Установить что вся земля с ее недрами. Строение нашей планеты

Особенности процедуры предоставления права пользования земельным участком над недрами с целью геологоразведки и добычи полезных ископаемых

Бойкова Екатерина Евгеньевна
магистрант кафедры землеустройства
Государственного университета по землеустройству,
г. Москва.

Матасова Надежда Михайловна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры землеустройства
Государственного университета по землеустройству.

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы предоставления земельных участков с целью недропользования, процедуры позволяющие приступить к недропользованию и порядок получения права пользованием земельным участком над недрами.

This article discusses the current problems of land plots granting for the purpose of subsoil, procedures that allow beginning subsoil and procurement of rights order of land usage over the subsoil.

Ключевые слова: недропользование, категории земель, земельный участок, перевод земель, лицензия, добыча.

Keywords: subsurface use, category of land, land, transfer of land, license, mining.

Изучение и разработка недр невозможна без изъятия земельного участка. Недропользование это лицензируемый вид деятельности. Без оформления горного отвода т.е. оформления лицензии организация не может стать нефте- или горнодобывающей (ст. 11 ФЗ «О недрах»)

Земельные участки для недропользования предоставляются в порядке выдачи лицензий на добычи полезных ископаемых и выделения геологического и горного отвода. Выделение земельного участка возможно только если оформлен горный отвод, утвержден проект рекультивации нарушенных земель нарушенных путем геологоразведки и добычи полезных ископаемых, а так же проект восстановления ранее отработанных земель.

Границы горного отвода определяются после предоставления лицензии, на право пользования, далее его границы обязательно уточняются и включаются в лицензию после составления и утверждения плана технических работ на разработку месторождения. Оформление геологического отвода необходимо если недропользователь собирается проводить геологоразведку с целью изучения недр, в основном для сейсморазведочных работ, которые не существенно нарушат целостность недр.

Существует ряд разрешительных документов для получения разрешения на оценку, поиск, разведку и добычу недр. Такие документы разделяют на две группы, одни разрешают пользоваться недрами, другие связаны на право пользованием земельным участком расположенным над недрами. Документы, которые позволяют пользоваться недрами являются оформление горного отвода, оформление геологического отвода и составление технического плана и документации на выполнение работ по добыче полезных ископаемых. Вторая группа документов предоставляет право на пользование земельным участком в эту группу документов включено разрешение для проведения работ на земельном участке (получение участка в собственность, заключение договора аренды и оформление сервитута) и экологическая экспертиза.

Получение лицензии на право пользования участком земли над недрами – это только первый шаг на пути к освоению недр. Важным вопросом недропользования является получения необходимых документов и разрешений на использование земельного участка над недрами. В ряде случаев право пользованием земельным участком является сложным и продолжительным процессом, нередко требующих затрат со стороны недропользователя. Лицензия предоставляется только при наличии согласия органа управления земельными ресурсами или собственника земли на отвод земельного участка с целью разработки недр. Наличие лицензии у недропользователя является основанием для вынесения решения об изъятии необходимого участка земли над недрами с целью его разработки. После того как получена лицензия недр пользователь получает геологический отвод для проведения геологоразведочных работ и горный отвод для добычи полезных ископаемых. Получение прав на ведение работ по геологоразведке и добыче полезных ископаемых завит от того, в чьей собственности находится интересующий земельный участок, какие работы предполагает проводить там недропользователь (с нарушением плодородного слоя или нет) а так же к какой категории земель относится участок (рис. 1)

Рис 1. Последовательность получение права пользования земельным участком над недрами.

С проблемами получения прав на использование земельных участков практически не возникает если работы не предполагают снятие плодородного слоя почвы, при этих условиях пользования геологическим отводом земельный участок над недрами предоставляется в аренду или устанавливается сервитут. Сервитут не предполагает изъятия земельного участка у собственника при предоставлении прав на его пользования. Только первых стадиях освоения недр возможно проведение геологоразведки недр без нарушения целостности почвенного покрова.

Если обладатель лицензии на геологоразведку и добычу полезных ископаемых предполагает нарушение почвенного слоя (поисково-оценочные, разведочные и бурение) необходимо оформление выкупа или изъятия земельного участка (оформление в собственность).

В случае, если недра находятся под особо ценными сельскохозяйственными угодьями эти участки предоставляются после отработки менее ценных сельскохозяйственных угодий, которые расположены в границах горного отвода (если они не включены в перечень земель, которые не могут использоваться для несельскохозяйственных целей). Земельные участки над недрами предоставляются во временное пользование на срок от 5 до 25 лет с целью геологоразведки и добычи полезных ископаемых, на такие же сроки закрепляются и необходимые земельные участки.

Земельный участок изымается и предоставляется гражданам и организациям заинтересованных им, после перевода земель над недрами в категорию земель промышленности стоимость участков возмещается их собственникам.

Для проведения работ на земельном участке находящимся над недрами необходимо знать к какой категории земель относится этот земельный участок. Если земельный участок относится к категории земель, которая не предполагает добычу, разведку и оценку полезных ископаемых, то проведение работ, с целью его освоения недропользователем невозможно. Из-за этого возникает необходимость перевода земель из одной категории в другую с целью его освоения.

Таблица 1 . Необходимость перевода земель из одной категории в другую для целей недропользования




Правовой режим земель, предоставленных для добычи полезных ископаемых, включает в себя требования о снятии и сохранении слоя земли обладающим плодородием, рекультивации земель нарушенных добычей полезных ископаемых, консервации и ликвидации предприятий по добыче и обогащению полезных ископаемых, а так же сооружений, которые не связанны с добычей полезных ископаемых, так же возможен возврат земельных участков прежним пользователям. Используемое сырьё в горном производстве изымается непосредственно из природы и не приспособлено для прямого применения. В процессе производства любого вида горной продукции извлекается большое количество минеральной массы, которая не используется, это приводит к формированию обширных, часто смыкающихся друг с другом зон техногенного воздействия. Для складирования отходов остающихся после добычи или переработки полезных ископаемых обычно используют земельные участки в пределах горнодобывающего производства.

