Тест чередующиеся гласные в корне слова. Тест

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

Упражнение

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн_ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп_ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome"a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_ рило конец этого возр_ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее "да". (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_ стит мокрой землею и зеленью и расст_ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны - осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл_ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз_ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р_ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г_ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр_ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар_ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср_ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З_ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р_ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Динамо"!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р_ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к_ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск_ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

ТЕСТ

1 вариант

1.

1) сохранился, задрожал

2) залив, заметка

3) движение, обращение

4) запереть, озарение

2. Найдите лишнее слово.

1) окрасить

2) отрастить

3) замереть

4) собирать

3.

1) вспомнить

2) касание

3) броситься

4) откликнуться

4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) перег..родка

2) заг..родный

3) заг..рать

5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

2) к..стный

3) прик..сновение

4) к..силка

6.

1) отр..сль

2) подр..сли

3) к..снуться

4) разг..реться

7.

1) расст..лить

2) зат..реть

3) отп..реть

4) разб..рать

8.

1) з..рница

2) г..рящий

3) прик..саться

4) оз..рение

9.

Капли росы падали с верхушек трясунки, с головок луговых цветов, когда я пробирался полями к загородной роще. (В.Г.Короленко.)

10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.)

11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Тогда моё сердце загоралось жалостью и сочувствием. (В.Г.Короленко.)

12. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит

2) от ударения;

4) от проверочного слова

ТЕСТ

Чередующиеся гласные в корне слова

2 вариант

1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?

1) загораживать, носились

2) выращивать, собирать

3) перемигивались, испекутся

4) пробивался, удивиться

2. Найдите лишнее слово.

1) зарастать

2) приложение

3) постелить

4) умножение

3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) тянулись

2) остановиться

3) затирать

4) прибрежные

4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) г..рсточка

2) подг..ревший

3) г..ревать

4) предг..рье

5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) к..смический

2) к..солапый

3) прик..снуться

4) к..стрище

6. В каком слове пишется буква А?

1) г..рение

3) пор..сль

4) к..сание

7. В каком слове пишется буква И?

1) раст..рание

2) ст..литься

3) зам..реть

4) отт..реть

8. В каком слове пишется буква О?

1) к..сательная

2) оз..рять

3) перег..реть

4) соприк..саться

9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Над за мком зарисовался тонкий серп луны, загорелись звёзды. (В.Г.Короленко.)

10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Когда же она заметила меня, в её глазах блеснула живая искорка. (В.Г.Короленко.)

11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.)

12. В слове ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса, стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на которую оканчивается корень;

4) от проверочного слова

ТЕСТ

Чередующиеся гласные в корне слова

3 вариант

1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?

1) расчищать, выросли

2) удерживать, пробиваться

3) убираться, загорать

4) провожать, отгородить

2. Найдите лишнее слово.

1) зарница

2) заражение

3) зоренька

4) зарастать

3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) расспрашивать

2) затосковать

3) прикоснуться

4) погостить

4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

3) г..рантия

4) ог..рок (свечи)

5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

2) каспийский

4) касательная

6. В каком слове пишется буква А?

1) выр..щенный

2) сг..раемый

3) прор..сший

4) кос..нувшийся

7. В каком слове пишется буква И?

1) заж..гать

2) бл..снул

3) соб..рётся

4) подп..реть

8. В каком слове пишется буква О?

1) предл..гать

2) прол..жить

3) отр..сль

4) отр..стать

9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами. (В.Г.Короленко.)

10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Я грустно ходил по саду и с тоской смотрел по направлению к горе, ожидая, кроме того, грозы, которая собиралась над моей головой. (В.Г.Короленко.)

11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. (В.П.Астафьев.)

