Понятие педагогического взаимодействия в воспитании. Педагогическое взаимодействие в воспитании

Любая педагогическая система может быть рассмотрена как форма взаимодействия участвующих в ней людей: воспитателей и детей, учителей и школьников, преподавателей и студентов.

Под взаимодействием понимают обычно процесс воздействия объектов или субъектов друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и связь.

В различных психологических школах и направлениях социальное взаимодействие рассматривается с разных теоретических позиций. Так, в теории необихевиоризма взаимодействие анализируется с точки зрения "исходов" – вознаграждений и потерь каждого из участников. При этом отмечается, что взаимодействие будет возобновляться только в тех случаях, если вознаграждение превосходит потерю. В когнитивистской ориентации основное внимание обращается не столько на сам процесс взаимодействия, сколько на формирование определенных когнитивных (познавательных) структур его участников. В рамках же символического интеракционизма, наоборот, основной акцент делается на сам процесс взаимодействия.

Особого внимания заслуживает, с точки зрения рассматриваемой проблемы, теория трансактного анализа, основоположником которой является Э. Берн . Центральное место в его концепции занимают позиции, которые может принимать человек по отношению к другому человеку. Это позиции: "Родителя" – состояния, сходные с состоянием "Я" родителя; "Взрослого" – состояния "Я", направленные на объективную оценку реальности; "Ребенка" – состояния "Я", напоминающие переживания и поведение маленького ребенка. Взаимодействуя друг с другом, люди занимают одну из указанных позиций.

Обращение одного человека к другому называется трансакционным стимулом, а ответ – трансакционной реакцией. Общение рассматривается как обмен трансакциями, при этом каждый из общающихся занимает одну из указанных ранее позиций. Э. Берн выделяет три основные формы общественной деятельности, в рамках которых осуществляется взаимодействие: процедуры, времяпровождение, игры. Основная идея состоит в том, что все трудности общения заключаются в неумении людей быть искренними и непосредственными во взаимоотношениях друг с другом. Вместо того они играют в многочисленные игры. Таким образом, Э. Берн своеобразие взаимодействия, его качественные особенности связывает с позициями партнеров по общению.

Обратимся теперь к собственно проблеме педагогического взаимодействия. Несмотря на кажущуюся простоту, определить суть данного понятия достаточно трудно. В специальной психолого-педагогической литературе чаще всего обращается внимание не столько на взаимодействие, сколько на способы воздействия педагога на ребенка, в результате которого происходят изменения в личности последнего в виде приобретенных знаний, умений, навыков, личностных качеств и т.п. В то же время дети дошкольного возраста, учащиеся школ, студенты также оказывают активное влияние на взаимодействующего с ними педагога, которое может быть прослежено по следующим направлениям:

  • – изменения в личности и поведении педагога в результате учета им возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • – перестройка личности в итоге приобретения педагогического опыта, овладения мастерством;
  • – изменения и перестройки форм, методов воздействия на воспитанников на основе анализа эффективности работы, коррекции деятельности;
  • – непосредственные личностные изменения в результате углубленного самопознания и самосовершенствования.

Такой подход в полной мере отвечает мысли Л. С. Выготского, который еще в 1926 г. XX столетия подчеркивал активность всех сторон педагогического взаимодействия: "...активен ученик, активен учитель, активная заключающаяся между ними среда" .

Итак, мы считаем, что педагогическое взаимодействие, в широком плане, можно определить как взаимное воздействие педагогов и детей друг на друга, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения.

В процессе педагогического взаимодействия осуществляются акты:

  • – общения в его трех составляющих сторонах: коммуникативной, перцептивной и интерактивной;
  • – выстраивания отношений, проявляющихся в когнитивном, аффективном и поведенческом аспектах;
  • – обучения и воспитания, затрагивающие изменения во всех сферах личности.

При этом необходимо отметить, что не всякое взаимодействие приводит к личностным изменениям: во-первых, оно должно осуществляться длительное время либо быть достаточно интенсивным; во-вторых, изменения могут происходить только на уровне одного из субъектов взаимодействия; в-третьих, при неблагоприятных условиях такие изменения могут носить и негативный характер.

Обратимся теперь к специфике взаимодействия педагогов и детей.

Во-первых, в процессе педагогического взаимодействия субъектом деятельности может быть как учитель, так и ученик, или тот и другой вместе.

Во-вторых, в процессе педагогического взаимодействия между педагогом и учащимся возникает противоречие, заключающееся в несовпадении целей и задач, который ставит учитель, и тех планов, которые имеются у ученика. Например, задача учителя – изложить как можно доступнее новый материал на уроке, а для ученика в данный момент более важна информация от соседа по парте о его намерениях на вторую половину дня. Очень хорошо суть данного противоречия выразил Ш. А. Амонашвили: "Цели воспитания задаются обществом, и воспитатель, стремясь к их осуществлению, заботясь о будущем своих воспитанников, часто поступается их сегодняшними интересами. У воспитателя самые благие намерения по отношению к ребенку: приблизить его к своему будущему, воспитывать в нем лучшего, нового человека. Однако ребенок живет сегодняшним днем, все его актуальные потребности возникают на основе настоящего. То, что ему хочется сейчас, требует мгновенного удовлетворения. Он пленник своих сиюминутных желаний и потребностей. Естественно, что они часто не совпадают с объективно необходимыми требованиями воспитателя. Задача воспитателя заключается в том, чтобы, в соответствии с намеченной программой, неуклонно вести детей к их будущему. Однако эту деятельность воспитателя ребенок воспринимает как чуждую своим интересам, как посягательство на свои права, вмешательство в свою жизнь и переходит к самозащите, противодействию. Эту ситуацию Д. Н. Узнадзе назвал основной трагедией воспитания" .

Способов разрешения данного противоречия два: либо принуждение, либо сотрудничество. В первом случае педагог в жесткой или более мягкой форме принуждает учащегося быть послушным, точно выполнять все его требования. Следует отметить, что принуждающей стороной может быть и сам ребенок, который настаивает на выполнении своих желаний и прихотей, не желая считаться с взрослым. Во втором случае и взрослые, и дети пытаются найти общие цели, вовлекаются в процесс совместной деятельности, объединяют свои усилия для совместного решения задач.

В-третьих, в процессе педагогического взаимодействия возможны различные стили руководства деятельностью детей со стороны педагога. Как известно в психологии и педагогике выделяют три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный (попустительский). Для авторитарного стиля руководства характерны требования, приказ, регламентация деятельности, при этом мотивы, потребности другой взаимодействующей стороны (в данном случае учеников) не учитываются. Демократический стиль руководства предполагает вовлечение в процесс управления (взаимодействия) всех участников, коллегиальное принятие решения, согласованность действий. Либеральный стиль руководства, или, как его называют, попустительский, характеризуется тем, что управленец, в данном случае взрослый, идет на поводу у ребенка или группы детей, следуя их спонтанным действиям и желаниям.

В-четвертых, в процессе педагогического взаимодействия выделяются качества, ценимые в ребенке, к которым относятся либо свойства, связанные с активностью учащихся, что характерно для личностно-ориентированного обучения, либо свойства, связанные со спонтанной, сиюминутной неконтролируемой деятельностью ребенка. Последнее типично для попустительской модели, либо свойства, связанные с исполнительностью, соответствуют традиционному обучению.

В-пятых, еще одним из важных признаков является характеристика ценности деятельности взаимодействующих сторон. Речь идет о том, что в разных педагогических системах деятельность педагогов и деятельность учащихся приобретает различную значимость. Так, в традиционной системе обучения большое внимание уделяется деятельности педагога, методике и технологии обучения и воспитания, для него пишутся методические рекомендации, разрабатываются алгоритмы работы, для учеников создаются только учебники и учебные пособия. Изначально предполагается, что активной составляющей образования является педагог, который по определению должен вести за собой, определять логику учения ребенка. В других системах, наоборот, приоритет отдается спонтанной деятельности ребенка, такая позиция характерна для теорий свободного воспитания. Например, по К. Н. Вентцелю, каждый ребенок должен сам написать учебник, согласно М. Монтессори, воспитатель вообще не должен навязывать ребенку какую-либо деятельность, а должен следовать его естественным устремлениям.

Па основе выделенных признаков можно выделить три наиболее типичные модели взаимодействия: учебно-дисциплинарную, личностно-ориентированную и либерально- попустительскую. Если попытаться дать краткие характеристики названным моделям, используя перечисленные признаки, то это можно представить следующим образом (табл. 5).

Таблица 5

◘Характеристика моделей педагогического взаимодействия

Признаки

Учебнодисциплинарная модель

Личностно-ориентированная модель

Либерально-попустительская модель

Субъект деятельности

Педагог и ребенок

Способ разрешения противоречия

Принуждение (со стороны педагога)

Сотрудничество

Принуждение (со стороны ребенка)

Демократический

Либеральный

Качества, ценимые в ребенке

Исполнительность

Инициатива + исполнительность

Спонтанная активность

Приоритет деятельности

Обучение

Обучение + учение

Охарактеризуем эти модели подробнее.

Учебно-дисциплинарная модель педагогического взаимодействия характерна для традиционной педагогики и практики образования. В качестве субъекта деятельности признается только педагог. Ученику отводится пассивная роль как объекту воздействия со стороны педагога. Основное противоречие, возникающее между участниками взаимодействия, преодолевается путем явного или неявного принуждения. Учащийся вне зависимости от собственных желаний, интересов обязан освоить то, что ему предлагается, овладеть определенными нормами и принятыми образцами поведения. Авторитарный стиль является преобладающим в управлении жизнедеятельностью детей. Наиболее ценными считаются только те качества учащихся, которые составляют блок исполнительности: послушание, дисциплинированность, организованность, нормативность поведения, способность точно в нужный момент воспроизводить то, что усвоено. В учебном процессе основной акцент делается на деятельность преподавания, а не учения. Поэтому больше внимания уделяется разработке средств, форм, методов обучения и воспитания, как правило, без должного учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

Личностно-ориентированная модель педагогического взаимодействия характерна для педагогики, построенной на принципах признания права за каждой стороной быть субъектом своей собственной деятельности. Противоречия между учителем и учеником разрешаются путем сотрудничества, где каждая сторона взаимодействия обладает известной свободой в выборе содержания, форм деятельности, согласуя свои притязания и права с притязаниями и правами партнеров по взаимодействию. Вследствие этого отношения между ними строятся на реалистической основе взаимного принятия и взаимопонимания. Демократический стиль руководства становится преобладающим. У учащихся ценится комплекс качеств, связанных с их активностью: инициатива, творческий подход к делу, умение брать на себя ответственность, доводить начатое дело до конца и т.п. Равное внимание уделяется как деятельности обучения, воспитания, так и деятельности учения. Преподавание строится с учетом индивидуальности каждого ребенка. Самореализация личности учителя является условием самореализации личности учащегося, и, наоборот, успешный личностный рост воспитанника есть стимул для развития и совершенствования личности педагога.

Либерально-попустительская модель педагогического взаимодействия характерна для педагогических систем, строящихся на теориях свободного воспитания, а также для некоторых частных школ, где учителю практически отказано в праве выполнять ведущую роль в образовательном процессе. Он не может достойно отреагировать на оскорбление в свой адрес со стороны ученика, вынужден приспосабливаться к желаниям детей, зависим от требований администрации и прихоти родителей. В отечественной практике обучения и воспитания такая модель чаще всего воспроизводится в условиях семейного воспитания. Понятно, что либерально-попустительская модель предопределяет в качестве субъекта взаимодействия ребенка, педагогу же отводится пассивная роль: он должен следовать желаниям ребенка, создавать условия для его развития. Основное противоречие, возникающее между учителем и учеником, преодолевается посредством принуждения, но в данном случае принуждает учащийся, а не педагог. Таким образом, обучающемуся предоставляется бо́льшая свобода, чем учителю. Либеральный стиль управления становится приоритетным, при этом основной акцент делается на спонтанную активность ребенка, посредством которой проявляются якобы заложенные изначально потенции.

В современной практике обучения и воспитания чаще встречаются учебно-дисциплинарная и личностноориентированная модели педагогического взаимодействия. Поэтому в дальнейшем изложении, анализируя личностно- ориентированную модель, мы чаще будем сравнивать ее с учебно-дисциплинарной моделью, а не с либеральнопопустительской.

В отечественной науке детальное изучение учебнодисциплинарной модели и личностно-ориентированной модели началось после выхода концепции дошкольного воспитания , где коллективом авторов под руководством В. А. Петровского были выделены признаки учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной модели взаимодействия.