Размещение хранилищ является причиной загрязнения почвы, атмосферы, поверхностных и подземных вод, для предприятий же складирование отходов производства выливается в платежи за земли.

Значительные территории, которые занятые твердыми отходами горного производства не позволяют использовать обществу потенциально полезные земли. Высвобожденные земли могут быть использованы в сельском хозяйстве и давать обществу дополнительные материальные блага.
Под породные отвалы отводится примерно 0,1 га площади земли на каждые 1000 т сырья, и они занимают сотни млн. гектаров, чаще всего эти земли неудобны в использовании, но в ряде случаев это вполне плодородные земли. Решение проблемы ликвидации хранилищ с твёрдыми минеральным отходами поспособствует повышению эффективности производства, высвобождению и освоению потенциально плодородных земель.

Основной положительный момент освоения и использования техногенных отходов это - получение дополнительной продукции, высвобождение полезной площади для размещения новых объектов производства. Так же к положительным экономическим эффектам можно отнести снижение затрат на содержание и размещение твердых отходов, существенное снижение затрат на рекультивацию земель нарушенных горным производством. Важным технологическим этапом горного производства является рекультивация, это завершающий этап разработки месторождения. Необходимость в нем возникла в следствии ликвидации негативного влияния горного производства на окружающую среду.Большая часть отходов горного производства используется при засыпке карьеров, что способствует облагораживанию территории.

Основной акцент при выборе способа рекультивации хвостохранилищ сделан выборе метода борьбы с пылением, которые были разработаны и рекомендованные к применению на объектах горного производства. Предприятия в основном применяют технологический, механический, физико-химический, биологический способы с пылением. Приоритет в борьбе с пылением отдают способу который предусматривает создание на хвостохранилищах растительного покрова, в отдельных случаях могут применяться также древесные и кустарниковые породы. Лесные насаждения созданные на нарушенных землях будут выполнять такие функции как защита ландшафта от развития ветровой и водной эрозии, будут способствовать улучшению гидрологического режима, снижать интенсивность загрязнения окружающей территории.

Основной целью мероприятий по рекультивации территории является снижение негативного воздействия горного производства на природу и полный или частичный возврат изъятых земель обществу и по возможности сельскохозяйственному производству.

Список использованной литературы:

    Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ.

    Закон РФ «О недрах» от 21.02. 1992 №2395-1.

    Золотенков Я.В. Земельные участки для проведения геологоразведочных работ – перевод, изъятие или исключение из правил? // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. №6. С.70-72.

    Калинин И.Б. предоставление земельных участков для недропользования / Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск: Изд-во Томского ун-та. 2001. С. 211-213.

    Хамитов Р.А. проблемы недропользования, связанные с земельными отношениями// Материалы VIII Межрегиональной научно-практической конференции «Геология, полезные ископаемые и проблемы геоэкологии Башкортостана, Урала и сопредельных территорий» (Уфа, 17-18 ноября 2010 г.) Уфа. 2010.С. 10-14.

Мая 1906 г. «§ 1. Земельное; законодательство должно стремиться к тому, чтобы установить такие порядки, при которых вся земля с ее недрами и водами принадлежала бы всему

«§ 1. Земельное; законодательство должно стремиться к тому, чтобы установить такие порядки, при которых вся земля с ее недрами и водами принадлежала бы всему народу, причем нужная земля для сельского хозяйства могла бы отдаваться в пользование тем, кто будет ее обрабатывать своим трудом. Все граждане должны иметь равное право на такое пользование ею».

«§ 2. С этой целью должен быть образован общенародный земельный фонд, в который должны войти все казенные, удельные, кабинетские, монастырские и церковные земли; в тот же фонд должны быть принудительно отчуждены помещичьи и прочие; частновладельческие земли, поскольку размеры отдельных владений превышают установленную для данной местности трудовую норму».

«§ 3. Надельные земли и те из частновладельческих, которые не превышают трудовой нормы, остаются за теперешними их владельцами, но должны быть приняты законодательные меры, чтобы предотвратить скопление земель выше трудовой нормы в одних руках и обеспечить постепенный переход их в общенародную собственность».

«§ 4. Вознаграждение за принудительно отчуждаемые и добровольно уступаемые в общенародный фонд земли частного владения должно производиться за счет государства. Размер этого вознаграждения и условия его уплаты, а так же те случаи, когда земля отчуждается безвозмездно, могут быть определены не прежде, чем этот в вопрос и вся аграрная реформа будут обсуждены народом на местах...».

«§ 6. Земные недра и воды, если таковые не эксплуатируются в настоящее время их владельцами, должны быть объявлены общенародной собственностью. Порядок отдачи них в эксплуатацию общественным учреждениям и частным лицам должен быть определен особым законом».

«§ 7. Порядок перехода в общенародную собственность тех земельных недр и вод частного владения, которые уже находятся в эксплуатации, а также земель, находящихся под промышленными заведениями и городскими поселениями, должен быть определен особым законом. До перехода же этих имуществ в общенародную собственность права владельцев на прирост ценности, поскольку он зависит не от их труда и капитала, а от общественных условий, должны быть ограничены». <…>

«§ 10. Наделение землей из общенародного фонда производится в пределах трудовой нормы, причем если за наделением окажется избыток, то таковой остается в ведении государства и местных общественных учреждений, в качестве запаса для общественных надобностей или на случай прироста местного населения, а также для наделения переселенцев из других местностей» <...>

«§ 11. Если земли для наделения всего земледельческого населения данной местности не хватит, то все, имеющие менее продовольственной нормы, получают право на переселение за счет государства в те местности империи, где в земле имеется избыток».

«§ 12. В случае изменения хозяйственных условий местности, установленная для нее трудовая норма может быть пересмотрена и изменена, после чего оказавшиеся у отдельных домохозяев излишки подлежат отчуждению. Равным образом, при изменившихся условиях, подлежит пересмотру и продовольственная норма, в зависимости от которой будет находиться право на переселение за счет государства».

