игр-драматизаций, краски и пластилин.

Проблема воспитания здорового поколения были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.

Игра в детстве имеет высокое развивающее значение. Л.С. Выготский отмечал, что в детском возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания и развития детей. Огромную потребность детей в движении необходимо удовлетворять посредством таких игр. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Вообще, трудно переоценить значение подвижных игр для малышей, особенно в настоящее время. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, дыхание и кровообращение. Кроме того, развиваются такие качества, как: внимание, пространственное восприятие, координация движений, быстрота реакции, тренируется сила и выносливость, снимается импульсивность, эмоциональное и мышечное напряжение. Так же во время проведения таких игр малыши развивают и совершенствуют коммуникативные навыки.

В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей и характера двигательной нагрузки. Общая продолжительность подвижных игр составляет от 5 до 15 минут (в зависимости от возраста малыша и физической нагрузки).

Итак, начинаем играть?

Мишка бурый

Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты «в берлоге». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:

Мишка бурый, Мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

А «медведь» отвечает:

Я медком не угостился,

Вот на Вас и рассердился. Р-Р-Р!…

На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.

Змеейка

Когда звучит веселая музыка, дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их «не заметила») . Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка.

«Кошка и мышки»

Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине «спит кот» (один из детей)

Кошка мышек сторожит,

Притворилась будто спит,

Тише, мыши, не шумите!

Кошку вы не разбудите!!!

На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).

Блин и оладушки

В центре комнаты кладётся большой обруч (это «блин») , а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки») . Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: «Блин», — или, «Оладушки». Детям надо встать в соответствующий обруч.

Зоопарк

Водящий говорит: Представьте, что мы гуляем в зоопарке; когда я хлопну 1 раз в ладоши- вы (ты) превратитесь в лягушку и присядете на корточки, если я хлопну два раза- превратитесь в слона и разведете руки в стороны, а если хлопну три раза – вы превратитесь в цаплю и будете стоять на одной ноге, как настоящие цапли.

Светофор

Каждый из игроков назначается «автомобилем». Для игры потребуются три круга (красный, желтый, зеленый).

Водящий говорит: Вы автомобили (ты- автомобиль) , будете ездить по комнате, но обращая внимание на цвет круга, который я буду показывать вам.

Красный свет- дороги нет, вы останавливаетесь

Желтый приготовиться, заводите моторы, готовитесь к движению

А зеленый говорит-можно ехать, путь открыт! продолжаете свой путь».

Паровоз

Дети встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку. Получается «паровоз», который медленно двигается по комнате со словами:

«Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий,

Он вагоны повез, будто настоящий!

Кто едет в поезде?

Разные детишки: девочки красивые и смелые мальчишки!»

На последних словах дети разбегаются и могут делать вид, будто собирают грибы – ягоды. По сигналу взрослого они опять встают друг за другом, изображая вагончики.

Найди свою пару

Предварительно надо приготовить разрезанные на две части открытки (картинки) по количеству детей.

Дети встают в пары. Каждой паре детей выдается по одной из двух частей открытки.

По сигналу взрослого дети разъединяются и произвольно бегают по комнате. По второму сигналу каждый ребенок должен как можно быстрее найти свою пару. Проигрывает пара, дольше всех искавшая друг друга.

Поймай пузырь

Приготовить мыльные пузыри.

Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри,

Вот такие – посмотри!

Все они воздушные

И очень непослушные.

Как бы нам их поймать?

На ладошке подержать!

Взрослый и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. Можно использовать варежки (для того, чтоб удержать мыльные пузыри).

Пузырь

Все берутся за руки и встают в маленький круг. Взрослый рассказывает стишок и отступает маленькими шагами назад, говоря такие слова:

Раздувайся, пузырь!

Раздувайся большой!

Оставайся такой

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока взрослый не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегают в маленький круг и снова берутся за руки.

Мыльные пузыри

Пузырьки — смешной народ

В своих домиках живет.

Вот и сейчас вы будете пузырьками, а обручи вашими домиками. (По сигналу «Полетели» дети выбегают из обручей и летают, по сигналу «Домой» — возвращаются в обручи).

Маша, ты у нас в лесу…

Все берутся за руки и встают в круг. Один ребенок в центре этого круга с завязанными глазами. Взрослый рассказывает стишок:

Маша (имя ребенка) ты у нас в лесу,

Мы зовем тебя: «АУ!»

