Схема классификации историко географических регионов. Историко-географическая область

В мире сегодня живут несколько тысяч различных народов, в совокупности образующих человечество. Они значительно отличаются друг от друга по уровню общественного развития, культуре, расовому облику, наконец, по своей численности. Эта многоликость возникла в результате длительного самостоятельного развития народов, их существования в различных природно-географических, хозяйственных и социальных условиях.

Вместе с тем этнические границы никогда не были особенно жесткими, «непроницаемыми». На протяжении всей своей истории народы постоянно контактировали друг с другом, обменивались своими культурными достижениями, смешивались между собой. Все это вместе с принадлежностью к единому биологическому виду обусловливает наличие у всех людей земли и многих общих черт.

Для того, чтобы разобраться в этом многообразии и в то же время выявить черты, которые связывают различные народы друг с другом, необходимо классифицировать их. Классификация этносов - это распределение этносов мира в смысловые группы в зависимости от тех или иных признаков, параметров этого вида общности людей .

Существует много критериев, отличающих одни этносы или этнические группы от других. Эти критерии классификации исходят из совокупных антропологических признаков, совместного проживания на одной или нескольких территориях, типа этнической общности, общих особенностей быта и культуры, общей исторической судьбы, языкового родства и т. п. В зависимости от этого все народы можно разделить по следующим основаниям: географическому; антропологическому; языковому; хозяйственно-культурному.

При географической (или ареальной) классификации учитывается факт географического соседства народов, отражающий совместный характер их проживания в пределах какой-либо определенной, чаще всего обширной территории . При географической классификации народы группируются по крупным регионам, называемым историко-этнографическими, или традиционно-культурными областями, в пределах которых в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность. Общность эта прослеживается, прежде всего, в различных элементах материальной культуры, а также в отдельных явлениях культуры духовной. Географическую классификацию можно рассматривать как своего рода историко-этнографическое районирование.

Географическая классификация используется для выделения условных географических регионов, в которых расселены различные народы мира. На этом основании существуют понятия «народы Кавказа», «народы Севера», «народы Океании» и т. д. Однако подобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какой географический принцип классификации совпадает с этническим. Этот принцип классификации используется широко, поскольку он применен к обширным зонам, в пределах которых наблюдается его относительное совпадение с этническим принципом. Однако географический принцип классификации не дает исчерпывающей этнологической характеристики народа. Географическая характеристика не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Она используется при охвате больших территорий; в пределах пространственно незначительных территорий географическая классификация этносов приводит к противоречиям с представлениями о родстве этнических групп. Поэтому географическая классификация носит вспомогательный характер и используется лишь при совпадении с группированием народов по другим критериям, т. е. только в рамках крупных регионов.

Следует отметить, что географическая классификация народов пока недостаточно разработана. Единой, принятой во всех странах географической классификации, определяющей число основных историко-культурных регионов мира, а также границ этих регионов, не существует. Можно говорить лишь о единстве взглядов относительно наиболее общего деления народов: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы.

Предмет География Класс 11
Тема урока: Историко - географические регионы мира (ИГР), типология государств.
Общая цель: Учащиеся к концу урока должны знать классификацию различных географических объектов и выделять для их классификации основные критерии.

Задачи: Развивать навыки критического мышления.
Излагать и отстаивать свое мнение.
Самостоятельно добывать знания, обучая друг друга.
Привить навыки самостоятельной, парной и групповой работы, саморегуляции, оценочной и рефлексивной деятельности.
Создать комфортную среду для раскрытия творческих способностей учащихся, познавательной активности одарённых детей.
Конкретный результат обучения Учащиеся знают историко географических регионах мира, типологии стран. Умеют работать в группах, демонстрируют умения оценивать себя и других. Проявляют умение и навыки работать в группе.
Подход в преподавании / обучении Использование активных методов обучения, для развития коммуникативных навыков организации работы в группах и парах, с целью развития самостоятельности, применяя стратегии самооценивания, взаимооценивания учащихся.
Источники: Учебник «География 11 класс» Бейсенова А. Каймулдинова К; Абилмажинова С; Достай Ж. презентация
Интерактивная доска, проектор.
Ватман, фломастеры
Ресурсы для работы с заданиями: текст, карточки с разноуровневыми заданиями, оценочные листы, рефлексивные листы
Руководство для учителя;
Активные методы обучения.

