Делянов иван давыдович что сделал. ЕГЭ

Делянов Иван Давыдович (30.11.1818-29.12.1897), граф, армянин по происхождению. Сын генерал-майора Д. А. Делянова и Марии Иоакимовны, урожденной Лазаревой. Родился в Москве, учился в Лазаревском институте восточных языков, окончил юридический факультет Московского университета. Поступив на службу во Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, обратил на себя внимание главноуправляющего отделением гр. Д.Н. Блудова , под руководством которого принял участие в составлении нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.

В 1846 Делянов был назначен членом комиссии по делу о снятии таможенной линии между империей и Царством Польским. В 1848 получил должность старшего чиновника II отделения той же канцелярии. В 1854 управлял делами секретного комитета о раскольниках. В 1858 был назначен попечителем Петербургского учебного округа; с этого времени начинается служба Делянова в ведомстве Министерства народного просвещения. В 1860 он занял место члена совета Главного управления цензуры, в 1861 - директора департамента Министерства народного просвещения и в следующем году, после недолгого пребывания в отставке (во время министерства гр. Е.В. Путятина ), - директора Петербургской публичной библиотеки, а затем снова попечителя учебного округа. В 1865 был назначен присутствующим в Сенате на правах товарища министра, в 1866 получил звание статс-секретаря. С 1871 он являлся членом совета Павловского института по учебной части, в 1873 был назначен членом Главного совета женских учебных заведений и в 1874 - почетным опекуном учреждений имп. Марии. В том же году он стал членом Государственного Совета. Следующие восемь лет Делянов одновременно занимал пост директора Публичной библиотеки, был членом Государственного Совета и служил по ведомству имп. Марии, а с 1880 возглавлял его. В 1882 он был назначен министром народного просвещения и в этом звании оставался до самой смерти.

Деятельность Делянова на посту министра народного просвещения полностью совпадала с общим направлением внутренней политики царствования Александра III и, в частности, распадалась на четыре рода мероприятий: мероприятия, касающиеся преобразования системы высшего и среднего общего образования, касающиеся русификации средних и низших школ на окраинах, относящиеся к возможному подъему технического образования и, наконец, имеющие целью повышение уровня грамотности в России.

К мероприятиям первого рода относятся следующие: в 1884 старый университетский устав 1863 был заменен новым, значительно ограничившим свободу учения и преподавания. В 1887 был издан циркуляр, стеснявший прием в средние учебные заведения детей из низших классов населения; сильно ограничен процент евреев, допускаемых в высшие и средние учебные заведения. В 1890 были пересмотрены учебные планы классических гимназий, результатом чего явилось расширение преподавания русского языка за счет древних языков. Преобразован устав Юрьевского (прежде Дерптского) университета в духе нового общеуниверситетского устава 1884. В 1886 были закрыты высшие женские курсы, открытые вновь лишь в 1889 на значительно измененных началах и только в столице. Был открыт университет в Томске и пересмотрено положение об учительских семинариях.

Ряд мероприятий, относящихся к русификации населения окраин, заключался в следующем. К ведомству Министерства народного просвещения был присоединен Кавказский учебный округ с кавказским музеем, тифлисской публичной библиотекой, тифлисской физической обсерваторией и горскими школами Терской обл. Издано новое Положение (1887) о городских училищах Варшавского учебного округа. Из Министерства внутренних дел было передано в Министерство народного просвещения до 2000 сельских школ в Прибалтийском крае; для управления ими была образована дирекция и несколько инспекций и выработаны временные правила для заведования этими училищами. Там же были открыты вновь и преобразованы до 20 городских училищ; открыты русское реальное училище в Риге и русская прогимназия в Полангене; введено обязательное преподавание на русском языке в тех средних учебных заведениях, которые пользовались правами казенных училищ. Ведению Министерства народного просвещения были переданы все иноверческие школы Юго-Западного края и училища, существовавшие при протестантских церквах в округах Петербургской и Московской лютеранских консисторий, в Закавказском крае и в селении Сарепте, а также Колпанская лютеранская учительская семинария.

Делянов Иван Давыдович (1818-1897) - государственный деятель Российской империи, граф (с 23.11.1888 г.), камергер Двора Его Императорского Величества (с 02.04.1849 г.), статс-секретарь ЕИВ (с 16.04.1867 г.), директор Публичной библиотеки в 1861-1882, действительный тайный советник (с 01.01.1873 г.), член Государственного Совета (с 01.01.1874 г.), министр народного просвещения в 1882-1897 гг.

