Освобождение руки в процессе эволюции человека способствовало. Этапы эволюции человека Происхождение и эволюция человека


Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного тина, была трудовая деятельность. На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Сейчас мы перейдем к основным органам человека, сыгравшим важнейшую роль в его эволюции. К ним относятся: мозг, развившийся под влиянием труда и членораздельной речи; рука, преобразовавшаяся в орган труда; стопа, которая сформировалась под влиянием прямо хождения.

По Энгельсу, основным фактором, обусловившим развитие обезьяны в современного человека, был труд: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, - который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству».

Можно утверждать, что мозг всех человеческих рас равно приспособлен к трудовой деятельности, что в нем на одинаково высоком уровне развития стоят те участки в лобной, височной и теменной долях, от которых зависит осуществление членораздельной речи.

По учению акад. И.П. Павлова, слова членораздельной речи входят в состав второй сигнальной системы, свойственной только человеку. Унаследованная же от далеких предков первая сигнальная система действительности является у человека общей с высшими животными, хотя и видоизменена в связи с развитием речи и сознания, свойственных всем человеческим расам.

Очень важным является, далее, участок коры, от которого зависит моторика пальцев рук. Он находится в нижней части передней центральной извилины, недалеко от двигательной речевой зоны. У всех человеческих рас этот участок занимает одинаково большое место, очень сильно развит, дифференцирован на отдельные «центры» для каждого пальца.

Шимпанзе имеет меньшую дифференциацию коры в участке, который связан с движением пальцев. Отдельные пальцы кисти шимпанзе и других обезьян не могут действовать так независимо друг от друга и исключительно точно, как у человека. Чтобы лучше понять это функциональное различие, обратимся к строению кисти шимпанзе и человека.

Будучи специализированным хватательным органом, кисть шимпанзе отличается сильным развитием в длину пальцев - от второго до пятого: с их помощью обезьяна, как крюком, прочно цепляется за ветки во время быстрого передвижения по деревьям. Вся поверхность ладони и нижней стороны фаланг пальцев снабжена массой чувствительных нервных окончаний и сплошь покрыта узорами из папиллярных, или сосочковых, линий, препятствующих скольжению при охватывании веток.

Однако первый, или большой, палец очень мал, почти рудиментарен и слабо участвует в охватывании ветвей. Таким образом, кисть, специализированная как орган «руколетания», или брахиации, по ветвям деревьев, похожа на крюк.

Несмотря на резко выраженные особенности строения кисти шимпанзе, как ловкого брахиатора, легко подметить сильное сходство между ней и кистью человеческой руки, которая в своей основе тоже является хватательным органом. Как и шимпанзе, человек обладает плоскими ногтями. На его ладонях имеется сложный узор кожных папиллярных и флексорных линий, очень похожий на узор у шимпанзе.

Большой палец в составе кисти человека относительно и абсолютно очень сильно развит. Он хорошо противопоставляется остальным. Эта особенность вместе с тонкой дифференциацией движений пальцев характеризует кисть человека как орган труда. Кисть антропоидного предка человека, не успевшая еще чрезмерно специализироваться, позволила ему обратиться к трудовой деятельности, при которой обхватывание и удерживание предметов играют большую роль.

Рука человека, как указал Энгельс, есть не только орган труда, но и продукт его. В процессе эволюции она постоянно изменялась под влиянием все совершенствовавшегося труда. Анатомо-физиологические особенности, характеризующие ее приспособление к трудовой деятельности, передавались по наследству, развиваясь и накапливаясь от поколения к поколению.

Овладев новой, трудовой функцией, кисть человека сохранила первоначальные приспособления к обхватыванию предметов и лазанию, которые унаследованы от предков - обезьян.

По строению кисти, - важнейшему органу, отличающему человека от животных, - ни одна современная раса не ниже и не выше других.

Рука и мозг развивались под могущественным влиянием социального фактора - общественного труда. Но это развитие было бы невозможным, и путь к нему, а, следовательно, и к очеловечению, был бы закрыт, если бы рука у ближайшего предка человека не освободилась от функций поддерживания тела при передвижении по земле.

У шимпанзе кисти рук служат прежде всего как органы лазания по деревьям; стопы несут очень важную служебную роль, в особенности при медленном передвижении по деревьям и земле. В связи с этим стопы сохранили приспособления к обхватыванию ветвей с противопоставлением большого пальца остальным, а также к энергичному продвижению тела по земле при четвероногом способе ходьбы и бега (здесь отметим сильное развитие и крепость второго-пятого пальцев).

На первый взгляд, стопа шимпанзе очень похожа на кисть, так как большой палец далеко отстоит от остальных и способен им противопоставляться. Но уже наличие пятки указывает на то, что это не кисть, а стопа, хотя и приспособленная в первую очередь к обхватыванию ветвей.

Сходство между стопами шимпанзе и человека выражено и в наличии плоских ногтей на пальцах и в сильном развитии большого пальца, поскольку тяжесть тола этой обезьяны по большей части падает на задние конечности.

Относительная величина пальцев шимпанзе и человека различна. У шимпанзе на стопе, как и на кисти, самым длинным является третий палец (затем идут четвертый, второй, пятый и первый). У человека на стопе самый длинный палец либо первый (формула пальцев: 1> 2> 3> 4> 5) либо, реже, второй (2 > 1 > 3 > 4 > 5). На кисти человека пальцы по их длине идут в следующем порядке: 3 > 4 > 2 > 5 > 1, как и у обезьян, либо 3> 2> 4> 5> 1. Развитие большого пальца па стопе шимпанзе несравненно сильнее, чем на его кисти.

Еще больше сходство между стопами шимпанзе и человека проявляется во внутреннем строении, например в наличии у человека рудимента мышцы, которая у антропоидов приводит большой палец к остальным. Эта мышца состоит из двух головок - поперечной и косой. Особенно редуцировалась у человека первая из них, имеющая у обезьян большее функциональное значение.

Одним из самых резких отличий стопы человека является присутствие продольного свода, служащего опорой при стоянии и передвижении. Будучи одинаково хорошо развитым у всех человеческих рас, этот свод отсутствует у шимпанзе.

Стопа у представителей очень многих племен и народов, особенно в тропических и подтропических областях, нередко обладает хватательной способностью. Привыкнув с младенческого возраста передвигаться без обуви и захватывать пальцами стопы с земли камешки и прочие мелкие предметы, они ко взрослому состоянию приобретают особую ловкость, которая позволяет им пользоваться пальцами стопы при шитье, гребле на лодках и при многих других движениях. В результате такого длительного упражнения большой палец приобретает способность заметно отодвигаться в сторону от соседнего и крепче прижиматься к нему, а также начинает лучше сгибаться. Развивается заметная самостоятельность и ловкость также у остальных пальцев стопы.

Интересно в этой связи описание ловкости папуасов, которое дал Н. Н. Миклухо-Маклай: «Я видел, например, как они держали ногами самые различные предметы, поднимали их с земли, ловили в воде маленьких рыб, снимали более крупных с остроги и даже чистили бананы». У европейских и других народов, постоянно носящих обувь, при этом нередко тесную, стопа функционально и морфологически несколько отличается от стопы людей, живущих в условиях теплого климата, где ходьба босиком обычна. Однако строение и функции стопы у различных человеческих рас очень сходны, и вариации расового характера невелики по крайней мере в отношении прирожденного строения.

У неандертальцев стопа была меньше приспособлена к прямохождению, чем у любой современной расы. Это вполне согласуется с тем, что у них и позвоночный столб не имел столь ясно выраженных поясничного и шейного изгибов, которые характерны для всех современных человеческих рас. Позвоночник неандертальцев во многих отношениях был больше похож на позвоночник шимпанзе или другой человекообразной обезьяны, чем современного человека.

Подведем краткие итоги по данным, свидетельствующим о единстве и биологической равноценности рас современного человечества.

