Начало поставок в ссср по ленд лизу. Ленд-лиз в годы второй мировой

Расходы США в рамках программы составили, по разным данным, 46-49 миллиардов долларов (13-14% всех военных расходов за годы войны). Примерно две трети американской помощи пришлось на Британию, около четверти — на СССР, всего же к концу войны участниками программы были более 40 стран.

После начала войны в сентябре 1939 года США, придерживавшиеся тогда политики нейтралитета, объявили о готовности снабжать оружием страны, противостоящие агрессии Германии, но — за наличные и при условии самовывоза.

Британия и Франция разместили в США большое число военных заказов, а также предложили продать им несколько американских эсминцев времен Первой Мировой войны. После капитуляции Франции в мае 1940 года Британия обратилась к США за экстренной помощью, в том числе, предложив обменять 50 эсминцев на свои военные базы в Атлантике. Переговоры продолжались три месяца на фоне сокращения британских запасов наличных долларов и золота, необходимых для оплаты заказанных вооружений. Соглашение об обмене эсминцев на базы было подписано 3 сентября, и тогда же в Минфине США возникла идея перевести помощь Британии на принцип ссуды или аренды. В декабре президент США Франклин Рузвельт, объясняя этот принцип, образно сказал, что когда у соседа пожар и ему нужен шланг для воды, просить деньги за шланг не стоит — пусть только сосед его потом вернет.

В январе 1941 года проект закона о широкой программе помощи союзникам был внесен в Конгресс, 11 марта Рузвельт подписал готовый закон, а уже 27 марта на его реализацию были выделены первые семь миллиардов долларов.

Закон о ленд-лизе разрешал президенту США "продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом" любые материальные ценности любой стране, оборона которой "жизненно важна" для национальной безопасности США. Речь могла идти о вооружениях и боеприпасах, сырье, средствах связи и транспорта, продовольствии и потребительских товарах.

Согласно утвержденным принципам , вся техника и материалы, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Оплатить следовало лишь имущество, оставшееся после войны и пригодное для гражданских нужд. Сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но США имели право потребовать их назад.

11 марта Рузвельт, одобрив закон, подписал также две первые директивы по претворению программы ленд-лиза в жизнь. По ним Британия получала 28 торпедных катеров, а Греция — 50 пушек и снаряды разного калибра.

Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года привело к существенному расширению программы ленд-лиза. Рузвельт и британский премьер Уинстон Черчилль немедленно пообещали поддержать Советскую Россию. 21 июля президент США распорядился организовать "немедленную и существенную помощь" СССР. В сентябре первые военные грузы, включая британские танки и истребители, прибыли морем в Архангельск.

1 октября в Москве был подписан протокол об объемах помощи по ленд-лизу на срок до июля 1942 года (в дальнейшем были подписаны еще три подобных годичных протокола), хотя до конца октября СССР продолжал платить за поставки — рудой, золотом, пушниной.

7 ноября 1941 года Рузвельт официально объявил оборону СССР "жизненно важной" для безопасности США. 11 июня 1942 года в Вашингтоне было заключено базовое соглашение "о принципах взаимопомощи в ведении войны против агрессоров", формально закрепившее распространение на СССР американского закона о ленд-лизе.

Стоимость поставок из США в СССР по ленд-лизу оценивается по-разному. Считается, что всего за годы войны в СССР было доставлено около 16,7 миллиона тонн грузов на сумму, по разным оценкам, от 9,6 до 11,3 миллиарда долларов.

В основном, помощь шла морем через Дальний Восток и Камчатку (47%), через Иран (24%) и северным путем через Мурманск и Архангельск (23%).

Союзники передали СССР более 12 тысяч танков и почти две тысячи самоходных артустановок (соответственно, 12% и 8% от числа танков и САУ, полученных РККА от советской промышленности).

Гораздо большей оказалась доля автомашин — 64% (430 тысяч грузовиков и 50 тысяч джипов). Советские ВВС получили по ленд-лизу более 18 тысяч самолетов (доля 13%, по другим данным, самолетов было получено 22 тысячи), причем союзники отказались поставлять дальние бомбардировщики. Флот получил 580 судов: торпедные катера, охотники за подводными лодками, тральщики, сторожевики, десантные корабли, буксиры (доля 22%). В СССР было поставлено 318 тысяч тонн взрывчатки, 957 тысяч миль полевого телефонного кабеля, 36 тысяч радиостанций, 348 радиолокаторов, более двух миллионов тонн бензина, два с половиной миллиона тонн броневой стали, 400 тысяч тонн меди и бронзы, 328 (по другим данным, 250) тысяч тонн алюминия.

На снабжение советской армии по ленд-лизу пошло почти 16 миллионов пар армейской обуви. В продовольственных поставках преобладал сахар (610 тысяч тонн), жиры (265 тысяч тонн), мясные консервы (250 тысяч тонн). Кроме того, поставлялись мука, яичный порошок, сгущенное молоко.

СССР также получил от союзников 622 тысячи тонн железнодорожных рельсов, чуть менее двух тысяч паровозов и 11 тысяч вагонов.

Подавляющее большинство техники, оборудования и материалов (70%) было поставлено в 1943-1945 годах, уже после перелома в ходе войны СССР с Германией. Более половины автомашин союзники отправили в последний год войны. Из 202 торпедных катеров 118 были ведены в строй уже после окончания войны.

