Где жили варвары. Варварский мир эпохи переселения народов

Путешествие историков по лабиринту перехода от античности к средневековью длится уже более полутора тысяч лет. С той точки лабиринта, в которой мы сейчас оказались, открывается особая перспектива видения этого периода, имеющего да-же свое символическое название - Великое переселение народов.

Феномен Великого переселения народов всегда привлекал внимание исследова-телей. Не будет преувеличением сказать, что в конце XX в. интерес к нему велик как никогда. Однако становится все более очевидной чрезвычайная сложность и внутренняя противоречивость этого явления. К тому же образ варварского мира и его жителей лишен органичной самодостаточности. Выделение Великого переселе-ния народов в качестве переходной исторической эпохи в настоящее время предста-вляет особую важность. Оно позволяет не только исследовать конкретную исто-рию Великого переселения, какой она в основном и является в отечественной и за-рубежной исторической литературе; открываются некоторые возможности изу-чить историю развития системы представлений о Великом переселении народов. На рубеже античности и средневековья не только племена и народы пришли в движе-ние; “ожили” и активизировались знания и представления о различных племенах и народах. Базовым компонентом этих представлений выступал этноним - название племени, племенной группы и союза племен. Этнонимы сохранились в разного ро-да источниках, но особенно фундаментально, как известно, представлены письмен-ной традицией. Анализ этого вида источников открывает некоторые возможности выявления особенностей этнического пространства, созданного Великим переселе-нием. Он позволяет уточнить и этнический состав племенных объединений “вар-варского мира” - Барбарикума, их эволюцию. Это дает возможность обозначить основные тенденции и направления миграционных процессов эпохи Переселения, рассмотреть некоторые гипотезы о характере этносоциальных общностей и фор-мах контактов отдельных племен с Империей. Анализ этнонимии письменной тра-диции дополняет и определение места германцев в варварском мире. Германские племена ярко и последовательно отразили доминирующие тенденции рубежа ан-тичности и средневековья: при их активном участии разворачивались грандиозные социальные катаклизмы, разрушались границы и государства, погибали империи и армии, приходили в движение другие племена. В целом изучение системы предста-влений о варварском мире в рамках Великого переселения народов определяет не только хронологические границы исследования, но и выделяет этнонимию в каче-стве особого объекта внимания.

“Смена парадигм” - так можно было бы охарактеризовать происходящий в со-временной науке процесс в отношении Великого переселения народов, а также по-нятий “варвары”, “этническое пространство” и "этноним”. Если судить по мировой историографии, к настоящему времени в исследованиях о Великом переселении народов накопилось куда больше вопросов, чем ответов: какие импульсы вызвали к жизни миграции, охватившие пространства от Скандзы до Мавритании, от Китая до Пиренеев? Почему эти миграции были направлены в Западную Европу? Како-ва диалектика разрушительного и созидательного, триумфа и трагедии в историче-ской миссии Великого переселения? Каков этнический ландшафт Барбарикума этой эпохи? Как в бурных волнах миграций рождались и умирали названия наро-дов? почему в лабиринте переселения именно германцы стали “нитью Ариадны”? Какие “ловушки” подстерегают исследователя на пути от Тевтобурга до Адриано-поля? Почему не все варварские “королевства”, перевернув страницу античности, вошли в средневековье? Наконец, каковы особенности престижа “варварства” в этих “королевствах”?

Уже первое приближение к этим вопросам выявляет непродуктивность тради-ционного подхода к интерпретации Великого переселения народов. Трактовка его как перехода от античности к средневековью и в исследовательской, и тем более в преподавательской практике “разорвана”, со всеми вытекающими отсюда послед-ствиями. Как направление в исторической науке и раздел в историографии “Вели-кое переселение народов” вошло в контекст преимущественно позднеримских и отчасти ранневизантийских штудий. Подобная “разорванность” и традиционно сложившееся место этой темы в научных трудах на долгие годы перевели ее на пе-риферию исторических исследований в разряд маргинальных. Это привело к стаг-нации в изучении Переселения, к сужению его хронологических рамок, к созданию упрощенной модели этого явления. Однако за всем этим стоит главное — ограни-ченные возможности традиционного подхода к исследованию переходных эпох. Великое переселение народов как глобальный исторический процесс является яр-ким примером подобной эпохи. Основу его составляет взаимодействие варварства и цивилизации. На наш взгляд, в исследовании данного явления правомерно соче-тание формационного и цивилизационного подходов. Первый из них позволяет вы-явить общие черты и различия этого взаимодействия, а второй - эти различия уточняет и объясняет. Причем просматриваются две “модели” взаимодействия: ев-ропейская (Барбарикум - Римская империя) и азиатская (кочевой племенной мир - Китайская (Ханьская) империя). Обе эти “модели” трансформируются, периодиче-ски пересекаясь.

Принято считать, что эпоху Переселений открывает появление гуннов в Се-верном Причерноморье и вспыхнувший вскоре (375 г.) конфликт между ними и го-тами “Державы Эрманариха”, Результатом этого столкновения явилась массовая миграция готов на запад, а затем переселение их в 376 г. в Римскую империю. Ос-новная слабость подобного определения “начала” Переселения заключается в ло-кальном подходе к процессу, охватившему буквально всю территорию Европы, от-дельные регионы Азии и Северную Африку. Передатировка Великого переселе-ния позволяет, на наш взгляд, сместить его “начало” в пределы II в. н.э. “Конец” Переселения, в силу его региональной специфики, вряд ли может иметь жестко фиксированные хронологические границы. В целом оно завершается в VII в., хотя миграции в Европе и Азии продолжались и в дальнейшем, но они уже не сопрово-ждались переселением племен из Барбарикума в Римскую империю. Понятие Barbaricum solum после VII в. в источниках практически не встречается: Западная Римская империя перестала существовать в V в., а Барбарикум - в VII в. Славян-ские вторжения смели последние островки лимеса, разделявшего варварство и ци-вилизацию - эпоха великих переселений завершилась. На бывших территориях Римской империи (исключая ее восточную часть) и Барбарикума стали возникать недолговечные варварские “государства”. Они рассыпались как карточные доми-ки, консолидировав племена и народы и создавая предпосылки для образования первых раннесредневековых государств.

Для Великого переселения народов эпистемологическая ситуация осложняется доминирующей ролью уже существующей традиции, научной мифологии и отчасти рефлексии. Кроме того, традиционная парадигма сводит Великое переселение лишь к миграционным процессам, разбойным набегам варваров, их вторжениям и походам. Роль экономического фактора, значение торговых контактов Барбарику- ма и Римской империи, юридических принципов взаимоотношений Рима и варвар-ского племенного мира, правового статуса варваров на разных этапах Переселения и этнической эволюции самих варваров учитываются пока недостаточно. Самооче-видно, что без выделения Великого переселения в целостную историческую эпоху ход его дальнейших исследований обречен. Позитивистское упоение поисками ро-стков феодального общества или анализом признаков угасания родоплеменных ли-бо рабовладельческих отношений в конечном итоге определят место встречи в од-ном и том же тупике представителей как формационного, так и цивилизационного подходов. Европейская “модель” Великого переселения народов - это не только ко-нец античности и начало средневековья (что само собой разумеется); это прежде всего самостоятельный и достаточно продолжительный переходный этап между ан-тичностью и средневековьем.

Системное изучение Великого переселения народов позволяет определить его как особый период исторического развития, когда на значительном историче-ском пространстве (уже не античность, но еще не средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв.) и определенной территори-ей (Европа, Азия, Африка), взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как след-ствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения римского и варварского миров, явилось зарождение нового типа цивилизации.

Великое переселение народов как временной “зазор” между античностью и сре-дневековьем делится на три этапа: первый (II—IV вв.), “германский” - охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения; второй (IV-V вв.), “гуннский” - между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунских полях; третий этап (VI-VII вв.), “славянский” - связан с передвижением в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племен. Этапы Переселения от-личаются этническим составом участников Переселения, позицией мигрирующих племен, основными акцентами противостояния и взаимодействия, направлением миграций и их результатом.

В восприятии современников Великое переселение народов представлялось трагедией и катастрофой. Напомним, что в большинстве своем размышления лю-дей того времени о передвижениях варваров наполнены эсхатологическими настро-ениями. Вот замечательные по четкости и точности высказывания: “По всему рим-скому миру, словно по боевому сигналу труб, поднялись самые свирепые народы и стали переходить ближайшие к нам границы. Галлию и Рецию одновременно гра-били аламанны, сарматы и квады - обе Паннонии; пикты, саксы, скотты и аттако- ты терзали непрерывными бедствиями Британию; австорианы и другие племена мавров сильнее обычного тревожили Африку; Фракию грабили разбойничьи шай-ки готов” (Атт. Marcell. XXVI. 4, 5).

“Душа ужасается перечислить бедствия наших времен. Уже двадцать лет и бо-лее того, как римская кровь ежедневно льется между Константинополем и Альпа-ми Юлийскими. Скифию, Фракию, Македонию, Дарданию, Дакию, Фессалию, Ахайю, Эпиры, Далмацию и все Паннонии опустошают, тащат, грабят гот, сармат, квад, алан, гунны, вандалы и маркоманны” (Hieron. Episl. LX. 16).

