Дворец алексея михайловича в коломенском кратко. Коломенский дворец (57 фото)

Бывшая царская резиденция Коломенское располагается вдоль правого берега Москвы-реки между станциями метро «Коломенская» и «Каширская». Это самая известная достопримечательность Москвы, находящаяся за пределами её центра. Село Коломенское было основано жителями города Коломна, бежавшими от хана Батыя. Во времена правления царя Алексея Михайловича Коломенское стало царской резиденцией. В 1660 году здесь был построен деревянный дворец. Бывавшие во дворце иностранцы неустанно восхищались его богатым убранством. Современники называли Коломенский дворец «Восьмым чудом света». Несмотря на то, что изначально дворец планировался только как летняя резиденция, он стал любимым имением не только царя Алексея Михайловича, но и его преемников. Будущая императрица Елизавета Петровна родилась в Коломенском в 1709 году. Царь Пётр I провёл в имении часть своей юности.
Дворец просуществовал до прихода к власти императрицы Екатерины II, которая приказала его разобрать. Современный деревянный дворец в Коломенском является макетом, построенным по оригинальным чертежам.
Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Гравюра.
Во время своего правления царь Алексей Михайлович снёс все деревянные постройки в Коломенском и возвёл на их месте новый деревянный дворец, который прославился своими диковинными, будто сказочными кровлями. Дворец был выдающимся образцом русского деревянного зодчества и поражал своей красотой всех, кто его видел. Дворец, состоявший из около 250 комнат и лабиринта из коридоров, был украшен резьбой по дереву и различными декоративными элементами, такими, как шатровая кровля и другие надстройки на крыше необычных форм, флюгеры и позолоченные фигурки двуглавых орлов.
После переноса столицы в Санкт-Петербург деревянный дворец пришел в упадок, и Екатерина II отказалась сделать его своей московской резиденцией. Императрица предприняла попытку отреставрировать дворец и приказала составить смету, однако, впоследствии она передумала.
В 1768 году деревянный терем был разобран по указу императрицы Екатерины II, а вместо него был построен более современный каменный дворец.
Построенный Екатериной дворец, в свою очередь, был разрушен в 1872 году.
К счастью, оригинальные чертежи, по которым строился деревянный дворец Алексея Михайловича, сохранились, и в 2010 году правительство Москвы смогло построить реплику дворца в натуральную величину.
Современная реплика располагается приблизительно в километре к югу от того места, где стоял деревянный дворец Алексея Михайловича, возле каменной церкви 16 века. Воссозданный дворец построен из бетона и облицован деревянными брёвнами.
Кроме макета дворца Алексея Михайловича, на территории музея-заповедника Коломенское также можно увидеть множество старых деревянных построек, привезённых из разных уголков бывшего СССР.





Коломенское - древнейшее село в Подмосковье. Ранее это место являлось вотчинным владением российских царей, которое разместило в себе великокняжеские и царские резиденции. Наиболее посещаемым из них является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во время своего царствования он проводил неоднократно работы по перестройке и расширению коломенской резиденции.

Царь Алексей с трепетом относился к Коломенскому и часто проводил во дворце время. Как большой любитель охоты, находясь в загородном имении, он ездил на соколиную охоту. Царская резиденция также была излюбленным местом для проведения официальных мероприятий и приемов. Масштабное строительство царской обители в Коломенском было начато в 1660 году. В начале мая 1667 г. было заложено основание нового здания. Торжественное мероприятие сопровождалось молитвами.

История возведения

Деревянный дворец возводился по эскизам и чертежам командой плотников, которыми руководил голова стрелецкий Иван Михайлов и староста Семен Петров. В зимне-весенний период 1667-1668 гг. во дворце выполнялись работы по резьбе и обивка дверей. После этого здание было подготовлено для росписи, и уже летом 1669 года была закончена роспись живописью и зарисовка икон. После окончания работ кузнецами, железных дел мастерами и замочниками летом 1670 года Алексей Михайлович, осмотрев свое владение, посчитал нужным украсить здание живописными изображениями, которые выполняли почти на протяжении 2 лет, в далеких 1670-1671 годах.

Окончание строительства

На протяжении всего периода строительства царь Алексий Михайлович очень часто бывал в своей резиденции в Коломенском, вникал в вопросы строительства, тщательно следил за проведением ремонтных работ. Осенью 1673 года дворец Алексея Михайловича в Коломенском был достроен. Почти сразу же его освятил патриарх Питирим. На торжественной церемонии освящения иеромонах Симеон Полоцкий произнес речь в честь царя Алексея Михайловича, который так сильно любил Коломенское.

Дворец Алексея - это великолепное здание с асимметричной планировкой, со множеством различных по размеру клетей, которые были оформлены в соответствии с иерархическими традициями семейного устоя. Клети дворца были соединены между собою с помощью сеней и переходов. Дворец состоял из 26 теремов, различных по высоте - от 2 до 4 этажей, и около трехсот комнат, которые освещались несколькими тысячами небольших окон.

Жилой фонд

Жилые помещения в большинстве своем размещались на верхнем этаже здания. При строительстве помещения дворца были разделены на несколько территориальных зон: мужскую и женскую. В мужскую часть строений входили терема царя, его сыновей и парадные сени. А женская часть включала в себя покои царицы и царевен. Дворец царя Михайловича в Коломенском - одно из первых русских сооружений, практически полностью выполненных из дерева. Нарядные фасады и интерьеры дворца, созданные с применением принципа симметрии и украшенные разноцветными резными элементами и фигурными композициями, поражают своим великолепием и в настоящее время.

Судьба дворца при новом правителе

В конце XVII века великолепная резиденция была любимым местом развлечений для Алексия Михайловича и его семьи, а еще нередко использовалась для проведения дипломатических мероприятий. После возведения на престол царя Федора Алексеевича в 1676 - 1682 годах случились существенные перемены в селе Коломенское. Дворец царя Алексея был кардинально перестроен.

Столовая палата

Весной 1681 года плотником Семеном Дементьевым, крестьянином вельможи П. В. Шереметева, было начато построение шикарной Столовой палаты, которая была объединена с теремом правителя сенями. Столовая палата - большое, в парадном убранстве здание замка. Именно в ее стенах происходили важные дворцовые церемонии. По обыкновению, любой прием увенчивался приглашением к королевскому столу и обрядом подачи "государевой чаши". По окончании официальной части и завершении всех приготовлений следовал пир. Перед началом пиршества поставцы декорировали шелковыми тканями. Сени перед Столовой палатой состояли из 2 небольших строений, которые были соединены меж собой проходом в стене. Как раз из этого здания и обслуживали королевские пиры. На стойки-серванты ставили изысканные деликатесы, на другие поставцы - кувшины с различными напитками, в Хлебном дворе - душистую сдобу; в Кормовом дворе перед началом пира для гостей выносили кувшины с необычными напитками.

Парадные ворота

Торжественный вход или Красное крыльцо - основной вход в любую монаршую резиденцию. Дворец царя в Коломенском - не исключение. По правилам имеющегося этикета, ко входу имел возможность приехать верхом или же на повозке лишь царь. Тех, кто осмеливался не соблюсти установленное правило, наказывали. В Коломенском замке во время дипломатических собраний даже почитаемые зарубежные гости слезали с лошадей перед главными воротами. Процедура приема была весьма сложной и требовала особой пышности при встрече именитых почитаемых гостей. Навстречу посетителям всегда шел священнослужитель или боярин со стольником. Иностранных гостей или особо приближенных господ приветствовали не один раз - сначала на въезде около лестницы, затем на крыльце и последний раз у дверей палаты.

На всем пути двумя рядами стояли дворовые и служилые люди в роскошных одеждах и с парадным оружием, которые для приемов специально выдавали из царской казны. Государь всегда выходил к подданным через переднее крыльцо. Здесь же царь давал аудиенцию, выслушивал отчеты, принимал всевозможные подношения. Обязательной и важной частью государственного церемониала была торжественная раздача праздничных пирогов, которые выпекали специально для членов царской семьи в честь Дня ангела. Великолепная архитектура здания и убранство крыльца, в котором использовалась государственная символика, придавали ощущение торжественности. Парадный вход во дворец был осенен иконами Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи. После завершения строительства величественное здание с новыми постройками неоднократно было запечатлено на различных гравюрах и картинах. В период с 1682 по 1696 года Коломенское (дворец Алексия) посещали цари Петр и Иван, царевна Софья Алексеевна. Петр I со своей матушкой Натальей Кирилловной Нарышкиной проводил во дворце очень много времени и контролировал состояние здания. В период посещения имения императором было сооружено новое основание дворца. И в последующие годы императоры и императрицы боярского рода Романовых часто посещали Коломенское. Дворец в то время был наполнен жизнью.

Разрушение и разборка дворца

Несмотря на прилагаемые усилия по поддержанию зданий и сооружений дворца, на протяжении XVIII века убранство его старело, и постепенно дворец практически полностью разрушался. В XVIII веке, несмотря на все попытки сохранения, строения разрушались. В 1767 году Екатериной II был издан указ о разборке дворца, и на протяжении 3 лет, с 1767 по 1770 гг. велись демонтажные работы, в ходе которых был составлен подробный план нового строения. Он наряду с описями XVIII века и другими материалами воссоздавал полное представление о великолепном памятнике архитектуры XVII века. В 1990-е возникла идея построить заново Коломенский дворец, которая была одобрена и поддержана правительством Москвы.

Воссоздание царской резиденции

На работу по воссозданию царской резиденции были направлены лучшие специалисты. Более двухсот человек различных специальностей: и ткачи, и скульпторы, и художники, и столяры, и многие другие. В основном все ручные работы осуществлялись в мастерских Москвы. Но часть из них также выполнялась мастерами из других крупных городов России. Перед началом строительства были проведены археологические работы и изучены сохранившиеся фундаменты. В результате того, что за много лет на месте дворца возвышались вековые деревья, приняли решение перенести строительство. И местом для воссоздания дворца стала территория некогда существовавшей деревни Дьяковское. Современная постройка воссоздана в натуральную величину, которую имел дворец во времена Алексея Михайловича.

Дворец Алексея сегодня

Работы по воссозданию дворца велись по сохранившимся чертежам. Но при строительстве нового здания было выполнено множество изменений. Дворец построен не из дерева, а из железобетонных конструкций, покрытых бревнами. Также воссоздать первоначальное строение не удалось из-за изменения ориентации сторон света, которое было намерено нарушено в результате того, что макет здания был повернут в другую сторону. Что удалось воссоздать внутри дворца, так это старинные интерьеры и росписи времен правления Алексея Михайловича. Общая площадь всей застройки - более 5 тыс. кв. м., а площадь всех помещений - более 7 тыс. кв. м. В результате всех проведенных работ по реконструкции дворца были воссозданы дворцовые интерьеры эпохи Романовых. Огромное количество посетителей с удовольствием посещают дворец, чтобы окунуться во времена царствования императоров семьи Романовых, увидеть предметы интерьера, которые воссоздают образ эпохи и повествуют об устоях царской семьи. Сегодня резиденция представляет собой не только музей, но еще и дворец бракосочетания. В Коломенском можно провести незабываемую свадьбу. Здесь для этого созданы все условия. Вся эта красота располагается по адресу: г. Москва, пр. Андропова, д. 39, здание 69.

Летняя парадная резиденция царя Алексея Михайловича находилась в селе Коломенском . Здесь во второй половине XVII века был построен великолепный архитектурный ансамбль, названный восьмым чудом света. Царские хоромы состояли из множества деревянных зданий (палат) в виде шатров, луковиц и бочек, объединенных галереями, крылечками и переходами. Величие и небывалая красота строений удивляла иностранных послов и утверждала силу царской власти.

К сожалению, до наших дней грандиозный памятник, выдающееся произведение русской деревянной архитектуры XVII века, не сохранился. Он просуществовал около 100 лет и был воссоздан через два столетия, в 2010 году. В наше время великолепное здание соответствует старой постройке, единственное его отличие - это железобетонный каркас, находящийся под деревянными бревнами и предназначенный для защиты сооружения от огня.

Дворец царя Алексея Михайловича (его макет) был возведен рядом с тем местом, где находились царские хоромы в прошлом. Во время экскурсии Вы можете осмотреть постройку, созданную современными мастерами, а также ознакомиться с бытом и укладом жизни царской семьи.

Вы осмотрите кабинет царя Алексея Михайловича и комнату царевича Федора, кабинет Петра Первого и самое большое, торжественно оформленное помещение - Столовые палаты. В Думной палате обсуждались важные дела, а в Престольной палате царь принимал гостей.

Дворец царя Алексея Михайловича - из истории

Царь очень любил Коломенское , здесь он охотился и принимал послов и именно он превратил свою усадьбу в сказочный дом. Строительство проходило пять лет с 1667 по 1672 год, работы выполняли талантливые мастера-плотники под руководством Ивана Михайлова и Семена Петрова.

Надо отметить, что Петр Первый, сын Алексея Михайловича, дорожил отцовским домом. Здесь он научился писать и считать, сюда он ходил под парусом, сплавляясь по Москве-реке и здесь у него появилась тяга к ратному делу.

Однако, позже, когда столицу перенесли в Петербург, московская усадьба оказалась заброшенной и с годами сильно обветшала. Восстановить ее оказалось делом трудным и Екатерина II приказала разобрать постройку, но предварительно обмерить и нарисовать планы всех помещений.

К счастью, документы и чертежи сохранились до наших дней и по ним в 2007-2010 годах ансамбль в Коломенском был построен.

Внешний вид

Дворец царя Алексея Михайловича состоял из 27 теремов и палат, соединенных сенями и переходами. Высота некоторых палат достигала 30 метров, а общая площадь ансамбля составляет более 7000 кв. метров.

Хоромы разделены на женскую и мужскую половины. В женской части Вы осмотрите палаты царицы и царевен, а в мужской - кабинеты царя и царевичей, а также палаты, предназначенные для ожидания и приема гостей. Воссоздана также мыльня и деревянная ванная царя.

Первое впечатление от постройки - это праздничное настроение и радость, которые стремились выразить мастера. Окна украшены резными деревянными наличниками с цветными деталями, использована отделка тесом, имитирующим камень. Оконные и дверные карнизы также удивляют замысловатой резьбой. Множество декоративных элементов и витражи придавали строению нарядный праздничный вид.

Внутреннее убранство Дворца царя Алексея Михайловича

Стены и потолок залов украшены росписью, печи облицованы роскошными изразцами. Потолочная роспись в Передних палатах представляет библейскую тему, в Престольной царицынской палате изображены времена года в виде мужчин разного возраста.

В Столовой палате на потолке мы увидим символическое изображение солнца и звезд, знаков зодиака и луны. Эти живописные картины подчеркивали покровительство царской власти со стороны небесных сил. В палатах Елизаветы Петровны потолочная роспись изображает «Триумф Марса и Венеры».

Комната дочери Петра Первого Елизаветы оформлена в стиле барокко. Обратите внимание на изумительной красоты люстру из венецианского стекла, стилизованную под XVIII век.

Многие предметы интерьера, иконы и гобелены являются подлинными, созданными мастерами XVII и XVIII веков.

Хотя дворец царя Алексея Михайловича - лишь макет древнего строения в натуральную величину, но даже внешний осмотр архитектурного ансамбля доставит Вам настоящее удовольствие.

Режим работы музеев в Дворце царя Алексея Михайловича в 2019 г.

  • В летний период (с 1 апреля по 29 сентября)
    • Ежедневно, кроме субботы и понедельника, с 10:00 до 18:00
    • По субботам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник - выходной день
  • В зимний период (с 30 сентября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник - выходной день

Стоимость билетов в Дворец царя Алексея Михайловича в 2019 г.

  • Комплексный билет в мужскую и женскую половину Дворца царя Алексея Михайловича
    • Для взрослых - 400 руб.
    • Семейный билет (для двух взрослых и двух детей) - 850 руб.
  • В мужскую половину - хоромы царя и царевичей
    • Для взрослых - 300 руб.
    • Для школьников и пенсионеров - 100 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ - бесплатно
    • Для детей до 6 лет включительно - бесплатно
  • В женскую половину - хоромы царицы
    • Для взрослых - 250 руб.
    • Для школьников и пенсионеров - 100 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ - бесплатно
    • Для детей до 6 лет включительно - бесплатно
  • В хоромы младших и средних царевен - выставка «Сокровища русского искусства, 17 век»
    • Для взрослых - 150 руб.
    • Для школьников и пенсионеров - 50 руб.
    • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ - бесплатно
    • Для детей до 6 лет включительно - бесплатно

Коломенский - это бывшая царская резиденция, а ныне Московский государственный объединённый музей-заповедник.
Предлагаю вам окунутся во времена царской России и посетить деревянный дворец, который там расположен.
Далее слово автору.

Коломенский дворец царя Алексея Михайловича - когда-то считавшийся "восьмым чудом света", а ныне обзываемый "лужковским новоделом" - открыл свои двери для посетителей 04 сентября 2010 года. Я до него добралась только пару недель назад и предлагаю вместе со мной его осмотреть. Забегая вперед скажу, что воссозданные интерьеры очень понравились, а внешний облик дворца практически идентичен тому, что можно видеть на его "старых" изображениях.

Немного из истории. Основной объем работ по строительству "старого дворца" уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.

Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Патриарх Кирилл, присутствовавший на открытии нового дворца, отметил в свойственной ему манере, что Россия и до Петра I была великим государством, о чем многие забывают.

"Современный" дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.

Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, "истребленной" впоследствии Петром I, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.

К сожалению, когда я гуляла в Коломенском, клумбы вокруг дворца еще не были засажены цветами. Удалось сфотографировать только этот куст.

"Современный" дворец не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.

Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Сейчас можно осмотреть покои царя и царицы, а также царевичей и царевен.

Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности.

Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия - рукоделие и молитвы. На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца.

У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.

У царя, царицы, царевичей и царевен были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников/прислужниц и мамок/нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича - больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.

Наверняка вы спросите про черепицу. Она деревянная, материал - липа.

Что еще? Дворец воссоздан не на его первоначальном месте. Посчитали, что строительство дворца неподалеку от шатровой церкви Вознесения приведет к жуткому наплыву людей в Коломенском в одном месте.




А теперь пойдемте внутрь. Сразу обозначу некоторые нюансы:
вход во дворец естественно платный, но цену в 400 рублей с человека я никак не ожидала. Да, я понимаю, что во дворец вложено много денег (надеюсь, что хотя бы большая их часть была использована по целевому назначению!), но 400 рублей, мне кажется, дороговато.
Для детей, студентов и пенсионеров - 200 рублей + 100 рублей, если хотите присоединиться к экскурсионной группе, что я рекомендую сделать.
Но это еще не все. В одной из частей дворца проходит выставка "Сокровища русского искусства 17 века" - билет туда 250 рублей. Мы сначала не поняли, где вход собственно во дворец и заплатили по 250 рэ. Потом осознали, что, заплатив уже 500 рублей (нет, я люблю русское искусство!) нам надо заплатить за двоих еще 800! Да, вы правильно все посчитали, дорогие мои френды! Прогулка по дворцу обошлась на двоих в итоге в 1300 рублей!

Сокровищами русского искусства 17 века я вас мучать не буду, а вот интерьеры дворца покажу. Заходим?

Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. Сейчас, чтобы зайти внутрь, надо одеть бахилы как в больнице. За чистотой очень следят, ковры, устилающие полы, тщательно пылесосятся.

В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. Во дворце было все продумано до мелочей: от отделки полов и росписи потолков до малейших деталей мебели.

Роспись одного из потолков

Это парадные сени, где иностранные послы дожидались приема государя.



Это также роспись одного из потолков. Алексей Михайлович уподоблял себя Солнцу, царицу - Луне, а своих детей - планетам и звездам, что должно было свидетельствовать о космическом величии государя.

Это приемные покои и трапезная, где Алексей Михайлович принимал гостей.



Мебель в царском дворце была разнообразной: русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам. Русская мебель - это, прежде всего, лавки и скамьи. Привозная европейская мебель - кровати, кресла и стулья.



Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом!
Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.
Если вы присоединитесь к экскурсии - для вас этих самых львов включат. Ваши дети будут в восторге! Гарантировано! Кстати, детям разрешается сидеть на полу на коврах, что тоже им очень нравится во время экскурсии.

Помимо солнца Алексей Михайлович сопоставлял себя с царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Македонским и Юлием Цезарем. На это фото виден фрагмен расписанного потолка с изображением царя Соломона.

А вот и портреты самого Алексея Михайловича.


Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.

Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.

Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена - она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.



Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.




Это, если я не ошибаюсь, учительная палата, где обучали царевичей.



Самое интересное, но, на мой взгляд, очень современно выглядящее помещение - это мыльня. Вы тоже подумали, что это, скорее, финская сауна? Ну да ладно! Поверим, что мыльня, т.е. баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.

Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.

Это прообраз ванны, на дно корыта (или как это назвать?) клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки.

Пойдемте на женскую половину. К сожалению, мне там показалось не так интересно, как на мужской, и фотографировала мало. Но все равно давайте посмотрим некоторые картинки.








Пожалуй, самым интересным местом женской части является воссозданная голубая гостинная императрицы Елизаветы Петровны.



А вот и ее портрет.





Завершу портретом Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей, как я писала выше, стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.

Государево село Коломенское (ныне вошедшее в пределы Москвы) лежит на берегу Москва-реки к юго-востоку от Кремля. На протяжении столетий Коломенское служило подмосковной резиденцией русских правителей. Царская усадьба достигла особого расцвета во времена Алексея Михайловича Романова во второй половине XVII века. По его повелению русские мастера Петров, Михайлов и Высоцкий летом 1667 года построили в Коломенском величественный деревянный дворец.

В нём было 26 рубленых теремов, около 300 покоев и 3000 слюдяных окон. Существует предание, согласно которому в этом дворце родился будущий император Пётр Великий. После переноса столицы в Санкт-Петербург дворец в Коломенском приходит в упадок. Императрица Екатерина II приказала его отреставрировать, но, увидев смету на 47 тысяч 400 рублей, изменила свое решение. Дворец разобрали “за ветхостию”. В начале XXI века коломенский дворец отстроили заново в стороне от царской усадьбы неподалёку от бывшего села Дьяково.

Главный вход во дворец, ведущий в мужские покои, ориентирован на восток.


Восточная сторона дворца Алексея Михайловича. Вход в центре, крыльцо обозначено бочковидным кокошником

В той же стороне находится Москва-река и парадные передние ворота царской усадьбы. Мужская половина – это главная, парадная часть дворца. Она состоит из терема государя, столовой палаты или столовой избы и чуть в стороне за теремом государя находится терем царевичей.

Дворец Алексея Михайловича. Убранство парадного крыльца

В парадную часть помещения ведёт красное или украшенное крыльцо. Именно с красного крыльца входили во дворец сами государи и наиболее знатные гости. Известно, что в этой части дворца проходили приёмы иноземных послов, которых также принимали с красного крыльца.

У крыльца лежат пушки, это две из четырёх пушек, которые раньше находились в Коломенском на берегу Москвы-реки.

Они петровского времени, но есть упоминание, что у царского дворца стояли некие золочёные пушки, поэтому решено было эти орудия разделить – два из них остались на берегу Москвы-реки, а два оказались здесь.


Погружение человека в атмосферу, в церемониал, в символику царского дворца начиналось с первых ступеней. Эти лестничные площадки назывались рундуками и каждый рундук готовил человека к восприятию особого мира русского двора. На площадке первого рундука дворца сверху находятся изображения льва и единорога и мирового древа.

Эта геральдическая пара – лев и единорог появляется на печатях, в росписях, на посуде. Эта компания мифологических существ пришла к нам из Европы и символизирует лев – силу, мощь, величие, а единорог – мудрость, чистоту и вечность государства. Мировое древо не только мировое, оно может трактоваться и как райское древо.

Весь комплекс государева двора следует воспринимать как некую аналогию райского сада. Алексей Михайлович пытался создать эту райскую жизнь, насколько это можно сделать в земных условия, и в Коломенском, и в Измайлово. В случае посольских приёмов здесь, на первом рундуке происходила первая встреча послов с не самыми высшими чинами, а с подьячими Посольского приказа. Царские стольники встречали послов на первой площадке, спрашивали о здоровье государя, от имени которого приехали послы и отвечали на вопросы о здоровье нашего государя. А дальше церемониал продолжался, процессия направлялась внутрь дворца.

Дворец Алексея Михайловича. Главные парадные двери

На них в виде гербов, в виде символических изображений передан титул царя Алексея Михайловича – Великий Князь Новгородский, Владимирский, Киевский, царь Казанский, Астраханский, и прочая, и прочая и прочая до самого низа.

Алексей Михайлович отпраздновал новоселье во дворце в 1672 году, когда состоялось его торжественное освящение. Дворец простоял в Коломенском ровно сто лет: с 1667 до 1767 года, когда был разобран за старостью и ветхостью.

Отличия современного здания от подлинного дворца Алексея Михайловича

Нынешний дворец по сути макет или модель старинного дворца в натуральную величину.


Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Южная сторона

Прежде чем дворец разобрали, были сделаны обмеры, чертежи, сохранилось несколько описей дворца. Все эти документы стали надёжными источниками для воссоздания внешнего облика дворца и его параметров: высоты, площади и так далее.

Что касается воссоздания внутреннего убранства, то здесь вопрос более сложный. Дело в том, что дворец был «действующим», в нём постоянно жили государи вплоть до начала XVIII века. С петровского времени и начала строительства Санкт-Петербурга значение Москвы постепенно падает. Дворцовые резиденции в Коломенском, Измайлово и Преображенском приходят в запустение. Небрежение не обходит даже теремов Московского Кремля, ведь здания, в которых никто не живёт, разрушаются, ветшают.

Первая дошедшая до нас опись дворца в Коломенском относится к 40-м годам XVIII века, когда дворец уже 40 лет не использовался как резиденция. Существует довольно отрывочный документ 80-х годов XVII века, но он не описывает дворец полностью. Поэтому, для воссоздания его внутреннего пространства нет достаточного количества источников, относящихся исключительно к дворцу. То, что можно увидеть внутри – это попытка реконструкции, попытка представить себе, как дворец мог выглядеть при царе Алексее Михайловиче.

Конечно, при реконструкции использовались документы по самому дворцу, описи и сохранившаяся реконструкция Теремного дворца Московского Кремля – она служила одним из основополагающих источников. Также использовались описания дворцов Алексея Михайловича в Измайлове, Преображенском, а также описание дворца Василия Васильевича Голицына в Охотном ряду. В основу реконструкции были положены сохранившиеся памятники искусства XVII века с их духом, их стилистикой. Однако, специалисты не утверждают, что дворец во время Алексея Михайловича выглядел именно так. Но так он мог выглядеть. Так мы, люди живущие на рубеже ХХ и ХХI веков, можем себе представить дворец XVII века.

Внутреннее оформление дворца

Художественное решение дворца принадлежит художнику Ивану Ильичу Глазунову, он был главным художником музея “Коломенское”. Безусловно, он много работал с источниками, с иконописью, с фресками, но во многих деталях провёл свою линию, линию художника рубежа XX-XXI веков, показав, как он понимает XVII столетие. Личный вкус, личное видение Ивана Ильича тоже сыграло свою роль, это надо иметь ввиду и учитывать, знакомясь с дворцовыми покоями.

Планировка дворца максимально приближена к исторической. Современные технические устройства – канализация, противопожарные устройства, вентиляция иногда не позволяли полностью воспроизвести планировку.

Что касается материалов – первый этаж, нижний этаж, подклет сделаны из бетона и только облицованы деревом. Это сделано по соображениям противопожарной безопасности. Верхние этажи полностью деревянные. При строительстве дворца Алексея Михайловича использовалась древесина, заготовленная в южных областях России- в Брянске, в Орле, то этот дворец построен из братской сосны, то есть лес привозили из Сибири. Ни на брянщине, ни на орловщине таких лесов уже нет и в помине.
Продолжение истории во внутренних помещениях дворца. Следующая часть рассказывает о .

Статья написана на основе лекции научного сотрудника музея-заповедника Коломенское В.Зуйкова.