Комбинаторные изменения звуков. Позиционные изменения звуков

Позиционные изменения согласных связаны главным образом с положением согласного в начале или конце слов. В конце слова может, например, происходить о глуше (см. § 16) или отпадение конечных согласных. Так, в которых русских говорах произносят эс"], [шэс"] вм , (шэс"т"], реже встречается произношение [мое], [ вместо [мост], [л"ист].

В начале слова возможно появление особого приставоч­ного (он называется протетическим - от греческого prothesis - приложение, прибавление) звука. Такого проис­хождения произношение вострый, воспа, встречающееся в русских говорах. Протетическое в закрепилось в некоторых словах литературного языка. Русское восемь из старого оемь, вотчина, из отчина, т. е. «имение, перешедшее от отца».

Более сложный характер имеют позиционные изменения гласных звуков.

Уже говорилось, что в языках с силовым типом ударения ударный слог значительно сильнее безударных. В русском литературном языке, например, ударный слог почти в полто­ра раза сильнее первого предударного слога и в три раза сильнее остальных безударных слогов. Так, в слове голова ударный слог -ва в полтора раза сильнее слога -ло- и в 3 раза сильнее слога го-, в слове выдача слог вы- в 3 раза сильнее всех остальных слогов. В других языках отношения между ударными и безударными слогами могут быть иными.

В английском языке наиболее слабыми являются первый предударный и первый заударный слоги. Например, в слове understand (понимать) слог слабее, чем [лп]; в слове maritime ["mæritaim] (морской) слог [п] слабее, чем слог . В немецком языке есть резкая разница между ударными и безударными слогами, но нет такого различия в безударных слогах, как в русском. Во французском языке разница между ударными и безударными слогами очень слабая.

Положение гласного в ударном слоге называется силь­ной позицией, а в безударном - слабой позицией звука. В сильной позиции гласные устойчивы, а в слабой - могут подвергаться значительным изменениям, связанным с их ослаблением, редукцией (от латинского reductio - отведение назад).

В русском литературном языке принято различать две слабых позиции: I позиция - первый предударный слог и II позиция - все остальные безударные слоги. Например, в словах голубой, выходить и т. п. в первой позиции оказы­вается слоги [лу], [хо], во второй - слоги [го], [вы]; в словах выбрали, городом, громко и подобных, имеющих ударение на первом слоге, заударные слоги [бра], [ли], [ро], [дом], [мко] стоят во II позиции. Редукция гласных во второй позиции сильнее, чем в первой.

Редукция бывает двух типов: количественная и качествен­ная. При количественной редукции гласные ослаб­ляются, теряют часть долготы (долгие становятся краткими, краткие - более краткими), но не меняют своего основного характера (качества). Например, звук [у] в словах дуб - ду­бок - дубовик в I и II позициях становится более слабым, кратким, но остается звуком лабиализованным, заднего ряда и верхнего подъема. Такое же изменение и в гласных [ы], [и]. Гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] в русском языке подвер­гаются количественной редукции (ср.: рыба - рыбак - ры­баки, мир - мирить - мировой). Такой тип редукции харак­терен для всех гласных немецкого языка, за исключением гласного [е].


При качественной редукции происходит не только ослабление звука, но и изменение его характерных призна­ков, его качества. Например, гласный (о], оказавшись в пер­вой позиции, в русских словах теряет свой лабиализованный характер и сдвигается в своей артикуляции несколько вперед по сравнению с заднерядным [о] (этот новый звук принято обозначать знаком [л]); во II позиции гласный [о] ослабляет­ся еще сильнее и становится нейтральным ослабленным гласным среднего ряда и среднего подъема (обозначается э или ъ). Так меняется произношение гласного (о] в словах: [дом] - [дома] - [дъмовотствъ], [гот] - [года] -[гъдовой], [горы] - [гора] - [на гъру] и т. д.

Разные гласные в слабых позициях подвергаются разным изменениям, притом характер этих изменений зависит не только от особенностей гласного и характера позиции, но и от положения гласного после твердого или после мягкого со­гласного. Так, гласный [а] после твердых согласных в I пози­ции ослабляется и становится звуком более узким и задним [л], а после мягких согласных на месте [а] произносится гласный верхне-среднего подъема переднего ряда [э и ] или [и 3 ], т. е. произносится - [слды], [плхал], но [п"и"тнб], [п"и э так]. Во второй позиции после твердых согласных произносится нелабиализованный редуцированный гласный среднего ряда и среднего подъема [ъ], а после мягких согласных - редуци­рованный гласный переднего ряда, верхнего или верхне-среднего подъема [ь], т. е. [стър"ика], [рлббтъл], [упалъ], но [п"ьта-ч"бк] [л"ьгушатн"ик]. Однако возможно произношение [ъ] и после мягких согласных [йм"ъ], [капл"ъх]. После йота (об особенностях этого звука см. § 12, а о способах его передачи на письме, т. е. е звуковом значении букв я, к>, ё, е, см. § 23) произносится тот же гласный, что и после любого мягкого согласного (ср.: [вУзал] и Ци"зык], [в"и"сну] и [)*и"му], [м"ьсн"ика] и иьдлв"йтыЯ, [в"ьл"икан] in Цьздл boj], [пбл"ь] и [в"и э с"эл"]ь], [б*и э л"э]ьт]) и т. д.