“Отсюда плач Азии. Европы до пределов зеленеющей Далмации отдается на поношение и на добычу гетским полчищам: вся земля, которая лежит между зыбу-чей поверхностью Понта и адриатическими волнами, принимает одичалый вид, ли-шенная стад и не обитаемая никакими земледельцами” (Claud. Claudian. In Ruf. П. 36-^0).

“Как вдруг поднятое внезапным смятением варварство излило весь Север на те-бя, Галлия: за воинственным ругом, в сопровождении гелона, следует свирепый ге- пид; скира побуждает бургунд; вторгся гунн, белонот, невр, бастарн, туринг, брук- тер и франк, которого омывает своими волнами заросший камышами Никер; скоро пал Герцинский лес, срубленный секирой на челны, и покрылся Рен судами; и уже наводящие ужас полчища Аттилы разлились по твоим полям белг“ {Apoll. Sidon. Сапп. VII. v. 319-328).

В эпоху Переселения народов tanta scriptomm turba продолжали искать ответ на тривиальный вопрос: что скрывается под емким понятием “варвар”? Как известно, ассоциативный образ “варвара” сформировался античной исторической мыслью еще до начала Переселения. Семантика термина раскрывалась в рамках антитезы “эллины - варвары”, “римляне - варвары”. Три круга ассоциаций делали воспри-ятие этого образа автоматическим. Первый — этнический: варвар — это иностра-нец, чужеземец, человек, проживающий вне границ данного государства. Второй круг - этический. Он заключался в формуле: “варвар - это не римлянин”, тот счи-тался варваром, кто не обладал пайдейей, греческим воспитанием и образованно-стью. И, наконец, третий круг - филологический: незнание греческого и латинско-го языков - верный признак варварства.

Термин “варвары” использовался современниками Переселений в качестве са-мой общей дефиниции конгломерата племен, населявших как ближнюю, так и даль-нюю периферию античного мира. Образ варвара в период Великого переселения народов традиционно следовал оппозиции “варвары-не римляне”. Контраст между Барбарикумом и античным миром в это время достиг своей предельной остроты и напряженности. В целом содержательная характеристика варваров основывалась на балансе неприятия и заинтересованности. Эта тенденция отразилась в лексике сочинений как латинских, так и грекоязычных авторов. В подавляющем большин-стве случаев понятие “варвары” привязывалось к военному контексту и, как прави-ло, сопровождалось словами: “разрушили”, “осадили”, "опустошили”, “совершили нападение”. В ходе расселения варварских племен в Империи частота его употреб-ления заметно сокращалась. Из этого вовсе не следует, что исчез барьер взаимного отчуждения римлян и варваров. “Варвары” воспринимались как поле особой опас-ности уже внутри Империи, хотя эпицентр варварства (Βαρβάρον, βαρβαρίκοϋ χώρου, barbaricum solum), по мнению современников, находился не в Империи, а за ее пре-делами. Barbaricum solum - это прежде всего пространство для передвижений варва-ров, причем непрерывных передвижений (μεταναστάσειχ). Современники Великого переселения относили к варварам не все народы, отличающиеся от римлян, а лишь дикарей, обитателей отдаленных стран. Варвара как такового характеризовало именно его “место обитания” - Барбарикум. Типичная среда варвара - лесная чаща, труднодоступная, а значит таящая опасность, богатая растительностью, и поэтому темная. В качестве Барбарикума, места обитания варваров, фигурировали большие невозделанные пространства или сумрачные области, расположенные у крайних пределов земли. Все это, по мнению римлян, препятствовало зарождению и разви-тию цивилизации, способствовало сохранению у жителей Барбарикума примитив-ного образа жизни.

Изменение отношения современников к варварам в ходе Переселения отрази-лось в частоте использования самого слова “варвар”. По мере того как варвары ос-ваивались на римской земле, показательным стало использование вместо этого по-нятия других слов-эквивалентов: к примеру, общеупотребляемые слова manus, globus, gens, populus, exercitus, или конкретные этнонимы, нередко в сочетании populus Alamanomm, gens Francorum. Понятие “варвары” фигурировало уже не так часто, но оно становится более жестким. “Варвар” - это не просто невежественный иноземец, но прежде всего крайне агрессивный и непредсказуемый чужестранец, носитель разрушительного начала. Множественность варваров, их многочислен-ность в глазах современников Переселения ассоциировались с “толпой”, чаще с “войском”. Толпа, неорганизованная масса варваров характеризуется как “переме-шанная” (permixta, mixta, immixta), “беспокойная” (tumaitisa), "небоеспособная” (imbellis). Для людей того времени варвар - это негативный “иной”. Модель поведе-ния варваров заключала в себе прежде всего агрессию. Одновременно, на фоне не-гативного варварского стереотипа появились новые оттенки образа варвара. СIV в. он уже не только враг (έχθρος), неприятель (ττολέμσς), но союзник-друг (φίλος), сим- мах, энспонд, федерат. В период между сражениями у Адрианополя и Каталаун стратегия неприятия варваров выстраивалась на более нейтральном образе “чужо-го”, а не только на логотипе “врага”. В привычном обиходе грекоязычной интелле-ктуальной элиты IV-V вв. были термины αλλότριος, αλλόφυλος. Уже в первой по-ловине V в. различались “варвар” (βαρβαρος) и “иностранец” (ξένος). Еще раз отме-тим, что понятие “варвара” как невежественного, агрессивного разрушителя окон-чательно оформилось в эпоху Переселений. В этом общепринятом, обиходном зна-чении оно пережило ее и, пройдя через средневековье и Новое время, дошло до на-ших дней.

Великое переселение народов, как системный процесс взаимодействия Барба-рикума и античной цивилизации, сформировало уникальное этническое простран-ство. Под этническим пространством подразумевается вся совокупность племен и народов, связанных с конкретным историческим явлением и его образом в истории. Этническое пространство, созданное Великим переселением, отличалось много- слойностью. Оно представлено германскими, аланосарматскими, тюркскими, сла-вянскими, италийскими, кельтскими, рето-этрусскими, иберийскими, скифскими, синдо-меотскими, фракийскими, македонскими, иллирийскими, финно-угорскими, кавказскими, индийскими, балтскими, греческими, малоазийскими, армянскими, се-мито-хамитскими и африканскими племенами. Среди них можно выделить племе-на-аборигены и пришлые, инертные и динамичные, племена и народы, населявшие земли Римской империи, ее провинций, и племена Барбарикума.

К числу инертных участников Великого переселения можно отнести главным образом жителей римского мира, всех народов, населявших Римскую империю и ее провинции. Так, жители Италии, практически не меняя мест своего обитания, испы-тали мощный напор Барбарикума и выдержали не одну волну переселений. Специ-фическая особенность этнического пространства этого региона сложилась уже в преддверии Великого переселения. Она заключалась в готовности населявших Апеннинский полуостров многочисленных народов к военным и торговым контак-там с племенами Барбарикума. Сюда следует отнести и возросшую “внутреннюю” (в границах Римского государства) мобильность населения, связанную с захватом Римом огромных территорий от берегов Рейна и Альпийских гор до океанского по-бережья, включая области Пиренейского полуострова. Преобразование этих зе-мель в римские провинции и постепенная их романизация приводили к разрушению этнической замкнутости Галлии и Испании. Здесь этническое пространство размы-валось социализирующей направленностью римской цивилизации.

Осколки исчезнувшего кельтского мира в целом оказались в стороне от актив-ного участия в миграционных процессах Великого переселения. Известно, что кель-ты упорно сопротивлялись римлянам. Однако им не удалось устоять перед герман-цами. После ряда военных неудач, потеряв часть завоеванных земель, кельтское на-селение концентрируется в Средней Европе - от Британии до Карпат. Не исключе-но, что некоторые кельтские племена оказались вовлеченными в походы, вторже-ния и грабительские экспедиции племен Барбарикума, особенно на первом этапе Переселения народов. Длительные набеги скоттов на западные берега Британии, постепенное и методичное освоение ими большей части Каледонии - нетипичный пример миграционной активности кельтов в эпоху Переселения.

Часть этнического пространства Великого переселения народов составлял мир фракийских, иллирийских и греческих племен. Их можно также отнести к блоку инертных участников Переселения. Фракийцы, иллирийцы и греки находились ме-жду кельтским миром на западе, германским - на севере и скифо-сарматским - на востоке. Неоднократно районы обитания этих племен до и особенно в период Ве-ликого переселения являлись эпицентром многих миграций. Основные события первого этапа Переселения (Маркоманнские войны во II в. н.э., готские вторжения на Балканы в III борьба племен за Дакию после 270 г., Сарматские войны сере-дины IV в. на Среднем Дунае) сопровождались расселением мигрирующих племен в иллирийском и фракийском мире. Через населенные иллирийцами и кельтами про-винции Норик и Паннонию в течение четырех столетий в Италию устремлялись бурные полиэтничные миграционные потоки,

В контекст этнического пространства эпохи Переселения вписались и обитате-ли малоазийского и ближневосточного регионов. Морские набеги причерномор-ских племен потрясли до основания Каппадокию, Галатию, Вифинию, Понт, Азию, Киос, Родос, Крит и Кипр. Племена европейского Барбарикума проникают вглубь Малой Азии и приходят в тесное соприкосновение (не только враждебное, но и мирное) с иноэтничным миром местных племен. Прослеживается четкая безуслов-ная связь первых шагов распространения христианства у германцев в результате, контактов с жителями Каппадокии. Роль малоазийского и ближневосточного этни-ческого компонента в Великом переселении народов можно определить как пассив-ную по отношению к миграционным процессам. Но эти племена, будучи, главным образом, “зрителями” Переселения, все же дали ему дополнительный импульс, спо-собствуя распространению в варварском мире христианства.

Агрессивную, наступательную позицию Барбарикума разделяли не все населяв-шие его племена. Инертным, безразличным к миграциям оставался мир балтских племен. На первом этапе Переселения спокойная, размеренная жизнь этих племен, их замкнутый, непритязательный уклад были нарушены движениями готов к югу и миграционной волной сарматских племен в район Среднего Подунавья. Внутренние стимулы к переселению у балтов отсутствовали. На незначительные передвижения их подталкивали лишь миграции соседних народов. Будучи инертными в противо-стоянии “варварский мир-римская цивилизация”, балты сыграли значительную роль в стабилизации особого жизненного цикла отдельных регионов Барбарикума. Косвенным образом они способствовали окончательному сплочению славян — ли-деров третьего этапа Переселения.

Подобно балтам финно-угорские племена не проявляли миграционной актив-ности вплоть до VI в. Занимая значительные территории от нынешних районов За-падной Белоруссии до предгорий Урала, они не были однородными. Разные группы племен этого этнического пространства пересекались и взаимодействовали с лиде-рами Великого переселения народов - германцами и гуннами. Одни племена вошли в состав “государства Эрманариха”, другие сыграли значительную роль в процессе этногенеза западных гуннов. Отметим, что в то время, когда в Центральной Евро-пе бушевали Маркоманнские войны (166-180 гг.), знаменовавшие начало первого этапа Переселения, в степях Южного Урала в ираноязычном и угро-финском этни-ческом пространстве уже начал формироваться лидер следующего этапа Переселе-ния - гунны.

Активными, динамичными участниками Великого переселения, лидером и ка-тализатором передвижений выступали германские, тюркские, славянские, алано-сарматские племена.

Германское этническое пространство эпохи Переселения народов являлось одним из наиболее значительных. Уже в начале Переселения германцы занимали обширные территории, преимущественная часть которых отмечена экстремальны-ми географическими и климатическими условиями: огромные леса, обилие рек, озёр, непригодность многих территорий для земледелия и животноводства. Они по-стоянно испытывали на себе военный и цивилизационный натиск римского мира, особенно усилившийся на рубеже тысячелетий. Как следствие, сформировался до-вольно высокий уровень мобильности германских племен. Он отражал прежде все-го адаптационные возможности и свойства германского этнического пространства. Помимо этого, мобильность германцев символизировала их особую социальную адаптацию. Не только жизненные потребности стимулировали движение племен; грабежи, покорение соседей, разбой в близлежащих римских провинциях, взятие го-родов, гибель императоров и видных римских военачальников, - это и акты самоут-верждения,"демонстрации мощи племен, их принадлежности к отмеченным тради-цией победителям и лидерам Барбарикума. “Экспозиция” истории германского эт-нического пространства весьма представительна. Здесь и обилие названий племен, различные формы проявления их активности, значительный географический раз-мах передвижений, пульсирующий характер расселения, многовариантность дого-ворных отношений с Римом и Византией. За относительно короткий исторический период миграции германцев охватили основные регионы ойкумены - Европу, Азию, Северную Африку. Они способствовали возникновению основных “линий разломов”, конфликтных зон в европейской “модели” Переселения, Миграционный опыт германцев неоднозначен. Он представлен различными типами миграций: пе-реселения племен, движения отдельных дружин, “профессиональная" миграция (те-лохранители при императорских дворах), “деловая” миграция (германские ремес-ленники и купцы). Германское этническое пространство за многие века переселе-ния создало своеобразный “миграционный стандарт”, который использовался и другими племенами. Он, к примеру, включал “сценарий" поведения варваров в сте-реотипных ситуациях (походы, вторжения, переговоры) и стандартный набор их претензий к Империи. Различная степень зависимости от римского мира порожда-ла в германском этническом пространстве и различные импульсы консолидации, Их высшим проявлением стали “большие” племена, В ходе Переселения менялась не только горизонтальная динамика варварского мира, его “картина”(вовлечение в переселение все новых и новых племен). Существенные перемены происходили и внутри него. Стремительно менялась этносоциальная вертикаль, внутренняя эво-люция двигавшихся племен, их потестарное развитие. Начинал переселение один народ, заканчивал - совсем другой. Многим германским племенам довелось запла-тить большую цену за познание принимающего их римского мира.

Волны миграционных потоков привели в Европу ряд алано-сарматских и тюрк-ских племен. Ираноязычные алано-сарматские племена сыграли значительную роль в становлении народов Восточной Европы, являлись одним из компонентов эт- ногенетических процессов Юго-Восточной Европы и лишь косвенным образом воз-действовали на аналогичные процессы в западноевропейском регионе.

Совершенно очевидно, что в миграционных процессах водные бассейны играли столь же большую роль, как и в жизни крупнейших цивилизаций. В эпоху Пересе-ления народов направление передвижения значительного большинства племен, об-разующих алано-сарматское этническое пространство, определялось не только наличием в данном районе очага цивилизации, но и водных ресурсов. Зачастую эти два фактора совпадали. Танаис безусловно играл такую же роль в истории Восточ-ной Европы, как Рейн для Западной или Истр для Юго-Восточной. Вокруг Меоти- ды концентрировался и консолидировался ираноязычный племенной мир, также как, например, греческий - вокруг Эгейского моря или итало-лигурийский в Запад-ном Средиземноморье.

В эпоху Великого переселения народов по обширным пространствам Великого пояса степей, тянувшегося от Паннонии до Забайкалья, были рассредоточены раз-личные тюркские племена. Они создали особое этническое пространство. Террито-рии, над которыми устанавливался контроль того или иного кочевого сообщества и с которыми эти кочевники себя идентифицировали, представляли собой своеобраз-ный ареал кочевания племен. В отличие от других варварских миров граница этого ареала не являлась границей тюркского этнического пространства. Этой грани-цей был тот круг людей, который составлял данное кочевое сообщество, принад-лежность к которому определялась отшлифованными веками нормами родства. Тюркский варварский мир - это рассеянная пространственная структура. Евразий-ский степной коридор - лишь одна из важнейших межконтинентальных артерий, по которой в Европу шли миграции различных гуннских племен, а впоследствии ава-ров и булгар. В эпоху Великого переселения народов существовало представление, что волны враждебных римской цивилизации кочевников выплескивались Меотидой и Танаисом. Идеи о вторжении “варваров” с востока господствовали вплоть до эпохи Возрождения. Кочевники тюркского этнического пространства в эпоху Ве-ликих переселений овладели различными средствами адаптации к встречающимся на их пути оседлоземледельческим племенным мирам: периодические набеги, регу-лярные грабежи, навязанный “вассалитет”, данничесгво.

Среди тюркских племен складывалось представление о большей престижности военных грабительских походов и завоеваний, в сравнении с мирным трудом. Это накладывало отпечаток на жизнь варваров-кочевников, служило основой для фор-мирования у них культов войны, воина-всадника, героизированных предков. В эпо-ху Великого переселения народов преимущество варваров-кочевников во многом определялось наличием у них верховых животных, в то время имевших особенно важное военно-стратегическое значение.

Для реализации экспансии создавались “племенные” конфедерации, вождест- ва. Экспансия, направленная против крупной цивилизации, в данном случае визан-тийской, создавала новые средства адаптации - кочевую “империю”. Сокруши-тельный эффект степных кочевых “империй” Европа испытывала в течение не-скольких столетий. -

Нарастающая интенсивность “кочевого марша” тюркских миграций на запад, условно определяемых как "миграция миграций”, в значительной степени “увязла” благодаря славянским переселениям.

Славянское этническое пространство эпохи Великого переселения народов формировалось под воздействием разнообразных факторов. Этот обширный пле-менной мир, как и другие, не был изолированной частью Барбарикума. Славяне то-го времени отличались особой интенсивностью межэтнических контактов. Имели место как столкновения племен, так и мирное их соседство, в том числе с балтами, сарматами, германцами, фракийцами, иллирийцами и с некоторыми тюркскими племенами. С течением времени славянские племена менялись, смешиваясь с други-ми народами, воспринимая их культуру, но не утрачивая при этом своей этнической принадлежности. Пройдя через Великое переселение народов, славянские племена делились, объединялись, создавая многочисленные племенные образования с новы-ми названиями.

Отличительная особенность славянского племенного пространства - его отно-сительная удаленность от римского мира. Находясь на периферии Барбарикума, славянские племена тем не менее активно включались в миграционные процессы. Можно полагать, что такие процессы у славянских племен являлись своего рода адаптацией к предшествующим миграциям других племен и их результатам. Приб-лижаясь к границам римской цивилизации, славянские племена на первых порах не стремились, однако, к взаимодействию и развернутым контактам с этим миром. Последующая активность славян в отношении Империи была во многом спровоци-рована ею самой, а также появлением на их рубежах аварских племен. Славянские племена, начав продвижение на юг и завершив расселение по Балканскому полуост-рову, в VI—VII вв. сливались в единые народы с фракийцами, иллирийцами и кель-тами. Они растворили в своей среде тюркоязычных булгар, вступали в контакты с эпиротами, греками и положили начало южнославянским этносам.

Этническое пространство Великого переселения народов состоит из двух взаи-мосвязанных компонентов. Первый - это племена и народы, которые являлись ре-альными участниками исторических событий эпохи Переселения. Второй компо-нент - это система представлений об этих племенах, которая создавалась как антич-ной и раннесредневековой письменной традицией, так и современными националь-ными историографиями. Иногда эти компоненты вступают в противоречие. Клю-чевым элементом в системе представлений был этноним.

Этнонимы эпохи Великого переселения народов представлены названиями ро-дов, племен, племенных групп и союзов племен. В исследовании этнонимии разли-чают несколько подходов. Во-первых, объектом изучения может быть само назва-ние. Этноним - слово и, как все слова, подчиняется законам языка. Этноним может представлять интерес с точки зрения его происхождения и этимологии. В таком ра-курсе этнонимы времени Переселения могут быть объектом исследования сравни-тельного языкознания. Во-вторых, объектом исследования может быть а носитель данного названия, т.е. племена и народы, которые под разными этническими обо-значениями принимали непосредственное участие в конкретных событиях. Одно и то же название может обозначать не всегда одного и того же носителя. Этноним эпохи Великого переселения народов подобен призраку, который шагал вместе с переселяющимися племенами и народами. Он зачастую покидал своего хозяина и выбирал в спутники другого. Диалектика жизни в ходе миграций меняла и самого владельца этнонима. Имела место динамика содержания многих этнонимов. Боль-шинство из них существовало на протяжении всех этапов Великого переселения на-родов, но в конце Переселения они могли обозначать не совсем тех, или совсем не тех, кого в начале. В период массового расселения варварских племен на террито-рии Империи некоторые этнонимы стали собирательными. Объединительно-разъ-единительные процессы приводили к изменению социальной организации много-численных племен. При этом они сохраняли старую этнонимию, но с новым значе-нием. Этноним становился ускользающим образом племен. Этноним завоевателей зачастую переносился на завоеванных и наоборот. Однако известно, что этноним - архетип уникальной устойчивости. Как названия, этнонимы обладали консерватив-ностью и огромной жизнеспособностью. Они свято хранились членами соответст-вующей этнической общности и передавались из поколения в поколение. В случае военного поражения племени, разбросанные на дальние расстояния “осколки" его продолжали хранить свой этноним. Входя в состав новых племенных союзов, племя могло получить новое название, но при этом пользовалось и старым. В-третьих, со-держание этнонима могло меняться и независимо от его владельца. При этом не обязательно, чтобы изменился сам этнический объект. Достаточно, чтобы измени-лось представление о называемом у тех, кто использовал данный этноним. В конце Великого переселения народов этнонимы некоторых племен стали оценочными терминами. Они выступали в качестве определения к личному имени. Через этно-ним фиксировалась личная заслуга или личная вина. Можно наблюдать этнофолич- ность как архаичной, так и актуальной этнонимии. Этноним для эпохи Великого пе-реселения народов превращается в “титул”, обретая новую терминологическую функцию, когда на первый план выступает именно социальный аспект, а этниче-ская характеристика отходит на второй план, но при этом никогда не утрачивается.

В целом можно отметить, что в эпоху Переселения народов этноним выпол-нял функцию своеобразного универсального “языка общения” между варварским миром и римской цивилизацией. Он служил своеобразным “паролем", регулято-ром межэтнических связей. К тому же этноним отражал сопоставительную при-роду этноса. В письменной традиции этническая характеристика “инакости”, диф-ференциация Барбарикума и его представителей выражалась прежде всего средст-вами этнонимии.

Представлен корпус этнонимов, созданный на основе греческой, римской и раннесредневековой письменной традиции. Обобщены свиде-тельства более 300 авторов и анонимных источников. В контексте исследуемой про-блемы некоторые источники введены в научный оборот впервые. В комплекс ис-пользуемых материалов вошли труды известных греческих и римских историков. Это сохранившиеся сочинения Асиния Квадрата, Клавдия Элиана, “Римские исто-рии” Тита Ливия, Аппиана, Диона Кассия, Геродиана, “Библиотека" Диодора Сици-лийского, произведения Тацита, Флора и Макробия, отрывки сочинений Дексиппа, “Истории” Аммиана Марцеллина. Большого внимания заслуживает этнонимия кельтских и германских племен Юлия Цезаря. Важную информацию о варварском мире, варварах и их названиях содержит “Памятная книга” Луция Ампелия, сочине-ния Плутарха, такие биографии и бревиарии, как “История Августов”, первая часть Анонима Валезия, “Сокращенная история” Евтропия, “История Цезарей” Аврелия Виктора, сочинение Юстина, бревиарий Феста, биографии Светония. В этой группе источников особое значение имеют труды Тацита, Диона Кассия и Аммиана Мар- целлина. Осведомленность, значительные и яркие характеристики племен Барба- рикума определили достаточно высокую оценку этих источников в литературе по варварологии.

Произведения византийских историков IV-VI вв. традиционно важные источни-ки по варварской тематике. Среди них “Продолжение истории Дексиппа” Евнапия, фрагменты сочинений Петра Патрикия, Олимпиодора, Малха, Менандра Протекто-ра, Кандида, "Новая история” Зосима, отрывки “Византийской истории” Приска Па- нийского, труды Прокопия Кесарийского, “Хронография” Иоанна Малалы, трактат "О магистратах” Иоанна Лида, сочинение “О царствовании Юстиниана” Агафия.

Достаточно широко привлекались сочинения церковных историков, а также не-которые труды “отцов церкви”. Римская церковная историография, представленная “Хроникой” Сульпиция Севера, “Церковной историей” Тирания Руфина, “Истори-ей против язычников” Павла Орозия и сочинением Лактанция “О смерти гоните-лей”, дает уникальные сведения о расселении варварских племен. Ряд косвенных данных по географии и этнографии Барбарикума эпохи Переселения можно найти в поэмах Павлина Ноланского, “Истории” Виктора Витенского, “Житии Северина” Евгиппия, письмах Амвросия, сочинении Евхерия Лионского, а также в письмах Гилария Арелатского, панегириках и письмах Сидония, сочинениях Авита, Фаустина, Матерна. Уникальная характеристика стержневых событий Великого переселения народов представлена в сочинении Августина “О граде Божием” и в труде Сальви- ана “Об управлении Божием”. Свидетельства о варварах, почерпнутые из римской церковной историографии, отличаются преувеличением и тенденциозностью. Представленная здесь этнонимия чаще всего собирательна и не этнофолична.

Определенной осторожности требуют материалы греческой церковной исто-риографии. Сведения о многочисленных племенах Барбарикума отражены в “Цер-ковной истории” Сократа Схоластика, Созомена, Феодорита Кирского, Евагрия Схоластика, Филосторгия, сочинении Геласия Кизикского, полемических трудах Афанасия Александрийского, фрагментах сочинений Епифания и Кирилла Иеруса-лимского, в комментариях Косьмы Иерусалимского. Уникальная этнонимия вар-варских племен представлена в сочинениях Клемента Александрийского, в “Хрони-ке” и “Жизни Константина” Евсевия Кесарийского. Сочинения греческих церков-ных историков наполнень: архаизированными наименованиями народов, которые зачастую использовались в качестве оценочных характеристик варваров. Далеко не всегда удается с определенностью установить, какой народ подразумевается под тем или иным этнонимом.

Весьма ценны, хотя очень скудны, отрывочные сведения о контактах Империи с варварским миром, взятые из писем и эпиграмм Авзония, автобиографических со-чинений Павла Пйлейского, “Хроники” Иеронима и его продолжателей - Проспе- ра, Гидация, Виктора Тонноненского, Иоанна Бикларского, Мария Авентского, Марцеллина Комита, Геннадия Массилийского, Галльских хроник 452 и 511 гг., вто-рой части Анонима Валезия. Известно, что материалы хроник представляют собой предельно сжатый перечень событий, с пунктирным обозначением племен в них участвующих. К тому же в сообщениях хронистов довольно часто встречается этни-ческая контаминация.

В письменной традиции, возникшей в варварских “королевствах” и представ-ленной сочинениями Эннодия, Кассиодора, Исидора Севильского, Григория Тур-ского, Фредегара и Павла Диакона имеются материалы исключительные для пони-мания истории миграционных процессов времени Переселения народов, этнической действительности этой эпохи. Первостепенное значение имеют сочинения о “про-исхождении народов” и среди них “Гетика” Иордана. Этот источник наиболее зна-чителен по всем показателям: по объему и разнообразию содержания, по ценности информации, по степени сложности связанных с ней спорных вопросов, по особой популярности его в историографии.

Масштабы и степень вхождения варваров в социальную структуру Империи по-могают определить военный трактат Вегеция, “Перечисление должностей”, “Спи-сок Полемия Сильвия”, “Военные хитрости” Фронтина.

Исследование панегириков, речей Фемистия, Синезия Киренского и Симмаха, речей и писем Либания и императора Юлиана, стихотворений Порфирия, Клавдия Клавдиана, Пруденция и Драконтия позволило выявить многослойность некоторых этнонимов. Конкретно-исторический анализ этой группы письменных источников затрудняется не только сложностью языка речей, вычурностью форм стихотворе-ний и риторичностью писем, но и тенденциозностью авторов и дехронологизацией упоминаемых ими событий.

Этническую структуру и общую картину миграционных потоков в различных районах Барбарикума в некоторой степени удается восстановить с помощью “Гео-графии” Страбона и Птолемея, периэгез Дионисия и Присциана, периплов Арриа-на, Авиена, Маркиана, Псевдо-Арриана, “Хроники” Ипполита, “Космографии” Юлия Гонория, “Этники” Стефана Византийского, “Веронского списка 297 г.”, тра-ктата Помпония Мелы “О строении земли”, III—IV книг “Естественной истории” Плиния, сочинений Вибия Секвестра, “Итинерария Александра”, консульских фаст и Певтингеровых таблиц.

Анализ всей письменной традиции о племенах и народах рубежа античности и средневековья позволил выявить различные названия. Здесь и наименования от-дельных родов (“филонимы”), имена племен и племенных союзов (собственно “эт-нонимы”), названия граждан различных политических образований (“политони- мы”), а также жителей городов (“полисонимы”). Кроме собственно племенных имен встречаются также и прозвища, данные тем или иным группам племен греко-римской традицией. Согласно разработанной методике систематизации этнонимов, выделены классификационные группы названий варварских племен. Этнический лексикон Великого переселения народов составили наименования скифских, алано-сарматских, синдо-меотских, германских, фракийских, кельтских, македонских, ил-лирийских, иберийских, финно-угорских, мидийских, италийских, кавказских, лигу-рийских, армянских, рето-этрусских, малоазийских, греческих, славянских, балт- ских, семито-хамитских, африканских, мифических племен. Таким образом, в кор-пус вошла актуальная этнонимия, которая принадлежала реальным племенам, не-посредственным участникам или современникам Великого переселения народов. Включена также архаизированная этническая номенклатура, которую интеллекту-альная элита рубежа античности и средневековья использовала для оценочных ха-рактеристик представителей варварского мира.

Этнонимы представлены в русском варианте, латинских и греческих оригиналь-ных формах с комментариями, включающими этническую атрибуцию, основные исторические сведения о данном народе, хронологические и географические справ-ки, указания на точное место в позднеантичных и раннесредневековых текстах, упо-минающих данное название. Этнонимы оформлены в именительном падеже множе-ственного числа. Их транскрипция и транслитерация унифицированы. При трансли-терации этнонимов с древнегреческого учитывается наличие разночтений, восходя-щих к традиционному различию между так называемым Эразмовым и Рейхлинов- скнм произношением. Первое в значительной степени считается “литературным”. Второе поддерживалось давними связями с Византией, нормами церковного языка. Учитывается и такой фактор, как традиция. Написание и произношение названий народов, имеющих за собой многовековую или хотя бы достаточно длительную традицию, сохраняются. Транслитерация остальных названий унифицирована по следующим правилам: греческая тэта передается через “т”; греческая зта переда-ется через "е”. Дифтонги ol и αι передаются через “э” в начале слова и “е” в середине. Дифтонг ei воспроизводится через “и”, ηυ - через “ев”. Корпус этнонимов яв-ляется тоё основой, на которой в работе прослеживается этническая динамика вар-варского мира и раскрывается специфика системы представлений античных и ран-несредневековых авторов об этническом ландшафте эпохи Переселения.

Таким образом работа представляет собой обобщающее исследование по этно- исторической структуре и динамике варварского мира эпохи Переселения народов. Варварский мир рассмотрен в контексте единого системного процесса взаимодейст-вия Барбарикума и цивилизации. Его комплексное исследование проведено в рам-ках Великого переселения народов. В работе предлагается новая концепция Пере-селения. Она предусматривает выделение Великого переселения народов в особый период исторического развития, когда взаимодействие варварства и цивилизации достигает своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения разнотипных культур-но-цивилизационных миров, явилось зарождение нового типа цивилизации. С уче-том характера этнического состава участников Переселения, позиции лидирующих племен, основных акцентов противостояния и взаимодействия, направления мигра-ций и их результатов выделены три этапа Переселения - “германский”, “гуннский” и “славянский”. На основе представленной парадигмы Переселения и анализа соб-ранных этнонимов скорректированы представления о горизонтальной и вертикаль-ной динамике варварского мира, впервые выделено сформированное Великим пе-реселением народов уникальное этническое пространство, показана его многослой- ность, определены составляющие компоненты. Отражены особенности этническо-го пространства Барбарикума, состав племенных объединений, их эволюция, на-правление миграций, характер и формы контактов варварских племен с Римской империей.

Буданова В.П.

Из книги «Варварский мир эпохи Великого переселения народов», 2000

Понятие «варвар», «варварский» появилось в Древней Греции в 5 в. до н. э. Оно означало первоначально представителей всех других племен и народов, которые говорили на непонятном для греков языке (barbaros - непонятно болтающий). Варварами называли, например, персов, жителей Малой Азии, египтян, т. е. в слово «варвары» не вкладывали никакого презрительного смысла. С развитием рабства (большая часть рабов поступала из окружающих Древнюю Грецию отсталых племен) начинают сближаться термины «раб» и «варвар». Уже у Аристотеля они становятся почти синонимами. В связи с этим презрительное отношение к рабам, которое сложилось в греческом обществе, стало переноситься и на варваров.

В римскую эпоху, когда рабство достигло своих наивысших форм, а презрительное и жестокое отношение к рабам стало общепринятой нормой, понятие «варвар» приобрело смысл примитивного, дикого, не знакомого с культурой человека, по самой природе предназначенного к рабству, услужению римлянам (см. Древний Рим).

Этот взгляд укрепился отношением римлян, живших в условиях высокой античной цивилизации, к окружавшим Рим племенам, жившим в условиях примитивного родового строя. К тому же племена эти часто нападали на границы империи, грабили богатые римские города, разрушали непонятные им произведения римской культуры. Если большая часть греков и римлян рассматривали варваров как людей некультурных, отсталых и жестоких, то в 1-2 вв. в Риме среди части римских мыслителей наблюдается некоторая идеализация простой жизни варваров как жизни добродетельной и близкой природе.

В 1-2 вв. Римская империя успешно противостояла окружавшим ее варварским племенам - германцам, сарматам, аланам и др. Однако с 3 в. варвары начинают вторгаться на римскую территорию, грабить провинции и города. В начале 5 в. натиск их на Рим усиливается и вынуждает императоров Западной Римской империи мириться с пребыванием варварских племен (вестготов, бургундцев, свевов и др.) на землях империи. Здесь образуются первые ранние варварские королевства (королевство вестготов в юго-западной Галлии, 419 г.; королевство вандалов в Африке, 429 г.; королевство бургундов в юго-западной Галлии, 449 г.; и др.). После падения Западной Римской империи в 476 г. варварские королевства стали независимыми, в них постепенно формируются феодальные отношения. Порядок жизни обеспечивался законами, получившими название варварских правд. Они представляли собой записи обычного права (совокупность правил поведения, обычаев, сложившихся в обществе в результате их неоднократного применения и санкционированных государством); составлены между 5 и 9 вв. Известны вестготская, бургундская и другие варварские правды. По своему характеру к ним приближаются византийский «Земледельческий закон» и «Русская Правда».

В античном мире варварами назывались те народы, которые не владели греческим языком или латынью. Варварские племена под действием определенных обстоятельств заселили земли Европы и начали формировать новые средневековые государства.

Эпоха великого переселения

Привели к образованию варварских королевств великое переселение народов и многочисленные войны, происходящие из-за раскола государств, существовавших в Массовые миграции варварских народов начались еще во нашей эры. Римская империя подвергалась атакам германских племен. На протяжении столетия римляне успешно отражали нападения варваров. Ситуация резко изменилась в 378 году во время битвы при Адрианополе между римлянами и готами. В этом сражении Римская империя потерпела поражение, таким образом показав всему миру, что великая империя больше не является непобедимой. Многие историки полагают, что именно это сражение изменило баланс сил в Европе и положило начало развалу империи.

Вторым этапом переселения, еще более сложным для римлян, стало нашествие азиатов. Раздробленная Римская империя не могла бесконечно сдерживать массированные атаки гуннов. В результате таких нелегких испытаний в 476 году Западная Римская империя перестала существовать. Третьим этапом считается переселение славянских племен из Азии и Сибири на юго-восток.

В истории образование варварских королевств занимает довольно продолжительный отрезок времени. Эта эпоха длилась пять столетий, окончившись в седьмом веке заселением славян в Византии.

Причины переселения

Существенные природные и политические факторы стали причиной переселения и образования варварских королевств. Краткое содержание этих факторов представлено ниже:

1. Одна из причин была названа историком Иорданом. Скандинавские готы под предводительством короля Филимера вынуждены были покинуть свои земли в связи с перенаселением занимаемой территории.

2. Вторая причина носила климатический характер. Резкое похолодание было вызвано климатическим пессимумом. Повысилась влажность, температура воздуха понизилась. Вполне понятно, что от похолодания прежде всего пострадали северные народы. Земледелие было в упадке, леса уступили место ледникам, транспортные пути стали непроходимыми, выросла смертность. В связи с этим жители Севера мигрировали в более теплые края, что впоследствии и привело к образованию варварских королевств в Европе.

3. В начале массового переселения немаловажную роль сыграл человеческий фактор. Общество самоорганизовывалось, племена объединялись или враждовали между собой, пытались подтвердить свои власть и могущество. Это привело к стремлению к завоеваниям.

Хунны

Хуннами, или гуннами, называли степные племена, населявшие северную часть Азии. Хунны образовывали довольно мощную державу. Их вечными противниками были их соседи китайцы. Именно противостояние Китая и Хуннской державы стало причиной строительства Великой Китайской стены. Кроме того, именно с движения этих племен начался второй этап переселения народов.

Гунны потерпели сокрушительное поражение в борьбе с Китаем, это заставило их искать новые места для обитания. Движение гуннов создало «эффект домино». Заселившись на новых землях, гунны вытесняли коренных жителей, и те, в свою очередь, вынуждены были искать себе жилище в другом месте. Гунны, постепенно распространяясь в западном направлении, вначале вытеснили аланов. Затем на их пути встало которые, не выдержав натиска, разделились на западных и восточных готов. Таким образом, к четвертому веку гунны приблизились вплотную к стенам Римской империи.

На закате Римской империи

В четвертом веке великая переживала не лучшие времена. Чтобы сделать управление огромным государством более конструктивным, империю разделили на две части:

  • Восточная - со столицей Константинополь;
  • Западная - столица оставалась в Риме.

Многие племена бежали от постоянных атак гуннов. Вестготы (западные готы) вначале просили убежища на территории Римской империи. Однако позже племя восстало. В 410 году они захватили Рим, причинив значительный ущерб западной части страны, и переместились на земли Галлии.

Варвары настолько прочно обосновались в империи, что даже римская армия в большинстве своем состояла именно из них. А предводители племен считались наместниками императора. Один из таких наместников сверг императора западной части государства и занял его место. Формально правителем западных территорий являлся восточный император, но фактически власть принадлежала лидерам варварских племен. В 476 году Западная Римская империя окончательно перестала существовать. Это был важнейший момент в истории образования варварских королевств. Кратко изучив данный отрезок истории, можно увидеть четкую грань между созданием новых государств Средневековья и крушением античного мира.

Вестготы

В конце третьего столетия вестготы являлись федератами римлян. Однако между ними постоянно происходили вооруженные столкновения. В 369 году был подписан мирный договор, согласно которому Римская империя признавала независимость вестготов, а Дунай стал отделять их от варваров.

После нападения гуннов на племя, вестготы попросили у римлян убежища, и те выделили для них земли Фракии. После долгих лет противоборства между римлянами и готами сложились следующие отношения: вестготы существовали обособлено от Римской империи, не подчинялись ее строю, не платили налогов, взамен они существенно пополняли ряды римской армии.

Путем долгой борьбы с каждым годом вестготы добывали себе все более комфортные условия для существования в Империи. Естественно, что этот факт породил недовольство в римской правящей элите. Очередное обострение отношений окончилось захватом Рима вестготами в 410 году. На протяжении последующих лет варвары продолжали выступать федератами. Основной их целью был захват максимального количества земель, которые они получали, воюя на стороне римлян.

Датой образования варварского королевства вестготов является 418 год, хотя на протяжении последующих нескольких лет они оставались федератами римлян. Вестготы занимали территорию Аквитании на Иберийском полуострове. Первым королем стал Теодорих Первый, избранный в 419 году. Государство существовало ровно триста лет и стало первым в истории образованием варварских королевств.

Свою независимость от Империи вестготы провозгласили только в 475 году во времена правления Эйриха, сына Теодориха. К концу пятого века территория государства увеличилась в шесть раз.

На протяжении своего существования вестготы вели борьбу с другими варварскими королевствами, образованными на развалинах Римской империи. Наиболее жестокая борьба складывалась с франками. В противостоянии с ними вестготы потеряли значительную часть своих территорий.

Завоевание и разрушение королевства произошло в 710 году, когда вестготы не выдержали натиска арабов в их стремлении захватить Иберийский полуостров.

Вандалы и аланы

Образование варварского королевства вандалов и аланов произошло через двадцать лет после создания государства вестготами. Королевство занимало довольно большой участок на севере Африканского континента. В эпоху великого переселения вандалы прибыли с придунайских равнин и поселились в Галлии, а затем они вместе с аланами заняли Испанию. С Иберийского полуострова их вытеснили вестготы в 429 году.

Заняв внушительную часть африканских владений Римской империи, вандалы и аланы должны были постоянно отражать атаки римлян, желающих вернуть свое. Однако варвары также совершали набеги на Империю и продолжали завоевывать новые земли в Африке. Вандалы стали единственными из прочих варварских народов, кто имел собственный флот. Это значительно усиливало их способность противостоять римлянам и другим племенам, посягающим на их территории.

В 533 году началась война с Византией. Она длилась почти год и окончилась поражением варваров. Таким образом, Вандальское королевство прекратило свое существование.

Бургунды

Королевство бургундов занимало левый берег реки Рейн. В 435 году на них напали гунны, убив их короля и разграбив дома. Бургундам пришлось покинуть свои жилища и переселиться на берега Роны.

Бургунды занимали территорию у подножья Альп, которая в настоящее время принадлежит Франции. Королевство терпело раздоры, претенденты на престол зверски убивали своих оппонентов. В сплочении королевства наибольшую роль сыграл Гундобад. Убив своих братьев и став единоличным претендентом на трон, он издал первый свод законов Бургундии - «Бургундскую правду».

Шестое столетие было ознаменовано войной между бургундами и франками. В результате противостояния Бургундия была завоевана и присоединена к государству франков. Образование варварского королевства бургундов датируется 413 годом. Таким образом, королевство просуществовало немногим более ста лет.

Остготы

Образование варварского королевства остготов началось в 489 году. Оно просуществовало всего шестьдесят шесть лет. Они являлись римскими федератами и, будучи независимыми, сохраняли императорский политический строй. Государство занимало территорию современных Сицилии, Италии, Прованса и Предальпийскую область, столицей являлась Равенна. Королевство было завоевано Византией в 555 году.

Франки

Во время образования варварских королевств королевство франков, начав свою историю в третьем веке, стало политически значимым только в тридцатых годах следующего столетия. Франкия стала наиболее значимым и сильным среди прочих государств. Франки были многочисленны и включали в себя несколько образований варварских королевств. Королевство франков стало единым во время правления короля Хлодвига Первого из династии Меровингов, хотя впоследствии государство было поделено между его сыновьями. Он одним из немногих правителей принял католичество. Ему также удалось значительно расширить владения государства, нанеся поражения римлянам, вестготам и бретонцам. Его сыновья присоединили к Фракии земли бургундов, саксов, фризов и тюрингов.

К концу седьмого века знать приобрела значительную власть и фактически правила Фракией. Это привело к закату династии Меровингов. Начало следующего столетия было ознаменовано гражданской войной. В 718 году к власти пришел Карл из династии Каролингов. Этот правитель укрепил позиции Франкии в Европе, которые сильно ослабли за время междуусобиц. Следующим правителем стал его сын Пипин, который положил начало основанию современного Ватикана.

К окончанию первого тысячелетия Фракия была поделена на три государства: Западно-Франкское, Срединное и Восточно-Франкское.

Англосаксы

На территории Британских островов поселились англосаксы. Гептархия - так назван период образования варварских королевств на территории Британии. Государств всего было семь. Они начали формироваться в шестом веке.

Западные саксы образовали Уэссекс, южные - Суссекс, восточные - Эссекс. Англы образовали Восточную Англию, Нортумбрию и Мерсию. Королевство Кент принадлежало ютам. Только в девятом столетии Уэссексу удалось объединить жителей Британских островов. Новое единое государство называлось Англией.

Переселение славян

В эпоху образования варварских королевств произошло и переселение славянских племен. Миграция праславян началась немногим позднее германских племен. Славяне заняли обширную территорию от Балтики до Днепра и до Средиземного моря. Следует отметить, что именно в этот временной отрезок в исторических хрониках впервые появилось упоминание о славянах.

Изначально славяне занимали территорию от Балтики до Карпат. Однако со временем их владения значительно расширились. До четвертого века они являлись союзниками германцев, но потом стали воевать на стороне гуннов. Это стало одним из решающих факторов в победе гуннов над готами.

Движение германских племен дало возможность славянским племенам занять территории нижнего Днестра и среднего Днепра. Затем они начали продвигаться в сторону Дуная и Причерноморья. С начала шестого века отмечается череда набегов славянских племен на Балканы. Дунай стал неофициальной границей славянских земель.

Значение во всемирной истории

Последствия великого переселения народов весьма неоднозначны. С одной стороны, некоторые племена прекратили свое существование. С другой, произошло образование варварских королевств. Государства воевали между собой, но и сотрудничали и объединялись в союзы. Они обменивались навыками и опытом. Эти объединения стали прародителями современных европейских государств, заложив основы государственности и законности.Основным последствием образования варварских государств стало окончание эпохи Древнего мира и начало Средневековья.

В древности греки к чужеземцам применяли одно единственное название — варвары(«бормочущие»). Подразумевалось, что такие народы не совсем правильно или вовсе неудовлетворительно разговаривали по-эллински, а значит, не обладали знаниями и не были в состоянии оценивать греческие обычаи, науку и искусство. Греки были убеждены, что все, что было ими создано, все это самое лучшее, и в этом даже не сомневались. Народы Египта, Финикии, впрочем, как и прочие народы, которые помогали грекам, тем не менее все были варварами по тогдашним древнегреческим понятиям.

Для римлян варвары — это племена, которые проживали на севере и востоке от границ Римской империи. Когда в I веке до н. э. германские племена осуществили попытку, перейдя Рейн занять относившиеся к империи галлийские земли, Юлий Цезарь прогнал их назад и построил оборонительное сооружение – «Limes Romanus». В результате оно стало границей не только между Римом и германскими племенами, это было разделение двух цивилизаций: римской и варварской.

Варварами римляне считали не только германцев, но и кельтов, а также славян, проживающих далее от Римской Империи, которые главным образом занимались земледелием и скотоводством. «Русские варвары» занимались выращиванием ячменя, пшеницы, ржи, овощей (типа репы, лука и гороха), а также льна и конопли. Кроме того, у них водились тягловые быки, лошади, овцы, козы, пушной зверь, шла добыча руды для плавки из нее разных металлов. И все это доставляли в приграничные римские города, после чего шел обмен. В основном меняли на рабов, разные вооружения, драгоценности, а также вина.

Племенные союзы варваров

Жизнь варваров заключалась в том, что те, кто был сильнее, подчинял тех, кто слабее, при этом создавалось что-то типа крупных племенных союзов в Империи варваров.

В составе таких союзов были:

  • Алеманы;
  • Саксы;
  • Франки;
  • Западные и восточные готы;
  • Лангобарды;
  • Вандалы;
  • Бургунды.

Военное дело становилось профессией для множества варваров.

Увлечение римлян всем варварским

В Риме ценились бесстрашие варваров и их мастерство владения оружием. Так, молодые мужчины-пленные пополняли гладиаторские школы, после чего их жизнь заканчивалась в римских цирках. Тогда как свободные молодые варвары привлекались на армейскую службу.

Со временем римская армия все больше пополнялась варварами, причем и солдатами, и командирами. Однако они отрицали все римское, вместе с одеждой и оружием. Более того, они отдавали предпочтение использованию в бою своей собственной тактики и стратегии. Тем не менее, именно благодаря их воинским формированиям, Римская Империя одержала множество известных побед.

Варвары, как пленные, так и свободные, в Риме поселялись на территории земель, опустошенных войной, здесь они были в качестве рабочей силы. Римское общество часто пополнялось и неплохо образованными, богатыми варварами. Они занимали значимые посты в императорской иерархии, а также при дворе. Римские императоры не чуждались распространявшейся моды на все варварское. Они интересовались костюмами, прическами, манерой поведения и ведения разговоров.

Так, императору Марку Аврелию Антонию удалось войти в историю под прозвищем Каракалла, из-за своей пристрастности к варварскому одеянию. Каракалла — это германское название длинного плаща. Бывало, что престол Римской империи занимался не римлянами. Например, у императоров Диоклетиана и Максимиана было иллирийское происхождение.

Кризис в Римской Империи

Выходцы из варваров занимали привилегированные места в Риме. В частности такие высшие сановники фактически правили государством, переживавшим кризисное положение конца IV — начала V веков н. э. Свидетельством тому было множество случаев, когда появлялись узурпаторы, претендовавшие на императорский престол.

Они будоражили людей, захватывали селения и усадьбы богатых. В некоторых регионах начался «парад суверенитетов», они не желали подчиняться центральному правительству. Военные отказывались отстаивать интересы власти, а число дезертиров достигало угрожающих масштабов. За человеческую жизнь никто не дал бы и ломаного гроша. Собственно тогда и начались активные движения у рубежей Рима.

Оживление у рубежей империи

Массовое передвижение племен и вторжение в Римскую империю привело к потере западных провинций, что было названо историками «Великим переселением народов». Началось все с IV-VII веков. Тогда кочевые центрально-азиатские племена хуннов после преодоления за века огромных расстояний достигли территорий от Волги до Дона. Там хунны, позабыв язык и свои корни, изменились наружно. Однако не утратили воинственность и жестокость в битвах, начали создавать племенные союзы.

Теперь они носили имя гунны и покорили многие народы того региона: аланов и многочисленных восточных готов (остготов). Расправлялись захватчики со всеми так жестоко, что их соседям — западным готам (вестготам) не пришлось ожидать своей участи. Они сбежали под протекцию Рима за Дунаем. После расселения в Мезии, вестготы стали носить имя конфедератов - союзников. Империя рассчитывала, что беглецы займутся охраной и обороной владений от тех же гуннов.

Однако их приключения не закончились. Местная земля была так скудна, что не могла прокормить такую большую численность беженцев. Чиновники, используя бедственное положение готов, вымогали и расхищали продовольствие и деньги, которые направляла центральная власть, поддерживая бедняг.

Восстание готов под предводительством Фритигерна

Наместнику региона удалось заманить на прием готских вождей. В то время как шел пир, караул наместника, спровоцировал воинов-готов и перебил их. Возмущенные готы избрали нового вождя. Это был Фритигерн — человек смелый и закаленный боями. Взбунтовавшиеся начали захватывать римские города. Выяснилось, что правительство не обладает силами для остановки восставших.

Более двух лет императору Валенту не удавалось снарядить армию для усмирения готов. Войска, посылаемые на подавление бунта, вступали в ряды повстанцев. И это было грозным предупреждением, свидетельствующим о разложении общества. Тогда Римскому государству приходилось превращаться в гигантский маховик по насилию и угнетению, в котором «чужаки» делались ближе чем «свои».

Императору западных регионов Грациану пришлось в спешке разыскивать командующего, который мог бы спасти государство. Нашли испанца Феодосия, верно служившего империи. В его планы не входило становление августейшей персоной. Используя свой ум, он, разумея, что надеяться на римлян не придется, решил связаться с готскими вождями.

В результате заключили соглашение, в котором им дали право проживать в Малой Азии. Более того, власти обязались обеспечивать готов зерновыми и скотом. Они отменили подати и повинности для готов. Те же в свою очередь обязывались каждый год предоставлять сорок тысяч бойцов.

Очистка Рима от «бомжей»: пострадала интеллигенция

Рим стремительно двигался к своему падению. Верхи занимались только личными делами. Они не замечали, что империя все больше теснится врагами, которых народ видит своими освободителями. Людей, всерьез озабоченных участью государства, общество избегало, они считались ненужными.

Как-то решили избавить Рим от чужестранцев и всяких мошенников. Подсчитали, что для пропитания огромного городского населения недостаточно средств. В результате этой «спецоперации», как часто это бывает, пострадала интеллигенция. За городскую черту пришлось беспощадно изгнать только ученых людей. Однако оставили самых нужных для государства людей: многочисленных певиц и танцовщиц, которые окружали себя большой численностью прислуги.

Неприязнь и волнения раздирали государство. И все это усилилось после кончины Феодосия I. Он оставил все свое состояние своим сыновьям. Это были 18-летний Аркадий и 11-летний Гонорий, а также их опекуны — галл Руфин и вандал Флавий Стилихон. В то время как при дворе шло выяснение отношений, произошло восстание готов.

Аларих – новый вождь вестготов

Готы избрали своего нового вождя, которым оказался Аларих — самый прославленный воин. Он представлял старинный знатный род Балтов. Под предводительством нового вождя повстанцы решили получить выкуп с Константинополя или разрушить его. Приобретя все, что задумали, следующей целью была избрана Македония, а далее и Греция. Но в ней уцелела только столица — Афины, которая откупилась.

Тем временем при дворе в битве между наследниками Феодосия смог одержать победу Стилихон со своими сторонниками. Собранным им войскам удалось оттеснить Алариха, который еле избежал полного поражения. Тем не менее, спустя год он осуществил вторжение в Италию.

Вестготские воины предстали настолько серьезной силой, что Стилихону пришлось уговаривать Гонория, а также членов сената отдать выкуп Алариху. Речь шла о четырех тысячах фунтов золотом. Кроме того, предполагалось получение передышки для реформирования армии и государственного переустройства, однако Гонорий не мог решиться.

Очередное вероломство римлян

Сенаторы упрекали Стилихона, что договор, который тот предлагает не о спокойствии, а о неволе. Скоро заговорщики убили Стилихона. Пострадало множество его друзей и сторонников, а также варвары с их семьями, которые преданно служили до того времени. Возмутившись такому вероломству, оставшиеся варвары численностью более тридцати тысяч человек примкнули к противоположной стороне с требованием захвата Рима.

В сложившейся ситуации Алариху пришлось действовать немедля. Он обвинил римлян в измене и срыве договоренностей. Аларих воззвал к оружию своих сотоварищей-готов и примкнувших к ним гуннов. Так, в 409 году вся эта армия выдвинулась штурмовать Рим. В процессе выдвижения к армии присоединялись не только свободные римские граждане, но и рабы.

Аларих у стен «вечного города»

У стен Рима еще с эпохи Ганнибала не собиралось столько его врагов. Перед вождем и всеми его воинами предстал громадный и богатейший город. Город обладал чудесными дворцами, церквями, храмами, соборами, цирками и театрами, возведенными из мрамора и украшенными статуями, фресками и мозаиками.

После отдачи Аларихом приказа о начале осады Рима, тут же была захвачена гавань Остия, которая обладала всеми основными хлебными запасами. В городе возник голод, и пошло распространение эпидемии чумы. Осажденные даже не рассчитывали на подмогу. Гонорий замкнулся в городе-крепости Равенне, ему только и оставалось что молиться.

Римские сенаторы решили начать с переговоров и отправили к Алариху послов. Однако последний озвучил такую неподъемную цену, что оторопевшие горожане поинтересовались, что же у них останется после оплаты. «Жизнь», — очень лаконично отозвался Аларих.

Римляне решили испугать его и сообщили, что город располагает множеством граждан, которые выйдут на его оборону. «Густую траву, легче косить», — ответил вождь. Римлянам ничего не оставалось, как согласиться с оплатой выкупа. Осада города была снята и Аларих решил отойти с войсками.

Министры Гонория не спешили реализовывать мирный договор, а Аларих устал ожидать. Тогда же он снова решил осуществить осаду Рима, и в нем заново возник голод. Алариху удалось вынудить римских сенаторов огласить о низложении Гонория, и заменить его Атталой — болтуном и пьянчугой. Однако увидев его полную непригодность, Алариху пришлось взять его в свой ансамбль, а императорскую власть вернуть обратно Гонорию.

Фатальная ошибка Гонория

Гонорий же в это время вдруг обзавелся подкреплением. Из Константинополя прибыло четырехтысячное войско, а с черного материка морем прислали продовольствие. Гонорий решил, что о мировой с варварами говорить нет смысла, и огласил, что переговоры прекращены. После этого произошла третья осада Рима. У огромного города не было сил для обороны, только гвардейцы-наемники попытались оказать сопротивление.

Во время осады от голода и болезней умирали люди. Современники писали, что дело дошло даже до каннибализма. Ко всему прочему рабам-германцам удалось поднять мятеж с погромами. Они отворили Соляные ворота, и, сорокатысячный отряд примкнул к захватчикам. 14 августа 410 года Алариху удалось взять Рим.

Трое суток продолжались грабежи и избиения горожан. Уходя варвары, уносили небывалые трофеи, уводили пленников, включая и сестру Гонория. Римлянам же, в дополнение ко всему, пришлось уплатить и огромную дань: золотом, серебром, драгоценностями, окрашенными пурпуром одеждами, шелком, перцем и многим другим.

Крушение планов Алариха

Далее войско Алариха выдвинулось к хлебным, богатым областям Римской империи. Это были Кампания и Сицилия, но главной целью была провинция Африка — главная житница, кормившая всю империю. Однако этому плану не суждено было осуществиться, Аларих умер в 34 года в местечке Консенция.

Похоронен он был в глубокой яме, которую вырыли в русле Бузента. Ее воды отвели новым руслом. С вождем было погребено бесчисленное множество бесценных сокровищ. После того как была закопана могила, реку пустили по прежнему руслу. Затем были перебиты все рабы, которые занимались этими работами, чтобы никто не узнал о тайне погребенных сокровищ и Алариха.

Новая угроза Риму - Аттила

В то время как власти в восточных и западных частях империи предпринимали попытки по мобилизации всех сил для их обороны, а также по прекращению смуты и беспорядков, близились новые испытания. Надвигалась опасность от вождя гуннов Аттилы. Он был правителем «страны» с огромными территориями и многочисленными народами. Кстати, есть версия, что Аттила был Киевским князем Богданом Гатыло, а гунны предками славян.

Аттила начал с покорения племен, живших на правобережье Дуная. В его планы входило овладение многими землями вместе с самим Константинополем. Императору Восточной Римской империи Феодосию II удалось откупиться от Аттилы шестью тысячами фунтов золота. Кроме того, он признал себя и свой народ вечным должником вождя Аттилы и пообещал каждый год выплачивать семьсот фунтов золотом.

Аттила решил захватить Западную Римскую империю. В ту пору всем управляла там Галла Плацидия, которая приходилась матерью малолетнему императору Валентиниану III. Как только она узнала о надвигающейся опасности, она назначила командира придворных гвардейцев Флавия Аэция начальником обороны.

Сражение народов и смерть Аттилы

Будучи плененным Аларихом новый начальник обороны хорошо был ознакомлен с нравами и характерными чертами грубых варваров. Проведя оценку обстановки, ему удалось с помощью уговоров, угроз, подкупа, привлечь на свою сторону некоторые племена варваров. Ими оказались вандалы, франки и бургунды, но главным достижением его работы было налаживание бесперебойной доставки провианта в Рим.

В итоге в 451 году в районе Каталаунских полей возле города Труа произошло «сражение народов». Победу в этом сражении одержали римляне вместе с их союзниками, Аттиле удалось сбежать. Спустя год он снова пошел на Рим и снова проиграл битву, и вскоре скончался. Его огромному государству после этого суждено было прекратить свое существование. Оно распалось на части, и было поглощено более сильными соседями.

Практически в то же время в очередном заговоре убили Аэция, а спустя год и его воспитанника — императора Валентиниана III. Императорской вдове, Евдоксии, из желания мести пришлось обратиться за помощью к вандальскому королю Гейзериху. Она умоляла его о защите императорской династии и восстановлении ее власти.

Армии Гейзериха после непродолжительной осады 2 июля 455 года удалось захватить Рим. Больше двух недель вандалы совершали грабежи и крушили город. С таким опустошением и разгромом «вечному городу» не приходилось иметь дело, но он дожил и до нашего времени. А давно канувшие в Лету вандалы оставили лишь свое название в истории варваров как значение бессмысленных разрушений и осквернения — вандализма.

Западной Римской империи суждено было приблизиться к своему закату. Она не смогла встать на ноги после настолько ужасного бедствия. С 455 по 476 год поменялись десятки императоров. Не обладавшие реальной властью они становились марионетками в руках мошенников. Население в городах уменьшалось. Некоторые были угнаны в неволю, прочие сбежали.

23 августа 476 года – это трагическая дата, когда пала Западная Римская империя и конец античности. Начиналась новая, история Средних веков. На развалинах прежней империи образовывались новые государства. Это были государства варваров со своей историей.

Римской знати пришлось служить тем, кого они не так давно презирали. Варварами ценились знания, которыми обладали их новые подданные. Бывшую знать наделяли высокими должностями, давали ей земли и рабов. Потомки прежних варваров, которые ненавидели античные города, приступили к строительству своих городов-столиц, крепостей, замков-резиденций. На время термин «варвары» прекратил свое существование.

варваръ , варъваръ (заимствовано из среднегреческого).

В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).

В переносном значении варвары - невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.

Европа железного века

В античном мире слово использовалось греками для обозначения негреческих народов, включая цивилизованные. В Древнем Риме термин применяется по отношению к народам, проживавшим за пределами Римской республики (позднее - империи). Таким образом, в археологическом смысле термин «варвары» синонимичен термину «железный век » для народов, существовавших во времена античного мира , но не входивших в круг цивилизаций того времени :

  • фракийцы (в том числе даки , геты)
  • иллирийцы и мессапы
  • скифо -сарматские племена и др.

Китай

Тема взаимоотношения с варварами закрепилась в классической китайской историографии , начиная с Сыма Цяня . По его утверждению, варвары выступают противниками Хуан Ди , имея черты хтонических чудовищ .

Чень Ань (9 в.) утверждал, что «различие между китайцем и варваром проходит в сердце». Согласно другим мыслителям, это различие имело расовую основу. Притягательность китайской культуры выразилась в синификации киданей, чжурчженей, монголов, маньчжуров и др. народов. Правление неавтохтонных династий (Юань, Цин и др.), во многом повлиявших на облик китайской цивилизации в её современном виде, сделало вопрос варварства в Китае сложной культурологической проблемой.

В повседневной речи

В настоящее время это слово сделалось вполне нарицательным во многих языках и нередко употребляется в повседневной жизни, однако, необходимо иметь в виду, что правильное словоупотребление не позволяет смешивать это выражение с термином «дикие, дикари».

В Индии

В Китае

Для иностранцев европейской внешности в Китае в разные периоды истории местными жителями использовались разные обращения или понятия, но в сегодняшнем Китае чаще всего можно услышать: «Хэллоу, лаовай !».

В Японии

Понятия для «чужих народов» (правда, с коннотацией «дикости») есть и в японской культуре (см. намбандзин).

См. также

Напишите отзыв о статье "Варвары"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Альфан Л. Великие империи варваров: от Великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. - М .: Вече, 2006.
  • Ancient Europe. Encyclopedia of the Barbarian World. Vol. 1-2. / Bogucki, P. (ed.).
  • Щукин М. Б. На рубеже эр. - СПб. , 1994.
  • В. М. Макаревич, И. И. Соколова. Энциклопедия всемирная история. - Дрофа, 2003. - ISBN 5710774316 .
  • Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу. - СПб. , 2006.

Ссылки

  • - пьеса Максима Горького ()
  • - краткие статьи о варварах

Примечания