Ломоносов: ученый, поэт и придворный лоббист. «Он сам был нашим первым университетом… Когда жил Ломоносов

Ломоносова можно назвать первым настоящим русским ученым. Он положил основу развитию многих наук в России. Он сам проводил опыты и наблюдения, внес огромный вклад в становление филологии, истории, химии и физики. Но А. С. Пушкин называл Ломоносова не просто выдающимся ученым, а «нашим первым университетом». Он восхищался способностями этого ученого, обширностью его знаний.

Почему Пушкин так называл Ломоносова

Пушкин и Ломоносов жили в разное время. И во время Пушкина наследие Ломоносова активно развивалось. Чтобы понять, почему писатель называл Ломоносова первым университетом, необходимо разобраться в научной деятельности ученого и его жизни:

  • Ломоносов стал первым главой университета, открытого в России. До времен Ломоносова подобных учебных заведений в России вообще не было. Ломоносов много хлопотал об открытии университета, потому для сравнения его самого именно с университетом есть все основания;
  • Ломоносов жил во время становления многих современных наук. Только зарождалась археология, филология, физика, химия, геология и многие другие науки. Ломоносов был человеком универсальных познаний. Его интересовало все, что его окружало. Это были природные явления, математические расчеты, история России и русских слов и многое другое. Поэтому, по глубине и обширности своих знаний Ломоносов мог заменить целый университетский штат;
  • он сам проводил опыты с электричеством, химические опыты. Ломоносов записывал их результаты и оставил после себя много трудов;
  • из русских ученых он был первым и единственным. Кроме него, наука была представлена выходцами из Германии.

Таким образом, А. С. Пушкин называл Ломоносова первым университетом совершенно обоснованно. Ломоносов обладал энциклопедическими познаниями и стал основателем первого российского университета.

Когда жил Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов жил в 18 веке. Наиболее активный период его научной деятельности пришелся на 50 – 60 годы 18 века. Это времена правления императриц Елизаветы 1 и Екатерины 2.

Таким образом, смерть Ломоносова от рождения Пушкина в 1799 году отделяет всего несколько десятилетий.

Александр Пушкин сказал это так: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Михаил Ломоносов был исключительным человеком. Он занимался самыми разнообразными науками: филологией, физикой, историей, химией, астрономией, искусствоведением, географией. Кроме того, он являлся первым русским учёным. Сложно представить, как ему удавалось заниматься всем и сразу. Такое количество наук представлено только в университете. Именно поэтому Пушкин сравнил Ломоносова с университетом.

19 ноября в Московском университете прошли праздничные мероприятия, посвященные трехсотлетию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Утром с малой родины М.В. Ломоносова – Архангельской области в Москву к старому зданию на Моховой улице в центре столицы прибыл символический «Факел знаний». От факультета журналистики МГУ эстафета прошествовала по улицам Москвы к Универитетской плозащади и по аллее ученых - к Главному зданию МГУ. В полдень возле памятника М.В. Ломоносову состоялся концерт.

В фойе Актового зала МГУ были представлены оригиналы работ М.В. Ломоносова, как научных, так и поэтических, на русском, французском и латинском языках.

Торжественное заседание в Актовом зале Главного здания МГУ открыл ректор МГУ В.А. Садовничий, отметив, что это огромная честь – обладать правом первой речи на столь торжественном мероприятии. После этого на трибуну были приглашены почетные гости.

Первым выступил министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, который зачитал поздравление от Д.А. Медведева. Особенно отмечен был тот факт, что именно М.В. Ломоносов заложил основы академической школы в нашей стране, оставил богатое научное наследие и привил принцип гуманизма образования в России.

О богатом наследии Михаила Васильевича говорил также и заместитель председателя Правительства РФ С.Б. Иванов. И одной из самых важных его частей является формирование системы образования. Принцип фундаментальности, неразрывной связи образования и науки, стал во многом определяющим для последующих успехов российской науки. Именно поэтому, по мнению гостя, мы имеем право гордиться достижениями своей страны. По словам Сергей Борисовича, «становление науки – дело государственной важности».

В своей речи В.А. Садовничий отметил, что в зале собрались ректоры не только ведущих вузов страны, но и стран СНГ – целая научная корпорация, корни которой уходят в научные исследования Михайло Ломоносова. Он не только понял роль науки в истории России, но и посвятил ей всю свою жизнь. Ученый провел огромное количество исследований в самых разных областях, и совершил множество открытий, в числе которых открытие атмосферы Венеры. Ломоносов был мастером мозаичного дела, создавал машины для изучения таких природных явлений, как гром и молния. Он разработал план прохождения экспедиции по Северному морскому пути, описал, какие именно исследования стоит проводить. Зная что целью такой экспедиции является приращение Россией территорий, ученый говорил о том, что на берегах обязательно следует оставлять столбы с датой высадки, чтобы в дальнейшем не возникало споров. Несмотря на то, что экспедиция, увы, не была успешна из-за некоторых недочетов, с ней связана одна крайне любопытная история. Виктор Антонович рассказал о письме, которое пришло в МГУ несколько дней назад. Это была копия письма ректора Йельского университета с просьбой держать его в курсе событий экспедиции и провести несколько особо важных экспериментов. Однако, узнав о смерти Ломоносова, письмо ректор не отправил. И только сейчас дошло оно до России. Оригинал этого письма хранится сейчас в архиве Франклина в Филадельфии.

