Доктор философии.

Ассоциация ведущих российских университетов потребовала у ВАК полной свободы

Лучшие российские вузы получат право самостоятельно, без участия ВАК (Высшей аттестационной комиссии) присваивать как степени кандидатов и докторов наук, так и экзотическую для нас, но ведущую в мире степень PhD (доктор философии, аналог российского кандидата). Эти и других предложения, подготовленные по просьбе Минобрнауки, 21 февраля на встрече с главой ВАК Владимиром Филипповым обсудили члены Ассоциации ведущих вузов.

Как явствует из обсуждения, жесткая чиновничья вертикаль присвоения ученых степеней уйдет в прошлое. Вначале участники пилотного проекта, а затем и другие лучшие вузы страны будут присваивать традиционные российские степени кандидатов и докторов наук, а также зарубежную ученую степень PhD собственным решением и на основании собственных процедурных правил: «Локальные акты,- подчеркнул глава разработчиков предложений, ректор МИФИ Михаил Стриханов,- должны составлять до 80-90% всех документов». ВАКу останется только контролировать, как эти акты исполняются. И это при том, что все «дипломы о присвоении степеней, выданные ректорами университетов и директорами институтов, будут обычными дипломами государственного образца - просто оформленными без участия Минобрнауки»,- окончательно расставил все точки над «i» глава ВАК Владимир Филиппов.

Важный нюанс. Условно, степень PhD сегодня считается эквивалентом российского кандидата наук. Но так, похоже, больше не будет. Если «пилот» будет окончательно принят в предложенном виде, для получения обычной отечественной степени кандидата отечественному «доктору философии» (PhD) придется защищаться еще раз: эти степени окончательно разводятся.

Проект Положения о проведении «пилота» по автономизации ведущих научных учреждений и вузов в аттестации научных кадров высшей квалификации – революционное движение вперед,- подытожил глава Ассоциации, ректор СПбГУ Николай Кропачев. Осталось лишь окончательно определиться с отбором участников пилотного проекта и некоторыми сторонами их будущей деятельности.

С процедурой отбора все ясно: это публичный конкурс. Его критерии еще предстоит уточнить, но в их число точно войдет уровень международного признания университета или исследовательского института, отраженный его позицией в самых престижных международных рейтингах вузов – Шанхайском, THE или QS. Другой несомненный критерий – наличие определенного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Третий – количество публикаций на одного научно-педагогического работника и показатель цитируемости, сообщил Стриханов.

«Пилот» будет продвигаться постепенно: часть научных специальностей в одном и том же вузе пойдет в пилотном режиме, другая останется прежней, это ясно. С числом участников тоже, вроде, все ясно: премьер Медведев уже объявил, что оно будет невелико – только лучшие из лучших. А вот что пока не вяжется с общим курсом либерализации системы присвоения ученых степеней, так это то, что «ректор берет на себя полную ответственность за выданные дипломы, однако Минобрнауки передает в вуз лишь часть своих полномочий»,- подметил ректор СПбГУ.

Действительно, «состав диссертационного Совета по нынешнему закону утверждает ВАК. А ведь именно Совет определяет состав комиссии, которая примет решение, соответствует ли поданная работа должному уровню,- отметил он.- Значит, у вузов должно быть право не только выдавать свои дипломы, но и создавать свои советы. Пусть даже на первых порах оно будет лишь у двух вузов – Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов».

Высокое собрание поддержало это предложение. А глава ВАК Филиппов дал понять, что число ныне действующих в стране диссертационных советов вскоре сократится на 30-40%: «Когда мы посмотрели, что происходит, то выяснилось, что, к примеру, в 2012 году было 1677 советов, где за год не прошла ни одна защита докторской диссертации, и еще 600 – где за тот же срок было не более трех защит кандидатских и докторских». ВАК, как стало известно «МК», рассмотрит этот вопрос уже 25 февраля.

Российские ученые степени
В России принята двухступенчатая система аттестации с присуждением ученых степеней: кандидат наук и доктор наук по номенклатуре
специальностей научных работников, утвержденной в приложении № 1 к приказу Министерства промышленности, науки и технологий Российской
Федерации от 31.01.2001 № 47. Кандидат наук - ученая степень, присуждаемая в Российской Федерации (СССР) с 1934 г. лицам, имеющим высшее образование, сдавшим кандидатский минимум и защитившим кандидатскую диссертацию. Доктор наук - ученая степень, которая впервые стала присуждаться Болонским университетом в Италии в 1130 г. Спустя ровно сто лет эту степень начал присуждать Парижский университет. В университетах России ученая степень доктора наук впервые была введена в 1819 году. После 1917 г. произошел 17-летний перерыв и только с 1934 г. ученую степень доктора наук стали присуждать кандидатам наук бывшего СССР, которые на основе самостоятельной научно-исследовательской работы, содержащей теоретические обобщения и решение научных проблем, представляющих значительный вклад в науку и практику, публично защитили докторскую диссертацию.
Несмотря на всю основательность подготовки российских кандидатов и докторов наук, российские ученые степени не сопоставимы с учеными
степенями, существующими в международной системе образования. В большинстве стран они не признаются, что влечет за собой необходимость переаттестации, если кандидат или доктор наук планирует работать за рубежом.
По инициативе Совета Европы и ЮНЕСКО в Европейском регионе была создана международная программа по развитию единого информационного пространства - «Мост между Востоком и Западом» (Bridge between East and West). Для ее реализации, по инициативе Короля Бельгии Альберта II в соответствии с королевским декретом №7/CDLF/14.352/S от 19 сентября 1999 г. учреждена Европейская Академия Информатизации (AEI, Belgium) под руководством академика Эдуарда Владимировича Евреинова, который впервые предложил концепцию образования для подготовки высококвалифицированных специалистов, получившую название «Глобальная Система Образования» (ГСО).
ГСО была задумана как система, содействующая созданию единого эталона при сравнении различных образовательных систем, действующих в разных странах мира. Европейская Академия Информатизации (AEI, Бельгия), совместно с Ассоциацией Высших Аттестационных Комиссий и Высших Аттестационных Комитетов (International Association of High Attestation Commissions and Committees - IAHACC) ведет большую научно-исследовательскую и методическую работу по разработке и внедрению международных стандартов в области высшего и последипломного образования. Наличие единого международного эталона в области образования значительно упрощает процедуру признания и установления эквивалентности дипломов и ученых степеней в мировом научном сообществе, поскольку, в этом случае, отпадает необходимость устанавливать эквивалентность дипломов одной страны с дипломами всех других стран.
В рамках Глобальной Системы Образования по инициативе Международного Центра Информатизации (CII , Belgium), Европейской Академии Информатизации (AEI, Belgium) и Всемирного Информационно-Распределенного Университета (WIDU), учрежден Всемирный Университет Развития Науки, Образования и Общества - WUDSES (государственная аккредитация в Бельгии: «Moniteur Belge» от 05.05.2002, запись No.8421, стр.4676), который предлагает программы подготовки высших научных кадров в Европейском регионе и странах СНГ в форме дистанционного, заочного обучения и экстерната.
WUDSES наделен полномочиями, необходимыми для подготовки и присуждения ученых степеней доктора (PhD) и гранд доктора философии (Grand PhD), ученых званий коллеги профессора (Associate Prof.) и полного профессора (Full Prof.).
Двухуровневая подготовка высших научных кадров в концепции ГСО (докторский уровень и гранд докторский уровень) наиболее полно соответствует системе аттестации, принятой в России. В рамках концепции ГСО предложена следующая схема нострификации (приравнивания):
Кандидат наук - Доктор Философии (PhD)
Доктор наук - Гранд доктор Философии (Grand PhD)

В Великобритании первые докторские степени (DSc и DLitt) были введены в университетах Лондона, Эдинбурга и Кембриджа в 1870-х годах, а степень Доктора философии (PhD) была впервые введена в 1917 г. в Оксфордском университете.

В настоящее время в Великобритании существует более 5000 различных программ PhD.

Виды степеней

Аспирантские программы в Великобритании отличаются широким разнообразием и могут быть получены через:

  • Традиционные исследовательские программы (PhD, DPhil),
  • Программы, сочетающие исследовательскую деятельность с и практическими занятиями (New Route PhD),
  • Профессионально-ориентированные программы (DBA, DEng, DEd),
  • Присуждение степени PhD как результат выдающейся практической деятельности (PhD by Practice),
  • Присуждение степени PhD на основании выдающейся публикации (PhD by Publication).