«§ 13. ... Переуступка общенародной земли частным путем вовсе не должна быть допускаема».

«§ 14. Поступившие в надел из общенародного фонда земли подлежат особому земельному налогу, который должен устанавливаться в соответствии с их качеством и местонахождением и при равных условиях должен быть тем выше, чем больше размер надела».

«§ 15. Лицам, получившим землю из общенародного фонда и не имеющим достаточных средств для обзаведения всем необходимым для хозяйства, должна быть оказываема помощь за счет государства в форме ссуд и пособий».

«§ 16. Заведывание общенародным земельным фондом за исключением земель, имеющих общенародное значение, должно быть возложено на местные самоуправления, избранные всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием, которые в пределах, установленных законом, действуют самостоятельно».

«§ 17. Для подготовительных действий к земельной реформе и для упорядочения экономических отношений в течение переходного времени должны быть учреждены местные комитеты... Комитеты должны быть избраны посредством всеобщего, прямого, равного и тайного голосования» <...>

Сидельников С.М. Аграрная реформа Столыпина. М., 1973. С. 70-72. Цит. по: Хрестоматия по истории России... ,С. 364-365.

Из указа Правительствующему сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Комментарий к Статье 9 Конституции РФ

1. С учетом включения положений комментируемой статьи в они прежде всего должны рассматриваться как основополагающие юридические принципы, пронизывающие всю совокупность правовых отношений, возникающих при использовании и охране в Российской Федерации земли и других природных ресурсов, являющихся основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти принципы обязательны как для федерального, так и для регионального законодателя; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. "е" и "к" ст. 72 Конституции).

Часть 1 комментируемой статьи на уровне конституционного принципа закладывает основы конституционно-правового режима земли и других природных ресурсов. Сам по себе этот режим определяется с помощью большого количества конституционных положений, образующих подсистему конституционных норм. Частью указанного конституционно-правового режима является определение субъекта, достоянием которого Конституция объявляет землю и другие природные ресурсы. Это весь многонациональный российский народ. Следовательно, субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов РФ, поскольку этим нарушается суверенитет РФ.

В настоящее время есть основания утверждать, что появился новый субъект конституционно-правовых отношений и это будущие поколения россиян. В преамбуле Конституции подчеркивается ответственность народа России за свою Родину перед будущими поколениями. А в сфере бюджетных отношений появились такие понятия, как "стабилизационный фонд", "фонд будущих поколений". Соответственно появляется новая публичная цель - защита экономических интересов будущих поколений россиян.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Из этой нормы следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта РФ, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Поэтому с Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из ст. 9 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 71 и 72 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П).

Часть 1 статьи 72 Конституции относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. "в"), разграничение государственной собственности (п. "г"), природопользование (п. "д"), лесное законодательство (п. "к") к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Федеральный закон как нормативный правовой акт общего действия, регулирующий те или иные вопросы (предметы) совместного ведения, определяет права и обязанности участников правоотношений, в том числе полномочия органов государственной власти, и тем самым осуществляет разграничение этих полномочий. Из ч. 3 ст. 1, п. "в"-"д" и "к" ч. 1 ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 и ст. 94 Конституции следует, что Федеральное Собрание вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов, относящихся к данным предметам совместного ведения, определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти РФ и субъектов РФ. При этом, однако, должны быть соблюдены требования Конституции, в том числе ее ст. 9 и 36, относящиеся к праву собственности на природные ресурсы и к их использованию.

Допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция вместе с тем не обязывает к тому, чтобы лесной фонд как особая часть лесных природных ресурсов находился в этих различных формах собственности. Из конституционных положений (ст. 9, 36) также не следует, что право собственности на лесной фонд принадлежит субъектам РФ. Конституция не предопределяет и обязательной передачи лесного фонда в собственность субъектов РФ (Постановление КС РФ от 09.01.1998 N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации "*(37)).

В Конституции (ч. 3 ст. 36) содержится обращенное к законодателю требование принять федеральный закон, на основе которого должны определяться условия и порядок пользования землей. Из данного положения Конституции вытекает, что для регулирования земельных отношений приоритетное значение имеет именно этот закон, принимаемый в соответствии с , который должен обеспечить защиту конституционных прав граждан на землю.

Вместе с тем Конституция содержит и нормы прямого действия. В сфере рассматриваемых отношений такой нормой является положение ч. 2 комментируемой статьи, согласно которому "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Данная норма применяется непосредственно, кроме случаев, когда ее реализация связана с законом, предусмотренным ч. 3 ст. 36 Конституции (Определение КС РФ от 04.11.1996 N 109-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Президента Республики Татарстан о проверке конституционности статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Конституционный принцип, содержащийся в ч. 1 ст. 9, преломляется в принципы, определяющие экологические основы регулирования земельных отношений, предусмотренные в ст. 1 ЗК РФ . В качестве первого принципа в ст. 1 (подп. 1 п. 1) ЗК предусмотрены учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ.

С этой точки зрения земля рассматривается в ЗК прежде всего как природный объект, т.е. часть природы. Другими природными объектами являются недра, вода, леса, растительный и животный мир, атмосферный воздух. Все эти объекты находятся между собой в состоянии естественной связи. Земля как природный объект не может принадлежать кому бы то ни было на каком бы то ни было праве. В литературе отмечено, что включение в ст. 1 ЗК рассматриваемого принципа в качестве первого означает экологизацию земельного законодательства, т.е. придание ему в большей степени черт публично-правовой отрасли.

Понимание земли как природного ресурса означает, что она является компонентом природной сферы, который может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (см. ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

2. Положение ч. 2 комментируемой статьи в системной связи с нормами ст. 36 Конституции определяет основы гражданско-правового режима земли как недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости). А в подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК в качестве принципа земельного законодательства рассматривается одновременное представление о земле как о природном объекте и как об объекте права собственности и иных прав на землю. Развивая "экологическое начало", новое земельное законодательство в качестве второго принципа закрепляет приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК).

