Буква е задания для первоклассников. Конспект занятия по обучению грамоте " Буквы Е-Ё"

ЗАНЯТИЕ

Тема: буквы Е, е в начале слова

и после гласных

Цели:

- познакомить с буквами Е, е;

- учить соотносить букву и звуки.

Обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;

Учить детей делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

Совершенствовать звуко-буквенный анализ;;

Упражнять в употреблении существительных-названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа;

Развивать фонематические процессы;

Формировать навык письма букв Е, е.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

- воспитывать у детей умение внимательно выслушивать то­варищей, не перебивая их.

Оборудование: пред­метные картинки; карточк для обозначения звуков и состав­ления схем, буква Е , индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..

Ход занятия

Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи-… (зайчонок) А это? (Зайчата.)

У лосихи-… (лосенок) А это? (Лосята.)

У медведицы-… (медвежонок) А это? (Медвежата.)

У ежихи-… (ежонок) А это? (Ежата.)

У волчицы-… (волчонок) А это? (Волчата.)

У лисицы-… (лисенок) А это? (Лисята.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

Тема: буквы Е, е в начале слова

и после гласных

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить с буквами Е, е;

- учить соотносить букву и звуки.

Обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;

Учить детей делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

Совершенствовать звуко-буквенный анализ;;

Упражнять в употреблении существительных-названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа;

Развивать фонематические процессы;

Формировать навык письма букв Е, е.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

- воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование: предметные картинки; карточк для обозначения звуков и составления схем, буква Е , индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «У кого-кто?

Выставляются картинки животных и их детенышей.

Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи-… (зайчонок) А это? (Зайчата.)

У лосихи-… (лосенок) А это? (Лосята.)

У медведицы-… (медвежонок) А это? (Медвежата.)

У ежихи-… (ежонок) А это? (Ежата.)

У волчицы-… (волчонок) А это? (Волчата.)

У лисицы-… (лисенок) А это? (Лисята.)

2. Развитие общей моторики. "На водопой". Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.

3. Массаж лица. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:

Массаж заканчивается поглаживанием.

4. Развитие артикуляционной моторики.

«Покусать верхнюю губу»

«Покусать нижнюю губу»

«Окошко» (рот) открыть - закрыть.

5. Объявление темы занятия. Знакомство с буквой Е

К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля… (ЕНОТ)

Правильно, Енот. Посмотрите, как пишется слово « ЕНОТ».

Логопед демонстрирует «ЕНОТ».

Разделите слово ЕНОТ на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е .

Рассмотрите буквы Е, е . Чем они похожи? Чем отличаются?

Сколько элементов у большой буквы Е ? Какие это элементы?

Рассмотрите маленькую букву е . Сколько у нее элементов? Какие это элементы?

Прорисуйте в воздухе букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)

Сложите букву из палочек. (Помогите ребенку при необходимости.)

Прочитайте буквы в рамочке.

Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке?

Мама Крошки Енота послала его за ежевикой. Дорога будет дальняя. Крошка Енот приглашает нас в это путешествие. Согласны?

Да!

Ну, тогда, в путь!

6. Упражнение в произношении с повышением и понижением голоса.

Сначала нам нужно пройти по мосту, через глубокую реку. Идем и поем песенку «Е».

Буква Е поднимается и опускается по ступенькам.

Когда вы пели песенку «Е», какие звуки вы произносили?

- [й] и [э] .

Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э]. Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее прямоугольником зелено-красного цвета.

Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет-гласный звук [э].

К

А сейчас мы подошли к болоту. Посмотрите, кочки на болоте разных цветов. Нам нужно перебраться на другую сторону болота, но наступать нужно только на кочки, обозначающие букву «Е». (Красно-зеленые.)

Дети перепрыгивая с кочки на кочку перебираются на другую сторону болота.

7. Формирование грамматического строя речи. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Все перебрались? Молодцы! Каких животных вы видели?

Лягушек, змей, цапель, лосей, журавлей, насекомых.

8. Звуко-буквенный анализ.

ем ели поехали енот воет

К

К

к

К

К

К

К

К

К

К

К

9. Развитие фонематического слуха. «Эхо».

Проводится игра «Эхо».

Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.

При произношении логопед утрированно выделяет последний звук.

Е…(Э-э-э)

Я…(А-а-а)

Ю…(У-у-у)

Ё…(О-о-о)

Новые (Э-э-э)

Моя (А-а-а)

Качаю…(У-у-у)

Твоё (О-о-о)

10. Упражнение для глаз.

Молодцы! Справились с заданием. Далее наш путь пролегает через дремучий лес.

Наших деток пугает.

Зажмурить, а потом широко открыть глаза.

Что сова нам принесла? Тетради.

11. Письмо (Рабочая тетрадь)

а) Написать печатную букву Е до конца строки.

б) Обвести в кружок только правильно написанную букву Е.

в) Развитие зрительного внимания. Буква Е «заболела», мы ее вылечим (допишем)

12. Упражнение в произнесении.

Произнесите чистоговорку о енотах

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

13. Развитие мелкой моторики :

Поможем Крошке Еноту собрать ежевику?

Да!

Перед детьми рассыпаны «ягоды». Нужно собрать «ягоды» в лукошко беря их большим и указательным пальцами, затем большим и средним пальцами и т.д. сначала правой, затем левой рукой.

14. Работа над развитием дыхания и голоса.

Пора возвращаться обратно. А возвращаться мы будем на воздушных шариках, которые нам подарил крошка Енот. Но сначала их нужно надуть.

Дети надувают воздушные шары. Логопед помогает их завязать.

15. Итог занятия.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

16. Рефлексия

Детям раздается раскраска енота.

Если вам понравилось путешествие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, если путешествие не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.


Ирина Черняк
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, е»

Тема:"Звук [Е],буква Е,е".

Программное содержание: Познакомить с новой буквой «Е» с новым звуком,который она обозначает, характеристикой буквы «Е».

Учить правильно составлять слова из букв разрезной азбуки.

Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях.

Закрепить знания о гласных, согласных звуках, твердых, мягких, звонких,глухих.

Расширять поле творческой мыслительной деятельности детей,

Формировать устную речь детей, прививать любовь к чтению

Оборудование: На каждого ребенка: фасоль, индивидуальная касса букв.

Демонстрационный материал: плакаты к играм «Вертолина», «Нарисованное слово», «Ребусы», игрушка тигренок.

Литература: Волина «Учимся играя», Шумаева «Как хорошо уметь читать»

Ход НОД

1. Знакомство с новым материалом

Ребята сегодня мы познакомимся со звуком «Е», с буквой «Е», но сначала сделаем артикуляционную разминку - выучим скороговорку:

Женя на скамейку села,

Справа-Сева, Слава-слева.

2. Характеристика звука «Е».

Молодцы. Ребята, посмотрите как я произношу звук «Е».

Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот,голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос и я произношу звук «Е».

Попробуйте вы произнести звук «Е».

Я сейчас прочту стихотворение, слушайте внимательно: в каких словах есть звук «Е».

Громко топал слон ногами!

Не хочу играть я с вами,

Я сегодня так сердит

Потерял я аппетит!

Ребята, назовите слова, где звук «Е» стоит в начале слова (ответы детей)

А теперь назовите слова где звук «Е» в середине слова (ответы детей)

Назовите слова где звук «Е» в конце слова (ответы детей)

Молодцы! Как вы думаете звук «Е» гласный или согласный? (ответы детей)

Какие еще гласные звуки вы знаете? (ответы детей)

Почему они называются гласными? (ответы детей)

Какие еще бывают звуки?

Согласные

Почему их называют согласными? (ответы детей)

Твердые и мягкие звуки

Как определить твердые и мягкие звуки. Приведите примеры, (ответы детей)

Звонкие и глухие.

Как определить звонкие и глухие звуки? Приведите примеры, (ответы детей)

Молодцы! А сейчас давайте отдохнем.

3. Физминутка

«Поезд едет,едет,едет

Мимо елей и берез.

Далеко уехал поезд

Еле слышан стук колес!»

Движение руками имитирующеевращение колес

4. Характеристика буквы «Е»

Ребята, звук «Е», обозначается буквой «Е».

Этой буквой обозначается мягкость согласных.

«Лена гребнем причесалась,

В нем три зубчика осталось».

Обратите внимание буква «Е» состоит из трех палочек,

Самая длинная - сверху вниз, вверху- слева направо.

В середине и внизу- слева направо.

Попробуем «прописать» букву «Е» в воздухе.

А теперь выложим букву «Е» из фасоли.

5. Закрепление пройденного материала.

Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Нарисованное слово».

Дидактическая задача: Развивать сообразительность,внимание,

Умение быстро находить букву.

Ход игры:

На магнитной доске вывешивается плакат с нарисованным словом

«Часы», затем «Яблоко».

Слова «нарисованы» буквами, образующими предмет.

Дети называют нарисованный предмет и находят в нем буквы. -Молодцы! Теперь пришла пора отдохнуть, сделаем пальчиковую гимнастику.

«Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту трем, трем

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем»

Соответствующие движения.

Работа в индивидуальных кассах букв.

Ребята, открывайте кассы букв, положите перед собой наборное полотно.

Занимательное упражнение «Загадки, складки»

В упражнении принимает участие игрушка тигренок.

Тигренок читает стихи, в которых не достает последнего слова,

«просит детей, подсказать это слово»

«В нашем садике поверьте,

Целый день играют. (Дети).»

«В зоопарк открыли двери

Здесь гостей встречают. (Звери)»

«Понеслись к другой планете

Космонавты на. (Ракете)»

Дети выкладывают эти слова на наборном полотне.

Молодцы! Закройте кассы букв.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Вертолина»

Дидактическая задача:

Развивать логическое мышление, внимание, упражнять в чтении,

Воспитывать любовь и интерес к чтению.

Ход игры:

На магнитную доску, вывешивается плакат на котором изображен круг,

В нем вен написаны слова по кругу.

Хорошо, все справились с заданием.

Игра «Отгадай ребус»

Дидактическая задача:

Расширять поле творческой мыслительной деятельности детей.

Ход игры:

На плакатах часть слова написана буквами, другая часть слова изображена

картинкой

6. Итог.

Ребята, что мы сегодня изучали, (ответы детей)

Что понравилось в занятии больше всего (ответы детей)

Вы отлично справились со всеми заданиями-Спасибо.

На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком «Е»

Конспект занятия

по обучению грамоте

в подготовительной группе

«Буквы Е, Ё»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить с буквами Е, Ё;

- учить соотносить букву и звуки.

- обучать чтению слогов с буквами Е, Ё ;

- учить детей делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- развивать фонематические процессы;

- формировать навык письма букв Е, е.

- развивать зрительное восприятие.

Развивать связную речь

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

- воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование: предметные картинки, буква Е - Ё , тетради, раскраски.

Ход занятия:

    Орг. момент:

«Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »

2 Развитие артикуляционной моторики.

«Покусать верхнюю губу»

«Покусать нижнюю губу»

«Окошко» (рот) открыть - закрыть.

3. Сообщение темы занятия.

Учитель-логопед (воспитатель): предлагает отгадать загадки и определить первые буквы в отгадке:

Немытое в рот Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким, Как чистюля.... (Енот) (на доску вывешивается картинка)

Учитель-логопед (воспитатель): Сколько слогов в слове «енот»? Назовите первую букву в слове.

Ответы детей.

Учитель-логопед (воспитатель): Правильно – «Е». Послушайте следующую загадку

Лесом катится клубок, У него колючий бок,

Он охотится ночами За жуками и мышами. (Ёж.) (на доске картинка ежа).

Учитель-логопед (воспитатель): Сколько слогов в слове «ёж» Назовите первую букву в слове.

Ответы детей.

Учитель-логопед (воспитатель): «Сегодня мы познакомимся с буквами «Е» и «Ё». Детям демонстрируются буквы.

4. Знакомство и сравнение букв:

А теперь сравним буквы Е и Ё.

Учитель-логопед (воспитатель): В чём сходство, в чём различие этих букв.

Ответы детей.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Я хочу рассказать вам ребята, откуда у буквы Ё взялись сверху две точки.