Следует отметить, что в реальной практике обучения и воспитания указанные модели довольно редко существуют в чистом виде. Кроме того, в той или иной модели взаимодействия можно найти элементы других. Например, среди педагогов, работающих в рамках традиционной педагогики, немало учителей с демократическим стилем руководства и устойчиво-положительным типом отношений к детям. В то же время ориентация педагогов на ту или иную модель взаимодействия просматривается довольно четко. Другое дело, можно выделять уровни такой ориентации: ярко выраженная ориентация на личностную модель взаимодействия, умеренная ориентация и т.п., в зависимости от полноты признаков той или иной модели, которые можно обнаружить, используя специальные методики, в том числе и методики стандартизированного наблюдения.

Из контекста сказанного понятно, что педагогика ненасилия в процессе изучения характеристик ненасильственного взаимодействия опирается на личностно-ориентированную модель, именно она создает предпосылки для уменьшения или снятия принуждения в ходе общения, совместной деятельности, в конфликтных ситуациях.

Поскольку существуют разные модели, то логично предположить, что у педагогов, взрослых, родителей может существовать некоторая склонность к использованию того или иного типа взаимодействия в построении отношений с детьми. Такого рода склонность мы называем типом ориентированности на определенную модель взаимодействия.

В соответствии с тематикой настоящего пособия нас особо интересует ориентированность педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми, поэтому остановимся на этом подробнее.

Понятие о педагогическом взаимодействии.

Педагогическое взаимодействие - взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе. В настоящее время это одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.

Воспитательный процесс - есть процесс взаимодействия всех включенных в него субъектов. Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик - ученик", "ученик - коллектив", "ученик - учитель", "учащиеся объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".

Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником, в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями.

Модели педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества.

Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на ученика.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия.

Оптимальным вариантом для педагогического процесса является установка педагога на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение.

Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Личностная сторона педагогического взаимодействия в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу учащегося. Научное знание, содержание образования в этом случае выступают средством преобразования этой сферы.

Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества.

Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности.

Выделяют два вида общения:

  • 1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
  • 2. Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности. .

В педагогическом общении присутствуют оба вида общения.

Практический опыт дает возможность выделить несколько наиболее типичных моделей общения педагога с учащимися.

Под моделями педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся.

Общепринятой классификацией моделей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место "смешанные" модели общения. .

Наряду с рассмотренными стилями педагогического общения есть и иные подходы к их описанию. Так, В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.

Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особо пристальное внимание на то, какие способы взаимодействия и общения являются для него более типичными и чаще используемыми, т.е. должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизиологическим параметрам, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и учащихся .

Роль педагогического взаимодействия в структуре процесса воспитания.

Результат педагогического взаимодействия соответствует цели воспитания - развитию личности.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

Начальный этап процесса воспитания -- осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным.

Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата.

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса.

Таким образом, педагогическое взаимодействие - универсальная характеристика педагогического процесса, его основа. Педагогическое взаимодействие в широком смысле - это взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников. Благодаря этой деятельности и обеспечивается динамика педагогической системы и протекание педагогического процесса.

Воспитание – процесс двусторонний. Это означает, что успешность его осуществления напрямую зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса: педагога и воспитанника. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, под которым понимается прямое или косвенное воздействие субъектов (педагогов и воспитанников) друг на друга и результатом которого являются реальные преобразования в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах.

Воспитательный процесс есть процесс взаимодействия всех включенных в него субъектов: педагог – коллектив воспитанников, педагог – воспитанник, педагог – родители воспитанников и т.д. Взаимодействие участников воспитательного процесса является важнейшим средством, необходимым способом успешного решения поставленных задач.

– это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание , взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия являются возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обуславливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективными является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении его самого.

Косвенное воздействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры. При воздействии на окружение оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо. У каждого ученика есть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию он принимает. Это и есть референтные для него лица, через которые педагог организовывает воздействие, делая их своими союзниками.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой индивидуальные, личностные качества.

Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обуславливает соответствующий эффект влияния его личности на ученика. Функционально - ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимися обусловлена объективными условиями педагогического процесса. Например, контролем результатов деятельности учащихся. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия.

Оптимальным вариантом для педагогического процесса является установка педагога на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личностного, индивидуального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с учениками, передает свою индивидуальность, реализуя потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно- ценностного отношения к педагогической деятельности.

Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.

Личностная сторона педагогического взаимодействия в большей степени затрагивает мотивационно -смысловую сферу учащихся. Научное знание, содержание образования в этом случае выступает средством преобразования этой сферы.

Сущность взаимодействия помогает раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость - феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости, оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия. Совместимость характеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения. . Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке.

Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие: 1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя; 2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

При педагогическом взаимодействии многоаспектное деятельностное общение педагога и воспитанника носит характер своеобразных договорных отношений. Это дает возможность действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужном направлении, выявляя и учитывая подлинные интересы личности, соотнося их с требованиями, незапланированно возникающими в процессе обучения и воспитания.

В ряде психолого-педагогических исследований дан перечень существенных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя, организующего и осуществляющего педагогическое взаимодействие: 1) диалогичность во взаимоотношениях учащихся и педагога;

2) деятельностно - творческий характер взаимодействия;

4) предоставление ей необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения.

Таким образом, чтобы достичь целей воспитания, педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий: а) постоянно поддерживать у воспитанника желание приобщаться к миру человеческой культуры, укреплять и расширять его возможности; б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности; в) создавать коммуникативные условия для поддержки самоценной активности воспитанников; г) стимулировать правильные взаимоотношения в различных системах общения: «общество – группа – личность», «государство – институты воспитания – личность», «коллектив – микрогруппа – личность», «педагог – группа воспитанников», «педагог – воспитанник», «личность – группа личностей», «личность – личность»; д) способствовать становлению «Я - концепции» личности воспитанника; е) стимулировать совместное с учеником продуктивное общение в разных сферах его активной жизнедеятельности.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо. Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и в свою очередь формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. В силу этого личностная сторона педагогического взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно- ценностную сферу воспитанников. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно- ценностного отношения к педагогической деятельности.

Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника.

Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношений педагогов и школьников зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе. Стиль взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие системы взаимодействия в школьном коллективе.

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников мы рассматриваем развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализацию его воспитательных возможностей.

Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние 1 .

Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию договориться о совместных действиях. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою очередь, позволяют лучше узнать друг друга, способствуют усилению их влияния друг на друга.

ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

3) воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

1) познавательной;

2) трудовой;

3) творческой.

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Очень часто этот принцип забывается, и в отношениях с детьми взрослые используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию. Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Изменение социальных условий в конце 1980-х – начале 1990-х гг. привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организаций). В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий. Воспитание стало определяться как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 21. Взаимодействие психологии с другими социальными науками 1. Социальная психология в правосудии Исследования судебной психологии (психологическое изучение судебных вопросов) свидетельствуют о том, что участники судебного процесса неизбежно оказываются под

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 17 Педагогическое общение Педагогическое общение - это профессиональное общение учителя с учащимися, а также с их родителями, имеющее определенные педагогические, в том числе и воспитательные, цели. С помощью педагогического общения не только передаются знания и

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 29. Взаимодействие субъекта и объекта управления Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организация, в том числе и

автора Ушаков Дмитрий Викторович

А-взаимодействие Собственно А-взаимодействие выявляет основные возможности теоретико-экспериментальной науки для практики. Наука поставляет инженерии модели процессов и структур. Инженерия в свою очередь отбирает те процессы или структуры, которые по своим

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

В-взаимодействие В-взаимодействие развивается из задачи контроля результатов применения разработанных устройств и технологий по мере усложнения этого контроля и возникновения в связи с этим потребности в точных и воспроизводимых методах.Во многих случаях результат

автора Войтина Юлия Михайловна

44. ДИДАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО Существование дидактики определяется тем, что она должна ответить на следующие вопросы: кого учить? для чего учить? чему учить? как учить? И, конечно, на эти вопросы нельзя получить однозначного ответа. Наиболее сложным являются

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

53. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности учащихся и преподавателей.Педагогическое проектирование используется каждым

Из книги Семейная педагогика автора Азаров Юрий Петрович

Глава 4 Педагогическое искусство, государственность и патриотизм Педагогическое искусство как трансцендентная деятельность есть не только выход за пределы человеческого Я и взлет в божественную сферу духовности, но и погружение личности в бесконечные глубины своей

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Глава 6 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

2.4. Педагогическое мастерство Огромная общественная значимость педагогического труда, о которой говорилось в начале раздела, обусловливает еще одну особенность педагогических профессий: оставляет след в душе маленького человека, определяет его будущее только хороший

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Взаимодействие Главный эффект - это эффект отдельно взятой независимой переменной. Взаимодействие же возможно при одновременном учете двух и более независимых переменных. Взаимодействие имеет место всегда, когда эффект одной независимой переменной зависит от уровня

Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

Взаимодействие Во время оплодотворения вы были одиноки - это был пик индивидуализма Вам нужно было выжить, но вы не рассчитывали на чью-либо помощь. Ведь бывают и сперматозоиды-киллеры, которые уничтожают менее приспособленных конкурентов. Если вы хотите уцелеть и быть

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

8.2. Педагогическое общение Духовность в образовании. Духовность рассматривается в осн. как способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки и поведение. В образовательном процессе понятие «духовность» определяется

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

ЛЕКЦИЯ 4 Общение как коммуникация и взаимодействие Понятие «Общение». Общение как коммуникация.Невербальные средства общения.Вербальные средства общения.Общение как взаимодействие. Формы

Преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых является изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, который способствует появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса.

Процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление понятия «Педагогическое взаимодействие» получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др.

Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.

Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнёрских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия и т.д.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников.

Признание ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического процесса коренным образом изменяет возможности формирования и реализации личностных особенностей и ребенка и педагога. При этом организация и содержание педагогического процесса будут определяться не только педагогом, но и активностью, и потребностью ребенка. Такой подход, безусловно, отвечает актуальным требованиям отношения к личности как высшей ценности.

Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребёнка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное сопротивление воспитанию. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьём и тактом и умеют управлять педагогическим взаимодействием.

В практике же дошкольного воспитания чаще всего имеет место традиционный подход, где ребенок - объект педагогического воздействия, способный только автоматически воспринимать воздействие педагога. Но если ребенок - это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект - субъектных отношений в его структуре.

Педагогическое взаимодействие, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, способствует не только становлению личности ребёнка, но и творческому росту педагога.

Сущность педагогического взаимодействия. Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимовосприятия, поддержка, доверие и др.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.

При воздействии на окружение оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо. У каждого ученика сеть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию он принимает. Это и есть референтные для него лица, через которых педагог организовывает воздействие, делая их своими союзниками.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества.

Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на ученика.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия.

Оптимальным вариантом для педагогического процесса является установка педагога на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только обще социального, но и личного, индивидуального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с учеником, передает свою индивидуальность, реализуя потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащегося. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.

Личностная сторона педагогического взаимодействия в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу учащегося. Научное знание, содержание образования в этом случае выступают средством преобразования этой сферы.

Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и, прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.

Механизмами преднамеренного влияния являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.

Убеждение - это система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Внушение, наоборот, основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролирован поток поступающей информации.

Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Поэтому установки, мнения и требования учителя могут стать активными средствами оказания значительного влияния на восприятие и понимание учениками той или иной информации.

Особенностью внушения является его направленность не на логику и разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитетным учителем установка может стать основой оценки, которую учащиеся будут давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.

С внушением тесно связано подражание. Подражание - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражая, осознавал, что его действия и мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание - это не абсолютное повторение, не простое копирование. Образцы и эталоны педагога вступают в сложные связи с особенностями личности ученика.

Подражание включает в себя идентификацию (уподобление) и обобщение. Именно обобщенное подражание не является полным повторением образца, примера, оно вызывает сходную деятельность, имеющую качественное отличие. При таком подражании заимствуются лишь общие идеи. Оно требует значительной сообразительности и находчивости, зачастую связано самостоятельной и творческой деятельностью, представляя его первую ступень. В ходе развития личности возрастает самостоятельность и уменьшается подражание.

Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимо преобразование на принципах доверия, паритетности и сотрудничества.

Грузинский учёный Ш.А. Амонашвили в своём длительном эксперименте с обучением шестилеток великолепно показал, как дорожат даже самые маленькие школьники тем, что учитель опирается на их деятельность, ждёт от них решений и очень высоко поднимает престиж их ответов. Так изначально учитель вызывает чувство собственного достоинства ученика, содействующее его активности, самостоятельности, интересу к учению, расположенности к учителю. Этот пример убеждает в том, что самый маленький школьник, сохраняя свою наивность, полное доверие к взрослому, обладает значительным интеллектуальным потенциалом, позволяющим ему живо откликаться на решение творческих задач, с увлечением работать на уроках (исправлять ошибки учителя, намеренно им создаваемые, отыскивать недостающие компоненты для решения задач, освещать в устных сочинениях тонкость своих наблюдений природы, умозаключать, выражать своё отношение к изученному).