Учитель: Приветствие учащихся. Создание коллабаративной среды, предлагаю ученикам сделать своему соседу.«Комплимент»
Ученики: Учащиеся настраиваются на урок в благоприятной атмосфере. 2мин
Учитель: Учитель разбивает класс на группы (4 групп по четыре человека) (использует для этого конфеты четырех сортов и предлагает вспомнить правила работы в группе).

Ученики: Делятся на 4 группы по четыре человека по сортам конфет. 1 мин

Учитель: Предлагает выполнить
Задание 1 (групповое) (проверка д/р) Опрос номенклатуры «Политическая карта мира»
Взаимооценивание «От кулака до пяти пальцев»
Ученики: По очередно выходят к доске и сдают номенклатуру политическую карту мира. Взаимооценивание «От кулака до пяти пальцев»
Учитель: Определить по опорным словам тему урока:
Подобрать синонимы
1. Обширные территории:(регионы)
- Прилагательное + существительное (Региональная география)
2. Континенты, их части: (материки, страны)- географические регионы
3. Индивидуальность. :(особенность)
Ученики: по опорным словам определяют тему урока.
Учитель: предлагает выполнить Задания 2 (групповое)Работа с атласом и настенной картой (ПКМ) «Заполнить пропуски». Взаимооценивание Стратегия «Две звезды одно желание»
Географические регионы
1. Северная Европа - Норвегия, : продолжить какие еще страны входят……………………………………………………………………………………………………………...
2. Южная Европа -……………………………………………………………………………..
3. Страны Латинской Америки делятся на Андские, куда входят такие страны как………………….
………………………………………; и страны Ла-Платской низменности, куда относятся следующие страны…………………………………………………………………………………………………..
4. Назвав все страны вспомните устно их столицы.
1. Северная Европа - Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия
2.Южная Европа - Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино.
3.Андские страны:. (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор) Страны бассейна и Ла-Платской низменности: (Аргентина, Бразилия, Гайана, Парагвай, Суринам, Уругвай)
Ученики: Каждая из групп выполняет задание Заполнить пропуски».. Взаимооценивание Стратегия «Две звезды одно желании.
Учитель: предлагает выполнить задание 3 (групповое). «Типология стран и их классификация»Вспомните из предыдущего курса географии. Классификацию и типологию стран мира используя свою голову и имеющееся в ней информацию. После чего по очередное каждая группа отвечает на вопросы перечисленные в таблицы.
Типология стран и их классификация»
1. По размеру территории 1.Страны Гиганты……………………………
2.Карликовые…………………………………
2. По географическому положению 1.Островные………………………………….
2.Полуостровные……………………………….
3.Страны архипелаг……………………………
4.Приморские…………………………………
5.Не имеет выхода к морю…………………..
3.По численности населения
4.По уровню социально-экономического положения Высокоразвитые…………………………….
Развитые……………………………………
Развивающиеся…………………………..
5.По государственному устройству Унитарное…………
Федеративное……….
6.По форме правления Республика………………………………

Монархия……………………………………………

Ученики вспоминают всю информацию изученную ранее на уроках географии по теме «Типология стран». После чего по очередное каждая группа отвечает на вопросы перечисленные в таблицы.
Взаимооценивание «Две звезды одно пожелание».
Рефлексия. Метод «Ресторан». Учащимся предлагается представить, что их пригласили в ресторан и нужно
ответить на вопросы директора ресторана:
Я бы съел еще …
Больше всего мне понравилось…
Я почти переварил…
Я переел…
Пожалуйста, добавьте…
Ученики: отвечают на поставлены вопросы.
Учитель: Домашнее задание: выводит на слайде, организует запись домашнего задания в дневники.
Ученики: Записывают домашнее задание: для категории А: написать эссе по теме «Для чего мне нужны знания о типологии стран мира(50 слов) для категории В,С; повторить номенклатуру «политическая карта мира»

Результаты обучения для учеников (A) Выступают в роли презентующего, аргументируют, доказывают приводя конкретные примеры. Ориентируются по политической карте мира без помощи учителя.