Однажды буква Е пошла в лес – решила навестить своих друзей: енота и ёжика, которые жили под старой елью. Вдруг подул сильный ветер. Деревья закачались. Букве Е стало страшно, но до ели она все-таки добежала, еле-еле успела. Ель тоже качалась от ветра. Не удержались на ней две шишки, оторвались и упали прямо на букву Е. И у буквы Е выросли две шишки от удара. И превратилась она в другую букву и закричала: «О-ё-ё-ё-й!»

Учитель-логопед (воспитатель): На что по вашему похожа буква Е (Ё)? (ответы детей).

«Е» похожа на расчёску,

Сделать может всем причёску…

Учим, учим букву «Е» -

Вот и выучили все.

Как без Е сказать, что ел,

Как без Е сказать, что сел,

Дети тоже с буквой Е,

Значит Е, нужна везде!

Из каких одинаковых элементов состоят буквы Е и Ё? (- Из четырех палочек).

Правильно. Эти палочки одинаковые? (- Нет, разные). Чем они различаются? (- Одна палочка вертикальная, а остальные горизонтальные).

Верно. Палочки одинаковой длины? (- Нет. Вертикальная палочка длинная, а горизонтальные – короткие).

- Молодцы. Посмотрите, как пишется буква Ё. Сначала мы проводим вертикальную палочку. Затем – горизонтальные.

Демонстрируется написание букв Е Ё на доске.

Учитель-логопед (воспитатель): Теперь, ребята, давайте напишем буквы Е и Ё перед собой на столах. Дети «пишут» пальчиком заданную букву на столе.

Буквы Е и Ё - это гласные буквы, они смягчает согласные, которые стоят перед ней.

3. Чтение слогов на доске:

Уточняем мягкое звучание согласных.

5. Игра «Раздели слова на слоги, найди буквы» . (с картинками) Картинки: ЁЖИК, МЁД, ЛЁД, ЁЛКА (ЕЛЬ), ЁРШ, ПЕНЁК, ЗВЕРЁК, КОТЁНОК, КОЗЛЁНОК, ЖЕРЕБЁНОК, РЕБЁНОК и др. - Где спряталась буква Ё в этих словах?

Найдите картинки в названии которых 2 слога, 3 слога, 4 слога.

6. Развитие связной речи:

Логопед предлагает детям составить предложение с любым из понравившихся слов картинок) с буквой Е

Пересказ рассказа.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю послушать рассказ. Он называется «Ёжик». Слушайте внимательно и запоминайте его.

Детям прочитывается рассказ: Алёша шёл по лесу. За ним бежал Бобик. Бобик залаял. Алёша увидел ёжика. Ёжик лежал около ёлки. Алёша положил ёжика в кепку. Долго жил ёжик у Алёши.

Детям задаются следующие вопросы по содержанию прослушанного текста:

- О ком этот рассказ?

- Где шёл Алёша?

- Кто еще был с Алёшей?

- Что произошло в лесу?

- Где находился ёжик?

- Что сделал Алёша?

- Чем закончилась история?

Затем детям предлагается пересказать текст «Ёжик»(по-одному).

8. Задание на внимательность:

У вас в тетради карточки с буквами. Посмотрите на них внимательно и обведите красной ручкой буквы, которые мы сегодня учили.

9. Итог занятия:

С какими буквой мы сегодня познакомились?

Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего вам понравилось на уроке?

10. Рефлексия Детям раздается раскраски енота и ёжика.

- Если вам понравилось занятие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.

Цель занятия: изучаем букву Ё, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ё, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ё по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ёрш Ёлка Ёж Ёлочные игрушки

  1. На какую букву похожа буква Ё? Чем отличаются буквы Е и Ё?
  2. Повтори: ЁЖИК.
  3. Говори слово ЁЖИК, хлопай в ладоши и считай слоги.
  4. Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог в слове ЁЖИК?

Буква Ё - гласная буква. Запомни это, пожалуйста.

Рассмотри букву Ё. Нашили букву Ё в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Добродушен, деловит.
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (Ёжик).

За рекой росли,
Их на праздник принесли
На веточках - иголки.
Что же это? … (Ёлки.)

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребёнок … (Ёжик).

Шубка - иголки.
Свернётся он - колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? … (Ёж)

Ну и платье:
Сплошь иголки.
Его носят вечно… (Ёлки).

Колюч, да не ёж.
Кто же это? … (Ёрш.)

Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них -
Очень тихий … (Ёжик).

Сказка про букву Ё

Ежик и ёршик

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.

Мам! Что это мы всё спим да спим… Можно, я схожу к своему другу ёршику?
- Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!

Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Ой, как здорово! А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит!

Прибежал к реке, а вместо реки - один лёд, и прорубь посередине.

Ерш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!

Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:

Ну, чего кричишь, спать не даёшь?
- А разве вы тоже спите?
- Ещё как. До самой весны. Шёл бы и ты, а?

Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны.

Загадки для детей на букву Ё

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят.
Молока они хотят.
(Ёж)

На спинке иголки
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок.
Нет ни головы, ни ног.
(Ёж)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж)

По тропинке идёт.
Лес на спинке несёт.
(Ёж)

Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери.
(Ёж)

Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ёж)
Я прихожу с подарками.
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная.
На Новый год я главная.
(Ёлка)

Красавица какая -
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана…
Скажите, кто она?
(Ёлка новогодняя)

Колюч, да не ёж.
(Ёрш)

Пословицы и поговорки на букву Ё

Не потрудишься - мёду не поешь.
Не разгрызёшь ореха - не съешь ядра.

Веселые стихи про букву Ё для детей

Расскажи-ка, Буква Ё,
Как твоё Житьё-бытьё?
Буква Ё
Даёт
Отчёт:
- Ничего житьё
Течёт.
Я - ударная всегда!
- Ой-Ё-Ёй,
Вот это - да!
(А. Шибаев)

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж.
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка - дом его родной…
(Б. Тимофеев)

Что-ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
(Б. Заходер)

Ёжик
Как-то мне приснился сон.
Будто конный эскадрон,
Проходя по переулку.
Так стучал и топал гулко.
Что проснулось всё вокруг.
Я и сам проснулся вдруг.
Свет зажёг…
Я вижу - ёжик
Под кроватью - тук да тук!
От его коротких ножек
Этот топот,
Этот стук.
(А. Вольский)

А ёжик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал ещё вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал.
Его мы так любили,
И гладили, и мыли.
Но он свернулся и дрожал.
А после взял и убежал…
Мы обыскали все кусты.
До самой тёмной темноты
И я кричал,
И брат кричал.
А ёж таился и молчал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире.
Еж был в своей квартире.
(Ю. Могутин)

Беспокойные соседки
Поглядите, поглядите:
Пять соседок в алфавите -
Буквы г, д, е, ё, ж -
Все горюют о еже.
Вечно думают:
«Где ёж?»
Не утешишь,
Не уймёшь…
(А. Шибаев)

Есть у ёжика и ёлки
Очень колкие иголки.
В остальном на ёлку ёж
Совершенно не похож.
(Г. Сатир)

Чем ёлка не похожа на волка?
Живут в еловой чаще волки.
Растут в еловой чаще ёлки.
Они нам кажутся похожими,
И запросто их спутать можем мы.
И волки ходят, сбившись в стаю,
И ёлки кучей вырастают.
Волк может поцарапать лапою,
И ёлки лапою царапают.
Волки ходят тихо, молча,
Такова повадка волчья.
И ёлка, если не скрипит.
Стоит молчит, как будто спит.
(Г. Копылов)

Маленькой ёлочке холодно зимой.
Из лесу ёлочку взяли мы домой.
Бусы повесили, встали в хоровод.
Весело, весело встретим Новый год.
(3. Александрова)

Елка в блёстках ледяных,
В тёплых слёзках смоляных.
Свежая, зелёная, солнцем озарённая.
(Е. Благинина)

Что растёт на ёлке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на ёлке.
Не растут на ёлке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
(С. Маршак) 

Ёлочка
Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки -
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке флаги
Из пунцовой, из серебряной бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке матрёшки
И захлопали б от радости в ладошки.
Потому что нынче ночью у ворот
Постучался Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!
(К. Чуковский)

Ира и ёж
Ира просит: «Ёжик, ёж!
Ты мне платьице сошьёшь?»
Ёж ответил из-под ёлки:
«Ниток нет - одни иголки».
(Ф. Бобылев)

Енот и ёж
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
- Ты мне спинку не потрёшь?
(Г. Виеру)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Задания для детей, которые помогают в изучении буквы «Ё, ё».

Дошкольнику остается совсем немного времени до первого звонка и первого урока в стенах школы, именно поэтому проблема чтения становиться чрезвычайно актуальной. Первостепенная задача родителей – это обустроить учебный процесс так, чтобы у ребенка не пропало желание обучаться и познавать мир с пользой для себя. Занятия, которые проводятся с дошкольниками, должны иметь своей целью мотивацию, а самое главное желание и интересы самого ребенка.

Если вы захотели обучить своего ребенка чтению книг, то, прежде всего, стоит начать с запоминания и применения букв. Учить их нужно не в алфавитном порядке, но и не в хаотическом.

Сегодня мы подробнее остановимся на изучении буквы «Ё,ё». Задания довольно просты в исполнении и предназначены так же для занятий с группой детей.

Карточки с картинками на букву «Ё» .

Задания для детей «Буква Ё»

Буква «Ё,ё» очень хорошая подруга буковки Е, но она ужасно колючая. Вы спросите почему? А все потому что, на букву Ё начинаются такие слова: Ёлка, Ёрш, Ёж. Правописание большой и маленькой буквы ё значительно отличается, именно поэтому некоторые задания будут рассчитаны на запоминание именно написания это буквы, а некоторые на запоминание её звуковой части.

Задание «Кружочки»
Цель: закрепить в сознании детей знание о букве ё; развитие творческого мышления.
Материалы: фото с различными предметами, карандаши красного цвета.
Задание: необходимо дать ребенку картинки и выявить вместе с ним все те, предметы, которые начинаются с буквы «Ё,ё». Попросить обвести предметы, начинающиеся с этой буквы. После этого попросить ребенка раскрасить большую и маленькую букву «Ё,ё» в названии данных предметов.

Задание «Вставь букву»
Цель: развитие художественных способностей ребенка; принятия решений в необычной ситуации; углубление представлений ребенка о букве «Ё,ё».
Материалы: карандаши, изображение ёлочки и ёжика.
Задание: нужно дать ребенку картинки и попросить определить, кто там изображен? После необходимо вместе с ребенком их раскрасить и вставить первую букву (_лочка, _жик).

Рассказы для закрепления буквы «Ё» с картинками вместо слов .

Задание учимся писать «Ё»
Цель: лучшее запоминание написания буквы «Ё».
Материалы: картинка с изображением 5 букв Ё, 5 карандашей разного цвета.
Задание: попросить ребенка карандашами разного цвета разукрасить 5 бук «Ё».

Задание «Найди букву»
Цель: развитие внимательности у ребенка; закрепление образа буквы «Ё» в сознании ребенка.
Материалы: 5 карточек с разными буквами алфавита(А,В,Д.Ё,Е).
Задание: Разложить перед ребенком карточки и дать ему минуту посмотреть на буквы. После этого перемешать их и попросить найти из них карточку, на которой изображена буква «Ё».

Задание «Мягкая буква»
Цель: изучение буквы «Ё» с разных сторон; выявление её особенностей.
Материалы: карточки, на которых написаны слоги, в состав которых входит буква Ё(первые три карточки: МО, СО, ЛО; вторые три: МЁ, СЁ, ЛЁ).
Задание: помочь ребенку прочитать слоги по очереди вначале первые три, а после вторые. Обратить внимание на то, что слоги, в состав которых входит буква Ё звучат на много мягче чем первые три слога.

Задание «Совмести картинки»
Материалы: три фотографии с изображением орла, осла и овса. Три карточки с названиями (орёл, осёл, овёс).
Задание: нужно совместить название и картинки, а после посчитать сколько букв ё используется в трех названиях.

Видео урок для детей «Буква Ё»