Сценарий игры-викторины "день воды". «Вода, вода, кругом вода…»

Викторина «Вода»

Цели мероприятия:

активизация знаний учащихся по теме "Гидросфера",

развитие познавательного интереса к предмету.

Участники: команды 6-х классов, в жюри можно взять учащихся старших классов.

Оформление: карта полушарий; репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии, на которых изображены реки, озёра, водопады и пр.

Ход мероприятия

Если на карту Земли посмотреть -

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться "Вода"? (Усачёв А. А.)

Вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Нельзя сказать, что она необходима для жизни, она - сама жизнь. Именно наличие водной оболочки отличает нашу планету от всех других планет Солнечной системы. Вода - одно из главных богатств на Земле, поэтому мы должны беречь её.

Цель нашей викторины: посмотреть, что вы знаете о гидросфере. Участвуют команды 6-х классов. В жюри - ученики старших классов (представить).

Наш первый конкурс - приветствие. Дома команды должны были придумать название, девиз и эмблему. Всё оценивается по 1 баллу, кроме того, жюри может добавить 1 балл за оригинальность или слаженность ответа команды.

Ведущий: второй конкурс "Разминка", команды по очереди отгадывают загадки, получая за каждый правильный ответ по 1 баллу. Если команда не отгадала, то ход переходит к следующей команде.

Много лет в горах подряд снег идёт и сыплет град.

Слой осадков тех велик, а зовут его::: (ледник).

Он зовётся::..(океан).

Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)

Бьёт источника фонтан, струя до поднебесья.

В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен. (Гейзер)

Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)

Он студёною водой прожурчал в траве густой.

Приняла его река - беглеца из родника. (Ручей)

Шириною широко, глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна - и горька, и солона. (Море)

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик в роднике, а широкий - в море. (Река)

Рядом, рядом острова, не один, да и не два,

А десятки, сотни сотен, жить в соседстве им охотней.

Все родные, как никак. Значит здесь::.. (архипелаг)

С высоты большой срываясь, громко он ревёт.

И, о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)

Ведущий: третий конкурс называется "Узнай силуэт". Каждой команде выдаётся конверт с рисунками силуэтов рек и озёр нашей страны (5-6 силуэтов). Вы на листочках должны написать их названия, время выполнения - 3 минуты, за каждое правильно отгаданное название - 1 балл.

Ведущий: четвёртый конкурс - викторина "Самый-самый". Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ ставится по 1 баллу.

Самый большой материк? (Евразия)

Самый большой океан? (Тихий)

Самая глубокая впадина Мирового океана? (Марианская)

Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

Самая полноводная река мира? (Амазонка)

Самая длинная река мира? (Нил)

Самый большой остров в мире? (Гренландия)

Самый большой полуостров? (Аравийский)

Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)

Самый маленький материк? (Австралия)

Самое мощное течение в Мировом океане? (Западных ветров)

Самое солёное море Мирового океана? (Красное)

Самый широкий пролив? (Дрейка)

Самый высокий водопад? (Анхель)

Ведущий: пятый конкурс - разгадывание ребусов. Зашифрованы названия рек: Висла, Ока, Дунай, Нева; время - 2 минуты; за каждый отгаданный ребус ставится по 1 баллу.

Ведущий: наш шестой конкурс называется "Путешествие по карте". Команда должна провести груз морским путём из Санкт-Петербурга во Владивосток. Лучшей будет команда, которая выберет наиболее короткий и удобный путь и опишет его в своём судовом журнале. Время работы - 5-7 минут. Оценка - 5 баллов. Капитан команды должен уметь показать выбранный командой путь по карте у доски.

Ведущий: девятый конкурс называется "Геологика". Суть его заключается в том, что по названным определениям вы должны отгадать географический термин или понятие: например, затяжной, проливной, слепой, грибной, тёплый, холодный, кислотный:.. (дождь). Балл присуждается той команде, которая первой даст правильный ответ:

Материковый, вулканический, песчаный, коралловый, речной, морской, необитаемый:.. (остров).

Жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, пресная, солёная, проточная, стоячая, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная::. (вода).

Подземная, бурная, широкая, спокойная, узкая, извилистая, горная, судоходная, молочная, людская:: (река).

Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, электрическая, магнитная, длинная, короткая, сейсмическая, ветровая, морская:: (волна).

Атмосферное, плавное, быстрое, холодное, тёплое, глубинное, поверхностное, ветровое, стоковое::. (течение).

Ведущий: последний десятый конкурс - викторина. Команды по очереди отвечают на вопросы, за которые получают по 1 баллу:

Какой полуостров на севере нашей страны сам говорит о своей величине? (Ямал)

Какие два моря в Росси противоположны по географическому положению, температуре воды и названию? (Чёрное и Белое)

В какое озеро нашей страны впадает 336 рек, а вытекает только одна? (Байкал)

На каком из материков нет ни одной реки? (Антарктида)

Мы часто говорим "безбрежное море". А есть ли действительно море без берегов? (Да, в Атлантическом океане Саргассово море)

Какой пролив разделяет два моря, два океана, два материка, два полуострова и две страны? (Берингов)

Я сам - вода, по воде и плаваю. (Лёд)

Река, к которой всё время стремился доктор Айболит? (Лимпопо)

В каком состоянии воды в природе больше всего? (В жидком)

Почему пресная вода в природе не иссякает? (Круговорот воды)

В каком море не утонет даже не умеющий плавать человек? (В Мёртвом море-озере)

Назовите самые длинные в мире коралловые острова. (Большой Барьерный риф у берегов Австралии)

Какой из океанов не омывает Россию? (Индийский)

Какое море на западе нашей страны в древности называлось "Янтарным" за обилие в нём янтаря? (Балтийское)

Название какой реки, прославленной Цезарем, вошло в выражение, означающие принятие бесповоротного решения? (Рубикон)

На льду какого озера в апреле 1242 года состоялось Ледовое побоище? (Чудского)

Устье какой великой реки находится точно на экваторе? (Амазонки)

Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

Назовите самое высокогорное озеро мира, расположенное в Андах. (Титикака)

Назовите единственное на земном шаре озеро, у которого одна половина содержит пресную воду, а другая - солёную. (Балхаш)

Ведущий: А теперь, пока жюри подводит итоги, мы послушаем весёлые стихи на внимание:

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

(Не впадает, а вытекает)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан.

(Не океан, а река)

Шесть океанов на планете.

Согласны все же с этим дети?

(Шесть материков, а не океанов, океанов - четыре)

Слышу подсказку я с места дружка,

Что Эверест - большая река.

(Не река, а гора)

Знать ребята вам пора,

Что Байкал у нас - гора.

(Не гора, а озеро)

На пруду есть развлеченье:

На спине плыть по течению.

(Не на пруду, а на реке, течение только там)

Подведение итогов, награждение.

Список использованной литературы:

Агеева ёлая география на уроках и праздниках. - М.: ТЦ "Сфера", 20с.

Иванова и поурочное планирование по географии, 6 класс . - М.: "Экзамен", 20с.

Касаткина: занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. - Волгоград: "Учитель", 20с.

Кондратюк материалы по географии. - М.: ТЦ "Сфера", 20с.

Тарасов. Весёлый урок. - Смоленск.: "Русич", 19с.

2005-2015 Международное десятилетие действий «Вода для жизни»

Положение

О викторине для школьников «Вода для жизни!»

Викторина проводится детской библиотекой «РаДуГа» МУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова при поддержке Управления культуры и Управления образования Администрации города Пскова.

Цели и задачи:

• воспитание основ экологической культуры и бережного отношения к природе родного края;
• формирование навыков информационного поиска;
• развитие познавательной активности и умения самостоятельно работать с информационными ресурсами;

Участники викторины:

В викторине могут принимать участие школьники 4-8-х классов.

Организация викторины:

С 26 января по 20 марта 2009 года библиотека «РаДуГа» приглашает познакомиться с положением, вопросами викторины и информационными источниками. Одновременно информация будет размещена на сайте ЦБС г.Пскова (www.cbs.pskov.ru)

Ответы на вопросы викторины принимаются до 20 марта 2009 года в библиотеке «РаДуГа», или
по e - mail: raduga [email protected] в рукописном, печатном виде, или в электронном варианте.

На титульном листе указывается: фамилия, имя автора полностью, место учебы (школа, класс), домашний адрес, контактный телефон, e - mail .

Подведение итогов осуществляет жюри, в состав которого входят специалисты библиотеки, школ и экологических учреждений Пскова и Псковской области.

• правильность и полнота ответа
• творческий подход в оформлении ответов викторины

Лучшие работы будут отмечены грамотами и памятными призами.

Результаты викторины будут размещены на сайте ЦБС г.Пскова.

Вопросы и ответы викторины

1. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Ответ: Вода


2. Вода и огонь – близкие родственники – в чем их родство?

Ответ: Вода и огонь - два основных элемента природы или, иными словами, две стихии, которые не могут существовать без кислорода.

Жизнь человека невозможна без Огня и Воды, но в тоже время они могут принести ему несчастье (пожар, наводнение).


3. Вода в природе имеет 3 состояния – жидкое, твердое и газообразное. Приведите примеры загадок на каждое состояние воды.

Например:

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут!
(дождь)

Зимнее стекло
Весною потекло!
(лёд)

Пушистая вата
Плывёт куда – то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе!
(облако)

4. В славянской мифологии старик, хозяин воды. Назовите его и в каких сказках встречали это имя?

Ответ: Это - Водяной. Он встречается в таких сказках как:”Ванюша и водяные хозяева”, ”Маленький водяной”, ”Русалочьи сказки”, ”Водяной”, ”Бедняк и водной”, ”Повесть о бесноватой жене Соломонии”, ”Морской царь и Василиса Премудрая”.


5. Раньше люди собирали дождевую воду и использовали для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попадать. Почему так?

Ответ: Не собирают потому, что развиваются технологии и необходимости в этом нет, кроме того дождевая вода может содержать вредные вещества. Под дождь стараются не попадать из- за того, что выхлопные газы загрязняют атмосферу, и из-за этого идут кислотные дожди.


6. Объясните значения выражений «Мутить воду», «Как в воду глядел», «Как с гуся вода», «Где вода - там беда».

1. ”Мутить воду” – быть причиною раздора, несогласия, ссор, беспорядка, хитрить, сбивать с толку.

2. ”Как в воду глядел” – знать заранее, предвидеть что-нибудь.

3. ”Как с гуся вода” – болезнь, напасть прошла так же быстро, как вода с гусиного пера.

4. ”Где вода – там беда” – вода наносит вред вещам сделанным из металла (оставляет ржавчину).

7. В Перу археологи обнаружили древние развалины из камней, на которых был вырезан своеобразный фонтан. Какому богу посвящался этот фонтан?

Ответ: Ацтехский бог воды – Атль.


8. Назовите народные обряды, связанные с водой.

Ответ: Крещение младенца, Обливание водой в день Ивана Купалы, Гадание с помощью воды, Очищение Святой водой и т.п..


9. Чем отличается «живая» вода от «мёртвой»?

Ответ: ”Живая ” вода – это вода сохранившая все свои лечебные свойства и не обработанная, не очищеная человеком, ” мёртвая ” вода – это обработанная, хлорированная или очищеная человеком.


10. Приведите примеры ухудшения качества воды в результате деятельности человека.

Например: Спуск сточных вод, чрезмерное использование удобрений, грязный тающий снег уходит в реку и прочие водоёмы, кислотные дожди.

11. «Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка». Из какой сказки взяты эти строки?

Ответ: Из сказки “ Иван – царевич и серый волк ”.


12. Назовите имя богатыря, который стал самым сильным благодаря воде?

Ответ:


13. В названии какой сказки встречается выражение «живая вода»?

Ответ: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»


14. В сказках вода играет важную роль – она убивает и оживляет, предсказывает и укрывает, превращает человека в животное. Назовите эти сказки.

Например: ”Конёк - горбунок”, ”Иван – царевич и серый волк”, ”Золотые водопады”, ”Гуси - лебеди”, ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”


15. Я видел Индийское море, лазурь,
В нем волн голубые извивы,
И Красное море, где ласков залив,
И Белое, призрак красивый.
И всюду я думал, что всюду, всегда
Различно – прекрасна вода.

Этот отрывок из стихотворения К.Бальмонта «Вода» характеризует цвета воды. На территории Псковской области тоже встречаются «цветные» названия водоемов. Назовите их и почему они так названы?

Ответ: Река Синяя, так названа потому, что в своих истоках в Латвии река называется ”Зилупе”, что переводится как ”Синяя река”. Река Желча, так названа потому, что слово ”Желчь” через более раннюю форму ”зълчь” возникло от несохранившегося прилагательного ”зълкъ” – зелёный, испытав на себе влияния слова ”жёлтый”. Озеро Чёрное, так названо потому, что вода в этом озере цвета схожего с цветом грунта.

Самые распространенные названия - Черное, Белое. В области насчитывается более трех десятков Черных озер, около двух десятков Белых. Неплохо представлена и более яркая цветовая гамма: Красное, Зеленое, Ясное, Рыжее, Синее, Светлое, Серебряное, Чистое, Зеркальное. Правда последние три названия больше говорят о чистоте водоёма.

Литература

1. Былины. – М.,1993.-280с.

2. Вершинский Н.В. Загадки океана / Н.В. Вершинский.- М.:Педагогика,1989.-144с.

3. Владимиров О.А., Николин Е.Н. Познакомьтесь океан /О.А. Владимиров, Е.Н. Николин.-Л.:Дет.лит.,1976.-191с.

4. География Псковской области: Природа, население, хозяйство: Учеб. Пособие для 8-9кл.-2-е изд., испр. и доп.-Псков,2000.-200с.

5. Кургузов О. Про каплю Акву / О.Кургузов.-М.: Семейный круг,1996.-32с.

6. Лосев К.С. Вода / К.С. Лосев.- Л.: Гидрометеоиздат,1989.-271с.

7. Мифы древнего мира. С-П.: Светлячок, 2001.-506с.

8. Новиков Ю. Внимание вода / Ю. Новиков.- М.: Молодая Гвардия,1983.-207с.

9. Псковская энциклопедия.- Псковская энциклопедия,2003.-912с.

10. Русские народные сказки.- М.: Астрель,2004.-320с.

Итоги викторины

Поздравляем победителей!

Номинация «Текст и иллюстрация»

Курыжов Александр 11 школа, 8 б класс

Егоров Денис 8 школа, 6 класс

Владимирова Дарья 20 школа, 5 б класс

Молчанов Виталий 8 школа, 4а класс

Номинация «Электронная презентация»

Ермолаев Илья 22 школа, 5а класс

Петракова Валерия 22 школа, 5а класс

Иванова Ольга, 22 школа, 5а класс

Герасимова Елена 22 школа, 5а класс

Поташёв Максим, 22 школа, 5а класс

Спецпризы

Групповая работа учеников 6б класса 1-ой школы

Фёдоров Юрий, школа-сад №38, 4 класс

Ермолаев Сергей, школа-сад №38, 4 класс

Библиотека "РаДуГа" благодарит депутата Псковской городской Думы Лесникова Валерия Семеновича за призы для победителей в номинации "Электронная презентация".

