Презентация к уроку русского языка "Корни с чередованием раст- ращ- рос-" презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему. Презентация на тему: "правописание корней -раст-(-ращ-) -рос- -раст- -ращ- -рос-"


  • Тр..пинка, р..стение, прил..жение, п..могает, изл..гать, зар..сли, выр..щенный, со..нце, л..сник, окрес..ность.

Проверяем:

Проверяемая гласная в корне

Чередующиеся гласные в корне

Тр о пинка, п о м о гает, л е сник

Непроизноси-мый согласный в корне

Прил о жение, изл а гать

Со л нце, окрес т ность


Классная работа Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос-, -раст-, -ращ- ,


  • Выделить корень
  • Подчеркнуть согласные корня:
  • Перед «СТ» пишем «Щ»
  • Перед «С» пишем «О»
  • Вывод: написание гласной зависит от последующих согласных

  • Отрасль отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.
  • Росток стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.
  • Ростовщик человек, дающий деньги в долг под большие проценты.

  • Ростов один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России.
  • Ростислав мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Физ ультми утк

Три - в ладоши три хлопка…

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.


  • Всходы растений

отдельная область

производства

(отрасль)


  • Молодой лес
  • (поросль)
  • Частый кустарник,
  • которым заросло
  • какое-нибудь место
  • (заросли)


Творческая работа (составить словосочетания)


Оцени себя (знаю, умею – 1; нет, не уверен – о

Оценка

1.Знание теоретического материала. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

2.Умение правильно писать слова корнями -раст-, -ращ-, -рос.

3. Умение определять слово по его лексическому значению

4. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило .


  • П. 38, выучить правило.
  • Составить словарный диктант (10 слов) на изученное правило.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Повторяем! Заполните таблицу словами Значение Слово Математическое действие, обратное вычитанию Свод правил, законов То, что является добавлением к чему- нибудь Вид письменной работы, направленной на пересказ текста Основная синтаксическая единица языка СЛ О ЖЕНИЕ ПОЛ О ЖЕНИЕ ПРИЛ О ЖЕНИЕ ИЗЛ О ЖЕНИЕ ПРЕДЛ О ЖЕНИЕ

Вставьте вместо пропусков корень – лаг -//- лож -, обозначьте орфограмму. Повторяем! Из ать, про ить, вы ить, с ать, с ить, по ать. Петя сказал маме: «Не ложи книгу на стол». А мама его поправила. Как?

Буквы А- О в корне – раст (- ращ -) // - рос. Тема урока: узнать: Когда в корне – раст (- ращ -) // - рос- пишется буква А, когда – О? научиться: Правильно писать корни – раст - (- ращ -) // - рос-.

Наблюдение Вы р а ст ать, вы р а щ енный под р а ст ать, за р о с ли Подумайте! Почему в одних случаях в корне пишется О, а в других А? От чего это зависит?

Сформулируем правило р _ ст - р _ щ - р _ с а а о В корнях - р а ст -, - р а щ -, -р о с- безударная а пишется перед ст, щ, безударная о – перед с

Как вы думаете, почему правописание данных слов не подчиняется правилу? Р_ ст ов Р_ ст ислав р_ ст овщик р_ ст ок отр_ с ль о о о о а Это слова-исключения и их надо запомнить! Р о стовщик Р о стислав поехал в Р о стов за р о стками для своей отр а сли Р о стовщик Р о стислав живёт в Р о стове и ходит в одежде на вы р о ст.

Закрепляем Спиши, обозначь орфограмму. Подр …стающее поколение, листья р… стения, молодая пор… сль, зар … сти травой, выр... сли до небес, зар … сли камыша, ра..р.. стаются кусты, морские водор … сли, р..сток розы,

Лингвофизминутка Если в слове встречается буква О– хлопок перед собой, если А – хлопок дважды над головой. р … сли отр … сль р… сти р…сток р… стение выр …с подр …стать выр … щивать р…сточек ср… щение р… стовщик

«Назови одним словом» Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений. Р А СТЕНИЕВОДСТВО Отдельная область деятельности, науки, производства. ОТР А СЛЬ Стебель растения в самом начале развития из семени. Р О СТОК

«Назови одним словом» Водяное растение, у которого отсутствует членение на корень, стебель и листья. ВОДОР О СЛИ Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. ПОДР О СТОК Тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты. Р О СТОВЩИК

Выр а стать, р а стяжка, р а стение «Третий лишний» Р о стов, р о сток, выр о сли Выр а щивать, отр а сль, возр а ст Выр.. сший, ср.. щение, недор.. сль

Рефлексия В каких случаях пишется буква А в корнях раст -, ращ -, рос-? Назовите слова – исключения из правила. Что было непонятно? Что вызвало трудности? Достигли ли мы поставленных перед собой целей?


Раст--ращ--рос- РАСТи РАСТение выРАСТи заРАСТи выРАЩивать выРАЩивание РОСли заРОСли выРОСли Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице. Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице.










1. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли. 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли.


2. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли. 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли.


3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить. 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить.


4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква Е 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру). 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру).


5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать. 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать.

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Цели:

  • Познакомить с условиями выбора букв а - о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
  • Формировать умение находить и выделять орфограммы с чередованием а – о.
  • Закрепить навык правописания слов с корнями -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -раст -, -ращ-, -рос-.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Капитаны выполняют задания.

Учитель :

Вы довольны, пираты? Убедились, что ребята у нас молодцы?

Первый пират:

Ладно-ладно, мы еще раз к вам придем.

Второй пират:

Тогда уж точно всех в плен возьмем.

Первый пират:

Или утопим.

Пираты уходят.

Учитель:

Все обошлось благополучно. Продолжим наше путешествие. Справа по борту – земля. Высадившись на берег, вы сразу попадете в дремучий лес Выбирай-ка .

3. Выборочный диктант (Приложение 1 , слайд 11-14) .

а) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.

Один ученик выполняет задание у доски.

Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.

б) Разобрать по составу слова: растения, подросли, разрастается, росток.

4. Тест в формате ЕГЭ (Приложение 1 , слайд 15-16) .

А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пол..жить, зар..сти, соприк..сается

р..сточек, к..снусь, прир..щение

прил..гательное, к..сательная, отр..сль

Р..стислав, ул..жить, выр..стить

А2. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

распол..жение, к..сой, пор..сль

упр..стить, прик..саться, сл..гаемое

водор..сли, к..сьба, вл..жение

предпол..жение, отр..сль, выр..щенный

Ключ к тесту: А1. 3. А2. 4.

Выбравшись из зарослей дремучего леса Выбирай-ка , мы попали на берег реки Игровой .

5. Игра “Составь слово” (Приложение 1 , слайд 17) .

Из слова выходить взять приставку.
Из слова заросли – корень.
Из слова сидел – последний суффикс.
Из слова кустарника – окончание. (Выросла.)

V. Подведение итогов.

На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что мы узнали нового сегодня на уроке.

VI. Домашнее задание.

(Приложение 1 , слайд 18-19).

Параграф 85, упражнение 441 или составить словарный диктант с изученной орфограммой (по выбору учащихся).