Какие качества благоприятствуют профессии педагога. Личностные качества учителя и их влияние на формирование личности ученика

Ирина Похолок
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации

В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально-значимые качества воспитателя . Он указал на необходимость наличия у воспитателя таких качеств , как скромность, наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, но особое место занимали такие качества , как артистичность, ораторские способности, остроумие. К особенно важным качествам личности воспитателя относится готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния воспитанников , сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.

В работах учёных уделяется большое внимание педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура воспитателя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Педагогический такт - это умение находить в каждой возникшей ситуации наиболее правильный педагогический приём. Это умение воспитателя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние воспитанника , его интересы, побуждения и найти наиболее действенную меру воспитания . Педагогический такт - это мера педагогической целесообразности и полезности поступков воспитателя , его средств, слов и обращения с воспитанниками в целом . Педагогический такт позволяет воспитателю творчески подходить к решению учебно-воспитательных задач с учетом конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников .

Педагог - это не только профессия , суть которой передавать знания, но это также почетная миссия воспитания личности , утверждения человека в самом себе. В связи с этим целью педагогического образования будет выступать непрерывное профессиональное и общее развитие воспитателя нового типа , который характеризуется следующими качествами :

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Высокий профессионализм ;

Потребность в постоянном самообразовании;

Любовь к детям;

Интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность .

Характер социальной ориентации и деятельности, тип гражданского поведения проявляются в профессиональной позиции педагога . Различие между педагогическим призванием и педагогическим интересом, который может быть и созерцательным, заключается в осознании способности к педагогическому делу. Основа педагогического призвания - это любовь к детям, которая является неотъемлемой частью самосовершенствования, саморазвития у педагога таких качеств личности , которые характеризуют его профессионально -педагогическую направленность.

Такими качествами выступают - педагогическая ответственность и долг. Испытывая чувство педагогического долга, воспитатель считает нужным оказать помощь детям и взрослым в пределах своей компетенции и имеющихся прав; в своей деятельности он неукоснительно руководствуется кодексом педагогической морали, предъявляет к самому себе высокие требования. Самоотверженность педагога-это высшая степень проявления педагогического долга. Именно в ней находит свое отражение его мотивационно-ценностное отношение к труду.

Сегодня посвящено огромное количество статей, очерков, книг теме "Каким должен быть современный педагог?". По этому вопросу большинство мнений расходиться и даются очень интересные ответы.

Ш. А. Амонашвили в своих «Размышлениях о гуманной педагогике» трактует одну из основных установок воспитателя гуманного педагогического процесса следующим образом : «Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом воспитателя . Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты воспитателя . Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить».

В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных качеств педагога . Среди них впечатлительность, самообладание, гибкость поведения, гуманность, гражданственность, доброта, идейная убеждённость, инициативность, искренность, настойчивость, любовь к детям, ответственность, порядочность, педагогическая эрудиция, самокритичность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность и др. Все перечисленные выше личностные характеристики воспитателя составляют психологический портрет идеального педагога. Его основой являются собственно личностные качества - направленность , уровень притязаний, самооценка, образ «я» .

Высокие ценностные установки такие, как патриотизм, гражданственность, любовь к детям раскрывают саму сущность педагогической профессии - служение на благо своего Отечества. Любовь к Родине, знание ее истории и традиций несут в себе воспитательную силу , поэтому педагог должен пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству. Гражданская позиция представляет собой приоритет общественно значимых задач над личными, гражданскую активность, правовую культуру, коллективизм, принципиальность.

Еще одним качеством личности педагога , выражающим его "воспитательную силу ", можно считать "харизму". В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар", оно расшифровывается как необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, вызывающая у окружающих (прежде всего, у детей) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь. Но, прежде всего, такой педагог умеет творчески относиться к самому себе как личности : использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы.

Особое сочетание личностно-деловых качеств отличает творческую личность, которой присуще такое свойство, как креативность (оригинальность, четкость, эвристичность, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества , как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность,чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память .

Творчество и креативность воспитателя могут проявляться в многообразных формах и способах творческой самореализации. Самореализация является формой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Вопрос о педагогическом творчестве имеет прямую связь с проблемой самореализации педагога. В связи с этим педагогическое творчество и есть процесс самореализации психологических, индивидуальных, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

Педагогический оптимизм - это неотъемлемое свойство хорошего воспитателя . Такому педагогу присуще сочетание в своей деятельности чуткого, отзывчивого отношения к детям с требовательностью, которая педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка.

Также одним из качеств воспитателя является направленность на определенный тип общения .

Авторитарный стиль педагогического взаимодействия характеризуется требовательностью в большей степени и в меньшей уважительным отношением к воспитанникам . Авторитарный педагог выстраивает свою работу на основе диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что воспитанники боятся такого воспитателя , стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарный педагог не пользуется в детском коллективе доверчивостью и имеет мнимый авторитет.

Для попустительского стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к воспитанникам . Авторитетом среди детей такой воспитатель не пользуется , так как дошкольники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого воспитателя плохая , в группе шумно, дети не слушают объяснений. Попустительский стиль также имеет негативные последствия. Часто дошкольники выражают недовольство и протест против такого стиля руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.

Антипедагогический стиль взаимодействия с воспитанниками в практике работы воспитателя недопустимы . Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Воспитатель , который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку воспитанниками своего поведения , разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой воспитатель является социально опасным.

Таким образом, основными профессионально-значимыми качествами являются :

Педагогический такт,

Педагогический оптимизм,

Креативность,

Самореализация,

Педагогический долг и ответственность,

Работа настоящего учителя начальных классов - это не только работа в области подачи знаний в какой-либо области, это еще и воспитание человека. В настоящее время в содержании образования прописаны такие компоненты, как обучение, воспитание, развитие и образование. Они связаны между собой, находятся в гармонии.

По словам И.П. Подласого учитель организует учебно-воспитательный процесс в школе. Воспитанием и обучением могут заниматься и родители, и родственники, и другие люди, но учитель - это особая личность, так как только она знает что, где, как нужно сделать, как правильно это делать, в соответствии с педагогическими законами. .

Учитель является посредником между детьми и взрослыми. Он знает особенности детской психики. Труд учителя начальной школы, нельзя сравнить ни с каким другим, так как результат его труда - это сам человек, со всеми его личными качествами.

В.А.Титов выделил основные личные качества, которые должны быть присуще всем педагогам.

Первое - это профессионализм учителя начальной школы. Это некое собирательное свойство педагога. Представляет собой комплекс как психологических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим.

Профессионализм определяет не столько самообучение, а сколько направленность на обучение, не воспитание, а руководство воспитательными процессами. Ядро педагогического мастерства - это управление всеми процессами, которые обеспечивают становление личности человека.

Второе качество - эмпатия. Это проникновение с помощью чувств в душевные переживания людей. Настоящий учитель должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить детей этому качеству. Это такое качество, которое сближает людей и их общение, оно становится доверительным. У учителя начальных классов эмпатия проявляется в отзывчивости педагога, в его чуткости и доброжелательности, а также заботливости.

Третье качество - педагогический такт, который проявляется в том, что учитель должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия. Педагог должен сочетать в себе как ласковое отношение, так и твердость, и строгость по отношению к ученикам, как доверие, так и контроль. Если педагог сохраняет тактичность, тем самым он показывает свое мастерство и профессионализм.

Педагогическая зоркость проявляется в том, что учитель наблюдает за изменениями в развитии ребенка, он видит в нем какие-либо перспективы, помогает ему двигаться вперед. Преподаватель должен уметь чувствовать детей, понимать их.

Пятое качество - это оптимизм педагога. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал, он должен верить в его силы и в результаты обучения.

Культура профессионального общения - также немаловажное качество педагога. Оно проявляется в том, что должны быть правильно организованы отношения между учителем и учеником, между самими учениками, между родителями и педагогом и между педагогическим коллективом.

Седьмое качество личности педагога - это педагогическая рефлексия. Это некий самоанализ и оценка своих результатов работы. Каждый педагог должен уметь оценивать свою работу, анализировать как успехи, так и неудачи.

По мнению В.А.Титова существует несколько причин, когда преподаватель является непригодным. В первую очередь это отсутствие приведенных выше качеств личности или их деформация. Во-вторых - это халатное и небрежное отношение к своей работе. Эти причины он считает наиболее важными.

Целью современного образования является развитие учителей такого типа, которым присуще такие характеристики, как:

Высокая социальная мобильность и активность;

Высокая гражданская и патриотическая ответственность;

Любовь к своей работе, к ученикам, а также способность учителя «отдать» свое сердце детям;

Интеллигентность и высокая духовно-нравственная культура преподавателя;

Высокий профессионализм преподавателя, а также инновационный стиль преподавания;

Готовность постоянно саморазвиваться и работать над собой.

По мнению И.П.Подласого учитель должен быть эталоном простоты и скромности, трудолюбия и благонравия, искусства молчания и разговорчивости, подавать пример своим детям.

Важным требованием к личности педагога он считает его профессиональные способности. Их И.П.Подласый разделяет на 6 групп.

1. Организаторские способности. К ним он относит умение педагога сплачивать и скреплять школьный коллектив. Уметь в подходящий момент их занять каким-либо делом, планировать свою работу и работу класса и подвести итоги работы.

2. Рецептивные способности. Проявляются в умении педагога проникать во внутренний мир учеников, заботиться об их эмоциональном и психическом состоянии.

3. Дидактические способности - умение правильно выбрать и подобрать нужную информацию для школьников, что бы она была доступной, наглядной и соответствовала возрастным особенностям детей.

4. Коммуникативные способности. Умение устанавливать отношение с учениками и с их родителями.

5. Суггестивные способности. Это умение эмоционально влиять на учеников.

6. Исследовательские и научно-познавательные способности. Проявляются в умении педагога усвоить новые научные знание, вести исследовательскую деятельность в области педагогики, психологии и различных методик.

А.И.Щербаков относит к числу наиболее важнейших педагогических способностей дидактические, конструктивные (предвидение последствий своих действий), перцептивные (способность проникать во внутренний мир ученика), экспрессивные (умение педагога образно и выразительно выражать себя), коммуникативные и организаторские.

Также он считает, что личности учителя должны быть присуще и общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические и практические знания, умения и навыки. К умениям и навыкам он относит:

Общепедагогические (информационные, мобилизационные и развивающие);

Общетрудовые (организаторские, конструктивные и исследовательские);

Самообразовательные (систематизация, обобщение тех знаний, которые применяются при решении педагогических задач и получении новой информации).

Одним из ведущих образований личности педагога, являющимся стержнем его работы и определяющим готовность к педагогической деятельности составляют профессионально-ценностные ориентации. Они характеризуются как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности своих учеников и к самому себе и формирующиеся на основе духовных отношений личности, во всех сферах его деятельности, которые профессионально значимы.

Учитель является наглядным образцом, эталоном поведения. Он является идеалом для детей и его требования это «закон». Не зависимо от того, что говорят ребенку родители, друзья или родственники, слово учителя является главным.

Педагог выполняет в обществе определенные функции: профессиональные и общественные. К тому же, учитель предстает перед самыми главными судьями учебного процесса - детьми, родителями, родственниками. Следовательно, общество предъявляет учителю определенные повышенные требования к его личности.

Требования определяются И.П.Подласым, как система профессиональных и общественных качеств, которые определяют успешность учителя в педагогической деятельности. . Перечислим эти качества.

К человеческим качествам (общественным) И.П.Подласый относит:

Человечность

Терпеливость

Порядочность

Честность

Ответственность

Уважение к людям

Нравственность

Интерес к воспитаннику и д.р

К профессиональным качествам относятся:

Любовь к детям

Трудолюбие

Работоспособность

Дисциплинированность

Организованность

Справедливость

Мастерство

Педагогический такт

Знание педагогической теории, психологии, методик и д.р

Учитель считается профессионально подготовленным, когда он обладает в совокупности всеми профессиональными и человеческими качествами. Можно выделить, с одной стороны - психологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую подготовленность педагога.

Анализируя профессиональные качества учителя нельзя не отметить и такое важное качество как педагогическое мастерство и педагогическое искусство.

Б.Т.Лихачев считает, что под педагогическим искусством следует понимать полное владение учителем психологических и педагогических знаний, умений и навыков, профессиональная заинтересованность и увлеченность в процессе обучения, довольно развитым педагогическим мышлением, развитой интуицией, духовно-нравственным и эстетическим отношением к жизни.

И.П.Подласый определяет педагогическое мастерство, как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, в основе которого лежит совокупность его личной культуры, его знаний, умений и кругозора с педагогической техникой и опытом.

Научиться педагогическому мастерству можно, и учителя способны овладеть современными приемами работы. Конечно, путь к настоящему совершенству нелегок, требует особого напряжения и наблюдения за работой мастеров, постоянного самообразования и внедрения новых методов работы.

Вопрос о том, как хорошо работают ученики, является наиболее важным при анализе мастерства учителя.

Познавательная активность учеников, определяется такими личными качествами как: устойчивость, работоспособность, умение преодолевать трудности, способность признавать свои ошибки и д.р

Ответственное отношение к учению характеризует нравственную и волевую стороны развития школьников. Ответственность ученика характеризуют по ряду признаков:

1. Выполнению им своих обязанностей и требований педагога

2. Пониманию социальной значимости и личной необходимости добросовестного учения

3. Умению объективно оценивать свои знания

4. Способность чередовать труд и отдых

Рост педагогического мастерства является показателем качества его работы, это постоянный совершенствующийся учебно-воспитательный процесс. Существуют определенные признаки педагогического мастерства. И.П.Подласый выделяет такие:

1) Четкость определения и дифференциация задач урока;

2) Обеспечение преемственности в усвоении содержания образования;

3) Творческий и разнообразный характер методов обучения;

4) Помощь детям в преодолении трудностей;

5) Высокая работоспособность детей на уроке;

6) Гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

7) Личностный подход;

8) Умение заниматься самообразованием.

От мастерства педагога зависит очень многое, даже можно сказать все. Само мастерство - это длительный, трудоемкий процесс, а так же результат работы над собой.

Профессиональные и личностные качества педагога Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое ­ это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Мы расскажем о профессиональных и личностных качествах педагогов в этой статье. Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант». Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно­волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально­педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии. Общая характеристика профессиональных и личностных качеств педагога Понятие «личностные качества педагога»

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д. Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Специальная (коррекционная) школа № 7

Самоанализ педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

Дюзельбаевой Ф.К.

Актобе, 2013г.

Лист самоанализа педагога

    Мое педагогическое кредо.

"Стыдно должно быть не за то, что не знаешь,

а за то, что не хочешь узнать".
Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю).

Основная цель моей педагогической деятельности – формирование у учащихся навыков владения элементарной русской речью как средством коммуникации, подготовка их к самостоятельному общению на русском языке.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи (помимо программного комплекса задач):

- улучшение качества процесса преподавания (высокий уровень проф.мастерства учителя);

-применение новых педагогических технологий (поиск методов, которые позволили бы эффективно обучать, добиваясь лучших результатов.);

-изменение содержание образования(новые УМК).

    качеством материально-технической базы

Кабинета русского языка нет.

Школьная мебель, санитарно – гигиеническое состояние учебных кабинетов отвечает правилам санитарных требований.

В школе существует проблема использования информационных технологий учителем, т.к. техническая предметная среда школы не отвечает в полном объёме профессиональным запросам личности учителя. В учебных кабинетах отсутствуют ТСО (интерактивные доски, компьютеры, Интернет).

    качеством информационного обеспечения

1.Имеются Типовые специальные образовательные учебные программы по русскому языку. 2009г

2.Специальных методических пособий по русскому языку для классов с казахским языком обучения нет. В работе использую пособия Аксёновой А.К., Азовой О.И., Лалаевой Р.И., Рыжовой Н.В., Ладыженской Т.А.и др.

    Есть в наличии электронный вариант учебников методических пособий Безруких М., Борисенко М., Вольвич Е., Грушевской М.С., Манжуовой Л.Н., Хватцева М.Е., и др.

Содержание программ, методических пособий, электронных учебников отвечают моим профессиональным запросам, соответствуют специфике нашей школы.

    Нет учебников по русскому языку для учащихся казахских классов специальных (коррекционных) школ. В работе с учащимися среднего и старшего звена используются учебники общеобразовательных школ для 3,4 кл. Одни и те же тексты для чтения и развития речи содержатся в 3-х учебниках под разными издательствами «Рауан», «Мектеп», «Атамура».

    качеством методического обеспечения, созданного Вами

1. Программа проектирования учебного процесса по предмету «Мир вокруг» в С(К)Ш для детей с интеллектуальными нарушениями.(3 кл.)

2.Программа по русскому языку для 10-го производственного класса с казахским языком обучения.

3. Программа кружка «Речь. Речь. Речь» по русскому языку в С(К)Ш для детей с интеллектуальными нарушениями (4-10кл. с казахским языком обучения)

4. ИОМ, коррекционно-развивающая программа для учащегося надомного обучения на 1,2,3,4,5 годы обучения.

5. Коррекционно-развивающая программа (приложение к календарным планам)для уч-ся 4-й тип.гр.

Методическое пособие:

«Диагностические материалы по русскому языку для начальных классов»

Задания для контроля, тесты

Итоговые проверочные работы, тесты по математике и русскому языку

для учащегося надомного обучения.

Для учащихся 3-10 б кл. разработаны тестовые задания, индивидуальные карточки с грамматическими заданиями в картинках, перфокарты с картинками для проведения словарных работ.

Все материалы составлены с учётом требований ГОС.

    качеством повышения квалификации с момента последней аттестации

Повысился профессиональный уровень через курсовую подготовку повышения квалификации:

    03.11-14.03.2008г прошла повышение квалификации по теме «Основы индивидуального обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями » (72 ч., свид. № 3129);

    В июне 2010 г. в Национальном центре информатизации прошла тренинговые курсы по теме «Методика использования электронных учебников и интерактивной доски». (Серт. № АК -204)

    16.05.2011г – 06.04.2012г. в ТОО «Центр САТР закончила годичные республиканские курсы переподготовки по специальности «Дефектология» квалификация «Олигофренопедагог»».(500ч.Удост. №492)

    13.02-17.02. 2012г. в Национальном научно –практическом центре коррекционной педагогики прошла повышение квалификации по теме

«Организационные и методические основы обучения детей с ограниченными возможностями на дому». » (40ч.Удост. №2184)

позицией руководства

Администрация школы заинтересована в повышении качества моего труда, стимулирует меня по направлениям:

- создаёт благоприятные условия труда;

- награждает;

- создаёт условия для соблюдения меры безопасности;

- создаёт условия личного развития;

-мотивирует интерес к работе.

Все уроки, внеклассные мероприятия (во время прохождения методических и предметных недель, аттестации) систематически посещала завуч школы Куангалиева Д.С., периодически посещал директор школы Прохоров С.М., завуч по ВР Фомина Т.В.

Высокое качество образования – это комплексная характеристика, которая отражает уровень образовательных услуг, который наша школа предоставляет учащимся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с его интересами и потребностями.

Это особенности нашей школы, которые придают ей определённость, отличают от других образовательных учреждений.

В своей работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.

На своих уроках применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: беседа, наблюдение, тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы.

Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я провожу уроки-игры, практикумы, смотры знаний. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои учебные возможности. Большое значение придаю самостоятельной деятельности учащихся.

Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей, развивающие любознательность, самостоятельность, активность. За много лет преподавательской деятельности собрала богатый дидактический и наглядный материал по всем лексическим темам.

В выборе учебного материала особое внимание уделяю формированию правильного произношения, развитию речи учащихся, обогащению их словаря.

На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным. Для подготовки к урокам создаю дидактический материал, применяю элементы новых технологий, индивидуальные, творческие задания.

Целенаправленно подбираю связные литературные тексты из детской литературы. Использую и при изучении нового материала, и при закреплении, и при повторении, при словарной работе и при индивидуальной работе с учащимися. Они дают большое количество заданий, дают возможность всем учащимся почувствовать себя активными участниками общей работы.

За достаточно долгий период работы в качестве учителя русского языка и литературы определила для себя ряд принципов, которые помогают успешно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

-использование на уроках методик и технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся;

-индивидуализация и дифференциация учебного процесса;

-применение наглядности;

-развитие навыков самостоятельной работы;

-осуществление контроля ЗУН учащихся;

-эмоциональное стимулирование.

В своей работе стараюсь придерживаться следующих норм и требований:

-хорошо владеть своим предметом, совершенствовать методику преподавания русского языка;

-серьёзно готовиться к каждому уроку;

-применять на уроках элементы современных технологий;

- создавать дидактические, контрольно-измерительные материалы, материалы для индивидуальной работы;
-работать в классе не для всех, а для каждого отдельного ученика.

-стремиться, чтобы ход и содержание каждого урока были ориентированы на достижение конкретного конечного результата.

Систематическая работа над повышением своего профессионального мастерства позволила мне достичь определенных успехов:

Выросла моя творческая активность. Участвую в инновационных процессах школы. Стала активным участником различных конкурсов.

Улучшилось качество знаний и умений учащихся по русскому языку:

наблюдается динамичное продвижение в развитии уровня усвоения знаний и умений, уровня активности учащихся на уроке . Растёт число участников конкурсов, предметных недель.

    Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме).

    Сильные стороны моей деятельности, личности.

Умею анализировать свою деятельность, сравнивать, осознавать свои педагогические затруднения, делать соответствующие выводы, обучаться, корректировать свою деятельность.

Никогда не отказываю в помощи. Со многими коллегами и учащимися у меня сложились партнёрские, конструктивные, доверительные отношения.

    Слабые стороны моей деятельности, личности.

Учебные материалы, разработанные мною для учащихся 4 типологической группы, не всегда на уроках оказывают должного коррекционно-развивающего воздействия.

Препятствия.

Причинами, затрудняющими достижение запланированных результатов, на мой взгляд, являются следующие:

    Слабое здоровье учащихся;

    Поведенческие нарушения учащихся во время урока в период обострения заболеваний.

    Тревоги

Тревоги (тревожность) возникают из-за периодически возникающей напряжённости на работе, нервно – психических нагрузок, связанных объективными причинами.

    Возможно сти улучшения моей деятельности.

Постоянно прогнозировать и корректировать результаты своей деятельности .

Стремиться, чтобы любая проводимая работа была ориентирована на достижение конкретного положительного конечного результата.

Чаще пользоваться способами саморегу ляции. Требовать от себя готовности достойно встречать каждую профессиональную ситуацию.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Мы расскажем о профессиональных и личностных качествах педагогов в этой статье.

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Общая характеристика профессиональных и личностных качеств педагога

Понятие «личностные качества педагога»

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

  • - способность делать учебный материал доступным;
  • - творчество в работе;
  • - педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • - способность организовать коллектив учащихся;
  • - интерес и любовь к детям;
  • - содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • - педагогический такт;
  • - способность связать учебный предмет с жизнью;
  • - наблюдательность;
  • - педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональная компетентность и педагогическая центрация

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.

Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является педагогическая центрация.

Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса .

Выделяются 6 типов центрации:

Конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

Эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я;

Гуманистическая - центрация на интересах детей (педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся);

Центрация на интересах, требованиях администрации (характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности);

Центрация на интересах родителей (встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников);

Методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания .

Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного О.Н. Шахматовой и Э.Ф. Зеером .

Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая направленность.

Тип педагогической центрации:

Конформная,

Эгоцентрическая,

На интересах родителей,

Методическая.

2. Профессиональная компетентность.

2.1. Педагогическая компетентность.

2.2. Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

Социально-коммуникативная адаптивность,

Стремление к согласию,

Нетерпимость к неопределенности,

Избегание неудач,

Фрустрационная толерантность.

3. Педагогически значимые качества.

3.1. Логическое мышление.

3.2. Творческий потенциал.

3.3. Эмпатия.

Сопереживание,

Действенная эмпатия.

3.4.Субъективный контроль:

Интернальность,

Экстернальность.

3.5. Социальный интеллект.

4. Педагогически нежелательные качества.

4.3. Демонстративность.

5. Педантичность.

Таким образом, мы видим, что основой данной диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении

Личностные и профессиональные качества, необходимые для педагога при общении с аудиторией

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей:

  1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
  2. способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
  3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
  4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  5. умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
  6. способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
  7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
  8. хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
  9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
  10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Средства повышения эффективности воздействия:

  • - «приспособления» - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
  • - «пристройки или достройки» - приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;
  • - усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения:

  1. естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
  2. напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
  3. преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);
  4. непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
  5. эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;
  6. неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.

Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Такт в буквальном смысле - «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:

  • - иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,
  • - тактичность - это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,
  • - педагогический такт - это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.

Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь некоторые из них. Педагогический такт - это:

  • - «поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них»;
  • - «одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога»;
  • - «форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»;
  • - «мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения»;
  • - «особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог» ;
  • - «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

  • - требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
  • - деловой тон общения;
  • - внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

  • - во внешнем облике педагога;
  • - в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • - в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • - в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
  • - в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • - в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога - высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя - тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях - четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе - непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его.

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

  • - индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся - особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога;
  • - совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся.

Стиль общения педагога с учащимися - это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

  • - от психического склада человека,
  • - его ценностных ориентации,
  • - уровня образования и общей культуры,
  • - влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),
  • - авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.

  • - взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,
  • - стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,
  • - все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках,
  • - отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,
  • - предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

  • - такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,
  • - неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,
  • - почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,
  • - ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

  • - наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;
  • - высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);
  • - интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей);
  • - умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;
  • - отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др. .

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.