Биография

Окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Служил во II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, где участвовал в работах по составлению уложения о наказаниях. В 1857 г. назначен управляющим делами секретного комитета о раскольниках, в 1858 г. - попечителем петербургского учебного округа, в 1860 г. - членом главного цензурного управления, в 1861 г. - директором департамента министерства народного просвещения: в том же году, после непродолжительного пребывания в отставке (во время министерства графа Путятина), занял пост директора Императорской публичной библиотеки и вновь сделался попечителем петербургского учебного округа. В 1865 г. назначен сенатором. В 1866 г. занял пост товарища министра народного просвещения, оставаясь директором публичной библиотеки. В 1874 г. назначен членом государственного совета. Стоял одно время во главе учреждений императрицы Марии, заведуя ими на правах главноуправляющего. 16.03.1882 г. был назначен министром народного просвещения. C 1888г. – граф.

Министр народного просвещения

Деятельность Делянова на посту министра народного просвещения полностью совпадала с общим направлением внутренней политики царствования Александра III и, в частности, распадалась на четыре рода мероприятий: мероприятия, касающиеся преобразования системы высшего и среднего общего образования, касающиеся русификации средних и низших школ на окраинах, относящиеся к возможному подъему технического образования и имеющие целью повышение уровня грамотности в России.

Учреждение ТТИ

25.07.1895 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов писал попечителю Западно-Сибирского учебного округа В. М. Флоринскому:

В связи с близким окончанием строительства Сибирской железной дороги и большой потребностью в этом крае специалистов, которые могли бы руководить разведкой недр и естественных богатств, необходимо обсудить вопрос об открытии в Томском университете физико-математического факультета и инженерно-технического отделения при нем, совместное существование коих обеспечивало бы для Сибири контингент специалистов.

Попечитель В. М. Флоринский созвал 11.08.1895 г. совещание для обсуждения письма министра, которое единогласно пришло к заключению, что подготовку инженеров возможно организовать на особом техническом отделении при физико-математическом факультете университета, открытие которого в Томске крайне необходимо, и разработало проект физико-математического факультета с техническим отделение при нем. Для обсуждения проекта нового факультета, выработанного профессорами Томского университета, Министерство народного просвещения (МНП) создало комиссию под председательством профессора математики Московского университета Н.М. Любимова. В состав комиссии вошли представители Министерств народного просвещения, земледелия и государственных имуществ, директор Петербургского технологического института, профессора Петербургского университета и технологического института, бывший ректор Томского университета доктор физики профессор Н. А. Гезехус.

Комиссия пришла к заключению, что для подготовки инженеров необходимо открыть в Томске самостоятельный технологический институт с двумя отделениями: инженерно-строительным и химико-технологическим, с усиленным преподаванием электротехники и металлургии ввиду быстрого развития горного дела в Сибири. Одновременно комиссия составила смету на строительство и содержание Томского технологического института в сумме 1 млн. 812 тыс. рублей. Министр финансов С. Ю. Витте в своем письме министру народного просвещения И. Д. Делянову сообщал 14.10.1895 г., что он дал согласие на дополнительное увеличение кредитов МНП в текущем году на 400 тыс. руб. с тем, чтобы эти суммы были использованы на расходы по учреждению в Томске технологического института.

12.02.1896 г. министр народного просвещения Делянов внес в Государственный Совет представление об учреждении в Томске технологического института. 14.03.1896 г. Государственный Совет принял решение об открытии в Томске технологического института практических инженеров с двумя отделениями: механическим и химико-техническим. 29.04.1896 г. это решение Государственного Совета было утверждено царем и вступило в законную силу.

Источники

4. А.В. Гагарин «Томский политехнический университет 1896-1996: Исторический очерк». Томск: ТПУ, 1996. – 448с.

Биографический словарь, т. 1-4

граф (12.12.1818, Москва - 10.01.1898, Петербург), гос. деятель, министр нар. просвещения, дир. ПБ в 1861-82.


Из дворян. Сын ген.-майора. Получил домашнее образование. Знал фр., нем., англ. яз. и латынь. Окончил в 1838 юрид. фак. Моск. ун-та. И в том же году Д. определен во II отд-ние собств. е. и. в. Канд., где занимался кодификацией законов. В 1854 ему поручено упр. делами секретного К-та о раскольниках. В 1858 временно заведовал учеб, частью в Воспитат. о-ве благородных девиц и Александровском училище, в петерб. Екатерининском ин-те. С 1858 по 1866 - попечитель Петерб. учеб, округа. С 18 янв. 1860 - чл. Гл. ценз. упр. 4 авг. 1861 назначен дир. Деп. нар. просвещения с увольнением от должности попечителя Петерб. учеб, округа. 17 нояб. 1861 уволен со службы "согласно прошению".

6 дек. 1861 Д. назначен дир. ПБ. За время службы в Б-ке исполнял и др. гос. должности. С 17 февр. 1862 вновь попечитель Петерб. учеб, округа. С 1865 - сенатор. С 1866 - товарищ министра нар. просвещения с увольнением от должности попечителя учеб, округа, с оставлением в должности дир. Б-ки. В 1867 назначен статс-секр., в 1874 - чл. Гос. совета с увольнением от должности товарища министра нар. просвещения. С 1880 исправлял должность главноуправляющего собств. е. и. в. Канц. по учреждениям имп. Марии.

С назначением Д. дир. Б-ка вновь перешла 24 июля 1862 в ведение М-ва нар. просвещения из ведомства имп. Двора. При нем к традиц. путям комплектования- ОЭ, покупка, дары - прибавился и книгообмен со мн. науч. учреждениями и о-вами Европы, Азии и Америки. С марта 1874 дир. получил право получать из-за границы, без цензуры, произв. печати. С целью улучшения комплектования по инициативе дир. мн. ученые составляли списки заказов кн. потрем разделам: необходимые, нужные, полезные. Списки заказов представляли также АН, Петерб. и Моск. ун-ты, Мед.-хирургич., Петерб. духовная, Михайловская арт. и Николаевская инж. акад. С 1863 в читальном зале велась кн. читательских заказов, Универс. хар-р фондов Б-ки был сохранен и упрочен путем планомерного определения пропорций роста отд. частей фонда, в соответствии с потребностями того времени. В виде опыта средства на комплектование были распределены между отд-ниями с учетом их значения, полноты и запросов читателей. Отд-ния Б-ки пополнялись и за счет внутр. резервов. С 1863 тщательно проверялось Дублетное отд-ние, из к-рого недостающие кн. поступали в др. отд-ния, а дублеты передавались в Моск. Публичный и Румянцевский музеи, шли на обмен или продавались. Кроме отпускаемых утвержд. имп. сумм на комплектование, Б-ка могла тратить деньги, получаемые с арендаторов лавок и помещений, от продажи дублетов, от принадлежащих ей процентных бумаг. Иностр. кн. особенно интенсивно комплектовалось Отд-ние естеств. наук (медицина, физика, математика). Б-ка по-прежнему регулярно через своих иностр. комиссионеров скупала эмигрантскую лит., к-рая шла в Секретное отд-ние, существовавшее в первую очередь для нужд "высших правительственных учреждений и лиц". В секретный фонд поступали также изд. на рус. яз., задерж. при тамож. досмотрах, отобр. при арестах революционеров. В 1867 издано особое распоряжение об обязат. доставке в Б-ку по одному экз. всех тех соч., к-рые судом и цензурой приговаривались к уничтожению. В Б-ку направлялись также экз. отд. ст., исключ. цензорами из разл. изд. При Д. значительно пополнилось Отд-ние рукописей.

За время директорства Д. в Б-ку поступило 317866 назв. в 453854 т. кн., брошюр, отд. листов; 15 334 рукописи; 5 455 карт и планов; 23 358 эстампов и фотогр.; 12882 муз. произв. Всего 510883 ед. за 21 год.

Д. уделял внимание внутр. орг-ции Б-ки. По его приказу в нач. 1862 началась работа над проектом новых устава и бюджета. Проект устава был подготовлен в 1865. В нем подчеркивалось, что "Библиотека, имея назначением служить науке и обществу, открыта для занятий всем желающим". Проект был опубликован в 1865 в "ЖМНП", общественность приняла его положительно, охарактеризовав как "в высшей степени либеральный и рациональный". Но Устав не был одобрен министром нар. просвещения Д. А. Толстым. Тем не менее отд. части Устава были включены в адм. директивы Д. в 1870 и 1871.

В 1863-64 по приказу Д. проводилась ревизия состояния орг-ции фондов и каталогов, было установлено большее единообразие в орг-ции каталогов, отменена кн. форма каталогов, подтверждена крепостная расстановка кн. Эти положения были разработаны в утвержд. им. 24 дек. 1870 в "Правилах для составления каталогов", согласно к-рым сохранялись три каталога- алф., сист. и инвентарный, но изменялись акценты. Гл. роль в обслуживании читателей отводилась алф. каталогу. Было введено обязат. ведение сист. и алф. каталогов на карточках даже и в тех отд-ниях, в к-рых каталоги были переписаны в тетради. С 1875 введена инвентарная проверка всех отд-ний. В 1870 Д. были разработаны и утвержд. министром нар. просвещения "Правила для занятий в ИПБ и для ее обозрения", "Правила о Совете ИПБ", "Правила о хозяйственном комитете ИПБ", к-рые исключили бытовавшие в среде б-рей и общественности мысли об обществ, предназначении Б-ки. По "Правилам..." выдача лит. за пределы ПБ разрешались науч. о-вам и правительств, учреждениям, а также частным лицам, известным дир.

В 1870 Гос. совет утвердил врем, расписание должностей и расходов по Б-ке, где была увеличена общая смета расходов и впервые расходы на комплектование, каталогизацию и изд. деятельности были выделены в особую статью бюджета. Д. добился от пр-ва пятидесятипроцентного повышения бюджета ПБ. В 1874 врем, бюджет заменен пост, сметой расходов, закрепившей на четверть века бюджет в размере около 80 тыс. р. По новому штату, утвержд. в 1874, численность библ. работников увеличивалась, расширялась возможность привлечения вольнотр-ся, использовавшихся гл. обр. в кач-ве деж. читального зала.

Д. стремился расширить для читателей возможность пользоваться фондами Б-ки. В нояб. 1862 открылся новый читальный зал на 250 мест, постр. по проекту В. И. Соболыцикова и И. И. Горностае в а, с особой комнатой для занятий художников, в самом зале организована справ, б-ка из неск. тыс. кн., ускорена подача кн. из отд-ний в читальный зал. Устроена комната для пользования науч. период, изд. за текущий год. В читальном зале вместо одного общего каталога на подсобный фонд находились 8 печатных сист. каталогов. Заведена "Книга заявлений", в к-рую читатели записывали свои замечания и пожелания. В янв. 1871 при читальном зале была выделена особая комната для читательниц. В 1875 в зале введены четыре пункта выдачи кн., а в 1877 - устроен специальный пункт для обслуживания поврем, изд. С 1867 нижним чинам воен.-учеб, заведений дворянского происхождения было разрешено посещать Б-ку. Прочие воен. нижние чины допущены были в Б-ку только в 1877.

В 1860-х ПБ стала пользоваться славой наиб, благоустр. и общедоступного в России книгохранилища.

В 1864 напечатан каталог период, изд., находящихся в журн. комнате. Это был первый, отд. изд. в России библ. каталог периодики. С этого же года и до 1895 выходил каталог новых приобретений кн. на иностр. яз. за 1863-90 в 22 вып. По запросам жителей др. городов, а также заруб, б-рей готовились библиогр. справки. Напечатан целый ряд важных библиогр. изд. Составлено и напечатано несколько каталогов отд. коллекций кн. и рукописей, в т. ч. каталог Отд-ния "Россика" в 2 т. (1873). При Д. были организованы новые выставки: образцов куфической каллиграфии; рисунков и автогр. рус. худ.; кит. рукописей, украш. рис.

В кон. 1870-х - нач. 1880-х - в эпоху реакц. "контрреформ" Александра III в Б-ке за читателями был установлен фактически полит, надзор.

При Д. были произведены работы по упорядочению фондов: разобраны, каталогизированы и расставлены по местам кн., поступившие из Эрмитажной б-ки, разобрана 30-тыс. б-ка кн. С. В. Кочубея. Кн., напечат. Эльзевирами, соединены в одну коллекцию, составлен их инвентарь. В связи с участившимися кражами кн. в 1868 были введены контрольные листки.