  1. 1. ВИКТОРИНА«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ?»Подготовительная группаГБОУ црр д/с №26Подготовила: воспитательГонтаревская Марина Николаевна
  2. 2. Вы слыхали о воде?Говорят, она везде!В луже, в море, в океане,И в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает,Ледником в горах зовется,Лентой серебристой вьется.Мы привыкли, что вода –Наша спутница всегда!Без нее нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложить:Без нее нам не прожить!
  3. 3. Какие три состояния воды вы знаете?(жидкое, твердое, газообразное)
  4. 4. Какими свойствами обладает вода?(Не имеет цвета, запаха, вкуса, не имеетпостоянной формы, растворяет некоторыевещества)
  5. 5. Не конь, а бежит, не лес, ашумит. (река) Посреди поля лежит зеркало:Стекло голубое, рама зеленая(озеро, пруд) Назовите самое древнее иглубокое озеро в мире, котороенаходится на территории нашейстраны (Байкал) Без досок, без топоров,Через речку мост готов. (лед) Он без рук, он без ног,Из земли пробиться смог,Нас он летом, в самый знойЛедяной поит водой (родник) Как можно еще назвать родник(ключ, источник) Много этого добра возле нашегодвора,А рукою не возьмешь и домой непринесешь. (туман) Где чаще всего бывает туман (надрекой, в низине, где много воды) Шириною широко, глубиною глубоко,День и ночь о берег бьется.Из него вода не пьется,Потому что не вкусна –И горька и солона. (море) Как называют самое соленое море(мертвое море) Ребята, сейчас я перечислю названияморей. Какого цвета моря несуществует: Черное, Белое, Красное,Зеленое, Желтое. Что такое ламинария (морскаякапуста, водоросль)Конкурс загадок
  6. 6. Угадай морских животных по картинкам.
  7. 7. Назовите известный вам водный транспорт (катер, лайнер,лодка, паром, танкер, траулер)
  8. 8. Назовите водные виды спорта (водные лыжи, серфинг,виндсерфинг, парусный спорт)
  9. 9. Физкультминутка-игра «Море волнуется»
  10. 10. Воспитатель: Вода – самое большое богатство, без которого ниодин человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногдалюди забывают про это богатство.Воду надо беречь от загрязнения и экономить.О чем говорят изображенные знаки?
  11. 11. «Сказка ложь, да в ней намек».Кто из водяных жителей утащил Дюймовочку? (Жаба)
  12. 12. Где нашел свой ключик Буратино?(в пруду)
  13. 13. Кто спасался от лисы в полынье? (Серая шейка)
  14. 14. В какой сказке речка была молочной? (гуси-лебеди)
  15. 15. Образ воды в музыке и живописи.Как называется картина Виктора Васнецова, на которойизображена девушка на камне?(Аленушка)

Цель. Показать необходимость воды для всего живого на Земле.

  • привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;
  • показать насколько дорого стоят природные ресурсы (вода);
  • расширить знания детей о животном и растительном мире морей и рек.

Оборудование.

  • глобус,
  • стакан,
  • трехлитровая банка,
  • таблицы “Расход воды”,
  • плакаты по теме,
  • телевизор,
  • видеомагнитофон,
  • видеокассета с документально-экологическим фильмом о воде.
  • заранее подготовленные плакаты учащихся, на экологическую тему о воде.

(На фоне музыкальных видеоклипов о природе звучит вступительное слово учителя)

Учитель. 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Показывает детям глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода).

А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова учитель сопровождает показом опыта).

Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И каждый человек стремится разгадать их.

(Представление жюри, команд, капитанов)

1 конкурс “Загадочный” (разминка)

(Команде задается по 1 загадке. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

  1. Что бежит без прогону? (Вода)
  2. Весит за окошком кулек ледяной,
    Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
  3. Без крыльев – летит,
    Без ног – бежит,
    Без паруса – плывет. (Облако)
  4. В белом бархате деревьев,
    И заборы, и дома,
    А как ветер нападает –
    Этот бархат опадает. (Иней)
  5. Летит сова по синему небу,
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча)
  6. Одеяло белое,
    Не руками сделано,
    Не ткалось и не кроилось –
    С неба на землю свалилось. (Снег)

2 конкурс “Реки, озера, моря и океаны”

Учитель. (демонстрируя глобус) Океаны, моря и реки регулируют кругооборот воды на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решительную роль в функционировании ее системы: регулирование климата и сохранение животного и растительного мира.

Вопросы конкурса.

  1. Сколько на нашей плане океанов? (4)
  2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
  3. Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)
  4. Какое море является самым саленным на нашей планете? (Мертвое море)
  5. Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)
  6. У какого водоема бывают рукава? (Река)
  7. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
  8. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
  9. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
  10. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)

(Жюри подводит итоги конкурса)

3 конкурс “Знаете ли вы?”

Учитель. А знаете ли вы, кто может обходится без воды и неразрывно с ней связан?

Вопросы конкурса.

  1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
  2. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)
  3. Кто одной ноздрей дышит? (Морж)
  4. Кто клыками дно пашет? (Морж)
  5. Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)
  6. Что такое морская капуста? (Водоросли)
  7. Какая пролетная птица обещает снег? (Стая гусей)
  8. Кто пьет водой? (Лягушка)
    (Следующие ответы демонстрируются иллюстрациями из книг)
  9. Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)
  10. Самая крупная рыба. Она существует 350 млн. лет. Эта рыба всегда будоражила воображение человека, но и восхищала. На Соломоновских островах они почитаются, как божества, на Западе они символизируют смерть, внезапно появляясь из морских глубин. (Акулы)
  11. Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)
  12. Это животное относится к классу головоногих, наиболее развитых моллюсков. У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (Осьминог)

(Жюри подводит итоги конкурса)

Физкультминутка

Игра “Вода-не вода”

Правила игры. А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (лужа) –встать . Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (рыба) – поднять руки . В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (камень) – хлопают в ладоши .

Слова. Облако, кораблик, лужа, ветер, камень, дельфин, огонь, море, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, вулкан, книга, приток, лава, чай, океан, ручка, снег.

4 конкурс. “Где мы используем воду?” (конкурс капитанов)

Учитель. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде. И беречь надо не только ручную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть воды убегает в канализацию. Когда В.Маяковский делал подписи к плакатам “Окна РОСТА”, он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так:

Эй, горожане,
Берегите воду!
Бережней относитесь
К нашему водопроводу!
А ты не забыл закрыть
Водопроводный кран?

В самом начале мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (в том числе и человеку) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; человек может несколько дней прожить без еды, но не без воды. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

1 задание. Капитанам предлагаются таблицы “Где мы используем воду?”

(Ответы показываются и сравниваются с таблицей “Расход воды”)

Таблица “Расход воды”

2 задание. Вопросы для капитанов по ОБЖ.

Учитель. А сейчас, мы с вами поговорим о том, что самое главное умение в жизни – это умение правильно действовать в случаи любой опасности. Именно об этом мы с вами говорим на уроках ОБЖ.

  1. Как называется опасная ситуация, угрожающая здоровью и жизни человека? (Экстремальная)
  2. Когда опасность угрожает сразу многим людям, как называется такая ситуация? (Чрезвычайной)
  3. Расшифруйте абривиатуру МЧС.
  4. Назовите телефон городской службы спасения. (089; 01)
  5. Что такое наводнение? (Это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в период снеготаяния, ливней)
  6. Ваши действия во время наводнения? (1. Вместе со взрослыми немедленно выходить из опасной зоны. 2. Если находитесь вне помещения, необходимо выйти на возвышенное место; Забраться на дерево.)
  7. Какие правила безопасного поведения нарушили на воде?

У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они на фарватер,
В незнакомых катались плотах,
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник как раз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нем за буйки…
Больше нет чудаков у реки!

Назовите правила безопасного поведения на льду. (Лед прочный, если его толщина 7 см, если идет группа 12 см. Лед опасен около стоков воды с заводов, деревьев, камышей.)

(Жюри подводит итоги конкурса)

5 конкурс. Защита плакатов (домашнее задание).

Плакаты и текст их защите были заранее приготовлены членами команд. Проводит защиту один из игроков команды.

Плакаты на экологическую тематику: “Берегите реки”, “Берегите воду и природу”, и т.д.

(Жюри подводит итоги конкурса. Оценивается конкурс в 10-й системе)

Учитель. Вот и подходит к концу наша игра-конкурс. Какой вывод можно сделать из всего сказанного сегодня? (Ответы учащихся)

Слово жюри. Подведение итогов.

Вступительное слово к викторине

Вода – основа жизни. Ещё в глубокой древности люди научились с уважением относиться к воде.

Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое? ».

Масштабы загрязнения подземных источников, рек, морей, озёр и океанов хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками столь велики, что это привело к тому, что запасы воды, пригодной для питья, постоянно снижаются. Следовательно, мы делаем вывод, что воду нужно беречь.

Викторина «Вода» содержит вопросы, касающиеся воды и водосбережения. Всего в викторине представлено 22 вопроса. На все вопросы викторины даны ответы.

1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?
Ответ : вода

2. В одной сказке король, собираясь выдать дочь замуж, объявил конкурс, на котором были заданы хитроумные вопросы. Один из вопросов был такой: «Что есть везде?»

Ответ: вода. Она в воздухе, на земле и внутри её

3. Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего?
Ответ: сине-голубого

4. Чему соответствует этот цвет?
Ответ: это цвет океанов, морей, рек, озёр, водохранилищ, прудов

5. Какие свойства воды вы знаете?
Ответ: вода без цвета, без запаха, не имеет формы

6. Можно ли пить воду океанов, морей?
Ответ: нет, потому что она соленая

7. Какая вода пригодна для питья?
Ответ: пресная

8. Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
Ответ: ограничены

9. Если запасы воды ограничены, то какой можно сделать вывод?
Ответ: воду надо беречь

10. В чём заключается бережное отношение к воде?
Ответ: не расходовать её бездумно, не засорять водоёмы, следить за тем, чтобы кран был полностью закрыт, когда не идёт использование воды.

11. Может ли человек прожить без воды?
Ответ: нет, не может

Для справки: примером важной роли воды в организме может служить сам человек. В младенческом возрасте её количество в нашем теле составляет 86%. По мере роста и развития организма, доля воды снижается. У взрослого оно не более — 60%.

12. Как вы считаете, где зародилась жизнь? Где обитали первые живые существа?
Ответ: в воде

13. Могут ли растения и животные прожить без воды?
Ответ: нет, не могут

Для справки: животные и растения в значительной мере состоят из воды. Процентное содержание воды в растениях и животных варьируется от 50 до 99%.

14. Что мы делаем с помощью воды?
Ответ: пьём, варим еду, стираем, плаваем, купаемся, моемся, создаём материальные блага (создание производств возможно только с использованием воды), поливаем растения, поим животных.

15. Какие агрегатные состояния воды вы знаете?
Ответ: твёрдое (лёд, снег ), жидкое (вода ), газообразное (пар ).

16. Что появилось на Земле раньше: вода или жизнь?
Ответ: вода появилась значительно раньше жизни

17. Где возникли очаги человеческой цивилизации?
Ответ: в долинах рек Нил, Тигр, Ефрат, Инд

18. Все вы знаете крупные города: Москва, Париж, Лондон. На каких реках стоят эти города?
Ответ: Москва – на реке Москва, Париж – на реке Сена, Лондон – на реке Темза.

19. Присутствует ли вода в составе других планет, звёзд, комет?
Ответ: да, присутствует

20. Почему лёд плавает в воде?
Ответ: лёд легче воды

22. Многие годы в пустыне идёт борьба за воду. Пустыни наступают. Как вы думаете, чтобы бы было, если бы в пустыню пришла вода?
Ответ: вместо пустыни появится зелёный оазис

Заключительные положения викторины:

Вода – это основа жизни. Берегите воду! Это жизненно необходимо. Расходуйте воду экономно. Не засоряйте водоёмы.

Дополнительно о воде:

Какое путешествие совершила Капелька? «Путешествие Капельки» — можно почитать

Ознакомиться с пословицами о воде можно