Результаты обучения для учеников (B) Выступают в роли дополняющих, владеют знаниями о типология стран, о историко географических регионах мира.

Результаты обучения для учеников Выступают в роли помогающих, владеют знаниями о регионах мира.

Регион Европа Площадь Европы составляет 9 ,7 млн км 2 . Население Европы 827,3 млн. чел. Выделяют 4 зоны: Северная Европа, Центральная, Южная и Восточная Европа. Регионы Европы экономически однородны, исключая Восточную Европу, которая входила в зону влияния СССР. С распадом СССР большинство страны Европы влились в большой союз, который известен как ЕС. Европейский регион известен в мире устойчивым политическим единством. В основном в Европе распространенно христианство благодаря чему, одежда, еда праздники и ритуалы европейцев почти не отличаются.

Азия – самая большая по площади (более 44 млн км 2) и населению (более 3,6 млрд. чел.) часть света. В Азии 50 государств, и 1 независимая территория. В Азии возникли древние цивилизации, в Азии зародились основные мировые религии – буддизм, христианство, ислам. На территории Азии возникли первые древние города.

Азию подразделяют на 6 регионов. К Северной Азии относится азиатская часть России. Юго-Западная Азия - включает в себя все страны на территории Аравийского полуострова, республики Закавказья, Турцию, Кипр, Иран и Афганистан (всего 20 государств). Южная Азия - включает 7 государств, крупнейшие из которых - Индия и Пакистан. Юго-Восточная Азия - это 11 государств, десять из которых являются развивающимися (все, кроме Сингапура). Восточная Азия - включает в себя всего пять держав (Китай, Монголия, Япония, Корея Южная и КНДР). Центральная Азия - это пять постсоветских республик (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения). Экономика азиатских государств значительно отличается по уровню конкурентоспособности на мировом рынке. Например: Невозможно противопоставить экономику КНДР и экономику Японии.

В Америке выделяют Англо-Америку (США и Канада) и Латинскую Америку, в состав которой входят страны материка Южная Америка, Центральной Америки и Вест-Индии. Материки освоены 500 лет назад. За это время территории Англо-Америки выбились в лидирующие. Население латинской Америки представляет собой пеструю картину миров, разнообразие экономик и религий.

Африка - это 5 регионов, резко отличающихся друг от друга уровнем жизни, экономической направленностью и этнической историей. Северная Африка охватывает территории арабского Магриба. Основное население относится к европеоидам. Территории богаты нефтью и газом, что способствовало быстрой интеграции экономики этих стран в мировое экономическое пространство. Остальные регионы Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка в целом однородны по составу населения, образу жизни и организации хозяйственной деятельности. Исключением является ЮАР. Это государство входит в категорию развитых стран.

К Австралии и Океании относятся материк Австралия и все островные государства и территории в Тихом океане. Австралия и Новая Зеландия относятся к мировым развитым странам, остальные государства относятся к большинству стран со средним уровнем достатка.
Историко-географические регионы мира имеют различный уровень внутреннего единства. Если Западная Европа объединяет довольно однородные в политическом и хозяйственном отношении страны, то, например, Юго-Западная Азия - на сегодняшний день, все еще поле политического противостояния. Африка же представляет собой союз из экономически мало связанных между собой стран.
Уровень внутреннего единства регионов чрезвычайно зависит и от природных особенностей (наличие равнин, комфортность климатических условий, транспортная доступность и т. п.), и от общности исторической судьбы, однако главным является уровень, сформированности региональных рынков, активный обмен товарам и ресурсами, рабочей силой, разнообразными услугами.