Был принят ряд противопожарных мер, возведены кирпичные своды под всеми залами, во всех окнах и в балконных дверях на углу Невского пр. и Садовой ул. сделаны железные переплеты вместо деревянных и др. Положение осложнялось теснотой, недостатком площадей для размещения фондов и обслуживания посетителей. В 1881 Д. обратился к министру имп. Двора и в Гор. думу с просьбой об уступке принадлежащей М-ву и городу земли для стр-ва новой пристройки к существующему зданию Б-ки, но вопрос этот был разрешен уже при преемнике Д.- А. Ф. Бычкове.

16 марта 1882, в связи с назначением министром нар. просвещения, Д. покинул упр. ПБ. Совет Б-ки попросил Д. принять звание почет, чл. ПБ. В 1883 по разрешению имп. на средства сотр. Б-ки в XIV зале, в к-ром находились ист. соч. (ныне читальный зал обществ.-полит, лит.) был вывешен портр. Д. работы художника Н. Т. Богацкого. Деятельность Д. на посту министра нар. просвещения не была однозначной. С одной стороны, при нем было обращено особое внимание на техн. и пром. образование: открыт Харьковский технол. ин-т и Томский ун-т, в ряде городов открыты сред, и нижние техн. и пром. училища, пересмотрены учеб, планы классич. гимназий, где за счет древ. яз. расширено преп-ние рус. яз. С другой стороны, введен новый устав рос. ун-тов, к-рый ограничил их автономию, в 1886 закрыты Высшие жен. курсы, к-рые были вновь открыты через три года с новой программой. В 1887 Д. издал знаменитый "циркуляр о кухаркиных детях", в к-ром предписывалось не принимать в гимназию "детей кучеров, прачек, мелких лавочников". Была введена процентная норма приема евреев в высшие учеб, заведения.

Хотя нек-рые современники отмечали мягкий и добрый характер Д., его политика в обл. просвещения у прогрессивных людей вызывала резко отрицат. оценку. В. Г. Короленко назвал Делянова человеком, "много лет лежащим гнилой колодой поперек дороги народного образования".

Награжден орденами Андрея Первозванного, Александра Невского, Белого Орла, Владимира 2-й и 3-й степени, Анны 1-й и 2-й степени, Станислава 1-й и 2-й степени. Имел чин д. т. сов.

Похоронен в Воскресенской церкви - усыпальнице на арм. Смоленском кладб. в Петербурге.

По завещанию Д. кн. его б-ки передавались Петерб. ун-ту и гимназиям, а редкие изд.- ПБ и Моск. Публичному и Румянцевскому музею.

Соч.: Проект Устава имп. Публичной библиотеки (СПб., 1863); Материалы для нового Устава Имп. Публичной библиотеки и Московского публичного музея //ЖМНП. 1865. Ч. 125. Отд. 4; Письмо Крылова к М. П. Сумароковой /Сообщ. И. Д. Деляновым //РА. 1865. № 8; [Речь на юбилее 50-летней гос. служебной деятельности М. А. Корфа] //Сев. почта. 1867. 14 июня.

Справ.: БСЭ; Брокгауз; Межов. История.

Лит.: [Назначение директором 6 дек. 1861 г.] //Рус. мир. 1861. 13 дек.; Императорская Публичная библиотека в эпоху перехода в ведомство Министерства народного просвещения: (Крат, очерк ее прошедшего и настоящего). СПб., 1863; Мильшевский О. В. Несколько заметок на пользу Императорской публичной библиотеке //КВ. 1864. № 6; Пятидесятилетие служебной деятельности министра народного просвещения графа И. Д. Делянова //БВед. 1888. 20 авг., 24 нояб.; Правит, вести. 23 нояб.; День. 24 нояб.; ЖМНП. Ч. 260, дек.; СЛ; ИВ. 1889. Т. 35, янв.; Иконников; Памяти графа И. Д. Делянова. Рига, 1898; Хрущев И. П. Памяти графа И. Д. Делянова: [Очерк с прил. двух речей Делянова]. СПб., 1898; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Мини-190 стерства народного просвещения, 1802-1902. СПб., 1902; Никитенко А. В. Моя повесть о самом себе и о том, "чему свидетель в жизни был": Зап. и дневник (1804-1877). 2-е изд. СПб., 1904; Ефимова (1); Хотяков (1); Stuart M. A potent lever for social pro-gress: The Imperial Public Library in the era of the great reforms //The libr. quart. 1989. Vol. 52, № 3; Голубева О. Д. Автографы заговориил... М., 1991. 100-летие. С. 335-98.

Некр.: БВед. 1897. 30 дек. ЖМНП, 1898. Ч. 315, янв., отд. I; ИВ. Т. 71, февр.; МВед. 2 янв.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1861, № 50; ОР РНБ, Ф. 244; РГИА. Ф. 1604.

Иконогр.: Мюнстер; ВИ. 1887, Т, 38, № 22; Адарюков.

О. Д. Голубева

(18181212 )
Москва Смерть: 29 декабря 1897 (10 января )
Петербург

Ива́н Давы́дович Деля́нов (1818-1897) - государственный деятель Российской империи, граф (с 23 ноября 1888 года), камергер Двора Его Императорского Величества (со 2 апреля 1849 года), статс-секретарь ЕИВ (с 16 апреля 1867 года), директор Публичной библиотеки в - , действительный тайный советник (с 1 января 1873 года), член Государственного Совета (с 1 января 1874 года), министр народного просвещения c 16 марта года - и до самой своей смерти, в 1897 году.

Биография

Министр народного просвещения

Иван Делянов, министр просвещения, (~1882 год)

Министром Иван Делянов был назначен 16 марта года вновь по прямой протекции Д.А.Толстого (тогда уже занявшего пост министра внутренних дел), а также при активной поддержке Константина Победоносцева и Михаила Каткова . В связи с назначением министром народного просвещения, Делянов покинул управление Публичной Библиотекой. Чтобы отметить его особые заслуги, совет Библиотеки попросил Делянова принять звание почётного члена Совета Публичной Библиотеки. В году по соизволению императора Александра III на средства сотрудников Библиотеки в XIV зале, в котором находились исторические сочинения (ныне читальный зал общественно-политической литературы) был вывешен портрет Делянова работы художника Н. Т. Богацкого.

Деятельность Делянова на посту министра народного просвещения отнюдь не была однозначной. С одной стороны, при нём было обращено особое внимание на техническое и промышленное образование: открыт и Томский университет , в целом ряде городов открыты средние и нижние технические и промышленные училища, пересмотрены учебные планы классических гимназий, где за счёт древних языков было значительно расширено преподавание русского языка.

Однако, убийство императора Александра Второго 1 марта 1881 года почти немедленно привело к резкому повороту во внутренней политике России в сторону консервативно -охранительного курса, в том числе и в области народного просвещения. Первым делом Делянов передал в ведение Святейшего Синода церковно-приходские школы и младшие школы грамотности, придав таким образом всему начальному образованию церковный характер. В году новым университетским уставом была также значительно ограничена автономия университетов и других высших учебных заведений, введено назначение для профессоров и государственные экзамены - для студентов . Наконец, при активном участии Делянова в году был выпущен печально знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях », серьёзным образом затруднявший поступление в гимназии и высшие учебные заведения людям низших сословий. В этом циркуляре напрямую предписывалось не принимать в гимназию «детей кучеров , прачек, мелких лавочников». В Деляновым были закрыты Высшие женские курсы , которые были вновь открыты через три года, но уже с новой, значительно изменённой программой. Также при Делянове была введена строгая процентная норма приема евреев в высшие учебные заведения.

С одной стороны, во второй половине XX века значительно выросло количество начальных школ , что привело к заметному увеличению грамотности населения. В значительной мере это произошло благодаря усилиям земств . Но при этом последовательно принимались меры, призванные сделать специальное образование, особенно высшее, достоянием только верхушки общества, привилегированных сословий. Поэтому единой и преемственной системы учебных заведений так и не было создано, а меры Делянова способствовали тому, что эта система была фактически разделена на две половины: низшее всесословное образование, и высшее, условием которого стало окончание курса классической гимназии, что теперь стало доступным только небольшому слою горожан.

Нельзя сказать, что сам Иван Делянов был инициатором или идейным вдохновителем такой политики. Добрый, мягкий человек, вечно хлопочущий за массу совсем не знакомых ему людей, он не воспринимался современниками как серьёзный и самостоятельный деятель. Между «своими» служащими министерства он получил кличку «армянский ноль». Его попросту не считали способным на какие-то самостоятельные и последовательные поступки. Главнейшей сильной стороной его была безусловная верность и преданность своему давнему патрону Дмитрию Толстому и Константину Победоносцеву, которые по существу (через Делянова) и направляли деятельность министерства народного просвещения. И в итоге, хотя некоторые современники отмечали мягкий и добрый характер Делянова, но его политика в области просвещения у прогрессивных людей вызывала резко отрицательную оценку. Так,

Иван Давыдович Делянов
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Санкт-Петербург

Награды и премии:

Семья

Из дворян армянского происхождения. Отец И.Д. Делянова, генерал-майор Давыд Артемьевич (1761–1837), воевал вместе с А.В. Суворовым, был участником Отечественной войны 1812 г., заграничных походов русской армии, покорения Кавказа. Мать И.Д. Делянова, Мария Иоакимовна (Екимовны) Лазарева (1784–1868), была дочерью основателя Лазаревского института в Москве и племянницей графа И.Л. Лазарева. Впоследствии брат И.Д. Делянова, Николай (1816–1897), был директором Лазаревского института в Москве. И.Д. Делянов был женат на своей двоюродной сестре Анне Христофоровне Лазаревой (1830–1895). Их сын – Христофор (1853–1864).

Школьные и студенческие годы

И.Д. Делянов получил хорошее домашнее образование, затем учился в московской гимназии, после окончания которой поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Среди тех, кто вместе с ним учился в университете, были М.Н. Катков и Ф.И. Буслаев.

И.Д. Делянов отличался эрудицией, трудолюбием. С гимназических лет прекрасно владел французским, немецким, английским языками, увлекался игрой на скрипке. Окончил университет (1838) первым кандидатом.

Основные вехи государственной службы

После окончания университета переехал в Петербург, где стал служить младшим, затем старшим чиновником II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. В 1843–1858 гг. состоял при главноуправляющем графе Д.Н. Блудове. В 1845 г. участвовал в составлении “Уложения о наказаниях уголовных и исправительных”. В 1857 г. был назначен управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. С 1858 г. – попечитель Петербургского учебного округа, с 1860 г. – член совета главного управления цензуры, с 1861 г. – директор Департамента народного просвещения и член Главного управления училищ (по должности), с увольнением от должности попечителя. После непродолжительного пребывания в отставке во время министерства графа Путятина в 1861 г. был назначен директором Императорской публичной библиотеки. С 1862 г. – вновь попечитель Петербургского учебного округа с оставлением предыдущей должности. В 1865 г. был назначен сенатором (с оставлением в занимаемых должностях). В 1866–1874 гг. – товарищ министра народного просвещения. В 1867 г. пожалован в статс-секретари к Его Императорскому Величеству. С 1873 г. – действительный тайный советник. С 1874 г. – член Государственного совета. Одно время возглавлял учреждения императрицы Марии на правах главноуправляющего. В 1875 г. был назначен председателем Комитета для составления нового университетского устава. В 1879 г. – член Особого совещания для изыскания мер против студенческих беспорядков. С 16 марта 1882 г. – министр народного просвещения. В 1888 г. был возведен в графское достоинство.

Деятельность в должности министра народного просвещения

В период пребывания И.Д. Делянова на посту министра народного просвещения был принят новый устав российских университетов 1884 года, введенный в семи университетах, ограничивший университетскую автономию и обязавший студентов носить мундиры. Была повышена плата за обучение в университетах с целью “отвлечения от университета лиц низших и неимущих классов”.

И.Д. Делянов был сторонником классической системы обучения в средних учебных заведениях. В 1890 г. подверглись пересмотру учебные планы классических гимназий. За счет древних языков было расширено преподавание русского языка. Так называемым циркуляром “О кухаркиных детях” (1887) были приняты меры против поступления в гимназии учеников, которым “по условиям быта их родителей совершенно не следует стремиться к среднему гимназическому, а затем к высшему университетскому образованию”. Начальство средних учебных заведений было обязано сообщать полные и обстоятельные сведения об образе мыслей и настроениях желающих поступить в университет молодых людей, об их склонностях, условиях материального быта и общественной среды, к коей принадлежат их родители. Речь шла о детях “кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. п., детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат”. Были введены процентные нормы для евреев при поступлении в средние и высшие учебные заведения. В то же время большое внимание было обращено на техническое и промышленное образование. В 1885 г. был открыт Харьковский технологический институт. В 1887 г. был изменен устав Петербургского технологического института, утвержден устав Харьковского коммерческого училища, были расширены и организованы Комиссаровское техническое училище в Москве, Красноуфимское реальное училище, приспособленное к сельскохозяйственным потребностям, Иркутское техническое училище. В 1888 г. был пересмотрен устав реальных училищ и выработано положение о средних и низших технических и промышленных училищах. При министерстве народного просвещения были образованы органы центрального управления промышленным образованием. Особое внимание было обращено на необходимость запрета женского высшего образования. По его распоряжению прекращен прием на Бестужевские курсы (1886). В 1889 г. они были вновь открыты, и только в Петербурге, на измененных основаниях. Пересмотру подвергалось положение об учительских семинариях. С целью “объединения окраин с иноверным населением” в ведомство министерства народного просвещения было принято из министерства внутренних дел до 2000 сельских школ в прибалтийских губерниях. В этих же губерниях были преобразованы и открыты вновь свыше 20 городских училищ. Открылись русская прогимназия в Полангене и русское реальное училище в Риге. Было введено обязательное преподавание на русском языке в средних учебных заведениях, пользующихся правами казенных училищ. Значительные преобразования были проведены в Юрьевском (Дерптском) университете. Ведомству министерства народного просвещения были подчинены школы, существовавшие при протестантских церквах в округах Петербургской и Московской лютеранских консисторий, в Закавказском крае и в селе Сарепте, Колпанская лютеранская учительская семинария и все иноверческие школы Юго-Западного края. В 1887 г. было издано новое положение о городских училищах Варшавского учебного округа. К ведомству министерства народного просвещения были присоединены Кавказский учебный округ, Кавказский музей, Тифлисская публичная библиотека, Тифлисская физическая обсерватория, горские школы Терской области (1883).

И.Д. Делянов стремился придать школе клерикальный характер, инициировал закон о передаче церковно-приходских школ и школ грамоты в ведение Синода. В области начального народного образования важным событием явилось принятие правил 13 июня 1884 г. и 1 мая 1891 г. о церковно-приходских школах и школах грамоты. Однако с перечислением в 1883 г. в смету Синода суммы на поддержание церковно-приходских школ в течение 15 лет кредит министерства на нужды начального народного образования не только не увеличился, но даже сократился, а деятельность министерства по открытию новых школ почти прекратилась. Некоторое оживление в этой области началось лишь в 1896 г. В целом деятельность министерства народного просвещения во главе с И.Д. Деляновым была типичным выражением реакции 1880-х гг. и с точки зрения самой этой реакции не дала никаких прочных и положительных результатов.

Вклад И.Д. Делянова в открытие и становление Императорского Томского университета

Российские награды

  • Орден Святого Владимира IV степени (1842);
  • Орден Святого Станислава II степени (1843);
  • Орден (1861);
  • Орден Белого Орла (1862);
  • Орден Святого Александра Невского (1865) и алмазные знаки к этому ордену (1870);
  • Орден Святого Владимира I степени (1877);
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1883) и алмазные знаки к нему (1894);
  • Темно-бронзовая медаль в память войны 1853–1856 гг. (1857);
  • Знак РОКК (1879);
  • Сердечная признательность Их Императорских Величеств (1878, 1879);
  • Серебряная медаль в память царствования императора Александра III;
  • Серебряная медаль в память Священного Коронования императора Николая II (1896).

Иностранные награды

  • Прусский орден Красного Орла I степени (1874);
  • Ольденбургский орден Петра-Фридриха-Людвига I степени (1878);
  • Черногорский орден князя Даниила I степени (1879);
  • Бухарская Золотая Звезда I степени с алмазами (1883).

Почетные звания

  • Почетный член Императорской Академии наук (1859);
  • Почетный член Императорского Томского университета (1892);
  • Почетный член многих научных и благотворительных обществ, музеев и пр.

Источники и литература

  • Журнал заседания Совета Императорского Томского университета 7 мая 1892 г. // ИТУ;
  • Хрущёв И.П. Памяти графа И.Д. Делянова: (Очерк: с прил. 2-х речей Делянова). СПб.: тип. М. Акинфиева и И. Леонтьева, 1898;
  • Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802–1902 годов. СПб., 1902;
  • Господарик Ю. Иван Давидович Делянов // Высшее образование в России. 2002. № 3;
  • Почетные члены и почетные доктора Томского университета (1891–2013 гг.) / под ред. Г.В. Майера и С.Ф. Фоминых . 3-е изд., испр. и доп. Томск, 2013.