Новая модель аттестации учителей. Новый год – новая аттестация учителей: за и против Новые критерии аттестации воспитателей в году

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2018 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

Последние изменения в аттестации учителей в 2018 году

Не так давно заместитель Рособрнадзора Анзор Музаев представителям СМИ рассказал о том, что в следующем году планируется принять новую модель аттестации учителей. По его словам, подобные меры направлены на то, чтобы уменьшить количество слабых педагогов и повысить их уровень квалификации. Результаты проверок ВПР, сравнивание оценок по ЕГЭ и оценок в школах и по классам показывает, что некоторые учителя завышают отметки, иными словами они не соответствуют действительным знаниям учеников. Особенно подобное явление наблюдается в провинции. Музаев считает, что причина может крыться в недостаточной осведомленности педагога, малом багаже его знаний.

Новая форма аттестации учителей в 2018 году, по словам чиновника, разрабатывается совместно с учительским составом, что позволит исключить промахи при составлении заданий для проверки профпригодности педагогов. Новая модель проверки работников образовательной сферы будет состоять из трех основных блоков:

  1. Проверка уровня знаний по предмету.
  2. Проверка психологических характеристик.
  3. Проверка педагогических навыков.

Такой подход позволит определить не только уровень знаний педагога, но и его умение подать материал, найти общий язык с детьми и так далее. Пока информации о том, в каком виде будет проходить проверка знаний, психологии и педагогики, нет, поскольку схемы и метод до конца не проработаны, а предложенные варианты вызывают возмущения в сотрудников образовательной сферы.

Слабые места новой формы аттестации учителей в 2018 году

Известно, что новая аттестация педагогических сотрудников с 2018 года будет проводиться каждые 4 года. Ранее Рособрназдор заявлял о том, что проверку нужно проводить чаще - каждые 2-3 года, но пока такое предложение не реализовано в жизнь.

Несмотря на то, что пока новая модель проверки учителей не утверждена и находится в процессе разработки, волна возмущений катится интернетом и по школам. Вот главные моменты, которые вызывают недовольства педагогических сотрудников:

  1. Учителям предлагают написать эссе, который позволит оценить их кругозор. Возникает вопрос о том, кто будет проверять их работы и по каким критериям. Не исключен вариант, что оценка будет необъективная, а требования существенно завышенные. Возможен и вариант, что эссе заменят КИМ (наподобие ЕГЭ). Он будет включать и общие, и узконаправленные вопросы по предмету.
  2. Проверку психологических характеристик предлагают проводить на основе анализа видео урока учителя. Но возникают трудности технического характера, поскольку видео должно быть снято не на телефон или иной гаджет, а выполнено профессионалом. Но это требует финансовых затрат, а также разрешения на съемку от всех родителей учеников, что в принципе невозможно.
  3. Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде, поскольку на наличие необходимых навыков указывает документ (диплом), полученный после завершения высшего учебного заведения.

Подобная ситуация с проверкой умений и навыков коснулась водителей. После того, как чиновники ввели обязательную пересдачу теста и проверку водительских навыков при обмене водительских прав. Водителям удалось доказать через суд, что они такую проверку уже проходили при сдаче экзамена перед получением прав. Не исключено, что ситуация повторится и учителям удастся отстоять свои права.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2018 году?

Поскольку аттестация учителей в 2018 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные - формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

Для чего необходима аттестация педагогических работников на 2017-2018 год правила ее и положения знает каждый сотрудник образовательного учреждения. Прежде всего у данной задачи определены свои цели, благодаря которым имеется возможность определить не только уровень знания преподавателя, но и его профпригодность для работы в коллективе учеников.

Важные особенности

С целью принять участие в мероприятии, научный работник обязан подать заявление в соответствующей форме своему руководителю с просьбой об пере оценивании своих способностей относительно занимаемой должности.

В ответ на данный документ должно прийти подтверждение того, что данный специалист имеет право пройти аттестацию. Только после этого, в назначенный день, педагог приглашается на переаттестацию.

Правила

Существует ряд закономерностей, которые предполагают ведение пере оценивания опыта преподавателей. Рассмотрим их по порядку:

  1. Принимать участие в проведении аттестации имеют право все желающие участники образовательной сферы, не зависимо от возрастной категории.
  2. Оценить свои возможности и опыт, а также повысить квалификацию могут учителя не только высших учебных заведений, но общеобразовательных школ и детсадов.
  3. Получить можно за один раз лишь одну категорию при повышении квалификации.
  4. Если учитель не проработал 1 года в учебном заведении либо отсутствовал по болезни в течение не менее четырех месяцев, он не имеет право повышать свою квалификацию.
  5. Добровольная аттестация проводится только один раз в два года, а обязательная — каждые 5 лет.

Обратит внимание! Все участники оценивания должны быть максимально подготовленными к аттестации. Комиссия требует 100% готовности каждого учащегося по своему предмету. Кроме того, знание дополнительной дисциплины (даже частичное) приветствуется. За счет этого можно получить дополнительные баллы.

После того, как учитель пройдет все мероприятия по переаттестации и получит повышение собственной квалификации, он имеет право обратиться к своему начальству с заявлением о том, что желает за свою должность повышения заработной платы. Поднять зарплату педагогу могут ровно на столько, на сколько заслуживает этого степень повышения.

Дополнительные положения

Отмечается, что переаттестацию не проходят лица, находящиеся в декретном отпуске или беременные преподаватели. Такие участники имеют право на переаттестацию своих навыков после того, как проработают, вернувшись на свое место не менее двух лет.

Для проведения оценивания на добровольной основе можно записаться заранее на строго назначенное время. Если учитель самостоятельно желает проверить личную профпригодность, отговорить его от такой затеи не может никто, а тем более не допустить к процедуре проверки знаний.

Существующую модель проверки учителей планируется серьезно модифицировать. Читайте, как проводится аттестация педагогических работников в 2019 году и какие перемены их ждут

Читайте в нашей статье:

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения

Существующую модель проверки учителей планируется серьезно модифицировать. Рособрнадзор обнародовал планируемые новшества, и они будут введены в ближайшем будущем. Изменения направлены на усиление индивидуального подхода к проверяемым сотрудникам и повышение требований к работникам сферы образования.

Аттестации станут более частыми. Прозвучала цифра «4 года», но в планах уменьшить ее до проверок один раз в 2-3 года.

Перечислим заявленные изменения:

  • Будут введены единые общефедеральные стандарты. Сегодня каждый регион ориентируется на собственные правила, что не может не ухудшать общую картину по стране.
  • Учителя будут проверяться на качество педагогических и психологических навыков путем анализа видеозаписи их урока.
  • Для оценки компетенции педагоги напишут узкоспециализированное эссе. В будущем его заменит экзамен формата ГИА и ЕГЭ – КИМ (контрольно-измерительные материалы).
  • Пожалуй, самое привлекательное изменение – возможность начинающим педагогам получать категории. До этого момента преференции были на стороне возрастных сотрудников, имеющих большой стаж работы. А молодые специалисты не могли повысить свой рейтинг и, соответственно, заработную плату. Однако новая система аттестаций не «обнулит» квалификации стажистов, все их достижения будут учитываться. Планируется также расширение количества возможных категорий.
  • Порядок аттестации на соответствие должности останется прежним, в нем никаких изменений не планируется. Все новшества касаются именно проверки профессиональных качеств и повышения квалификации.

Однако до сих пор непонятно, как будут проводиться аттестации. Не готова материальная база, не разработаны методики сбора сведений и обработки персональных данных в случае видеозаписи урока. Сложно оценить учителя по одному занятию, «вырванному» из контекста годовой программы по предмету. Сейчас в 17 регионах проводится «полетная» апробация новых аттестаций для учителей русского языка и математики. Итоги ожидаются к 2020 году.

Не совсем ясна и ситуация с профстандартами. Сейчас их применение еще вызывает много вопросов. Официально наша сфера образования находится в переходном периоде, полное внедрение профстандартов завершится не раньше чем через два года. Сейчас применяются не профстандарты, а должностные обязанности педагога. Они берутся из раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС.

Пока самое заметное последствие заявленных нововведений – активное участие учителей в аттестациях по привычным «старым» правилам.

Порядок проведения аттестации

Процедура проверок сейчас регламентируется «Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Этот нормативный акт утвержден приказом Минобрнауки от 07.04.2014 No 276. Обратите внимание: данный документ касается только педагогов школ, сотрудники вузов аттестуются согласно приказу Минобрнауки от 30.03.2015 No 293.

Как происходит аттестация? Заблаговременно подготавливается следующий пакет документов:

  • Заявление.
  • Данные о ранее пройденной аттестации.
  • Дипломы, удостоверения и прочие свидетельства, подтверждающие образование и квалификацию. Если с момента их получения менялись паспортные данные (например, учитель вступила в брак и поменяла фамилию)– копия документов, удостоверяющих личность.
  • Характеристика с места работы.

Далее оформляется представление о педагоге, направляется уведомление о дате и месте проведения аттестации. Если она проводится для выявления соответствия занимаемой должности, представление передает руководитель учреждения. "На категорию" учитель может подать и по собственной инициативе.

Само мероприятие проводится заочно, на основании предоставленных сведений. Не возбраняется личное участие сотрудника. Комиссия рассматривает пакет документов и голосованием принимает решение о соответствии педагога занимаемой должности или присвоенной квалификации. Заседание завершается оформлением протокола. Он передается в личное дело сотрудника. Позднее оформляется выписка из протокола, которая также передается в школу.

Аттестация проводится каждые 5 лет. Некоторые сотрудники освобождаются от обязательной проверки. Это:

  • Уже имеющие действующую категорию.
  • Работающие в по специальности в одной организации менее 2 лет.
  • Будущие матери, «декретницы», родители детей до 3 лет.
  • Пребывающие на длительном больничном (дольше 4 месяцев).

Положение об аттестации педагогических работников в 2019 году

Каждое образовательное учреждение должно принять локальный нормативный акт, утверждающий правила проверки. Мы подготовили для вас образец этого документа. Ориентируясь на его структуру и содержание, можно создать свое положение, с учетом ситуации в конкретной школе.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию

Для ведения преподавательской деятельности необходимо пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Если учитель отказывается, он считается нарушителем 21 статьи ТК. Следовательно, руководитель вправе применить к нему дисциплинарные взыскания, предусмотренные 192 статьей ТК. Это замечание, выговор и даже увольнение.

А вот повышать квалификацию необязательно, и никакого наказания за это не предусмотрено. Но это противоречит интересам самого педагога: если вовремя не пройти аттестацию, квалификация будет аннулирована. Это ощутимо скажется на заработной плате.

Если же учитель подал заявление, но не смог пройти проверку знаний, никаких санкций к нему применяться не будет. Рособрнадзор, разъясняя порядок прохождения аттестации, особо подчеркнул, что единственное последствие для «двоечников» - направление на курсы повышения квалификации.

После того, как в Законе об образовании в РФ были приняты поправки, эксперты отрасли обратили внимания на некоторые трансформации в процедуре аттестации категории российских учителей. Повышение стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – такие тенденции могут стать реальными объективными требованиями к учителям уже в скором будущем. Рассмотрим более детально, что изменится в прохождении аттестации педагогов? Кто может отправиться на переподготовку? Обязательная и добровольная аттестация: особенности процедуры.

Какие изменения внесены в процедуру аттестации учителей

Согласно поправкам к Закону об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), в 2018 году введена новая модель аттестации педагогических кадров. Со слов авторов-разработчиков концепции, она призвана усовершенствовать весь учительский состав, оставив после аттестации только квалифицированных и опытных кадров.

Начиная с 2018 года, педагоги будут проходить аттестацию последовательно, в два этапа:

Этап 1. Подтверждение профессиональных педагогических навыков и соответствие их должности в школе.

Этап 2. Защита педагогической квалификации: специальная комиссия будет анализировать, был ли правильно присвоен уровень квалификации учителю. В случае подтверждения категории, педагог получит повышение квалификации.

Надо сказать, что при прохождении аттестации специально созданная комиссия будет акцентировать внимание на качестве подготовки кандидата в следующих блоках:

    знание дисциплины;

    навыки преподавания;

    коммуникация и взаимодействие с учениками;

    проверка психологической подготовки: анализ реакций педагога на различные ситуации, в том числе, и стрессовые моменты.

Кого затронет проверка знаний педагогов в 2019 году

Согласно положениям о проведении плановой аттестации педагогов, проводится она 1 раз на 5 лет. Соответственно, в 2019 году проверка знаний, навыков и психологической подготовки будет обязательна для всех тех учителей, кто проходил ее еще в 2013 году.

    В первую очередь, это учителя, которые скоро уйдут в декрет (их прохождение аттестации будет запланировано после выхода из );

    во-вторых, это учителя уже с имеющейся квалификацией;

    в-третьих, от аттестации освобождаются педагоги-новички, чей стаж работы в школе не превышает двух лет;

Аттестацию могут не проходить те учителя, которые пребывали в длительном отпуске (4 месяца и дольше). Закон предписывает им проходить плановую подготовку через 12 месяцев после полноценного возвращения в штат.

