Дефисное написание разных частей речи. А19

Тема урока: «Слитное, дефисное и раздельное написания разных частей речи»


разных частей речи.

Текст задания : слитноеписьмогосподствоваловплотьдоизобретения печатногостанкаиучреждениявовторойполовине 16векапервойкрупнойтипографиивМоскве


Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Раздельное написание слов позволяет: – точно передать смысловую сторону речи, – избежать непонимания и двусмысленности, – помогает быстро и осмысленно читать текст


Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Через дефис пишутся

части речи

Примеры

Из-за, из-под

а) Обозначают названия

промежуточных сторон света

Северо-восток, юго-запад

б) Обозначают одно понятие,

образованное из двух

самостоятельных слов

Диван-кровать, плащ-палатка

в) Имеют первой частью пол-, перед

гласными, прописными и л

Пол-лимона, пол-яблока,

пол-Европы


Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Через дефис пишутся

части речи

Примеры

а) Обозначают оттенки цветов

Светло-зеленый, сине-зеленый

б) Могут быть заменены двумя

равноправными словами с союзом

Машинно-тракторный завод

в) Образованы от сложных

существительных, пишущихся

через дефис

Юго-западный,

северо-восточный


Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Через дефис пишутся

части речи

Примеры

С суффиксами - то, -либо,

-нибудь ,приставкой кое-

Кто-то, что-либо, кое-кого,

что-нибудь


Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Задание: подобрать к выделенным словам сложные прилагательные, устно объяснить их написание.

Текст задания : Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки . Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах . Кроны сосен темнеют на фоне неба . Со всех сторон слышится пение птиц.


Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Задание: Распределите слова по группам, впишите их в таблицу, раскрыв скобки:

Текст задания: (Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, кто(либо), (железно)дорожный, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (не)смотря на трудности, отрезал (пол)яблока, начертить (полу)круг, налила (пол)чашки, разглядеть в (полу)тьме, обойти (пол)Москвы, проехать на (везде)ходе, поставить (мыше)ловку, (древне)русская литература.

  • (Пол) огурца, (пол) метра, (пол) ложки, (пол) города, (пол) Москвы, (пол) девятого, (полу) автомат.
  • (Трёх) миллионный город, (7) тысячный новорождённый, (семьдесят) пятый год, (восемь) (с) половиной часов.
  • (В) виду окончания рейса все повеселели; (в) след (за) тем включился граммофон; это что (то) (в) роде дневника; (на) перекор стихиям; (в) течение часа всё было тихо; (в) следствие плохой погоды мы оставались в избушке (с) верх необходимого; охотник (из) под руки смотрел волку (в) след; она заплатила ему (за) то, что он (в) продолжение часа следил за вещами; (в) связи с этой поездкой обнаружились недостатки (в) следствии, проведённом (на) кануне.
  • Что (бы) мне почитать, что (бы) заснуть так (же) крепко, как и вы? (И) так, спрячься за (то) дерево во что (бы) (то) (ни) стало. (При) том заявлении есть чистые бланки, так (что) вы сможете сдать все нужные документы. Они как (будто) сговорились – прибыли в одно и то (же) время. Мы то (же) не опоздали.
  • (Не) уже (ли) да (же) это тебя не остановит? Ну (ка), помогите кто (нибудь)! Как (же) ты не понимаешь, ведь они стали (бы) врагами. Я (таки) полагаю, что (кое) (с) кем неплохо (бы) поговорить. Всё (таки) что (то) его тревожит. (Кое) где остались (таки) пятна.

1. Правописание -то, -либо, -нибудь и др.

Через дефис пишутся со словами приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, -таки.

Например: все-таки, кое-куда, как-либо.

Запомнить: как будто.

2. Правописание слов с пол-, полу-.

Слова с полу- всегда пишутся слитно.

Например: полусапожки, полушубок.

Слова с пол- могут писаться через дефис, слитно и раздельно.

  • Через дефис пишутся слова с пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л.

    Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока.

  • В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно:

    Например: полмоста, полвагона.

  • Раздельно слова с пол- пишутся в том случае, если между пол- и словом есть определение:

    Например: пол вишневого сада, пол моего участка.

3. Правописание наречий.

Через дефис пишутся следующие наречия:

  • Образованные повторением одного и того же слова или одно- коренных слов: мало-помалу, много-много.
  • Имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и: по-новому, по-зимнему, по-товарищески.
  • Имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых: во-первых, в-третьих.

Внимание ! Следует отличать наречия, пишущиеся через дефис, и омонимичные им части речи:

Например: Холодно (как?) по-зимнему (наречие). Идти по (какому?) зимнему (прилагательное) снегу.

Запомнить: точь-в-точь, бок о бок.

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис Слитно
  • Прилагательные, обозначающие оттенок цвета: ярко-красный .
  • Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный .
  • Прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком: сладко-соленый .
  • Прилагательные, первая часть которых заканчивается на -ико: химико- биологический .
    Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
  • Прилагательные, между частями которых можно поставить сочинительный союз И (образовавшиеся из сочинительных словосочетаний): русско-немецкий словарь (русский и немецкий).
  • Прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний: железнодорожный (железная дорога).
  • Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно: железобетонный .
  • Прилагательные, образовавшиеся путем сращения слов: дикорастущий .

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис Слитно
  • Существительные, образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной: диван-кровать .
  • Некоторые географические названия: Санкт-Петербург .
  • Существительные, обозначающие стороны света, партии, единицы измерения: северо-запад, либерал- демократ, киловатт-час .
  • Существительные, первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.: вице-премьер, экс-чемпион, штабс-капитан .
  • Сложные слова, первая часть которых - начало слова, вторая - целое слово: медсестра (медицинская сестра), стенгазета (стенная газета) .
  • Существительные, первой частью которых является микро-, макро-, агро-, метео-, кино-, био-, авто- и др.: микробиология, автогонки .
  • Существительные, первая часть которых является глаголом на -и: сорвиголова .
  • Существительные, обозначающие жителей местности, даже если название местности пишется через дефис: Алма-Ата, но алмаатинец .

Запомнить: трудодень, трудочас, перекати-поле.

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги образовываются путем перехода существительных в разных падежных формах, наречий и деепричастий в другую часть речи. При этом написание слова может измениться.

Чтобы отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи, следует посмотреть, можно ли задать к слову вопрос или само слово входит в состав вопроса.

Например: Ходить (как?) вокруг (наречие). Ходить (вокруг чего?) вокруг дома (производный предлог).