Официально поставки в СССР по ленд-лизу прекратились 12 мая 1945 года, и далее до августа осуществлялись по специальной программе. Окончательная точка была поставлена 20 сентября с фактическим завершением всех поставок.

В 1947 году долг СССР по ленд-лизу был определен в 2,6 миллиарда долларов, год спустя сумма была снижена вдвое, а к 1951 году — до 800 миллионов.
Соглашение о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено в 1972 году. СССР обязался до 2001 года заплатить 722 миллиона долларов, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 миллионов долларов, после чего выплаты прекратились в связи с введением Соединенными Штатами дискриминационных мер в торговле с Советским Союзом (поправка Джексона — Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению давней проблемы. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год и сумма — 674 миллиона долларов. После распада Советского Союза долг был переоформлен на Россию.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

О помощи союзников СССР в годы Второй мировой войны говорить много не принято. Однако она была, и была немалая. И не только в рамках ленд-лиза. Советским войскам доставлялось питание, медикаменты, военная техника.

Как известно, от любви до ненависти всего один шаг. Особенно в политике, где вполне позволительно улыбаться тем, кого вчера поносил как исчадий ада. Вот и мы, если откроем газету «Правда» за 1941 год (до 22 июня) то сразу же узнаем, какие американцы и англичане были плохие. Морили голодом собственное население и развязали войну в Европе, тогда как канцлер германского народа Адольф Гитлер всего лишь защищается…

Ну, а еще раньше в «Правде» можно было найти даже слова о том, что «фашизм помогает росту классового самосознания рабочего класса»…

А потом стали резко хорошие…

Но вот наступило 22 июня 1941 года и уже буквально на следующий день «Правда» вышла с сообщениями о том, что Уинстон Черчилль обещал СССР военную помощь, а президент США разморозил советские вклады в американских банках, замороженные после войны с Финляндией. И все! Статьи о голоде среди британских рабочих исчезли в один миг, а Гитлер из «канцлера германского народа» превратился в людоеда.

Конвой «Дервиш» и другие

Конечно, мы не знаем о всех тех закулисных переговорах, имевших место в то время; даже рассекреченная переписка Сталина с Черчиллем всех нюансов этого сложного периода нашей общей истории не открывает. Но есть факты, показывающие, что помощь англо-американские союзники СССР начали оказывать если и не сразу, то в достаточной степени своевременно. Уже 12 августа 1941 года из бухты Лох-Эве (Великобритания) вышел караван судов «Дервиш».

На первых транспортах конвоя «Дервиш» 31 августа 1941 года в Архангельск было доставлено десять тысяч тонн каучука, около четырех тысяч глубинных бомб и магнитных мин, пятнадцать истребителей типа «Харрикейн», также 524 военных летчиков из 151-го авиакрыла двух эскадрилий королевских военно-воздушных сил Великобритании.

Позднее на территорию СССР прибыли летчики даже из Австралии. Всего между августом 1941 года и маем 1945 года насчитывалось 78 конвоев (хотя в интервалах между июлем и сентябрем 1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР.

85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. И это только лишь северный маршрут, потому, что грузовой поток шел также через Иран, через Владивосток, а самолеты из США напрямую перегонялись в Сибирь с Аляски. Ну, а потом все та же «Правда» сообщала, что в честь побед Красной Армии и заключении соглашений между СССР и Великобританией британцы разворачивают народные гуляния.

Не только и не столько конвои!

Советский Союз получал помощь от союзников не только по ленд-лизу. В США был организован «Комитет помощи русским в войне» (Russia War Relief).

«На собранные деньги комитет приобретал и направлял Красной Армии, советскому народу лекарства, медицинские препараты и аппаратуру, продукты питания, одежду. Всего за время войны Советскому Союзу была оказана помощь на сумму более полутора миллиардов долларов». Аналогичный комитет под руководством жены Черчилля действовал в Англии, и он тоже закупал для помощи СССР медикаменты и продовольствие.

Когда «Правда» писала правду!

11 июня 1944 года газета «Правда» поместила знаменательный материал на всю полосу: «О поставках Советскому Союзу вооружения, стратегического сырья, промышленного оборудования и продовольствия Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Канадой», причем его тут же перепечатали все советские газеты вплоть до местных и даже газет отдельных танковых армий.

В нем подробно сообщалось, сколько всего нам было послано и сколько грузов в тоннах плывет морем на момент выхода газеты! Перечислялись не только танки, пушки и самолеты, но и каучук, медь, цинк, рельсы, мука, электромоторы и прессы, портальные краны и технические алмазы!

Армейской обуви - 15 млн пар, 6491 металлорежущий станок и много чего еще. Интересно, что в сообщении делалось точное разделение, сколько куплено за наличный расчет, то есть до принятия программы ленд-лиза, и сколько прислано уже после. Кстати, именно то, что в начале войны многое закупалось за деньги и породило бытующее до сих пор мнение о том, что весь ленд-лиз к нам шел за деньги, причем за золото. Нет, многое оплачивалось «обратным ленд-лизом» - сырьем, однако расчет был отложен до конца войны, поскольку все, что уничтожалось в ходе военных действий, оплате не подлежало! Ну, а зачем такая информация была нужна именно в это время - понятно. Хороший PR - всегда полезная вещь! С одной стороны граждане СССР узнали, как много нам всего поставляют, с другой - то же самое узнали ведь и немцы, и тех ну просто не могло не охватить уныние.

Насколько этим цифрам можно доверять? Очевидно, что можно. Ведь если бы они содержали неверные данные, то едва лишь германская разведка это бы выяснила, хотя по некоторым показателям, как она могла бы объявить пропагандой и все остальное и, разумеется, Сталин, давая разрешение на публикацию этих сведений, не мог этого не понимать!

И количество и качество!

В советское время технику, поставлявшуюся по ленд-лизу, было принято ругать. Но… стоит почитать ту же «Правду» и в частности статьи знаменитого летчика Громова про американские и английские самолеты, статьи про те же английские танки «Матильда», чтобы убедиться - в годы войны все это оценивалось совсем не так, как после ее окончания!

А как можно оценить мощные прессы, на которых штамповали башни для танков Т-34, американские сверла с корундовыми наконечниками или технические алмазы, которых советская промышленность не производила вообще?! Так что количество и качество поставок, равно как и участие зарубежных технических специалистов, военных моряков и летчиков было очень даже заметным. Ну, а потом в это дело вмешалась политика, послевоенная конъюнктура, и все, что было в годы войны хорошо, одним лишь росчерком руководящего пера сразу стало плохо!

Ленд-лиз - (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Американский и советские пилоты рядом с истребителем P-39 «Аэрокобра», поставлявшимся в СССР по ленд-лизу

Что же это такое и о чем это?

О предоставлении американского оружия во временное пользование впервые попросил президента США Франклина Рузвельта британский премьер-министр Уинстон Черчилль 15 мая 1940, предложивший временно передать Великобритании 40-50 старых эсминцев в обмен на британские военно-морские и воздушные базы в Атлантическом океане.

Сделка состоялась в августе 1940, однако на ее основе возникла идея более широкой программы. По распоряжению Рузвельта, в министерстве финансов США осенью 1940 была образована рабочая группа по подготовке соответствующего законопроекта. Юрисконсульты министерства Э.Фоли и О.Кокс предложили опереться на закон 1892, который позволял военному министру, «когда по его усмотрению это будет в интересах государства», сдавать «в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна».

К работе над проектом были подключены также сотрудники военного и военно-морского министерств. 10 января 1941 в Сенате и Палате представителей США начались соответствующие слушания, 11 марта Закон (акт) о ленд-лизе был подписан, и 27 марта Конгресс США проголосовал за выделение первого ассигнования на военную помощь в размере 7 млрд. долл.

Одобренную схему предоставления военных материлов и оборудования взаймы Рузвельт сравнил со шлангом, переданном при пожаре соседу, чтобы пламя не перекинулось на собственный дом. "Мне не нужно, чтобы тот оплатил стоимость шланга, мне нужно, чтобы он вернул мне мой шланг после того, как закончится пожар », заявил президент США.

В поставки включались вооружения, промышленное оборудование, торговые суда, автомобили, продовольствие, топливо и медикаменты. Согласно утвержденным принципам, поставленные Соединенными Штатами машины, военная техника, оружие и другие материалы, уничтоженные, утраченные или использованные во время войны, не подлежали оплате. Полностью или частично оплатить следовало лишь имущество, оставшееся после войны и пригодное для использования в гражданских целях, причем США предоставляли долгосрочные кредиты для такой оплаты.

Сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но за американской администрацией оставалось право потребовать их назад. Страны-заказчики могли после окончания войны купить оборудование, производство которого еще не было завершено, или хранившееся на складах, используя американские долгосрочные кредиты. Срок поставок был установлен первоначально до 30 июня 1943, но затем ежегодно продлевался. Наконец, закон предусматривал возможность отказа в снабжении тем или иным оборудованием, если оно признавалось секретным или было необходимо самим США.

Всего за время войны США оказали помощь по ленд-лизу правительствам 42 стран, включая Великобританию, СССР, Китай, Австралию, Бельгию, Нидерланды, Новую Зеландию и др., на сумму примерно в 48 млрд. долл.

Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе (англ. «Lend Lease Act»), полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. «An Act to Promote the Defense of the United States»), принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что: поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5).

Переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США.

Всего поставки по ленд-лизу составили около $50.1 млрд (эквивалентно примерно $610 млрд в ценах 2008 года), из которых $31.4 млрд было поставлено в Великобританию, $11.3 млрд — в СССР, $3.2 млрд — во Францию и $1.6 млрд — в Китай. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил $7.8 млрд, из которых $6.8 млрд пришёлся на Великобританию и страны Содружества.

В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В СССР чаще преуменьшалась значимость поставок, в то время как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы.

В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал — всего около 4 % средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей. Сегодня отношение в странах бывшего СССР к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также на то, что по ряду позиций поставки имели немаловажное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик поставляемой техники, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.

Канада имела программу ленд-лиза, аналогичную американской, поставки в рамках которой составили $4,7 млрд, в основном в Великобританию и СССР.

Объём поставок и значение ленд-лиза

Материалы на общую сумму в $50,1 млрд (около $610 млрд в ценах 2008 года) были отправлены получателям, в том числе:

Обратный ленд-лиз (например, аренда авиабаз) получен США на сумму $7,8 млрд, из которых $6,8 млрд — от Великобритании и Британского Содружества. Обратный ленд-лиз от СССР составил $2.2 млн.

Значение ленд-лиза в победе Объединённых наций над странами Оси иллюстрирует таблица ниже, которая показывает ВВП основных стран — участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд $ в ценах 1990 года:


Как показывает приведённая выше таблица (из американских источников), к декабрю 1941 года ВВП стран антигитлеровской коалиции (СССР + Великобритания) соотносилось с ВВП Германии и её европейских союзников как 1:1. Стоит учесть, однако, что к этому моменту Великобритания была истощена морской блокадой и сколь-нибудь существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания по-прежнему проигрывала битву за Атлантику, что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически целиком завязанной на внешнюю торговлю.

ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из 200 млн человек населения около 78 млн осталось на оккупированных территориях.

Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и её сателлитам и по ВВП (0,9:1) и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации). В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы успеть оказать влияние на ход боевых действий в 1942 году. В течение всего 1941 года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР.

Ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в её битве за Атлантику, оказался критическим фактором, вовлёкшим США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул оба этих фактора как ключевые в принятии решения вступить в войну с США.

Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысячами тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и патронов для ПП и пулеметов, запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолетов и автомобилей. Уже с 1943 года, когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (алюминий и проч.) и станки для советской промышленности.

Уже после первых поставок по ленд-лизу Сталин начал высказывать претензии по поводу неудовлетворительных технических характеристик поставляемых самолетов и танков. Действительно, среди поставленной в СССР техники встречались образцы, уступавшие и советской, и, что главное, немецкой. В качестве примера можно привести откровенно неудачную модель авиационного разведчика-корректировщика Curtiss 0-52, который американцы просто стремились куда-нибудь пристроить и навязали нам чуть ли не даром, сверх утвержденного заказа.

Однако в целом претензии Сталина, впоследствии основательно раздутые советской пропагандой, на этапе секретной переписки с лидерами стран-союзников были просто формой давления на них. Отношения лизинга предполагали, в частности, и право принимающей стороны самостоятельно выбирать и оговаривать вид и характеристики требуемой продукции. И если Красная Армия считала американскую технику неудовлетворительной, то какой смысл было ее заказывать?

Что касается официальной советской пропаганды, то она предпочитала всячески преуменьшать значение американкой помощи, а то и вовсе ее замалчивать. В марте 1943 года американский посол в Москве, не скрывая обиды, позволил себе недипломатичное заявление: "Российские власти, по-видимому, хотят скрыть, что получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ в том, что Красная Армия сражается в этой войне одна ". И во время Ялтинской конференции 1945 года Сталин вынужден был признать, что ленд-лиз - замечательный и самый плодотворный вклад Рузвельта в создание антигитлеровской коалиции.

Маршруты и объемы поставок

Американский самолет Р-39 Aircobra - лучший истребитель Второй мировой войны. Из 9,5 тысяч выпущеных в небо «кобр» 5 тысяч были в руках у советских пилотов. Это один из самых ярких примеров боевого содружества США и СССР.

Советские пилоты были только что не влюблены в американскую «кобру», не раз выносившую их из смертельных схваток. Легендарный ас А. Покрышкин, летая на «Аэрокобрах» с весны 1943 г, уничтожил в воздушных боях 48 самолетов противника, доведя общий счет до 59 побед.


Поставки из США в СССР можно разделить на следующие этапы:

Четвёртый протокол — с 1 июля 1944, (подписан 17 апреля 1944), формально завершился 12 мая 1945, но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией, в которую СССР обязался вступить через 90 дней после окончания войны в Европе (то есть 8 августа 1945). Япония капитулировала 2 сентября 1945 года, а 20 сентября 1945 все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.

Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941—1942 гг. обусловленные обязательства постоянно не выполнялись, положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943 года.

Основные маршруты и объём транспортированных грузов показаны в таблице ниже:


Три маршрута — тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.

Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40 % всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15 % отправленных грузов оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2-х недель.

Груз с северными конвоями шёл также через Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину ещё не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР.

Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.



Студебекеры в Иране по пути в СССР

Первые поставки в СССР по Транс-иранскому маршруту начались в ноябре 1941 года, когда было отправлено 2,972 тонн грузов. Чтобы увеличить объёмы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и трансиранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80-90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 — до 200 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors Overseas Corporation. Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP II в Хоррамшаре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184,112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе.

Следует отметить, что в годы войны существовало ещё два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому — через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска — Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов.

Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении нашей промышленности и армии.


Значение поставок

Уже в ноябре 1941 года в своём письме к президенту США Рузвельту Сталин писал:

"Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом — кровавым гитлеризмом."

Маршал Жуков в послевоенных беседах говорил:

"Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии."

Высоко оценивал роль ленд-лиза и Микоян, во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу:

"… когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления."

Вот еще Микоян:

«Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Он перестал иметь большое значение много позднее. Но осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело.»

Основным шасси для «Катюш» стали ленд-лизовские «Студебеккеры» (конкретно, Studebaker US6). В то время как Штаты дали около 20 тыс. автомобилей для нашей «боевой девушки», в СССР было выпущено всего 600 грузовиков (в основном шасси ЗИС-6). Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ сохранилось только четыре реактивных миномёта «Катюша», которые были созданы на базе отечественных грузовиков ЗиС-6. Один находится в Петербургском артиллерийском музее, а второй — в Запорожье. Третий миномёт на базе «полуторки» стоит, как памятник, в Кировограде. Четвёртый стоит в Нижегородском кремле.

Знаменитые русские реактивные миномёты "Катюша" на шасси американского грузовика "Студебеккер"

СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 г. было 5,4 %, в 1944 г. в СА — 19 %, на 1 мая 1945 г. — 32,8 % (58,1 % составляли машины отечественного производства и 9,1 % — трофейные автомашины). За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей, в значительной мере за счет импорта. В армию поступило 444 700 новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % — отечественных. Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства осуществлялось за счёт старых автомобилей, изьятых из народного хозяйства. 62 % всех полученных автомобилей составляли тягачи, из них 60 % Студебекер, как лучший из всех получаемых марок тягачей, в значительной части заменивший конную тягу и тракторы для буксировки 75-мм и 122-мм артсистем. Хорошие эксплуатационные качества показал также автомобиль Додж 3/4 т., буксирующий орудия противотанковой артиллерии (до 88 мм). Большую роль сыграл легковой автомобиль Виллис с 2 ведущими осями, обладающий хорошей проходимостью и явившийся надежным средством разведки, связи и управления войсками. Кроме того, Виллис применялся в качестве тягача для противотанковой артиллерии (до 45 мм). Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Форд (на базе машины Виллис), придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и Джиемси (на базе грузовика той же марки), используемые, главным образом, инженерными частями при устройстве переправ. США и Британская империя поставили 18,36 % авиабензина, использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты, поставленные по ленд-лизу, в то время как отечественные самолёты могли заправляться отечественным бензином с меньшим октановым числом.

По другим данным, СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 локомотивов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1 %), 610 тыс. тонн сахара (41,8 %), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108 %). СССР получил 427 тысяч автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года было выпущено лишь 265, 6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов (здесь необходимо учитывать довоенное количество техники). США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — 2 млн 586 тыс. тонн) — почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией. В то же время в статье, откуда взяты цифры этого абзаца, в качестве источника фигурирует статья Б. В. Соколова «Роль ленд-лиза в советских военных усилиях, 1941—1945». Однако в самой статье написано, что США и Британия поставили вместе лишь 1216,1 тыс. тонн авиабензина, а в СССР в 1941—1945 гг. было произведено 5539 тыс. тонн авиабензина, то есть западные поставки составили лишь 18 % от общего советского потребления времен войны. Если учесть, что таков был в советском авиапарке процент самолетов поставленных СССР в рамках ленд-лиза, то очевидно, что бензин импортировали именно для импортных же самолетов. Наряду с самолетами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).

Сравнительные данные по роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны даны ниже:

Долги по ленд-лизу и их выплата

Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.

Великобритания

Объём долгов Великобритании перед США составил $4,33 млрд, перед Канадой — $1,19 млрд. Последний платёж в размере $83,25 млн (в пользу США) и $22,7 млн (Канада) был проведён 29 декабря 2006. Основной долг компенсировался за счет нахождения американских баз на территории Великобритании

Долг Китая перед США за поставки по ленд-лизу составил $187 млн. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно, и наследником всех предыдущих договоренностей (включая поставки по ленд-лизу). Тем не менее, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврата долга по ленд-лизу. Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.

СССР (Россия)

Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд долларов США. Согласно закону о ленд-лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы, сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона — Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 г., и сумма — $674 млн.

После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию, по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн американских долларов.

Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд лизу в $11 млрд долларов СССР, а затем Россией, было оплачено $722 млн, или около 7 %.

Следует, однако, отметить что с учетом инфляционного обесценения доллара эта цифра будет существенно (в разы) меньше. Так, к 1972 году, когда с США была согласована сумма долга за ленд лиз в размере $722 млн долларов, доллар с 1945 года успел обесцениться в 2,3 раза. Однако в 1972 году СССР было выплачено только $48 млн, а договоренность о выплате оставшихся $674 млн была достигнута в июне 1990 года, когда покупательная способность доллара была уже в 7.7 раз ниже чем на конец 1945 года. При условии выплаты $674 млн в 1990 году, общий объём советских выплат в ценах 1945 года составил около 110 млн долларов США, то есть около 1 % от суммарной стоимости поставок по ленд лизу. Но большая часть из поставленного была либо уничтожена войной, либо, как снаряды, израсходовано на нужды войны, либо, по окончании войны, в соответствии с законом о ленд-лизе, возвращено США.

Франция

28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (известный как Соглашение Блюма-Бирнса), урегулировавший французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.

К 1960 практически все страны погасили свою задолженность, кроме СССР.

В ходе переговоров 1948 г. советские представители согласились уплатить небольшую сумму, но США отвергли это предложение. Переговоры 1949 г. также оказались безрезультатны. В 1951 г. американская сторона снизила требуемую ею сумму до 800 млн. долл., но СССР был готов уплатить лишь 300 млн., ссылаясь на пропорции, согласованные Великобританией и США в 1946 г. Только в 1972 г. советские и американские представители подписали в Вашингтоне соглашение о поэтапной выплате Советским Союзом суммы в 722 млн. долл. до 2001 г. К июлю 1973 г. было уплачено лишь 48 млн. долл., после чего дальнейшие выплаты прекратились: советская сторона таким образом протестовала против ограничений, введенных на торговлю между двумя странами. Лишь в июне 1990 г. президенты СССР и США договорились погасить долг к 2030 г. Согласованная сумма измерялась в 674 млн. долл.


В целом можно сделать вывод, что без западных поставок Советский Союз не только не смог бы выиграть Великую Отечественную войну, но даже не смог бы противостоять германскому вторжению, не будучи в состоянии произвести достаточное количество вооружений и боевой техники и обеспечить ее горючим и боеприпасами. Эта зависимость хорошо осознавалась советским руководством в начале войны. Например,специальный посланник президента Ф.Д. Рузвельта Г. Гопкинс сообщал в послании от 31 июля 1941 г., что Сталин полагал невозможным без американской помощи Великобритании и СССР устоять против материальной мощи Германии, располагавшей ресурсами оккупированной Европы. Рузвельт же еще в октябре 1940 г., объявляя о своем решении разрешить военному ведомству предоставлять излишнее для нужд американских вооруженных сил вооружение и снаряжение, а также стратегические материалы и промышленное оборудование тем странам, которые могут защищать американские национальные интересы, допускал включение в число этих стран и России.

Нужно помнить

Это невероятное количество грузов доставлялось по морям, в которых суда конвоев массово гибли под ударами авиации и подводного флота Германии. Поэтому часть самолетов добиралась с Американского континента до СССР своим ходом - из Фэрбенкса через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь в Красноярск, оттуда - эшелонами.



Группа российских и американских лётчиков, перегонявших самолёты по трассе "Алсиб", на аэродроме в Фэрбенксе

Bell P-39 Airacobra перед отправкой из Эдмонтона в СССР

P-63 перед отправкой в СССР

А-20G «Бостон» 2

Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне

Цех по сборке самолетов Bell P-39 «Аэрокобра» в США для СССР

27 августа 2006 г. в Фербенксе, штат Аляска, состоялось торжественное открытие памятника авиаторам Ленд-Лиза

257 723 498 шт.

Значение поставок

Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом - кровавым гитлеризмом.

Оригинальный текст (англ.)

Your decision, Mr. President, to grant the Soviet Union an interest-free loan to the value of $1,000,000,000 to meet deliveries of munitions and raw materials to the Soviet Union is accepted by the Soviet Government with heartfelt gratitude as vital aid to the Soviet Union in its tremendous and onerous struggle against our common enemy-bloody Hitlerism .

Первую официальную историческую оценку роли ленд лиза дал председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», опубликованной в 1948 году :

…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 % .

Цифра в 4 % была опубликована без дальнейших комментариев и вызвала много вопросов. В частности, было неясно, каким образом Вознесенский и его сотрудники вычислили эти проценты. Оценить советский ВВП в денежном выражении было затруднительно из-за отсутствия конвертируемости рубля. Если счет шел на единицы продукции, тогда непонятно, каким образом танки сравнивались с самолетами, а продовольствие - с алюминием .

Сам Вознесенский был вскоре арестован по Ленинградскому делу и расстрелян в 1950 году , соответственно комментариев дать не мог. Тем не менее цифра в 4 % в дальнейшем широко цитировалась в СССР как отражающая официальную точку зрения о значимости ленд лиза.

Высоко оценивал роль ленд-лиза и А. И. Микоян , во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу:

- … когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления.

Да-а… - задумчиво протянул Микоян. - Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали.

Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК.

Материалы Производство СССР Ленд-лиз Ленд-лиз/Производство СССР, в %
Взрывчатка, тыс. тонн 558 295,6 53 %
Медь, тыс. тонн 534 404 76 %
Алюминий, тыс. тонн 283 301 106 %
Олово, тыс. тонн 13 29 223 %
Кобальт, тонн 340 470 138 %
Авиабензин, тыс. тонн 4700 (по данным В.Б. Соколова - 5,5 млн. тонн ) 1087 23 %
Автомобильные шины, млн. штук 3988 3659 92 %
Шерсть, тыс. тонн 96 98 102 %
Сахар, тыс. тонн 995 658 66 %
Мясные консервы, млн. банок 432,5 2077 480 %
Жиры животные, тыс. тонн 565 602 107 %

Долги по ленд-лизу и их выплата

Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.

Великобритания

Объём долгов Великобритании перед США составил $4,33 млрд, перед Канадой - $1,19 млрд. Последний платёж в размере $83,25 млн (в пользу США) и $22,7 млн (Канада) был проведён 29 декабря .

Китай

Долг Китая перед США за поставки по ленд-лизу составил $187 млн. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно и наследником всех предыдущих договоренностей (включая поставки по ленд-лизу). Тем не менее, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврата долга по ленд-лизу . Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.

СССР (Россия)

Объем американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд. долларов США. Согласно закону о ленд лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы, сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн . По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году . По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 г. , и сумма - $674 млн.

Таким образом, из общего объема американских поставок по ленд лизу в $11 млрд. долларов СССР, а затем Россией, было оплачено $722 млн, или около 7%.

Следует, однако, отметить что с учетом инфляционного обесценения доллара эта цифра будет существенно (в разы) меньше. Так, к 1972 году, когда с США была согласована сумма долга за ленд лиз в размере $722 млн. долларов, доллар с 1945 года успел обесцениться в 2,3 раза . Однако в 1972 году СССР было выплачено только $48 млн, а договоренность о выплате оставшихся $674 млн. была достигнута в июне 1990 года, когда покупательная способность доллара была уже в 7.7 раз ниже чем на конец 1945 года . При условии выплаты $674 млн. в 1990 году, общий объем советских выплат в ценах 1945 года составил около 110 млн. долларов США , т.е. около 1% от суммарной стоимости поставок по ленд лизу. Но большая часть из поставленного была либо уничтожена войной, либо, как снаряды, израсходовано на нужды войны, либо, по окончанию войны, в соответствие с законом о ленд-лизе, возвращено США.

Франция

28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (так называемые Blum-Byrnes accords) урегулировавший французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.

Примечания

  1. На примере СССР, по ленд лизу было получено материалов на $11,3 млрд, из которых было оплачено менее 1 %. Оставшиеся 99 % были получены фактически на безвозмездной основе - подробнее см. раздел Долги по ленд-лизу и их выплата
  2. Mutual Aid Agreement Between the United States and the Union of Soviet Socialist Republics: June 11, 1942
  3. Например отказывая СССР в поставках такого остродефицитного сырья как дюралюминий и вольфрам США снабжали им Третий рейх .
  4. Пересчет произведен на основе официальных данных по инфляции в США за 1913-2008 год от Bureau of Labor Statistics (США)
  5. "The Big "L"--American Logistics in World War II", Alan Gropman, 1997, National Defense University Press, Washington, DC
  6. Leo T. Crowley, «Lend Lease» in Walter Yust, ed. 10 Eventful Years (1947) 2: 858-60; 1:520
  7. «В СССР не раз признавали огромное значение техники и материалов, необходимых для ведения боевых действий, поступавших из Соединенных Штатов при участии Англии в Советский Союз. Но в 1942 году согласованные планы этих поставок были выполнены только на 55 процентов. В сложнейшее время подготовки Курской операции (в Вашингтоне и Лондоне об этой работе знали) поставки были прерваны на 9 месяцев и возобновились только в сентябре 1943 года. Такой длительный перерыв - это вопрос не технический, но политический!» (О. Б. Рахманин , ). См. также .
  8. Вишневский А. Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. Москва, 1998, гл. 10
  9. Подписан Первый протокол по ленд-лизу между СССР и США, на сумму в $1 млрд, сроком действия до 30/06/1942.
  10. The Reichstag speech of December 11, 1941: Hitler’s declaration of war against the United States
  11. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KUMANEV_Georgiy_Aleksandrovich/Govoryat_stalinskie_narkomy.(2005).%5Bdoc%5D.zip
  12. Паперно А. Л. Ленд-лиз. Тихий океан. М., 1998. С. 10
  13. Заостровцев Г. А. «Северные Конвои: Исследования, воспоминания, документы», Архангельск 1991. ч. 27
  14. В. Зимонин «Ленд-лиз: как это было», 26.10.2006, газета «Красная Звезда»
  15. Leo T. Crowley, «Lend Lease» in Walter Yust, ed. 10 Eventful Years (1947) 2: 858-60; 1:520
  16. Correspondence of Roosevelt and Truman with Stalin on Lend Lease and Other Aid to the Soviet Union, 1941-1945
  17. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Госполитиздат, 1948
  18. Артем Кречетников, «Садовый шланг» Франклина Рузвельта, 29 июня 2007 г., BBCRussian.com
  19. Из донесения председателя КГБ В. Семичастного - Н. С. Хрущеву; гриф «совершенно секретно» // Зенькович Н. Я. Маршалы и генсеки. М., 1997. С. 161-162
  20. Г. Куманев «Говорят сталинские наркомы», стр. 70- Смоленск: Русич, 2005
  21. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  22. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  23. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6248000/6248720.stm
  24. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  25. Федеральное агентство по государственным резервам, «Резервы в годы Великой Отечественной войны»
  26. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6248000/6248720.stm
  27. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  28. В. Гаков «Зеленая цена Победы», Журнал «Деньги» № 23, 06/2002

Ленд-лиз - государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам в том числе и Советскому Союзу во Второй мировой войне: боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Помощь Советскому Союзу шла тремя путями: через Атлантику, через Иран и через Аляску. Немецкая авиация и ВМС всячески старались этому помешать. Но тем не менее, ленд-лиз сыграл важную роль в победе над гитлеровской Германией и её союзниками. Советская пропаганда, впоследствии, всячески преуменьшала роль в войне поставок из США. Это привело к тому, что многие моряки, лётчики и все те кто участвовал в этой программе оказались забыты.

Советский офицер ВВС возле почтового отделения аэродрома Галена на Аляске, США.

Погрузка танков «Матильда» в одном из британских портов для отправки по ленд-лизу в СССР.

Капитан королевских ВВС Джек Росс расстегивает парашют после вылета в районе Ваенги (ныне Североморск Мурманской области).

Индийские женщины протирают и смазывают детали танков, полученных по ленд-лизу.

Британский генерал-майор МакМюллен и полковник американской армии Райан в кабине паровоза, поставленного в Великобританию из США по ленд-лизу.

Генерал А.М. Королев и генерал Коннели пожимают руки на фоне первого поезда, прошедшего через персидский коридор.

Генерал А.М. Королев, генерал Сэнли Скотт и генерал Дональд Коннели стоят на фоне паровоза первого поезда, прошедшего через персидский коридор в 1943 году в рамках поставок из США в СССР по ленд-лизу.

Советские и американские авиаторы танцуют с девушками в клубе аэродрома Ноум (Nome) на Аляске.

Советские пилоты, лейтенанты Сусин и Карпов, разговаривают с сержантом ВВС США Алексом Хомончуком на аэродроме на Аляске.

Американские бомбардировщики А-20 стоят на аэродроме Ноум на Аляске перед перегонкой в СССР.

Полковник Н.С. Васин за обедом с вице-президентом США Генри Уоллесом и полковником Расселом Кайнером на Аляске.

Американский бомбардировщик А-20 «Бостон», разбившийся на Аляске.

Американский истребитель Р-39, разбившийся на аэродроме Ноум на Аляске.

Американский истребитель Р-39 стоит на аэродроме Ноум на Аляске.

Первая делегация советских ВВС стоит на фоне самолета на аэродроме Ноум на Аляске.

Советские летчики принимают бомбардировщик А-20, передаваемый по ленд-лизу.

Американский генерал-лейтенант Генри Арнольд смотрит на карту на совещании о доставке грузов по ленд-лизу в СССР через Аляску и Чукотку.

Американские высшие офицеры на совещании о доставке грузов по ленд-лизу в СССР через Аляску и Чукотку.

Американский генерал Джордж Маршалл разговаривает с адмиралом Эрнстом Кингом на совещании о доставке грузов по ленд-лизу в СССР через Аляску и Чукотку.

Советские и американские солдаты играют в бильярд. Аляска.

Отправка танка «Валентайн» из Англии в СССР.

Передача советским морякам фрегатов из состава флота США. 1945 год.

Английские женщины готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу.

Проверка радиосвязи в истребителе P-63 «Кингкобра» перед перегоном в СССР в рамках поставок по ленд-лизу.

Летчик 2-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Северного флота гвардии старший лейтенант Н.М. Диденко у истребителя Р-39 «Аэрокобра».

Групповой снимок советских и американских летчиков на фоне первых принятых истребителей P-63 «Кингкобра».

Американский военный груз, приготовленный для отправки в СССР по ленд-лизу. Танк М3 «Стюарт» и самолет А-20 «Бостон».

Американские бомбардировщики А-20 «Бостон» на аэродроме на Аляске перед отправкой в СССР.

Бомбардировщик А-20 «Бостон» на аэродроме на Аляске перед отправкой в СССР.

Бомбардировщики В-25, А-20 «Бостон» и истребители Р-39, приготовленные к поставке в Советский Союз по ленд-лизу, выстроены вдоль взлетно-посадочной базы ВВС США Ladd Field на Аляске перед приездом приемной комиссии из СССР.

Американские самолеты А-20 «Бостон» (на заднем плане также Р-39 и АТ-6) готовы к приемке технической комиссией и летчиками из СССР. База ВВС Abadan Field, Иран.

Советские летчики прибыли на базу ВВС Abadan Field в Иране.

Советский экипаж бомбардировщика A-20 «Бостон» и американцы: фото на память. Где-то на Аляске.

Советские летчики в увольнении на Аляске.

Истребитель P-63 «Кингкобра», ранее поставленный в СССР по ленд-лизу, вернулся в США и осматривается американскими техниками. Авиабаза Great Falls, США.

Истребители Р-63 «Кингкобра» на аэродроме Буффало перед отправкой в СССР.

Пара истребителей Р-63 «Кингкобра» в полете над Ниагарским водопадом.
Самолеты предназначались для поставки в СССР по ленд-лизу.

Американский бомбардировщик B-25J-30 с советскими опознавательными знаками в полете над Аляской.

Советские и американские летчики у истребителя Р-63 на Аляске.

Советская бригада по испытаниям самолета «Харрикейн».

Грузовики «Студебеккер» в транспортном резерве командования Красной Армии.

Предполетная подготовка истребителя Р-39L, предназначенного для СССР, на авиабазе Лэдд-филд на Аляске.

Редкое фото советских танкистов с танками М3А1 «Стюарт», в американских шлемофонах, с пистолетом-пулеметом Томпсон М1928А1 и пулеметом М1919А4. Американская техника оставлялась по ленд-лизу полностью укомплектованной - с экипировкой и даже стрелковым оружием для экипажа.

Начальник воздушной трассы Аляска-Сибирь Герой Советского Союза генерал-лейтенант Марк Израилевич Шевелёв

Колонна американских военных грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Ираке.

Капрал департамента вооружений британской армии несет пистолеты-пулеметы Томпсон, полученные по ленд-лизу из США, для проверки.

Британские солдаты на складе у ящиков с тринитротолуолом, полученных по ленд-лизу из США.

Американские штурмовики А-36А на борту грузового судна перед отплытием.

Американские истребители Р-63 и Р-39 перед отправкой в СССР.

Американские пикирующие бомбардировщики Дуглас SBD-3/5 «Донтлесс» из эскадрильи VC-29, вооруженные глубинными бомбами, на палубе авианосца «Санти» , во время операции по сопровождению конвоя в Атлантике в 1942-1943 годах.

Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне. Из Ирана самолеты перегонят в СССР советские летчики.

Американские самолеты по ленд-лизу летят в СССР.

Английский летчик-истребитель сержант Хоу, сражавшийся на Северном фронте, награжденный орденом Ленина за 3 сбитых немецких самолета.

Панорама военной верфи в Филадельфии.