Для русского языка изменение гласных звуков в слабых позициях показано в табл. 4.

Таблица 4

Изменение русских гласных в слабых позициях

Позиционным изменениям подвержены гласные и согласные звуки. Позиционные изменения согласных связаны, как правило, с положением согласного в начале или конце слова. Например, в начале слова возможно появление особого протетического звука: русск. восемь (ср. разг. осьмушка хлеба), диал. воспа (ср. лит . оспа), белорусск. яна (ср. русск. она)); в конце слова может происходить оглушение звонкого согласного (русск. лоб, луг, год, рог [лоп, лук, гот, рок], нем. der Sand ).

Примером позиционных изменений гласных является редукция (от лат. reduction – «уменьшение, сокращение»).

Редукция – это изменение звуковых характеристик гласных, вызванное их слабой фонетической позицией в слове. Слабой фонетической позицией гласного звука является его положение в безударном слоге.

Редукция может быть количественной и качественной.

При количественной редукции гласные ослабляются, теряют часть долготы, но не меняют своих качественных характеристик. Количественной редукции в русском языке подвергаются гласные верхнего подъема (и, ы, у ): ми¢р -мири¢ть -миро¢вой.

При качественной редукции происходит изменение характерных качественных признаков звука.

Качественная редукция гласных после твердых согласных

Качественная редукция гласных после мягких согласных

Упражнения

1. В приведенном ниже тексте найдите случаи ассимиляции и диэрезы. В каком слове наблюдается сочетание ассимиляции и диссимиляции?

Теплым солнцем весенним согрета,

Пробудившись от долгого сна,

Молодою листвою одета,

Как легка и нарядна она!

(Н. Белоусов)

2. Определите ассимиляцию в приведенных словах, указав: а) прогрессивную и регрессивную, б) полную или частичную (по глухости – звонкости, твердости – мягкости), в) контактную или дистактную: резко, редко, подход, с жалостью, отбросил, как будто, вставать, езжу, уставший, сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый, без жира, вторник.

3. Определите, какие звуковые изменения наблюдаются в словах : плести, мести, вести, горсть (ср. гъртть), флюгер (нем. Flügel), футляр (нем. Futeral), мольберт (нем. Malbrett), диал. ведьмедь, укр капость (ср. пакость), укр. бгати - «комкать, мять» (из гьбати), укр. жеврети - «тлеть» (ср. старосл. жервие), марганец (нем. Marganerz), февраль (феврарь), верблюд (др.-рус. вельблюд), вотчина, Румыния.

4. Объясните, в результате какого фонетического явления видоизменились следующие слова: дикообраз > дикобраз, близозоркий > близорукий, минералология > минералогия, корненосый > курносый.

5. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное произношение следующих слов:

а) омман, посленний, шашнадцать, консомолец (ср. лит. обман, последний, шестнадцать, комсомолец); б) асвальт, пролубь, лаболатория, транвай (ср. лит. асфальт, прорубь, бомба, лаборатория, трамвай).

6. Выделите все комбинаторные изменения в тексте. Затранскрибируйте текст. Найдите слово, в котором имеет место позиционное изменение согласного.

Нет ребят на свете

Доблестней, чем вы,

Юноши и дети

С берегов Невы.

Я встречал вас в школах,

В цирках и садах,

На катках веселых,

В дачных поездах.

(С. Маршак)

7. В данных пословицах, поговорках и загадках выделите все случаи изменений согласных звуков.

Свой глаз – алмаз. Всему свое время. Где снег, там и след. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Лучше поздно, чем никогда. Сердце сердцу весть подает. Гора с горою не сходится. Учиться всегда пригодится. Старый друг лучше новых двух. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Для милого дружка и сережка из ушка.

8. Чем объясняется одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов:

частота - чистота; леса - лиса; милок - мелок; дров - дроф; кот - код; столб - столп.

9. Пользуясь таблицей позиционных изменений гласных, найдите в тексте все случаи позиционных изменений гласных. Затранскрибируйте текст.

Летят перелетные птицы,

Ушедшие лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

(Исаковский)

10. Найдите в тексте все случаи редукции, распределите их на две группы: а) количественная редукция; б) качественная редукция:

Первое, что бросилось мне в глаза, это извозчичья лошадь, раскормленная, как носорог, и сухой старичок на козлах. И, неизвестно почему, я понял мгновенно, что это Дрыкин. От этого я взволновался еще больше. Внутри театра меня поразило некоторое возбуждение, которое сказывалось во всем. У Фили в конторе никого не было, а все его посетители, то есть, вернее, наиболее упрямые из них, томились во дворе, ежась от холода и изредка поглядывая в окно. Некоторые даже постукивали в окошко, но безрезультатно. Я постучал в дверь, она приоткрылась, мелькнул в щели глаз Баквалина, я услышал голос Фили:

Немедленно впустить! (М. Булгаков)

11. Затранскрибируйте приведенные ниже немецкие слова и укажите, какое позиционное изменение согласных наблю­дается в них: Das Tand, lag, das Lob, der Tag, sind, das Land.

12. Определите характер звуковых изменений в следую­щих немецких словах : Lamm (старое lamb), Zimmer (старое zimber), krumm (старое krumb).

13. В приведенных ниже немецких словах выделите слу­чаи фонетического чередования согласных : Schreiben - schrieb, loben - Lob, lesen - las, bringen - brachte.

14. Затранскрибируйте приведенные ниже предложения и установите, какое характерное для русского языка явление произношения согласных на стыке слов отсутствует в немец­ком языке.

1) Was fragt der Lehrer? 2) Stellt der Lehrer Fragen? 3) Aufs Land fährt er mit dem Auto. 4) Brauchst du disses Buch?

15. Сравните произношение английских слов: cap и cab, set и said, leaf и leave, white и wide. Какая характерная для русского языка закономерность произношения конечных со­гласных отсутствует в английском языке?

16. От существительных back (спина), bag (сумка), belt (пояс), bed (кровать), cat (кошка), card (билет), egg (яйцо) образуйте множественное число. В каких случаях происходит ассимиляция? Какой характер она имеет?

17. Отсутствие какого характерного для русского языка изменения согласных определяет произношение следующих английских слов и сочетаний слов? Какие ошибки допускают русские учащиеся в произношении этих слов и почему возни­кают эти ошибки?

Absent, blackboard, good time, red tie, that dog, that book, this bag, white door.

18. Сравните русское произношение заимствованных из английского и немецкого языков слов с произношением соответствующих английских и немецких слов. В чем проявилось действие субституции? Найдите примеры звуковых изменений, характерных для рус­ского языка и чуждых английскому.

а) аврал (over all), аут (out), блокада (blockade), бульдозер (bulldozer), во­лейбол (Volleyball), джемпер (jumper), комбайн (kom-bine), кроссворд (cross-word), матч (match), пудинг (pudding);

б) абзац (Absatz), вахтер (Wächter), вексель (Wechsel), вундеркинд (Wunderkind), гардина (Gardi­ne), гастроль (Gastrolle), гауптвахта (Hauptwache), глазурь (Glasur), ландшафт (Landschaft), колба (Kolben), плацкарта (Platzkarte), пудель (Pudel);

в) десант (descente), ансамбль (ensemble), монтаж (montage), монтер (monteur).

Понятие фонемы

Фонема (от греч . phōnēma – «звук») - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем). Фонемы характеризуются определенными фонологическими признаками, с помощью которых противопоставляются друг другу. Подобные признаки называются дифференциальными . Например, фонема <б> обладает следующими дифференциальными признаками: твердость (был-бил), звонкость (бар-пар), огубленность (бар-дар), отсутствие назальности (носового призвука) (боль-ноль).

Дифференциальные признаки фонем в разных языках различны. Например, в русском языке важным дифференциальным признаком является твердость / мягкость (угол-уголь, стал-сталь, ток-тёк), в немецком, английском языках - долгота / краткость гласных (нем. Staat (государство) – Stadt (город); англ . be (быть) – bee (пчела)), во французском языке – открытость / закрытость звука (le sol (почва) – le saule (ива)).

Фонемы, отличающиеся только одним дифференциальным признаком, получили название коррелятивных : з / з`, з / с, г / к.

Количество фонем и их состав в разных языках различны. . В русском языке выделяют 5 гласных фонем и 34 согласные фонемы; в немецком языке – 18 согласных фонем и 15 гласных, в английском – 24 согласных и 13 гласных, во французском – 17 согласных и 18 гласных.

Дифференциальные признаки фонем определяются по сильной позиции фонемы в слове.

Позиция – это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Фонема может находиться в сильной и слабой позициях.

Сильная позиция – это позиция различения фонем. Для гласных фонем такой позицией является позиция под ударением. Для глухих / звонких согласных – позиция перед гласными (ср . [т]ом – [д]ом), сонорными согласными (ср. [п]леск – [б]леск). Для твердых / мягких согласных - позиция конца слова (ср. бра[т] – бра[т¢]) и перед всеми гласными, кроме е (ср. [н]ос – [н¢]ос). Для переднеязычных согласных сильной является позици перед заднеязычными (ср . го[р]ка – го[р¢]ко) и губными (ср . ко[рм¢]е - тю[р¢м¢]е). Состав фонем того или иного языка определяется по сильным позициям, т.е. по таким положениям, в которых фонемы наиболее устойчивы

Слабая позиция – это позиция неразличения фонем: сома – сама (в слабой позиции не различаются гласные фонемы <а> и <о>). В русском и немецком языках слабой позицией для звонких и глухих согласных является конец слова (стог [сток] – сток [сток]; нем. Rad – Rat ). Ср . в английском языке: bed – bet – конец слова является сильной позицией, в которой противопоставлены звонкие и глухие согласные.

Упражнения

1. Укажите, какие фонемы служат для различения следующих пар слов: ос – ось, сад - сядь, нить – ныть, шест – шесть, лез – лезь, жар – жарь, мол – мёл, крыт – крыть, трус – (не) трусь.

2. Какие из приведенных ниже слов начинаются с одной фонемы, а какие с разных: а) там, том, три, тюк, тень; б) сам, сыт, снова, срыв, сито, сом; в) шум, горох, щавель; г) яма, юг, елка, утро, это.

3. Сколько различных фонем в данных парах слов? С помощью каких дифференциальных признаков эти фонемы противопоставлены одна другой: а) род – рад, шелк - толк, пил - пыл, дом - кум, щель – шел; б) счет – кот, щель – шел, плащ – плющ, зуб – суп, шелк – толк, щетка – тетка; в) bed - bad; piece - cheese; kill - meat.

4. Приведенные слова сгруппируйте попарно; а) отличающиеся друг от друга одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами:

Русск. спор, трава, дом, век, дрова, факт, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, заря, вода, плен, черт, блеск, беда, гора, сени, клеть, плеск, вчера, пуля, риск, крот.

Англ. bad, fat, thin, luck, mean, sing, scene, take, dark, road, broad, time, brick, praise, look, mine, crook.

Нем. Liebe, Traum, Band, Btihne, braun, Last, grau, Meer, Schild, Wand, Frau, Mast, Sinn, Erde, Auge, Bild.

Франц. étape, méche, date, mode, femme, pére, pain, pomme, trappe, messe, dame, tache, pont, mére, fumer, méchant, fond, faim, rame.

5. Какие признаки гласных звуков, безразличные для носителей русского языка, используются для дифференциации звучаний слов немецкого языка, т.е. включены в состав его гласных фонем?

Kamm (kam) гребень - Kam (ka:m) пришел; Kann (kan) могу - Kahn (ka:n) лодка; Bahnen (ba:nen) пролагать путь - Bannen (banen) изгонять; Wir (vi:r) мы - Wirк (vir) спутанный; In (in) в – Ihn (i:n) его; Riff (rif) риф– Rief (ri:f) звал; Bett (bet) кровать – beet (be:t) грядка; Mitte (mite) середина – Miete (mi:te) квартплата.

6. Какие фонемы различаются в следующих немецких словах: а) der Wolf – die Wölfe, der Hof – die Höfe, der Hut – die Hüte, die Maus – Maüse; б) der Band – die Bank, finden – der Finger.

7. Назовите фонемы в следующих английских словах: man, ten, tea, time, six, five, city, she, hat, page.

8. Какими фонемами различаются следующие английские слова: pen – pan, lead – lid, seat – sit, lake – leak, bag – beg, man- men, steel – still, date – late, cap – cat, call - cord, colour – cover, March – much.

9. Какие фонемы различаются в следующих французских словах: а) fou – vous, chat – jean; б) lit – les – lait – la, du – nu – tu?

10. Какие противопоставления в системе гласных фонем характерны для французского языка и чужды русскому?

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексикология (от греч. lexikos «относящийся к слову» и logos «учение») – это наука, изучающая слово и словарный состав языка.

Слово – единица, работающая на всех языковых уровнях. Разносторонность, многоаспектность слова, большое разнообразие слов и в пределах одного языка, и при сравнении разных языков объясняют сложность научного истолкования этого понятия. Единого определения слова не существует.

