Синтаксический разбор сложного подчиненного предложения. Синтаксический разбор сложного предложения

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

1. Между частями СПП обычно ставится запятая .

Запятая ставится:

1. Между однородными придаточными:

а) без сочинительных союзов:

Я понимал , что лежу в постели, что яболен .

2. Между придаточными с последовательным подчинением при сочетании двух подчинительных союзов что если, что когда :

Держалась она с таким достоинством, что, когда подавала мне налитый стакан, я чувствовал потребность встать.

Запятая не ставится:

1. Между однородными придаточными с одиночными сочинительными союзами и, да, или, либо :

Он , видимо, это сделал только потому, что Оленину неловко и что онодинок среди казаков.

По небу слоились густые тучи , и хотя шел только третий час дня, но было уже темно .


, и (хотя (), но ).

Тире ставится, если придаточное (изъяснительное, условное, уступительное, временное) стоит перед главной частью: Если тывстречал этого человека – скажи . Как работаю я сам не знаю .

Запятая и тире между частями СПП ставится, если перед главной частью находится ряд однородных придаточных:

Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, - все мои мысли были заняты образом Олеси.

1. Вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы.

3. Выделяем главную и придаточную части. Определяем тип придаточной части.

4. Строим графическую схему предложения.

Алешачувствует , что все на него смотрят и любят его.

1) Повествовательное, невосклицательное

2) Алеша чувствует – первая грамматическая основа.

Подлежащее Алёша выражено именем сущ., Им., п. простое глагольное сказуемое чувствует выражено гл. наст. вр., изъявит. н., 3-го л., ед. ч.



Все смотрят и любят – вторая грамматическая основа. Подлежащее все выражено определит. местоимением, Им. п. Однородные простые глагольные сказуемые смотрят и любят выражены гл. наст. вр., изъявит. н., 3-го л., мн. ч.

3) Первая часть является главной, так как от неё можно задать вопрос Алёша чувствует (что?). Части сложноподчинённого предложения соединяются союзом что . Придаточная часть относится к сказуемому, стоящему в первой части, и отвечает на падежный вопрос. Следовательно, это придаточное изъяснительное.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Знаки препинания в ССП

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми :

Запятая не ставится:

1) В ССП с союзам И, если есть общий второстепенный член или общая придаточная часть:

2) В ССП с союзом И, если части ССП представляют собой вопросительные, восклицательные или назывные предложения:

3) В ССП с союзом И, если есть общее вводное слово:

2. Если части ССП значительно распространены, и имеют внутри себя запятые, то они отделяются друг от друга точкой с запятой :

3. Если вторая часть предложения указывает на быструю смену событий, на вывод, то между двумя частями предложения ставится тире:

1. Выписываем предложение из текста.

2. Определяем вид предложения по цели высказывания.

3. Указываем вид по эмоциональной окраске.

4. Находим грамматические основы, подчёркиваем их.

5. Строим схему предложения.

Свет маяка проносился над цветками, и ониказались совершенно фантастическими по своей окраске.

1) Предложение сложносочинённое, повествовательное, невосклицательное.

2) Первая грамматическая основа – свет проносился . Свет – подлежащее, выражено сущ. м.р., Им. п., ед.ч. Пролился – сказуемое, выражено гл. прош. вр., изъявит. н., ед. ч.



Вторая грамматическая основа – они казались фантастическими . Они – подлежащее, выражено мест. 3-го л., мн. ч. Казались фантастическими – составное именное сказуемое, выражено гл. казалось и именной частью – прилагательным фантастическими.

3) Схема предложения: , и .

6. Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённые предложения содержат в себе главную и придаточную части, соединённые союзом или союзным словом. В главной части СПП могут быть указательные слова.

1. Вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы.

3. Выделяем главную и придаточные части. Определяем тип подчинения (последовательное, однородное, неоднородное, комбинированное).

5. Объясняем постановку знаков препинания в предложении.

Отецтолковал мне , (о чем?) что вся степная птицапрячется по низким ложбинкам, (каким?) где трававыше и гуще .

1) Повествовательное, невосклицательное.

2) Первая грамматическая основа отец () толковал (гл. прош. вр., изъявит. н., м.р., ед. ч.). Вторая грамматическая основа птица (сущ., Им. п.) прячется (гл. наст. вр., изъявит. н., ж.р., ед. ч.). Третья грамматическая основа трава (сущ., Им. п.) выше и гуще (кр. прил.).

3) В предложении 3 грамматические основы, следовательно, оно сложное. Первая часть предложения – главная. 1-я и 2-я части соединены подчинительным союзом что . 2-я и 3-я соединены союзным словом где . Придаточное 1-ой степени является изъявительным, 2-ой степени – определительным. Это СПП с последовательным подчинением.

, что (), (где ).

5) Придаточные предложения выделены запятыми.

Бессоюзные сложные предложения

Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, части которого объединены в одно целое. Части БСП соединены только интонацией и соотношением форм времени и вида глаголов. В таких предложениях отсутствуют союзы и союзные слова.

Знаки препинания в БСП

1. Запятая ставится, если между частями БСП наблюдаются отношения перечисления событий, действия происходят одновременно или одно за другим (запятая = союзы И, ИЛИ):

2. Точка с запятой ставится, если:

Между частями предложения наблюдаются отношения перечисления или одновременности;

Части предложений распространены и имеют внутри запятые.

3. Двоеточие ставится, если:

а) вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части (двоеточие = союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК):

б) вторая часть предложения раскрывает содержание первой части (двоеточие = А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ):

в) вторая часть дополняет содержание первой (двоеточие = И УВИДЕЛ, ЧТО…; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО….):

4. Тире ставится, если:

а) в частях предложения отражена быстрая смена событий или неожиданный результат:

б) в первой части предложения обозначено время или условие того, о чём говорится во второй части (тире = союзы КОГДА, ТО…; ЕСЛИ, ТО…):

д) вторая часть предложения заключает в себе следствие, вывод из первой части (тире = союз ТАК ЧТО):

Синтаксический разбор БСП

1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

2. Выделяем грамматические основы предложения.

3.Устанавливаем смысловые отношения между частями предложения. Объясняем постановку знаков препинания.

4. Строим графическую схему предложения.

Ландыши уже созрели – меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды .

1) Невосклицательное, повествовательное.

2) В первой части предложения грамматическая основа ландыши созрели . Подлежащее ландыши созрели

Во второй части грамматическая основа висели ягоды . Подлежащее ягоды (сущ., Им.п.), простое глагольное сказуемое висели (гл. изъявит. н., прош. вр., мн. ч.).

3) В предложении 2 грамматические основы, поэтому оно сложное. Во второй части предложения раскрывается следствие того, о чём говорится в первом: Ландыши созрели, поэтому меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды . Между частями предложения ставится тире, поэтому предложение бессоюзное.

4) Схема предложения: - .

Главные члены предложения

Понятие

Главные члены предложения – это члены предложения, составляющие грамматическую основу предложения . В грамматической основе должен быть минимум один главный член, тогда предложение называют односоставным. К ним главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения: