История ГМЗ «Царицыно. История ГМЗ «Царицыно Монографии, учебники и учебные пособия

Александр Петрович Казанцев родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт, работал инженером-механиком на Белорецком металлургическом заводе, затем занялся изобретательством и перешёл на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. В фантастике дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основной романа «Пылающий остров». Публикация романа (в 1940-1941 годах его печатала с продолжением газета «Пионерская правда», исправления и дополнения 1957; исправления 1962, исправления 1975) стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева.

С первых дней войны находится в армии, делает важное оборонное изобретение, за что ему было присвоено звание воен-инженера III ранга с назначением командиром спецчасти и главным инженером завода, вскоре превращённого в научно-исследовательский институт. Испытывал новую технику в боевых условиях на Крымском фронте весной 1942. В 1944 получает звание полковника и новое назначение, вместе с армией входит в Будапешт и Вену.

Описание взрыва атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки (6 авг. 1945) напоминает ему подробности катастрофы в Тунгусской тайге в 1908, и он пишет рассказ «Взрыв», вызвавший яростные дискуссии. Организует экспедицию к месту взрыва и участвует в ней.

При содействии А.Фадеева получает возможность совершить два рейса на ледоколе «Георгий Седов» и посетить множество полярных станций. Пишет серию полярных новелл: «Против ветра» (1950), «Гость из космоса» (1958).

Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост» (полностью опубликован 1946 году), в 1952 году издаётся «Мол „Северный“» (переработан в 1956 году в роман «Полярная мечта», а в 1970 году - в роман «Подводное солнце»), а в 1964 году - роман «Льды возвращаются». Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки своего времени и его романы идеально соответствовали «линии партии». В значительной степени именно они сформировали базис так называемой «фантастики ближнего прицела» и «антиимпериалистической» фантастики. Роман «Внуки Марса» (1963, другое название - «Планета бурь»), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году под названием «Планета бурь».

Уже в 1960-е годы проза Александра Казанцева стала выглядеть архаичной по сравнению с произведениями авторов, начавших публиковаться после выхода революционной «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова. Казанцев чувствовал происходящие в литературе изменения, но эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В его критике и публицистике произведения других авторов часто рассматриваются с позиций соответствия «линии партии», что в те времена могло послужить поводом для идеологических репрессий против критикуемых.

Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х, когда режим Брежнева уже вполне утвердился и «оттепель» 1960-х годов окончательно ушла в прошлое. В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980), которые были архаичны по стилистике и наивны по языку, однако по-прежнему строго выдержаны с идеологической точки зрения. В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой «молодогвардейской» школы фантастики.

В 1981 году Казанцев публикует автобиографию «Пунктир воспоминаний» - весьма характерный документ, по которому вполне можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита».

В 1980-е годы Александр Казанцев издаёт романы о Пьере Ферма («Острее шпаги», 1984) и о Сирано де Бержераке («Клокочущая пустота», 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетёрского» исторического романа. Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы - это трилогия коммунистических утопий «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие» (переизданы в 1997 году), дилогия «Иномиры» (1997) и историко-фантастическая дилогия «Звезда Нострадамуса» (2000). В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст», написанный в соавторстве с Никитой Казанцевым.

Роль Александра Казанцева в истории отечественной фантастики многократно подвергалась крайне резким оценкам, как этическим, так и эстетическим, однако невозможно отрицать, что его ранние книги стали заметными вехами в развитии русской НФ.

Сегодня исполнилось бы 110 лет Александру Петровичу Казанцеву (2 сентября 1906 — 13 сентября 2002), всемирно известному писателю, одному из основоположников отечественной научной фантастики. Его книгами зачитывались, бегали в библиотеки в надежде дождаться очереди на получение долгожданных затертых томиков с прекрасными иллюстрациями. Теперешние дети об этих книгах знают лишь понаслышке. Он - отец палеоуфологии, автор убедительной научной гипотезы о причинах тунгусского взрыва.

За его спиной почти столетие: революции, войны, перестройки и переделы страны и сознания миллионов людей. Все видел, пережил и сумел пронести сквозь время светлую мечту о будущем. На его долю выпало великое счастье стать неистощимым «генератором идей», увлекшим за собою миллионы читателей и почитателей. Писатель и ученый Александр Петрович Казанцев — замечательный современник XX века, автор десятков изобретений, гроссмейстер по шахматным композициям, творец фортепианных концертов и один из создателей фильма «Воспоминание о будущем».


Он видел Буденного и Орджоникидзе, когда «пробивал» свои первые изобретения, он работал с величайшими умами России и мира. «Цель моя была ясна и совпадала с государственной — все силы отдать созданию непобедимой индустриальной державы , — вспоминает Александр Петрович, — но нужны люди для воплощения этой мечты. А побудить в крестьянской стране страсть к науке, изобретательству могли книга, кинофильмы и прежде всего — научная фантастика. Случай или закономерность привели меня в писатели-фантасты — судите сами ».

Александр Петрович Казанцев родился в 1906 году в старинном степном городе Акмолинске (Целиноград, ныне Астана). Отец его был купцом. «А дед мой - сибирский миллионер: скотопромышленник и заводчик. У него был кожевенный завод в Петропавловске. В Акмолинске дедову торговлю представлял мой отец. В гражданскую он воевал за Колчака, перешел на сторону красных. Мать учительствовала в школе. В последнее время преподавала пение. К концу жизни ее наградили орденом Ленина».

Казанцев окончил два класса реального училища в Петропавловске. Недоучился, потому что училище закрыли. «В 1919 году мы переехали в Омск: отец в армии, мне 13 лет. Я окончил курс машинописи и стенографии, работал в губздраве. Поступил в техническое училище, преобразованное в техникум. Проучился два года. Был на пароходе на практике. В соседней каюте оказался начальник Главпрофобра, я ему приглянулся, он говорит: «Зачем вам ждать? Два курса техникума равны средней школе. Я дам направление в Томск, в технологический». Приехал в Томск, экзамены уже кончились, но направление профобра приравнивало меня к рабфаковцам. Принять никак не хотели. В конце концов порешили: сдать минимум за первый курс. А я сдал за два курса. Считался одним из первых студентов. Давали прекрасное образование. Прямо со студенческой скамьи я был назначен главным механиком Белорецкого металлургического завода. Участвовал в строительстве Магнитки. Врезался в память плакат: «До пуска доменной печи осталось столько-то дней».

«В 1930 году я окончил Томский технологический институт, факультет механики. Получил специальность инженер-механик, и сразу с институтской скамьи был назначен главным механиком Беловежского металлургического завода. Случилась у нас как-то авария - на одном из механизмов подтягивания вагонеток оборвался трос. Конечно, поставили запасной, но в голове у меня отложилась мысль - а как бы этот процесс подачи вагонеток усовершенствовать? Тогда я и подумал - "А почему бы не использовать магнит? Подтянет одну вагонетку, за ней другую..." Поделился идеей с другом, а он ее и "зарубил" - что делать, если вагонетка сорвется? А если не затормозится?! Тогда я и подумал, если вагонетку не затормозить - она же улетит и скорость может развить как у снаряда. А это уже не транспорт, а...оружие! Получается, изобретал одно, а получилось совершенно иное - я имел возможность разгонять до большой скорости любое металлическое тело. Получилось электрическая пушка, которой никакого пороха не надо. Сказано - сделано, соорудил модель - деревянная трубка, обмотанная катушками и железный стерженек в качестве снарядика. Вскоре вышла оказия - вместе с заместителем директора нашего завода мне надо было ехать в Москву для защиты проектных конструкций предприятия. Естественно, я считал свой проект страшной военной тайной, способной помочь нашей стране в трудное время. Ездили мы в Наркомтяжпром (Народный комитет тяжелой промышленности), наркомом которого в то время был Серго ОРДЖОНИКИДЗЕ, а его заместителями - Бухарин и Петраков. Во время рабочего совещания мне пришла в голову совершенно безумная мысль - показать модель кому-нибудь из военных начальников». Так он перешёл на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики.

Многие научные идеи Казанцева воплотились в разных видах оружия, в том числе и в знаменитой «катюше». В столице он получает собственную лабораторию. Работа над электрической пушкой знакомит Александра Петровича с выдающимися физиками - Иоффе и Капицей. Иоффе предложил принять участие в международном конкурсе либретто научно-фантастического фильма. Казанцев согласился. Это либретто и стало первой ступенью на пути к литературному Олимпу. В 1936 году на конкурсе киносценариев с написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида» он занял 1 место. Сюжет его был таков: предсказанное астрономами столкновение Земли с космическим телом Аренидой по-разному встречено в разжиревших после Первой мировой США, население которых стремится «взять от жизни все» перед ожидаемым концом света, и в СССР, где ученые и инженеры готовят электропушку, чтобы уничтожить Арениду и спасти человечество. И они спасают его. Какое провидение за несколько лет до второй мировой войны, в которой именно Красной Армии, советской науке, всему народу предстояло спасти мир! По разным причинам фильм не состоялся, но либретто позже стало сюжетной основой романа «Пылающий остров».

В 1939 Казанцев был главным инженером промышленного отдела советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Об этой выставке он написал свой первый очерк («Новый мир», 1939, № 12). Первые впечатления «американского периода» своей жизни помогли ему впоследствии при написании романов «Пылающий остров», «Арктический мост», «Мол Северный» и «Льды возвращаются». Наибольшее впечатление в юности на него произвели Александр Беляев и Алексей Толстой. Уже тогда, в предвоенные годы, Александр Казанцев начинает свою первую пробу пера, утверждая себя в реалистической фантастике, которой он остается верным всегда. Ранние произведения писателя особо ценны тем, что в тревожные предвоенные годы они звали людей к борьбе за единение усилий человечества во имя светлой жизни. Он обдумывает новый роман, но…

Началась война. В последнюю мирную ночь Казанцев пишет либретто «Арктического моста». А утром, по направлению военкомата, Казанцев приезжает в Серпухов. Там он должен попасть в саперный батальон. Вот как вспоминает об этом сам Александр Петрович: «На третий день войны я был направлен в 30-й саперный батальон. Его командир, узнав что я инженер и писатель - он уже успел прочитать "Пылающий остров", - назначил меня своим помощником по технической части. Мне было поручено разыскивать автомашины-полуторки и приводить их в божеский вид, а затем отправлять на фронт. Я выстроил весь батальон перед собой и приказал инженерам и техникам сделать пять шагов вперед, шоферам - десять шагов, автослесарям и электрикам - пятнадцать. В течение пяти минут была организована ремонтная бригада, и работа закипела. Однажды к нам доставили вездеход, у которого вместо задних колес была миниатюрная танкетка на гусеницах, она приводилась в движение от мотора. Я долго смотрел на нее, и тут мне пришла в голову фантастическая идея... В моем воображении маленькая юркая танкетка на гусеничном ходу отделилась от грузовика и помчалась навстречу немецкому танку. Еще мгновение, взрыв - и от танка не осталось и следа. Танкетка-камикадзе, управляемая саперными шнурами! И, как это ни удивительно, эта фантастическая мысль скоро превратилась в реальность. Я приказал заменить у вездехода гусеницы на колеса, гусеничный ход превратить в самостоятельно действующую танкетку-электроторпеду, способную уничтожить не только танки противника, но и его доты и дзоты. Быстро удалось создать специальный институт, где мое изобретение было доведено до кондиции (впоследствии он превратился во ВНИИ электромеханики). Уже через несколько недель появились готовые к бою танкетки-электроторпеды. Однако увидеть их в действии мне не довелось: после перевода на Крымский фронт я потерял "контроль" над своим детищем - электрокамикадзе... И лишь четыре десятилетия спустя узнал я о том, что мои торпеды пробили брешь в ленинградской блокаде, взорвав фашистские доты. Начав войну рядовым, я завершил ее полковником, был награжден пятью орденами и двумя десятками медалей. Но самую ценную награду, именно за свою торпеду — специальную изобретательскую медаль, - я получил через... полвека после войны, вместе с такими видными изобретателями, как профессор-глазник Святослав Федоров и академик Меркулов, создатель авиационных двигателей. А Международная академия информатизации при ООН присвоила мне звание академика». На Поклонной горе, в музее Великой Отечественной войны, представлен экземпляр его танкетки. В конце войны Госкомитет по обороне поручил ему демонтировать металлургические заводы Геринга в Австрии, на многих из которых стояло похищенное с советских заводов оборудование, и направлять их в СССР.

Послевоенный период Казанцев целиком отдает литературе. Роман «Пылающий остров» в 1940—1941 годах печатала с продолжением газета «Пионерская правда».

Он предостерегал человечество от пагубного использования достижений научной мысли. По сути, писатель предвосхитил трагедию атомной бомбардировки Хиросимы 1945 года. « "Пылающий остров" - одно из произведений, определивших жанр советской научной фантастики. В те времена, когда ученые казались большинству людей безобидными чудаками, когда грозное могущество науки еще было скрыто в ее глубинах, Александр Казанцев предвидел ту смертельную опасность, которую может принести миру убийственная сила, попавшая в руки фашиствующих маньяков войны и империализма. Сейчас, когда главная опасность – в ядерном оружии и когда возможности науки практически безграничны, уничтожение земной атмосферы, описанное в романе, может стать столь же реальным, как и отравление ее радиоактивностью» . (И. Ефремов) «Пылающий остров» Казанцев переписал. Потом переписал вновь. В конечном итоге, автор переписывал его 14 раз.

Постоянно глядя в грядущее, он сумел впервые в мире разглядеть инопланетян в загадочном феномене Тунгусского метеорита. «Я прошел войну от солдата до полковника, последние месяцы войны был уполномоченным комитета обороны и после окончания войны возвращался через всю Европу в СССР. Было это в августе, ехали мы с начштабом и слушали штабной радиоприемник и на английском языке мы вдруг услышали сообщение о взрыве атомной бомбы. А я до этого отлично знал всю историю Тунгусского метеорита. И знал не только про экспедиции Кулика, но и про экспедицию по спасению Кулика. Эту экспедицию возглавлял, ставший потом моим близким другом, Виктор Александрович Сытин. Мне сразу пришла в голову мысль о схожести этих двух взрывов - американской ядерной бомбы и Тунгусского метеорита…»

Рассказ «Взрыв» , появившийся в печати в 1946 году, явился подлинным взрывом фантазии, разбудившим воображение не только юных искателей приключений, но и маститых мужей науки.

Он повествует о Тунгусском метеорите. В нем нет ничего, кроме фактов. Только в последнем абзаце рассказа высказывается гипотеза о причине тунгусской катастрофы - гибель инопланетного космического корабля… Небольшой рассказ за 50 лет по самым скромным подсчетам увлек идеей поиска обломков корабля или чего-то еще необычного не меньше десяти тысяч исследователей, профессиональных ученых, астрономов, космических инженеров из команды Королева, космонавтов, физиков и просто искателей острых ощущений. Десятки добровольцев, объединившись в научные отряды, углубились в дебри Подкаменной Тунгуски - в район космической катастрофы. Молодые энтузиасты облазили таежные завалы, образовавшиеся после взрыва, в поисках разгадки одного из самых таинственных и удивительных явлений природы. Главный конструктор космических кораблей академик Сергей Павлович Королев тоже не избежал очарования смелых идей писателя-фантаста. Прославленный конструктор был одним из организаторов экспедиции, оснащенной точнейшим оборудованием и вертолетами. Ее участникам хотелось найти хотя бы крохотный кусочек «марсианского корабля». И хотя ни одного обломка так и не было найдено, энтузиасты, взволнованные гипотезой писателя, продолжали романтический поиск, а ученые писали книги и монографии на тему тунгусского дива, защищали диссертации, получали ученые звания. Споры ученых и фантастов вокруг тунгусского метеорита продолжаются.

Вступление в 1946-м году в Союз писателей не только дает Александру Петровичу «официальный статус», но и вводит в совершенно новый круг общения. Там Казанцев знакомится с Фадеевым и Ефремовым. С Иваном Антоновичем они останутся друзьями до самой смерти Ефремова. Более того, спустя много лет, уже после смерти Ивана Антоновича, только Александр Петрович защитит честное имя друга.

Целая серия повестей и романов Александра Казанцева рассказывает о завоевании космоса. «Лунная дорога» и «Планета бурь» (1959), рассказы «Гость из космоса» и «Марсианин» (1953-1958), «Звездные пришельцы» (1960), очерк «Из космоса - в прошлое» (1972) - все это ступени, рассказывающие миллионам читателей о хитросплетениях на пути познания Вселенной.

Подобно гипотезе о Тунгусском взрыве, эти произведения вызвали всемирный интерес. На III Всемирном конгрессе палеокосмонавтики, проходившем в 1976 году в Югославии, книги Казанцева серьезно обсуждались как основа новой науки о возможном посещении нашей Земли инопланетянами.

Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост » (полностью опубликован в 1946 году). Как по инженерной мысли, так и по стилю написания произведение остается актуальным до сих пор. Романы «Арктический мост» и «Мол Северный» подчеркивают дилемму, стоящую перед человечеством. Или угроза всеобщего уничтожения, или разрядка международной напряженности, мирное сосуществование и сотрудничество разных социальных систем. Произведения Казанцева рассказывают о строительстве подводного плавающего туннеля между берегами СССР и Америки. Это не только нить, соединяющая два континента. Это попытка показать единство интересов народов разных стран в решении глобальных проектов, улучшающих нашу планету. Позже выходят еще два романа этой трилогии. В 1952 году издается «Мол Северный» (переработан в 1956 году в роман «Полярная мечта», а в 1970 году — в роман «Подводное солнце»), а в 1964 году — роман «Льды возвращаются».В последней книге «Льды возвращаются» предсказано не только множество изобретений и открытий, но и международный терроризм. К сожалению, практически незамеченными остались блестящие полярные новеллы, написанные Казанцевым после путешествия по Северному морскому пути. На ледоколе «Георгий Седов» вместе с выдающимся исследователем Арктики, Эрнестом Теодоровичем Кренкелем, он совершил отнюдь не туристическое путешествие. Полярные новеллы повествуют о жизни людей в Арктике, передают дух Арктики и людей, поменявших теплые квартиры на ледяную пустыню. Есть в них и романтика, и правда жизни.

Роман «Внуки Марса» (1959, другое название — «Планета бурь» ), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году под названием «Планета бурь».

В космической одиссее, в которой впервые в истории кинофантастики герои отправились осваивать Венеру, снимались Владимир Емельянов, Геннадий Вернов, Юрий Саранцев, Кюнна Игнатова, Георгий Тейх и др. Для Георгия Жженова «Планета бурь» стала дебютом в кино после возвращения из лагерей.

Научно-фантастический фильм, созданный при скромных технических возможностях, поражал отменным визуальным рядом - уровень изображения мира другой планеты превосходил голливудские фильмы того времени. «Планета бурь» стала хитом сезона. Фильм был закуплен 28 странами, огромный успех «Планета бурь» имела в США. Стэнли Кубрик и Джордж Лукас признавались, что без этого фильма не было бы ни «Космической одиссеи», ни «Звездных войн». «Планета бурь» входит в учебную программу американских киношкол - как демонстрация операторского мастерства, возможности без огромных финансовых затрат создать шедевр.


Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита. В них он высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблем инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства атомного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела. Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, писал статьи и эссе. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии.

Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х. В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980).

«Купол надежды » - роман, написанный под впечатлением работ академика Несмеянова.

Увидев самое начало работ по созданию искусственной пищи, в новой книге Казанцев развивает почти утопическую идею о том, как накормить человечество, никого не убивая. « "Купол надежды" посвящен одной из самых насущных задач, стоящих перед человечеством в канун XXI столетия, — обеспечению в достатке продовольствием растущего населения Земли. Она раскрывается через острый и увлекательный сюжет. Перед читателем проходит галерея образов — от благородных и сильных духом ученых, одержимых стремлением досыта накормить человечество, до коварных агентов капиталистических монополий, готовых на любые подлости, чтобы не лишиться хотя бы толики своих прибылей. Повествование переносит нас из исследовательских лабораторий в аудитории международных конференций, с континента на континент, с Земли в космос и наконец, в подледный мир Антарктики. При всем том главной пружиной, двигающей сюжет произведения, остается научная и публицистическая идея автора, убеждающего читателя в том, что человечество может жить в грядущем без пищевого, демографического и энергетического кризисов, сохранив чистоту среды обитания. Владея секретами художественного творчества, Александр Казанцев во всех своих книгах остается прежде всего изобретателем, инженером, популяризатором науки, публицистом. Но особенно это относится к «Куполу Надежды» »(Георгий Шахназаров)

Невозможно рассказать обо всех работах писателя. Но не остановиться чуть подробнее на фундаментальном произведении «Фаэты » нельзя. Прежде всего, поражает размах. Время действия - десятки тысячелетий. Место действия - Солнечная система. Загадочная, погибшая по преступной неосторожности планета Фаэтон. И, десятки, сотни гипотез. Термоядерный взрыв океана... Предотвращение падения Луны на Землю... Возникновение человечества... И любовь. Неудивительно, что произведение, как теперь модно выражаться, стало культовым. Но главное в нем даже не предостережения, которых и без него хватает, а художественная цельность и реалистичность.

В 1981 году Казанцев публикует автобиографию — весьма характерный документ, по которому вполне можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита». В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева.

В 1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма («Острее шпаги », 1984) и о Сирано де Бержераке («Клокочущая пустота », 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетерского» исторического романа.

Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие» (переизданы в 1997 году), дилогия «Иномиры» (1997). Как человек многосторонний, он не останавливается на достигнутом.

Одним из самых смелых его ходов стало написание историко-фантастической дилогии «Звезда Нострадамуса » (2000). Первая книга дилогии называется «Озарение Нострадамуса», вторая – «Ступени Нострадамуса». Это произведение повествует о реальных событиях и мистических предсказаниях. Таинственное и повседневное переплетено в книге столь же неразрывно и причудливо, как и в жизни. Писатель пытается приоткрыть завесу над многими тайнами нашего века: погиб ли Гагарин так, как об этом сообщалось официально, или же ему была уготована иная, не менее трагическая участь, у кого, где и когда получал вождь большевиков немецкие деньги на русскую революцию, что послужило движущей силой августовского путча 1991 года... Однако не только современность, но и далекие от нас страницы истории вызывают живейший интерес автора. Роман-путешествие ведет читателя через века и страны, по-новому открывая перед ним, казалось бы, хорошо знакомые исторические события и героев. Екатерина Медичи, Маркиз де Сад, Людовик XVI , Наполеон и Жозефина, кайзер Вильгельм, Инесса Арманд, Надежда Крупская, Ленин, Гитлер... Писатель общается с ними, словно со своими давними знакомыми, готовыми открыть ему любые секреты. Читатель оказывается то в замке, вокруг которого бушует чума, то в Бастилии, то в бедной квартирке на берегу Женевского озера. И узнает такое... Но не будем предварять удовольствие, сопутствующее интересному чтению, дадим читателям возможность самим совершить немало открытий.

Углубляясь в историю, писатель не перестает фонтанировать идеями. Начиная от идеи создания «Космопоиска» до идей новых книг. Считая, что посещения нашей планеты представителями других цивилизаций слишком часты для длительных межзвездных перелетов, он решает применить для объяснения другую гипотезу. Опираясь на теорию одиннадцатимерности пространства, Александр Петрович пишет свою новую книгу – «Альсино». Согласно его гипотезе, на нашей планете существует три мира с разным течением времени. Вслед за «Альсино» выходит продолжение – «Иномиры». «Альсино» - это взгляд на наш мир со стороны представителя более развитой, а стало быть, и более гуманной цивилизации. Книга вышла брошюрой, сразу же став библиографической редкостью.

В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст », написанный в соавторстве с сыном Никитой Казанцевым. Казанцев рассказывает о том, что было, иногда - день за днем, иногда - возвращаясь назад, иногда - додумывая то, что могло происходить. Но не с ним.

Поражает разносторонность интересов Александра Петровича. Он мог бы преуспеть в самых различных областях - от музыки до протезирования сердца, от инженерии до истории. Мало кто знает, что писатель на протяжении всей своей творческой жизни писал прекрасные стихи. Войдя в большую литературу, Александр Казанцев остался увлеченным инженером. Он член общества изобретателей, выдающийся шахматный композитор - международный мастер. Он считал, что «…шахматы воспитывают характер, волю, способность не теряться в трудной ситуации, находить нужный путь. Это вообще уникальное средство развития способностей человека, синтез искусства, науки и спорта». С 1926 года он опубликовал 70 этюдов, многие из которых отмечены на конкурсах (8 первых призов). Участник 5 личных чемпионатов СССР. С 1956 года — международный арбитр по шахматной композиции, с 1975 года — международный мастер. С 1951 по 1965 год был председателем комиссии по шахматной композиции Шахматной федерации СССР. В книге «Дар Каиссы» соединены фантастические рассказы и шахматные этюды автора.


Творчество Александра Казанцева может быть поставлено рядом с творчеством такого гиганта в области научной фантастики, как Иван Ефремов. Основные достоинства литературно-фантастического метода Александра Казанцева - это в первую очередь яркость и масштабность изображения социально-политических конфликтов, дух романтики, который не оставляет равнодушным ни одно человеческое сердце. Именно в этом следует искать причины популярности его книг. Он предвосхитил космический век своей фантазией, опиравшейся на научное предвидение, словно предсказывая пору великих космических свершений. Александру Казанцеву, как одному из основоположников жанра научной фантастики в нашей стране, пришлось доказывать, что новые проблемы, встающие перед человечеством, являются в первую очередь отражением человеческих радостей и страданий, идей и образов. На его романах выросли поколения людей, он приближал Победу в 45-м своим героизмом и научным творчеством, ввел в наш язык слова «вертолет», «инопланетяне»...

Он – лауреат пяти литературных премий, в том числе Международной премии по фантастике (1976), премии «Аэлита» по научной фантастике (1981), премии журнала «Молодая гвардия» за лучшее произведение года (1983).

Его произведения изданы общим тиражом более 4,4 миллиона экземпляров. И переведены они более чем на два десятка языков мира. На вопрос, чем он больше всего гордится в жизни, писатель ответил так: « Пожалуй, на первое место я все же поставил бы ту свою танкетку. Я точно знаю, что мои электрические камикадзе помогли прорыву Ленинградской блокады. Сейчас их можно увидеть в Музее боевой славы на Поклонной горе. А рядом с танкеткой — золотая медаль Олимпийских игр 60-го года. Я стал тогда чемпионом по шахматному этюду. У меня девять международных литературных премий. Конечно, я могу гордиться своими 28 романами. Мне часто говорят, что они помогли воспитать не одно поколение молодежи. И все же мировую известность мне принес Тунгусский метеорит».

Секрет долголетия от Казанцева: «…в своей жизни я не выкурил ни одной сигареты и не выпил ни одной рюмки водки. Может быть, это играет не решающую роль, но значительную. Я всегда был очень подвижен, занимался легкой атлетикой, борьбой. Кроме того, всю жизнь, до 95 лет каждый день принимал холодный душ… » «…корни у меня — сибирские. Один дед — шляхтич, гусарский полковник, сосланный в Сибирь за восстание 1863 года. Другой — сибирский купец, миллионер, заводчик. Отец тоже был купцом первой гильдии, а мать — учительница музыки. Я был трижды женат. С последней женой прожил счастливо 55 лет. У меня четверо детей, семнадцать внуков и правнуков...» Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года в возрасте 96 лет на своей даче в Переделкино. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

А Вы читали книги Александра Казанцева?

Казанцев Александр Петрович - конструктор-изобретатель, писатель-фантаст, музыкант, шахматист.

В 1930 году окончил . В фантастике дебютировал в 1936 году. Участник Великой Отечественной войны.

В студенческие годы А. П. Казанцев поражал однокурсников и профессоров феноменальными математическими способностями. Полученные им в институте крепкие знания и хорошая подготовка позволили быстро пройти путь от рядового механика до главного механика Министерства черной металлургии, заняться научной работой и занять пост директора НИИ. Мало кто знает об изобретении А. П. Казанцева – создании во время ВОВ сухопутной торпеды или, так называемой, танкетки. Танкетку-камикадзе начиняли взрывчаткой и направляли к вражеским позициям прямо из окопа. Такие торпеды взрывали доты при прорыве Ленинградской блокады. То, что не под силу было авиации, артиллерии, пехоте, сделали когда-то задуманные Казанцевым и осуществленные вместе с профессором А. Г. Иосифьяном танкетки.

Одним из первых в СССР начал разрабатывать тему пребывания представителей внеземных цивилизаций на Земле, автор гипотезы о том, что Тунгусский метеорит - космический корабль (об этом книга "Гость из Космоса", 1958).

Незадолго до появления первого отечественного лунохода Александр Петрович Казанцев предсказал его появление в своей повести «Лунная дорога».

Связь с Томском, городом своей юности, поддерживал до конца дней. Был большим романтиком и оптимистом.

В 1952 году писал: "...уже сейчас мы с вами дышим весенним воздухом, весенним воздухом коммунизма. Под грохот начавшихся великих строек, преобразующих природу, под песни миллионов людей, жаждущих мира и счастья, идет самая замечательная весна человечества, весна коммунизма" (эпилог романа "Мол "Северный").

Книги

  • "Пылающий остров" (1941),
  • "Мол "Северный" (1952),
  • "Сильнее времени" (1973),
  • "Фаэты" (1971-73),
  • "Клокочущая пустота" (1984),
  • "Острее шпаги" (1983) и др.

Многие из которых переведены на иностранные языки.

Его интересы были необыкновенно разносторонними: получив в юности музыкальное образование, он был автором фортепьянного концерта, баллады "Рыбачка". Был мастером спорта по шахматам, судьей всесоюзной категории по шахматным композициям и международным арбитром. Более 30 лет состоял членом редколлегии журнала "Изобретатель и рационализатор".

Награжден орденами Отечественной войны, Красной звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, орденом «Знак Почёта», медалями.

PKZ (Przedsiębiorstwo Państwowe Pracownie Konserwacji Zabytków (PPPKZ), «Государственное предприятие Мастерские по реставрации памятников старины»), польское государственное научно-реставрационное предприятие. Основано в 1950 в Варшаве по инициативе известного польского реставратора, профессора Яна Захватовича (1900–1983) для восполнения утрат, нанесённых польской культуре во Второй мировой войне. На основе исторических исследований PKZ осуществляло подготовку научно-реставрационной документации, проводило консервационные, реставрационные и строительные работы по сохранению археологических памятников. Участвовало в подготовке научно-реставрационных кадров, сохранении традиционных технологий, занималось восстановлением и реставрацией большого количества памятников архитектуры, искусства и культуры в Польше и странах мира.

В 1995 в результате приватизационных преобразований на основе краковского отделения предприятия возникла реставрационно-строительная фирма «Pracownie Konserwacji Zabytków „Arkona“ Sp. Z.o.o.» (ООО Мастерские по реставрации памятников старины «Arkona»). Будучи обществом с ограниченной ответственностью, к 1999 предприятие оказалось в состоянии банкротства, началась работа ликвидационной комиссии. В 2002 оно было преобразовано в акционерное общество Polskie Pracownie Konserwacji Zabytków Spółka Akcyjna (PPKZ S. A.), которое ныне является правопреемником PKZ. Имеет отделения в Варшаве, Гданьске, Белостоке, Люблине. В 2003 фирма получила лицензию Министерства культуры РФ на право проведения реставрационных работ.

В нашей стране PKZ известно своей работой по реставрации сооружений садово-паркового ансамбля «Петергоф» (1987–1996 и 2000), Царского Села (1993–1996, 2005–2008) и др.

Работа в Царицыне.
В 1986 Министерство культуры СССР выбрало фирму PKZ для осуществления реставрационных работ в царицынском архитектурном ансамбле. Договор был подписан с варшавским отделением «Мастерских по реставрации памятников старины» Бюро внешней торговли ПНР. Все реставрационные работы в Царицыне осуществлялись по проектам, разработанным архитекторами И. П. Рубен («Моспроект-2», мастерская № 13) и В. В. Ивановым («Моспроект-2», мастерская № 2).

В 1987–1991 и в июне 1994–августе 1995 предприятие проводило ремонтно-восстановительные работы в Среднем дворце. От музея «Царицыно» (в то время - Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР) выполнение проектов контролировал главный архитектор отдела капитального строительства музея А. А. Галашевич. С польской стороны работы возглавляли инженеры-реставраторы и архитекторы К. Бадовский, В. Галензовский, М. Шалкевич, М. Дудек, В. Гринкевич и др. Польская сторона являлась также проектировщиком технических элементов конструкции: вентиляции, отопления и т.п. В 1988–1989 фирмой PKZ был заложен ряд шурфов у Оперного дома для исследования состояния памятника.

После расчистки здания от обломков и почвы были изготовлены стальная конструкция крыши и деревянная обрешётка, крыша покрыта медными листами. Были реконструированы своды с применением сплошного керамического кирпича, две каменные лестницы, сделана заново одна лестница из стали. Также осуществлена реставрация фасадов здания (с восполнением недостающих деталей декора) и интерьеров, оштукатурены стены с применением гидрофобного покрытия, на сводах и чердаке уложена термоизоляция. Были реконструированы печи, уложен пол из мраморных и керамических плит, дубовый паркет с воспроизведением узора XVIII в. Снаружи был сооружён каменный пандус и лестницы в здание.

Аналогичные работы должны были начаться в 1987 и в Кухонном корпусе, однако в апреле 1987 сильный пожар полностью уничтожил кровлю и повредил стены и своды сооружения. После подписания дополнения к контракту в 1989 PKZ обязалась провести все основные работы в 1990–1992 при условии, что советская сторона ликвидирует последствия пожара и подготовит сооружение к реставрации.

В 1989 фирма PKZ провела исследования у Хлебного дома с заложением шурфов. Реставрация осуществлялась в 1989–1992 и в 1994–1996. С польской стороны работами руководили инженеры-реставраторы и архитекторы К. Якубовски, Ю. Вычулковский, Л. Каспшак, С. Петрайтис, М. Куковска.

Были проведены работы по усилению и восстановлению строительных конструкций - балок перекрытия, металлических конструкций сводов в помещениях, фундаментов. Работы по стенам сооружения включали ликвидацию грибка и солей, ремонт оконных блоков, штукатурные и плиточные работы. Были созданы керамзито-бетонные покрытия полов, уложена плитка. Кирпичная кладка фасадов, их белокаменный декор и карнизы также очищены и восполнены. На крыше восстановлен парапет из кирпича и белокаменных деталей. Сотрудники фирмы провели работы по созданию системы вентиляции.

В 1987–1992 отреставрирована Галерея ограда с воротами (очищены сохранившиеся детали сооружения и восполнены утраченные части белокаменного декора и кирпичной кладки), а в 1987–1992 - Фигурного моста (восполнен белокаменный декор и кирпичная кладка, восстановлены утраты парапета). В 1988–1994 периодически производились поверхностные консервационные работы по стенам северного, западного и южного фасадов Большого дворца.

В апреле 1994 был подписан новый контракт, по которому фирма PKZ завершала ремонтно-восстановительные работы по Оперному дому, Малому дворцу, Кавалерскому Первому корпусу, а по контракту от ноября 1994 обязывалась завершить работы по Кухонному корпусу, выполнить восстановление Оранжерейного моста и Кавалерского Третьего корпуса. К работам на последних трёх объектах польская сторона приступила в январе 1995.

В 1992–1996 фирма проводила работы по восстановлению Малого дворца. Проект реставрации первоначально осуществлялся силами отечественных реставраторов. С польской стороны выполнение работ контролировали инженеры-реставраторы К. Бадовский, М. Шалкевич, Е. Вычулковски, К. Адамчик. Был осуществлён монтаж металлических конструкций под кровельное перекрытие, смонтирована медная кровля. Фирма произвела очистку фасадов и их гидроизоляцию. Из железобетона были созданы конструкции перекрытия сводов, основания для винтовых металлических лестниц, наружных крылец и пандусов. Были смонтированы деревянные конструкции интерьеров, пол и техническое подполье. Осуществлены технические работы по созданию вентиляции, отопления и т.п.

В Первом Кавалерском корпусе в 1995 фирма завершила начатые в 1992 восстановительные работы. После удаления двух надстроенных этажей и штукатурки, закрывавшей кирпичную кладку стен, здание приобрело первоначальный вид. Были восстановлены белокаменные декор фасада, фронтоны и ажурный парапет здания, осуществлены внутренние инженерно-технические работы. В Третьем Кавалерском корпусе были отреставрированы внутренние конструкции, восполнены своды, смонтирован пол, также были произведены раскопки и изучение каменных конструкций бельведера. Кирпичная кладка и белокаменный декор подверглись чистке и восполнению, восстановлен цоколь здания.

На Оранжерейном мосту были произведены подготовительные работы, укрепление фундаментов, некоторые строительно-реставрационные и каменотёсные работы.

В разные годы наряду с PKZ различные ремонтно-восстановительные и реставрационные работы на указанных объектах осуществляли и некоторые другие отечественные организации.

С 1996 финансирование реставрации в Царицыне было приостановлено, образовалась финансовая задолженность российской стороны перед PKZ. Работы были прекращены. В 1997 фирма подала официальный запрос о расторжении контрактов из-за отсутствия финансирования. В 1999 контракты от 1994 с фирмой PKZ были расторгнуты.

П. Б. Ермолов

  • Ленинский краеведческий музей садово-огородного района
  • Ленинский краеведческий музей садово-огородного района

    Ленинский краеведческий музей садово-огородного района (до 1930 ‒ Царицынский историко-художественный и краеведческий музей), первый государственный музей в Царицыно. С 1926 ‒ в ведении Музейного подотдела Московского отдела народного образования (МОНО) Главнауки Наркомпроса. Согласно штатному расписанию музея на 1925‒1926 в музее числилось два человека - комендант и сторож. Официально открыт 21 июля 1927 по инициативе В. В. Казанцева, который был его первым заведующим. Первоначально располагался в трёх комнатах Третьего Кавалерского корпуса (см. ст. Давидова дача), в которой после 1917 находился «Большевистский клуб». Состоял из двух отделов: историко-художественного и краеведческого (отдел краеведения открыт 5 августа 1928). До 1929 функционировал в летнее время, т.к. из-за отсутствия отопления и двойных рам в окнах, температура в помещениях зимой не превышала +5º. В 1920-х гг. комплектование музея происходило из разных источников. Так, из музея-усадьбы Дубровицы были переданы мебель, бронза, люстры, всего ‒ 68 предметов. Также пополнения шли через музейный фонд МОНО (мебель, фарфор, ковры времени императрицы Екатерины II, портреты владельцев усадьбы Чёрная Грязь князя В. В. Голицына, Д. К. Кантемира и др.). Одним из первых мероприятий В. В. Казанцева в качестве заведующего музеем стала организация реставрационных работ в царицынском парке. В 1927‒1929 архитектором Н. А. Пустахановым были отреставрированы павильоны Миловида, Нерастанкино и Храм Цереры. В 1929 В. В. Казанцев издал небольшой путеводитель по музею с планом Царицынского парка («Царицыно. Краткие исторические сведения об усадьбе. М., 1929). В планах заведующего были также возобновление раскопок курганов, организация экспедиций и командировок. Однако в связи с начавшимся в конце 1920-х гг. гонением на усадьбоведение и историческое краеведение, В. В. Казанцев был обвинён в «приверженности к старой буржуазной исторической школе и непригодности к работе в новых условиях», снят с должности, но оставлен в музее рядовым сотрудником (до 1933). Заведующим музеем в 1929 был назначен К. С. Тихомиров (до 1931), заведовавший этого Красной школой. Им был инициирован ремонт помещений музея: проведено центральное отопление, вставлены в окна вторые рамы, в результате чего число музейных помещений увеличилось до шести (к середине 1930-х общая экспозиционная площадь составляла 240 м2, на которой выставлялось свыше 2 тыс. предметов) и он стал функционировать и зимой. Последним заведующим музея был З. Э. Кокошкинский (в 1931‒1937).

    Первая экспозиция музея была открыта в ноябре 1927 к 10-летию Октябрьской революции 1917. Согласно музейным отчётам, ежегодно музей в Царицыне посещали около 23 тыс. человек, для школьников организовывалось свыше 150 экскурсий. Из 6 комнат 4 были посвящены истории усадьбы Царицыно XVII–XIX вв. (500 предметов) и 2 ‒ сельскому хозяйству Ленинского района (1700 предметов). После проведения Первого Всероссийского музейного съезда (1930) главный акцент в экспозиции музея стал смещаться в сторону агитационно-массовой и пропагандистской работы. В начале 1930-х гг. в музее экспонировались преимущественно предметы, отражающие «экономику, быт и историю Ленинского садово-огородного района, главного поставщика для Москвы ягод и овощей». Были проведены выставки «Весенняя посевная кампания», «День урожая» и другие. В 1936 научным сотрудником музея Г. С. Стояновым был издан второй путеводитель по музею, в котором кратко излагалась история местности, начиная с X‒XII в. и времени вятичей. Издание было обильно снабжено иллюстрациями художника Д. Г. Соболева (Царицыно. Путеводитель по художественно-историческим усадебным памятникам Ленино-Дачное, бывшее Царицыно. М., 1936). Однако это не отсрочило закрытие музея. Историко-художественные экспонаты стали передаваться в другие хранилища: в 1931‒1937 в Калужский государственный музей (ныне - Калужский областной краеведческий музей) были переданы часть мебели и предметы декоративно-прикладного искусства, Московский областной краеведческий музей в г. Истра принял люстры, канделябры, скульптуру, живопись и портреты (всего около 200 предметов). Подлинные экспонаты постепенно вытеснялись графиками, фотографиями и муляжами. Таким образом, к 1937 музей практически полностью потерял свою историко-художественную значимость и интерес у местной публики.

    Глазунов Илья Сергеевич (1930 - 2017), живописец, график; инициатор создания и в 1981‒1985 первый директор Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (см. ст. ГМЗ «Царицыно»). Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1957). Член Союза художников СССР (1967). Один из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК,1965). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), Народный художник СССР (1980), действительный член Российской Академии художеств (2000). Лауреат Государственной премии РФ (1997). Создатель и пожизненный ректор (с 1987) Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества. Автор картин, коллажей и рисунков на исторические темы, цикла работ к произведениям русских писателей, книжных иллюстраций, портретов выдающихся деятелей культуры и искусства, политиков и монархов. Написал ряд книг и статей о культуре и искусстве («Дорога к тебе» 1965‒1966, «Россия распятая» Ч.1‒2. 2000‒2008 и др.). В 1978‒1987 преподавал в МГХИ им. В. И. Сурикова (мастерская портрета). Руководитель проекта по воссозданию интерьеров Большого Кремлёвского Дворца (1996–1999) и ряда других проектов.

    После создания Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, И. С. Глазунов инициировал в 1984 передачу музею дворцового ансамбля Царицыно и начало реставрационно-восстановительных работ. Организовывал структуру и штаты музея, комплектовал фонды в соответствии со своими идеями презентации народной культуры национальных республик СССР. Оставил должность директора в связи с началом деятельности по созданию Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества.

    Награждён орденами: Трудового Красного Знамени (1985), За заслуги перед Отечеством 1-й степени (2010), рядом иностранных наград, золотой медалью ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру (2000). Почётный член Мадридской королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1979) и Барселонской академии изящных искусств Сан-Хорхе (1980).

    В 1999 по решению московского правительства в Москве была создана государственная картинная галерея Ильи Глазунова.

    Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Лит.: Новиков В. С. Илья Глазунов. Л., 1992.

    Исполняющий обязанности заведующего кафедрой операционного менеджмента

    Профессор кафедры операционного менеджмента

    ОБРАЗОВАНИЕ И УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ

    • Доктор экономических наук, Ленинградский инженерно-экономический институт (ЛИЭИ), 1982.
    • Кандидат экономических наук, ЛИЭИ, 1970.
    • Аспирантура, Машиностроительный факультет ЛИЭИ, 1966-1970.
    • Диплом специалиста, специальность «Экономика и организация машиностроительной промышленности», Машиностроительный факультет ЛИЭИ, 1963.

    НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

    • Операционный и производственный менеджмент
    • Инновационный менеджмент
    • Компьютерные деловые игры

    ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (ОБЩЕЕ ЧИСЛО - БОЛЕЕ 160)

    Монографии, учебники и учебные пособия

    • Управление операциями: Учебник. Под общ. Ред. А.К.Казанцева,.-М.: ИНФРА-М, 2013. -478 с. _ (Высшее образование:Бакалавриат) (соавт. с В.В.Кобзевым, В.М.Макаровым)
    • NBIC-технологии: инновационная цивилизация ХХ1 века. Под ред. А.К.Казанцева и Д.А.Рубвальтера. М.:ИНФРА-М,2012, (Научная мысль), (соавт. с Киселевым В.Н., Рубвальтером Д.Ф., Руденским О.В)
    • Информационные технологии в управлении, производстве, жизнедеятельности (cоавт.Андреева М.А. Колмаков В.В. Крюков Д.Н.) Тюмень.: Ист Консалтинг, 2010
    • Организация производства на предприятиях машиностроения» Под ред. Проф. В.А.Козловского, проф. В.В. Кобзева. (Экономика и управление на предприятии) , СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. (соавт. с Кобзевым В.В., Козловским В.А., Макаровым В.М., Кузиным Б.И.)
    • Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / Под ред. А.К.Казанцева, Д.А.Рубвальтера. М.: ИНФРА-М, 2009.(соавт. с РубвальтеромД.А., Голиченко О.Г., Чаусоой Л.С.,и др.)
    • Информационно-технологические ресурсы российской экономики / Под ред. А. К. Казанцева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. (соавт. с Серовой Л.С., Серовой Е.Г)
    • Научно-инновационный комплекс высшей школы России.Стат. сборник. / Под ред. А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели/ М.: Наука.2005(соавт. Л.Э.Миндели, И.Е.Зиновьева)
    • Основы инновационного менеджмента: теория и практика / Под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: Экономика, 2004. (в соавт. с Миндели Л.Э., Серовой Л.С., Минько И.С. и др.)
    • Основы производственного менеджмента: М.: ИНФРА-М, 2002 (соавт. с Л.С.Серовой).
    • Основы менеджмента. Практикум. . М.: ИНФРА-М, 2002 (соавт. С Малюком В.И., Серовой Л.С.)
    • Общий менеджмент / Под ред. А.К.Казанцева. М.: ИНФРА-М, 2001.
    • Комплексный анализ эффективности работы НИИ и КБ. Л.: Машиностроение, 1983.
    • Экономический анализ в управлении исследованиями и разработками. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.

    Статьи в научных журналах

    • Asset approach to IT cost management in industrial companies / with M. Andreeva / Perspective of Innovations, Economics and Business. Burgas, Bulgaria , 2009, т. 3, № 3.ISSN 1804-1519
    • Indicators of innovative economy: analysis of the situation and measurement. / with , I. Nikitina I. / Proceedings of the 5 International Conference on ADVANCES IN PRODUCTION ENGINEERING WARSAW, 2010. (ISBN 978-83-7204-903-2)
    • Management of basic research: The analysis of the international practice // Economy & Business. Vol. 2, Part I (with I.A.Nikitina).
    • Имитационное моделирование управления организацией: опыт разработки деловых компьютерных игр // Вестник C.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2006. Вып. 4. С. 186-206 (соавт. с Л.С.Серовой).

    Статьи в профессиональных журналах

    • Подготовка молодых научных кадров для национальной инновационной экономики: анализ ситуации и перспективы развития / А.К. Казанцев, И.А.Никитина// Ж-л «Современные наукоемкие технологии», №1, 2010, ISSN 1812-7320
    • Инновационные ресурсы высшей школы России // Инновации. 2006. № 7. С.38-48 (соавт. с С.А.Фирсовой).
    • Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий // Инновации. 2006. № 2 (соавт. с Д.А.Мешкис). С.68-80

    Учебные кейсы

    • Baltyisky Zavod JSC Information Strategy (Case) The European Case Clearing House (ECCH). - 2012. - 612-051-1 / L.S. Serova
    • Baltyisky Zavod JSC Information Strategy (Teaching Note) The European Case Clearing House (ECCH). - 2012. - 612-051/ L.S. Serova
    • ИТ-стратегия ОАО «Балтийский завод» // Стратегическое управление российскими компаниями: Сб. учебных кейсов / Под ред. И.В. Гладких, В.С. Катькало, С.П. Куща. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2004 (соавт. с Л.С.Серовой и Е.Е. Миневич).

    ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СТАЖИРОВКИ

    • Институт исследования систем и инноваций (ISI) (г. Карлсруе, Германия), 2008.
    • Центр технологических инноваций (VTT), Хельсинки (Финляндия), 2007.
    • Варшавский политехнический университет (Польша), 1996, 1998, 2000, 2002
    • Лаппеенрантский технологический университет (Финляндия), 1976.
    • Высшая школа техники и экономики г. Ройтлингена (Германия), 1991.
    • Высшая школа техники и экономики (г. Берлин, ГДР), 1968-1969.

    НАГРАДЫ И ГРАНТЫ

    • Заслуженный деятель науки Российской Федерации, 2002.
    • Правительственные награды - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», медали «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; «60 лет победы в Великой отечественной войне 1941-1945гг.»; «В честь 60-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»; «В ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга», знак «Жителю блокадного Ленинграда».
    • Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации, 2000.
    • Почетный профессор Варшавского политехнического университета, 2002.
    • Научные гранты по федеральным программам и программам Минобрнауки РФ (всего за период 2002-2012 гг. 17 конкурсных проектов), научные проекты по программе «Тасис» .
    • Благодарность за высокие достижения в области подготовки научно-педагогических и управленческих кадров и в связи с 20-летием ВШМ СПбГУ

    ДРУГАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    • Член Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники, 2002-2004.
    • Член редколлегии журнала «Вестник «С.-Петерб.ун-та. Сер. Менеджмент, 2002-2009.
    • Член редакционной коллегии журнала «Организатор производства», 1993 -
    • Член Совета по защите докторских диссертаций при СПбГУ (ВШМ), 2002-.
    • Действительный член Международной академии теории и практики организации производства, 1995-
    • Заведующий сектором организационно-экономических проблем управления инновационной деятельностью Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) Минобрнауки РФ, 1999-.
    • Член Ученого совета Института проблем развития науки РАН, 2008-.
    • Член Ученого совета Центра исследований и статистики науки Минобрнауки РФ, 2006-.2013
    • Член научного комитета «International Conference on Advances in Production Engeneering -APE». Warsaw, 2000-
    • Член Международного редакционно-консультативного совета научного журнала «Основы менеджмента» («Foundations of Management s » - FoM) Варшавского политехнического университета, Польша,
    • Член профессиональной ассоциации European Decision Science Institute (EDSI), International Organization for Management of Technology, 2011-.