Черный фараон. Некрополи «черных фараонов»

Андрей Супранович

О том, как чемпион Северной Германии по боксу взял в руки саксофон, о своей популярности в России и чемпионате мира в ЮАР, для которого он написал неофициальный гимн, Инуса Давуда рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Сегодня его зажигательные ритмы уверенно занимают первые строчки музыкальных чартов, буквально заполнив собой радиоэфир и танцполы по всей Европе. Тем и интереснее узнать, что автор и исполнитель таких хитов, как Digi Digi, Children of the night и Revolution, начал писать музыку не так давно, лишь после окончания боксерской карьеры.
О том, как чемпион Северной Германии по боксу взял в руки саксофон, о своей популярности в России и чемпионате мира в ЮАР, для которого он написал неофициальный гимн, Инуса Давуда рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Сразу видно, что вы очень веселый и жизнерадостный человек. Почему же в детстве выбрали бокс – довольно агрессивный вид спорта?

Боксом я начал заниматься достаточно поздно – лишь в 15 лет. До этого играл в футбол, настольный теннис, много бегал – и все это исключительно для удовольствия. Как-то раз собрался на соревнования по пинг-понгу и сообщил об этом друзьям, вместе с которыми снимал квартиру. Они меня засмеяли: «Ты такой огромный, а выбрал игру для маленьких, займись лучше боксом». Так приятели уговорили меня попробовать и затащили в боксерскую школу при полицейском участке. В Гамбурге туда пускали и обычных людей, не только представителей силовых структур. Уже через месяц мой тренер заявил: «Ты очень талантлив, не ври мне – точно раньше занимался боксом». Так что через пару месяцев я уже был готов к соревнованиям.

В корне неверно считать лишь нанесенные удары и отдавать преимущество одному из соперников только благодаря большему количеству успешных хуков или апперкотов. Высококлассный боксер имеет не только хорошо поставленный удар, он еще великолепно передвигается и отлично защищается. Если бы я устанавливал правила, обязательно ввел бы систему начисления очков и за другие успешные компоненты боя – к примеру, за блок удара

И добились неплохих успехов. Правда, вскоре выступили с инициативой об изменениях правил в этом виде спорта. Что вам не нравится в современном боксе?

Считаю, что правила бокса толком не изменялись с древних времен и сегодня уже устарели. В корне неверно считать лишь нанесенные удары и отдавать преимущество одному из соперников только благодаря большему количеству успешных хуков или апперкотов. Высококлассный боксер имеет не только хорошо поставленный удар, он еще хорошо великолепно передвигается и отлично защищается. Если бы я устанавливал правила, обязательно ввел бы систему начисления очков и за другие успешные компоненты боя – к примеру, за блок удара.

Довольны ли вы тем, как сложилась ваша спортивная карьера?

Да, конечно. Бокс много сделал для мо­его становления, научил спокойствию. Принято считать, что боксеры любят драться, поэтому вне ринга они тоже агрессивны. Но это не так – я оставлял весь негатив в поединках.

Вы так и не перешли из любителей в професси­оналы. Почему?

Нужно было очень много тренироваться и всю жизнь посвятить боксу. А я слишком ленив для этого. Но и сейчас, несмотря на гастроли и постоянную занятость, стараюсь выкроить немного времени для похода в зал. Посещаю тот же клуб, в котором начинал, держу себя в форме, помогаю новичкам.

Спорт и искусство вполне могут сосуществовать. Я боксировал и учился играть в одно и то же время. И постепенно приоритеты сместились в сторону музыки. В школе я вовсе не любил музыкальные занятия, там приходилось петь хором, а мои уши не выдерживали такой какофонии

Когда был сделан шаг от спортивной карьеры к музыкальной?

Не могу сказать, что это был какой-то переход. Спорт и искусство вполне могут сосуществовать. Я боксировал и учился играть в одно и то же время. И постепенно приоритеты сместились в сторону музыки. В школе я вовсе не любил музыкальные занятия, там приходилось петь хором, а мои уши не выдерживали такой какофонии.

Почему остановили свой выбор на саксофоне?

Мне было 17, когда я услышал какой-то музыкальный отрывок с потрясающим соло на саксофоне. Тогда же дал себе слово научиться играть на этом инструменте. У меня был учитель, который давал отличные уроки. Схватывал их на лету, правда, не ставил перед собой цели стать профессионалом, скорее, занимался для себя.

После занятий музыкой и боксом оставалось время на то, чтобы поиграть или посмотреть футбол?

Находилось, но немного. И это и не страшно – не причисляю себя к большим фанатам, люблю лишь масштабные соревнования вроде чемпионата мира. В этом году мундиаль впервые прошел в Африке, и это грандиозное событие стало для меня дополнительным стимулом написать веселый неофициальный гимн We want more.

За какие клубы и сборные болеете?

Я живу в Гамбурге, поэтому немудрено, что болею за местный клуб. Нравится и St. Pauli – вторая команда моего города в Бундеслиге. Что до национальных сборных, то по понятным причинам болею за Гану и Германию. Да, они столкнулись в ЮАР на групповом этапе, и в той игре переживал за ганцев – все-таки родина. И встреться эти команды в финале, тоже болел бы за Гану – у Германии и так много титулов, было бы неплохо, если бы африканцы также смогли выиграть. Жаль, до решающего раунда не добрались, но и четвертьфинал – тоже хорошо.

Некоторые хоккеисты говорят, что их виду спорта по духу близок тяжелый рок. А какие музыкальные стили ассоциируются у вас с боксом и футболом?

Посмотрите на то, под какую музыку выходят боксеры на ринг – у всех она разная. Так что на этот вопрос нет однозначного ответа: каждый выбирает то, что по душе. То же самое могу сказать и о футболе.

Знаю, что вас интересует мотоспорт. Насколько сильно это увлечение и как оцениваете свое выступление в Татарстане?

Я очень рад, что меня позвали в Казань и предоставили право поучаствовать в местных соревнованиях. Отлично провел время. Когда выдается свободная минутка, стараюсь посмотреть соревнования по телевизору, причем не только мото, но и автогонки.

Смотрите «Формулу-1»? Есть ли любимчики среди команд и гонщиков?

Не могу кого-то выделить. Я всегда переживаю за аутсайдеров, желаю им успеха. Неинтересно, когда побеждают одни и те же, как во времена Шумахера. Поэтому нынешний сезон мне очень понравился – было много неожиданных результатов, а расклад в турнирной таблице держал в напряжении до последнего дня.

Известно, что много внимания вы уделяете ­благотворительности.

Я давно принимаю участие в самых разных благотворительных проектах, помогаю тем, кто нуждается, делаю пожертвования различным организациям, в том числе ЮНИСЕФ и Красному Кресту. В общем, существует довольно много способов оказать поддержку, и это не так и сложно. Перевожу деньги каждый год, не жду катастроф, аналогичных землетрясению в Гаити. Еще являюсь лицом специальной программы на Украине, которая помогает наркоманам и алкоголикам. Уже посещал клинику, разговаривал с больными, старался мотивировать их на борьбу с недугом.

Вы специально ездили в Стерлитамак, чтобы поздравить с днем рождения паралимпийского чемпиона Ирека Зарипова. Что подвигло вас на этот шаг?

В феврале прошлого года я был в Москве и смотрел по телевизору ванкуверскую Олимпиаду. Наблюдая за заездами Ирека, не мог не восхищаться. Практически с той же скоростью, что и обычные лыжники, он проходил 15-километровую трассу на одних руках! В финале одной из гонок я увидел в его лице столько мужества, воли и решимости, что автоматически потянулся к телефону и начал искать людей, которые помогли бы мне встретиться с ним во время визита в Башкирию. Просто хотел пожать руку и выразить глубокое уважение выдающемуся спортсмену.

На обложке вашего последнего альбома фотография Че Гевары. То есть разговоры о «спорте и музыке вне политики» – это не для вас?

О, не стоит связывать обложку и мои политические взгляды. Это была идея дизайнера, а не мое пожелание. Как-то раз я отдыхал на Кубе и привез оттуда портрет Че, как делают многие туристы. Повесил его в коридоре. Когда дизайнер ломал голову над обложкой, он увидел постер и решил его использовать. Благо на пластинке есть песня Revolution.

Ваша популярность на территории бывшего СССР выше, чем где бы то ни было. Как дума­ете, почему?

Знаете, есть такая замечательная фраза: если чего-то сильно хочешь, оно обязательно сбудется. В свое время меня очень интересовали страны бывшего СССР, я мало о них знал и всячески стремился восполнить этот пробел. Может быть, я так часто думал о России, что судьба наконец-то забросила меня к вам, для начала сделав популярным. Вы правы, мои песни успешны и в Южной Америке, и на Карибах, но все равно не так, как в России. Возможно, они близки вам по духу. С подобным отношением встречался еще и в Турции, но там тоже много русских! Была еще интересная история в Египте. В Шарм-эль-Шейхе поймал такси, и по радио играла моя песня. Таксист очень удивился, узнав, что она моя – он вполне серьезно считал, что ее исполняет кто-то из россиян! Наверное, я в душе настоящий русский человек.

Первым «черным фараоном» Египта стал Пианхи (751 - 716 гг. до н. э.). Он покорил ливийские княжества на севере Египта и объединил всю страну под своей властью.

С него началась нубийская (эфиопская) династия. Что же гнало Пианхи вперед? Что придало ему - мелкому правителю - силы покорить великую страну? Гебель-Баркал, одинокая столовая гора, стоявшая в полутора километрах от Нила. Она нависала прямо над городом Напата, лежавшим между третьим и четвертым порогами, - словно щит, занесенный богами, чтобы защитить столицу. Особенно поражает южный склон этой приметной горы: он напоминает кобру, что привстала и раскрыла свой капюшон.

С незапамятных времен Гебель-Баркал считалась священной горой. Здесь, по поверьям нубийцев, жил бараноглавый бог, имя которого до нас не дошло. Когда же Нубия стала колонией Египта, захватчики поселили здесь своего верховного бога - Амона. Чтобы укрепить власть в Нубии, они заявили даже, что гора Гебель-Баркал была прародиной египтян и местом рождения Амона.

Впоследствии этот сравнительно поздний миф лег в основу идеологии напатских-нубийских царей, стал их «ярлыком» на правление всем Египтом! Был ли в этом только циничный расчет? Наверняка нет. «Черные фараоны» были увлечены своеобразной мечтой о «золотом веке»; они верили, что в незапамятные времена в Нильской долине лежало великое сакральное государство (его следовало бы назвать, вторя позднейшим культурно-идеологическим традициям, «Святым Египтом»). Пусть связующая нить времен порвана и мир давно расшатался, они - напатские цари - призваны восстановить распавшийся было порядок, соединить прошлое и будущее. Когда они вторглись в страну, раздробленную на мелкие княжества, они лишь взялись склеить осколки священного «сосуда», который должен наполниться жизнями благодарных подданных. Не мстить вел войска в Египет черный царь Пианхи, а восстановить славное прошлое. Вот и был он коронован, подобно «сыну бога». Две змеи, украшавшие его голову, символизировали воссоединение страны Амона.

Впрочем, Пианхи, с которого начинается история «черной» династии, еще остерегался называть себя «фараоном»; он предпочитал быть всего лишь... «великим царем». Он часто бывал в Египте, но правил своей обширной державой, оставаясь в Нубии. Что же известно об этом человеке, сумевшем вернуть Египту единство?

Фараон Пианхи любил лошадей и содержал обширный гарем. (Как все перевернулось! Теперь главной женой фараона стала нубийка; наложницами же были спесивые египтянки.) Пианхи был человеком боголюбивым; он не только правил страной, но и исполнял обязанности жреца. Поэтому люди, приходившие к нему во дворец, выполняли перед встречей с ним сложный ритуал очищения, практиковавшийся в храмах. Впрочем, его набожность вовсе не мешала ему иногда диктовать свою волю богам. В Фивах он принудил правившую там жрицу, «обрученную с богом», назвать своей преемницей его собственную дочь. Отныне его семья будет править не только землей Египта, но и небесами его, воплощая в жизнь волю богов.

В надписях, оставленных по воле Пианхи, он именовался милосердным царем, всегда справедливым в деяниях своих и даже в войне не ведающим коварства. Так, сообщалось, что Пианхи не нападал на врагов ночью, не заставал их врасплох и шел на них войной, лишь объявив о своем намерении. Если же противник молил о передышке, он получал ее. «Не нападайте ночью, подобно игрокам, но сражайтесь тогда, когда видно... Не похваляйтесь чрезмерной силой. Нет сил у могущественного без его [Амона] ведома» (пер. И. С. Кацнельсона), - подобными сентенциями пестрит знаменитая стела Пианхи, найденная в 1862 году в храме Амона в Напате.

Говоря о совершенных деяниях, хронист не перечисляет количество убитых врагов, а убеждает: «Взгляните на номы юга: не был там убит ни один человек, кроме врагов, говоривших дурное против бога, которые были казнены как преступники... [Население] Мемфиса будет в сохранности и здоровье. Не будут плакать дети». Впрочем, вряд ли он был так хорош, как его репутация, воспетая неизвестным придворным хронистом. Даже в других строках того же панегирика говорится о Пианхи: «И вот разъярился его величество из-за этого, подобно пантере», «И вот выступил его величество, чтобы побранить свое войско, разъярясь на него, подобно пантере» и т. п. Детям же Мемфиса пришлось проливать вовсе не крокодиловы слезы: «Было множество людей убито в нем [в городе]». Как, впрочем, - кратки хитрости речи, - то же случалось в номах юга, где «были нагромождены великие груды трупов».

И вот великий хэппи-энд: «Обе Земли [Египет] объединены позади него, а князья и правители крепостей подобны собакам у его ног». А слезы детей Мемфиса? Кровь людей городских? Пианхи «очистил Мемфис натром и благовониями». История продолжается. Внимая победным реляциям, нет надобности скорбить. «О могучий, могучий правитель Пианхи! О могучий правитель, ты пришел, овладев Северной страной... Ты будешь до вечности, мощь твоя прочна, о правитель, любимый Фивами».

Время благочестия

Над могилой Пианхи была сооружена пирамида, хотя в Египте их не возводили вот уже тысячу лет. Так восторженные ученики почтили память человека, покорившего страну их древних учителей.

После смерти Пианхи почти полвека в Египте царила нубийская династия. Правда, следующему царю - Ша-баке (716 - 701 гг. до н. э.) - вновь пришлось покорять Египет. Зато отныне Шабака, как и его преемники - Ша-батака (701-689 гг. до н. э.), Тахарка (689-663 гг. до н. э.), Танутамон (663- 656 гг. до н. э.) - правили из Мемфиса.

После столетий упадка Египет на несколько десятилетий вновь пережил расцвет. Черные «узурпаторы» трона, блюстители веры Амона, восстановили в стране древние, «подлинные» порядки. Их намерения выдавали даже тронные имена и титулы, принятые этими правителями, Царь Шабака давно позабытые в Египте.

Пришлые фараоны, всем сердцем принявшие веру в Амона и возлюбившие египетскую древность, ремонтировали и отстраивали храмы по всей стране. Насаждая древнее благочестие, они восстановили праздники, бытовавшие в старину. Вновь пытались ввести в обиход давно забытое иероглифическое письмо времен Древнего царства. Укрепили управление страной, причем были достаточно умны, чтобы назначать на важнейшие посты не только нубийцев, но и египтян.

Снова начался расцвет искусства. Художники и скульпторы, следуя классическим канонам-, почтительно изображали нубийских властителей, ведь делами своими те достойны земной красоты. Зодчие воздвигали памятники, достойные былых времен. Так, в главном храме Амона построили колоннаду из двух рядов столпов, по шести в каждом; высота каждой колонны - 21 метр. На стенах гробниц даже поместили изображения, списанные с гробниц Древнего царства.

Несомненный расцвет испытала и наука, но ввиду почти полной утраты рукописей времен нубийской династии мы мало что знаем о достижениях той эпохи. Лишь косвенные факты выдают величие поздней египетской мудрости. Так, около 600 года до нашей эры, через полвека после падения нубийской династии, в Египет приехал один из греческих «мудрецов» - Солон, чтобы учиться неведомым грекам вещам. Некоторые ученые (например, видный российский математик В. И. Арнольд) полагают, что все открытия и идеи древнегреческих ученых доклассической эпохи, на самом деле, «украдены у египтян и пересказаны греками».

«Конечно, были и в то время «расисты», которые не могли смириться с тем, что теперь им приходилось склонять голову перед чернокожими фараонами, - пишет Сильвия Шоске, - однако большинство египтян были довольны мирной жизнью и не задумывались о том, какого цвета кожи их правитель». Ведь в стране после долгих смут установился мир. В эти «сытные годы» не знали ни голода, ни засухи. Увенчалась эта идиллия правлением фараона Тахарки.

Особой милостью богов был отмечен этот правитель. И плодородие - знак их воли - даровано было Египту. И был фараон Тахарка, блестящий полководец и любитель искусств, на вершине могущества. Воистину благословен богами был фараон, сын божественного Амона-Ра. И процветала страна его, обе его страны. Шел 683 год до нашей эры. «Год шестой при величестве Гора, возвысившем корону... Его величество был владыкой, юным, суровым, исключительно мужественным, могущественным царем, которому нет равных... Имя его обошло все земли и чужеземные страны с помощью силы его могущественной руки» (пер. Э. Е. Кормышевой), - сказано в надписи на стеле, найденной при раскопках в 1934 году.

Достигнутого не превзойти. Отныне величию суждено лишь крениться, возвышенному - рушиться. Уже чужеземные силы готовятся обойти все земли Египта и сотрясти все основы его. Уже готово рассыпаться царство, осколки которого еще долго будут собирать чужие завоеватели: ассирийцы, персы, греки, римляне, византийцы, арабы, турки

Недавно на территории некрополя в Абусире было обнаружено захоронение царицы, жившей 4,5 тысячи лет назад. Ученым удалось даже прочитать ее имя — Хентакавесс. Впрочем, в последнее время Египет удивляет сверх всякой меры. Летом прошлого года в Праге с огромным успехом прошла выставка “Земля черных фараонов”, на которой было представлено около 40 раритетных экспонатов, в частности, царские статуи явно африканской внешности. Для большинства людей, привыкших, что правители Египта все как один были европеоидной расы, это стало неожиданным открытием.


То, что далеко не все здешние владыки были местными, - факт известный. Например, друг и соратник Александра Македонского, получивший страну “в наследство” в 332 году до н. э., основатель новой династии Птолемей I - грек. Черные фараоны, правившие Египтом с 750 по 656 год до н. э., тоже не были египтянами. Загадочная XXV династия с течением времени получила тройное название: одни исследователи именуют ее Нубийской, другие - Эфиопской, третьи - Кушитской. Представители этой династии восседали на троне Страны пирамид около ста лет - по египетским меркам, конечно, мелочь, и вполне возможно, что их следы бесследно затерялись бы в веках, если бы не случай.

В 2003 году группа французских и швейцарских археологов обнаружила при раскопках в долине Нила на территории современного Судана огромную яму, где в полном беспорядке были свалены разбитые статуи из черного, отполированного до блеска гранита, - скульптурные изображения фараонов. Но негроидные черты их лиц повергли участников экспедиции сначала в крайнее изумление, а затем в радостное возбуждение - не каждый день удается напасть на след легенды. А загадочная XXV династия именно такой и была. Сомнений в подлинности артефактов не возникало: на спине и ногах каждой статуи были выгравированы картуши с именами, а в руках каменные гиганты держали традиционные символы власти. Позже радиоуглеродный анализ подтвердил и возраст - не менее 2,5 тысячи лет.

В том, что изваяния фараонов были обнаружены в Судане, на самом деле нет противоречия - некогда эта территория являлась частью Египта и сначала называлась Куш, позднее - Нубия. По-настоящему исследование здешних мест началось лишь после Второй мировой войны. А за последние годы археологи обнаружили главный храм черных правителей Египта, построенный в честь бога солнца Амона на скале Джебель-Баркал. Исследованы их пирамиды в Мероэ и Нури, которые оказались сплошными, без внутренних помещений. Погребальные камеры разместили глубоко под землей и замуровали так, чтобы грабители их не нашли, однако это не спасло захоронения от мародеров.

В целом история выглядит так: при фараоне Тутмосе I, правившем приблизительно в 1504-1492 годах до н. э., египтяне присоединили к себе большую часть Нубии. Оттуда потекли в Страну пирамид скот, слоновая кость, чернокожие рабы, золото и драгоценные камни. Фараоны организовали правление новой провинцией так же, как делали по всему Египту. Вождей племен селили в своих гарнизонах, их детей содержали при дворе - не только как заложников, но и чтобы дать им настоящее египетское воспитание. В саму Нубию помимо солдат посылали искусных ремесленников, художников и жрецов, которые должны были укрепить аборигенов в истинной вере. И страна со временем полностью впитала в себя египетскую культуру, религию, обычаи, искусство.



Миновали столетия. Египет утратил былое могущество, великую прежде державу раздирали беспрерывные смуты. И неожиданно около 1000 года до н. э. на территории Нубии возникает Напатское царство. Нубийцы практически полностью копируют своих бывших хозяев - используют в официальных документах египетский язык, поклоняются Амону. Наконец, решают восстановить целостность державы, законы которой сохраняли, и царь Кашта направляет свою армию на Египет. Его признают южные номы, верховная жрица Амона в Фивах удочеряет царскую дочь и передает ей свой жреческий сан. Но лишь его сыну - Пианхи - удается стать в 751 году до н. э. первым черным фараоном Египта.

Победив последнего представителя угасающей XXIV династии, Пианхи при поддержке египетских жрецов и части местной знати основал свою. В течение ста с лишним лет, пока Египтом правили темнокожие нубийские цари, страна переживала ренессанс, а потом на нее напали ассирийцы. Черные фараоны, потерпев поражение, ушли вверх по Нилу и скрылись за бурными нильскими порогами. Любопытно, что последний фараон XXV династии носил тронное имя Тануатамон (почти Тутанхамон).
В течение еще нескольких столетий государство Напата сохраняло независимость: там продолжали писать на искаженном египетском языке, возводили статуи египетских богов. Потом пришли римские легионы. Египетские боги были забыты, опустели храмы Амона, пустыня погребла под барханами храмы и пирамиды забытого ныне народа.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Нас ждет еще немало открытий

Вадим Лакиза, заместитель директора по научной работе Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук, доцент:

К сожалению, в нашей стране нет египтологов, но многие мои зарубежные коллеги серьезно занимаются этим вопросом, регулярно проводят исследования, выезжают на раскопки. Конечно, Египет как одно из предполагаемых мест зарождения человеческой цивилизации представляет собой просто неисчерпаемый источник для историков и археологов всего мира. Поэтому уверен, что и сокровища из гробницы Тутанхамона, и недавняя находка захоронения царицы - далеко не последние открытия, а тайна черных фараонов - не последняя из исторических загадок. Наверняка под слоем песка в пустыне скрываются не менее значимые артефакты. Ведь династий правителей Египта было более тридцати. Значит, они априори не могли исчезнуть бесследно.

В последнее время происходит много археологических открытий. Причем делаются они в давно “исхоженных” местах. Благодаря развитию технических средств довольно часто находят клады. Например, за рубежом сейчас все повально увлекаются поисками сокровищ с металлоискателями. Кстати, территория нашей страны тоже весьма перспективна в плане археологических находок. И мне как представителю белорусской науки хочется, чтобы журналисты уделяли больше внимания собственной истории и археологии. Давайте договоримся, что как только сойдет снег, мы берем корреспондентов “Народной газеты” с собой в одну из экспедиций. Гарантирую - обязательно найдем что-нибудь уникальное. Возможно, и египтяне нам позавидуют.

Казалось бы, и карта Африки памятна каждому, а все равно одна из крупнейших ее стран, одна из древнейших ее стран для нас, что белое пятно. Это — Судан. Тысячи лет его истории — истории Нубии, Куша, Мероэ, загадочных царств, существовавших в античные времена на территории Судана, — в памяти не мелькнут даже тенью. Эта страна жила своей напряженной жизнью: воевала с Египтом, была его захолустной провинцией и даже, в конце концов, покорила великую империю фараонов. Но и подлинный триумф ее для нас неведомее вымышленной Атлантиды. Не в океане затонула эта страна — Нубия, Куш, Мероэ, — а в беспамятстве нашем. Попробуем же совершить путешествие в эту державу, забытую крепче всего бывшего и не бывшего на земле, — в державу, что дала великому Египту нубийских фараонов (греки называли их «эфиопскими»).

Династия нубийских фараонов двадцать пятая по счету. По сей день это — одна из самых загадочных династий, правивших Египтом. Ведь к власти в стране пришли «варвары», «варяги» — жители полудикой соседней земли; даже внешне они резко отличались от египтян. Это были черные африканцы.

Столетиями египтяне презирали своих южных соседей — нубийцев, «этот люд с косичками, рядящийся в звериные шкуры, этих курчавых чужаков с обожженными лицами». Даже война с ними казалась легкой прогулкой. Однако превратности судьбы не пощадили и страну пирамид. Однажды на вершину власти вступили те, на кого недавно смотрели лишь сверху вниз. Так, впервые в средиземноморской стране к власти пришли представители негроидной расы. В годы их правления — в VIII —VII веках до нашей эры — культура Египта в последний раз переживала расцвет. Вскоре страна оказалась под властью ассирийцев, персов, греков, римлян, византийцев, арабов, турок.

Кровь твоя, Нубия! Сила твоя, Египет!

Археологическое исследование Судана, родины черных фараонов, только начинается. Лишь в последние полвека там ведутся систематические раскопки. «Долгое время мы шли на поводу у древних египтян и, вслед за ними, относились с пренебрежением к их южным соседям»,— отмечает немецкий историк Сильвия Шоске. И было непонятно, почему, захватив власть в Египте, нубийцы правили страной так уверенно, словно у них за плечами были вековые традиции управления государством?

Чтобы объяснить этот феномен, вернемся на несколько столетий назад. На втором году правления фараона Тутмоса I (1528— 1515 гг. до н. э.), в пятнадцатый день второго месяца сезона ахет — «сезона половодья», — далеко на юге разыгралась кровопролитная битва. Вот что писал современник: «И на равнинах лежали нубийские лучники, павшие в битве. Их внутренностями царь наполнил долины Нубии. Их кровь хлынула ливнем. Хищные птицы растаскивали части их тел, а крокодил бросался на бегущих».

Как часто случалось в долгой истории отношений двух соседних стран — Нубии и Египта, — держава фараонов решительно брала верх над эфиопами, простирая свою власть на их исконные земли. Тутмос I, правитель XVIII династии, был одним из создателей «мировой» Египетской державы, протянувшейся от Нубии до Сирии. К этому времени войско фараонов обладало невиданной прежде мощью: колесницами, рубящими мечами (а не только колющими, как прежде), слоеными луками огромной пробивной силы, из которых пускали во врага стрелы с медными наконечниками.

Тутмос двинул войска далеко за первый нильский порог (район современного Асуана), где по традиции пролегала граница между двумя странами. Миновав три нильских порога, он все так же «свирепствовал против них [нубийцев], как пантера». В надписи, оставленной на стенах гробницы его адмирала Яхмоса, сказано об окончании войны: «Его величество поплыл вниз по Нилу, имея все зарубежные страны у себя в кулаке и того подлого кушита-кочевника (кушитами называли нубийцев египтяне. — А. В.), висящим вниз головой на носу царского судна его величества» (пер. Ю. Я. Перепелкина). Южная земля была покорена. В надписи, высеченной по приказу фараона, правитель Египта был объявлен владыкой вселенной.

Впрочем, уже в недолгое царствование его сына, Тутмоса II, «жалкая страна Куш склонилась к восстанию; те, которые находились под властью владыки обеих земель, задумались о бунте», как гласит надпись, найденная в Асуане. Тогда «войско прибыло к жалкому Кушу; оно повергло этих врагов; никого из них не оставили в живых, согласно повелению его величества, кроме одного из сыновей царя Куша, который, как пленный, был доставлен в резиденцию его величества и положен у ног его». Однако и эта расправа не сломила страну.

Карательные походы и грабительские набеги, оккупация и колонизация — вот горькая доля нубийской земли. Страна фараонов цвела, славясь науками и искусствами; страна нубийцев чахла, славясь золотом и рабами. Пышный цветок Египта удобрен кровью твоей, Нубия. На протяжении столетий египтяне пытались покорить Нубию. Здесь возводили громадные крепости и храмы. Чужое оружие целилось в нубийцев; чужие боги стояли над ними; чужие наместники ими помыкали. Фараоны организовали правление Нубией так же, как своей страной. Племенных вождей селили при египетских гарнизонах, а их детей нередко содержали при дворе фараонов, чтобы дать им настоящее египетское воспитание. Так темнокожие нубийцы постигали искусство управления державой. Страну же их наводнили чужаки — воины, чиновники, жрецы и ремесленники, осваивавшие жалкую колонию Куш.

Однако Нубия по-прежнему оставалась занозой, болящей в теле Египта. То и дело рана воспалялась. Из искры злобы вспыхивали восстания. Убийства и интриги — вот монета, которой «темные ликом эфиопы» платили за «добро» египтян — за их мощь, власть и спесь.

И тогда учителя бежали из страны, взятой ими в учение, как тысячи лет спустя бежали от своих африканских и азиатских учеников европейцы. Бежали жрецы, «не делавшие мерзкого пред богами и не истощавшие припасы в храмах». Бежали чиновники, «не приказывавшие убивать и никому не причинявшие страданий». Бежали писцы, «не строившие себе пирамид из меди и надгробий из бронзы». Бежали воины, клянясь на ходу: «О, Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла!» А за их спинами горели отстроенные ими города. А у их ног падали стены снесенных храмов. А высоко над ними темнели — стираемые песками пустыни — надписи, кем-то высеченные на камне: «Жалкая страна Куш растоптана мной была...» А кем — уж неведомо. И что это за страна?