Президент РАН Ю.С. Осипов отметил, что в Ломоносове сочетались как будто два человека – романтик и прагматик, стихотворец и ученый. Он был отцом русской литературы и физической химии, исследователем земли и языка, поразительно талантливым и всесторонне развитым гением со сложным характером и непоколебимыми принципами.

Слова благодарности ученому в этот день произнесли и другие гости, среди которых были и космонавты, поздравившие собравшихся в зале прямо с борта МКС. Не раз звучали строки о том, что М.В. Ломоносов – это не только гордость России, но поистине гордость всего человечества.

Эффектно окончил свою речь губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук. Его пожелание можно отнести и к нам, наследникам интеллектуального богатства Михаила Васильевича: «Необходимо жить и работать по-ломоносовски: с глубокой и непоколебимой верой в народ и в Россию!»

Климов Дмитрий

Сообщение о разнообразных увлечениях М.В.Ломоносова и его вкладе в российскую науку.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Ломоносов … был первым нашим университетом». А.С.Пушкин Работу выполнил ученик 7 класса Климов Дмитрий Учитель- И.А.Старкова

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым университетом» А.С.Пушкин Годы жизни: 8 ноября 1711-4 апреля 1765

Рассказывая о М. В. Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый». Современному ученому трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии. Невозможно отделаться от чувства восхищения: как одного человека на все хватало!

Вклад Ломоносова в такие естественные науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Научное и культурное наследие Ломоносова разнообразно и обширно. На протяжении всей жизни Михаил Васильевич Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие России и имевших первостепенное государственное значение.

Ломоносов был убеждён в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России. Учреждение в 1755 году университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), чье имя носит университет.

Московский университет XVIII века имел всего три факультета: философии, медицины, права. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете.

В настоящее время Московский университет является одним из ведущих центров отечественного просвещения, науки и культуры: 39 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, 6 филиалов, около 380 кафедр, Научный парк, Ботанический сад, Научная библиотека, имеющая фонд в 9 млн. томов, издательство, типография, Культурный центр, школа-интернат.

ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛОМОНОСОВА ГЕОГРАФИЯ И ГЕОЛОГИЯ В середине XVIII в., когда многие известные ученые считали географию придатком той или иной науки, Ломоносов не только утверждал географию как самостоятельную науку, а и рассматривал ее как науку комплексную, охватывающую не только природу, но и экономическую деятельность человека.

Возглавив в 1758 году Географический департамент Императорской Академии наук, Ломоносов принял меры к составлению нового географического атласа страны и предложил направить экспедиции для определения координат некоторых городов России. Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. Ломоносов исследовал морские льды и первым дал их классификацию. Он неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути.

В 1757 году была опубликована монография Ломоносова, в которой доказывалось существование Южного материка. Ломоносов дал описание руд и минералов, рассказал о залегании руд, указал возможности поиска ископаемых. Ломоносов выдвигает целый ряд научных гипотез об образовании и существовании северного сияния, которые в большинстве своём впоследствии подтвердились, некоторые только в ХХ веке. Труды Ломоносова в области географии заслужили признание ученых 18 века и 21 века.

ФИЗИКА, ХИМИЯ, АСТРОНОМИЯ Научные исследования Ломоносова по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества. Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества. Ломоносов первый сконструировал отражательный (зеркальный) телескоп для дополнительного плоского зеркала. Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была“ночезрительная труба” (1756-58).

Ломоносова интересовали также астрономия и геофизика. Ломоносов первым открыл существование у Венеры атмосферы. Ломоносов осуществлял длительные исследования земного тяготения. Ломоносов первым в истории химии сформулировал и доказал закон сохранения веса вещества при различных химических превращениях. Он предсказал существование атомов и описал, чем отличаются молекулы от атомов, помог основать первую в истории России химическую лабораторию. С 1749 по 1751 годы он провёл более 2200 опытов по созданию технологии производства цветного стекла и смальты. К 1753 году он добился поразительных результатов, организовал фабрику по производству цветных стёкол.

Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. Ломоносов разработал приборы для физических исследований химических объектов (для измерения вязкости, для определения показателя преломления, прибор для определения твердости образцов). Его заслуга - в факте привнесения в науку России, наряду с металлургией, минералогии и геологии. Помимо этой роли его беспокойный ум не избежал притяжения к тайне образования металлов в земной коре.

ИСТОРИЯ Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. (1763). Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства, не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов. Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и выделял в истории России шесть периодов.

ЛИТЕРАТУРА В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова - усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного. Ломоносов оставил образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах. Труд Ломоносова по риторике - "Риторика" 1748 года - стал первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.

В истории русской словесности Михаил Васильевич Ломоносов прославился как выдающийся поэт и филолог. Он много сделал для развития русского языка, создал первую русскую грамматику, составил первый учебник русского языка. Он писал на языке, доступном для широкого круга людей. Его поэтические произведения проникнуты верой в силу человеческого разума, любовью к родной природе, к своему Отечеству. Они вполне понятны и нам, далеким потомкам.

А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...». В его деятельности отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира.

Московский Государственный университет по праву носит имя первого русского учёного-естествоиспытателя, выдающегося учёного мирового значения - Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), человека разносторонних дарований, тонкой интуиции и пророческого склада ума, поэта, заложившего основы современного русского языка, художника, историка, поборника отечественного просвещения, развития русской науки и экономики.

Его идеи далеко опередили науку того времени. Ломоносов развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества; сформулировал принцип сохранения материи и движения; заложил основы физической химии; исследовал атмосферное электричество и силу тяжести; выдвинул учение о цвете, создал ряд оптических приборов; открыл атмосферу на Венере; описал строение Земли и объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов; подчёркивал важность исследования Северного морскою пути и освоения Сибири; возродил искусство мозаики и производство смальты. Если рассматривать его вклад в литературу и филологию, который ничуть не меньше вклада в науку, то можно без колебаний согласиться с Пушкиным, говорившим, что Ломоносов сам был «нашим первым университетом».

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. Кто малого не может, тому и большее невозможно. Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт - только средства, только способы собирания материалов для разума. Неусыпный труд препятствия преодолевает. М.В Ломоносов

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха… Ломоносов М. В.

«Он создал наш первый университет. Он сам был нашим первым университетом», – говорил гений Пушкин о гении Ломоносове.

Указ об учреждении Московского университета императрицей Елизаветой Петровной был подписан 12 января (по старому стилю) 1755 года. Его куратором назначили графа Шувалова. При университете были устроены две гимназии. Ломоносов активно участвовал в составлении университетского устава и учебных планов. Именно в типографии Московского университета была напечатана «Российская грамматика» М.В.Ломоносова тиражом 1200 экземпляров. Вскоре из печати вышла первая книга – «Собрания разных сочинений в списках и прозе коллежского советника и профессора Михайло Ломоносова».

В 1760–1761 годах Ломоносов работает над поэмой «Пётр Великий», в которой создает образ просветителя – страстного, сильного духом творца. Сам ученый был последовательным борцом за демократизацию образования. Он составил проект регламента академической гимназии и в программу гимназического образования ввел русский язык, русское красноречие и русскую историю. Михаил Васильевич считал, что иностранные языки (прежде всего латинский) необходимо изучать серьёзным образом, а преподавание оснований наук (арифметики, геометрии и географии) вести на русском языке.

Предметом особой заботы Ломоносова было воспитание подростков. В главе «Об узаконении для гимназистов» он требует от «младых отроков» соблюдения религиозно-нравственных заветов и «простирать крайнее прилежание к наукам, и никакой другой склонности не внимать, чтобы рачение к учению урон или многое послабление не потерпело. Все, что помогает учению, добродетельно, а что мешает – порочно». Ломоносов вменяет гимназистам в обязанность беспрекословное послушание учителям, а также «отбегать от ссор междоусобных, а особливо от бесчестных браней и драк, не попрекать другого природными недостатками и не злобствовать, не мешать другим в ученьи».

В главе «Об обязанностях учителей» М.В.Ломоносов пишет: «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамильярно. Первое производит к ним ненависть, второе – презрение. Умеренность не дает места ни тому, ни другому; учитель должен не только словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».

В январе 1760 года он был назначен руководителем университета и гимназии Петербургской Академии Наук. Ему удалось добиться увеличения гимназических стипендий до 48 рублей в год. В ту пору гимназии, кроме Петербурга, действовали в Москве и Казани. М.В.Ломоносов и И.И.Шувалов стремились расширить их сеть по всей России.

Российский университет устраивался по примеру европейских. В регламенте Петербургского университета, представленном М.В.Ломоносовым на обсуждение академиков в июле 1759 года, указывались правила приема профессоров в университет, производства в профессорское звание, расписывались обязанности профессоров как заведующих кафедрами. Вторая часть регламента была посвящена условиям приёма студентов со стороны и перевода из гимназии, порядку «хождения» их на лекции, проведения занятий, экзаменов, правилам поведения, поощрения и наказаниям, выпуску и распределению после завершения учёбы. По Ломоносовскому проекту университет должен был выпускать не только адъюнктов и переводчиков, но и врачей, аптекарей, юристов, металлургов, садовников и т.п. Он вменял в обязанность студентам учить иностранные языки (французский, немецкий) и самостоятельно читать основную научную литературу по специальности. Такая широкая университетская программа обучения закладывала прочные основы народного образования в России. Стране нужны были грамотные люди.

11 января 1760 года М.В.Ломоносов выступил на заседании Академического собрания с докладом о необходимости открытия университета в Петербурге. Он понимал, что истинная цель народного просвещения не только в том, чтобы передать учащимся определенную сумму знаний по различным наукам, но и в том, чтобы пробудить в каждом человеке творца, способного на труд во имя общего блага.

В мае 1761 года Ломоносов пишет в Сенат записку «Краткий способ приведения Академии Наук в доброе состояние», где предлагает обновить кадры в канцелярии, устав и систему финансирования академии, расширить сословный состав учащихся гимназии и университета, повысить качество образования. Цель реформ: «чтобы науки возросли и распространились в России. Науки изыскивают темы, общеполезны сами по себе, а ученые – это государственные люди, действия их направлены на приращение благополучия людей, человеческого рода».

Ломоносов умер в апреле 1765 года. Через 21 год после его смерти императрица Екатерина подписала указ о народных училищах. Научные труды и образовательные идеи М.В.Ломоносова пригодились, они способствовали развитию российской науки, народного образования и росту могущества государства Российского.

Науки возросли и распространились в России, как того хотел великий ученый и патриот.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Приложение 1 Блиц турнир Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С. Пушкин История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин так его характеризует: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец. Он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его. Даёт законы и образцы классического красноречия дарит художественные мозаичные произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.» Следует заметить, что эта разнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I. Биография группа 1 Приложение 2 Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры Архангельской губернии. Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжёлую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в его далеких и часто опасных путешествиях. На отцовском галиоте Чайка побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. С большим интересом наблюдал он жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей. Поморы были люди строгие в нравах. Деятельные, независимые «умевшие за себя постоять». Путешествуя с отцом, Михаил познакомился с различными производствами. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. На поморских солеварнях Белого моря он хорошо изучил производство соли. Интерес к промышленности сохранился у Ломоносова на всю жизнь. Мать умерла рано, когда ему было 9 лет. Отец ещё дважды женился. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой». Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, льда». Грамоте обучил Ломоносова дьяк местной церкви С.Н. Сабельников. Возвращаясь

2 из плавания, Ломоносов брался за книги. Славянская грамматика Смотрицкого и Арифметика Магницкого открыли мальчику неизвестный до тех пор мир мир знания. Особенно большое влияние оказало на него чтение Арифметики Магницкого. Эта книга не была похожа на современные нам учебники арифметики. В ней излагались не только правила простейших математических вычислений, но сообщались также простейшие сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии и т. д. Эта книга являлась в некотором роде энциклопедией тех времен. В 14 лет он уже грамотно и чётко писал. Жажда знаний у будущего учёного росла с каждым днём, он страстно хотел заниматься наукой. Первая попытка получить образование не увенчалась успехом, его не приняли в Холмогорское училище, так как он был сыном простого крестьянина, а это запрещалось законом. Ломоносов не стал отчаиваться, слишком сильным было его желание «выучиться». Однажды, будучи с отцом в Архангельске, он поинтересовался у городских грамотеев, где учат латинскому языку, и, узнав о Московской Славяно греко- латинской академии, предупреждённый ими о сословном составе её учеников, дал себе обет стать её учеником. Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома. В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся обоз с рыбой. Ночью, когда в доме вес спали, Ломоносов надел две рубахи, тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за рыбным обозом. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Биография группа 2 Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России- Москве, Киеве и Санкт- Петербурге можно овладеть высшими науками. В начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал. О своей жизни в Москве он писал «...Несказанная бедность, имея один алтын (.) в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил Школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!» Удивительная целеустремлённость была присуща М.В.Ломоносову. В свободные от занятий часы он читал книги. Через год, овладев латынью, начал учить греческий. Пытливый и живой ум явно не удовлетворялся достигнутым. Удивительным образом этот деревенский мальчик выстроил себе некий алгоритм (устойчивую схему поведения) самостоятельной и волевой работы с книгами и бумагами, в которых он искал ответы на сложнейшие вопросы бытия. Усердно учась в Славяно-греко-латинской академии, он вдруг обнаружил, что сведений по физике, химии, естествознанию, математике и другим наукам он получить не может. В 1734 году М.В.Ломоносов был отправлен в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучался в Киево Могилянской академии, но не найдя там совершенно материалов по физике и математике, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов». В следующем, 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вызван в Академию Наук. Неустанная самостоятельная работа над собой, учебные успехи М.В.Ломоносова позволили руководству Академии заметить способного и прилежного ученика. В ноябре 1735 года он в числе 12 учеников был отправлен для получения образования в Санкт-Петербургскую Академию Наук и зачислен в студенты университета при Академии Наук. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени. Занятия начались с

3 изучения немецкого языка. Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям. Уже тогда Ломоносов начал изучать европейские языки, и делал пометки на полях книг на французском и немецком языках. Биография группа 3 Предыстория того, как Ломоносов попал в Германию такая. В Сибири работала экспедиция из Академии наук, но в её составе не хватало химика, знающего горное дело. Западноевропейские химики отказывались от предложения ехать на большое расстояние порядка 10 тысяч вёрст. Тогда и было решено послать русских студентов на обучение в Германию. В марте 1736 года Ломоносов в числе трёх наиболее способных молодых людей отправлен для продолжения учёбы в Европу. Это показывает, что способности М.В.Ломоносова были настолько очевидны, что правительство и руководство Академии не смутило его крестьянское происхождение. В Германии, в городе Марбург, он должен был обучаться горному делу. За границей он провёл пять лет. Из них около четырёх лет провёл в Германии и около года в переездах. Был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, права и в вопросах, касающихся государства. В Марбургском университете прослушал курс по механике, гидростатике, аэрометрии. Брал уроки французского, рисования, танцев и фехтования. Уже достаточно хорошо знал немецкий, продолжал совершенствоваться в латыни, стремился овладеть французским и уже по собственной инициативе приступил к изучению итальянского языка. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть своих денег. Изучение естественных наук (физики, химии) Ломоносов успешно сочетал с литературными познаниями. Познакомился с новейшей немецкой литературой и работал над стихотворными переводами. Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание из России. Средства из Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам приходилось жить в долг. В 1739 году М.В.Ломоносов в Германии приступил к изучению металлургии и горного дела. Посещал рудники и металлургические заводы, познакомился с устройством рудников. В том же 1739 году женился на немке Елизавете Цильх, дочери хозяйки дома, в котором жил. 8 ноября 1739 года у них родилась дочь. Сын М.В. Ломоносова, родившийся в Германии в 1741 году, и получивший при крещении имя Иван, умер в Марбурге в январе 1742 года. Биография группа 4 В 1741 году М.В.Ломоносов возвратился в Петербург, и с тех пор больше не покидал границ своего Отечества, посвятив себя делу российской науки. Что же удалось сделать Ломоносову, как великому учёному энциклопедисту, управленцу-администратору, педагогу, литератору, художнику за оставшиеся 24 года до дня его кончины? По возвращении в Россию он упорно добивался постройки химической

4 лаборатории при Академии Наук, приступил к составлению каталога собраний минералов Кунсткамеры. В 1745 году хлопочет о разрешении читать лекции на русском языке, ранее они читались на латыни. Под влиянием Ломоносова в 1755 году совершается открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект. В 1756 году отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В своей химической лаборатории провёл более 4 тысяч опытов! Им разработана технология получения цветных стёкол (смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла. В году М.В. Ломоносову удаётся построить стекольную фабрику. В пристройке к своему дому на Васильевском острове своими руками освоил технику мозаичного набора. Создал ряд картин: портреты Петра 1 и Петра 2, «Полтавская баталия», «Апостол Пётр», «Покорение Азова в 1696 году». Но этим не исчерпывается творческая натура Ломоносова. Он писал поэтические произведения. Нельзя сказать, что до Ломоносова, в России никто не интересовался риторикой. Но в 1743 году он написал «Краткий руководство по риторике» на русском языке, а не на латыни как было ранее. Учебник «Российская грамматика» - первая грамматика русского языка - основы и нормы русского языка, в котором М.В. Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописании и произношении того или иного слова. В 1756 году отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. Вступил в научный спор с немецким учёным Г.Миллером о происхождении русских и их государства. Работы по созданию цветного стекла соприкасались с другими дисциплинами: приборостроением и оптикой. Было построено более десятка новых оптических приборов. 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, учёный обнаружил наличие у неё атмосферы. М.В.Ломоносов разработал «аэродинамическую машину», летательный аппарат вертикального взлёта первый прототип вертолёта, идеи конструкции, которой впоследствии использует русский изобретатель вертолёта И.И. Сикорский. В декабре 1759 года Ломоносов и Браун получил твёрдую ртуть. Осуществил М.В.Ломоносов и свои детские мечтания и планы. Так, ещё в 1760 году он закончил исследовательскую работу о происхождении ледников, а в 1763 году составил «Полярную карту», по которой предполагался возможный проход с Севера в восточную Индию. 1.М.В.Ломоносов родился в году в 2. Мать 3. Отец 4. В детстве увлекался 5. Начал постигать грамоту 6. Первый учитель Карточка - помощник для 1 ой группы Детские годы М.В.Ломоносова Карточка - помощник для 2 ой группы

5 Обучение М.В.Ломоносова в России 1. М.В.Ломоносов начал учиться в городе. 2. В. возрасте поступил в Славяно-греко-латинскую академию. 3. Постигать науки помогали такие черты характера, как.. 4. Был отправлен для продолжения образования в.. 5. Учился в университете с. по.. годы. Карточка - помощник для 3 ой группы Научные достижения М.В.Ломоносова 1. М.В.Ломоносов прославился в областях науки он прославился? 2. Научные открытия Ломоносова это 3. Вклад учёного в развитие образования в России - На политической карте мира отметьте значками страны и города, связанные с жизнью М.В.Ломоносова. 1. Место рождения учёного город. Карточка - помощник для 4 ой группы Имя М.В.Ломоносова на карте мира

6 2.Города Российской империи, в которых учился М.В. Ломоносов,.. 3. Страна, в которой М.В.Ломоносов продолжил своё образование. 4. Город, в котором жил М.В.Ломоносов после возвращения из-за границы. Карточка - помощник для 5 ой группы Имя М.В.Ломоносова на карте города На Васильевском острове в гостях у Ломоносова Приложение 3 Кто из нас не слышал выражение «Петербург Достоевского»? С именем Фёдора Михайловича, к примеру, в Санкт Петербурге связывают мистические, полные загадочности места, дворы колодцы конца веков. Ломоносовский Петербург совсем другое бытие! Когда желают подчеркнуть наше славное научное прошлое, выделить эпоху просвещения в России, отметить блистательную плеяду российских Ньютонов и Аристотелей, то, безусловно, вспоминают имя Михаила Васильевича Ломоносова. Когда мы планируем отдохнуть в городе, то, как правило, выезжаем в одно из красивейших его мест стрелку Васильевского острова и любуемся чудной панорамой великого архитектурного творения. Наш пытливый взгляд замечает необычное строение с прозрачным шаром наверху. Здесь в конце 1940 года в здании Кунсткамеры был открыт пока единственный в Санкт Петербурге музей М.В.Ломоносова основателя отечественной науки (Университетская набережная дом 3) Место это выбрано не случайно. Прилегающие к музею территории во времена Ломоносова принадлежали Академии наук. Здесь же располагалась и сама Академия, где вначале учился сам Ломоносов в качестве адъюнкта (аспиранта), а затем и работал в должности профессора. Ежегодно в День знаний 1 сентября студенты-первокурсники Санкт- Петербургского государственного университета посвящаются в универсанты и клянутся сохранить все славные традиции славного учебного заведения России. Всё это происходит

7 рядом с музеем Ломоносова, у его скульптурного памятника на Университетской набережной. Памятник М.В.Ломоносову появился здесь в начале 1960-х годов и весьма удачно «вписался» в общий ансамбль расположенных рядом зданий 12-ти Коллегий (главное здание университета) и Академии наук РФ (С- Петербургский филиал) К сожалению, на Васильевском острове, где до 1757года жил и работал Ломоносов, совершенно не осталось тех бытовых исторических реликвий, которые связаны с его именем. Имя Ломоносова на карте города Наше путешествие по местам Ломоносова в Петербурге продолжается в центре города. Удивительно, но здесь почти как в каком-либо микрорайоне есть всё: улица Ломоносова (от набережной канала Грибоедова до пересечения с улицей Рубинштейна и Загородного проспекта) и площадь Ломоносова (пересечение улицы Ломоносова и набережной Фонтанки). Более того всё это венчает мост имени Ломоносова через реку Фонтанку со своими знаменитыми сторожевыми башнями и цепями. Во времена Ломоносова в этих местах в выходные и праздничные (церковные) дни проходили парады местных воинских частей, шли гуляния, ярмарки. Одним словом, здесь отдыхал именитый люд Петербурга. Нередко здесь бывал и сам Ломоносов. По рассказам очевидцев в этих местах он встречался с «отходниками» - поморами. Пришедшими в столицу на заработки, беседовал с ними, собирая все сведения о своей малой родине, знакомых и друзьях. «Золотое кольцо» Ломоносова в Петербурге Когда говорят о «золотом кольце России», т сразу вспоминают старинные русские города: Владимир, Суздаль, Ярославль Мы покинем ухоженный центр Петербурга, личный дом - особняк М.В.Ломоносова, построенный им в 1757 году на набережной реки Мойки, где рядом располагались богатые и знатные царские вельможи и окажемся в районе нынешнего Красносельского административного образования, где летом не раз появлялся Ломоносов со своими учениками и мастерами в поисках «смальтового песка и глины», тщательно исследуя притоки местных речушек и болот. Глина здесь была отменная. Теперь здесь проходит улица Ломоносова (от улицы Набережной до улицы дачной). К тому же эта улица символически связывает нас с городом Ломоносов Ленинградской области. Пригород Петербурга был для Ломоносова своеобразной лабораторией. Ведь он изучал геологию, химию, магнетизм и другие естественные науки, а минералы, найденные в этих местах, нуждались в тщательном изучении, что и делал учёный. Открывшееся в 1744 году фарфоровое производство в Петербурге (В районе современного проспекта Обуховской обороны) также требовало изыскания новых минералов. Теперь это некогда всемирно известное производство (завод) носит имя

8 М.В.Ломоносова. В императорской России фарфор этого завода ничем не уступал знаменитому китайскому. И сейчас секрет его производства известен только мастерам. У истоков этих замечательных дел стоял и М.В. М.В.Ломоносов Ещё одним «золотым» местом в нашем путешествии станет станция метро «Ломоносовская» (Невско-Василеостровская линия) открывшаяся в начале 1970-х годов. Ветка этого метро связывает как бы два жизненных сюжета одной судьбы великого учёного, мыслителя, поэта и гражданина, каким был М.В.Ломоносов. Он продолжил учёбу после Москвы в Санкт Петербургской Академии наук на Васильевском острове, трудился и жил здесь с семьёй, а внедрял свои научные открытия в производствах, расположенных «за Невой» (как говорили тогда) в Современном Невском районе. Кстати, сам вестибюль станции метро «Ломоносовская» заметно отличается от всех остальных. Во всём чувствуется нахождение неподалёку от фарфорового завода имени Ломоносова. Обратите внимание на отделку зала: она покрыта плиткой нежного «фарфорового» тона. Научное открытие событие исключительно редкое. За этим стоит огромный труд, постоянная исследовательская работа, учёба. Но открытие может и не принести пользы, если оно не внедрено в реальную жизнь и не служит человеку. Открытия М.В.Ломоносова нашли своё применение в практике, они наполняют нашу повседневность. Наше путешествие завершается. Но это только начало. Зайдите в свою библиотеку, откройте любой том «Большой Российской Энциклопедии» и начните читать Вскоре вы поймёте, что настоящее путешествие только начинается, и вас ждут захватывающие открытия мира Знаний и Науки это и есть «золотое кольцо» Ломоносова!


Путешествия Ломоносова Виртуальная экскурсия Крылова Светозара ученика 11 класса МОУ «Осташевская СОШ» Руководитель: Шорникова С.П. Карта путешествий Ломоносова Ломоносово Ломоносово (1711-30) Москва (1731-36)

Классный час. Сентябрь 2016г 2 класс Тема: Великий помор М. Ломоносов Цели: сформировать представления учащихся о жизни и творчестве М.В. Ломоносова Задачи: познакомить учащихся с разными сторонами деятельности

Государственное общеобразовательное учреждение гимназия 73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга 1 / 13 Методическая разработка для учащихся 1-2 классов «Служить Отечеству» 2 / 13

«ТАЛАНТ-ЭТО НОВОСТЬ, КОТОРАЯ ВСЕГДА НОВА» Презентацию выполнила: Рыбянцева Наталья 10 класс Цели: выяснить, что же такое талант? Какого человека можно назвать талантливым? Задачи: Исследовать сферы деятельности

Михаил Васильевич Ломоносов Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Н. А. Некрасов Михаил Васильевич Ломоносов (1711 1765) М.В. Ломоносов родился

М. В. Ломоносов САМОРОДОК ЗЕМЛИ РУССКОЙ «Для пользы общества коль радостно трудиться». М. В. Ломоносов. Михаил Васильевич Ломоносов. Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. деревне Мишанинской

Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 284 КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока по окружающему миру Русский учёный XVIII века: Михаил Васильевич

Омская академия МВД России Библиотека МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ ПАТРИОТ, ТВОРЕЦ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ Виртуальная выставка Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) русский писатель, ученый, поэт, общественный

Фестиваль «Открытый урок». Мусатова Л.В. 09-68-, Селиверстова В.И. 08-843-46 Внеклассное мероприятие «Ломоносовские игры. Станция математическая». Игра проводится для учащихся 5- классов и посвящена деятельности

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ И РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ П.Н.Николаев 2011 Содержание 1. Коренные перемены в мире и в России во второй половине XVII начале XVIII веков. 2. Создание Петербургской академии

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 19 июля 2007 г. N 951-р Во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2006 г. N 1022 "О праздновании 300-летия со дня рождения

Государственное общеобразовательное учреждение гимназия 73«Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга 1 / 18 Методическая разработка для учащихся 5-7 классов «Ломоносовские места в Санкт-Петербурге»

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 305 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГБПОУ КОЛЛЕДЖА СВЯЗИ 54 ИМ П.М. ВОСТРУХИНА ВЫСТАВКА В ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ БИЦ ОП-9 РАЗРАБОТАЛА БИБЛИОТЕКАРЬ МОЧАЛОВА В.Н.

Алексеева Оксана Витальевна, доцент кафедры литературы, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», г. Архангельск РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребѐнка «Детский сад 8 «Лесная сказка» Консультация для родителей Тема: «Ломоносов великий помор» Подготовили воспитатели:

Михаил Васильевич Ломоносов Биография Выдающийся русский учёный, поэт, создатель господствующей поныне формы поэзии на русском языке, первый русский профессор родился 19 ноября (8-го ноября по старому

К 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова Блестящий гений российской науки и искусства, с его именем связана целая эпоха в летописи человеческого разума. 1711-1765 Выберите отчество Ломоносова

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» Секция: «Филология» ВКЛАД М.В. ЛОМОНОСОВА В РАЗВИТИЕ НАУКИ Автор работы: Гаврилова Татьяна Николаевна, ученица

ШКОЛА И ГРАМОТНОСТЬ. СЛАВЯНО-ГРЕКО- ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ. Подготовила Новоселова Мария исторический факультет, 203 группа 1.ОБРАЗОВАНИЕ И ГРАМОТНОСТЬ В XVII веке на Руси образование затронуло широкие массы

Предисловие Предлагаемое пособие предназначено для знакомства иностранных учащихся с одним из самых красивых городов Европы и мира Санкт- Петербургом, который по праву называют культурной столицей России,

Программа дисциплины «Ломоносововедение» Облицова З.Г., кандидат педагогических наук (Программа дисциплины «Ломоносововедение» по специальности 021100 «Юриспруденция», 060400 «Финансы и кредит», 060500

Добрый день, здравствуйте! Сегодня седьмое февраля, и сегодня я хочу чуть-чуть поговорить с вами о Пушкине. Почему сегодня о Пушкине? Давайте посмотрим вот на этот памятник. Вы видите: тут даты рождения

Наш город расположен в самом центре России. Красноярск богат природой, историей, культурой, город живет почти четыре столетия, За эти годы в Красноярске происходило много интересных, значимых событий.

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: «НАШ ВЕЛИКИЙ ПОМОР ЛОМОНОСОВ» (4 класс) Форма проведения: игра Мухамедова А.Х. учитель начальных классов Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся о М.В.Ломоносове; развитие

Кто задумал Академию? Симеон Полоцкий (1629 1680) Сильвестр Медведев (1641 1691) Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монахбазилианин. Был наставником

1711, 8 (19) ноября- родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии у черносошного крестьянина помора В. Д. Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урождённой

Участие в предметном цикле «Гордость русской науки» М.Ломоносов Цели:. М.В. Ломоносов Сформировать представление учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова. Показать какой вклад внес М.В.Ломоносов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 1 Г. ДАНКОВА Искусство, краеведение Разнообразие музеев. Краеведческий музей г. Данкова ТЕЗИСЫ РАБОТЫ Ульяна К. Васса У. 2-б класс Понятовская

315 лет Санкт-Петербургу «Литературные прогулки по Петербургу» Литературная карта Петербурга Давно стихами говорит Нева. Страницей Гоголя ложится Невский. Весь Летний сад - Онегина глава. О Блоке вспоминают

Буторина Т.С. ЛОМОНОСОВ: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ «Восстани и ходи, Россия. Отряси свои сомнения и страхи, и радости, и надежды исполненна, красуйся, ликуй, возвышайся» М.В. Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов

Воробьёва Надежда Владимировна, учитель начальных классов Красильникова Марина Александровна, учитель нач.классов, зам.директора по УВР Урок-игра внеклассного чтения по теме "Наш великий помор Ломоносов"

Http://publ.lib.ru/archives/l/lomonosov_mihail_vasil"evich/_lomonosov_m.v..html#06 К 275-летию со дня рождения Зимой 1730 года из деревни Денисовки Куростровской волости Архангельской губернии ушел крестьянин,

Тема урока: «Гений земли русской». Цель урока: знакомство с жизнью и творческим наследием М.В. Ломоносова. Задачи: - раскрыть масштабность личности Ломоносова как сына Отечества; - представить уникальность

Всероссийская олимпиада по обществознанию 2017-2018 гг. Муниципальный тур 7 класс В задании 1 отметьте один верный ответ. 1. Какую из перечисленных функций семья НЕ выполняет? А) Правовую Б) Экономическую

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 г. Коряжмы» Классный час для учащихся 1 класса, посвящённый 305- летию со дня рождения М. В. Ломоносова. Малых Мария Васильевна,

При выполнении заданий в бланке ответов АВ под номером выполненного вами задания поставьте знак в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Задания типа А с выбором ответа A1

Богатырь русской живописи 165 лет со дня рождения В. М. Васнецова, русского живописца Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний,

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Просвещение XVIII века" Апёнкина Е.А., учитель начальных классов Показать значимость образования XVIII века в развитии просвещения России. 2) Развивать у

Lomonossow 300 19 Наследие первого химика России М.В. Ломоносова и современность Валерий Васильевич Лунин Юбилей 300 летие со дня рождения М.В. Ломоносова совпал с уникальными событиями в жизни мирового

Мир российского гимназиста (из истории школьного учебника) Учись, ибо в превратностях жизни Только знания останутся всегда с тобой Насир Хосров Из истории Первые гимназии были образованы в Древней Греции.