Выступая на разных уровнях как фонетическая, грамматическая или лексическая единица, слово проявляет следующие признаки, характеризующие его как особую языковую единицу.

В фонетическом аспекте для слова характерны: а) фонетическая оформленность (признаки начала и конца слова); б) одноударность (наличие в большинстве самостоятельных слов одного основного ударения); в) непроницаемость (невозможность вставить в середину слова другое слово).

С грамматической точки зрения - а) целостность и единооформленность (слова изменяются как единая единица); б) лексико-грамматическая отнесенность слова (принадлежность к какой-нибудь части речи);

С точки зрения семантики: а) наличие лексического значения; б) номинативность (способность называть предметы, признаки, действия); в) воспроизводимость (слова постоянно существуют в языке и только воспроизводятся в момент речи, а не создаются заново, как словосочетание).

Позиционные изменения звуков

Позиционной меной звуков называется закономерное изменение их в слове в зависимости от различия фонетических условий. Так, например, звук [о] всегда чередуется со звуком [Л], если оказывается в первом предударном слоге после твердых согласных (ср. [кот - кЛта]).

В современном русском литературном языке различаются два принципиально разных типа позиционной мены звуков.

Первый тип представляет позиционные мены, при которых образуются параллельные ряды звуков. В словах пат, спать, спят, пять ударный звук [а] находится в различных фонетических условиях и потому различается по своему качеству: между твердыми согласными звук [а] выступает как гласный среднего ряда [а], перед мягким согласным оказывается более передним в конце своей длительности [а*], после мягкого согласного перед твердым согласным становится более передним в начале своей длительности [*а], между мягкими согласными продвигается вперед и несколько вверх на всем протяжении своей длительности [а]. Позиционные мены звука [а] в данных фонетических позициях представлены рядом звуков: [а], [а*], [*а], [*а*].

В фонетических положениях, тождественных указанным выше позициям звука [а], точно так же параллельно изменяются и звуки [о], [у]: плот - плоть - плётка - переплёте (плот - пло*т" - пл"о*ткъ - п"ьр"и е плцт"ь], суда - судя - сюда - сюсюкать [суда - су*д"ъ - с"*уда - с"яс"укът"].

Второй тип представляют позиционные мены звуков, при которых образуются непараллельные ряды звуков, пересекающиеся друг с другом, имеющие один и более общих членов. Примером непараллельных мен является мена гласных звуков в зависимости от места по отношению к ударению. Они называются вариантами гласных фонем.

Наличие в фонетической системе двух типов позиционной мены звуков - параллельной и непараллельной - является основой для разграничения понятий сильной и слабой фонемы, сильных и слабых позиций.

Комбинаторные изменения звуков

Комбинаторные изменения звуков, результат влияния окружающих звуков в речевом потоке.

ассимиляция ((от лат. assimilatio), уподобление, слияние, усвоение),

диссимиляция (,один из видов комбинаторного изменения звуков в потоке речи, когда один из двух тождественных или сходных звуков речи (смежных или несмежных) заменяется другим звуком, отличным или менее сходным с ним),

аккомодация (частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного, состоящее в том, что экскурсия (т. е. начало артикуляции) последующего звука приспособляется к рекурсии (т. е. окончанию артикуляции) предыдущего звука (прогрессивная аккомодация) или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация).) - приспособление согласных к гласным и гласных к согласным («игры - отыгран»),выпадение звука («сонце» вместо «солнце»), гаплология - выпадение одного из одинаковых или подобных слогов («знаменосец» из «знаменоносец»), стяжение двух смежных гласных в один (русское диалектное «быват» из «бывает»), афереза - отпадение начального гласного слова после конечного гласного предшествующего слова, элизия - отпадение конечного гласного слова перед начальным гласным следующего слова, эпентеза - вставка звуков (просторечное «Ларивон», «радиво»), метатеза - перестановка («Фрол» из лат. Florus).

Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной.

Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной . В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом) , [д`] – [ид`о́м] (идём) , [т] – [ток] (ток) , [т`] – [т`ок] (тёк) , [з] – [зонт] (зонт) , [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна) , [с] – [сом] (сом) , [с`] – [с`олъ] (сёла) , [б] – [бо́дръ] (бодро) , [б`] – [б`о́дръ] (бёдра) , [п] – [пот] (пот) , [п`] – [п`отр] (Пётр) , [в] – [вол] (вол) , [в`] – [в`ол] (вёл) , [ф] – [фон] (фон) , [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор) , [г] – [гол] (гол) , [г`] – [г`э́н`ий`] (гений) , [к] – [кот] (кот) , [к`] – [тк`от] (ткёт) , [м] – [мол] (мол) , [м`] – [м`ол] (мёл) , [н] – [нос] (нос) , [н`]- [н`ос] (нёс) , [р] – [роф] (ров) , [р`] – [р`оф] (рёв) , [л] – [лот] (лот) , [л`] – [л`от] (лёд) , [х] – [хот] (ход) , [х`] – [х`и́трый`] (хитрый) , [ж] – [жок] (жёг) , [ж`:] – [ж`:от] (жжёт) , [ш] – [шок] (шок) , [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки) , [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка) , [ц] – [цо́кът] (цокот) , [й`] – [й`ок] (йог) .

Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции:

Перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить) , [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит) , [см`и э й`а́с`] – [зм`и э й`а́с`] (смеясь – змеясь) , [кнут] – [гнут] (кнут – гнут) ;

Перед [в], [в`]: [двLр`э́ц] – [твLр`э́ц] (дворец – творец) , [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь) .

В выделении сильных позиций для согласных, парных по твёрдости-мягкости, существуют определённые трудности, связанные, во-первых, с изменением норм произношения (сравните устаревшее (отпить) и нормативное ), а во-вторых, - с возможностью вариантов произношения (сравните [с`м`эх] и [см`эх] (смех) , [д`в`эр`] и [дв`эр`] (дверь) и т.д.). В научной литературе иногда встречаются противоречивые сведения, касающиеся сильных позиций по твёрдости-мягкости, поэтому ограничимся лишь перечислением тех позиций, на которые необходимо опираться учителю начальных классов:

В конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь) , [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель) , [трон] (трон) – [трон`] (тронь) ;

Перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька) , [мост] (мост) , [про́з`бъ] (просьба) . Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять) , [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый) ;

Для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [мLлва́] (молва) , [пLлз`а́] (ползя) – [н`и э л`з`а́] (нельзя) .

К позиционным изменениям согласных, находящихся в слабых позициях, относятся оглушение и ассимиляция.

Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб) , [л`эс] (лес или лез ), [сток] (сток или стог ), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь ) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стLга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д.

Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать , [б`и э с:на́] – без сна , [уч`и́ц:ъ] – учиться ). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки.

Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией : [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости.

Различают следующие разновидности ассимиляции:

- по звонкости-глухости (по голосу). В русском языке не могут произноситься рядом звонкий и глухой или глухой и звонкий согласные. Первый из таких звуков ассимилируется, т.е. уподобляется второму. Таким образом, рядом оказываются либо два глухих (оглушение), либо два звонких (озвончение) согласных: [фслух] (вслух) , [по́тп`ис`] (подпись) , [исту́ч`и] (из тучи) – оглушение; (отбить) , [про́з`бъ] (просьба) , [гд`э́ду] (к деду) – озвончение;

- по твёрдости-мягкости . В некоторых случаях последующий мягкий согласный влияет на предыдущий, смягчая его: [ко́н`ч`ик] (кончик) , [рLс`т`и́] (расти) . Такая ассимиляция происходит в русском языке непоследовательно (вспомним упоминавшиеся выше варианты нормативного произношения). Кроме того, ассимиляция по твёрдости-мягкости в начальных классах специально не изучается, поэтому отметим лишь те наиболее последовательные случаи, которые важны для обучения младших школьников орфографии:

а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик) , [пLл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее) , [и́н`д`ий`ь] (Индия) , [ка́н`т`ик] (кантик) ;

б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить) , [го́н`ш`:ик] (гонщик) ;

в) ассимиляция по твёрдости: [й`и э нва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`и э нва́р`] (январь) ), [с`т`и э пно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь) ).

Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка.

- по месту и способу образования . При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить) , [з:а́д`и] (сзади) , [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно) , [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция.

Отметим, что подвергаться ассимиляции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости могут только парные по этим признакам согласные.

Вопросы и задания

1. Чем обусловлены позиционные чередования согласных?

2. Почему для разных групп согласных выделяются разные сильные позиции?

3. Что такое абсолютно сильная позиция для согласных?

4. Назовите сильные позиции по звонкости-глухости.

5. Назовите основные сильные позиции по твёрдости-мягкости.

6. Почему для сонорных согласных все позиции по звонкости-глухости – сильные? Почему для [ч`], [ш`:], [ж`:], [й`], [ц] все позиции по твёрдости-мягкости – сильные?

7. С чем связано оглушение? Приведите свои примеры.

8. Из перечисленных согласных укажите такие, которые могут находиться в абсолютном конце слова: [й`], [ш], [ж], [м], [м`], [з], [з`], [т], [т`], [с], [с`], [д], [д`], [г], [г`], [к], [к`] . Cвой ответ мотивируйте примерами.

9. В одном из школьных учебников по русскому языку приводится такое правило: «В конце слова звонкие и глухие парные согласные произносятся одинаково глухо». Оцените данное утверждение. Как можно его откорректировать?

10. Что такое ассимиляция? Охарактеризуйте ассимиляцию по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по месту и способу образования. Приведите свои примеры на разные виды ассимиляции.

11. Прочитайте текст. Укажите: а) согласные, находящиеся в абсолютно сильной позиции; б) согласные, находящиеся в сильной позиции по звонкости-глухости, в) согласные, находящиеся в сильной позиции по твёрдости-мягкости:

Петух сделал вид, что не понял обидных слов, и, чтобы показать своё презрение дерзкому хвастунишке, громко захлопал крыльями, вытянул шею и, страшно раскрыв клюв, пронзительно заорал своё единственное ку-ка-реку.

(Д.Мамин-Сибиряк)

12. Можно ли узнать значение данных слов в транскрипции вне контекста: [кот], [мак], [глас], [трут], [л`эс`т`], [в`и э с`т`и́], [сй`эст] ? Какие варианты возможны? Какое фонетическое явление создаёт омофоны в этом случае?

13. Затранскрибируйте слова. Выявите все случаи ассимиляции: дождь, редкий, отгадать, лётчик, коробка, сжечь, расшалиться, сдать, подсадить, расти, отчизна, здесь, подцепить, сказка, болезнь, нянчиться, песчаный, вселять, снять, обсчитать, винтик, мужчина, груздь, детство, общий .

14. Затранскрибируйте текст. Выявите случаи ассимиляции. Охарактеризуйте слоги и звуки в подчёркнутых словах:

Осень

Чувствуя, что красота её начинает отцветать и желая как-то продлить своё лето, Берёзка выкрасилась в жёлтый цвет – самый модный в осеннем возрасте .

И тогда все увидели, что осень её наступила…

Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

  • · глухость-звонкость,
  • · твердость-мягкость,
  • · способ образования: смычка-щель.

Важен последний, четвертый признак: место образования .

Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других - языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"] - губно-губные, [в], [в"], [ф], [ф"] - губно-зубные, все остальные - язычные: переднеязычные [т], [ т"], [д], [д"], [н], [н"],[с], [с"], [з], [з"], [ш], [ж], [ш":], [ч"], [ц], [л], [л"], [р], [р"], среднеязычный [й"] и заднеязычные [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

Позиционные изменения звуков

1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.

Речь - это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным - всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.

Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая - без ударения .

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

  • · под ударением: [дом] - [дам] - [о] ? [а].
  • · без ударения: [да маґ] -домаґ- [да лаґ] -далаґ - [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

  • · под ударением: [м"эч"] - [м"ач"] - [э] ?[a].
  • · без ударения: [м"ич"оґм]- мечоґм - [м"ич"оґм]- мячоґм - [и] = [и].
  • · А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

[лыґжы], [в _луґжу], [н"иґт"и] - и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

Обсуждаем проблему толкования

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?

Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.

Они правы.

Сравни произношение слов: Москва - москвичи . Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [маскваґ] - ясно слышен звук [а]. А слово москвичи ? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на [a]. В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълакоґ] - молокоґ, [хърашоґ] - хорошоґ, [кълбасаґ] - колбасаґ .

Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:

а даґ] - водаґ - ъ д"иной"] - водяноґй: [а]?[ъ]

[дра ваґ] - дроваґ - [дръ в"иноґй"] - дровяноґй: [а]?[ъ]

Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?

Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э , О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения - «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э - [и].

После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова воґсемь, деґвять и послушайте себя. Мы произносим: [воґс"ьм"] - [ь], [д"эґв"ьт"] - [ь].

Не путай:

Знаки транскрипции - это одно, а буквы - совсем другое.

Знак транскрипции [ъ] обозначает гласный после твердых согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.

Буква ъ - это твёрдый знак.

Знак транскрипции [ь] обозначает гласный после мягких согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.

Буква ь - это мягкий знак.

Знаки транскрипции, в отличие от букв, даются в прямых квадратных скобках.

Конец слова - особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний - это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:

Здаґние [здаґн"ий"э] - здаґния [здаґн"ий"а], мнеґние [мн"эґн"ий"э] - мнеґния [мн"эґн"ий"а], моґре [моґр"э] - моґря [моґр"а], воґля [воґл"а] - на воґле [на_воґл"э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.

Проверьте:

Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.

