Лучшие пособия по русскому языку. Учебники и справочники по русскому языку и литературе

Учебники русского языка - библиографические указатели и тексты, доступные онлайн

Учебники русского языка и литературы - (www.metodlit.ru) МетодЛит.ру (с марта 1997 года). Компания создана на базе Института повышения квалификации учителей МО; Род деятельности: Комплексная поставка учебно-методической литературы; Статус: с 2006 года официальный представитель издательства "Просвещение" по Московской области, с 2007 года входит в образовательный Холдинг "УЧКОМПЛЕКТ").

Учебники русского языка как иностранного - на сайте издательства "Дрофа" (www.drofa.ru)

Валгина Н.С. Розенталь Д.Э. Фомина М.И. Учебник русского языка . (hi-edu.ru).
Электронное издание подготовлено коллективом Центра дистанционного образования МГУП на основе одноименного учебника Валгиной Н.С. Текст печатного оригинала оставлен без изменения.

Справочно-сопроводительный аппарат издания дополнен именным и предметным указателями, выполненными в виде гипертекста, что позволяет свободно переходить из указателя на то место в тексте, где находится упоминание о персонах или объяснение термина. В тексте учебника также проставлены ссылки на указатель.

Черный список и критика учебников русского языка

Учебники русского языка с тюремной лексикой предложили школьникам Украины (26.11.2009 - www.1tv.ru)

Новые учебники получили после осенних каникул крымские школьники. Их содержание, утвержденное украинским Министерством образования, вызвало недоумение, как у детей, так и у взрослых. Пособия по истории, к примеру, теперь пропагандируют борьбу с москалями. А русский язык предлагается учить по тюремной лексике.

5 лучших пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Я сдам ЕГЭ! Русский язык. Практикум и диагностика. Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н.

1. Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение», 2017.-320 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1199.htm

3. Материал изложен доступно

Профессиональная оценка

1. Задания, представленные в пособии, удобны для понимания, соответствую реальным КИМам, их можно использовать на уроках русского языка на этапе обобщения материала и подготовки к ЕГЭ, а также при самостоятельной работе учащихся.

2. Уровень сложности заданий различный- от базового до повышенной сложности.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно.

5. Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6. Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 7 класса, отдельные задания-с 6 класса.

8. Иллюстрации и таблицы, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости.

9. Пособие достаточно дорого, минимальная стоимость 320 рублей. Нам, учителям русского языка, известно, что все книги И.П.Цыбулько стоят дороже, чем других авторов, и мы понимаем почему. И.П.Цыбулько возглавляет федеральную комиссию разработчиков контрольных измерительных материалов по русскому языку и не стесняется успешно и дорого продавать свои книги.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно интересным в пособии представляется система домашних заданий от урока к уроку, выполнение которых обеспечивает и повторение, и опережающее знакомство с материалом.

3.Цена пособия, как уже указывалось, высокая.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие. Хочется отметить богатый материал для проверки морфологических и синтаксических норм. При поморщи пособия также можно организовать эффективную работу над сочинением в формате ЕГЭ. Пособие содержит богатую подборку современных текстов, алгоритм выполнения заданий по написанию творческой работы.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя. Полагаться только на самостоятельную подготовку по данному пособию не стоит.

ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл.

1. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т., Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2017.-352 с.

http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1238.htm

3. Материал изложен доступно, хочется отметить богатейший теоретический материал, словарь терминов ЕГЭ.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. Задания, представленные в пособии, удобны для понимания, соответствую реальным КИМам, пособие предназначено учителям, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля. При помощи пособия учитель может организовать систему домашних заданий, которые позволят сформировать необходимые навыки, прежде всего речеведческие.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно, безусловной заслугой авторов является серьезная проработка тем по морфологии, во многом выходящая за рамки ЕГЭ, но необходимая для формирования общего грамматического мышления.

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 7 класса, отдельные задания, в частности, правописание корней и приставок, с 5 класса. Особенно ценным для учителя-практика может оказаться материал по орфографии, в частности, правописание омонимичных частей речи. Этот материал может использоваться учителем на уроках начиная с 7 класса.

8. Иллюстрации, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости. Представленные в теоретической части схемы и таблицы позволяют наглядно ознакомиться с изучаемым материалом, уместны и методически грамотны.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 260 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется проработка тем по морфологии, эти материалы можно использовать и в среднем звене при подготовке к олимпиадам и интеллектуальным марафонам, во внеурочной работе.

2. Родителям, далеким от ЕГЭ и русского языка, вероятнее всего, будет трудно проверить, используя данное пособие, как справляется ребенок с подготовкой к экзамену.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие. Хочется отметить богатый материал для проверки морфологических и орфоэпических норм, для изучения и закрепления тем по лексике.

ЕГЭ 2017. Русский язык. 50 вариантов типовых тестовых заданий. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В.

1.ЕГЭ -2017 . Русский язык. 50 вариантов типовых текстовых заданий. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., М.: Издательство «Экзамен », 2017 .-448 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1198.htm

предоставляет читателям информацию о структуре и содержании КИМ по русскому языку, степени трудности заданий.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. Задания, представленные в пособии, удобны для понимания, соответствуют реальным КИМам, есть ответы ко всем вариантам тестов, комментарии к ответам; образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов. Пособие предназначено учителям, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля. При помощи пособия учитель может организовать систему домашних заданий, которые позволят сформировать необходимые навыки. Особенно ценным является материал с ответами к заданию 24. В таблице представлен примерный круг проблем и позиция автора, что позволит учащимся верно сориентироваться в текстах, грамотно написать сочинение, следуя алгоритму.

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам.

5.Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6.Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 7 класса.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 230 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется подбор текстов, они понятны современным школьникам, проблемы, поднимаемые в них, актуальны, интересны старшеклассникам.

3. Цена пособия и польза от его применения, как уже указывалось, соотнесены верно.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя. Полагаться только на самостоятельную подготовку по данному пособию не стоит, не стоит также рассматривать данное пособие и как единственное при подготовке к экзамену, потому что комментарии к ответам даны только к двум вариантам (№ 20 и 31), что, безусловно, недостаточно для подготовки к экзамену.

ЕГЭ 2017. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Драбкина С.В., Субботин Д.И.

1. Драбкина С.В. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс мероприятий для подготовки учащихся. Учебное пособие.- М.: Интеллект-Центр, 2017.-320 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1211.htm

3.В пособии излагается теоретический материал в максимально структурированной форме, что позволяет самостоятельно осваивать темы по русскому языку.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. В настоящем пособии представлена поэтапная система подготовки к ЕГЭ по русскому языку, предусматривающая, во-первых, знакомство с содержанием экзаменационных заданий, во-вторых, алгоритмами и образцами рассуждения для их верного решения. В пособии логически выстроена последовательность действий, необходимых для выбора правильного ответа, данная в виде алгоритмов. Рассматриваются типичные ошибки, которые учащиеся допускают при выполнении заданий. Содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения, приводятся образцы сочинений. Набор типовых тренировочных заданий с методическими указаниями и ответами позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В пособии помещены примерные варианты ЕГЭ 2017 г. Пособие адресовано старшеклассникам, самостоятельно или под руководством учителя готовящимся к ЕГЭ. Может быть использовано учителем в практической работе при отработке необходимых навыков по русскому языку.

2. Уровень сложности заданий различный- от базового до повышенной сложности, работа с пособием позволит обеспечить как преодоление минимального порога, так и получение высокого балла на экзамене.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно, безусловной заслугой авторов является детальный комментарий к решению таких сложных тем, как «Выявление главной информации, содержащейся в тексте», «Средства связи предложений в тексте», «Контекстное определение лексического значения многозначных слов».

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам, алгоритм выполнения заданий представлен пошагово, представлен образец применения алгоритма, комментарий к выполнению задания, есть задания для самостоятельной работы.

5.Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6.Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 8 класса, теоретический материал может быть представлен учащимся с 7 класса, в частности, алгоритм выполнения заданий и комментарий к ним.

8. Иллюстрации, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости. Представленные в теоретической части схемы и таблицы позволяют наглядно ознакомиться с изучаемым материалом, уместны и методически грамотны. В пособии есть таблицы, отсутствующие во многих других пособиях.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 300 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки учащихся, учителю для организации фронтальной, парной и индивидуальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется теоретический материал, алгоритмы выполнения заданий, эти материалы можно использовать и в среднем звене при подготовке к олимпиадам и интеллектуальным марафонам, во внеурочной работе.

2. Родителям можно, используя данное пособие, проверить, как справляется ребенок с подготовкой к экзамену.

3. Цена пособия и польза от его применения, как уже указывалось, соотнесены верно.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие. Хочется отметить богатый теоретический материал по всем темам ЕГЭ.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя.

ЕГЭ 2017. Русский язык. 1000 заданий с ответами. Все задания части 1. Егораева Г.Т.

1.Егораева Е.Г. ЕГЭ: 1000 заданий с ответами. Все задания части 1. - М.: Издательство «Экзамен », 2017 .-415 с.

2. Скачать данное пособие можно http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1123.htm

3. Материал изложен доступно, поможет учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания по всем разделам науки о языке, но и оценить свой уровень подготовки к предстоящему экзамену.

4. Оформление художественное. Иллюстрации отсутствуют, что методически обосновано.

5. Бумага офсетная, печать офсетная.

Профессиональная оценка

1. Сборник содержит большое количество заданий, соответствующих демоверсии контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку 2017 года, решая которые выпускники смогут приобрести практические навыки выполнения заданий экзамена и в минимальные сроки ликвидировать существующие пробелы в знаниях. Пособие предназначено учителям, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля. При помощи пособия учитель может организовать систему домашних заданий, которые позволят сформировать необходимые навыки.

2. Уровень сложности заданий средний, однако работа с пособием позволит обеспечить не только преодоление минимального порога, но и получение высокого балла на экзамене.

3. Все темы школьного курса русского языка проработаны широко и полно, в строгом соответствии с КИМами ЕГЭ.

4. Комментарии к ответам понятны и доступны школьникам.

5.Представленный в пособии материал систематизирован удобно, соответствует КИМам по русскому языку.

6.Представленные в пособии тесты объективно оценивают степень подготовленности учащихся к ЕГЭ.

7. Данное пособие можно использовать под руководством учителя начиная с 5 класса.

8. Иллюстрации, как уже отмечалось, отсутствуют, но для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в этом нет необходимости.

9. Стоимость пособия и польза от его практического применения соотнесены верно, средняя стоимость 200 рублей.

Выводы

1. Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки старшеклассников, для фронтальной работы в классе, подготовки с репетитором. Особенно ценным в пособии представляется подбор заданий по отработке морфологических и синтаксических норм.

2. Родителям, вероятнее всего, будет трудно проверить, используя данное пособие, как справляется ребенок с подготовкой к экзамену.

3. Цена пособия и польза от его применения, как уже указывалось, соотнесены верно.

4. Пособие соответствует всем последним требованиям ЕГЭ.

5. Все навыки, которые проверяются на ЕГЭ по русскому языку, формирует данное пособие.

6. Шансы получить высокий балл на ЕГЭ, если вести добросовестную подготовку по данному пособию, велики, но при условии, что работа будет вестись под руководством учителя. Полагаться только на самостоятельную подготовку по данному пособию не стоит, не стоит также рассматривать данное пособие и как единственное при подготовке к экзамену.

К. Чуковский. Живой как жизнь. — М.: КДУ, 2004

Пожалуй, это моя самая любимая книга о русском языке. Корней Чуковский велик в разных своих ипостасях. Мне трудно представить себе писателя, переводчика, критика, наконец, просто интеллигента, понимающего язык так, как понимают его лингвисты. То есть не ужасающегося неграмотности окружающих, ошибкам молодежи и т.п. (или по крайней мере не только ужасающегося), но сознающего неизбежность изменений языка и его норм.

Многие мысли и слова Чуковского кажутся написанными о нашем времени. Вот, например: «Миновали годы, и я в свою очередь стал стариком. Теперь по моему возрасту и мне полагается ненавидеть слова, которые введены в нашу речь молодежью, и вопить о порче языка. Тем более что на меня, как на всякого моего современника, сразу в два-три года нахлынуло больше слов, чем на моих дедов и прадедов за последние два с половиной столетия». (Напоминаю, что книга вышла в свет в 1962 году!) Чуковский же, несмотря на то что так полагается, не ненавидит их. Хотя есть кое-что, все-таки ненавидит. Для этого ненавидимого им объекта он придумал термин, который пережил свое время и используется до сих пор, — «канцелярит». Одна из глав его книги, собственно, так и называется.

Максим Кронгауз, доктор филологических наук, профессор, директор Института лингвистики РГГУ, заведующий кафедрой русского языка РГГУ

2. Безупречный вкус и языковые вариации

Н. Галь. Слово живое и мертвое. — М.: Время, 2012

Нора Галь подробно разбирает речевые неточности или ошибки и очень четко ставит диагноз, но в отличие от Чуковского почти никогда этих ошибок не прощает. Именно поэтому книга так близка многим читателям с филологическим образованием и вообще интеллигентным людям. Ведь язык, как мы знаем, отличный инструмент установления социальной иерархии, и знание литературной нормы, безупречный языковой вкус возносят культурного человека на вершину социальной пирамиды. А вот лингвист, даже и не лишенный языкового вкуса, почему-то сопротивляется и норовит вставить хотя бы одно «но». Да что лингвист! Лично я сопротивляюсь почти так же, когда редактор хочет улучшить мою речь и заменяет «достаточно» на «довольно» и «сложно» на «трудно». Для меня крайне важно, что по-русски можно говорить и писать по-разному, и это разнообразие не сводимо к единому «правильному» стилю. И именно оно дает языку возможность изменяться, так что неправильное становится правильным и наоборот.

3. Любить или не любить русскую орфографию?

М.В. Панов. И все-таки она хорошая. — М., 1964 (2-е изд., испр.), М.: Вербум-М, 2007

Сегодня языковеды довольно часто пишут популярные книги, но в своем поколении Михаил Викторович Панов был, по-видимому, единственным. Я бы вообще назвал его первопроходцем. В отличие от многих лингвистов он любил писать понятно и увлекательно, порой удивляя читателя. Его книга начинается с чудесной фразы: «Я знаю, что многие из моих читателей плохо относятся к орфографии». По сути говоря, эта фраза и название книги описывают ее содержание — автор объясняет читателю, почему можно и нужно любить русскую орфографию.

4. Русский язык начала ХХ века — взгляд со стороны

С.И. Карцевский. Язык, война и революция (Из лингвистического наследия). — М.: Языки русской культуры, 2000

Эта небольшая книга вышла в Берлине в 1923 году. Она содержит необычайно интересные наблюдения над изменением русского языка с 1905 года. Автор в ту пору находился в эмиграции, и это позволило ему быть более откровенным. Именно Карцевский сохранил для нас всевозможные названия ЧК — от чрезвычайки, чайки и черезчурки до Верочки (Всероссийская ЧК), Манечки и Эмочки (Московская ЧК). От него мы, кстати, узнали, что выражение «Вера Михайловна» означало высшую меру наказания, а «умереть от угрызения совести» — «быть расстрелянным». Книга читается с огромным интересом и из-за своей краткости доступна для всех.

5. Памятник эпохи

А.М. Селищев. Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком (1917 -1926). — М.: УРСС, 2003

Книга появилась в 1928 году и до сих пор остается самым полным описанием языка революционной эпохи. Русский язык описывается на фоне французского XVII-XVIII веков, что позволяет читателю увидеть поразительные аналогии. В советское время книга хранилась в спецхране, и непонятно, почему автора не посадили сразу же после ее выхода в свет. Вот лишь одна цитата, за которую это можно сделать (правда, сам Афанасий Матвеевич Селищев аккуратно ссылается на газету «Рабочая Москва»): «Недаром некоторые поговаривают — говорит непонятно — значит, большевик».

  1. «125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы» (под ред. Леканта П.)
  2. Голуб И. «ЕГЭ 2013. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем»
  3. Граудина Л., Ицкович В., Катлинская Л. «Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов»
  4. Греков В., Крючков С., Чешко Л. «Русский язык. 10-11 класс»
  5. Журавлева Л. «Русский язык в алгоритмах»
  6. Загидуллина М. «Русский язык. Полный курс подготовки к ЕГЭ»
  7. Иссерс О., Кузьмина Н. «Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках»
  8. Кайдалова А. Калинина И. «Современная русская орфография»
  9. Литневская Е. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников»
  10. Розенталь Д. «Справочник по правописанию и литературной правке»
  11. Розенталь Д., Голуб И., Теленкова М. «Современный русский язык»
  12. Сенина Н, Глянцева Т., Гурдаева Н. «Русский язык. 10-11 классы. Нормы речи»
  13. Сенина Н. «Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг. Подготовка к ЕГЭ»
  14. Сенина Н. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ»
  15. Сенина Н., Нарушевич А. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»
  16. Сковородникова А. «Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты»

Расширенный список литературы по русскому языку

  • Амелина, Е.В. Русский язык в таблицах и схемах / Е.В. Амелина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  • Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М. : Академия, 2007. (Среднее профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины)
  • Базжина, Т.В. Русская пунктуация: пособие-справочник /Т.В. Базжина, Т.Ю. Крючкова. - М. : Форум, 2010.
  • Бархударов, С.Г. Правила русской орфографии и пунктуации / С.Г. Бархударов. - Тула: Автограф, 1995.
  • Беднарская, Л.Д. Грамотный человек: учебное пособие / Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Бобунова, М.А. Русская лексикография XXI века: учебное пособие / М.А. Бобунова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М. : Просвещение, 1966.
  • Бромлей, С.В. Проблемы диалектологии, лингвогеографии и истории русского языка / С.В. Бромлей. - М. : Азбуковник, 2010.
  • Бронникова, Ю.О. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Ю.О. Бронникова, А.П. Сдобнова, И.А. Тарасова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Вакуров, В.Н. Трудности русского языка: словарь-справочник. Под ред. Л.И. Рахмановой. - Ч. 2. М-Я. - М. : МГУ, 1994.
  • Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация: справочник / Н.С. Валгина, Светлышева. - М. : Высшая школа, 1993.
  • Валгина, Н.С. Русский язык: учебник / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - М. : Высшая школа, 1968.
  • Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка: учебник / Н.С. Валгина. - М. : Агар, 2000.
  • Валгина, Н.С. Трудные вопросы пунктуации: книга для учителя / Н.С. Валгина. - М. : Просвещение, 1983.
  • Валгина, Н.С., Современный русский язык: пунктуация: учебное пособие / Н.С. Валгина. - М. : Высшая школа, 1989.
  • Введенская, Л.А. Русская лексикография: учебное пособие / Л.А. Введенская. - М. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. (Серия "Словари")
  • Введенская, Л.А. Этимология: учебное пособие / Л.В. Введенская, Н.П. Колесников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  • Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография: избранные труды / В. В. Виноградов. - М. : Наука, 1977.
  • Виноградова, В.Н. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста / В.Н. Виноградова, Т.Г. Винокур, Л.И. Еремина и др. - М. : Наука, 1987.
  • Войлова, К.А. История русского литературного языка: учебник / К.А. Войлова, В.В. Леденева. - М. : Дрофа, 2009.
  • Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы / Т.М. Воителева. - М. : Академия, 2008.
  • Воронцова, В.Л. Грамматические исследования: функционально-стилистический аспект. Морфология. словообразование. Синтаксис / В.Л. Воронцова. - М. : Наука, 1991.
  • Воронцова, В. Л. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / В.Л. Воронцова, Л.К. Граудина, С.М. Кузьмина и др. - Русский язык и советское общество. - 1968.
  • Воронцова, В.Л. Русский язык конца XX столетия. 1985-1995 / В.Л. Воронцова и др. - М. : Языки русской культуры, 2000.
  • Ганиев, Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия / Ж.В. Ганиев - М. : Высшая школа, 1990.
  • Гвоздев, А.Н. Очерки по стилистике русского языка / А.Н. Гвоздев. - М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1952.
  • Глагол. Из записок по русской грамматике. - Т. 4, Вып. 2, - 1977.
  • Голуб, И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка: учебное пособие / И. Б. Голуб. - М. : Высшая школа, 1989.
  • Голуб, И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие / И. Б. Голуб. - М. : Айрис-пресс, 1997.
  • Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. - М. : Просвещение, 1989.
  • Горбачевич, К. С. Русский Синонимический словарь / К. С. Горбаревич; отв. ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : ИЛИ РАН, 1996.
  • Горшков, А. И. История русского литературного языка. Краткий курс лекций: учебное пособие для гос. ун-тов и пед. вузов СССР / А. И. Горшков. - М. : Высшая школа, 1961.
  • Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М. : Просвещение, 1994.
  • Григорьева, Т. М. Русский язык. Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: учеб. пособие / Т. М. Григорьева. - М. : Академия, 2004.
  • Гридина, Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учебное пособие / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Гудков, Д. Б. О русском языке и не только о нем / Д. Б. Гудков, Е. Ю. Скороходова. - М. : Гнозис, 2010.
  • Даниленко, В. П. История русского языкознания. курс лекций: учебное пособие / В. П. Даниленко. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Демьянов, В. Г. Иноязычная лексика в истории русского языка XI-XVII веков: Проблемы морфологической адаптации /В. Г. Демьянов. - М. : Наука, 2001.
  • Десяева, Н. Д. Стилистика современного русского языка: учебное пособие / Н. Д. Десяева, С. А. Арефьева. - М. : Академия, 2008.
  • Диалектная лексика - 2009 / Ин-т лингв. исслед. РАН. - СПб. : Наука, 2009.
  • Дроняева, Т. С. Стилистика современного русского языка: практикум / Т. С. Дроняева, Н. И. Клушина, И. В. Бирюкова. - М. : Флинта: Наука, 2010.
  • Дубичинский, В. В. Лексикография русского языка: учебное пособие / В. В. Дубичинский - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Дунев, А. И. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев и др. - М. : Юрайт: ИД Юрайт, 2011.
  • Дурново, Н. Н. Избранные работы по истории русского языка / Н. Н. Дурново. - М. : Языки русской культуры, 2000.
  • Елистратов, В. С. Арго и культура. МГУ, Фак. иностр. яз. - М. : Изд-во МГУ, 1995.
  • Ефимов, А. И. История русского литературного языка: учебник / А. И. Ефимов. - М. : Высшая школа, 1967.
  • Жестерева, Е. В. Русский язык: учебное пособие / Е. В. Жестерева, Е. И. Стерина. - М. : Вузовский учебник, 2011.
  • Живов, В. М. Очерки исторической морфологии русского языка XVII-XVIII веков / В. М. Живов. - М. : Языки славянской культуры, 2004.
  • Журавлева, Л. И. Русский язык в алгоритмах. Орфография: учебное пособие для учащихся 5-7 классов / Л. И. Журавлева. - Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2004.
  • Запольская, Н. Н. История русского литературного языка: методические указания для студентов филологических факультетов государственных университетов / Н. Н. Запольская. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1991.
  • Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е. А. Земская. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Иванова, В. Ф. История и принципы русской пунктуации: учебное пособие / В. Ф. Иванова. - Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1962.
  • Иванова, Е. В. Русский язык без репетитора: Орфография. Пунктуация. Упражнения. Диктанты. Ответы / Е. В. Иванова, А. Н. Иванов. - М. : Высшая школа, 2002.
  • Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. - М. : Флинта; Наука, 2002.
  • Иконников, С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. Содержание и методы обучения / С. Н. Иконников. - М. : Педагогика, 1977.
  • Ильяхов, А. Г. Античные корни русского языка. этимологический словарь / А. Г. Ильяхов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  • Инфантова, Г. Г. Русский язык. Ведение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография: учебник / Г. Г. Инфантова, Л. Г. Барлас, М. Г. Сейфулин, Н. А. Сенина. - М. : Академический проект, 2010.
  • История слов русского литературного языка (XVIII-XX вв.) : опыт указателя литературы, изданной в СССР на русском языке с 1918 по 1970 г. / сост. Е. А. Левашов. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1983.
  • Кайдалова, А. И. Современная русская орфография: учебное пособие / А. И. Кайдалова, И. К. Калинина. - М. : Высшая школа, 1983.
  • Камынина, А. А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие / А. А. Камынина. - М. : Издательство Московского ун-та, 2010.
  • Карданова, М. А. Русский язык. Синтаксис: учебное пособие / М. А. Карданова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Карпов, А. К. Словообразование современного русского языка: учеб. пособие для пед. вузов / А. К. Карпов. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского педагогического ин-та, 2000.
  • Касаткин, Л. Л. Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка / Л. Л. Касаткин; РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М. : Языки русской культуры, 1999.
  • Касаткин, Л. Л. Современный русский язык. Фонетика: учебное пособие / Л. Л. Касаткин. - М. : Academia, 2006.
  • Клубков, П. А. Говорите, пожалуйста, правильно / П. А. Клубков. - СПб. : Норинт, 2002.
  • Ковалевская, Е. Г. История русского литературного языка: учебник / Е. Г. Ковалевская. - М. : Просвещение, 1992.
  • Когда не помогают словари... В 2 ч. 2008.
  • Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. - М. : Флинта: Наука, 2010.
  • Колбенева, М. Г. Органы чувств, эмоции и прилагательные русского языка. Лингво-психологический словарь / М. Г. Колбенева, Ю.И. Александров. - М. : Языки славянских культур, 2010.
  • Костомаров, В. Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики / В. Г. Костомаров. - М. : Гардарики, 2005.
  • Кохтев, Н. Н. Практическая стилистика русского языка: сборник упражнений: учебное пособие / Н. Н. Кохтев, И. Б. Голуб, Г. Я. Солганик. - М. : Высшая школа, 1987.
  • Красухин, К. Г. Откуда есть пошло слово. Заметки по этимологии и семантике / К. Г. Красухин. - М. : Наука, 2008.
  • Кронгауз, М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. Кронгауз. - М. : Знак: Языки славянских культур, 2009.
  • Кузнецова, Н. В. Русский язык и культура речи: учебник / Н. В. Кузнецова. - М. : ФОРУМ, 2010.
  • Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка: учебное пособие для студентов филологических специальностей университетов / Э. В. Кузнецова. - М. : Высшая школа, 1989.
  • Культура русской речи. энциклопедический словарь-справочник. Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. - М. : Флинта: Наука, 2007.
  • Кустова, Г. И. Синтаксис современного русского языка: учебное пособие / Г. И. Кустова, К. И. Мишина, В. А. Федосеев. - М. : Академия, 2007. 79. Кучеренко, О. Г. Тренинг грамотности, или Русская орфография и пунктуация в таблицах и упражнениях / О. Г. Кучеренко, И. А. Кондратьева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  • Лефельдт, В. Акцент и ударение в современном русском языке / В. Лефельдт. - М. : Языки славянской культуры, 2010.
  • Лики языка: сборник / РАН. ; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; отв. ред. М. Я. Гловинская. - М. : Наследие, 1998.
  • Лопатин, В. В. Многогранное русское слово. Избранные статьи по русскому языку / В. В. Лопатин. - М. : [Азбуковник], 2007.
  • Лыткина, О. И. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие / О. И. Лыткина, Л. В. Селезнева, Е. Ю. Скороходова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Лютикова, В. Д. Русский язык: нормы произношения и ударения: учебное пособие / В. Д. Лютикова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Макарова, Б. А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней: учебное пособие / Б. А. Макарова. - М. : АСТ: Астрель, 2011. 86. Максимов, В. И. Стилистика и литературное редактирование: учебник / В. И. Максимов, Ю. А. Бельчиков, А. В. Голубева и др. - М. : Гардарики, 2008. Малычева, Н. В. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие / Н. В. Малычева и др. - М. : Наука-Спектр: Дашков и Ко, 2011.
  • Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи. История, теория, практика: учебное пособие / Б. Р. Мандель. - М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.
  • Миронова, Н. И. Русский язык. Орфография и пунктуация / Н. И. Миронова, Л. П. Петренко. - М. : Мир книги, 2008.
  • Моисеев, А. И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке: учебное пособие / А. И. Моисеев. - Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1987.
  • Мокиенко, В. М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии / В. М. Мокиенко. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Москвин, В. П. Правильность современной русской речи. Норма и варианты. теоретический курс для филологов: учебное пособие / В. П. Москвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  • Москвин, В. П. Стилистика русского языка. теоретический курс: учебное пособие / В. П. Москвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  • Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: учебное пособие / А. А. Мурашов. - М. : МПСИ: Воронеж: МОДЭК, 2006.
  • Мусатов, В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учебное пособие / В. Н. Мусатов. - М. : Флинта: Наука, 2010. 96. Николина, Н. А. Словообразование современного русского языка: учебное пособие / Н. А. Николина, Е. А. Фролова, М. М. Литвинова. - М. : Академия, 2005.
  • Новикова, Л. И. Русский язык. Орфография: учебное пособие / Л. И. Новикова, Н. Ю. Соловьева. - М. : РИОР: ИНФРА-М, 2010.
  • Нормы русского литературного языка: учебное пособие по культуре речи / Л. А. Константинова, Л. В. Ефремова, Н. Н. Захарова и др. - М. : Флинта: Наука, 2010.
  • Обнорский, С. П. Хрестоматия по истории русского языка: учеб. пособие для вузов. - Ч. 1. / С. П. Обнорский, Бархударов. - М. : Аспект-Пресс, 1999.
  • Осипов, Б. И. Судьбы русского письма. История русской графики, орфографии и пунктуации: монография / Б. И. Осипов. - М. - Омск: Омский научный вестник, 2010.
  • Осипова, Л. И. Морфология современного русского языка: учебное пособие / Л. И. Осипова. - М. : Академия, 2010.
  • Панова, Е. А. Русский язык: учебно-справочное пособие / Е. А. Панова, А. А. Позднякова. - М. : АСТ [и др.], 2010.
  • Пожарицкая, С. К. Русская диалектология: учебник / С. К. Пожарицкая. - М. : Парадигма: Академический проект, 2005.
  • Потебня, А. А. Мысль и язык: собрание трудов / А. А. Потебня. - М. : Лабиринт, 1999.
  • Потенциал русского языка: источники и реализованные возможности: монография. - Краснодар, Изд-во КубГУ, 2001.
  • Правила русской орфографии и пунктуации. полный академический справочник / Рос. акад. наук, Отд-ние ист.-филол. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М. : Эксмо, 2007.
  • Приходько, В. К. Выразительные средства языка: учебное пособие / В. К. Приходько. - М. : Академия, 2008.
  • Ремчукова, Е. Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: учебное пособие / Е. Н. Ремчукова. - М. : Флинта: Наука, 2007. 109. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку: орфография, пунктуация, орфографический словарь, прописная или строчная? / Д. Э. Розенталь. - М. : Мир и Образование: Оникс, 2009.
  • Розенталь, Д. Э. Орфография и морфология. Правила и упражнения / Д. Э. Розенталь. - М. : Оникс: Мир и Образование, 2010.
  • Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Розенталь Д. Э. - М. : АСТ, 1998.
  • Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка: учебник / Д. Э. Розенталь. - М. : Высшая школа, 1977.
  • Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка. Около 30000 слов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М. : Русский язык, 1987.
  • Розенталь, Д. Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - М. : Высшая школа, 1991.
  • Романова, Н. Н. Стилистика и стили: учебное пособие / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. - М. : Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 2006.
  • Русская судьба крылатых слов / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - Санкт-Петербург: Наука, 2010.
  • Рябушкина, С. В. Морфология современного русского языка: практикум / С. В. Рябушкина. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Селезнева, Л. Б. Русская орфография. алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: учебное пособие /Л. Б. Селезнева. - М.: Флинта: Наука, 2007.
  • Селезнева, Л. Б. Русская пунктуация. алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: учебное пособие/Л. Б. Селезнева. - М.: Флинта: Наука, 2007.
  • Солганик, Г. Я. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие / Г. Я. Солганик. - М. : Академия, 2007.
  • Соловьева, Н. Н. Весь русский язык в таблицах. от фонетики до синтаксиса / Н. Н. Соловьева. - М. : Оникс: Мир и образование, 2010.
  • Соловьева, Н. Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка: справочник / Н. Н. Соловьева. - М. : Оникс: Мир и Образование, 2009.
  • Соловьева, Н. Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка / Н. Н. Соловьева. - М. : Оникс: Мир и Образование, 2009.
  • Солодуб, Ю. П. Современный русский язык. Лексика и фразеология: сопоставительный аспект: учебник / Ю. П. Солодуб, Ф. Б. Альбрехт. - М. : Флинта: Наука, 2003.
  • Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Л. М. Алексеева и др. - М. : Флинта: Наука, 2003.
  • Телия, В. Н. Русская фразеология. Семантические, прагматические и лингвокультурологические аспекты / В. Н. Телия- М. : Языки русской культуры, 1996.
  • Тимофеева, М. К. Язык с позиций философии, психологии, математики: учебное пособие / М. К. Тимофеева. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Успенский, Б. А. История русского литературного языка (XI-XVII вв.) / Б. А. Успенский. - М. : Аспект-Пресс, 2002.
  • Филиппова, Л. С. Современный русский язык. Морфемика, словообразование: учебное пособие / Л. С. Филиппова. - М. : Флинта: Наука, 2009.
  • Фразеологизмы в русской речи: слов.-справ. / сост. Н. В. Баско. - М. : Флинта; Наука, 2002.
  • Харченко, В. К. О языке, достойном человека: учебное пособие / В. К. Харченко. - Москва: Флинта: Наука, 2010.
  • Храпа, В. В. От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений / В. Храпа. - М. : ЭНАС, 2010.
  • Шанский, Н. М. Очерки по русскому словообразованию / Н. М. Шанский. - М. : Изд-во Московского университета, 1968.
  • Шанский, Н. М. Словообразование. Морфология: учебник / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. Современный русский язык. - Ч. 2. - 1987.
  • Шахматов, А. А. Русская диалектология: лекции. / А. А. Шахматов. - СПб: Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного ун-та, 2010.
  • Шелепова, Л. И. Русская этимология. Теория и практика: учебное пособие / Л. И. Шелепова. - М. : Академия, 2007.
  • Шмелев, А. Д. Русский язык и внеязыковая действительность / А. Д. Шмелев. - М. : Языки славянской культуры, 2002.
  • Штрекер, Н. Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование: учебное пособие / Н. Ю. Штрекер. - М. : Academia, 2005.
  • Шустрова, Л. В. Лексическая стилистика русского языка: эксперим. учеб. пособие для уч-ся ст. кл. гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманит. Профиля / Л. В. Шустова. - М. : Аз, 1995.
  • Юдина, Н. В. Русский язык в XXI веке: кризис? эволюция? прогресс? : монография / Н. В. Юдина. - М. : Гнозис, 2010.
  • Яранцев, Р. И. Русская фразеология: словарь-справочник, около 1500 фразеологизмов / Р. И. Яранцев. - М. : Русский язык, 1997.

Литература

  • Азарова Н. «Текст. Пособие по русской литературе XIX века»
  • Безносов Э., Бурдина И., Буровцева Н. и др. «Русская литература. XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы»
  • Бугров Б., Голубков М. «Русская литература XIX - XX веков. В 2 - х тт. Учебное пособие для поступающих в вузы»
  • Егорова Н. «Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-9 классы»
  • Ерохина Е. Л., Якушина Л. С. «Экзамен по литературе. Пособие для старшеклассников и абитуриентов»
  • Зверев В. «Русские поэты первой половины XIX века»
  • Ланин Б. «Современная русская литература. Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы»
  • Лукьянченко О. «Русские писатели. Биографический словарь-справочник для школьников»
  • Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах»
  • Нестерова О. «Литература. Универсальный справочник»
  • Скубачевская Л., Надозирная Т., Косолапова Т., Слаутина Н. «Новейший полный справочник школьника. 5-11 классы. Литература»
  • Сухих И. «Русская литература для всех. Классное чтение! (От Гоголя до Чехова)»
  • «Словарь литературных терминов» (сост. И. Клюхина)

Расширенный список изданий по литературе (от античности до современности)

Энциклопедии, справочники

  • Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. / Под ред. Н. П. Михальской М., 1997.
  • История западноевропейского театра. М., 1956-1988. Т. 1-8.
  • История русской литературы: В 4 т. Л., 1980-1983. Т. 1-4.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Сост. и гл. ред. А. Н.Николюкин. М., 2001.
  • Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987.
  • Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  • Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и научн. редакторы А. А.Грицанов и М. А. Можейко. Минск, 2001.
  • Русские писатели. XIX век: Биобиблиографический словарь. В двух частях. / Под ред. П. А. Николаева. М., 1996.
  • Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов филологических факультетов / автор-составитель Н. Д. Тамарченко. М., 1999.

Античная литература

  • Античная литература: Учебник для пед. ин-тов / А. Ф. Лосев, Г. А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др.; Под общ. ред. проф. А. А. Тахо-Годи - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1973.
  • Античная литература: Рим. Хрестоматия. / Сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошникова. М., 1981.
  • Античные писатели: Словарь. СПб. : Изд-во «Лань», 1999.
  • Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. Научно-популярное издание. - 2-е издание. - М. : Просвещение, 1981.
  • Бычков В. В. Эстетика поздней античности. II—III века. — М.: Наука, 1981.
  • Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. - М.: Астрель: АСТ, 2009.

Зарубежная литература Средних веков и Возрождения

  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
  • Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
  • Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. М., 1996.
  • Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М., 1999.
  • Шайтанов И. О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: В 2 т. М., 2001.

Древнерусская литература

  • Древняя русская литература. Хрестоматия / Сост. Н. И. Прокофьев.- М., 1980.
  • История русской литературы 11-17 вв. / Под ред. Д. С. Лихачёва. - М., 1985.
  • Кусков В. В. История древнерусской литературы. - М., 1982.
  • Лихачев Д. С. Избранное: Великое наследие: Классические произведения Древней Руси: Заметки о русском. СПб., 1997.
  • Лихачев Д. С., Панченко А. И., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.,1984.

Зарубежная литература (XVII-XVIII вв.)

  • Западноевропейская литература XVII века: Хрестоматия / Сост. Б.И.Пуришев; Предисл. и подготовка В. А. Лукова. М., 2002.
  • Зарубежная литература 17-18 вв. Хрестоматия. / Сост. Артамонов С. Д. М., 1982.
  • Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
  • История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.
  • История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991.
  • История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. для филол. cпец. Вузов / Л. В. Сидорченко, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко. М, 2001.

Русская литература (XVIII в.)

  • Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М.,1998.
  • Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М.,2000.
  • Лотман Ю. М. Карамзин. СПб.,1997.
  • Москвичёва Г. В. Русский классицизм. М., 1986.
  • Повести разумные и замысловатые: популярная проза 18 в. / Сост. С. Ю. Баранов. М., 1989.
  • Русская литература последней четверти 18 в. Хрестоматия. / Сост. В. А. Западов. М., 1985.
  • Русская сатирическая проза 18 в. Л., 1986.
  • Смирнов А. А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.
  • Фёдоров В. И. История русской литературы XVIII века. М., 1982.

Зарубежная литература (XIX в.)

  • История зарубежной литературы 19 века. В 2-х частях. / Под ред. Н. П. Михальской. М., 1991.
  • Зарубежная литература XIX века: Практикум / Отв. ред. В. А. Луков. М.,2002.
  • Храповицкая Г.Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм: Учебник. М., 2002.
  • Бент М.И. Немецкая романтическая новелла: генезис, эволюция, типология. Иркутск, 1987.
  • Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. М., 2001.
  • Федоров Ф. П. Человек в романтической литературе. Рига, 1987.

Русская литература (XIX в., романтизм)

  • История русской литературы XIX в. 1800 - 1830-е годы. / Под ред. В. Н. Аношкиной. М., 1989.
  • Маймин Е. А. О русском романтизме. М., 1975.
  • Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964.
  • Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

Зарубежная литература (XIX в., реализм)

  • История зарубежной литературы 19 века. В 2-х частях. / Под ред. Михальской Н. П. М., 1991.
  • Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие. М., 1998.

Русская литература (XIX в., реализм)

  • История русской литературы XIX в. 40 -60 -е годы. / Под ред. В. Н. Аношкиной. М., 1998.
  • Мезенцев П. А. История русской литературы XIX века (первая половина). - М., 1963.
  • Ревякин Л. И. История русской литературы XIX века. Первая половина. - М., 1981.
  • Соколов А. Г. История русской литературы XIX века. - Т. 1. - 2-е изд. - М., 1965.

Зарубежная литература (XX в.)

  • Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994.
  • Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980.
  • Галинская И. Л. Загадки известных книг. М., 1986.
  • Зарубежная литература 20 века. Учебник. / Под ред. Л.Г. Андреева М., 1996.
  • Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. М., 1987.
  • Засурский Я. Н. Американская литература 20 века. М., 1983.
  • Затонский Д. Австрийская литература в XX столетии. М., 1985.
  • Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70 гг.) М., 1984.
  • Ивашева В. В. Новые черты реализма на Западе. М., 1986.
  • Каралашвили Р. Мир романа Германа Гессе. Тбилиси, 1984.
  • Кутейщикова В. Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.
  • Михальская Н. П., Аникин Г.В. Английский роман 20 века. М., 1982.
  • Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М., 1986.
  • Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.
  • Павлова Н. С. Типология немецкого романа. 199-1945. М., 1982.
  • Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. (О. Шпенглер, К. Г. Юнг, М. Хайдеггер, Г. Бёлль).

Русская литература (XX в.)

  • Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. - М.,1989.
  • Ильин И. А. О тьме и просветлении. Бунин, Ремизов, Шмелев. - М., 1991.
  • История русской литературы ХХ века (20 -90 годы). Основные имена. М., 1998.
  • Колобаева Л. А. Концепция личности в русской прозе конца ХIХ - начала ХХ века. - М.,1987.
  • Роднянская И. Художник в поисках истины. - М.,1989.
  • Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века (1901 - 1907). М.,1997.
  • Русские писатели. ХХ век: Биобиблиографический словарь. В двух частях. / Под ред. Н. Н. Скатова. М., 1998.
  • Эткинд Е. Единство «Cеребряного века» // Звезда. - 1989. - № 2.