Читайте также: Будет ли повышение зарплаты российским учителям в 2019 году

Добровольная аттестация на повышение квалификации работников образования

В 2019 году все работники образовательной сферы имеют возможность по собственному желанию повысить уровень своей квалификации внепланово. При этом, важно сказать, что пройти аттестацию в добровольном порядке могут не только специалисты без категории, но и те кадры, которым присвоена соответствующая квалификация. Для того, чтобы претендовать на внеплановую переаттестацию, учитель должен уже иметь категорию на протяжении 24 месяцев, то есть с момента прохождения комиссии в предыдущий раз должно пройти 2 года.

Для того, чтобы подать заявку на прохождение добровольной переаттестации, учителю нужно обратиться, в первую очередь, к руководству школы. Далее в департамент образования по месту нахождения школы подается соответствующее заявление. Если кандидат соответствует базовым требованиям для внеплановой переаттестации, в тестировании ему не имеют права отказать.

В заключение добавим важное замечание: те педагоги, которые по каким-либо причинам не пройдут аттестацию (в обязательном или добровольном порядке), будут направлены на дополнительную подготовку. В министерстве образования делают акцент на том, что здесь речь идет не об отстранении от учительской деятельности, а о комплексной и качественной переподготовке специалиста.

Они были осуществлены в прошлом году и продолжают действовать в нынешнем. Изменения в аттестации педагогических работников в 2017 году затронут многих преподавателей дошкольных, среднеобразовательных и высших учебных организаций.

Последние изменения в аттестации педагогов в 2017 году

Новый подход к оценке знаний педагогических работников в 2017 году заденет всех представителей этой области. Нововведения в законе РФ 273 допускают совершенно иное отношение к аттестации, которую теперь будут проводить в две стадии:

  • засвидетельствование целесообразности должности (качество компетентностей должно быть достаточным для эффективной работы, проверяется умение взаимодействовать с детьми, определяется имеющаяся ступень категории);
  • повышение уровня квалификации (такую возможность получают учителя после положительного результата прохождения первой стадии проверки).

Сейчас в России преподавателям присваивается первая и высшая категории. Претенденты на получение первой могут аттестоваться впервые или иметь законченный срок этого же разряда.

Новые положение и правила

Сейчас в РФ существует обязательная и добровольная разновидности оценочного мероприятия. Первый вид проводится государственными субъектами с целью определения степени состоятельности учителя, его соответствия занимаемой должности, а второй – на непринудительной основе по желанию сотрудника .

Обязательной оценке компетентности подвергаются учителя, что аттестовались 5 лет назад. Отстраняются от нее те, которые уже обладают категорией или находятся в положении.

Перечень официальных бумаг

Был изменен порядок и место подачи документов на прохождение проверки. Прежде учителя, целью которых было повышение степени педагогического мастерства или присвоение категории, составляли заявку в своем районе. Сейчас за осуществление «инспекции» знаний отвечают вышестоящие общеобразовательные учреждения государственного уровня.

Ниже предоставлен перечень документации, которую необходимо предоставить тем, кто собирается подвергаться проверочной процедуре:

  • заявление, подписанное лично;
  • копия листа предыдущей аттестации (если пройдена);
  • копия диплома;
  • копия листа о приобретении квалификационной категории;
  • профессиональное портфолио, иллюстрирующее достижения в работе;
  • копия дополнительных документов, нужных для подтверждения истинности и соответствия данных (например, при смене фамилии);
  • желательно (но не обязательно) приложить характеристику с рабочего места или сопроводительное письмо с описанием качеств воспитателя в контексте его работы.

В течение месячного термина подававшему запрос придет уведомление по указанному адресу. В нем будет сообщаться дата и время, на которые назначено аттестационное мероприятие.

Кто может быть заинтересован в добровольной аттестации?

Добровольная форма должна привлечь внимание тех воспитателей, которые осознанно стремятся к повышению своей ступени с целью самосовершенствования, самореализации и продвижения в профессиональном плане. Новый распорядок осуществления проверки в 2017 году имеет схожие черты с тем, что существовал прежде.

Представителю образовательной сферы функционирования, который выявил готовность подвергнуть необязательной форме испытания свое учительское искусство, для начала следует обратиться по этому вопросу к своему начальнику, чтобы написать необходимое прошение. В нем надо указать преследуемую цель прохождения тестирования (установление нового разряда, подтверждение существующего).

Эта форма может вызывать интерес как у преподавателей без категории, так и с ней, но которые еще не исчерпали возможности для карьерного роста. Для получения самого высокого разряда нужно иметь первую категорию, а также быть хорошо подготовленным в плане мастерства.

Каким образом осуществляется аттестация?

Прохождение обязательной аттестации в 2017 году контролирует специальная , состоящая из уполномоченных членов организации сферы образования. Кто в нее входит, решает руководящее лицо, подтверждавшее приказ о ее формировании и составе. Руководитель обязательно подает список работников, подвергающихся контролю.

В случае выявления желания прохождения необязательной оценочной процедуры заявление пишется самим сотрудником. Ему следует указать занимаемую должность и наличие (отсутствие) категории. В течение месяца будет происходить проверка заявления, после чего определиться дата испытания опытности педагога. Длительность самой процедуры (с учетом момента вынесения решения) – до 60 дней.

Бывают случаи, что сотрудник не согласен с оглашенным исходом. Он имеет шанс оспорить его в течение 90 дней одним из двух способов:

  • обратиться в суд;
  • сформировать специальный совет, решающий трудовые споры.

Получив удовлетворительные заключительный ответ, преподаватель, приступив к исполнению обязанностей, имеет законное право требовать прибавления к своей заработной плате.

Подготовка к проведению аттестации на профпригодность

Раньше было достаточно подготовить детей к открытому уроку, найти «общий язык» с представителями аттестационного комитета и т. п. Сейчас процесс стал сложнее, повысился набор требований к проверяющимся, которые должны доказать проверяющей группе, что они вправе нести свою учительскую службу, а степень их осведомленности соответствует ей вполне.

Аттестация на соответствие занимаемой должности – важное происшествие в профессиональной жизни каждого педагогического работника. Поэтому готовиться к ней следует с большой ответственностью, чтобы иметь возможность полностью раскрыть свой потенциал и блеснуть осведомленностью в своем деле. Именно эти критерии использует комиссия для оценки уровня профпригодности.

В межаттестационный период работник сферы образования обязан заботиться об усовершенствовании собственного уровня компетентности всеми доступными путями (проходить дополнительные курсы, проводить лекции, семинары, участвовать в различных конкурсах, олимпиадах и т. п.). Плоды профессиональной деятельности надо фиксировать в своем педагогическом портфолио достижений.

Не менее стимулирующим к успешному прохождению проверки, а, следовательно, проведению необходимой, качественной подготовки, является факт повышения зарплаты, если испытание пройдено успешно.

Выполнение аттестации на соответствие занимаемой должности

В 2017 году проверке соответствия занимаемому рабочему месту подвергается каждый сотрудник образовательной сферы. Не затронет она тех, кто попадает под следующие утверждения:

  • «новоиспеченных», которые проработали на своем месте не больше 2 лет;
  • пребывающих в декрете (выйдя из которого надо поработать минимум 2 года, чтобы получить возможность подвергнутся аттестационным шагам);
  • которые не работали на своем месте больше 4 месяцев (они допускаются к «ревизии» знаний только через год возвращения на рабочее место);
  • беременных.

При необходимости вышеперечисленные субъекты имеют право написать заявление на прохождение необязательной, если это совпадает с их карьерными интересами и выгодами.

Обновленные правила проверочных действий преследуют задание оценить соответствие занимаемой рабочей позиции конкретного специалиста. В случае неподтверждения компетентности он замещается подходящим кандидатом.

Аттестационные действия могут проводиться без ее участника. Чтобы присутствовать при оглашении результатов, надлежит вместе с основной документацией подать прошение об этом.

Вне зависимости от присутствия испытуемого при выдаче заключения комиссия формирует протокол. В него записывают оценочные результаты, персональные данные проверяемого и другую нужную информацию. Итог проверочного мероприятия заносится в аттестационный лист. При положительном решении происходит подтверждение соответствия компетентности педагога занимаемой им должности.

Новый порядок аттестации педагогических работников подразумевает больше затрат временных и силовых ресурсов на подготовку. Возможно, не каждому он придется «по душе», что заставит некоторых, в первую очередь «старожилов», преждевременно прекратить учительское дело.

Не исключено, что такая проверка может напугать и молодых кандидатур, неуверенных в своей работоспособности. Чтобы зря не переживать, необходимо сделать акцент на преждевременной подготовке. Можно соглашаться или нет с нововведениями, но если быть решительно настроенным развиваться и расти в своей сфере деятельности, важно их просто принять и начать требуемые подготовительные мероприятия.