Ну-ка глазки закрывай,

Не робей!

Кто зовёт тебя узнай, поскорей!

Взрослый показывает ребенка, который зовет по имени того, кто с завязанными глазами. Ребенок, которого позвали, должен по голосу угадать кто это сделал.

Большие ноги ..

Взрослый говорит слова и показывает движения (дети/ ребенок повторяет за ним):

Большие ноги шли по дороге

Топ-топ-топ делает большие шаги

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ-топ-топ. Делает маленькие шажочки.

Солнечные зайчики

Взрослый берет зеркальце (если солнечная погода) или фонарь и показывает ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовём их- не идут,

Были тут- и нет их тут…

Солнышко и дождик

Покажите, как можно превратить обычный стульчик в домик для ребёнка, повернув его спиной к лицу, сев на корточки и положив локти на сиденье. Помашите рукой в «окошко» и объясните, что это домик, где можно прятаться от дождя.

Потом обратите внимание на небо и радостно скажите: «Смотри! Солнышко на небе! Можно погулять!» Малыш вместе с вами выбегает из домика на середину комнаты и радуется солнышку. Здесь вы можете вместе попрыгать и потанцевать под рифмованные слова:

Светит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся.

Мы похлопаем в ладошки

И бегом на улицу.

Потом опять посмотрите на небо и скажите: «Смотри, туча идёт, дождь собирается, скорей в домик!» Укрывшись в домике от дождя, можно снова читать потешку про дождик:

Дождик, дождик, лей, лей, лей,

Капай капли не жалей,

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще!

Для создания более яркого воображения дождя можно постукивать рукой по столу и даже применить пульверизатор (слегла побрызгать детей из него).

Это лишь некоторые игры, которые я часто использую как на занятиях в детском саду, так и дома со своим младшим сыном. Эти игры очень нравятся детям.

Играйте с детьми в подвижные игры и результат не заставит себя ждать! Хороших Вам игр!

педагог-психолог ГБОУ комбинированного вида №1177

г. Москва, Россия

Когда в доме собирается много детей, далеко не каждый родитель знает о том, как их развеселить. Чтобы вы не попадали в подобные ситуации, мы подобрали множество забавных и увлекательных игр, которые подойдут как для маленьких групп детей, так и больших .

Подвижные игры для двух и трех детей

Обычно, двое малышей могут развлечь себя сами (им не доставит труда с легкостью договориться, учитывая интересы каждого) и помощь взрослых им не нужна. Но, все же, существуют некоторые случаи, когда помощь мам и пап просто необходима.

Для двоих детей отлично подойдут следующие активные игры:


О том, как еще можно развлечь маленьких непосед с помощью мяча рассказано в данном видео:

Втроем дети могут поиграть в такие подвижные игры, как:

  • «гномы и великаны» . Суть игры заключается в том, что ведущий по очереди говорит соответствующие слова и, в это время, малышам нужно присесть и стать маленькими или же остаться в положении стоя;
  • «собачка» . Подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Двое участников становятся напротив друг друга и начинают бросать мяч, задача 3-го - его поймать. Тот участник, по вине которого был упущен мяч становится на место водящего;
  • «съедобное-несъедобное» . Знакомая многим родителям увлекательная игра, которая подойдет для малышей всех возрастов. Она поможет пополнить словарный запас, развить эрудицию, мышление, быстроту реакций и многое другое.

Подвижные игры для большого количества детей

Большую компанию детей развлечь намного сложнее. Ведь все малыши разные: кто-то любит больше попрыгать, кто-то побегать, а некоторым, и вовсе, по вкусу исключительно головоломки. Что же делать в таких ситуациях? Нужен компромисс. Мы подобрали ряд детских активных игр, которые смогут удовлетворить все пожелания маленьких непосед.


ВАЖНО! Задания для 3-х летних непосед должны быть не сложными. В противном случае, детям будет скучно.


Подвижные игры для разновозрастной группы детей

Подобрать подвижные игры для детей разных возрастов - не просто. Их развитие в физическом, психологическом и умственном плане существенно отличается. Самыми лучшими активными играми для маленьких непосед всех возрастов являются:

  • « распутай нить » . Интересное развлечение в кругу для детей. Из группы детей выбирается 1 человек - ведущий. В тот момент, когда он закрывает глаза, все остальные участники берутся за руки и «запутываются» в большой и сложный клубок. Самое главное правило - нельзя отпускать руки других игроков. Образовавши сложную конструкцию, малыши вызывают ведущего, который и должен их вернуть в исходное положение. Если кто-то отпустил ладошку, игра заканчивается;
  • « море волнуется - раз, море волнуется - два... » . Выбирается 1 участник, который, считая считалочку, начинает игру и задает задание (например, морская или лесная фигура). Все остальные дети в этот момент двигаются и веселятся, но после слова «замри», они должны застыть в одном положении, не шевелится и не реагировать на провокации ведущего. Те, кто не удержался (пошевелился или засмеялся) выбывает. Побеждает самый «стойкий» участник. Данная игра способствует развитию воображения, координации движения, самоконтроля;
  • « детский боулинг » - увлекательная подвижная игра. Задача участников - сбить все кегли специальным шаром. С таким заданием может справится как годовалый малыш, так и дети постарше. Набор для такой игры можно купить в любом детском магазине. Его отсутствие можно заменить обычным мячом среднего размера и пластиковыми бутылками (наполовину наполненными водой).

Подвижные игры для детей разных возрастов: полезное видео

Еще больше идей о том, как можно развлечь разновозрастную группу маленьких непосед, ищите в следующем видео .

Оксана Васянина
Подвижные народные игры по экологическому воспитанию старших дошкольников

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ромашка» п. Молодёжный» Васянина О. П.

Воспитательное значение подвижных народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К. Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т. д. и включает сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия.

исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры

определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила подвижных народных игр

Правила- обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, и инициатива играющих в рамках правил игры.

Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой.

В педагогическом процессе экологического воспитания и образования можно активно использовать подвижные народные игры. Народные игры с природоведческим содержанием можно включать в непосредственно-образовательную деятельность и другие формы экологического обучения и воспитания (например, использовать в процессе работы на экологической тропе, во время проведения экологических праздников, досугов, викторин, конкурсов и т. д.).

Подвижные игры природоведческого характера часто связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе; испытывают эмоциональный подъем, что способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к природе и развитию интереса к ней.

Русская народная подвижная игра «Дедушка Мазай»

Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали - покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал - тот «Мазай».

Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора.

Русская народная подвижная игр «Бег по стволу»

Правила: играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка, залезают па него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого.

Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом:

Белая береза,

Черная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой,

Поворачивай!

Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры вы бывает. Кто дольше продержится - победитель.

Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.

Русская народная подвижная игра «Капуста»

Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и птицы,

Бобер и куницы,

Заинька ушастый,

Медведь толстопятый.

Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты», - победитель.

Русская народная подвижная игра «Заря-заряница»

Правила: Дети сидят в кругу на корточках. «Заря-заряница» ходит за ними, пряча за спиной «ключи» - платочек с завязанным узелком. Все вместе приговаривают:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

месяц видел,

Солнце скрало!

Водящий незаметно кладет кому-нибудь платочек сзади. (Детям нельзя оглядываться.) Тот, кому положили ключи, бежит за водящим. Пойманный водящий садится на его место, а ребенок, которого платочек, становится «зарею».

Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Правила: играющие собираются в круг, в середине -

ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).

Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» - назвать рыбу; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся - выбывает из игры.

Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Татарская народная хороводная игра «Татарский плетень»

Правила: выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:

Вейся,ты вейся,

Капуста моя!

Вейся,ты вейся,

Виловая моя!

Как мне, капустке,

не виться,

Как мне, видовой,

не свиться.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой

Частый сильный дождик.

Повторяется несколько раз, главное - не расцепить руки. Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм.

Чувашская народная подвижная игра «Солнце» или «Месяц»

Правила: проводится черта. Дети выбирают двух водящих, которые втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем. «Ты чей?» - спрашивают ведущие у играющих, дети отвечают тихо, чтобы не услышали остальные. Водящие становятся друг перед другом по обе стороны черты и берутся за руки. За ними, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются дети из их команды. Они помогают «солнцу» и «месяцу», которые стараются перетянуть друг друга через черту.

Башкирская народная подвижная игра «Ласточки и ястребы»

Правила: игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг к другу. Водном ряду -«ястребы», в другом -«ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (ЛА- или Я-, окончание не произносит. Тогда группа, чье название (начало) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих.

Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.

Якутская народная подвижная игра «Ястреб и утки»

Правила: шнурами выкладываются два круга – два «озера». По считалке выбирают «ястреба», остальные – «дикие утки» - чирки, нырки и шилохвостики. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостики в другом. Затем утки меняются местами, перелетая из одного озера в другое. В это время ястреб, который находится на «суше» (между двумя «озерами», ловит уток. Пойманные выбывают из игры. В «озере» ловить нельзя.

Бурятская народная подвижная игра «Верблюд и верблюжонок»

Правила: выбираются «верблюд» и «верблюжонок». Дети становятся в круг и берутся за руки. «Верблюд» ловит верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Дети помогают верблюжонку. Если он в кругу, они не пускают туда «верблюда», если «верблюду» удается попасть в круг, «верблюжонка» оттуда срочно выпускают.

Кабардинская народная подвижная игра «Гуси»

Правила: выбираются «пастух» и «лиса». Остальные дети – «гуси». Пастух приговаривает:

Я гусей в лесу пасу.

От лисы гусей спасу.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Это правда?

Да, да, да!

Кто вас слышит?

Кабарда!

После последнего слова «лиса» начинает ловить «гусей», а «пастух» старается помешать им (если пастух успевает схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасен). Игра заканчивается, когда лиса переловит всех гусей.

Наталья Диппель
Тематика сюжетно-ролевых игр по возрастам

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ТЕМАТИКА СЮЖЕТНО - ИГР ПО ВОЗРАСТАМ "

Творческая группа нашего детского сада делает разнообразные памятки для педагогов. Одна из них - это Сюжетно -ролевые игры в соответствии с возрастом .

Строчка плюсов отделяет те игры, которые остаются с предыдущей группы, а под этой строчкой, те игры, которые добавляются по данному возрасту и являются новыми сюжетами .

Младшие группы – бытовая, трудовая

Старшие группы – бытовая, трудовая, экономическая, социальная, осовременивание игр

1 младшая группа –

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

ВОЗРАСТАМ

Младший возраст :

1. Влиять на развитие сюжета

Обучать игровым действиям :

сюжет

Придумывать несложный сюжет

2 младшая группа :

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк» - ср. гр.

«Моряки» - ср. гр.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Младший возраст :

1. Влиять на развитие сюжета

Обучать игровым действиям :

Подражать трудовым и бытовым действиям

Взаимосвязывть 2-3 последовательных действия, строить несложный сюжет

Придумывать несложный сюжет , используя знания, полученные на занятиях и в процессе наблюдений.

2. Учить выбирать и брать на себя определенную роль. Называть ее словами

3. Поощрять самостоятельный подбор игрушек, использовать в играх заместители игрушек.

4. Учить организовывать самостоятельные совместные игры в 2-3 человека Формировать доброжелательные отношения.

Средняя группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

++++++++++++++++++++

Парикмахерская

Детский сад

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Средний возраст :

1. Побуждать самостоятельно придумывать сюжеты , на основе полученных знаний из различных источников :

Отображать не только действия, но и простейшие отношения взрослых.

Использовать в играх несложный материал произведений см помощью воспитателя

Разнообразить игровые действия, отображающие труд и бытовую деятельность взрослых.

2. Поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам

3. Поощрять самостоятельное изготовление атрибутов, использовать заместители

4. Поощрять самостоятельное объединение детей в 3-4 чел. (по симпатиям) Учить подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу.

Старшая группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

Парикмахерская

Детский сад

+++++++++++++++++++

Строители

Морское путешествие

Автозаправка

Поликлиника

Скорая помощь

Морские пограничники

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Старший дошкольный возраст :

сюжет игр

6. Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой.

Подготовительная группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

Парикмахерская

Детский сад

Строители

Морское путешествие

Автозаправка

Поликлиника

Скорая помощь

Морские пограничники

++++++++++++++++++++++

Библиотека

Пограничники

с/х труд (ферма)

Космонавты

Супермаркет

Туристическое агентство

Ветеринарная лечебница

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Старший дошкольный возраст :

1. Учить самостоятельно придумывать сюжет игр , отображать общественно-политические события, отношения взрослых.

2. Учить самостоятельно драматизировать сказки, вводить их в ролевые игры.

3. Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время.

4. Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих.

5. Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов.

6. Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой