Компетентностный подход компьютеризация вариативность. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации



Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в образовании

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Через трактовку понятий «компетенция» и «компетентность» в зависимости от того, как определены эти понятия и их соотношение, может быть понято содержание и самого компетентностного подхода.
Они либо отождествляются, либо дифференцируются. Компетенция определяется как:
1) Способность делать что-либо хорошо или эффективно;
2) Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
3) Способность выполнять особые трудовые функции.
В рамках такого отождествления этих понятий подчеркивается именно практическая направленность компетенций - «Компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике» , а «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования» .
В России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области.
В настоящее время «предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску».

Каковы же общие принципы компетентностного подхода:

1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.

Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.

Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:

1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.

2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.

3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).

4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.

5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.

Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

Виды компетенций

Ценностно-смысловые компетенции. Компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми (событиями); навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, можно выделить следующие требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода.

1. К целям.

· Цели образования необходимо описывать в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

· Цели обучения должны быть направлены на развитие у учащихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.

2. К отбору содержания.

· Определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.

· Необходимо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности.

· Повышение уровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить обучающиеся.

3. К отбору приемов, методов, средств.

· Учащиеся должны достигать личностные результаты путем получения опыта самостоятельного решения проблем.

· Необходимо взаимодействие учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса.

· Должна быть решена проблема мотивации учебной деятельности путем реализации модели «учения с увлечением».

Цель внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании – формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня. Результат внедрения компетентностного подхода:

1. Востребованность и конкурентноспособность выпускника на рынке труда.

2. Готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности.

3. Способность специалиста решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы.

Задачи компетентностного подхода:

1. Совершенствование и развитие ключевых компетенций, освоенных в школе.

2. Формирование, совершенствование и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.

3. Внедрение активных методов обучения, адекватных видам профессиональной деятельности.

4. Освоение базовых, вспомогательных, общих и основных(профессиональных) компетенций.

5. Повышение эффективности и качества обучения путём актуализации всех видов компетенций в процессе интеграции теории и практики.

6. Формирование способностей решать профессиональные задачи.

7. Приобретение профессионального опыта.

8. Обеспечение соответствия освоенных компетенций направлению профессиональной деятельности.

Для успешной реализации компетентностного подходав профессиональном образовании необходимо выполнение следующих условий:

1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.

2. Определение конкретной цели обучения.

3. Определение конкретных способов достижения цели.

4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций.

5. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных в модульно-компетентностном обучении преподавателей.

Преимущества компетентностного подхода:

1. Формулируются цели и задачи программ обучения, соответствующие требованиям работодателей.

2. Повышается гибкость учебных программ.

3. Повышается мотивация получения профессии.

4. Повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень профессиональных компетенций.

5. Создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества обучения.

6. Повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся, преподавателей и мастеров ПО.

7. Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве.

8. Формируется производственная культура и уважение к выбранной профессии .

Какова роль каждого из нас: научить детей учиться; переход от ЗУНавской системы к системе деятельностной; сформировать ключевые компетенции; каждый из нас должен владеть современными педагогическими технологиями; научить детей брать на себя ответственность в принятии решений; совершенствование самого учителя.


В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Ссылаясь на мировую образовательную практику, авторы стратегии модернизации утверждают, что понятие «ключевые компетентности» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, так как обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющую образования. При этом подчеркивается, что в понятии компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»). Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования.

В отечественной педагогике и психологии определение и состав этих единиц обновления профессионального образования содержатся в работах В. И. Байденко, И. А. Зимней, Г. И. Ибрагимова, В. А. Кальней, А. М. Новикова, М. В. Пожарской, С. Е. Шишова, А. В. Хуторского и др.

Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, В. Д. Шадрикова, П. М. Эрдниева, И. С. Якиманской. Ориентация на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности была ведущей в их работах. При этом следует отметить, что в их развивающих моделях обучения были представлены также содержание учебных материалов и технологий формирования этих обобщенных единиц обучения. Обобщая исследования по данной проблеме, И. А. Зимняя выделила три этапа в развитии компетентностного подхода.

Первый подход (1960 – 1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетентность / компетенция.

Второй этап (1970 – 1990 гг.) характеризуется использованием категорий компетентность / компетенция в теории и практике обучения в основном родному языку, а также в сфере управления и менеджмента. Зарубежные и отечественные исследователи для разных видов деятельности выделяют различные компетентности / компетенции. Так, Дж. Равен выделил 37 компетентностей, востребованных в современном обществе.

Третий этап (1990 – 2001 гг.) утверждения компетентностного подхода характеризуется активным использованием категории компетентность / компетенции в образовании. В материалах ЮНЕСКО приводится круг компетенций, которые рассматриваются как желаемый результат образования. В 1996 г. Совет Европы вводит понятие «ключевые компетенции», которые должны способствовать сохранению демократического общества, мультилингвизма, соответствовать новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям.

А. В. Хуторской отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской высшей школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т. е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.

Обобщение исследований, проводимых в Западной Европе по проблеме ключевых конструктов, показывает, что общепринятого их определения нет. К ним относят ключевые квалификации (Германия), базовые навыки (Дания), ключевые навыки (Великобритания). Анализ предлагаемых структур и перечень этих конструктов показывает, что один из них относится к компетентности – широкой общеобразовательной, политической и метакультурной осведомленности, другие – обозначают способности в области выполнения широкого спектра обобщенных действий – компетенций, третьи – характеризуют социально-профессиональные качества обучаемых и работников. Таким образом, все многообразие новых интегративных единиц образования можно свести в три группы: компетентности, компетенции, учебно-познавательные и социально-профессиональные качества (или мета-качества).