Если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи, если же слово само входит в состав вопроса, - это производный предлог.

Написание предлогов: напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на.

Следует различать производный предлог и наречие навстречу и существительное с предлогом на встречу. Если это существительное, то между ним и предлогом можно вставить слово:

Например: Бежать (как?) навстречу (наречие). Бежать (навстречу чему?) навстречу ветру (производный предлог). Бежать на встречу с другом (существительное с предлогом, так как можно: Бежать на долгожданную встречу с другом).

Правописание производных предлогов и омонимичных самостоятельных частей может совпадать (навстречу - навстречу), а может различаться. Следует запомнить:

Запомнить: иметь в виду.

7. Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на всегда пишутся через дефис.

8. Правописание союзов.

Союзы также, тоже, чтобы, зато следует отличать от омонимичных им сочетаний так же, то же, что бы, за то. Союзы также, тоже, чтобы можно заменить на синонимичные и, для того чтобы. Союз зато синонимичен союзу но.

Например: Он тоже/также опоздал. (= и он опоздал).
Он невелик ростом, зато красив. (= Он невелик ростом, но красив).

В омонимичных сочетаниях частицы же и бы можно опустись или переставить в другое место. Кроме того, в таких сочетаниях на местоимения всегда падает логическое ударение:

Например: То же слово, да не так молвить. (То слово, да не так молвить.) В сочетании за то всегда следует уточнение за что.
Я благодарен ему за то (за что именно?), что он мне поверил.

Запомнить: во что бы то ни стало.

9. Правописание наречий и существительных с предлогами, местоимений с предлогами.

Такие наречия, как вверх, вниз, вдаль, ввысь, наголову, вслед, поэтому и т. д. следует отличать от омонимичных им сочетаний существительных c предлогом. Если данные слова не имеют зависимых слов, это наречия, если зависимые слова - существительные с предлогом.

Например: посмотреть вверх (наречие) - посмотреть в верх (чего?) дома (существительное с предлогом); уехать вдаль (наречие) - улететь в даль (чего?) небес (существительное с предлогом).

Краткий комментарий по теме

Основной принцип слитного и раздельного написания – выделение на письме слов. Части слов пишутся слитно, слова разделяются пробелами. Применение этого правила затрудняется тем, что в языке не всегда четко противопоставлены сочетания слов и целостные слова (например, сочетания с частицей не и слова с приставкой не, сочетания существительных с предлогами и наречия, образовавшиеся из таких сочетаний).

Существует третий тип написаний – дефисные, или полуслитные. Дефис может разделять слово на части (например, жар-птица, светло-зелёный, по-новому, из-за, ва-банк, во-первых, кое-кто) и, наоборот, соединять части словосочетания (например, писатель-фантаст, хитрый-прехитрый, нежданно-негаданно, два-три).

Основные правила настоящего раздела делятся на общие и относящиеся к отдельным частям речи.

Упражнение по теме: "Слитное, дефисное, раздельное написание слов"

1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.

ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, Франции.

(И)ТАК, речевой этикет - явление универсальное, но (В)МЕСТЕ с тем каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ - в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.

В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) цветовые тона.

3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДАЛИ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и, (ОТ)ТОГО что их освещало заходящее солнце, они казались розовыми.

Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.

(С)НАЧАЛА поинтересуйтесь, кто видел эту книгу. (КАК)БУДТО никто, кроме Серё¬жи, не мог её взять!

4. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Эксперимент был проведен удачно, ПРИ(ЧЕМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.

(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят теплые, безветренные.

Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО ее и любили в деревне.

5. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо, и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.

(ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека – по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?

Работу свою Сергеев знал и любил ее ЗА(ТО), что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.

Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, ЗА(ТО) часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.

6. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Заливы Онежского озера совершенно необыкновенной формы. Один из них (НА)ПОДОБИЕ хобота слона, другой представляется многим туристам (В)ВИДЕ клешни огромного рака.

Герой комедии Мольера Дон Жуан явился в пьесе полным атеистом, ПРИ)ЧЕМ остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, (НЕ)СМОТРЯ на свои пороки.

Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трех недель, пока воробьята не вырастут, а когда птенцы оперятся, то (В)СЛЕД за родителями будут добывать себе корм сами.

Удивительное создание – кошка! Она часто идет (НА)ВСТРЕЧУ опасности. (В)ОТЛИЧИЕ от других животных этот зверек необычайно терпелив и вынослив.

7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Мы ТО(ЖЕ) ездили во Францию, (ПО)ТОМУ хорошо знаем Париж.

(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель мучительно думал о том, ЧТО(БЫ) сделать для освобождения крестьян.

ЧТО(БЫ) ни произошло, я тебя буду ждать, (ПО)ЭТОМУ ты не опаздывай.

(ПО)СКОЛЬКУ поезд вновь опаздывал, мы решили ТАК(ЖЕ), как вчера, погулять по набережной.

8. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДАЛИ на (СЕВЕРО)ЗАПАДЕ поднялась гряда гор.

Кудрявые кусты сирени (КОЕ)ГДЕ будто посыпаны ЧЕМ(ТО) белым и лиловым.

(ПО)ЯСНОМУ небу (ЕДВА)ЕДВА неслись высокие и редкие облака (ИЗЖЕЛТА)БЕЛЫЕ, как весенний запоздалый снег.

Там, (ВЫСОКО)ВЫСОКО, бродили ветерки, у НАС(ЖЕ), (В)НИЗУ, было (ТИХО)ТИХО.

9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Известны варианты картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», в ТО(ЖЕ) время лучший вариант хранится в Эрмитаже и (ПО)ТОМУ называется эрмитажной картиной.

(В)СЛЕДСТВИЕ высокого содержания окислов железа марсианские пески отличаются красным цветом, (ПРИ)ЧЁМ размер песчинок, их составляющих, очень мал.

Студентка выбрала эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю знаменитого собора, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца прилежно изучала найденные в библиотеке материалы.

ПРИ(ЧЁМ) тут Серёжа? (КАК)БУДТО никто, кроме него, не мог взять книгу!

10. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Меж двумя рядами изгороди (КОЕ)ГДЕ проглядывала ИЗ(ПОД) снега колея заброшеной нехоженой дороги.

Вышка (НА)ПОДОБИЕ стрелы, устремленной (В)ВЫСЬ, украшала этот небольшой датский городок.

(ПО)НОВОМУ распорядку мы и жить станем (ПО)НОВОМУ.

КОГДА(ТО) в центре (ПОЛУ)ОСТРОВА (В)СЛЕДСТВИЕ земле-трясения образовалась гора.

11. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Бойцы, готовые стоять (НА)СМЕРТЬ, шли (НА)ВСТРЕЧУ врагу.

(ПО)ПРЕЖНЕМУ дул (СЕВЕРО)ВОСТОЧНЫЙ ветер, и небо было затянуто тучами.

Жара (ПО)НЕМНОГУ спадала, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ было душно.

Я имел (В)ВИДУ ваше произношение: вы прекрасно говорите (ПО)ТУРЕЦКИ.

12. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

Князь Василий (НА)ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА)ЦЫПОЧКАХ прошёл в спальню.

(ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления на окружающих, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

(НЕ)СМОТРЯ на малое количество подтверждений, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет общая теория относительности получила широкое признание.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ВО)ВРЕМЯ кругосветных плаваний Тур Хейердал решал, ЧТО(БЫ) ещё усовершенствовать в его лодке.

Бойцы (ПО)ОДИНОЧКЕ (НА)СПЕХ писали письма и разговаривали (В)(ПОЛ)ГОЛОСА.

Метелица покинул отряд около четырех часов (ПО)ПОЛУДНИ и (НА)СОВЕСТЬ гнал жеребца, а за ним (В)СЛЕД бежала тайга.

Метелица ТАК(ЖЕ) знал, что он должен вернуться в отряд этой же ночью во ЧТО(БЫ) то ни стало.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все семеро погрузились в бессловесное созерцание корня женьшеня, и я ТО(ЖЕ), разглядывая, с удивлением стал узнавать в нём человеческие формы. Но поразило меня другое: эти люди, ТАК(ЖЕ) как и многие другие, верили в то, что это корень жизни.

(И)ТАК, в общий исторический процесс умственный труд и нравственный подвиг входят своим воздействием на житейский порядок и (ПО)ЭТОМУ воздействию подлежат историческому изучению.

Лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно. (ЗА)ТО никакой двусмысленности, никаких недоразумений не было у него с рекой. Он любил реку, (ПО)ЭТОМУ никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов.

Ход и качество народной жизни во многом зависят от направления, а ТАК(ЖЕ) характера народного труда, (ОТ)ТОГО употребления сил и средств, какое народ по условиям своего положения делает в соответствии с данной ему географической и исторической обстановкой.

15. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

Мы посетили известные места пушкинского заповедника, а ТАК(ЖЕ) Святогорский монастырь; ТАМ(ЖЕ) находится могила А.С. Пушкина, на которой всегда лежат живые цветы.

За ЧТО(БЫ) она ни принималась - всё (ПО)ТОМУ выходит у неё красиво, что природа наградила эту мастерицу талантом, любовью к жизни, к людям.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него - густая разнообразная растительность.

Цель: повторить различные способы написания слов в русском языке: слитное, раздельное, дефисное; отработка навыка нахождения условий дефисного написания различных частей речи с попутным повторением слитных и раздельных написаний.

ДЕФИС В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Правописание дефиса в существительных

Через дефис

Слитно

С корнем пол- перед л, глас­ными и заглавными буквами:

пол-литра,

пол-Европы,

пол-яблока.

С корнем -пол- в остальных случаях и с корнем -полу-:

полдороги, полдома, полночь, полуостров.


Сочетание общего и специаль­ного названия:

школа-интернат,

дом-музей,

член-корреспондент.


Сложносокращенные слова:

Центробанк, завхоз, филфак, завкафедрой


Названия промежуточных стран света:

северо-запад, юго-восток.


Сложные слова с соединитель­ными гласными о, е (е - после шипящих и мягких согласных, ц), а также и: листопад, пешеход, пятиклассник

Собственные наименования:

Смирнов-Сокольский

Нью-Йорк

Ростов-на-Дону

Правописание дефиса в прилагательных


Через дефис

Слитно

Образованные от существите­льных, которые пишутся с дефисом:

северо-западный

(северо-запад); юго-восточный

(юго-восток).


Образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно:

лесопарковый (лесопарк); железобетонный (железобетон).


Образованные сложением равноправных слов, между которыми можно вставить союзы и, не только... но и...:

выпукло-вогнутые линзы (выпуклые и вогнутые);

военно-медицинская академия

(не только военная, но и медицинская).


Образованные на основе словосочетания, в котором одно слово - главное, другое - зависимое:

Древнерусский (Древняя Русь); темноволосый (темные волосы); дальневосточный (Дальний Восток).


Обозначающие цвет:

темно-вишневый,

бело-красно-голубой,

светло-зеленый,

изжелта-красный,

иссиня-черный.


Образованные с корнем полу-: полуночный, полувековой.

Образованные от существи­тельного и числительного, которое стоит в первой части:

пятиметровый,

девятиэтажный, четырехкилометровый, сорокаминутный.


Правописание дефиса в местоимениях, наречиях и междометиях

Местоимения и наречия с -то, -либо-, -нибудь, кое- пишутся с дефисом

кое-кто кто-то кого-нибудь кто-либо

кое-чем чем-то где-нибудь кому-либо

кое-куда как-то куда-нибудь где-либо

кое-какой где-то с кем-нибудь куда-либо

кое-кому когда-то

кое-как сколько-то

кое-где какой-то

кое-когда куда-то

Наречия


Через дефис

Слитно

С приставкой по- и суффиксами

Ому, -ему, -и (образованные от прилагательных и притя­жательных местоимений):

- по-братски;

- по-латыни;

оделся по-новому (как?)

(но: по новому пути (по какому?));

печет по-летнему (как?)

(но: по летнему времени (по какому));

сделал по-вашему (как?)

(но: по вашему мнению (по чьему?)).


С приставкой по-, но без суффиксов -ому, -ему, -и:

повыше; поменьше;

поэтому (но: по этому пути (по какому?))

потому (но: по тому берегу (по какому?))


С приставками во-, в- и суффиксами -ых, -их (обра­зованные от числительных):

- во-первых,

- во-вторых,

-третьих.


С приставками во-, в-, но без суффиксов -ых, -их:

впервые, вовремя, вверх


Сложные, образованные повто­рением корней:

точь-в-точь, мало-помалу, видимо-невидимо.

Междометия, образованные путем повтора, пишутся с дефисом.

