Я не ищу гармонии в природе проблематика. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» (Анализ стихотворения, стиха)

Урок №54. Литература, 8 класс Дата……………

Тема : Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса».

Цели:

Образовательные

Углубить знания уч-ся о творчестве поэта; помочь понять идею, художественные особенности стих-ий, авторскую позицию в произведениях, развития темы красоты в творчестве Заболоцкого..

Развивающие

Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, творческие способности учащихся; умения работать с учебником, с дополнительной литературой; умения анализировать художественное произведение; умения выразительно читать; умения составлять связный ответ на литературную тему, аргументировать свою точку зрения, представлять подготовленное задание.

Воспитательные

воспитывать интерес к изучению литературы, нравственно-этические качества уч-ся, культуру учебного труда.

Оборудование : учебник, учебные пособия, дидактический, иллюстративный материал, мультимедийная презентация.

Ход урока

    Оргмомент , самоопределение к деятельности.

    Актуализация изученного, проверка домашнего задания.

Опрос:

    Каковы темы и идеи произведений Н.Заболоцкого?

    Какова идея стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»?

    Какие лит. термины вы запомнили на прошлом уроке?

Индивидуальная работа уч-ся – 1 чел.

Какие иллюстрации вы бы нарисовали к стихотворению Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»?

  1. Мотивация к изучению новой темы.

    Изучение нового материала.

На прошлом уроке мы закончили разговор на сопоставлении стих-ия поэта и портрета. Любовь поэта к живописи сказалась не только в его многочисленных пейзажах и желании «души изменчивой приметы переносить на полотно».

Это отразилось, например, в стих-иях «В кино», «Старая актриса».

Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса»

Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса» => учитель (учебник: стр.78-79)

Выявление первичного восприятия

  • Какие впечатления остались после чтения сти-ия?

    Какие образы возникли в ходе чтения стих-ия?

    Что привлекло внимание в произведении, показалось непонятным?

Анализ стихотворения «Старая актриса»

1)Композиция стих-ия

Аналитическое задание: прочитайте стих-ие внимательно и выделите смысловые части.

  1. Описание прошлого старой актрисы

    Рассказ о настоящем актрисы

    Рассказ о судьбе бесприютной девочки, полуродственницы, полуслужанки

2)Художественные ассоциации

    Что объединяет стих-ие «Старая актриса» с произведениями ивописного искусства?

В стих-ии, как и на портрете, нарисованном художником, тщательно выписаны все детали.

    Образ старой актрисы

Аналитическая беседа:

«выраженье тяжелой заботы» на лице женщины =>отражение внутреннего мира человека

    Осуждает ли поэт старую актрису за скупость, вздорность?

Опыты выразитель-ного чтения уч-ся стих-ия «Старая актриса»

  • Опыты выразительного чтения уч-ся стих-ия «Старая актриса»

    Обмен мнениями

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»

Выразительное чтение стихотворения – учитель

Слово учителя:

Первым стих-ем с пометой «1947 год» является стих-ие «Я не ищу гармонии в природе».

Это программное произведение, которым автор, нарушая хронологическую последовательность, начинает вторую часть подготовленного им перед смертью «Полного собрания»

Аналитическая беседа :

  • В какой строфе стих-ия высказана точка зрения, противополоная представлениям русских поэтов о гармоничности природного мира, благотворно влияющего на душу человека?

Исследовательское задание №1 : найдите в тексте словосочетания, воссоздающие дисгармоничность природного существования и стремление ее к гармонии.

В чем смысл противопоставления этих начал?

Выводы : с одной стороны – мир «противоречий»; с другой – предчувствие природы разумного союза с человеком.

Исследовательское задание №2 =>

Задание : определите, какие изобразительно-выразительные средства использует автор и какова их роль?

Метафоры

Мир насытится игрой

Олицетворения

Умолкнет ветер

Эпитеты

Слепая ночь

Выводы: в озникает образ природы, похожей на уставшего от бесплодных усилий человека.

Исследовательское задание №3 => групповая работа с последующим обсуждением.

Задание: прочитайте отр. со слов «И в этот час печальная природа…». Какой образ будущего видит во сне природа? Как в этом образе выражается авторское видение взаимоотношений человека и природы?

Природа-река видит работу мощной гидроэлектростанции. Жизнь природы связана с жизнью человека.

Опыты выразитель-ного чтения уч-ся

  • Опыты выразительного чтения уч-ся «Я не ищу гармонии в природе»

    Обмен мнениями

Словарная работа

  • Прообраз

Осмысление терминологии урока

Глагольная метафора, метафориче­ский эпитет

Консультация учителя по вопросам уч-ся

  1. Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.

    Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.

    Домашнее задание:

    Наизусть стих-ие (по выбору).

    Рефлексия.

Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие. Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата

Уже пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием физической смерти.

В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека,

Являющегося, по всем канонам, венцом творения.

Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.

Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь.

Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т. е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная...
  2. В 1938 году поэт Николай Заболоцкий был приговорен к отбыванию наказания в лагерях за антисоветскую пропаганду. Спустя 6 лет его...
  3. Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплоща­ет эстетические взгляды автора, который ведет полемику с де­кадентскими исканиями в поэзии начала XX...
  4. В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл....

10 201 0

Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие. Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата уже пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием физической смерти.

В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием , в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека, являющегося, по всем канонам, венцом творения. Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.

Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь. Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т.е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.

В разделе на вопрос анализ стихотворения Заболоцкого "Я не ищу гармоний в природе" заданный автором Пробросаться лучший ответ это Готовя свой итоговый сборник, Заболоцкий во главу раздела «Стихотворения (1932-1958)» выдвинул, нарушая хронологический принцип, стихотворение 1947 года «Я не ищу гармонии в природе» .
В нем Заболоцкий рассматривает картину мира, представлявшуюся поэту «захватывающей темой для воображения» .
Представленный в стихотворении вечерний пейзаж вызывает устойчивую ассоциацию с успокоением беспорядочной, разнонаправленной деятельности природы, сознающей свое несовершенство. Эмоциональный центр картины сосредоточен на «воде» (река, озеро). Вода – один из древнейших символов «обновления». Смысл обновления раскрывается в предпоследней строфе, в которой вводится идея «второй природы»:
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда…
В программном стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» грезы «дикой природы » о переходе в качественно иное состояние, осуществляемом под руководством человеческого разума, переданы Заболоцким в весьма любопытном сравнении:
Так… .
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Ключевые слова уже сами по себе адресуют к канону богородичных икон, а указание поэта на «высокий мир дитяти» превращает эту параллель из произвольной в необходимую. Среди поэтических «образцов» едва ли не самый близкий кругу мысли Заболоцкого найдем у Пушкина, в картине, которой он «желал быть вечно зритель»:
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах…
Если ранний Н. А. Заболоцкий идеализировал природу, то в этом стихотворении отношение к ней иное, поскольку в самой по себе природе господствует "дикая свобода, где от добра неотделимо зло". Но отсюда не следует, что поздний Н. А. Заболоцкий перестанет восхищаться красотой природы.

Стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” (1947) носит программный характер, причем не только для послевоенного периода, но и для всего творчества Заболоцкого. Именно оно открывает раздел “Книга вторая. Стихотворения 1932-1958” в подготовленном поэтом в 1957 г. собрании своих сочинений. Написанное характерным для произведений философской лирики пятистопным ямбом, оно опирается на классическую, в частности тютчевскую, традицию и в то же время, как верно отметила критик И. Ростовцева, вступает с ней в полемику. Если Тютчев писал: “Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах... / Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе...” - то восприятие Заболоцкого совершенно противоположное:

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
He слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Природа у Заболоцкого живая, бесконечно многообразная, изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как человек, тяжким трудом и “бесплодною игрой...”. Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений:

Ho в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке,
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке...
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

Опускающаяся к реке “слепая ночь”, затихающая “в тревожном полусне изнеможенья” вода и - от частного к общему - засыпающая “печальная природа” - все это позволяет поэту создать в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих:

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.