Ощущение и восприятие как психические процессы кратко. Понятие об ощущении и восприятии

Ощущение - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств окружающей действительности и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Отличие ощущения от восприятия: В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не предметы, как в восприятии. Ощущение - это отражение не только свойств из внешней среды, но и состояний из внутренней среды, а восприятие - отражает свойства только внешне окружающего нас мира. Таким образом внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Функции ощущения: Познавательная - т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью которых мы связаны с окружающим миром. Энергетическая - состоит в том, что благодаря ощущениям поддерживается необходимый уровень бодрствования. Развивающая - тесно сопряжена с познавательной функцией и состоит в том, что приток ощущений обязательно необходим для нормального психического развития, особенно опасно если ощущения не поступают в сензитивные периоды жизни (периоды, благоприятные для развития той или иной психической функции - в 1 год, 3 года, 13-14 лет). Диапазон ощущений человека сильно связан с образом жизни и состоянием организма.

Классификация ощущений: Экстероцептивные - ощущения из вне, контактные и дистантные. Интероцептивные - раздражители из внутренней среды, которые мы даже порой не осознаем. Проприоцептивные - ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата.

Виды: зрительные слуховые, вкусовые, осязательные, органические.

Закономерности ощущения: 1) наличее миним.(нижнего порога) и максим. (верхнего порга ощущений); 2) Наличие порога различия; 3) Адаптация (это изменение чувс-го анализатора под влиянии длительного воздействия я раздражителя); 4)Сенсибилизация(взаимовлияние раздражителя одного рецептора на работу другого). Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя: существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а ощущений нет.

Восприятие – это целостное отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя. Выделяется четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение , или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление. Преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки. Может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания),может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, осознанной целью с помощью произвольного внимания. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции .

Свойства восприятия : Целостность , т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. восприятие формируется в процессе практики.

Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине

Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия . Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Расстройство восприятия. Патология восприятия возникает, когда по разным причинам нарушается идентификация субъективного образа восприятия с воспринимаемым образом, и протекает на фоне нарушения автоматизации различных психических процессов.

Ощущение и восприятие - это познавательные процессы, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой собственный образ.

Понятие ощущения

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

В мозг человека постоянным потоком поступают сигналы из внешнего мира, внутреннего и состояния самого организма. Эти сигналы отражают свойства и состояния, как внешнего мира, так и внутренней среды организма. Благодаря этим сигналам человек познает окружающий мир и знает о своем собственном внутреннем состоянии. Но поток этих сигналов очень широк. Их нужно переработать и реагировать только на значимые. Для этого у человека есть сенсорно-перцептивная система , которая отвечает за прием и первичную переработку информации, мнемическая система (память), которая отвечает за хранение информации, интеллектуальная система (мышление и воображение), которая отвечает за переработку информации .

Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализированный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами . Любой анализатор состоит из 3 отделов: рецептора (от латинского слова «receptor» - принимающий), преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы (первичный анализ и кодирование сигнала); проводящих нервных путей (сенсорных нервов ), по которым закодированные сигналы передаются в мозг, и мозговых центров в коре полушарий головного мозга и спинного мозга, где происходит переработка нервных импульсов (вторичная обработка).

Анализаторы бывают внешними и внутренними.

У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела - глаз, ухо и т.д. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.

Главная часть каждого органа чувств - сенсорные клетки - рецепторы , окончания чувствительного нерва. Они воспринимают и преобразуют стимулы (действия раздражителя). Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук и т.д.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Ощущение появляется тогда, когда раздражитель (слуховой, зрительный и т.д.) воздействует на органы чувств, в результате чего возникают нервные импульсы (возбуждение в органе чувств), которые по нервным путям поступают на соответствующие участки коры головного мозга или спинного мозга, и подвергается там тончайшему анализу. Так возникает ощущение.

Следовательно, процесс воспринимания и преобразования стимулов (действий раздражителя) как внешнего мира, так и идущих из внутренней среды организма, сенсорными клетками - рецепторами в психологии описывают как ощущение .

Благодаря этому процессу мы узнаем свойства окружающего мира: величину, форму, цвет, плотность, мягкость, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Также мы узнаем о изменениях в собственном теле: положении тела в пространстве, состоянии внутренних органов.

В результате воздействия стимула рождаются образы ощущения, которые выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущение является основой для формирования более сложных образов внешнего мира - образов восприятия.

Схема психического процесса - ощущения представлена на рис.1.

Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.

Ощущение, восприятие, мышление - это неразрывные части единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен анализировать, обобщать, конкретизировать - иными словами, мыслить о том, что отражается в ощущении и восприятии. Ощущение, восприятие, представление, мышление, память - это и есть познавательные процессы .

Структура приема информации включает следующие этапы:

Р → ОЧ → НИ → ГМ → ОЩ → ЦВ → (ЭП) → ОП → (М) → ОС → ВН.

Раздражитель (слуховой, зрительный) (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ) и обрабатываются там. Затем формируются отдельные ощущения (ОЩ), складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП), а после того, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации. Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

  • Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
  • Восприятие - это отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов.
  • Память - это отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.
  • Воображение - это отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта.
  • Мышление - это высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором.

Он состоит из трех частей:

  • рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
  • проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг;
  • мозгового центра в коре полушарий головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т. е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Выделяют такие виды ощущений:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • кожные;
  • обонятельные;
  • осязательные;
  • вкусовые;
  • температурные;
  • болевые;
  • кинестезические (ощущения движения тела);
  • интероцептивные (ощущения, связанные с внутренним состоянием организма).

Говоря о кожных ощущениях, следует помнить, что в кожных покровах есть несколько анализаторных систем:

  • тактильная (ощущения прикосновения);
  • температурная (ощущения холода и тепла);
  • болевая.

Таким образом, ощущения с достаточной полнотой отражают все свойства материального мира на основе работы органов чувств.

Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшие скопления тактильных клеток наблюдаются на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание , благодаря которому отражаются форма и пространственное положение предметов. Тактильные и температурные ощущения представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о положении тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т. п.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.

Если прикоснуться к поверхности тела, а затем надавить на него, то это может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность предоставляет знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и сопровождаются ярко выраженным эмоциональным тоном.

Третий вид кожной чувствительности - температурные ощущения . Он связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение рецепторов тепла и холода на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее - грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особая роль в жизни и деятельности человека отводится интероцептивным (органическим) ощущениям, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах, и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

К органическим ощущениям относят в первую очередь чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция этого центра (при помощи вживленных туда электродов) вызывает у животных стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение - к отказу от нее, т. е. к гибели от истощения.

Анализаторы имеют ряд характеристик, среди которых отметим следующие:

  1. Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается J 0). Сигналы, интенсивность которых меньше J 0 , человеком не ощущаются. Верхний порог - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (J max). Интервал между J 0 и J max носит название диапазон чувствительности.
  2. Дифференциальный (разностный) порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (Д < 1). Величина AJ пропорциональна интенсивности сигнала J; AJ/J = К - закон Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01; для слухового - К = 0,1.
  3. Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между ними, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального.
  4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера): Е = klogJ + с.
  5. Временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя.
  6. Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле: tga/2 = h/2L, где а - угловой размер объекта, h - линейный размер, L - расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угловой минуте, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальными условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40 угловых минут. Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (одного взгляда) - при предъявлении не связанных между собой объектов; объем восприятия составляют 4-8 элементов.
  7. Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения равна 0,1-0,2 с). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 с. В противном случае замедлится скорость и точность реагирования, поскольку во время поступления нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего.

Инженерам, проектирующим и эксплуатирующим современную технику, необходимо знать и учитывать психологические возможности человека по приему информации, характеристики его анализаторов. Основные из них приведены в табл. 3.1-3.3.