Являясь первой ступенью послевузовского образования, аспирантура в Европе, фактически, эквивалента российским программам аспирантуры; для поступления необходимо наличие диплома магистра. Однако, по уровню требований и качеству исследовательской работы, аспирантура в Великобритании тяготеет к российской докторантуре. Эта особенность позволяется российским студентам получить высокую исследовательскую научную степень, признаваемую во всем мире, проучившись на одной (а не на двух, как в России) послевузовских программах.

Что дают слушателям докторские программы?

Предлагаемые британскими вузами программы уровня PhD, в зависимости от своего типа, дают возможность:

  • Расширить или углубить специализацию и знания, проводить междисциплинарные исследования, получить знания и навыки в новых предметных областях (программы Integrated PhDs, The New route PhD);
  • Проводить научные исследования на самом высоком академическом уровне, стать одним из ведущих мировых экспертов в какой-либо узкоспециализированной области, подготовиться к академической карьере (традиционные PhD);
  • Многократно усилить личностный потенциал и развить переносимые навыки (transferable skills).

Исследовательские (Research) программы

Цель и организация

Цель данных программ – проведение фундаментальных исследований в выбранной области, представление оригинальных и имеющих научную ценность выводов, написание и защита диссертации. В научных и технических предметах работа над диссертацией зачастую становится частью большого исследования, проводимого университетом. Это позволяет студенту стать частью действующей исследовательской группы и получить ценный для последующей карьеры и личного роста опыт и глубокое знание предмета. Исследовательские программы могут включать небольшие преподаваемые модули, посвященные статистике, специальным программам и оборудованию для ПК, отбору и использованию исследовательских методов, написанию научных работ и представлению данных.

Методы обучения

  • В основном – самостоятельная работа, демонстрирующая высокую степень интеллектуальной независимости студента, его навыки самоорганизации, ведения проектов, умение планировать свое время.
  • Работа с научным руководителем (одним или двумя): встречи раз в несколько недель для обсуждения промежуточных результатов возникших трудностей. Формат кураторства зависит от предмета.

Исследовательские программы также направлены на развитие необходимых для исследовательской работы навыков: ведение проектов, планирование, самоорганизации и других необходимых в выбранной предметной области навыков.

Значительно внимание в процессе обучения уделяется интеграции студентов в научное сообщество, усвоение способов его функционирования и обмена информацией – т.е. «профессиональная» подготовка ученого: участие в семинарах, конференциях, публикации.

Система оценки

Успешное завершение учебных модулей PhD-программы может быть обязательным требованием для получения степени, однако учебные модули не имеют существенного веса в итоговой оценке работы. Все решает диссертация и ее успешная защита, а также сдача устного экзамена по специальности.

Присуждаемые степени

Исследовательские программы ведут к получению степени Доктора философии (Doctor of Philosophy – PhD, DPhil).

Учебно-исследовательские программы

Цель и организация

К учебно-исследовательским программам докторского уровня в британских вузах относятся в первую очередь New Route PhD – интегрированные программы послевузовской подготовки, сочетающие исследовательскую деятельность с программой профессиональной подготовки.

Успешные выпускники таких программ – это независимые исследователи, оснащенные профессиональными, личными и переносимыми (transferable) навыками, способные внести значительный вклад в развитие выбранной области.

Плюсами программ New Route PhD являются:

  • Исследовательская программа, индивидуально подобранная для каждого студента;
  • Целевая подготовка с целью эффективного развития исследовательских навыков;
  • Развитие общих навыков, включая лидерство и предпринимательский дух;
  • Высокие шансы завершения программы в установленные сроки;
  • Выпускник способен выступать в качестве независимого исследователя.

Реализация собственного исследовательского проекта проходит в тесном взаимодействии с научным руководителем. Учебный модуль включает курсы по специальности, курсы, направленные на выработку учебных и исследовательских компетенций, а также междисциплинарные курсы, направленные на развитие профессиональных навыков.

The New Route PhD также позволяют студенту:

  • Проходить во время обучения необходимую для дальнейшей карьеры практику – то есть, фактически, работать по специальности во время учебы (например, преподавать);
  • Проводить часть исследований в своей стране, на базе оснащенного должным образом университета - опция называется “joint supervision/ registration”, “split PhD” или “part time PhD” и предлагается многими университетами. Этот вариант обучения согласовывается в индивидуальном порядке путем утверждения ВУЗа для исследований, кандидатуры «местного» научного руководителя и учебного плана.

New Route PhD относятся как так называемым интегрированным докторским программам (Integrated PhD). Идея заключается в том, что изначально студенты поступает на магистерскую программу учебно-исследовательского типа (например, MRes или MPhil), и при условии успешного завершения первого года обучения (или двух лет) принимает решение о продолжении обучения и переводится на программу PhD. Такая форма позволяет сократить срок обучения на докторской программе.

Методы обучения

The New Route PhD: примерно 30-40% учебного времени уделяется дисциплинам, непосредственно касающимся предмета исследования, предметам из смежных областей, навыкам преподавания, адаптации технологий из других областей деятельности, развитию переносимых навыков. Остальное время посвящено привитию исследовательских навыков, работе над поставленной конкретной исследовательской задачей и выработке профессиональных навыков.

Система оценки

Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, по результатам практики и прохождение экзаменов. В итоговой оценке диссертация обычно имеет несколько больший вес, чем учебные модули.

Присваиваемые степени

В настоящее время программы New Route PhD существуют в 34 британских вузах и по широкому спектру направлений, таких как лингвистика, биология, информатика, социальные навыки, экономика, политическая наука, образование, инженерные науки, гуманитарные науки, математика, физика, агрикультура, медицина, право и др.

Типичными присваиваемыми степенями являются PhD (Integrated PhD) или NRPhD (New Route PhD).

Профессионально-ориентированные программы (Professional Doctorates)

Цель и организация

Профессионально-ориентированные докторские программы являются разновидностью учебно-исследовательских программ, однако они ориентированы не столько на развитие навыков исследовательской работы и проведения самостоятельного исследования, сколько на профессиональное обучение и развитие студента, связанное с конкретной профессией.

Профессионально-ориентированные докторские программы также могут функционировать по типу интегрированных программ и позволять получать промежуточные магистерские степени в случае успешного окончания первого этапа обучения.

Методы обучения

Учебные модули включают теоретические курсы, современные подходы к методологии исследований и профессиональную практику. Основной акцент в исследовательской работе делается на прикладные исследования, вносящие вклад в развитие выбранной студентом профессиональной области.

Система оценки

Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, прохождение экзаменов и по результатам практики.

Присваиваемые степени

Профессионально-ориентированные докторские программы как правило ведут к получению докторских степеней в определенных науках, например, DEd, DEng, DBA, DClinPsych и др.

Основное отличие программы Доктора образования (DEd) от Доктора философии в образовании (PhD in Education) заключается в том, что первая программа позволяет охватить более широкий круг предметов, связанных с образованием, и сфокусироваться на одной исследовательской проблеме только в конце обучения.

Степень Доктора делового администрирования (Doctor of Business Administration, DBA) также является исследовательской степенью. Такие программы направлены на развитие теории и практики делового администрирования и менеджмента.

Степени PhD, присуждаемые по результатам профессиональной деятельности

Этот тип относится к чисто исследовательским программам.

Присуждение степени PhD как результат выдающейся практической деятельности (PhD by Practice) распространено в сфере изобразительного и художественного искусства. Диссертация может представлять собой анализ креативного процесса или творческий проект. В результате присуждаются такие степени как PhD, Doctor of Music (DMus), Doctor of Musical Arts (AMusD) и др.

Присуждение степени PhD на основании выдающейся публикации (PhD by Publication) практикуется членами профессорско-преподавательского состава. Диссертация представляет собой опубликованную работу, а также критический отзыв о работе объемом 5000-10000 слов. Степень PhD по результатам диссертации, а также ее успешной устной защиты.

Cрок обучения на докторских программах

Таблица наиболее популярных степеней

Степень Входные требования Длительность Тип программы Формы итогового контроля
Доктор философии (PhD, DPhil) Исследоват. программы Написание итоговой диссертационной работы + устный экзамен (устная защита)
New Route PhD Диплом об окончании магистратуры. Возможен прямой перевод с магистерской программы 3-4 года full time, 5-6 лет – part-time Исследоват. и учебные модули
Professional Doctorates (DEng, DEd, DBA, DClinPsych) Диплом об окончании магистратуры. Профессиональный опыт в соотв. сфере 3-4 года full time, 5-7 лет – part-time Исследоват. и учебные модули Промежут. контроль, прохождение экзаменов, написание диссертации
PhD by Practice (PhD, DMus, AMusD), PhD by Publication) Присуждение степени PhD как результат выдающейся профессиональной деятельности Исследоват. программы Подготовка диссертационного проекта и его защита

Подготовка и защита диссертации

Ключевым элементом успешного завершения докторской программы является подготовка и защита исследовательского проекта – диссертации (Doctoral thesis). Диссертация представляет собой результаты самостоятельной исследовательского работы аспиранта в тесном сотрудничестве с научным руководителем.

Программы и факультеты устанавливают свои требования по объему диссертационного проекта, который в области социальных и гуманитарных наук, как правило, составляет 80,000-100,000 слов, а в сфере точных наук – 40,000-50,000 слов.

Примерная структура диссертационной работы выглядит так:

  • Титульный лист,
  • Резюме,
  • Выражение благодарности,
  • Содержание,
  • Введение, формулировка проблемы исследования,
  • Цели, задачи и гипотезы исследования.
  • Обзор литературы,
  • Методология исследования,
  • Основная аналитическая часть – результаты исследования, структурированные по главам,
  • Выводы, рекомендации, направления дальнейшей работы,
  • Ссылки,
  • Библиография,
  • Приложения.

В Великобритании защита диссертации называется viva voce , т.е. устный экзамен (от латинского «живым голосом»). На защите присутствуют два или более экзаменаторов и кандидат. Один из экзаменаторов является представителем университета, в котором обучается кандидат (но не является его научным руководителем), остальные экзаменаторы – внешние, представляющие другие университеты. Присутствие основного научного руководителя на защите не обязательно, и он не имеет права задавать вопросы во время экзамена.

В большинстве вузов такие защиты проходят за закрытыми дверями, однако некоторые университеты, например, Оксфорд , разрешают присутствие членов университета на защитах докторских диссертаций на соискание степени DPhil.

Стоимость обучения на докторских программах

Британские вузы самостоятельно устанавливают стоимость обучения для двух типов студентов: для студентов из Великобритании и стран-членов Европейского союза - “home fee” и для зарубежных студентов (из всех остальных стран) “overseas fee”. Российские абитуриенты попадают в последнюю категорию.

Подготовлено по материалам

Quality Assurance Agency (QAA), British Council, портала Newroutephd, Park, C. “New Variant PhD: The changing nature of the doctorate in the UK”, Journal of Higher Education Policy and Management, Vol. 27, No. 2, July 2005, pp. 189–207.

Высшая академическая степень многих странах носит название Philosophy Doctor или же Ph.D. Прежде всего это касается европейского и североамериканского региона мира. При этом это звание имеет мало общего со званием доктора наук в Российской Федерации.

Что такое Ph.D.

Многие люди, выбирая для поступления после магистратуры какой-либо вуз, не всегда могут понять, почему за рубежом ученое звание имеет название доктора философии. Закономерным является вопрос о том, почем, независимо от специальности и изучаемых дисциплин, в итоге все выпускники считаются докторами философии (ну или почти все).

Слово «философия» в русский язык пришло из древнегреческого языка. В нем оно означало «любовь к мудрости». При этом не уточнялось, житейской или же научной она должна быть. Именно поэтому в те давние времена философами назывались люди, которые могли изучать практически любую сферу познаний, которая так или иначе с ними была связана.

Лишь с течением времени от философии в Средние века отделились три самостоятельных дисциплины – медицина, теология и право. Все остальные же науки, начиная от астрономии, заканчивая литературой, все еще относились к категории философских. Так как именно в этот период истории и начали массово появляться университеты, с тех времен и стало традицией высшую ученую степень многих стран знаменовать, как Philosophy Doctor (или же Доктор Философии – Ph.D.).

Преимущества, которые дает ученая степень

Наличие большого количества кандидатов на получения звания доктора философия обусловлено множеством преимуществ, которые дает данная ученая степень. Они заключаются в следующем:

1. Заработная плата. Как правило, академик, который имеет звание доктора философии, в зарубежных странах может получать зарплату выше, чем его чуть менее образованный коллега. Ставки тут разнятся.

2. Новые возможности. PhD людям чаще поручают важную работу и исслеования.

3. Компетенция. Получение соответствующего звания позволяет человеку доказать окружающим свою значимость и полезность в обществе. Это нередко отражается на карьерном росте, отношениях в коллективе и многих других факторах.

В связи с вышеперечисленными преимуществами многие выпускники после окончания магистратуры стремятся обрести следующую научную ступень знаний.

Требования к поступающим

Образование для получения звания Ph.D. за границей можно получить лишь в определенных случаях. Образовательные учреждения предъявляют для всех кандидатов одни и те же требования. Они заключаются в следующем:

1. Диплом о полученном предыдущем образовании. Прежде всего это касается звания магистра. При этом специальность, которую обрел человек, может отличаться от той, на которую он хочет поступить. Но это касается лишь несколько высших учебных заведений. Также в определенных странах существуют программы, при которых для получения звания Ph.D. требует только лишь окончания бакалавриата. Но в сюда могут подпасть лишь успешные выпускники вузов.

2. Сертификат о владении языком программы. Без этого навыка обрести звание Ph.D. невозможно, так как учебная программа при этом не может быть должным образом усвоена. Чаще всего университеты требуют знание английского языка, но в некоторых случаях дополнительно может быть поставлено условие владения государственным языком той страны, в которую хочет поступить человек. Кандидат должен набрать не менее 7 баллов по шкале IELTS и 90 баллов по шкале TOEFL.

3. Экзамены GRE и GMAT . Почти все страны англосаксонской системой образования, а также многие государства Азии, требуют прохождения данных тестов. Они представляют собой практически идентичные задания, которые направлены на проверку некоторых вербальных, математических и аналитических навыков человека. При этом оба экзамена считаются довольно сложными, вследствие чего подготовку к ним нужно начинать заранее – не менее чем за 6 месяцев до прохождения.

4. Мотивационное письмо и академическое эссе. Данные два документа считаются не менее важными, нежели наличие диплома и прохождение экзаменов. Нередко именно они позволяют конкурсной комиссии решить дальнейшую судьбу кандидата. Связанно это с тем, что только лишь при помощи эссе и мотивационного письма человек может выразить свою индивидуальность, уникальность и оригинальность. Эти навыки в контексте западного образования ценятся намного выше, нежели формальные знания предмета. В эссе следует описать не только причины выбора профессии, но и дальнейшие планы, академические интересы и цели. К эссе каждый университет ставит свои конкретные условия написания.

5. Рекомендательные письма. Они позволяют оценить университету навыки кандидата, его отношение к работе, взаимодействие с другими людьми и т.д. При этом стоит учесть, что у каждого учебного заведения существует свой регламент проверки авторства. Некоторым учреждениям достаточно всего лишь уведомить автора по электронной почте, другие же требует соответствующей печати организации, где он работает. Стоит отметить, что наличие в рекомендательном письме негативных навыков может придать ему большей объективности.

Если человек выполнил все требования университета по поводу обретения звания Philosophy Doctor, шанс поступления на данный курс обучения является практически стопроцентным. Европа обучение дает максимально полное и корректное, что в будущем может отразиться на ведении бизнеса и построения карьерной лестницы.

Преимущества данного выбора очевидны. Прежде всего, это достойный уровень зарплаты, новые возможности и шанс реализовать себя в обществе. Высшее образование, полученной за границей, в пределах родной страны ценится довольно высоко.

Ph.D. Thesis )

Кроме степени доктора философии, которая вручается людям, занимающимся научными исследованиями, есть ещё три докторские учёные степени:

  • Доктор искусств (англ. Doctor of Arts ) - обычно присваивается как свидетельство глубоких знаний в определённой научной области, но не исследовательской деятельности.
  • Доктор педагогики (англ. Doctor of Education ) - присваивается специалистам в области педагогики.
  • Доктор социальной работы (англ. Doctor of Social Science ) - присваивается специалистам в области социальной работы, социальных знаний, социальной науки.

История

Впервые появилась в 12-13 веках в Великобритании , Италии и Франции .

Несмотря на название, в настоящее время степень не имеет никакого практического отношения к философии (только историческое) и присуждается почти во всех научных областях, например: доктор философии по литературе или доктор философии по физике .