о-го-го, ой-ой-ой, ай-ай-ай, ей-же-ей

Задание 1

Образуйте от приведенных ниже слов наречия с приставкой по-, объясните их написание.

Новый, взрослый, старый, хороший, плохой, прежний, военный, особенный, летний, видимый, всякий, другой, наш, ваш, свой, настоящий, иной;

Детский, солдатский, пластунский, хозяйский, свойский, кавказский, французский, горняцкий, казацкий, немецкий, российский, польский, азербайджанский, голландский;

Помещичий, чиновничий, охотничий, ребячий, щенячий, казачий, волчий, кошачий, медвежий, верблюжий, заячий, лисий, попугаячий, обезьяний, вдовий, бабий.

Задание 2

Допишите наречия, образованные: 1) простым повтором; 2) повтором наречия с приставкой; 3) добавлением созвучного слова. Объясните их написание.

Еле-..., чуть-..., едва-..., сильно-..., тихо-..., перво-..., давным-..., видимо-..., всего-..., крепко-..., чисто-..., мало-..., волей-..., крест-..., по добру-..., шиворот-..., с бухты-..., точь-в-....

Задание 3

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, распределите их на две группы:1) с дефисным написанием, 2) со слитным написанием, составьте с ними словосочетания.

Образец: Техника и экономика - технико-экономический отдел.

1. Рабочие и крестьяне, справки и информация, высокий рост, широкие плечи, внешняя торговля, профессора и преподаватели, целлюлоза и бумага, юг и восток;

Научный и популярный, добродушный и хитрый, военный и спортивный, мелкий собственник, левый берег, общий для человечества, дальний бой, широкий экран, плавка меди, способный к труду.

2. Сходить с ума, лишиться ума, помрачить ум, любить себя, стремиться к центру, бежать от центра.

Соединяя слова, приведенные в первой и второй части, образуйте сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов.

1. Матовый, сероватый, жемчужный, снежный, лимонный.

2. Белый, черный, желтый, лиловый, изумрудный, пунцовый.

Задание 4

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, дайте их в словосочетании.

8 граней, 10 баллов, 12 этажей, 5 тонн, 7 звезд, 40 ведер, 100 лет, 200 метров, 90 дней, 489 литров, миллион голов, тысяча голосов, трое суток, один том.

Задание 5

Образуйте от следующих существительных сложные прилагательные, объясните их написание.

Северо-запад, юго-восток, Нью-Йорк, Павлово-Посад, Ясная Поляна, дизель-мотор, товарообмен, нефтепромысел, электропровод, лесостепь.

Задание 6

Составьте из приведенных ниже прилагательных и наречий подходящие по смыслу словосочетания, употребите их в пред­ложении.

1. Истинно, жизненно, подлинно, чисто, мучительно, ослепительно, абсолютно.

2. Трудный, яркий, правдивый, научный, революционный, демократический, необходимый, народный, неизвестный, русские.

Задание 7

Распределите следующие примеры в три группы: а) сложные прилагательные со слитным написанием; б) слож­ные прилагательные с дефисным написанием; в) сочетания наречий с прилагательными (причастиями).

1. (Вечно) зеленые растения; 2. (греко) римское государство; 3. (древне.) римские полководцы; 4. (средне) суточный прирост; 5. (мелочно) белый пар; 6. (бело) снежная скатерть; 7. (резко) отрицательное воздействие; 8. (экологически); опасный проект; 9. (целлюлозно) бумажная промышленность; 10. (торгово) промышленный капитал; 11. (финансово) промышленные группы; 12. (диаметрально); противоположные взгляды; 13. (практически) ненужные советы; 14. (сердечно) сосудистая система; 15. (сине) фиолетовые волны; 16. (чисто) восточная мелодия; 17. (бесконечно)/ малые величины; 18. (абсолютно) неприемлемые решения; 19. (декоративно) прикладное искусство; 20. (электронно) вычислительные машины; 21. (народно) хозяйственный; 22, (естественно) научный; 23. (всемирно) исторический; 24. (всемирно) известный ученый.

Тест на эрудицию

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, придумайте с пятью из них (по выбору) предложения, с остальными словосочетания; подсчитайте очки.

Твердый камень, жестокое сердце, златые струны, длинная шея, злой умысел, непроницаемый для ветра, широкая листва, дубинная голова, свиная голова, лить чугун, плавить медь, курить вино, резать металл.

Тест на эрудицию

Распределите следующие написания в две колонки: а) сложные прилагательные, обозначающие одно цельное терминологическое понятие; б) сочетания наречий с прилага­тельными (причастиями); подсчитайте очки.

Образец: вечнозеленые растения и вечно синее небо. 1. (Быстро) растущие породы деревьев; 2. (Быстро) растущий юный город; 3. (Высоко) поставленные лица; 4. (Высоко) оценивший поэму критик; 5. (Глубоко) уважаемые наставники; 6. (Глубоко) чувствующий роль актер; 7. (Густо) населенный район, 8. (Густо) исписанные листы; 9. Привезли (дорого) стоящие товары; 10. (Дорого) стоивший ему обман; 11. Палата для (тяжело) раненых; 12. (Тяжело) раненный в грудь солдат; 13. (Высоко) продуктивная порода; 14. (Высоко) ценимая услуга; 15. (Все) побеждающая, ликующая сила; 16. (Всех и всё) прощающий взгляд; 17. (Ниже) стоящие инстанции; 18. Стоящие ниже по косогору дома; 19. (Выше) отмеченные неточности 20, Еще (выше) отмеченные на дереве насечки; 21, (Сильно) действующее лекарство; 22. (Сильно) подействовавшее лекарство.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных существительных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Ум... настроение, ум...помрачение, земл...тр..сение, тысяч...летие, врем...пр..провождение, врем...исчисление, сорок...летие, сем...доля, сорок... ножка, девяностолетие, себ...стоимость, себ...люб, сума....шедший, (микро)процессор, (микро)элементы, (макро)явление, (мини)компьютер, (мульти)миллионер, (масс)медиа, (пресс)конференция, (видео)магнитофон, (грамм)молекула, (кило)байт, (стерео) звук, (видео)кас...ета, (социал)демократия, (социал)шовинизм, (ура)патриотизм, (пост)модернизм, (экс)прессионизм.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных прилагательных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Пут...проводная м...гистраль, (маловероятное происшествие, (правоохранительные мероприятия, (ниже)следующие д...р...ктивы, (много)ступенч...тая ракета, (с/ног)сшибательная г...потеза, (старо)обрядческие р...туалы, болезнетворные бац..л...ы, (нежно)зеленая растительность, (высоко)поставлен...ый чиновник, ум...помрачительное сообщение. (двояко)дыш...щее земн...водное, (длинно)ше... животное, лучеобразное спл...тение, (вагон...о)паровозное депо, (вагон...о)ремонтный завод, (народно)хозяйственный об...ект, (всемирно)историческое значение, (дальн...)зоркий старич...к, (вокально)инструментальный ансамбль, (электронно)вычислительное устройство, (изжелта)зеленый (полу)шалок, (мало)знач...щие выводы, ((Дд)альн...)восточный воен...ый округ, 203-мил...иметровое (дальн...) бойное орудие, (многоопытный) программист, (средн...)европейская р...внина, (сорока)ведерная ц...стерна.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ И ЗАДАНИЯ

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обратите особое внимание на написание сложных прилагательных и сочетаний наречий с прилагательными.