Головной мозг современных людей велик и обладает сильно развитыми лобными долями. По этим особенностям все современные расы одинаково отличаются не только от шимпанзе, но и от неандертальцев с их заметно слабее развитыми лобными долями.

Кисть шимпанзе отличается тем, что большой палец очень мал. У всех представителей европеоидной, негроидно-австралоидной и монголоидной больших рас он сильно развит и в равной мере способен к противопоставлению остальным пальцам.

Стопа людей всех рас с ее упругим сводом является опорным органом, а не хватательным, как у предков человека - ископаемых обезьян, у которых большой палец хорошо противопоставлялся прочим, а стопа захватывала предметы, вероятно, почти с такой же ловкостью, как и кисть.

Следовательно, по строению таких важных органов, как мозг, кисть, стопа, прогрессивное развитие которых особенно характерно для эволюции человеческого тела, расы находятся на одинаково высоком уровне. В этом отношении, так же как и по другим существенным особенностям строения тела, современные человеческие расы равно удалены от типа своего ближайшего предка-неандертальца, а тем более от типа антропоида.

Единство современных рас в еще большей мере сказывается в сходстве многих биохимических признаков. Особенно ярко это проявляется в составе крови, которая у людей самых различных рас до сих пор практически неразличима, несмотря на применение наиболее тонких методов исследования.

Признание биологической равноценности человеческих рас делает недопустимым утверждение зарубежных расистов о том, что якобы негроидно-австралоидная, а по мнению других, монголоидная раса, является стадией в развитии европеоидной расы.

После рассмотрения вопросов, связанных с антропогенезом, будет вполне уместно перейти к рассмотрению процесса происхождения и развития человеческих рас.



Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов. Антропогенез сопровождается социальными факторами.

Факторы антропогенеза:

  • Биологические
    1. Мутации;
    2. Популяционные волны;
    3. Дрейф генов;
    4. Изоляция;
    5. Борьба за существование;
    6. Естественный отбор;
  • Социальные
    1. Трудовая деятельность;
    2. Общественный образ жизни;
    3. Речь;
    4. Мышление;
    5. Культура.

На ранних этапах эволюции человека преобладали биологические движущие силы. Решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей, способных к изготовлению примитивных орудий труд, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов. Позднее (на стадии австралопитеков) объектом отбора становится стадность и связанные с ней относительно развитые фермы общения. В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды. Индивидуальный отбор на основе избирательной элиминации (гибели) формировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию, т. е. формы отношений в стаде.

Главной движущей силой эволюции человека , начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность . На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, высокоспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.

Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества - хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т. д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает по наследству опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

В современном человеческом обществе действие биологических факторов эволюции претерпело значительные изменения. Полностью исключена в человеческом обществе внутривидовая борьба за существование. Утратил свое ведущее значение естественный отбор, который, в основном, выполняет стабилизирующую функцию (поддерживает признаки вида человек разумный). Популяционные волны могут сказываться только в малонаселенных регионах, так как численность человеческой популяции не подвержена значительным колебаниям. Изоляция также теряет свое значение - нарушение изоляционных барьеров ведет к обогащению генофонда популяций.

Сохранил свое значение мутационный процесс. Мутации изменяют генотипический состав населения и совместно с комбинационной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций. Ослабляющее действие естественного отбора может способствовать накоплению в популяциях вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей. Это обстоятельство необходимо учитывать в разных областях человеческой деятельности, и прежде всего в охране окружающей среды.

Факторы эволюции человека

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции - изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.


На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции - общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

Расы

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).


Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомств, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

Речь , подбородочный выступ.

Вторая сигнальная система , большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.

Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

Прямохождение : сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас

Ответ


Выберите три варианта. Человек в отличие от животных
1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

Ответ


Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда

Ответ


Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Ко второй сигнальной системе человека относят
1) условные рефлексы
2) безусловные рефлексы
3) речь
4) инстинкты

Ответ


1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный
А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны

Ответ


2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

Ответ


Выберите три варианта. Какие из перечисленных признаков характеризуют социальные факторы эволюции человека?
1) общественный образ жизни
2) способность передавать приобретенные признаки по наследству
3) абстрактное мышление и речь
4) совместная трудовая деятельность
5) модификационная изменчивость
6) естественный отбор и забота о потомстве

Ответ


Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец

Ответ


Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

Ответ


Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку
1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

Ответ


1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

Ответ


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

Ответ


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные

Ответ


Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

Ответ


Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

Ответ


Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (ксениапитек)
5) человек умелый

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

Ответ


2. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки

Ответ



Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник

Ответ


Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа

Ответ


Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

РОСОМАХА

Росомаха - хищное млекопитающее семейства куньих, представитель рода Gulo, в переводе с латинского «обжора». Весит росомаха от 10 до 25 кг, самки примерно на 10% мельче и на 30% легче самцов. Длина тела росомахи составляет до 1 метра. Внешне росомаха напоминает карликового медведя или барсука. Ее тело приземисто, лапы короткие с большими когтями.

Ступни ног несоразмерно велики - 10 см в ширину и 9 см в длину, что позволяет росомахе легко передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Такое стопохождение придает еще большее сходство росомахи с косолапым медведем.

Зубы у росомахи мощные и имеют острые грани. Волосяной покров густой, длинный, грубый. Цвет меха у росомахи коричневый или коричнево-черный.

Росомаха распространена в тайге и лесотундре Евразии и Северной Америки. Обычно росомаха живет в одиночестве, рьяно защищая границы своей территории от особей своего пола. В отличие от большинства куньих, ведущих оседлый образ жизни, росомаха постоянно кочует в поисках добычи по своему «индивидуальному участку». Она удивительно вынослива и за сутки обычно проходит до 45 км. Внешне кажется, что росомаха неповоротлива и неуклюжа. Это опасное заблуждение. Росомаха сильна и может в одиночку убить оленя. Она легко лазает по деревьям, обладает острым зрением, слухом и отличным чутьем. Это позволяет ей находить под слоем снега падаль. Росомаха всеядна. В ее рацион входят: зайцы, грызуны, яйца, тетерева, рыба, личинки насекомых, ягоды. Нередко росомаха похищает добычу из капканов и разоряет зимовья охотников. Может ночью съесть кожаные крепления на лыжах, прогрызть стенку ящика с продуктами и полностью выесть его содержимое. Но не стоит считать росомаху прожорливым и бесполезным животным. Она является санитаром, уничтожая больных, ослабших животных, и не позволяет распространяться заразным болезням среди животных. Раз в два года у росомахи появляется потомство: два или три слепых детеныша, которые открывают глаза только через пять недель после рождения. Воспитанием потомства занимается исключительно мать. Детеныши росомахи, взятые в природе, привыкают к человеку и становятся совершенно ручными.

1) Где распространена росомаха?

2) К какому семейству относится росомаха?

3) Сколько детенышей рождается у росомахи?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Росомаха распространена в тайге и лесотундре Евразии и Северной Америки.

2) К семейству куньих.

3) Два или три

Пользуясь таблицей "Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных", ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

1) Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?

2) Какая рыба живет дольше всего?

3) Зависит ли продолжительность жизни животного от его уровня обмена веществ?

Показать ответ

Правильный ответ содержит следующие элементы:

1) Галапагосская черепаха.

3) Зависит. Чем уровень обмена выше, тем продолжительность жизни меньше.

Рассмотрите таблицы и выполните задания 31 и 32.

Тренировка Дмитрия состояла из получасовой разминки в виде ритмической гимнастики и бега трусцой, который продолжался ровно час.

Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Дмитрию оптимальное по калорийности меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты.

При выборе учтите, что Дмитрий следит за содержанием в пище витамина С и любит бутерброд с курицей и вафельный рожок.

В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество в нем жиров.

Показать таблицы

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

Энергетические затраты пи различных вида физической активности