Для разграничения гражданского и земельного права в регулировании имущественных отношений по поводу земли важнейшее значение имеет положение ч. 1 ст. 9 Конституции о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Опираясь на эту конституционную норму, земельное законодательство должно развиваться как совокупность прежде всего публично-правовых норм, устанавливающих рациональное использование и охрану земель, государственный контроль за совершением сделок по поводу земли, обеспечивающих недопустимость парцелляризации (дробления) земли при ее переходе по наследству и т.п. Данные публично-правовые нормы земельного законодательства, отражающие важные общественные интересы, действительно должны носить приоритетный характер. Это вытекает не только из Конституции, но и из ГК.

Однако в регулировании имущественных отношений, возникающих по поводу собственности на землю, сделок с землей, необходимо исходить из того, что земля - это недвижимость, объект гражданского права, вещь, находящаяся в обороте. Земельное законодательство не может устанавливать ограничение форм собственности на землю или же определять право субъектов РФ самостоятельно избирать те или иные формы собственности, поскольку это не допускается не только ГК, но и Конституцией *(38).

Характерно, что данный подход в целом воплощен в нормах ЗК. Согласно п. 1 ст. 3 ЗК РФ к земельным отношениям отнесены лишь отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, т.е. подлежащие регулированию нормами публичного права. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними вынесены за скобки земельных и, по общему правилу, должны регулироваться гражданским законодательством (п. 3 ст. 3 ЗК)*(39).

Представление о земле как о природном объекте и как об объекте права собственности, о недвижимости учитывалось Конституционным Судом РФ в Постановлении от 12.07.2007 N 10-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего части первой статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.В. Безменова и Н.В. Калабуна"*(40).

В Постановлении КС РФ от 23.04.2004 N 8-П "По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы"*(41) содержится правовая позиция, в силу которой земельный участок как объект гражданских прав не затрагивает суверенитет РФ и ее территориальную целостность:

"Исходя из предписаний статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство в области регулирования земельных отношений определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью и что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается соответствующими законами.

При этом, по смыслу конкретизирующих указанные конституционные предписания статей 260 и 261 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность".

В данном Постановлении Конституционный Суд пришел к выводу, что сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК) - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 2 ст. 9 и ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции во взаимосвязи с ее ч. 3 ст. 62.

Осуществляя соответствующее регулирование (условия и порядок пользования землей), федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных выше статьях Конституции, а с другой - в ч. 1 комментируемой статьи, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить их вытекающего из ст. 9 и 36 Конституции приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета РФ, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю (ст. 15, п. 5 ст. 28 ЗК). Кроме того, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий ст. 8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 22.07.2008), ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 13.05.2008), Федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2008) и Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 18.07.2008).

Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права РФ на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым - реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (Постановление КС РФ от 23.04.2004 N 8-П).

Положение ч. 2 комментируемой статьи в системной связи с нормой ч. 1 ст. 36 Конституции применялось Конституционным Судом при оценке в Определении от 12.05.2005 N 187-О*(42) конституционности п. 6 ст. 36 ЗК , в соответствии с которым исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК , в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК , а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ , на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Соискатель кафедры гражданского

Земельный участок и находящиеся под ним недра представляют собою различные объекты гражданских правоотношений , что предопределено различием земельного законодательства и законодательства о недрах , несовпадением правовых и функциональных характеристик. Так, недра принадлежат исключительно Российской Федерации, какие-либо права в отношении недр у других лиц могут быть обусловлены лишь правами из соответствующих договоров (но не вещных прав), а недра в таких случаях рассматриваются не как часть земли, а в качестве «геометризованного блока», оформленного как горный отвод (ст. 7 Закона о недрах). Земельные же участки могут принадлежать различным субъектам, а в силу ст.11.1 Земельного кодекса РФ непременно рассматриваются как часть земельной поверхности (т.е. в качестве лишь площади, территории) и т.д.

Между тем, использование участка недр обычно невозможно без того или иного воздействия на поверхность соответствующего участка, что требует предоставления недропользователю определенных возможностей и в отношении земельного участка, находящегося над недрами (для размещения оборудования, производства работ, складирования и пр.). На практике это вопрос решается отдельно, путем оформления прав и на требуемый земельный участок. Однако никаких общих правил, увязывающих вопрос о предоставлении права использовать недра с правами на земельный участок до сих пор нет.

Отсутствует решение этого вопроса «в пакете» (то есть одновременно с предоставлением права недропользования) и в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) . Несколько проще эта проблема решается при заключении соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» , поскольку предварительно все подобные вопросы обсуждаются и регулируются и на региональном уровне. Но сами такие соглашения - уникальны и не могут служить примером.

Любопытно, в Республике Казахстан предусмотрена обязанность местных органов власти выделять земельный участок всякому недропользователю в целях, предусмотренным соответствующим контрактом.

Разумеется, существует несколько ситуаций, когда для использования природных ресурсов нет потребности получать отдельные права на земельный участок (например, собственник участка является одновременно пользователем). Так, в соответствии с п.1 ст. 40 ЗК РФ собственник вправе обрабатывать землю, использовать для собственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, обводненные карьеры, возводить здания и строения, проводить в установленном порядке оросительные, осушительные и другие мелиоративные мероприятия. А в соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право в границах своих участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общеполезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, а также строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, устройство бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт. Правительство РФ по каждому субъекту РФ, с учетом распространенности таких полезных ископаемых, утверждает их списки (обычно это песок, глины, кварциты, торф, мел и т.п.).

Наконец, в силу ст. 221 ГК РФ в собственность гражданина или иного лица переходят общедоступные для сбора части недр, например, свободные для сбора отдельные камни при выходе горной массы на поверхность.

Однако все это случаи, лежащие за пределами обычного недропользования промышленного характера.

Разумеется, идеальным (и простым) способом выхода из ситуации было бы установление правила о том, что всякое лицо, обладающее земельным участком, одновременно обладает и правом собственности на недра, и наоборот. В ряде стран сходные правила установлены, но существует масса ограничений и исключений .

Некоторые изменения относительно обсуждаемого вопроса намечены в Концепции развития гражданского законодательства и Проекте ГК РФ .

Так, в ст. 301.9. Проекта ГК РФ предусмотрен «горный сервитут», но в действительности это не сервитут в отношении недр, а сервитут в отношении земельного участка, «расположенного над площадями залегания полезных ископаемых, или иного служащего земельного участка, необходимого для использования господствующего участка недр, для пользования участком недр, являющимся господствующей вещью, в целях добычи полезных ископаемых». Горный сервитут позволяет создавать и размещать в границах служащего земельного участка оборудование и сооружения в целях осуществления добычи полезных ископаемых шахтным методом и (или) методом бурения. Но горный сервитут не предоставляет право вести добычу полезных ископаемых открытым (карьерным) способом и размещать в границах служащего земельного участка отходы производства (отвалы горных пород, шламохранилища и т.п.).

Надо заметить, что такое понимание горного сервитута несколько отличается от сложившегося ранее в доктрине . До настоящего времени законодательство о недрах не содержит самого понятия «горный сервитут» или аналогичного ему, а правила о земельных сервитутах (ст. 274 ГК РФ) не могут быть использованы в силу специфики недр и технологии их добычи.

В Проекте нового Закона о недрах, предложенного группой ученых, под горным сервитутом понимает ограниченное целевое право недропользователя требовать от соседнего недропользователя предоставить ему использование данного участка недр, если без этого он не может использовать собственный участок недр в соответствии с разрешением или договором . Заметно, что часть конструкции «горного сервитута» (зависимость участков) авторами взята из понятия земельного сервитута (ст. 274 ГК РФ) и это ограничивает ее использование только случаями, когда перед нами два участка недр. Согласиться с высказанными соображениями трудно лишь потому, что право собственности государства мешает устанавливать сервитут при единстве этого права на все участки недр. Но и Проект ГК РФ, предусматривающий установление ограниченного права лишь на земельный участок, не дает ответа на вопрос о том, как решать вопросы взаимодействия между лицами, разрабатывающими сопряженные участки недр.

Полагаем, для целей недропользования часто достаточно обычного сервитута (ст. 301 по Проекту ГК РФ), в том числе сервитута перемещения или строительного.

Исходя из конкретных задач недопользователя и условий добычи недр, для решения обозначенной проблемы могут быть использованы и другие вещно-правовые институты, например, право постоянного землевладения (ст. 299 по Проекту ГК РФ). Однако узуфрукт, в силу специфики его субъектного состава, предусмотренной ст. 302 Проекта ГК РФ, использован быть не может.

Представляет интерес и ст. 296.8 Проекта ГК РФ, посвященная праву собственности на участки недр. Если первый пункт этой статьи фактически лишь повторяет сложившееся понимание участка недр как «геометризованного блока недр», то несколько неожиданно решается вопрос о связи прав на земельный участок и недра под ним в следующем пункте. Предусмотрено, «собственник земельного участка имеет на участок недр, расположенный под этим земельным участком, права, определяемые в соответствии с настоящим Кодексом и законом о недрах, в том числе право на добычу общераспространенных полезных ископаемых и пресных подземных вод в целях их использования для собственных нужд. Мы полагаем, что это право все же не есть право собственности на недра, а в целом данную норму следует понимать ограниченно, не иначе, как с позиций указанных ранее п.1 ст. 40 ЗК РФ и ст. 19 Закона о недрах.

Не менее важно и положение п. 3 ст. 296.8 Проекта ГК РФ о том, что правила ГК РФ о праве собственности на земельные участки соответственно применяются к отношениям собственности, объектом которых являются участки недр, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа отношений. Таким образом, впервые сформулирована норма о прямой связи земельных участков и участков недр – хотя бы в части использования правил о собственности. Это открывает новые возможности для развития правоприменительной практики.

Литература:

1. Прежде всего это Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ// СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. Далее – ЗК РФ.

2. В его основе Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2391-I «О недрах»//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. №16. Ст. 834, далее – Закон о недрах. Есть и другие, см., например: ФЗ от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»// СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.18.

3. См.: Засорин А. Приобретение земельных участков дл целей недропользования//Корпоративный юрист. 2010. № 6. С. 34-41. Некоторые предложения также высказаны в письме Минэконоразвития от 17 апреля 2009 г.

4. ФЗ от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»// СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.18. Далее – ФЗ о соглашениях о разделе продукции.

5. Cм.: Басин Ю.Г. Основания возникновения прав землепользования и недропользования// Басин Ю.Г. Избранные труды . Алматы: АЮ-ВШП «Эдилет», НИИ частного права АН РК, 2003. С. 224-236. См. также: Вещные права в Республике Казахстан/Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы: Жети Жаргы, 1999. С. 255 и далее (автор – М.К. Сулейменов).

6. См. об этом: Сулейменов М.К. Право и собственность в Республике Казахстан// Сулейменов М.. Избранные труды по гражданскому праву . М.: Статут, 2006. С. 256-257; в США и Канаде используется также система резервирования прав на недра за федеральным Правительством даже после перехода земельного участка в частную собственность, см.: Данилова Н.В. О юридической природе права государства на недра// Ученые записки Тюменского государственного университета: Сб. научн. трудов. Вып. 4. Тюмень, 2002. С. 24-31;

7. См. Концепция развития гражданского законодательства//Вестник гражданского права. 2009. №11; о Проекте изменений и дополнений в части первую, вторую, третью и четвертую ГК РФ см., например: http://arbitr.ru, электронный ресурс , дата обращения – 30.02.2012.

8. См., например: Калинин И. Природоресурсные сервитуты// Российская юстиция. 2002. № 3. С. 23-25.

9. См.: Новикова Е.В.., Волков Г.А. Каким быть новому закону о недрах?// Законодательство и экономика . 2003. № 11. С. 4-23.

Вопрос о недрах как объекте права государственной собственности всегда привлекал внимание ученых, но особенно оживленные дискуссии он вызвал в 70-е годы, в связи с необходимостью кодификации горного законодательства.

Четкое определение понятия недр как объекта горного права имеет важное значение. Во-первых, от правильного решения этого вопроса зависит установление круга общественных отношений, составляющих предмет регулирования горного права; во-вторых, не имея четкого представления о понятии «недра», невозможно также раскрыть содержание основных правовых институтов горного права. Поэтому данная проблема привлекла большое внимание особенно в период кодификации законодательства о недрах. Однако, вследствие ошибочной постановки вопроса, многие авторы вместо анализа юридического понятия «недра» стали спорить о том, где кончается поверхность (земля) и откуда начинаются недра, пытались в метрах определить верхнюю и нижнюю границы недр. Такой неверный методологический подход к проблеме имел своим результатом появление определений: «недра - это геометрическое пространство», «недра - это

конус, основанием которого является территория страны, а вершиной центр

земного сфероида» и т.д. Правда, сторонники этих определений сознавали и слабость своих позиций. Ведь важные составные части недр, каковыми являются полезные ископаемые, могут находиться не только в глубине, но и на поверхности земли. Поэтому накануне принятия нового Кодекса о недрах и переработке минерального сырья Республики Казахстан ряд авторов предлагал понимать под недрами часть природной среды, которая находится под земным покровом, а также выхода месторождений полезных ископаемых. Однако законодатель с этим определением не согласился.

Объекты природы тесно связаны между собой и в реальной жизни представляют органическое единство, образуя единый природный комплекс - земной шар. Соотношение недр и природного комплекса - это соотношение части и целого, ибо каждый вычлененный объект природы, являясь источником удовлетворения потребностей человека, во всех случаях остается частью естественной среды, взаимодействующей в общем природном механизме. Поэтому правильный подход к определению понятия недр, а равно и земли, лесов и вод как объектов природы предполагает учет взаимосвязей составных частей природного комплекса и согласования на этой основе норм всех отраслей законодательства, имеющих отношение к обеспечению рационального использования и охраны богатств природы. Нельзя допустить расширения содержания правового понятия одного вида объекта природы за счет понятия другого. В противном случае теряется возможность познать и оценить экономическую сущность, а, следовательно, и юридическую природу тех или иных отношений по природопользованию.

Оценивая приведенные высказывания о понятии недр с этих позиций, то есть с позиции системного подхода, нетрудно установить его недостатки. Прежде всего, они не учитывают, что под поверхностью земли могут находиться не только полезные ископаемые, но и водные ресурсы. А последние являются составной частью единого государственного водного фонда страны.

Недра и воды, в том числе и подземные, служат различным хозяйственным целям, и их роль в жизни человеческого общества неодинакова.

Поэтому недра и воды как законодательством бывшего Союза ССР, так и нормативными актами Республики Казахстан рассматриваются самостоятельными объектами права. В соответствии с этим применительно к недрам и водам в стране складывались и самостоятельные отрасли законодательства. Причем водное законодательство никогда не давало повода для сомнения о принадлежности подземных вод к единому государственному водному фонду. Достаточно вспомнить водные кодексы республик бывшего Союза ССР.

Пути горного и водного законодательства не перекрещивались и в последние годы. Водный кодекс Республики Казахстан, например, относит подземные воды к единому государственному водному фонду. В соответствии с Водным кодексом все отношения по использованию и охране подземных вод являются водными отношениями.

Не отвечает потребностям теории и практики отнесение подземных вод и к недрам и к водным ресурсам. Такое положение подрывает единство государственного водного фонда; при этом исключается возможность составления единого водного кадастра, усиливается конкуренция интересов между органами управления горной промышленностью и водным хозяйством, что противоречит принципу рационального использования и охраны вод, организации правильного регулирования возникающих отношений.

Определение понятия недр как природной среды, находящейся под земной поверхностью, не согласуется и с интересами земельного законодательства. Так, если считать, что земельное законодательство регулирует отношения по поводу поверхности земли, то возникает естественный вопрос, что же следует понимать под самой поверхностью. От правильного решения этого вопроса зависит объем правомочий землепользователей.

Путем анализа термина «поверхность» можно предположить, что под ним понимается видимая часть земной коры. На первый взгляд создается впечатление, что Земельный кодекс Республики Казахстан 2003 г. исходит из такого понимания земной поверхности, так как в нем мы не встретим формулировок, касающихся скрытых от глаз веществ земной толщи. Однако такой подход не удовлетворяет практику. Явления жизни настолько многосторонние, что средствами формально-логических построений тут трудно обойтись. В самом деле, ведь во всем земельном законодательстве нет и норм, запрещающих землепользователям при необходимости использовать землю путем углубления под ее поверхность. Более того, определяя категории земель, Земельный кодекс РК различает земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; и т.д. Хотя использование этих земель всегда связано с углублением под поверхность земельного участка. Даже эксплуатация земли для сельскохозяйственных целей и то требует проникновения в земную толщу.

Возможности использования земли как всеобщего средства труда, по существу, безграничны. В сельском хозяйстве земля действует в качестве «орудия производства», в других отраслях она может быть для человека «первоначальным арсеналом его средств труда» или выступать как «фундамент», как «пространство», которое необходимо как элемент всякого производства и всякой человеческой деятельности. Причем во всех этих случаях земля выступает объектом земельного законодательства. Поэтому с правовой точки зрения будет неправильным ограничивать поверхность только видимой частью земной коры, так как в определенных случаях в понятие «поверхность Земли» включаются и такие слои земной толщи, которые проникают вглубь на десятки метров. Для правильного разграничения объектов права землепользования и недропользования в некоторых странах (например, в Польше) была предпринята попытка установить границу между поверхностью земли и недрами, но она не дала положительных результатов. Так, представим, что собственность государства на недра распространяется где-то с 20 или 30 метров от поверхности земли (верхняя граница) до технически доступных глубин (нижняя граница). Возникает вопрос, каково же будет соотношение горного и земельного законодательства, если ископаемые имеют наземные выходы. Вряд ли кто-либо сможет дать однозначный ответ.

Рассмотрим и другой вариант, установим, что все вопросы, связанные с добычей ископаемых, являются предметом горного законодательства, а использование земной толщи до глубины, скажем, 30 м - предметом земельного законодательства. Но подобная конструкция будет искусственной, а потому неверной, ибо с правовой точки зрения (и не только с правовой) трудно объяснить ограничение поверхности только тридцатью метрами. Действительно, почему же земельное

законодательство не может распространяться до глубины 31, 35 метров?

Таким образом, изложенное свидетельствует, что определение объекта горного права как природной среды, находящейся под земным покровом, а также выходов месторождений на поверхность нельзя признать правильным. Для права не имеет принципиального значения вопрос о том, где кончается земля, и откуда начинаются недра. Ибо право призвано регулировать не соотношение недр и земли в их общежитейском понимании, а те различные формы общественных отношений, которые возникают в процессе использования земной толщи для тех или иных нужд. С позиции права отделение ископаемых от поверхности земли будет использованием недр, в то время как проникновение вглубь земли для постройки, скажем, фундамента зданий и сооружений будет использованием земли. На этот счет действующее законодательство о недрах и земельное законодательство не оставляет никаких сомнений. Исходя из этого, для разграничения недр и других природных объектов, являющихся собственностью государства, следует применять такие критерии как форма и цель использования земной толщи. Дело в том, что составные части земной толщи могут быть перемещены с места на место, но от этого отношения по перемещению этих веществ не могут быть признаны горными, так как они затем выбрасываются как ненужные.

Характеристика недр в соответствии с формой и целью использования земной толщи в той или иной мере получила отражение в действующем горном законодательстве. Указ о недрах и недропользовании в ст. 1 устанавливает, что недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна морей, озер, рек и других водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию, с учетом научно-технического прогресса. Как более удачное, на наш взгляд, определение понятия «недра» содержалось в Кодексе о недрах и переработке минерального сырья 1992 г., а именно: «недра - часть природной среды, которая может быть использована для удовлетворения народнохозяйственных и иных нужд путем извлечения (отделения) ее составных частей или для размещения подземных сооружений, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод» (ст. 3). Мы считаем не случайным применение терминов «отделение» и «извлечение» для определения понятия недр. С юридической точки зрения, как уже отмечалось выше, углубление под поверхность земли свойственно и горнодобывающим предприятиям и землепользователям. Что же касается извлечения или отделения, как формы использования земной толщи, то они не характерны ни для одной категории права землепользования. Поэтому, акцентируя внимание на способе добычи составных частей недр, законодатель подчеркивает эту важную особенность недр как объекта права по сравнению с поверхностью земли, для использования которой, как правило, не обязательно нарушение целости земной коры.

Таким образом, если деятельность, для осуществления которой предоставляется земельный участок с выходами месторождений полезных ископаемых, связана с отделением вещества от природной среды или предназначена для этого, то приоритетом пользуются горное законодательство и горные органы. При ином целевом назначении участка на первое место выступают земельные органы и земельное законодательство. Так, иногда на местах залегания общераспространенных полезных ископаемых в установленном законом порядке может производиться строительство промышленных предприятий, населенных пунктов и других объектов. А такие случаи на практике не редки. Имеет ли здесь место использование недр? Положительный ответ был бы неправильным, ибо здесь площадь залегания полезных ископаемых используется как фундамент, как место, как пространственный операционный базис, то есть как земля в собственном смысле этого слова. С отводом площади залегания общераспространенных полезных ископаемых под строительство объектов государство не признает за этими веществами качества ископаемого. В результате, они переходят из качества недр в качество поверхности.

Содержавшееся в утратившем силу Кодексе о недрах и переработке минерального сырья определение понятия «недра», кроме изложенного, имеет и такие преимущества по сравнению с легальным определением: в нем для недр как объекта права собственности характерны качества непотребляемости, неуничтожаемости, а это - необходимый признак любого объекта права государственной собственности. «Может быть использована» - выражение, которое охватывает юридическим понятием «недра» используемые и неиспользуемые их части. Поэтому, если месторождение в данный момент не разрабатывается, это не означает, что оно не является недрами.

Границы между недрами и поверхностью (землей), как объектами права собственности, должны проходить там, где использование земной толщи в качестве недр не влечет отрицательных последствий для землепользования, а использование ее поверхности не наносит вреда недрам. Это обстоятельство следует подчеркнуть особо, потому что иногда разработка недр, обеспечивая полное извлечение ископаемых, вызывает, например, понижение уровня грунтовых вод, обрушение земной поверхности, разрушение плодородного слоя почвы и другие нежелательные последствия. В свою очередь, в ряде случаев использование поверхности земли задерживает освоение месторождений либо делает вообще не возможной их разработку. Так, установлено, что большая часть г. Караганды расположена на поверхности, под которой находятся крупные запасы угля. Чтобы извлечь его, потребуется перенести часть жилого массива. Таким образом, ограничивать земли только поверхностью, а недра рассматривать как всю находящуюся под землей природную среду, без учета взаимосвязи объектов природы, невозможно не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Поэтому верхней границей недр следует считать не просто земную поверхность, а «условную поверхность» земной территории страны, имея в виду: 1) учет местонахождения объекта (автономное использование подземной среды); 2) целевое назначение соответствующих частей земной поверхности. Отсюда следует, что границы между недрами и землей должны определяться каждый раз применительно к конкретному случаю.