/Темно/синее, как море в грозу, сверкающее бездон...ое небо увидели Гусев и Лось, выл...зая из ап...арата. Пылающее, к...сматое солнце стояло высоко над Марсом. Потоки хрустального синего света были прохладны. /Ослепительно/ сияющий свет исходил в /густо/ синей высоте. Покалывало грудь, стучала кровь в висках, но дышалось легко.

Ап...арат лежал на /оранжево/ апельсиновой плоской равнине. Повсюду, словно /семи/ свечники, бросая резкие лиловые тени, стояли высокие кактусы. Подувал легкий ветерок.

Лось и Гусев долго озирались, потом двинулись вперед. Идти было необычайно легко, хотя ноги вязли по щиколотку в рас...ыпающейся почве.

Шли около /полу/ часа. Перед глазами рас...тилалась всё та же оранжевая равнина. Когда повернули к югу, Лось стал просматриваться, словно что-то соображая, вдруг остановился и произнёс:

Алексей Иванович, почва-то ведь вспахан...ая.

Действительно, теперь ясно были видны широкие, /полу/обсыпавшиеся бор...зды пашни и /безукоризненно/ пра­вильные ряды кактусов. Постепенно кактусы становились выше, гуще, добротнее. Проходилось осторожно проб...раться в их живой колючей чаще. Из-под ног выб...гали /много/ногие /ярко/ оранжевые ящ...рицы. Несколько раз в гуще лапч...той зар...сли скользили, кидались в сторону какие-то щ...тинистые клубки. Здесь шли медленнее. Кое-где по откосам были ра...бросаны /низко/ рослые, подобные /высоко/горным со­снам, деревья. Вдали, на /северо/западе, поднималась тр...да острых и неровных гор. На в...ршинах св...ркал снег.

Они стояли ещё некоторое время. Равнина была пустын...а и печальна. И вдруг они увидели, как сущ...ство, с...девшее около ап...арата, по...скочило, раскинуло длинные п,..р...пончатыекрылья, с треском поднялось и, оп...сав /полу/круг, взмыло над людьми.

Это было то самое сущ...ство, что они давеча приняли за птицу. Раскрыв рот, Гусев гл...дел на /чудо/птицу описывающую круги в /кубово/ синем небе. Странная птица снижалась. Теперь легко было различить /человеке/ образное существо, с...дящее внутри л...тательного ап...арата. Неожиданно показалась голова марсианина в пр...чудливой шапке с длинным к. ..зырьком. На глазах - очки. Лицо /темно/коричневое, узкое, сморщ...нное, с острым носом. Он раз...вал рот и пищал что-то. Затем часто зам...хал крыльями и скрылся за горизонтом.

/По А. Толстому/

(В)начале следующего дня я увидел (на)право указан...ую мне широкую д...лину. (Не)сколько дощатых домов, бл...стя (светло)желтой др...в...синой, расположились на взгорь..., у поднож..я листвен...иц.

Я уверен...о направил коня к дому художника. Я был принят дружелюбно и гост...пр...имно. Мастерская - просторная (не)окле...ная обоями комната с большими окнами - занимала (пол)дома. Стены мастерской были увеш...ны причудливыми п...йзажами, из которых один пр...влек мое пр...стальное внимание.

Картина (не)пр...вычно ярко светилась в лучах заходящего солнца своими густыми красками. (Син...вато)серая гладь озера, занимавшего переднюю часть картины, дыш...т холодом и м...лчаливым покоем. Большая голубая льдина пр...ткнулась к берегу у самого повален...ого (в)кось дерева. Два ни...ких ист...рзан...ых ветром кедра поднимают свои (вечно)зеленые ветви, словно вознесенные к небу руки. На задн...м плане прямо в озеро обрываются (бело)снежные кручи зазубрен...ых гор. В центре картины поднимается (трех)гранная алмазная пирамида, стоящая на фундаменте, каменные ступени которого гиган...ской лес...ницей спускаются к дальнему концу озера. У поднож...я конус...видной горы поднималось (зеленовато)белое облако, излучавшее слабый свет.

Перекрещивающиеся отражения этого св...чения и (ослепительно)яркого света от сверкающих снегов давали длин­ные полосы теней почему-то (изжелта) красных оттенков. Такие же, только более густые, до кровавого тона, пятна виднелись в изломан...ых облаках пр...брежных скал. Над камнями вставали всклочен...ые, похожие на огромные человеческие фигуры, столбы (синевато) зеленого дыма или пара, пр...дававшие зл...вещий и фантастический вид этому лан...ша...ту. Почти мистический ужас стал закрадываться в мото душу, но охотник успокоил меня своим дальнейшим рас...казом.

/ По И.Ефремову!

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Другие берега

Проснешься, бывало, летним утром и сразу в отр..ческом трепете смотришь, какова щ...лка между ставнями? Если (в...дянисто)бл...дна, то валиш...ся назад на подушки: не стоит и рас...тв...рять ставни, за которыми заранее видишь всю д..садную картину: свинц...вое небо, р...бую лужу, пот...мневший гравий и (прежд...временно) блеклый др...весный листок, (плоско) пр...липший к мокрой садовой скамейке.

Но если ставни щурились от (осл...пительно) р...систого св...рканья, я (тот) час же пр...нуждал окно выдать свои сокр...вища - и (в)миг комната зал...валась светом. Прон­зен...ая солнцем б...резовая листва пор...жала прозрачностью, какая бывает у (светло)зеленого винограда, еловая же хвоя барх...тно выделялась на (пронзительно) яркой синеве.