Представляется, что реализация компетентностного подхода с опорой на международный опыт и при игнорировании достижений отечественной педагогики и психологии не оправдан. Следует также иметь в виду, что при научном обосновании интегральных конструктов образования зарубежные ученые опирались на работы П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые метаобразовательные конструкты: компетентности, компетенции и метакачества.

Мета-качества – это способности, качества, свойства личности, обусловливающие, определяющие продуктивность широкого круга учебно-познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека.

Какие же это способности, качества и свойства личности? В современном постиндустриальном обществе существенно изменились социально-профессиональные функции работников; оказались востребованными такие качества, как обучаемость, организованность, самостоятельность, коммуникативность, саморегуляция, ответственность, практический интеллект, надежность, способность к планированию, самоконтроль и др.

При определении структуры мета-качеств следует определиться с концептуальными положениями психологии личности.

В отечественной психологии личность рассматривается как открытая целеустремленная динамическая система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью. В ней Б. Ф. Ломов выделяет три основные функциональные подсистемы:

когнитивную, которая включает познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение;

регулятивную, включающую эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность субъекта к саморегуляции деятельности, самоконтролю к воздействию на поведение других людей;

коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми.

Интегративной характеристикой деятельной личности являются способности, индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей. Различают общие и специальные способности. Д. Н. Завалишина вслед за Б.М. Тепловым связывает общие способности со способами выполнения ведущих форм человеческой деятельности, а специальные - с отдельными видами деятельности.

Обобщая эти два положения можно выделить две группы мета-качеств:

широкого радиуса функционирования, востребованные при выполнении многообразных видов учебно-познавательных и социально-профессиональных деятельностей. К ним следует отнести познавательные, регуляторные и коммуникативные качества;

узкого радиуса действия – метапрофессиональные качества, необходимые при выполнении групп профессии: человек - человек, человек - техника, человек - природа и др.

К первой группе качеств относятся наблюдательность, аттенционные, имажинитивные, мнемические, мыслительные качества, работоспособность, надежность, ответственность, организованность, самостоятельность, социально-профессиональная мобильность и др.

Вторая группа метапрофессиональных качеств разнесена по группам профессий. Так, для группы социономических профессий типа «человек-человек» актуальны такие качества, как эмпатия, рефлексивность, толерантность, аттрактивность, асертивность, коммуникабельность, социальный интеллект и др.

Из характеристики конструктов следует их тесная взаимосвязь. Все они включают знания, умения и навыки, а также мотивационные и эмоционально-волевые компоненты. Схематически их взаимосвязь изображена на рис. 1.

Рис.1. Взаимосвязь ведущих конструктов компетентностного подхода.

Определение структуры и состава компетентностей, компетенций и мета-качеств, проектирование на их основе государственных образовательных стандартов общего, начального, среднего и высшего образования, конструирование базисных учебных планов, определение технологий формирования новых конструктов образования, разработки мониторинга образовательного процесса и развития обучаемых.

Метапрофессиональные образования становятся психологическим ориентиром при конструировании диагностического инструментария профессионального отбора оптантов, определения профессиональной пригодности специалистов, аттестации персонала.

Целевая ориентация профессионального образования на конечный результат обусловила необходимость проектирования стандартов профессий. Смыслообразующими единицами профессиональных стандартов могут и должны стать ключевые конструкты образования. Формирование этих конструктов у обучаемых (студентов) будет способствовать усилению фундаментальной подготовки специалистов. Важное место в реализации компетентностного подхода принадлежит технологии саморегулируемого обучения и развивающим технологиям образования.

К ним относятся:

когнитивно ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;

деятельностно ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование технологических процессов и др.;

личностно ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития и др.

Таки образом, компетентностный подход является важным условием обеспечения непрерывного образования, а смыслообразующие его конструкты выступают как конкретные цели общего и профессионального образования.

Могут быть приведены иные адекватные «приобретения», характерные для каждого этапа.

Приведены два этапа и иллюстрирующие их «приобретения».

Приведены два этапа и одно «приобретение ИЛИ один этап и одно приобретение ИЛИ этапы не указаны, но приведены два «приобретения».

Приведены два этапа без «приобретения» ИЛИ этапы не указаны, но приведено одно «приобретение».

Приведен один этап без «приобретения» ИЛИ

Ответ неправильный.

Максимальный балл

Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания…». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.

Баллы

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :

1) пояснение , например:

Автор подчеркивает , что человек может обрести новые мотивы и потребности только через обретение нравственного опыта, эмоционального сопереживания, прочувствования и проживания каждой жизненной ситуации. Одного накопления знаний, представления о действии недостаточно. Знать недостаточно, важно эмоционально сопереживать, сочувствовать.

2) приведены два проявления , допустим:

– только пережив личную жизненную драму, потерю близких, конфликты с друзьями, измену друзей, человек способен по-настоящему понять и сопереживать беде другого;

– человек может иметь умозрительные представления о добре и зле, но важно самому оказаться в ситуации выбора, когда самому человеку предстоит приять решение: идти ли на компромисс с совестью или не идти, совершать постыдный поступок или нет; именно этот момент и будет определяющим для формирования нравственного опыта личности.

Может быть приведено иное пояснение, указаны иные проявления.

Приведено пояснение, приведены два проявления.

Приведено пояснение, приведено одно проявление ИЛИ пояснение приведено неявно, но приведены два проявления.

Приведено пояснение ИЛИ одно проявление.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «человеческая деятельность» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о человеческой деятельности.

Баллы

элементы:

1) смысл понятия , например: «человеческая деятельность – целенаправленная, осознанная активность человека, выдвигающая в качестве цели удовлетворение разнообразных потребностей, преобразование сил и веществ природы».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о человеческой деятельности, опирающейся на знания курса, например:

– «Человеческая деятельность носит преобразовательный и творческий характер, только человек способен создавать то, что не имеет аналогов в природе».

– «Только в деятельности могут проявиться интеллектуальные, творческие качества человека, его нравственный потенциал, личностные ресурсы».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о человеческой деятельности.

Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

ИЛИ ответ неправильный.

Максимальный балл

Ученые утверждают, что практически в каждой профессии, каждом виде деятельности человек способен действовать творчески, создавать новое. Приведите три любых вида деятельности людей и проявившегося в ней творческого начала.

Баллы

В ответе должны присутствовать элементы:

Приведены три вида деятельности и проявившегося в ней творчества , допустим:

1) деятельность ученого (например, открытие ученым-химиком нового вещества и изучение его свойств);

2) деятельность архитектора (например, разработка проекта застройки нового квартала с использованием инновационных идей, новых материалов, экологических стандартов);

3) деятельность учителя (например, использование авторских инновационных методик преподавания предмета, позволившего улучшить качество знаний и умений учеников).

Могут быть приведены другие виды деятельности и другие примеры.

Приведены три вида деятельности и иллюстрирующие их примеры.

Приведены два вида деятельности и иллюстрирующие их примеры.

Приведен один вид деятельности и иллюстрирующий их пример.

Приведен один вид деятельности без примера, ИЛИ один пример, ИЛИ, ответ неправильный.

Максимальный балл

Российский публицист и мыслитель XIX в. писал:

«Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

Сформулировано три пояснения связи человека и общества , например:

1) человек «болеет недугами общества», допустим, в фашистской Германии многие немцы поддерживали Гитлера и его деятельность, либо молчаливо принимали происходящее, не пытаясь сопротивляться, тем самым становясь пособниками фашистов;

Человек «мучится страданиями общества», допустим, в начале XX века многие представители интеллигенции сознавали кризисное состояние общества, несостоятельность самодержавия, находились в мучительных поисках выхода, думали о том, что делать. Выходы при этом находили разные, уходили в революцию, в либеральную оппозицию, раскол и метания страны переносились в умы и души отдельных людей;

Человек «цветет здоровьем общества, блаженствует его счастьем», допустим, бывают времена общей радости, торжества, единения человека с обществом вследствие каких-то общих побед, например, каждый советский человек был сопричастен победе над фашизмом, первому полету человека в космос. В таком случае радость общества становится радостью и отдельного человека.

Могут быть указаны и иные пояснения (аргументы).

Указаны три пояснения (аргумента).

Указаны два пояснения (аргумента).

Указано одно пояснение (аргумент).

Ответ неверный.

Максимальный балл

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о деятельности.

2) Отличительные признаки деятельности человека (отличия деятельности человека от активности животных):

а) целенаправленность;

б) осознанность;

в) представление идеальной модели результата;

г) преобразовательный, творческий характер.

3) Основные виды деятельности человека:

а) игровая;

б) учебная;

в) трудовая.

4) Деятельность духовная и практическая и ее проявления в обществе.

а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная);

б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная).

5) Деятельность и общение.

6) Деятельность и творчество.

7) Роль деятельности в преобразовании природных задатков человека в способности.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:

Социальная психология

«Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?» ()

Социальная психология

«О людях, живущих уединенно, порою говорят: «Они не любят обществ঻ Во многих случаях это все равно что сказать о ком-нибудь: «Он не любит гулять¦»,- на том лишь основании, что человек не склонен бродить ночью по разбойничьим вертепам.» (Н. Шамфор)

Социальная психология

«Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так все ночи напролет» (А. Шопенгауэр)

Социальная психология

«Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» ()

Социальная психология

«…Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека v который живет чужыми мыслям и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности v все различие людей, вся сложная музыка характеров. Люди, живущие только своими чувствами, это звери.» ()

Социальная психология

«…Мой жизненный опыт убедил меня, что люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств.» (А. Линкольн)

Социальная психология

«…Я никогда не проникну в образы и переживания других людей. Я даже не могу установить, является ли красный цвет красным и для другого; возможно, что он называет тем же словом ощущение совершенно иного качества!» ()

Социальная психология

Каждый человек - это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история» (Г. Гейне)

Социальная психология

Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть» (Г. Бичер)

Социальная психология

Человек - это живое противоречие и в этом качестве - живая загадка.» ()

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

Представление и пояснение собственной позиции выпускника

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена.

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы.

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала

ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал

ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов.

ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации

ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

Максимальный балл

Раздел «Духовная культура»

ЧАСТЬ А

При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер правильного ответа.

Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?

культура

В каком из предложений понятие «культура» употреблено в наиболее широком смысле этого слова

Он не поздоровался со знакомыми, это проявление крайне низко уровня культуры.

Культура включает в себя совокупность всех результатов преобразовательной деятельности человека.

В среднем течении Днепра были обнаружены погребения и остатки поселений, относящиеся к Трипольской археологической культуре.

Для средневековой культуры Европы был характерен консерватизм, схоластические представления, духовное доминирование христианской церкви.

П. исследует старинные летописи, рукописи древних авторов. При работе в одном из архивов, П удалось обнаружить ранее неизвестные источники, рассказывающие о жизни и деятельности князя Андрея Боголюбского. Деятельность М. относится к такой сфере культуры как

образование

искусство

Искусство отличает от иных форм культуры свойство -

формирование теоцентрической картины мира

отражение материального мира посредством художественных образов

выдвижение гипотез, проведение экспериментов

построение стройной логической системы доказательств

Известный в прошлом поэт-шестидесятник вернулся из эмиграции на родину. Стиль, в котором написано большинство его стихотворений, всегда признавался новаторским. В небольшом зале местного краеведческого музея состоялся его творческий вечер, собравший незначительный круг знатоков и почитателей его творчества. Продуктом какого типа культуры является фильм?

массовой

популярной

традиционной

элитарной

Какой признак отличает науку современной эпохи от науки прошлых времен?

стремление к постижению сущности природных и социальных явлений.

выдвижение гипотез о происхождении Вселенной, возникновении Земли.

применение при проведении многих исследований методов компьютерного моделирования

построение рационалистической, логически стройной картины мироздания.

Какой признак отличает религии мировые от религий национальных и локальных?

поиск ответов на вопросы о смысле человеческого бытия , о загробном мире и вечности духа

выдвижение определенных моральных принципов, запретов и предписаний

открытость, отсутствие привязки к определенной этнической принадлежности

объединение верующих в общину, осуществление общения и взаимодействия между ними

Российский поэт и философ писал: «Художник – это фокус сознания вещей и явлений, отраженных в нем». Какую специфическую черту искусства подчеркивает автор?

отображение в искусстве, прежде всего, чувственной, иррациональной стороны познания мира

представление предметов и явлений объективного мира в субъективной образной форме

природосообразность произведений искусства, использование природных объектов

особый символизм и знаковость, проявляющаяся при создании произведений искусства

Ученые-социологи в стране В. провели исследование. В ходе исследования был произведен опрос граждан разных возрастов. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какая область культуры, на ваш взгляд, в наибольшей степени влияет на формирование духовного мира личности?»

Результаты, полученные в результате опроса (в %), представлены в диаграмме:

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

Значение морали в современном обществе, судя по данным опроса, существенно занижено по сравнению с другими областями культуры.

Роль искусства респонденты считают более значимой, чем роль науки.

Наука и религия, по признанию респондентов, практически равны по степени влияния на личность.

В век научно-технического прогресса, наука, по мнению большинства респондентов, стала ведущим фактором в становлении духовного мира людей.

Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых?

А. Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности .

Б. Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованиям человеческой психики, интеллектуальных ресурсов, так как любое воздействие на эти процессы может быть непредсказуемо.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ , а одно – субъективное МНЕНИЕ . Какое из утверждений является мнением?

Руководством страны одобрена комплексная программа модернизации образования «Наша новая школа».

Она предусматривает введение новой системы финансирования образовательных учреждений и новых подходов к аттестации педагогических кадров .

Многие положения программы обновления, однако, весьма спорны и неоднозначны по своим последствиям.

Учителя опасаются, что в результате перехода на новую систему оплаты труда , они утратят самостоятельность и будут полностью зависеть от решения директора школы.

Учителя истории с начала учебного года стали посещать новые годичные курсы в областном Институте повышения квалификации учителей. К какой ступени образования относится учреждение, в котором обучаются учителя?

дополнительное профессиональное образование

послевузовское образование (аспирантура)

Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?

А. Феноменами, явлениями духовной жизни выступают наука, религия, искусство и мораль.

Б. Духовная сфера жизни общества развивается изолированно, обособленно от других сфер, не испытывая на себе влияние экономики и политики.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

В гг. социологическая служба страны В. проводила опрос среди населения. Респондентам - родителям было предложено ответить на вопрос: «Как вы относитесь к возможности введения в базисный учебный план школы в качестве обязательного религиозного предмета и разделению учащихся по конфессиональному признаку на группы?»

В результате опроса получены следующие данные (в %), представленные в таблице :

Варианты ответа

Допускаю возможность преподавания подобного

предмета только в рамках факультативного курса по желанию выпускника и при согласии родителей

Предпочтительным считаю светское образование, осуществление нравственного воспитания и образования посредством увеличения доли социальных и гуманитарных предметов

Поддерживаю идею введения религиозного курса, так как он поможет укрепить в обществе нравственные начала

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы ?

На протяжении двух опросов, большинство опрошенных высказалось в пользу того, что свобода совести не актуальна, и важнее излагать основы вероучения в рамках обязательных курсов.

Существенно увеличилось количество тех, кто полагает, что религиозные предметы должны изучаться факультативно.

Возросло количество родителей, полагающих, что религиозное образование в большей степени, чем светское, способно повлиять на нравственный облик молодежи.

Незначительно возросло число сторонников светского образования, отделения школы от церкви..

Верны ли следующие суждения об образовании?

А Образование, школа в широком смысле этого слова, сегодня является непременным условием построения успешной карьеры.

Б. Современное общество диктует для образования новые требования, важнейшим из которых выступает идея непрерывности образования, возможность выбора человеком разнообразных образовательных траекторий на протяжении всей сознательной жизни.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками , поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению , истории. На какой ступени образования находится учащийся М.?

начальное профессиональное образование

основное общее образование

полное (среднее) общее образование

среднее профессиональное образование

Верны ли следующие суждения о религиях мира?

«Совет предпринимателей области выделил специальные стипендии для студентов технического лицея, готовящего токарей, фрезеровщиков и слесарей, наиболее востребованных в регионе рабочих профессий»

«Городские власти приняли решение об объединении двух школ в крупный центр образования, укрепив его штат опытными преподавателями».

«Областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей объявил набор на курсы обучения педагогов работе с интерактивными досками и средствами мультимедиа».

«Городская детско-юношеская спортивная школа начала набор детей в группы таеквондо».

«Ежегодный грант в области образования получила многопрофильная гимназия городского подчинения, реализующая целый ряд инновационных образовательных программ »

«Старейшая художественная школа в области находится в аварийном состоянии; многочисленные обращения попечительского совета в администрацию областного главы пока остаются безрезультатными».

Ответ: ____________________

Ответ: 346

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Научное сообщество никак не может оставаться равнодушным к целому ряду исследований, связанных с клонированием живых организмов. (2) Сегодня, как никогда, велика ответственность людей науки за продукты и результаты их деятельности. (3) Многие научные институты и группы уже заявили об опытах по клонированию животных. (4) Одним из наиболее известных опытов по клонированию является создание в Великобритании овечки по имени Долли.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Ответ: ББАА

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

По данным исследований, в ряде регионов страны до 50% выпускников вузов и до 64% выпускников средне-специальных учебных заведений меняют свою _______________(1) сразу же после окончания учебного заведения. Огромное количество молодых людей вынуждены заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. В силу этих причин необходимо продвигать _______________(2) на протяжении всей жизни человека со всеми ее преимуществами - гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве. Подобное образование, помимо _______________(3) к изменениям в профессиональной деятельности , непрерывного развития человеческой _______________(4), знаний и навыков, способности выносить суждения и предпринимать различные действия, должно позволить человеку понять самого себя и окружающую среду, содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.

_______________(5) – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множество _______________(6) - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

непрерывное образование

профессия

гуманность

личность

концепция образования

адаптация

образовательные структуры

этические нормы

Ответ: БЕЖГАЗ

Выберите среди предложенного специфические черты и признаки современной науки , отличающей ее от науки прошлых эпох:

Наука стремится к постижению истинной сущности предметов и явлений материального мира.

Наука вплотную приблизилась к той грани, за которой возможность существенно влиять на климат на планете, на геофизические процессы.

Особенно актуализировались этические проблемы научных исследований, открытие специальных импульсов, способных воздействовать на человеческий мозг влечет за собой непредсказуемые последствия.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой

Изменения, происходящие сегодня во всех областях жизни, не могли не затронуть и сферу образования. Новые требования к системе образования закреплены в государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденным Министерством образования и науки ПМР в 2006 г., и включают в себя три составляющих:
– требования к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения основной образовательной программы начального общего образования;
– требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (НОО);
– требования к условиям (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.) реализации основной образовательной программы НОО.

Смещение акцентов нового стандарта от содержания (“Чему учить?”) к ценности образования (“Ради чего учить?”), обновлению средств обучения (“Как учить?”) свидетельствует о необходимости создания такого образовательного пространства, которое бы инициировало деятельность младших школьников, способствовало усвоению знаний и универсальных учебных действий.

В современных реалиях образованность человека характеризуется его способностью и готовностью к самостоятельному решению проблем, самовоспитанию, самообучению и саморазвитию на протяжении всей жизни. Достижение этих целей образования возможно лишь при условии их осознания и принятия на личностно значимом уровне каждым учителем, управленцем и родителем. Кроме этого, необходимо наличие инструментария, позволяющего формировать требуемые способности, и контрольно-измерительных материалов нового поколения, использование которых позволит оценить не столько степень сформированности у учащихся предметных знаний, умений и навыков, сколько проявление компетентностного поведения, которое предполагает:
– независимое, самостоятельное действие;
– гибкое использование средств деятельности;
– умение действовать в недоопределенных, незнакомых и нестандартных ситуациях;
– способность определить, каких знаний и умений не хватает для выполнения конкретного действия;
– способность понимать и принимать позиции разных участников коммуникации, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, приводя аргументы;
– умение классифицировать объекты, использовать сравнение для установления общих и специфических свойств, высказывать суждения по результатам сравнения и записывать решения различных задач в общепринятом варианте;
– умение презентовать свои достижения;
– способность находить нужную информацию об объектах и процессах, представленную различными способами (в виде текста, таблицы, диаграммы, схемы);
– умение работать с моделями (знаковыми, вербальными, графическими);
– способность следовать инструкции, работать по плану;
– способность самостоятельно ставить цели, определять последовательность действий для решения конкретной задачи, предполагать, какие ошибки можно допустить при ее решении, находить образцы для проверки работы и оценивать результаты собственной деятельности по согласованным критериям.

На сегодняшний день в России уже достаточно много крупных научно-теоретических и научно-методических работ, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций такими исследователями, как: А.В. Хуторским, Л.Ф. Ивановой, А.Г. Каспржак, П.П. Борисовым, Н.С. Веселовской, И.А. Зимней, Т.Б. Табардановой, Г.А. Цукерман и др.

В основу компетентносного обучения легли идеи культурно-исторического системно-деятельностного подхода, разработанного в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.; проблемно-ориентированного развивающего обучения (Л.В.Занкова, 1990); смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А.Ямбург, В.Э.Мильман, 1987, И.В.Абакумова, 2003), где целью образовательного процесса выступает многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личных смыслов; личностно-ориентированное развивающее образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская), которое обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля.

Естественно, что реализовываться данный подход должен уже в начальной школе.

Есть замечательная притча “Всё в твоих руках”. (Приложение 1.) В наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа.
  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

– Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность?” (Приложение 2.)

Что характеризует уровень современного образования?

К сожалению, в практике преобладает качество образования, отражающее только уровень знаний, умений и навыков учащихся.

В “Концепции модернизации и реформировании образования ПМР –1998 года” сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое предполагает ориентацию образования не только на “усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей”.

Эти документы определили приоритеты в государственной образовательной политике на ближайший период. Ими стали:
– формирование гибкой, открытой, разноуровневой Приднестровской системы образования;
– сохранение образовательных связей с Россией и вхождение в образовательное пространство стран СНГ;
– ориентация на международные требования в области образования.

Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут “опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности”. Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальныхумений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.

Ребёнок в стенах школы должен прожить самодеятельность.

В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Анализируя последние государственные документы, рассматривающие современное качество образования, можно выделить две группы образовательных результатов:

1. Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры).
2. Формирование пяти ключевых компетенций:

Социальных.

Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимым для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Коммуникативных.

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными полями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Информационных.
при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Толерантности.

Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравстренные основы жизни человека и человечества, отдельных пародов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени, сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Самообразования.

Компетенция личностного самосовершенствованиянаправлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Перечень ключевых компетенций дан нами в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование общих ключевых компетенций. Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности.

Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях

Состав образовательных компетенций определен программами, отражен в государственных образовательных стандартах, в “Требованиях к уровню подготовки выпускников”. Под компетентностью понимается выраженная способность применять свои знания и умения, интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях).

В постиндустриальную эпоху наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, являются:

  • готовность к продолжению образования;
  • способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
  • толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми разных культур, языков и религий;
  • владение новыми технологиями, понимание их применения;
  • способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области. Знания являются основой компетенции. Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.Приложение 3

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. В начальной школе МОУ “Днестровская средняя школа №1” 60% классов оснащены компьютерами. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, при этом обучение делается неформализованным и интересным.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Сегодня, входя в компетентное образование, начальная школа продолжает инновационную деятельность. Трудно выделить виды работ, формирующие какую-либо определённую компетентность, так как обучение-процесс многогранный и целостный. Сочетая фундаментальность образования и прикладной характер предметных знаний в учебной и воспитательной работе, учителя начальных классов большое внимание уделяют развитию учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, социально-трудовой и информационной компетентности.

Сегодня на уроках любого учебного предмета мы формируем у обучающихся умение самостоятельно искать, анализировать, подбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию. Особенно это проявляется на уроках информатики и интегрированных с информатикой уроках русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Интегрированные уроки помогают лучшему усвоению материала, способствуют большей заинтересованности обучающихся в творческой деятельности, повышают их познавательную активность. Дети учатся думать: абстрагировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения и связано, последовательно её излагать; они учатся учиться, развиваются и самосовершенствуются.

В рамках урока открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приёмов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество иллюстраций, художественные и “наложенные на изображение” музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения учебного материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно.

Такие уроки формируют новую грамотность: сочетание осваиваемых детьми лингвистических, логико-вычислительных, коммуникативных навыков, умение работать с определёнными материалами, продуктами умственного труда. Они служат своеобразным образовательным трамплином ко всем этапам обучения. Одним из приоритетных видов работ на этих уроках является проектная деятельность.

Вряд ли кто-то будет опровергать мысль, что помогать ребёнку в его формировании как компетентной личности может только компетентный педагог. Для этого созданы все условия. А именно:

сложилась система деятельности и мероприятий, способствующих повышению профессионального уровня и педагогического мастерства учителя (научно-методические советы, педагогические советы, обучающие семинары, методическая учёба, повышение квалификации учителями начальных классов)

Полученные современные знания, их системное применение в практической деятельности позволили измениться учителю, преобразовать свою роль из руководителя в наставника и помощника. Он умеет общаться на современном, высокопрофессиональном и в то же время доступном для обучающегося уровне, ставит перед собой обоснованные, разумные и реальные цели, проводит анализ деятельности других, самоанализ, то есть демонстрирует собственное компетентное поведение. И так как компетентность подразумевает деятельность, то педагог должен уметь эту деятельность правильно организовать. Учителя начальных классов нашей школы на высоком профессиональном уровне проводят уроки физической культуры (5 учителей) и английского языка (2 учителя).

Исходя из сложившегося опыта мы считаем, что сотрудничество – наиболее эффективный метод организации учебного процесса, который является основой формирования компетенции школьников. Учебное сотрудничество представляет собой разветвленную сеть взаимодействия (С.Г.Якобсон, Х.И.Лиймете):
– учитель – ученик – ученики;
– ученик – ученик (в парах-диадах, в тройках-триадах);
– общегрупповое взаимодействие членов учебного коллектива;
– учитель – учительский коллектив;
– ученик сам с собой (Г.А.Цукерман).

При правильной организации совместной деятельности увеличивается объем усваиваемого материала и глубина его понимания; растет познавательная активность, меняется характер взаимоотношений между учащимися; учитель получает возможность индивидуализировать процесс обучения. Таким образом, учебное сотрудничество способствует полноценному формированию знаний и умений, в результате чего школьника можно назвать компетентным. Существует ряд факторов, влияющих на организацию учебного сотрудничества, которые помогают сформировать компетентную личность.

Первым фактором является компетентность самого педагога, которую характеризуют следующие составляющие:

  1. Прекрасное знание того дела, которым занимается педагог.
  2. Умение видеть перспективы педагогической деятельности, предвидеть результаты.
  3. В каждый момент уметь определять те ключевые задачи, которые сейчас, сегодня, решают успех в продвижении общего дела.
  4. Знание индивидуальных способностей и возможностей детей.
  5. Продуманность материально-технического оснащения процесса обучения.
  6. Умение организовать учет и контроль в ходе выполнения деятельности, подвести итоги по её окончании.

Помимо этих умений учителю необходимы определённые личностные качества: он должен быть принципиальным, стремиться к гармонии интересов коллектива и каждой личности. Деловитым, способным быстро решать возникающие по ходу дела вопросы, самому показывать пример исполнительской дисциплины и оперативности в работе; выдержанным, терпимым, уметь пробудить инициативу учащихся, предоставить им право самим отвечать за принятые решения. Общительность, направленная на становление и развитие товарищеских отношений с детьми – ещё одно качество, необходимое педагогу.

Вторым фактором, способствующим организации учебного сотрудничества, является педагогическое требование. В практике сложились два основных вида требования: непосредственное и опосредованное.

Непосредственное требование обращено к тем детям, от которых учитель хочет добиться определённых действий. Опосредованное требование учителя вызывает у школьников их последующие требования к своим товарищам. Требование может быть прямым и косвенным

Третий фактор – отмена принуждения. Учение без принуждения характеризуют: – требовательность без принуждения, основанная на доверии; – увлечённость, рождённая интересным преподаванием; – замена принуждения желанием, которое порождает успех; – ставка на самостоятельность и самодеятельность школьников; – применение косвенных требований через коллектив.

Четвёртым фактором является формирование положительной "Я – концепции" личности ученика, включающее систему его осознанных и неосознанных представлений о самом себе, на основе которых он строит своё поведение. Для формирования положительной "Я – концепции" необходимо:
– видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, принимать и верить в нее;
– создать ситуацию успеха, поддержки, доброжелательности;
– исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ученика;
– проектировать ситуации, позволяющие школьникам реализовать себя в совместной или самостоятельной деятельности.

Следующий фактор – умение организовать общение с детьми, которое, по мнению Г.А.Цукерман, строится с учетом следующих правил:

  1. Если кто-то из детей высказывается на уроке, он говорит это каждому ученику.
  2. Когда один ученик хочет возразить другому, он должен использовать диалогическую форму общения.
  3. Чтобы разговор 2–3 учеников не выпал из поля зрения всего класса, учитель должен добиваться непосредственной реакции каждого ученика на реплику товарищей: свое согласие или несогласие дети выражают жестами или другими знаками.
  4. Для культурного диалога обязателен интерес к собеседнику, который начинают развивать в 1 классе, если ученик, отвечая запутался, то помощника выбирает себе сам.
  5. Каждый учится слушать собеседника.

Всё выше сказанное позволило сделать следующий вывод: организация совместной деятельности учителя и учащихся – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, опыт деятельности, поведение. Из всего этого и складывается образовательная компетенция школьника, .

Методы, способствующие активизации творческого самовыражения, позволяющие ребёнку выступать в активной позиции по отношению к учебной деятельности:

Ролевая игра. Дискуссия. Метод свободного выбора. Свобода творчества.

Используя новые подходы, учителя помогают обучающимся самостоятельно находить решения возникающих коллизий, руководят процессом самопознания, направляют обучающихся; ребёнок является равноправным участником образовательного процесса. Такая организация деятельности помогает обучающимся чувствовать себя, свою неповторимую индивидуальность и значимость среди сверстников. Наша задача– не только развивать обучающихся, а помогать им развиваться самим.

Развитие компетентной личности – процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к их решению. Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций уч-ся, представленных в различных сферах социального опыта:
– предметных и надпредметных умений (результат: “Я знаю…”)
– предметных и общепредметных умений (“Я умею…”)
– творчества (“Я создаю…”)
– в эмоционально-ценностной сфере (“Я стремлюсь…”

Идея компетентностного подхода появилась в ходе подготовки «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и в настоящее время рассматривается как симптом смены ценностных ориентиров и целей образования. Это идея открытого заказа на содержание образования . Изменения в нем граждане связывают с необходимостью освоения минимально необходимых (стандартных) требований для жизни и деятельности в различных сферах общества.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор этих ситуаций зависит от типа (специфики) образовательного учреждения: общего или профессионального образования, начального, среднего или высшего, какого именно профессионального образования.

Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Следовательно, в логике компетентностного подхода необходимо изменять единицы организации содержания образования и способы оценки эффективности процесса образования (оценка качества).

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российского образования. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и их последователей.

В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако, данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении новых учебных программ, стандартов, оценочных процедур.

Основными постулатами компетентностного подхода на сегодняшний день являются:

1. Усиление личностной направленности образования , т.е. создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности студентов и активизация студентов в процессе обучения, это значит, что студент должен сам искать, исследовать, строить своё знание;

2. Обучение решению социально значимых и жизненно важных задач путем освоения новых видов и способов деятельности.

3. Ориентация на саморазвитие личности . Создание условий для проявления самостоятельности и творчества студентов в решении задач, а также дать возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения. Особое место следует уделять самоанализу, самооценке, рефлексивной деятельности студентов.

Можно выделить четыре аспекта (типа, варианта, линии, направления) реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании:


1. ключевые компетентности;

2. обобщенные предметные умения;

3. прикладные предметные умения;

4. жизненные навыки.

Первая линия направлена на формирование (становление) ключевых компетентностей (переносимые, базовые, ключевые навыки) - надпредметного характера. К этой линии относятся, например, педагогические техники и технологии формирования умений понимания текстов, обработки информации разного рода, действия в группе.

Вторая линия реализации компетентностного подхода связана с формированием обобщенных умений предметного характера. Эта линия стала актуальной в связи с настойчивым напоминанием вузу том, что ее выпускникам придется в жизни решать не те конкретные задачи, которые решают в вузе. Им придется много раз переучиваться. Надо сказать, что об этой линии, о тенденции универсализации содержания образования в отечественной педагогике говорится уже давно.

Вместе с тем трудно говорить о конкретных и системных продвижениях в этой области. В новом проекте стандартов эта линия систематически не отслеживается. А ведь поиск таких обобщенных умений - нетривиальная задача. Например, что может быть таким умением в истории: способность выделять борьбу интересов и возможные точки зрения в любом историческом событии или умение выстроить линии истории, происхождения любого социального феномена?

Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического (если хотите - прагматического или пользовательского) характера всего профессионального образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, чем из результатов вузовского образования студент может воспользоваться вне вуза. Базовая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения "отдаленного эффекта" вузовского образования все, что изучается, должно быть приложимо, включено в процесс употребления, использования.

Пожалуй, именно в этой области велась и ведется наиболее горячая и в то же время несправедливая и поверхностная критика школы. То и дело приходится слышать (в том числе и от людей с учеными степенями) суждения о том, что тот или иной фрагмент содержания образования прагматически бесполезен. Химик говорит, что ему ни разу в жизни не пригодилось чтение Белинского , журналист - что он потерял время, изучая таблицу Менделеева . Такое направление дискуссий представляется совершенно тупиковым, поскольку в нем содержание обучения тупо сводится к учебному материалу. В таких дискуссиях как раз игнорируются отдаленные и косвенные последствия образования, а акцентируются если и не прямые школьные результаты, то очень "близкие".

Отсюда, кстати , возникают и идеи ранней специализированной подготовки, чтобы готовить школьников к конкретным вузам. Нередко они доводятся до абсурдных проектов подготовки офицеров или инженеров-металлургов с детского сада. Другим вариантом, предлагаемым сторонниками такого подхода, является резкое снижение теоретичности обучения, когда на химии изучаются не основы химии как науки, а современные средства бытовой химии: краски, репелленты, спирт. Очевидно, что в этом виде третья линия компетентностного подхода вступает в противоречие со второй. Такой вымороченный вариант прикладности можно было бы назвать пользовательским.

В этой линии - линии прикладности - содержится как минимум две мощные идеи, позволяющие существенно обогатить и модернизировать нынешнее содержание образования. Первая - идея деятельностного характера содержания образования. То есть необходимо овладевать различными способами, а не знаниями о способах.

Вторая идея линии прикладности касается адекватности (релевантности) содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни

Наконец , четвертой линией реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задачи овладения "жизненными навыками". Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются и в жизни, и на работе. Сюда относятся и занятия по подготовке к чрезвычайным ситуациям, и подготовка грамотных потребителей, и элементарная компьютерная грамотность. Для нас важно, что, как правило, освоение жизненных навыков очень трудно вписать в учебные предметы, построенные в идеологии "изучения основ наук". Освоение такой грамотности требует особых организационных форм, плохо вписывающихся в лекционно-семинарскую систему. Если не найти нетривиальных форм решения этой задачи, то нас заставят решать ее в привычной форме учебных предметов.

При всей важности и актуальности всех четырех линий реализации компетентностного подхода сегодня особый интерес представляет первая линия, касающаяся ключевых компетентностей и их становления. Этот особый интерес связан с тем, что, как справедливо заметил А.Н. Тубельский , ключевые компетентности в наибольшей степени отвечают идеям общего образования. Он связан также и с тем, что именно по поводу ключевых компетентностей существуют наибольшая невнятица и сумбур.

При планомерном и комплексном применении компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования возможно ожидать результат, относящийся к личности компетентного специалиста: его готовность к продуктивному и самостоятельному действию в профессиональной сфере, либо при продолжении обучения, при этом эталон в принципе не задается, а обучение и проверка результата ведется на нестандартных задачах.

Трансформация принципов классической дидактики при движении от традиционной системы обучения к компетентностно-ориентированному обучению (КОО) (3):

Традиционное обучение Компетентностно-ориентированное обучение
Преподавателю следует излагать основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме. Преподавателю следует ставить перед студентами общую (стратегическую) задачу и описывать тип и характеристики желаемого результата на перспективу. Преподаватель предоставляет информационный модуль или указывает начальные точки поиска информации. ЦЕННОСТЬ КОО - студент и преподаватель могут взаимодействовать на самом деле как равные и равноинтересные друг другу субъекты, потому что компетентность не определяется знанием и возрастом, но количеством успешных проб.
Жизненно важные идеи и понятия узнаются благодаря прямому изложению преподавателем или вопреки ему, поскольку в содержании образования они напрямую не обсуждаются, изучаются же квази-проблемы вместо жизненных проблем (в соответствии с темой, записанной в программе). Студенты вычленяют значимую для решения проблемы информацию, саму проблему уточняют по мере знакомства с информацией, как это и бывает при решении жизненных проблем, т.е. нет заранее заготовленного задания или проблемы, с примерным набором готовых решений.
Естественнонаучные предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению. Естественнонаучные предметы преподаются как система лабораторных и тестовых заданий. Проблематика истории науки преподается в широком гуматитарном контексте, как блоки исследовательских и квази-исследовательских задач.
Учебное и профессиональное познание строится на четко логической основе, оптимальной для изложения и усвоения. Учебное и профессиональное познание строится по схеме разрешения проблем.
Основная цель лабораторных работ - формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов. Материалы лабораторных работы побуждают студентов выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в аудиториях. Это позволяет в ходе учебной работы сравнивать, сопоставлять и самостоятельно выбирать результаты на основе своих данных.
Изучение материала в ходе лабораторных работ и практических занятий следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изучаемых понятий и представлений. Это имитация исследования. Студенты сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах и практических занятиях, прежде, чем они будут изучены на занятии. При этом каждый зарабатывает свою меру самостоятельности сам.
Лабораторные опыты (практические занятия, семинары) должны быть спланированы преподавателем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми студентами, которые четко придерживаются инструкций и рекомендаций к выполняемым заданиям. В лабораторных опытах (практических занятиях, семинарах) студентам предоставляется возможность самостоятельно планировать, пробовать, пытаться, предлагать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты.
Для настоящего понимания изучаемого содержания студенту следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера с встроенными готовыми выводами и оценками. Студенты подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме. Работа идет как сравнение разных точек зрения и привлечения необходимых фактов.

С введением КОО возникает вопрос - как должна измениться система оценивания учебных (и не только учебных, но и научных, квази-профессиональных) достижений?

На сегодняшний день ответ может содержать лишь гипотезы, которые нуждаются в научном подтверждении и ждут своих исследователей. А именно: компетентностный подход позволит оценивать реальный отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный студентом. То есть, изменение должна претерпеть, в первую очередь, система оценивания уровня достижений студента.

Оцениваться должно умение решать проблемы, которые ставит перед ним жизнь и выбранная профессиональная деятельность. Для этого образовательный процесс должен трансформироваться таким образом, чтобы в нем появились «пространства реального действия» (11), своеобразные «инициативные учебные производства». Производимые продукты (в том числе и интеллектуальные) выполняются не только для преподавателя, а для того, чтобы конструировать и получать оценку на внутреннем (вузовском) и внешнем (общественном) рынке.