Таким образом, с интересами земельного и водного законодательства не согласуется определение недр как всего того, что находится под земной поверхностью . Во-первых, остается не понятным, что авторы данной формулировки подразумевают под «поверхностью земли». Между тем, от правильного ее решения зависит объем правомочий землепользователей. Во-вторых, если под термином «поверхность» понимать видимую часть земной коры, то любое углубление под нее (в том числе вспашка земли, рытье котлована под строительство здания и т.п.) нужно признать использованием недр. Однако такой подход к проблеме не удовлетворяет практику. К сожалению, на эту сторону проблемы в теоретической литературе, а вследствие этого и в законодательстве, не обращают должного внимания.

Как известно, под земной поверхностью находятся не только недра, но и подземные воды, а некоторые месторождения полезных ископаемых имеют выход на поверхность земли. Тогда, исходя из определения понятия «недр» как всего того, что находится под земной поверхностью, мы бы пришли к выводу, что выходы месторождений полезных ископаемых на поверхность земли не являются недрами, а подземные воды отнесли бы к недрам. Следует отметить, что законодатель, очевидно, исходил из такого понятия недр, так как включил в состав полезных ископаемых и подземные воды (ст.1 Указа о недрах и недропользовании). Думается, что такое положение нельзя признать правильным. Как уже отмечалось, целевое назначение недр и вод, в том числе и подземных, различно, неодинакова их роль в жизни человеческого общества. Отнесение подземных вод к недрам нецелесообразно и с той стороны, что оно подрывает единство водного фонда, усложняет составление водного кадастра.

Нетрудно убедиться в том, что, хотя подземные воды по своей природе относятся к остальным водам, все же их естественное месторасположение, правовой режим несколько отличается от поверхностных вод. Подземные воды, так или иначе, оказывают влияние на месторождения полезных ископаемых (особенно на месторождения нефти и газа). Более того, поиск, разведка, добыча подземных вод ведется аналогичными способами, что и полезных ископаемых. Поэтому горное законодательство, в какой-то степени, заинтересовано в регулировании водных отношений. В этой связи, думается, правильным было бы подчинение вод режиму недр в части поисков, разведок и комплексного освоения недр, а также охраны подземных сооружений от вредных воздействий вод. В остальном же они должны подчиняться режиму вод.

В юридической литературе существуют и другие точки зрения на определение понятия «недра». В течение ряда лет господствовала точка зрения, согласно которой недра ассоциировались лишь с полезными ископаемыми .

Развитие общества со времени его зарождения и тем более на современном этапе его развития связано с использованием минерального сырья, извлекаемого из недр земных. В самом деле, расход минерального сырья постоянно увеличивается. Все это позволяет нам говорить о неоценимой значимости полезных ископаемых, расположенных в недрах земли, для прогресса науки и техники, развития общества в целом. Такое же положение они занимают и в горном праве. Отношения, возникающие по поводу использования и охраны полезных ископаемых, составляют ядро предмета правового регулирования в горном праве.

Однако сказанное не дает повода для отождествления понятий «недра» и «полезные ископаемые». В законодательстве о недрах и недропользовании говорится о том, что полезное ископаемое - это содержащееся в недрах минеральное вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе подземные воды и лечебные грязи), пригодное для использования в материальном производстве (п. 19 ст. 1 Указа о недрах и недропользовании). Как видно из текста закона, полезные ископаемые признаются лишь составной частью недр.

Добыча полезных ископаемых сопряжена не только с извлечением минералов как необходимого сырья для промышленности, но и с извлечением попутного вещества, так называемой пустой породы. Применение пустой породы (то есть породы, не содержащей в себе полезных свойств) в народном хозяйстве очень ограничено, а чаще всего она не используется. Выбрасываемая как ненужное, пустая порода, скапливаясь на поверхности земли, наносит огромный вред окружающей

среде. Если основываться на положении, что «недра есть полезные ископаемые», то нетрудно прийти к выводу, согласно которому пустая порода является ничейной, бесхозной и ее правовое положение не определено.

Недопустимость отождествления недр и полезных ископаемых вытекает также и из соображения охраны недр как объекта природы. В противном случае охрана недр будет сведена в основном к рациональному пользованию полезными ископаемыми, то есть борьбе с их потерями. Между тем, охрана недр, как одно из важнейших требований горного законодательства, предполагает обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр; недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; обеспечение сохранности запасов полезных ископаемых; предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа, сбросе сточных вод и т.д.

К вышеизложенному нужно добавить, что в случае признания недр полезными ископаемыми из сферы горного законодательства выпадает регулирование отношений, связанных с размещением подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; хранением соответствующих материалов; захоронением вредных веществ и отходов производства; сбросом сточных вод; изучением недр в научноизыскательских целях. Вряд ли можно привести положительные доводы в подтверждение этому.

На наш взгляд, определение права государственной собственности на недра должно опираться на достаточно точные и относительно постоянные критерии. Такими критериями могут быть форма и цель использования земной толщи. Разграничение недр от земли по данным критериям было отражено еще в Горном положении 1927 г., где указывалось, что полезные ископаемые являются составными частями недр, которые могут добываться путем извлечения или отделения с промышленной целью независимо от того, выходят ли они на поверхность или находятся в глубине. Считаем, что применение терминов «извлечение» и «отделение» в определении понятия составных частей не случайно. С юридической точки зрения, углубление под поверхность земли свойственно как недропользователям, так и землепользователям. Между тем, для недропользователей извлечение (отделение) составных частей - это единственная форма использования земной толщи, в то время как для землепользователей применение данного способа необязательно. Отношения, складывающиеся в процессе пользования земной толщи, могут быть признаны горными только тогда, когда они своей целью имеют отделение (извлечение) составных частей земной толщи для последующего употребления или присвоения.

Итак, мы полагаем, что под недрами нужно понимать охраняемую законом часть природной среды, расположенной в толще земной коры с выходами полезных ископаемых на поверхность, которая может быть использована путем извлечения (отделения) ее компонентов для материального производства или как пространственный операционный базис.