С...здетства утрен...ий блеск в окне говорил мне одно и только одно: есть солнце - будут и бабочки. Началось же все это тогда, когда я, (семи)летний, увидел на кусте перси...ской сирени за в...рандой флиг...ля первого своего м...х...она. Великолепное (бледно) ж...лтое нас...комое, в черных и синих ступенчатых пятнышках, с попугаяч...им гла...ком над каждой из парных (черно) палевых шпор, свешивалось с накл...ненной (малиново) лиловой грозди и, уп...ваясь ею, все время суд...рожно хлопало гр...мадными крыльями.

Бывало, большая (гл...нц...вито) красная гусеница перехо­дила тр...пинку и оглядывалась на меня. А вскоре я нашел на п....рилах п...радного крыльца крупного замш...вого с цепкими лапками сфинкса, которого моя мать усыпила для кол...екции при помощи эфира.

/По В. Набокову/

Факультативное задание

Прочитайте еще раз внимательно приведенный выше текст. Изложите содержание текста, максимально сохраняя авторские определения и эпитеты.

Дополните изложение рассказом о своих впечатлениях от встреч с яркими, необычными явлениями в природе. Употре­бите в своем рассказе сложные прилагательные.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ НА ЭРУДИЦИЮ

Прочитайте внимательно следующий текст, вставьте про­пущенные буквы. Раскройте скобки, выпишите: в группу А - примеры раздельного написания наречий с прилагательными (причастиями); в группу Б - сложные прилагательные с дефисным написанием, группу В - сложные прилагательные со слит­ным написанием.

Пара гнедых

Все глядели туда, куда показывал мой отец. По улице дви­гался высокий воз, пара гнедых, небрежно поп...рая пыль хрупкими ногами, тянула его. Рядом прямо вышагивал чело­век. Рукава полотнян..ой не по-деревенски белой рубахи засучен. ..ы, высокие сапоги начищен...ы, шляпа на затылке - Ан­тон Ильич Коробов.

Он был не бедней соседа. Кулак, никакого сомнения. Имел две лошади. Таких коней не было ни в нашем селе, ни в соседних, да были ли лучше на всем свете? Лучших и представить нельзя.

Они л...снились так, что казались выкупан...ыми. Их спины и крупы отл...вали (глубин...о) тусклым золотом. У них, гладких, узкие морды с пугливыми ноздрями и крупными, влажными, горячими глазами. У них широкие, (бронзово)литые крупы, а под ними сухие, тонкие ноги, кажется, вот-вот под тяжестью крупов хрус...нут у бабок. На точен...ых ногах одной - белые носки, и даже копыта у нее розовые.

Я тайно и безумно любил этих коней - каждую их лощен...ую ш...рстинку, каждое их (бого)подобное движение, позвякивание их сбруи, призрачный стук их невесомых копыт на рыси. Я никогда досыта не мог на них наглядеться.

А временами любил - ничего не мог с собою поделать! - их хозяина, Антона Коробова, когда тот перед закатом проезжал по селу на своей паре, сквозь золочен...ые лучи ни...кого солнца. И всегда случалось это внезапно.

Они возникали посреди улицы - громадные, (переливисто) лоснящиеся, (победно) сильные, столь (одинаково) выгнувшие шеи, столь (согласован...о) попирающие землю ногами, что казалось: бежит не пара, а одно-единственное до ужаса великолепное существо.

А позади него, выкинув вперёд руки, величаво откинувшись назад, шел он, повелитель! он, бог! Ступал легкий, статный; ворот (именин...о) чистой рубахи распахнут на груди, сапоги бл...стят (глянцево) черными г...ленищами, рот открыт в улыбке.

Как я хотел походить на него! Ведь бога нельзя не любить! И его любили дети и собаки, да и прочие животные. Рассказывали: однажды мой герой подошел к ра...свир...певшему быку, только что разбившему телегу и ранившему лошадь. Подошел, поч...сал его, как собаку, за ухом, взял его за кольцо в носу и отвел в стойло.

/По В. Тендрякову/

Изложение с элементами сочинения

Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объясните написания. Передайте содержание отрывка, используя как можно больше употребленных в нем прилагательных и причастий. Дополните ваше изложение известными вам фактами из творческой биографии Сергея Васильевича Рахманинова, своими впечатлениями от любимых вами произведений С. В. Рахманинова.

Сирень

I. Странное то было лето. Все в нем перепуталось. На исходе мая листва берез оставалась по-весен...ему слабой и нежной, (изжелта)зелен...й, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня, а сирень еще по...же. Такого не помни­ли ивановские ст...р...жилы.

Сильные грозовые ливни, неположен...ые в начале июня - их время в августе, когда убран...ы хлеба, усугубили сумятицу в мир...здании. И сирень зацвела вся разом, вскипела за одну ночь и во дворе, и в ал...еях, и в парке. А ведь положено так: сперва зацвета...т белая, голубая, розовая отечествен...ая си­рень, ее рослые кусты теснятся меж флиг...лями и к...нюшнями; через пять-шесть дней залилове...т низкая перси...екая сирень с (приторно)душистыми свешивающ...мися соцветиями, а через неделю распускается от...гощен...ые кистями ветви венгерской сирени с самыми из...скан...ыми (блекло)фиалковыми грозд...ями.

II. ... Рахманинов пробирался сквозь кусты сирени. От бы­лого велик...лепия остались ре...кие цветочки, издававшие ре...кий прян...ый запах. Он сорвал влажный лист и разж...вал. Невыносимая горечь наполнила рот.

Медлен...о ц..пляясьза ветви сирени, проплыла паутина-предвестница осени. Долго и трудно вызр...вало это лето, что­бы взорваться буйным цветением. И так рано и быстро оно угаса...т. Ну и бог с ним! Он узнал, что такое музыка. Он искал ее вовне, а она звучит внутри него самого. И сейчас он ощущал в себе ёмкость органа. Что-то нагнеталось, вызр...вало в громадных п...лостях. Будет твориться музыка, зазвучит не зала­дившийся в последнее время мучительно вынашива...мый фортепианный концерт.

/ По Ю. Нагибину/

10-й класс

Слитное и дефисное написание
сложных слов разных частей речи

(По учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»)

Форма урока: групповая работа.

Цели:

образовательная – отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания существительных, прилагательных, наречий и служебных частей речи;

воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе, воспитание такта, внимательности друг к другу;

развивающая – развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Установка и разделение на группы.