    Шида Картли (груз. შიდა ქართლი) историко географический край в восточной Грузии (Картли). Прежнее название Шида Картли Зена Сопели. Исторически Шида Картли занимала территорию, ограниченную с востока рекой Арагви, с севера Большим Кавказским… … Википедия

    Туркестан, историко географическая область, включавшая в 19 ‒ начале 20 вв. территорию современной Средней Азии и Казахстана, а также часть Центральной Азии, населённую тюркскими народностями. Условно Т. делился на Западный, или Русский (южная… … Большая советская энциклопедия

    В Викисловаре есть статья «область» Область некоторая часть большей структуры. Термин область может означать: В географии Административная область Область (административная единица) единица федерального деления в России или… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Македония. Македония Македония географическая и истори … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Арран. История Азербайджана … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Побужье … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Разлог (значения). Вид на долину и город Разлог Разлог … Википедия

    Нахождение Валуа на карте Франции У этого термина существуют и другие значения, см. Валуа (значения). Валуа (фр. … Википедия

Книги

  • Ярославль. Ярославская область. Автомобильная карта , . Двусторонняя полноцветная карта. Содержит подробный план города со всеми улицами, номерами угловых домов. Указано расположение административных зданий и социально-культурных объектов. Дана…
  • Карта автоиобильная: Владимир. Владимирская область , . Двусторонняя полноцветная карта Владимирской области (масштаб 1: 300 000) и г. Владимира (1: 25 000) - это подробная карта всей области с указанием класса дорог и расстояниймежду пунктами в…

Древними цивилизованными районами мира были , Тигра и , Инда, Ганга, и , а впоследствии территории Древнего Рима и Древней . Здесь получили развитие сельское хозяйство и разнообразные ремесла. Однако на остальных пространствах планеты люди жили по-прежнему на первобытном уровне.

В средневековье в хозяйство более широко, чем прежде, начали вовлекаться минеральные, лесные ресурсы и выделялись высокой освоенностью лишь в Восточной и Южной Азии, Западной и . Обширные территории Северной и , были слабо освоены и редко заселены.

Великие способствовали вовлечению в хозяйственный оборот открытых земель в Америке, Австралии и Океании. Англией, были созданы колониальные империи, население которых безжалостно истреблялось.

Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение и проникновение в недоступные ранее районы с неблагоприятными для людей природными условиями. В последнее время началось интенсивное размещение производительных сил мира на пустынных и территориях Азии, Америки, Австралии. Благодаря достижениям НТП к освоению таких территорий, кроме высокоразвитых стран, приступили и многие . Даже в появляются новые города-оазисы с промышленными предприятиями, у песков отвоевываются площади под сельскохозяйственные угодья, прокладываются автодороги.

В экстремальных северных широтах также происходит хозяйственное строительство. Это полярные и заполярные районы России, (Аляска). Разрабатываются там руды, уголь, нефть, золото, платина, олово, слюда и т. д.

Осваиваются человеком и горные территории. Как сельхозугодья используются горные склоны, но для этого нужна специальная техника.

Осваиваются глубинные территории Южной Америки -влажные тропические леса, где строятся дороги, заводы.

Все больше начинает использоваться человеком , его минеральные, биологические, химические, энергетические и другие богатства. Близка к осуществлению идея транспортировки в засушливые места Земли антарктических . Однако полное и еще проблематично, как и освоение Космоса.

Эпоха экстенсивного освоения планеты за счет вовлечения в хозяйство новых пространств заканчивается. Развитие экономики будет происходить не «вширь», а «вглубь», за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходной технологии. Экстенсивный тип освоения территорий сохраняется в некоторых , где производство еще эксплуатирует природные ресурсы.

Итак, освоение планеты — сложный, растянутый во времени процесс, в котором сливаются экономические, политические, социальные и экологические проблемы.