Поле зрения (зона обзора без перевода взгляда) - 70° в вертикальной плоскости (30° вверх и 40° вниз от горизонтальной линии взора), 120°- в горизонтальной (зона мгновенной четкой видимости - 18°). Зона эффективной видимости при концентрированном внимании - 30° в вертикальной и 60° в горизонтальной плоскости (здесь и надо размещать наиболее важные приборы и информацию).

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация и сенсибилизация. Первая - изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (чувствительность может повышаться или понижаться; например, адаптация к яркому свету, сильному запаху). Вторая - повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма.

Таблица 1. 1

Таблица 3.2

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Оно является результатом деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных и одновременное отвлечение от несущественных.

Это объединение признаков первого рода и сопоставление воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т. п.) и сложную деятельность мозга, направленную на синтез целостного образа.

Для восприятия характерна также субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость же восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключением лишь тех, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, негорящая свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, ее видели нормально расположенной, когда пламя направлено вверх.

Современные представления о процессе восприятия уходят корнями в две Противоположные теории. Одна из них известна как теория гештальта (образа).

Приверженцы этой концепции считали, что нервная система животных и человека воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы. Так, например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности.

Таблица 3.3

В противоположность этой теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу. Современная наука пытается примирить эти две крайние точки зрения. Предполагается, что восприятие изначально носит достаточно комплексный характер, но «целостность образа» все же является продуктом синтезирующей деятельности коры головного мозга. В принципе можно говорить о постепенном сближении этих двух подходов.

1 Понятие об ощущениях, их виды, типы и общие закономерности

2 Роль ощущений в жизни и деятельности человека

3 Восприятие: понятие, виды, свойства

4 Функции и виды представлений

Основные понятия по теме

Природа одарила каждого из нас способностью:

Ощущать и воспринимать (людей, природу, культуру, различные предметы и явления);

Помнить, думать, мыслить;

Говорить и понимать речь других;

Быть внимательным.

Данные способности развиваются и совершенствуются не са­ми по себе, а с помощью познавательных психических процес­сов.

Психический процесс - это течение психического яв­ления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды орга­низма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, па­мять, мышление, внимание и воображение, речь

Ощущение - это первейшая и простейшая форма чув­ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Физиологическим аппаратом ощущения является анали­затор, состоящий из трех частей:

- рецептор - часть анализатора, преобразующая энер­гию внешнего воздействия в нервные сигналы;

- нервный путь, по которому нервные сигналы переда­ются в мозг;

- корковая часть полушарий головного мозга, где нерв­ные сигналы осознаются.

Типы ощущений:

- внешние ощущения - зрительные, слуховые, обоня­тельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений располо­жены на поверхности тела;

- внутренние ощущения - голод, жажда, тошнота, из­жога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма;

- двигательные (кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках;

- ощущения равновесия - это ощущения, которыеотражают положение, занимаемое телом в пространстве. Рецепторы анализатора равновесия расположены во внутреннем ухе;

- болевые ощущения выполняют защитную функцию: сигна­лизируют человеку о неблагополучии в его организме.

Ощущение каждого человека имеет определенный диа­пазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения . За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога - уже не возникает, так как раздражи­тель слишком силен.

Все ощущения имеют общие законы:

- закон сенсибилизации - состоит в повышении чувст­вительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате сис­тематических упражнений человек может повысить свою чувствительность;

- закон адаптации (приспособления) - состоит в из­менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.

- закон контрастности - состоит в изменении чувст­вительности под влиянием предшествующего раздражи­теля. Например, одна и та же фигура на белом фоне ка­жется темнее, а на черном - светлее.

Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

То, что находится в цент­ре внимания, называют объектом (предметом) восприятия, все остальное - фоном. Предмет и фон динамичны, они могут ме­няться местами.

К свойствам восприятия относятся предметность, избирательность, апперцепция, осмысленность, констант­ность, целостность.

Предметность восприятия - проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта, содержания психической деятельности.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют интерес.

Константность – относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, освещенности и др.).

Восприятие окружающего мира как относительно устойчи­вого и постоянного называется константностью.

Целостность восприятия - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Если результатом ощущения является некоторое чув­ство (например, ощущение яркости, громкости, соле­ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады­вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред­полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за­висимости от того, какой из них работает активнее, раз­личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды .

В зависимости от целей: преднамеренное и непред­намеренное восприятие.

В зависимости от степени организации: организован­ное (наблюдение) и неорганизованное восприятие.

В зависимости от формы отражения:

- восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

- восприятие времени - это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

- восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Нарушения восприятия:

- гиперстезия - повышенная чувствительность к обыч­ным внешним раздражителям;

- гипостезия - явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность;

- агнозия - нарушение узнавания предметов при яс­ном сознании и сохранении или незначительном сниже­нии чувствительности;

- галлюцинации - восприятия, возникающие без нали­чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинаций следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред­метов и явлений.

Представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

По видам ведущего анализатора:

Зрительные (образ человека, места, пейзажа);

Слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

Обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);

Вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)

Тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

Температурные (представление о холоде и тепле).

По степени обобщенности:

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д.

По степени волевых усилий:

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

Тематика рефератов

1 Ощущения как источник человеческих знаний.

2 Восприятие и его роль в развитии человека.

Вопросы для самоконтроля

1Что такое психический процесс?

2Что такое ощущение?

3Что человек познает с помощью ощущений?

4Что является физиологическим аппаратом ощущения?

5Каковы типы ощущений и их особенности?

6Что такое порог ощущений?

7Каковы общие законы ощущений? В чем их особенности?

8Что такое восприятие?

9Какие свойства присущи восприятию?

10 Какие существуют классификации восприятия?

11 Какие существуют нарушения восприятия? В чем их особенности?

Литература

1 Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

2 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

3 Личность и ее структура: справочные материалы / под ред. Н.Я. Мороз.- Витебск: ВОИУУ, 1996. - 34 с.

4 Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. с англ.- 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 351 с.

5 Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1990. - 228 с.

6 Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

7 Общая психология: словарь / под ред. А.В. Петровского - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

8 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000.-712 с.

9 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.

Тест

Ощущение - это отражение … свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши чувства:

1) внешних;

2) отдельных;

3) активных;

4) актуальных.

2 Какого вида ощущений не существует:

1) интероцептивные; 3) экстероцептивные;

2) проприоцептивные; 4) приорцептивные.

3 Вставить пропущенные слова.

Восприятие - это … отражение предметов и явления, непосредственно воздействующих на органы чувств:

1) основное; 3) частное;

2) целостное; 4) отдаленное.

4 Вставить пропущенные слова.

Константность восприятия - это свойство восприятия, характеризующееся … отражения величины, формы и цвета предметов, что обусловлено знанием их физических свойств и предыдущим опытом восприятия при изменении расстояния, ракурса, освещенности:

1) динамичностью; 3) осмысленностью;

2) постоянством; 4) целостностью.

1 Вставить пропущенные слова.

Избирательность восприятия - это способность человека … лишь те предметы, которые представляют для него интерес:

1) чувствовать; 3) отражать;

2) воспринимать; 4) проявляться.

6 Какого вида восприятий не существует:

1) зрительное; 3) слуховое; 5) двигательное;

2) обонятельное; 4) осязательное; 6) речевое.

6 Какого типа ощущений не существует:

1) физические; 4) юридические;

2) двигательные; 5) внешние;

3) биологические; 6) внутренние.

7 Какие законы не являются общими законами ощущений:

1) сохранения энергии; 4) единства и борьбы противоположностей;

2) сенсибилизации; 5) контрастности;

3) адаптации; 6) перехода количества в качество.

8 Какого вида нарушений восприятия не существует:

1) гипертезия; 4) гиподинамия;

2) гиподермия; 5) гипостезия;

3) агнозия; 6) галлюцинации.