Учитель: У нас сегодня урок взаимообучения. Вы будете работать в группах. Каждая группа получит карточку с заданием. Вам надо выполнить задания, которые обозначены на карточке, и подготовить сообщение по данной теме. Далее представитель от группы выступает с итоговым сообщением перед классом, все остальные составляют опорный конспект, опираясь на который вы сможете дальше продолжить работу – коллективную и индивидуальную.

Класс делится на 6 групп.

Два человека (из сильных учеников) назначаются экспертами. Им представляются все задания, которые они должны будут оценить (правильность выполнения, убедительность выступления, доступность схем и т.д.).

2. Групповые задания.

Карточка № 1

1. Как пишутся слова с перечисленными частями: авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро- ?

3. Сможете ли вы догадаться, что такое «висячий» дефис? Составьте предложение-пример.

Карточка № 2

1. Распределите слова в две колонки в зависимости от их написания (слитно/через дефис): пол(стакана), пол(литровка), полу(ночная), пол(тинник), пол(океана), пол(Киева), пол(чайной) ложки, полу(лежа), пол(одиннадцатого), пол(первого), пол(лимона), пол(игры), пол(тарелки), пол(тора), пол(тораста), в(пол)оборота, полу(оборот), в(пол)накала.

2. Есть ли исключения из этого правила?

3. Как вы думаете: пол – это какая морфема? Докажите свою точку зрения.

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

Карточка № 3

1. Как вы думаете: зависит ли написание сложных слов от соединительной гласной? Понаблюдайте за словами: юго-запад, восьмигранник, сорвиголова, тысячелетие, бормашина, лесоповал, пылесос, человеко-день, диван-кровать, летчик-испытатель . Можно ли вывести какую-либо закономерность?

2. Почему слово перекати-поле пишется через дефис? Связаны ли с этим словом слова мать-и-мачеха, иван-да-марья ?

3. Как называется способ образования таких слов?

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте его краткое описание.

Карточка № 4

1. Почему в одних случаях пишется дефис, в других – нет: река Москва / Москва-река; озеро Ильмень / Ильмень-озеро ?

2. Почему дом-музей, сосна-великан пишутся через дефис, а слова гражданин начальник, малютка сестра, девушка горничная – без дефиса?

3. Как это правило связано с синтаксической ролью слов в предложении?

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткое описание.

Карточка № 5

1. Почему еле-еле, но бок о бок, почему точь-в-точь, но однако ж ?

2. Вы согласны с тем, что по-моему и по моему написано верно? От чего зависит написание этих слов?

3. Что общего у приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь ?

4. Тоскаде. Разделите это слово на частицы. Как они будут писаться с другими словами?

5. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

6. Подготовьте его краткую запись.

Карточка № 6

1. Разбейте слова на две группы в зависимости от их написания: народно(хозяйственный), вечно(живой), вечно(зеленый), черно(белое), ослепительно(белый), иссиня (черный) .

2. Вспомните правило дефисного написания прилагательных.

3. Докажите, что оба слова написаны верно: вагоноремонтное (депо) и вагонно-паровозное (депо) .

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

3. Заслушивание представителей от групп. (Некоторые сообщения можно было представить по-другому, но я записала то, что получилось у ребят, и предлагаю эти ответы в качестве варианта.)

Статья опубликована при поддержке корпорации "Профессионал", предоставляющей услуги по ремонту автомобилей. Большой опыт и высокая квалификация специалистов, а также новейшее оборудование, которым оснащены мастерские компании, – гарантия того, что кузовной ремонт автомобиля и ремонт подвески любой степени сложности будут выполнены качественно и в срок. Стоит также отметить, что любые работы, будь то восстановление кузовов автомобилей иномарок после ДТП по спецтехнологиям, включая работы с алюминиевыми рамами джипов, покраска кузова или отдельных запчастей, проведение ТО или комплексное слесарное обслуживание, будут произведены по оптимальным расценкам, а в некоторых случаях по ценам, существенно ниже рыночных, в чем можно убедиться, заглянув в прайс-лист на услуги компании на сайте 77professional.ru.

Вариант сообщения к карточке № 1.

Тема: «Слитное написание сложных существительных».

Слова с авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро- всегда пишутся слитно. Следует различать написание «Лжедмитрий» (историческое лицо) и лже-Дмитрий (современное, написание дефисное, потому что собственное имя существительное).

«Висячий» дефис – это дефис при первых частях слов, вторая часть у которых общая. Например: На выставке представлены новинки кино-, теле- и радиоаппаратуры .

| Первая часть – заимствованная | + корень = слитно.

Вариант сообщения к карточке № 2.

Тема: «Слитное и дефисное написание слов с пол-» .

Слова с усеченным корнем пол- пишутся слитно:

1) если корень нарицательного существительного начинается на согласный, кроме л.

2) Если это полу- .

В остальных случаях пишется через дефис:

1) если корень начинается с согласного л: пол-листа;

2) корень начинается на гласную букву: пол-яблока;

3) корень имени существительного собственного: пол-Азии.

Пол чайной ложки пишется раздельно. Поллитровка – слитно.

Вариант сообщения к карточке № 3.

Тема: «Слитное и дефисное написание сложных существительных».

о, е, пишутся через дефис:

1) если обозначают промежуточные стороны света;

2) если обозначают единицы измерения.

Существительные, образованные путем сложения двух основ без соединительной гласной, пишутся через дефис: иван-да-марья, мать-и-мачеха, Ростов-на-Дону, жук-плавунец.

Существительные, образованные путем сложения двух основ при помощи соединительных гласных о, е, и, пишутся слитно. Исключение: перекати-поле, так как это – название растения.

Схема может быть представлена в виде предложения-примера:

1. Шеф-повар на юго-западе Санкт-Петербурга шел – нашел лук-порей для чудо-салата «Палочка-выручалочка» .

2. Кашевар из горицвета приготовил супоборщ .

Вариант сообщения к карточке № 4.

Тема: «Дефис при приложении».

Приложение – это имя существительное, которое играет роль определения в предложении. Если оно стоит после обозначаемого существительного (собственного или нарицательного), то отделяется дефисом: Россия-матушка, сын-подросток .

Приложение перед определяемым существительным именем собственным или такое, которое близко по значению к прилагательному, дефисом не отделяется: сестра Даша, малютка девочка, старуха горничная . Исключение: матушка-Русь .

Названия официальных лиц приложением не являются: товарищ майор .

Тема: «Дефисное написание наречий и частиц».

Наречия пишутся через дефис:

1) если повторяется основа: еле-еле; перво-наперво ; но раздельно, если в середине союз: бок о бок ;

2) при одновременном присоединении приставок в- (вы-), по - и суффиксов -ых, -их, -ому, -ему;

3) приставки кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Частицы -ка, -с, -де, -то пишутся со всеми словами через дефис.

В предложении нужно различать: наречие пишется через дефис: по-моему . Если это предлог и местоимение – раздельно: по моему плану .

Вариант сообщения к карточке № 5.

Тема: «Написание сложных имен прилагательных».

1. Прилагательные, обозначающие оттенки цвета, пишутся через дефис: иссиня-черный . Исключение: стерильно белый, смертельно бледный.

2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис, также пишутся через дефис.

3. Если между двумя словами можно вставить и или не только... но и, дефис обеспечен.

Прилагательные, которые образованы от словосочетаний, пишутся слитно: белоснежный (белый снег). Вечно живой и вечно молодой пишутся раздельно. Исключение: народно-хозяйственный.

4. Работа с учебником: упражнение 200 (по учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой).

Выпишите только те слова, написание которых вызывает у вас затруднение. Сверяйтесь со словарем .

Сделайте вывод: написание каких слов для вас оказалось трудным?

Составьте для проверки таких слов алгоритм действий.

5. Проверочная работа – упражнение 199.

6. Домашнее задание. Напишите грамматическую сказку о тире и дефисе для выступления перед младшими школьниками. Какую идею вы хотели донести до ребят?

НЕСКОЛЬКО РАБОТ УЧЕНИКОВ

Гриньков И.

Сказка о двух братьях-близнецах

Жил-был на свете царь Синтаксис. И была у него жена Пунктуация. Долго у них не было детей (a не было потому, что в древнем нашем языке знаков препинания не было), и вот наконец счастливый царь должен был стать отцом. В один прекрасный день у него родились сразу два сына. Бабка-повитуха, когда приняла первого младенца на руки, так сказала царю:

– Хорош, хорош! И длинный, и серьезный. Ваш сын – настоящий молодец!

Царь подумал и промолвил:

– Раз вы так сказали, то пусть его так и зовут – Тире . Отныне пусть ставят его между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.

Второй же сын родился поменьше, да не слабее.

– А этот – крепыш-малыш, – сказала бабка-повитуха.

– Тогда пусть его зовут Дефис и ставят при приложении, которое стоит после определяемого слова – существительного нарицательного.

Бабка-повитуха очень обрадовалась такому решению царя, так как сама стала писаться через дефис. Дефис у нее был любимым приемным сынком. Она позволяла себе ставить его даже в словосочетаниях, типа Русь-матушка, и это ей сходило с рук. И ты ставь в таких словосочетаниях дефис, потому что не стоит гневить царя Синтаксиса.

Идея текста, которую я хотел донести: различительная функция тире и дефиса в синтаксисе .

Турская М.

Сказка о Тире и Дефисе

Жили-были по соседству Тире и Дефис. Жили они поначалу дружно, а потом начались между ними ссоры.

Дефиса часто вызывали на работу: то слово перенести, то при приложении постоять, то отделить приставку кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, то поучаствовать в состязании двух одинаковых слов (постоять между ними, чтоб не слились они в кучу и не было драки), а по вечерам ходил Дефис к старому Писателю и стоял при -ка, -с, -де, -то, пока тот восстанавливал разговоры помещиков и их слуг для старинной рукописи.

К Тире же обращались редко, и это стало его злить. Всячески старался навредить Дефису его сосед, и вот уже гражданин начальник и тому подобное стали писать без дефиса, собственные имена отказались от Дефиса при приложении... Стал Дефис чахнуть и уменьшаться и, наверное, и вовсе бы пропал, если бы не один тайный указ Правительства. В нем разрешалось прямую речь, если говорящих было двое и более, передавать в форме диалога: без кавычек, но зато каждую реплику с новой строки и начиная с Тире. Так возгордился с тех пор Тире, что его аж раздуло. С тех пор так и повелось: тире писать длиннее, а дефис короче, но каждый на своем месте, чтоб не возникало споров.

Живут эти знаки и ныне по соседству, нельзя сказать, чтоб уж очень дружно: дети плохо знают их правила и часто то не поставят знака, то, наоборот, поставят лишний, а соседу и обидно, и завидно. Но ссорятся они редко, так как оба заняты – каждый своим делом.

Вот и ты, дружочек, хорошенечко учи эти правила, чтоб не обижать эти два знака.

Идея текста, которую я хотела донести: различительная функция тире и дефиса, необходимость тщательного изучения этих правил пунктуации .

Зайцев Д.

Сказка о находчивом мастере

Жил-был на свете на все руки мастер. Однажды король Синтаксис заказал ему украшения для своих подчиненных.

Всем были хороши его придворные (их, кстати, звали предложениями), но чего-то у них не хватало: то у одного конца и краю нет, то другой затараторит, да так быстро, что никто не может разобрать, о чем он говорит. Одно предложение крикнуть хотело, да не хватало голоса, другое – спросить, но не было подходящей интонации... Словом, нашел мастер подходящую доску и давай каждому его украшение мастерить: кому точку, кому запятую, кому знак восклицательный, кому вопросительный...

И так этот мастер увлекся своей работой, что не заметил, как волшебная доска кончилась и у него в руках осталось всего две чурочки: одна подлиннее, а вторая покороче. А тут как назло и явись король Синтаксис в его мастерскую.

– Готов ли мой заказ? – строго спросил он.

– Готов, Ваше Величество, – отвечает мастер, а сам руки с чурочками за спину прячет.

– А в руках у тебя что? – насупил брови король. – Уж не растранжирил ли ты драгоценный материал по пустякам?

Испугался мастер грозного повелителя, да тут же и нашелся:

– Это, Ваше Величество, самые ценные украшения: вот это – тире, а вот это – дефис.

– Да ведь они же одинаковы!

– Нет, Ваше Величество, они абсолютно разные. Дефис короче и украшает только слова, а тире длиннее – ему и украшать предложения.

– Надо же, а с виду совсем неприметно. Ладно, вот тебе за твою работу награда.

Забрал свой заказ король и выдал украшения своим подчиненным.

Идея текста, которую я хотел донести: необходимость правильного употребления пунктуационных знаков и их значимость для языка.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.