2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным . Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач"а] - даґча, [т"ьл"ив"иґзър] - телевиґзор, [с"иноґн"имы] - синоґнимы, [б"ир"оґзы] - берёзы, [карз"иґны] - корзиґны . Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

  • · перед гласными: [там] - там, [дам] - дам ,
  • · перед непарными звонкими [р], [р"], [л], [л"], [н], [н"], [м],[м"],[й"]: [дл"а] - для, [тл"а] - тля ,
  • · Перед [в],[ в"]: [свой"] - свой, [звон] - звон .

Запомни:

В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

  • · перед парными по глухости-звонкости: [слаґтк"ий] - слаґдкий, [зуґпк"и] - зуґбки .
  • · перед глухими непарными: [апхваґт] - обхват, [фхот] - вход.
  • · на конце слова: [зуп] - зуб, [дуп] - дуб.

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости

В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие - звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.

Оглушение-озвончение согласных

Оглушение звонких происходит в позициях:

  • · перед парными глухими: [фстаґв"ит"] - в стаґвить ,
  • · на конце слова: [клат] - клад.

Озвончение глухих происходит в позиции:

· перед парными звонкими: [каз"баґ] - ко с ьбаґ

Cильные позиции по твёрдости-мягкости:

  • · перед гласными: [мат"] - мать, [м"aт"] - мять ,
  • · на конце слова: [вон] - вон, [вон"] - вонь ,
  • · перед губно-губными: [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"] и заднеязычными: [к], [к"], [ г], [ г"], [х[, [ х"] для звуков [с], [ с"], [ з], [ з"], [ т], [ т"], [ д], [ д"], [ н], [н"], [ р], [ р"]: [ саґн"к"и] - Саґньки (род. пад.), [сґанк"и] - саґнки, [буґлка] - буґлка, [буґл"кът"] - буґлькать,
  • · все позиции для звуков [л] и [ л"]: [лба] - лба, [пал"ба] - пальба.

Запомни:

В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.

  • · перед мягкими [т"], [д"] для согласных [c], [з], которые обязательно смягчаются: , [з"д"эс"],
  • · перед [ч"] и [ш":] для [н], который обязательно смягчается: [поґн"ч"ик] - поґнчик, [каґм"ьн"ш":ьк] - каґменщик.

Запомни:

В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:

  • · перед мягкими переднеязычными [н"], [л"] для переднеязычных согласных [c], [з]: снег - [с"н"эк] и , злить - [з"л"ит"] и [зл"ит"]
  • · перед мягкими переднеязычными , [з"] для переднеязычных [т], [д] - подняґть - [пад"н"аґт"] и [падн"аґт"], отняґть - [ат"н"аґт"] и [атн"аґт"]
  • · перед мягкими переднеязычными [т"], [д"], [с"], [з"] для переднеязычного [н] : виґнтик - [в"иґн"т"ик] и [в"иґнт"ик], пеґнсия - [п"эґн"с"ий"а] и [п"эґнс"ий"а]
  • · перед мягкими губными [в"], [ф"], [б"], [п"], [м"] для губных: вписаґть - [ф"п"исаґт"] и [фп"исґат"], риґфме (дат. пад.) - [р"иґф"м"э] и [р"иґфм"э]

Запомни:

Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.

Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.

Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования

Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Но общие закономерности фонетики нужно усвоить. Без этого трудно делать фонетические разборы и выполнять задания тестов. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования. Этот материал - ощутимая помощь для тех, кто хочет избежать ошибок в фонетическом разборе.

Уподобление согласных

Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.

Выучи список:

[c] и [ш] >[ш:] - сшить

[з] и [ж] > [ж:] - сжать

[с] и [ч"] - в корне слов> [ш":] - счастье, счёт

На стыке морфем и слов> [ш":ч"] - расчесать, бесчестный, с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)

[с] и [ш":] >[ш":] - расщепить

[т] и [c] - в глагольных формах > [ц:] - улыбается

На стыке приставки и корня> [цс] - отсыпать

[т] и [ц] >[ц:] - отцепить

[т] и [ч"] >[ч":] - отчёт

[т] и [т] и [ш":] отсчёт

[д] и [ш":] - подсчёт

Расподобление согласных

Расподобление - это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.

[г] и [к"] >[х"к"] - лёгкий

Упрощение групп согласных

Выучи список:

вств - [ств]: здравствуй, чувствовать

здн - [зн]: поздно

здц - [сц]: под уздцы

лнц - [нц]: солнце

ндц - [нц]: голландцы

ндш - [нш:] ландшафт

нтг - [нг]: рентген

рдц - [рц]: сердце

рдч - [рч"]: сердчишко

стл - [сл"]: счастливый

стн - [сн]: местный

Произношение групп звуков:

В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. В место г в них произносится [в]: его, красивого, синего .

Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.