12. В слове ОЗАРЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит

1) от суффикса, стоящего после корня;

2) от ударения;

3) от согласной, на которую оканчивается корень;

4) от проверочного слова

Ответы:

Вопрос

Русский язык

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ


Безударная чередующаяся гласная

в корне слова

выбор гласной зависит от

ЗНАЧЕНИЯ

УДАРЕНИЯ

СУФФИКСА ПОСЛЕ КОРНЯ

КОНЦА КОРНЯ


1. Выбор гласной зависит от УДАРЕНИЯ:

  • Без ударения О :

Г о р-,-г а р- (в знач. гореть);

Кл о н-, -кл а н- (в знач. склонить);

Тв о р-, -тв а р- (в знач. творить)

  • Без ударения А :

З о р-, -з а р- (в знач. заря) ;

Пл о в-, -пл а в- (в знач. плыть).

Исключения: пл О вец, пл О вчиха


Потренируемся!

Лёгкий заг..р, слегка заг..реть, заг..реть на пляже, заг..релое лицо, газовая г..релка, сг..рание топлива, чуть приг..реть

Утренние з..ри, увидеть з..рево, наблюдать з..рницы, встречать з..рю, оз..рёные луной.


2. Выбор гласной зависит от КОНЦА КОРНЯ:

Скак-, -скоч- (в знач. скакать);

Раст-, -ращ-, -рос- (в знач. растить).

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

РОстислав,

рОстовщик,


Потренируемся!

Южное р..стение, нар..щение капитала, юный возр..ст, зар..сли трос..ника, подр..стающие саженцы, пора повзр..слеть, отр..сли хозяйства, мелкая пор..сль,

зар..сло травой, многоотр..слевое хозяйство, дай подр..сти, воспитать недор..сля, выр..щенные котята,

позар..стали тропинки.


3. Выбор гласной зависит от СУФФИКСА ПОСЛЕ КОРНЯ:

Лож-, -лагА- (в знач. положить);

КОс-, -касА- (в знач. касаться);

Бер-, -бирА- (в знач. собирать);

Дер-, -дирА- (в знач. обдирать);

Блест-, -блистА- (в знач. блистать);

Тер-, -тирА- (в знач. протирать);

Пер-, -пирА- (в знач. запирать);

Мер-, -мирА- (в знач. замирать) ;

Стел-, -стилА- (в знач. застилать);

Жег-, -жигА- (в знач. поджигать);

ИмА- (например, понимать - понять);

ИнА- (например, пожинать -пожать).

ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта


ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

Соб..раться в дорогу, наб..рать номер телефона, ум..рать от страха, уд..рать со всех ног, пот..рать руки, оп..реться на руку, бл..стает чистотой, наст..лать полы, ст..реть написанное, уп..раться руками.


4. Выбор гласной зависит от ЗНАЧЕНИЯ корня:

Равн- (= одинаковый), -ровн- (=гладкий);

Мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

рОвесник,

рАвняйсь,

рАвнение


ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы.


Подведем итоги

Какие гласные могут чередоваться в корне?

  • От чего зависит правописание чередующихся гласных в корне слова?

От ударения, от суффикса после корня, от окончания корня, от значения.


Выполните тест

УДАЧИ ВАМ!

1. Буква Е пропущена в слове:

Соб_раться


  • Буква А пропущена в слове:

к_сательная

прик_снуться

прик_сновение

предл_жить


  • Буква А пишется в слове:

неприк_сновенный

заг_релый


Буква Е пишется в слове:

прот_реть


Сдержать

Овладела

Прикосновение

возможность


  • Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне:

Показать

Непримиримую


  • Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне:

Взглянув

Наклонился

Подержал



Тест «Готовимся к ГИА. Чередующиеся гласные в корне слова»

1 для 9 класса

Начало формы

1. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка - где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор. (В.Железников)

2. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь.(В.Железников)

3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Когда повезёт побывать у моря, мы не только купаемся, загораем, но и находим время собрать горстку обточенных волнами камушков. Зачем? Да просто так, ради забавы. (М.Шпагин)

4. Выпишите из предложения слово с чередующейся гласной в корне:

Так дом стоял себе и стоял, всегда переполненный людьми, хотя мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не всегда возвращались.(В.Железников)

5. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

В лесу было очень много людей. Брели старики, опираясь на палочки. Шли целые семьи. Маленьких детей вели за руки или несли на плечах. Одни плакали, другие молчали, третьи разговаривали. (Е.Рысс)

6. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Лесной домик стоял в стороне от дороги. Тропинка, которая вела к нему, давно заросла травой. Соломин и сам чуть не заблудился, а не бывавшему тут человеку ни за что бы сюда не добраться. (Е.Рысс)

7. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Коля вскочил, подбежал к окну и, встав на ящик, высунул голову. Высоко над землей стремительно неслись облака. Порой они заволакивали все небо, порой расходились, и тогда мелькали одинокие звёзды или край луны освещал сонную землю. (Е.Рысс)

8. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Храпящие лошади потащили повозки через пни, валежник и корни. Машины обдирали бока о стволы деревьев, сосновые ветки срывали брезенты с телег и грузовиков.(Е.Рысс)

9. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Холм круто обрывался, дорога шла вниз. Коля и Лена остановились. Лесистую равнину пересекала серебряная река. На берегу реки раскинулся Запольск. Среди зеленых крон деревьев виднелись крыши. Разноцветные домики стояли шеренгой вдоль берега. (Е.Рысс)

10. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Погреб давно собирались сломать, но пока он служил ребятам отличным местом для игр. Это была наша пещера. Иногда мы превращали погреб в корабельную каюту. Правда, хозяева дома нередко выгоняли нас из погреба, но мы тайком снова проникали туда. (Е.Коковин)

Тест «Готовимся к ГИА. Задание А5. Правописание корней» №3 для 9 класса

Начало формы

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне

Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков. Позиция была удобна для обороны, и в то же время с пригорка легко было атаковать. (Бражнин И.)

1) атаковать
2) торчащие
3) горелая
4) позиция

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках. (Дубровин Е.)

1) распространился
2) запах
3) комнате
4) блестел

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок. Но чем больше мы копали, тем всё меньше и меньше верили в существование клада. (Коковин Е.)

1) ожидая
2) выкопали
3) лопата
4) замиранием

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Деревья появлялись из темноты и уходили опять в темноту. Коле они казались то стариками, идущими под конвоем фашистских солдат, то партизанами, выскочившими из лесу. Коля изредка ещё вздрагивал, но почему-то ему казалось, что теперь все будет хорошо. (Рысс Е.)

1) появлялись
2) деревья
3) выскочившими
4) казалось

5. Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне.

Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд. Холодный январский ветер доносил серебристый перезвон склянок с кораблей, стоявших в порту и на рейде. (Нагишкин Д.)

1) сотрясая
2) стоявших
3) серебристый
4) расстелив

6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Васёк покрывал лаком рамку для стенгазеты. "Вот это по мне", - думал он, с удовольствием макая кисть в густой лак. Митя сидел за столом, просматривая заметки для стенгазеты. (Осеева В.)

1) стенгазеты
2) с удовольствием
3) макая
4) сидел

7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Когда мать была жива, Васёк после школы торопился домой. Теперь опустевший дом пугал мальчика. Часто до возвращения отца с работы он бесцельно бродил по городу один или предлагал своим друзьям Коле Одинцову и Саше Булгакову: «Пойдемте, ребята, куда-нибудь, пошатаемся...» (Осеева В.)

1) предлагал
2) возвращения
3) работы
4) пошатаемся

8. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Вероника Васильевна знает по фамилиям всех постоянных читателей. Она неторопливо расхаживает по ту сторону стойки, перебирая книги. В ее руках - моя судьба, по крайней мере, на сегодняшний вечер. Хорошо ли проведу его, с увлекательной ли, интересной книгой вдвоем? Эх, мне бы ту, со львами!.. (Платов Л.)

1) увлекательной
2) перебирая
3) читателей
4) неторопливо

9. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Юнга очень удивился переменам, происшедшим в его отсутствие. Теперь катер был уже не катером, а чем-то вроде плавучей беседки. (Платов Л.)

1) удивился
2) беседки
3) плавучей
4) катер

10. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Разведчики спустились к реке, в прибрежные заросли, где их уже ожидали сапёры с тремя рыбачьими лодками. Было одиннадцать часов ночи. Огромная туча, выползшая из-за Шебекинского урочища, закрыла луну. (Алексеев М.)

1) выползшая
2) сапёры
3) часов
4) заросли

Конец формы

Конец формы

Тест «Готовимся к ГИА. Задание А5. Правописание корней» №1 для 9 класса

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) озарять
2) преподаватель
3) поласкать (котёнка)
4) винегрет

2. Укажите слово с удвоенной согласной в корне.

1) русский
2) матросский
3) коллекция
4) рассказать

3. Укажите слово с проверяемой гласной в корне.

1) увлекаться
2) зажигательный
3) загорелый
4) удостоен

4. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения.

1) сочетаться
2) наклонился
3) росточек
4) промокашка

1) выровнять
2) положение
3) замирание
4) зарница

6. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.

1) лимонад
2) раскаленный
3) вытирать
4) вымокнуть

7. Укажите слово с проверяемой гласной в корне.

1) комплимент
2) тротуар
3) приземляясь
4) изложение

8. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне.

1) чествовать
2) участвовать
3) чувство
4) бессловесный

9. Укажите слово с непроверяемыми гласными в корне.

1) вальсировать
2) придираться
3) обжигать
4) параллель

10. Укажите слово с чередующейся гласной в корне, которое является исключением из правила.

1) зоревать
2) пригореть
3) замирать
4) коснуться

Конец формы

Конец формы

Тест «Готовимся к ГИА. Задание А5. Правописание корней» №2 для 9 класса

1. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.

1) жевать
2) подстилать
3) озарение
4) репутация

2. Укажите слово с проверяемой гласной в корне.

1) равняться
2) опоздание
3) кочан
4) метафора

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) расстилаться
2) обращение
3) выжидать
4) спешить

4. Укажите слово с удвоенной согласной в корне.

1) рассмешить
2) бессильный
3) колоссальный
4) белорусский

5. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня.

1) подросли
2) равнение
3) касательная
4) сотворить

6. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от ударения.Документ

Назывался «Творя вместе, готовимся к ГИА ». Изменив немного название... спать, а сама месила тесто из «муки» и воды... В слове деревянный суффикс «янн» 4) В слове сердце звук «д» непроизносимая согласная Укажите слово с чередующейся гласной в корне . ...

  • Тесты гиа (Часть а и В)

    Тесты

    Тесты ГИА (Часть А и В). Вариант 1. Прочтите... подчинительной связью. И надо быть готовым к новым встречам с трудными... оглушение звонкого согласного. А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне . 1) заглянули (предложение 4) 2) собирали (...

  • Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета

    Пояснительная записка

    Коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению... гласных в корне слова . Повторительно-обобщающий урок 1 Систематизация и повторение. Правописание чередующихся гласных в корне слова ... ВАКО, 2010. 3.Тесты по подготовке к ГИА : ГИА 2011. Русский язык: ...

  • Тест по русскому языку:

    «Правописание корней с чередованием»

    Данный тест рассчитан на 20-25. На организационные вопросы выделяется 5 минут.

    Актуальным будет проведение данной работы после освоения темы «Правописание корней с чередованием» в рамках обобщения или контрольной проверки знаний.

    Контрольная работа по русскому языку (тест)

    ученика(цы) 6__класса

    _______________________________

    (фамилия, имя)

    Раздел I

    Внимательно прочитайте задание. Обведите в кружок номер правильного ответа. У заданий 1-5 может быть только один правильный ответ.

    1.Укажите, в каком слове на местах пропуска нужно вставить букву А:

    а) г..релка;

    б) тв..рец;

    в) к..сание;

    г) зар..сли.

    2.Укажите, в каком слове на местах пропуска нужно вставить букву О:

    а) выр..стить;

    б) изл..гать;

    в) соприк..саться;

    г) р..сток.

    3.Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:

    а) ст..рать вещи, выт..реть досуха, выб..рать одежду;

    б) бл..стать на балу, отп..рать дверь, проб..раться через заросли малины;

    в) каша подг..рела, вечерняя з..ря, прекл..нить колени;

    г) оз..рённый идеей, точка соприк..сновения, сжатое изл..жение.

    4.Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:

    а) г..рела роща, интересное предл..жение, немного подр..сти;

    б) обг..реть на солнце, прик..снуться к прекрасному, сл..жение чисел;

    в) зам..реть от неожиданности, соб..рать ягоду, расст..лать скатерть;

    г) оз..рение, красивое р..стение, неожиданное предпол..жение.

    5.Укажите слово, которое не подчиняется правилу «Правописание гласных в корнях с чередованием»?

    а) к..сить;

    б) нар..стить;

    в) пол..жение;

    г) приг..рать.

    Раздел II

    Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

    Выполните задания 6-9.

    (1)Нимфа Р..стислава живёт в домике, который распол..гается на дереве. (2) У неё много обязанностей. (3) На з..ре она солнышку заплетает к..сички. (4) Отр..сли волосы-лучики, стали длинными, красивыми. (5) К..саются крон деревьев, и становятся те разноцветными. (6) Г..рит лес осенними красками! (7) А когда листва начинает опадать, нимфа помогает ветру расст..лить роскошный ковёр.

    6.Какая мысль противоречит содержанию данного отрывка?

    А) Нимфа выполняет много дел.

    Б) Осень деревья становятся разноцветными.

    В) Утром нимфа подстригает волосы солнышка.

    Г) Нимфа живёт на дереве.

    7.Подберите антоним к слову « длинные».

    8.Выпишите грамматическую основу из предложения 3.

    Ответ:______________________________________________________

    9.Выпишите слово, которое не подчиняется правилу «Правописание гласных в корнях с чередованием».

    Ответ: ____________________________________________________

    Раздел III

    10. Перепишите текст, исправив допущенные ошибки.

    Ветка каснулась воды, и от него побижали в разные стороны круги. Витя завороженно наблюдал, как от одного лишь касания нарушилась гладь озера. Мальчик отлажил ветку и уже сам датронулся до поверхности. Вода приятно холодила. После палящего летнего солнца всё тело гарело. Очень хотелось освежится. Мальчик снял с себя одежду, расстилил её на траве, растущей пушистым ковром, и нырнул в озеро.

    Ответ :________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответы :

    Раздел I

    Раздел II

    (1)Нимфа Ро стислава живёт в домике, который распола гается на дереве. (2) У неё много обязанностей. (3) На за ре она солнышку заплетает ко сички. (4) Отро сли волосы-лучики, стали длинными, красивыми. (5) Ка саются крон деревьев, и становятся те разноцветными. (6) Го рит лес осенними красками! (7) А когда листва начинает опадать, нимфа помогает ветру рассте лить роскошный ковёр.

    7.Короткие

    8.Она заплетала

    9.Косички

    Раздел III

    10.Ветка ко снулась воды, и от него побе жали в разные стороны круги. Витя завороженно наблюдал, как от одного лишь касания нарушилась гладь озера. Мальчик отло жил ветку и уже сам до тронулся до поверхности. Вода приятно холодила. После палящего летнего солнца всё тело го рело. Очень хотелось освежить ся. Мальчик снял с себя одежду, рассте лил её на траве, растущей пушистым ковром, и нырнул в озеро.

    За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.