Такое положение связано с традициями, восходящими к временам средневековых университетов, стандартная структура которых обычно предполагала наличие факультетов философии, юриспруденции, теологии и медицины. Поэтому помимо степени доктора философии существуют и ограниченный ряд других докторских степеней того же ранга; врачам присуждается степень доктор медицины , юристам - доктор права , богословам - доктор богословия , а всем остальным - доктор философии .

Положение в разных странах

Одновременно в ряде западных стран послевузовское образование в той же мере, что и в Российской Федерации, характеризуется двумя ступенями, требующими каждая защиты отдельной диссертации. Например, в Бразилии , Канаде первая послевузовская ступень - это титул мастера (магистра) наук (Master of Science, M.Sc.), тогда как вторая ступень - это звание доктора философии (Ph.D.). В этом случае, та докторская степень, которая получается со статусом доктора философии , не аналогична степени доктора наук в Российской Федерации, хотя и является второй степенью послевузовского образования . Ученая степень доктора наук в Российской Федерации предполагает решение крупной научной проблемы или приоритетные исследования в новом научном направлении и соблюдения установленных в Российской Федерации требований .

Франция

Во Франции учёной степени доктора философии нет. Аналогом этой степени является степень доктора соответствующей специальности (фр. Docteur

Германия

В Германии учёной степени доктора философии нет. Аналогом этой степени является степень доктора соответствующей специальности (нем. Doktor ). В частности, эта степень официально приравнивается к российской степени кандидата наук.

См. также

Примечания

Литература

  • Власов А. В., Филиппов Ю. М. Россия и Казахстан: реформа высшей школы (продолжение) //АПН-Казахстан, 12.01.2006 г.
  • С. Колеников Академические степени (США) // Abroad.ru
  • А. Миндагулов О западной концепции доктора философии (Ph.D) // Известия-Казахстан, 10.11.2006 г.
  • Mapьянoвич А. T. Ученые степени и звания в странах Запада // Элитариум: Центр дистанционного образования, 27.09.2010 г.
  • Ю. Морозов Выше ли западный PhD чем кандидат наук в России/СССР? или Как флопник (flopnik) победил спутник // Социодинамика, 15.03.2007 г.
  • Paйзбepг Б. A. Ученые степени и звания: кто есть кто // Элитариум: Центр дистанционного образования, 17.02.2006 г.
  • Е. Солодовникова Кем лучше быть: доктором наук или phd? // Медиа-группа «Объектив», 06.06.2007 г,
  • М. Яковлев Нужна ли аспирантура? //журнал «Работа и зарплата», 30.01.2006
  • Е. Г. Будет ли у нас своя степень PhD? // «Санкт-Петербургский университет» . - 2010. - № 6 (3813).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Доктор философии" в других словарях:

    - (лат. Philosophiæ Doctor, Ph.D., PhD, обычно произносится как пи эйч ди) учёная степень, присуждаемая во многих странах Запада. Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация (англ. Ph.D. Thesis) Несмотря на название … Википедия

    Высшая ученая степень, присуждаемая с 12 13 вв. в Великобритании, Италии и других странах, как правило, после защиты магистром соответствующей диссертации по гуманитарным и социальным наукам … Большой Энциклопедический словарь

    - «ДОКТОР ФИЛОСОФИИ», СССР, ЦТ, 1976, цв., 84 мин. Телеспектакль. По пьесе Бранислава Нушича. В ролях: Владимир Этуш (см. ЭТУШ Владимир Абрамович), Иван Дыховичный (см. ДЫХОВИЧНЫЙ Иван Владимирович), Лия Ахеджакова (см. АХЕДЖАКОВА Лия Меджидовна),… … Энциклопедия кино

    доктор философии - — Тематики электросвязь, основные понятия EN doctor of philosophyPМСЭ T H. D … Справочник технического переводчика

    Высшая учёная степень, присуждаемая с XII XIII вв. в Великобритании, Италии и других странах, как правило, после защиты магистром соответствующей диссертации по гуманитарным и социальным наукам. * * * ДОКТОР ФИЛОСОФИИ ДОКТОР ФИЛОСОФИИ, высшая… … Энциклопедический словарь

    Проф. Шляхетск. кадет. корпуса; р. 20 сент. 1787 г., † 18?? г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия