Основные законы орфоэпии русского языка презентация. Презентация по русскому языку "орфоэпические нормы"

Здравствуйте,

уважаемые гости и учащиеся!

Рада приветствовать Вас на уроке


Семнадцатое ноября Классная работа

Орфоэпические нормы

русского языка


Орфоэпия Акцентология


УДАРЕНИЕ

РАЗНОМЕСТНО

СВОБОДНОЕ

ПОДВИЖНО


Смыслоразличительная роль ударения

пустЫня - пУстынь, пУстыня


Нормы ударения Имя существительное

1. Установите аналогию с однокоренным словом

а) Д о говор или догов о р ? Дог…в…р пригов о р, нагов о р, угов о р и т.д. (Исключение: з а говор ). Следовательно, догов о р.

б) Нефтепр о вод или нефтепров о д ? Нефтепр…в…д – водопров о д, пров о дит (воду, нефть, газ), газопров о д и т.д. Значит, нефтепров о д.

2. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге: кварт а л, кокл ю ш, эксп е рт, жалюз и , парт е р.


Нормы ударения Имя прилагательное

Многие краткие формы прилагательных имеют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании):

пр а в, пр а во, пр а вы, прав а ; вр е ден, вр е дно, вр е дны, вредн а .



Нормы ударения Глагол

Глаголы имеют ударение на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании): дал, дал а , д а ло, д а ли; п о нял, понял а , п о няло, п о няли.

У глаголов кл а сть, кр а сть, сл а ть, посл а ть , кр а сться ударение в форме женского рода прошедшего времени остается на основе: кр а ла, сл а ла, посл а ла, стл а ла, кр а лась.


ПОЗВ О НИШЬ

?

ПОЗВОН И ШЬ


Нормы ударения

Причастие

Полные причастия с суффиксом -т-. Если суффиксы глагола неопределенной формы –о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдет на один слог вперед: полОть – пОлотый, согнУть – сОгнутый.


Нормы ударения

Деепричастие

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределенной форме соответствующего глагола:

вложИв, залИв, занЯв, исчЕрпав, начАв.


Работа с орфоэпическим словником ЕГЭ-2016 ФИПИ

Работа в группах:

1 группа: выписать имена существительные с фиксированным ударением

2 группа: выписать имена существительные иноязычного происхождения

3 группа: выписать имена существительные, ударения в которых ставятся по аналогии


Имена существительные с фиксированным ударением

Имена существительные иноязычного происхождения

аэропОрты

бАнты

бухгАлтеров

Иксы

кОнусов

крАны

кремЕнь

лЕкторов

тОрты

шАрфы

Имена существительные, ударение в которых ставится по аналогии

дефИс

диспансЕр

жалюзИ

квартАл

партЕр

экспЕрт

каталОг

киломЕтр

мЕстностей

мусоропровОд

призЫв

столЯр

шофЁр



ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

  • верно ?

1) включИт 2) убрАла 3) полОжил 4) диспАнсер

  • В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно ?

1) квартАл 2) тефтЕли 3) экспЕрт 4) щавЕль

  • Прочитайте текст, соблюдая орфоэпические нормы

Шофер высадил пассажира через квартал. Машина проехала лишь километр. Новый дом пока еще не заселен. Дверь в подъезд заперта. Прежде, чем войти, позвоните. Мы всегда звоним. Ты включишь свет на лестничной площадке? Включенный светильник освещает дорогу. Когда же он включен? Вот и дождались гостей. А то я уже заждалась.


Соблюдай орфоэпические нормы!

Алфав и т и катал о г,

Монол о г и диал о г,

Догов о р, аг е нт, дрем о та –

Правильно сказать охота.

Килом е тр, гект а р, парт е р,

Глянь в словарь, там есть пример:

Распо я сался, рем е нь, и скра,

Мне звон я т, щав е ль.

П е тля заржаветь не сможет,

Ей стол я р тотчас поможет.

Доктор вылечит кокл ю ш.

Крас и вее на юбку плюш.

Танц о вщица идет по кругу.

Плат о красивое на юге.


«Заговори, чтоб я тебя увидел»

Сократ



Домашнее задание

  • п.15 (выучить теоретические сведения), упр.99 (расставить ударения в причастиях);
  • изучить теоретическую и практическую информацию орфоэпического словника и опорных записей:

1 группа: выписать из словника глаголы, ударения в которых ставятся по аналогии;

2 группа: выписать из словника глаголы с подвижным ударением;

3 группа: выписать из словника глаголы с неподвижным ударением.

  • В.Г.Белинский писал: «Говорить правильно и говорить красиво - не одно и то же». А вы согласны с его мнением? Напишите сочинение-миниатюру на эту тему.



1 слайд

2 слайд

План Основные понятия орфоэпической нормы Некоторые правила произношения Постановка ударения Глоссарий Литература

3 слайд

Основные понятия Орфоэпия(от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность правил устной речи, произношения и ударения, тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения. Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

4 слайд

Основные понятия Орфоэпические нормы: Произношение - норма воспроизведения звуков в слове. Произношение определено фонетической системой гласных и согласных звуков. В нём проявляются такое свойство звуков в русском языке как редукция безударных гласных, оглушение согласных на конце и перед глухими, озвончение согласных перед звонкими: [марос] – мороз, [смаска] – смазка, [маладьба] –молотьба. Наблюдается также смягчение перед мягкими сонорных и сонорных перед сонорными и мягкими: коНчик, коНца, ПеРмь, боРщ В основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных.

5 слайд

Основные понятия Ударение - выделение гласного звука силой голоса(связано с грамматическими свойствами слова и его лексическим значением). Иначе норму ударения называют Акцентуация –правильное ударение в словах. В русском языке существует сложная система подвижного, разноместного ударения. Оно может падать на любой слог и перемещаться при образовании, грамматических форм слова. Например: водА – вОду, прИнял – принялА, товар дОрог – вещь дорогА. Каждое слово имеет ударение на любом из слогов: тОпливо, корОва, толокнО.

6 слайд

Основные понятия Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

7 слайд

Некоторые правила произношения Итак напомним - в основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных. Свойства их, процесс образования, сочетания сказываются на произношении. Система гласных звуков включает в себя шесть единиц: а, о, э, у, ы, и Орфоэпические нормы в области гласных в общих чертах отражены в книге «Краткий справочник по современному русскому языку» /под ред. П.А. Леканта. В современном русском литературном языке господствует норма иканье, аканье, то есть произношение после мягких согласных в безударном положении и, точнее и[э], а после твёрдых а вместо о. Примером тому могут быть слова: [ри[э]ка, ни[э]су, пи[э]так, горат]- река, несу, пятак.

8 слайд

Некоторые правила произношения Система согласных звуков насчитывает большее количество единиц, нежели гласных. Принято различать согласные звуки по: 1.По месту образования(это участие органов речи: губ, языка, зубов - в создании согласного звука): губные [ф, в, м, п, б]; переднеязычные [с, з, ш, ж, л, н, р, т, д, ц, ч]: зубные [с, з, л, н, т, д, ц] ; передненёбные [ш,ж,р,ч]; Среднеязычным [й], Заднеязычными – мягкие и твёрдые [х, к, г]. 2.По способу образования (это метод преодоления преграды воздушной струёй): согласные шумные: [ф, в, с, з, ш, ж, х], [п, б, т, д, к, г, ц, ч]; сонорные [л, м, н, р].

9 слайд

Некоторые правила произношения Произношение сочетаний чн, чт: В современном русском языке слова с сочетанием чн можно разделить на 3 группы: Те, которые произносятся только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на -чна Ильинична, Кузьминична, Фоминична Те, в которых чн произносится только как [ч,н]: точно, удачный, точечный, маскировочный Те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения - [ч,н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

10 слайд

Некоторые правила произношения В отдельных случаях варианты произношения разграничивают разные лексические значения: Сердечный [ч,н] приступ – друг сердечный [шн] перечница [ч,н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [шн] (о злой, сварливой женщине)

11 слайд

Некоторые правила произношения Произношение мягкого [жж]: дожди, визжать, твёрдого [жж]: дрожжи. Звуки [д], [т] не произносятся между [з], [н]: поздно, праздник, звёздный. На месте [ч] перед [н] в одних словах произносится [ч]; вечность, точный, отличник, печник, в других – [ш]; горчичный, двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно. В разговорной речи такое произношение является либо нарушением литературной нормы: « - Ещё бы загранишное всё привезти бы надо из-за морей…» Такое произношение может различать слова по значению: сердешный – сердечный, молошница – молочница, лоточник – лотошник. «- А ведь у нас, сердешный, нет его, самовара-то!»

12 слайд

Некоторые правила произношения Другая норма произношения связана со звуком [г] пред глухим согласным. Он произносится как [к]: дёгтя, ногти, прилягте, отягчать, загс. Но в корнях легк-/легч, мягк-/мягч- произносится [х] перед [к] , [ч] и мягкий [х] перед мягким [к]: [лёхкое], [мяхкая]. В некоторых словах произносится [гэ] вместо [г]: бухгалтер, господи, ага, ей-богу. Кроме перечисленных взаимодействий в орфоэпической норме литературного языка находится ещё ассимиляция согласных по звонкости-глухости: [казьба] – косьба, оглушение звонких согласных на конце: столб [п], гвоздь [ть], стог [к].

13 слайд

Некоторые правила произношения Не менее важны орфоэпические нормы заимствованных слов. Они касаются в первую очередь гласных звуков: безударный [о], болеро, боа, досье, какао, кредо, радио, трио, фойе и др. В именах собственных также произносится безударное [о] Флобер, Шопен. Однако в этой норме встречаются варианты: [паэт] – [поэт], [болеро] – [балеро].

14 слайд

Некоторые правила произношения В большинстве заимствованных слов произношение [а] в безударном положении соответствует норме произношения русских слов: [кастюм], [валейбол], [пианина]. Произношение твёрдого и мягкого согласного перед «Е» имеет тенденцию к твёрдому произношению: антенна, бизнес, дельта, кафе, кашне, кодекс, модель, отель, пюре, шоссе и другие. В некоторых словах допустимо двоякое произношение: дедукция, декан, конгресс, кредо. Только мягко произносятся согласные в словах: брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, террорист, термометр, демон, депутат, компресс, акварель. Другие иностранные слова отличаются произношением [э] в начале слова: эпиграф, экватор, элемент, эмоция, эпизод, эрудиция, эталон, эфир, этап, экипаж. Внутри слова может произноситься и долгий, и краткий согласный: ванна, вассал, гетто, касса, лемма, мадонна, манна, масса, сумма, тонна. Краткий согласный встречается чаще и произносится в словах: аттестат, аттракцион, бассейн, грамматика, иллюзия, каллиграфия, коллектив, миллиметр, параллель, перрон, режиссёр.

15 слайд

Постановка ударения Ударение различает слова одного звукового и буквенного состава по значению, лексическому и грамматическому, например: мука – мука, пили – пили. Существуют и варианты ударения: творог – предпочтительное, творог – допустимое.

16 слайд

Постановка ударения Ударение - это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, - безударные.

17 слайд

Постановка ударения В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом, де-ре-во, зе-лё-ный, по-бе-дитъ. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

18 слайд

Постановка ударения Большинство слов русского языка имеет одно ударение - основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение. ЖелезнодорОжный, водогрязелечЕбница.

20 слайд

Постановка ударения Различные части речи имеют варианты ударения в некоторых своих грамматических формах, что различает два вида произношения по стилю и нормативности. Обратим внимание на те формы частей речи, которые более распространены в устной речи: 1) Р.п., ед. ч. односложных существительных - блина, боба, винта, жгута, зонта, кита; 2) В.п., ед. ч. - ботву, весну, десну, золу, нору, овцу; 3) П.п., ж. р. с предлогами в, на - в горсти, на двери, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени, ; 4) Р.п., мн. ч., имён существительных -местностей, почестей, прибылей, ведомостей; 5) глаголы и причастия прошедшего времени, ж. р. -била, брила, дула, жала, клала, крала, крыла, мыла, мяла, шила, пала; забрана; 6) краткие прилагательные во мн. ч. - бледны, вкусны, вредны, бодры.

21 слайд

Постановка ударения Ошибки в ударении встречаются часто в этих формах глаголов: после того как мы включим табло. Если завтра в это же время вы включите телевизор, вы встретитесь с этой программой. Такое корневое ударение рассматривается современной нормой не только как нежелательное, но грубо ошибочное. Правильно: включим, включат, включите, включаться, подключиться, отключена.

22 слайд

Глоссарий Редукция (лат. reducire сокращать) - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. Сонорный согласный (от лат. sonorus «звонкий» образующийся, произносимый с преобладанием голоса над шумом) - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /л/, /м/, /н/, /р/). Норма (лат. norma - дословно «наугольник», переносное значение «правило») - регулирующее правило, указывающее границы своего применения. Оглушение согласных - переход звонких согласных в глухие в конце слов или перед глухими согласными. Фоне ма (др.-греч. φώνημα - «звук») - минимальная единица звукового строя языка.

23 слайд

Литература: Русский язык и культура речи для студентов нефилологических специальностей университетов. Учебное пособие / Сост. О.Ю. Машина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. – 283 с. www.wikipedia.org www.edu.1september.ru www.langrus.ru
























1 из 23

Презентация на тему: Орфоэпические нормы

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Основные понятия Орфоэпия(от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность правил устной речи, произношения и ударения, тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения. Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

№ слайда 4

Описание слайда:

Основные понятия Орфоэпические нормы:Произношение - норма воспроизведения звуков в слове. Произношение определено фонетической системой гласных и согласных звуков. В нём проявляются такое свойство звуков в русском языке как редукция безударных гласных, оглушение согласных на конце и перед глухими, озвончение согласных перед звонкими: [марос] – мороз, [смаска] – смазка, [маладьба] –молотьба. Наблюдается также смягчение перед мягкими сонорных и сонорных перед сонорными и мягкими:коНчик, коНца, ПеРмь, боРщВ основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных.

№ слайда 5

Описание слайда:

Основные понятия Ударение - выделение гласного звука силой голоса(связано с грамматическими свойствами слова и его лексическим значением). Иначе норму ударения называют Акцентуация –правильное ударение в словах.В русском языке существует сложная система подвижного, разноместного ударения. Оно может падать на любой слог и перемещаться при образовании, грамматических форм слова. Например:водА – вОду, прИнял – принялА, товар дОрог – вещь дорогА. Каждое слово имеет ударение на любом из слогов: тОпливо, корОва, толокнО.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Итак напомним - в основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных. Свойства их, процесс образования, сочетания сказываются на произношении. Система гласных звуков включает в себя шесть единиц: а, о, э, у, ы, и Орфоэпические нормы в области гласных в общих чертах отражены в книге «Краткий справочник по современному русскому языку» /под ред. П.А. Леканта. В современном русском литературном языке господствует норма иканье, аканье, то есть произношение после мягких согласных в безударном положении и, точнее и[э], а после твёрдых а вместо о. Примером тому могут быть слова: [ри[э]ка, ни[э]су, пи[э]так, горат]- река, несу, пятак.

№ слайда 8

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Система согласных звуков насчитывает большее количество единиц, нежели гласных. Принято различать согласные звуки по:1.По месту образования(это участие органов речи: губ, языка, зубов - в создании согласного звука):губные [ф, в, м, п, б];переднеязычные [с, з, ш, ж, л, н, р, т, д, ц, ч]:зубные [с, з, л, н, т, д, ц] ;передненёбные [ш,ж,р,ч];Среднеязычным [й], Заднеязычными – мягкие и твёрдые [х, к, г]. 2.По способу образования (это метод преодоления преграды воздушной струёй):согласные шумные: [ф, в, с, з, ш, ж, х], [п, б, т, д, к, г, ц, ч]; сонорные [л, м, н, р].

№ слайда 9

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Произношение сочетаний чн, чт:В современном русском языке слова с сочетанием чн можно разделить на 3 группы:Те, которые произносятся только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на -чна Ильинична, Кузьминична, ФоминичнаТе, в которых чн произносится только как [ч,н]: точно, удачный, точечный, маскировочныйТе, в которых нормативными считаются оба варианта произношения - [ч,н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Произношение мягкого [жж]: дожди, визжать, твёрдого [жж]: дрожжи. Звуки [д], [т] не произносятся между [з], [н]: поздно, праздник, звёздный. На месте [ч] перед [н] в одних словах произносится [ч]; вечность, точный, отличник, печник, в других – [ш]; горчичный, двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно. В разговорной речи такое произношение является либо нарушением литературной нормы: « - Ещё бы загранишное всё привезти бы надо из-за морей…» Такое произношение может различать слова по значению: сердешный – сердечный, молошница – молочница, лоточник – лотошник. «- А ведь у нас, сердешный, нет его, самовара-то!»

№ слайда 12

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Другая норма произношения связана со звуком [г] пред глухим согласным. Он произносится как [к]: дёгтя, ногти, прилягте, отягчать, загс. Но в корнях легк-/легч, мягк-/мягч- произносится [х] перед [к] , [ч] и мягкий [х] перед мягким [к]: [лёхкое], [мяхкая]. В некоторых словах произносится [гэ] вместо [г]: бухгалтер, господи, ага, ей-богу. Кроме перечисленных взаимодействий в орфоэпической норме литературного языка находится ещё ассимиляция согласных по звонкости-глухости: [казьба] – косьба, оглушение звонких согласных на конце: столб [п], гвоздь [ть], стог [к].

№ слайда 13

Описание слайда:

Некоторые правила произношения Не менее важны орфоэпические нормы заимствованных слов. Они касаются в первую очередь гласных звуков: безударный [о], болеро, боа, досье, какао, кредо, радио, трио, фойе и др. В именах собственных также произносится безударное [о] Флобер, Шопен. Однако в этой норме встречаются варианты: [паэт] – [поэт], [болеро] – [балеро].

№ слайда 14

Описание слайда:

Некоторые правила произношения В большинстве заимствованных слов произношение [а] в безударном положении соответствует норме произношения русских слов: [кастюм], [валейбол], [пианина]. Произношение твёрдого и мягкого согласного перед «Е» имеет тенденцию к твёрдому произношению: антенна, бизнес, дельта, кафе, кашне, кодекс, модель, отель, пюре, шоссе и другие. В некоторых словах допустимо двоякое произношение: дедукция, декан, конгресс, кредо. Только мягко произносятся согласные в словах: брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, террорист, термометр, демон, депутат, компресс, акварель. Другие иностранные слова отличаются произношением [э] в начале слова: эпиграф, экватор, элемент, эмоция, эпизод, эрудиция, эталон, эфир, этап, экипаж. Внутри слова может произноситься и долгий, и краткий согласный: ванна, вассал, гетто, касса, лемма, мадонна, манна, масса, сумма, тонна. Краткий согласный встречается чаще и произносится в словах: аттестат, аттракцион, бассейн, грамматика, иллюзия, каллиграфия, коллектив, миллиметр, параллель, перрон, режиссёр. Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Постановка ударения различает разные слова: мука - мука, замок - замок;различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки - кружки;различает формы одного слова: снега - снега, носите - носите.Поскольку в большинстве случаев трудно выявить какую-либо закономерность в постановке ударения, необходима работа со списками слов, трудных с точки зрения орфоэпии.

№ слайда 20

Описание слайда:

Постановка ударения Различные части речи имеют варианты ударения в некоторых своих грамматических формах, что различает два вида произношения по стилю и нормативности. Обратим внимание на те формы частей речи, которые более распространены в устной речи:1) Р.п., ед. ч. односложных существительных - блина, боба, винта, жгута, зонта, кита; 2) В.п., ед. ч. - ботву, весну, десну, золу, нору, овцу; 3) П.п., ж. р. с предлогами в, на - в горсти, на двери, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени, ; 4) Р.п., мн. ч., имён существительных -местностей, почестей, прибылей, ведомостей;5) глаголы и причастия прошедшего времени, ж. р. -била, брила, дула, жала, клала, крала, крыла, мыла, мяла, шила, пала; забрана; 6) краткие прилагательные во мн. ч. - бледны, вкусны, вредны, бодры.

Описание слайда:

Глоссарий Редукция (лат. reducire сокращать) - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам.Сонорный согласный (от лат. sonorus «звонкий» образующийся, произносимый с преобладанием голоса над шумом) - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /л/, /м/, /н/, /р/).Норма (лат. norma - дословно «наугольник», переносное значение «правило») - регулирующее правило, указывающее границы своего применения.Оглушение согласных - переход звонких согласных в глухие в конце слов или перед глухими согласными.Фонема (др.-греч. φώνημα - «звук») - минимальная единица звукового строя языка.

№ слайда 23

Описание слайда: