Я не ищу гармонии в природе проблематика. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» (Анализ стихотворения, стиха)
Урок №54. Литература, 8 класс Дата……………
Тема : Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса».
Цели:
ОбразовательныеУглубить знания уч-ся о творчестве поэта; помочь понять идею, художественные особенности стих-ий, авторскую позицию в произведениях, развития темы красоты в творчестве Заболоцкого..
Развивающие
Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, творческие способности учащихся; умения работать с учебником, с дополнительной литературой; умения анализировать художественное произведение; умения выразительно читать; умения составлять связный ответ на литературную тему, аргументировать свою точку зрения, представлять подготовленное задание.
Воспитательные
воспитывать интерес к изучению литературы, нравственно-этические качества уч-ся, культуру учебного труда.
Оборудование : учебник, учебные пособия, дидактический, иллюстративный материал, мультимедийная презентация.
Ход урока
Оргмомент , самоопределение к деятельности.
Актуализация изученного, проверка домашнего задания.
Каковы темы и идеи произведений Н.Заболоцкого?
Какова идея стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»?
Какие лит. термины вы запомнили на прошлом уроке?
Индивидуальная работа уч-ся – 1 чел.
Какие иллюстрации вы бы нарисовали к стихотворению Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»?
Мотивация к изучению новой темы.
Изучение нового материала.
Это отразилось, например, в стих-иях «В кино», «Старая актриса».
Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса»
Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса» => учитель (учебник: стр.78-79)
Выявление первичного восприятия
Какие впечатления остались после чтения сти-ия?
Какие образы возникли в ходе чтения стих-ия?
Что привлекло внимание в произведении, показалось непонятным?
Анализ стихотворения «Старая актриса»
1)Композиция стих-ия
Аналитическое задание: прочитайте стих-ие внимательно и выделите смысловые части.
Описание прошлого старой актрисы
Рассказ о настоящем актрисы
Рассказ о судьбе бесприютной девочки, полуродственницы, полуслужанки
2)Художественные ассоциации
Что объединяет стих-ие «Старая актриса» с произведениями ивописного искусства?
В стих-ии, как и на портрете, нарисованном художником, тщательно выписаны все детали.
Образ старой актрисы
Аналитическая беседа:
«выраженье тяжелой заботы» на лице женщины =>отражение внутреннего мира человека
Осуждает ли поэт старую актрису за скупость, вздорность?
Опыты выразитель-ного чтения уч-ся стих-ия «Старая актриса»
Опыты выразительного чтения уч-ся стих-ия «Старая актриса»
Обмен мнениями
Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»
Выразительное чтение стихотворения – учитель
Слово учителя:
Первым стих-ем с пометой «1947 год» является стих-ие «Я не ищу гармонии в природе».
Это программное произведение, которым автор, нарушая хронологическую последовательность, начинает вторую часть подготовленного им перед смертью «Полного собрания»
Аналитическая беседа :
В какой строфе стих-ия высказана точка зрения, противополоная представлениям русских поэтов о гармоничности природного мира, благотворно влияющего на душу человека?
Исследовательское задание №1 : найдите в тексте словосочетания, воссоздающие дисгармоничность природного существования и стремление ее к гармонии.
В чем смысл противопоставления этих начал?
Выводы : с одной стороны – мир «противоречий»; с другой – предчувствие природы разумного союза с человеком.
Исследовательское задание №2 =>
Задание : определите, какие изобразительно-выразительные средства использует автор и какова их роль?
МетафорыМир насытится игрой
Олицетворения
Умолкнет ветер
Эпитеты
Слепая ночь
Выводы: в озникает образ природы, похожей на уставшего от бесплодных усилий человека.
Исследовательское задание №3 => групповая работа с последующим обсуждением.
Задание: прочитайте отр. со слов «И в этот час печальная природа…». Какой образ будущего видит во сне природа? Как в этом образе выражается авторское видение взаимоотношений человека и природы?
Природа-река видит работу мощной гидроэлектростанции. Жизнь природы связана с жизнью человека.
Опыты выразитель-ного чтения уч-ся
Опыты выразительного чтения уч-ся «Я не ищу гармонии в природе»
Обмен мнениями
Словарная работа
Прообраз
Осмысление терминологии урока
Глагольная метафора, метафорический эпитет
Консультация учителя по вопросам уч-ся
Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.
Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.
Домашнее задание:
Наизусть стих-ие (по выбору).
Рефлексия.
Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие. Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата
Уже пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием физической смерти.
В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека,
Являющегося, по всем канонам, венцом творения.
Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.
Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь.
Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т. е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.
(Пока оценок нет)
Сочинения по темам:
- Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная...
- В 1938 году поэт Николай Заболоцкий был приговорен к отбыванию наказания в лагерях за антисоветскую пропаганду. Спустя 6 лет его...
- Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплощает эстетические взгляды автора, который ведет полемику с декадентскими исканиями в поэзии начала XX...
- В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл....
10 201 0
Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие. Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата уже пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием физической смерти.
В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием , в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека, являющегося, по всем канонам, венцом творения. Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.
Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь. Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т.е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.
В разделе на вопрос анализ стихотворения Заболоцкого "Я не ищу гармоний в природе" заданный автором Пробросаться
лучший ответ это Готовя свой итоговый сборник, Заболоцкий во главу раздела «Стихотворения (1932-1958)» выдвинул, нарушая хронологический принцип, стихотворение 1947 года «Я не ищу гармонии в природе» .
В нем Заболоцкий рассматривает картину мира, представлявшуюся поэту «захватывающей темой для воображения» .
Представленный в стихотворении вечерний пейзаж вызывает устойчивую ассоциацию с успокоением беспорядочной, разнонаправленной деятельности природы, сознающей свое несовершенство. Эмоциональный центр картины сосредоточен на «воде» (река, озеро). Вода – один из древнейших символов «обновления». Смысл обновления раскрывается в предпоследней строфе, в которой вводится идея «второй природы»:
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда…
В программном стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» грезы «дикой природы » о переходе в качественно иное состояние, осуществляемом под руководством человеческого разума, переданы Заболоцким в весьма любопытном сравнении:
Так… .
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Ключевые слова уже сами по себе адресуют к канону богородичных икон, а указание поэта на «высокий мир дитяти» превращает эту параллель из произвольной в необходимую. Среди поэтических «образцов» едва ли не самый близкий кругу мысли Заболоцкого найдем у Пушкина, в картине, которой он «желал быть вечно зритель»:
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах…
Если ранний Н. А. Заболоцкий идеализировал природу, то в этом стихотворении отношение к ней иное, поскольку в самой по себе природе господствует "дикая свобода, где от добра неотделимо зло". Но отсюда не следует, что поздний Н. А. Заболоцкий перестанет восхищаться красотой природы.
Стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” (1947) носит программный характер, причем не только для послевоенного периода, но и для всего творчества Заболоцкого. Именно оно открывает раздел “Книга вторая. Стихотворения 1932-1958” в подготовленном поэтом в 1957 г. собрании своих сочинений. Написанное характерным для произведений философской лирики пятистопным ямбом, оно опирается на классическую, в частности тютчевскую, традицию и в то же время, как верно отметила критик И. Ростовцева, вступает с ней в полемику. Если Тютчев писал: “Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах... / Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе...” - то восприятие Заболоцкого совершенно противоположное:
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
He слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Природа у Заболоцкого живая, бесконечно многообразная, изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как человек, тяжким трудом и “бесплодною игрой...”. Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений:
Ho в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке,
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке...
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
Опускающаяся к реке “слепая ночь”, затихающая “в тревожном полусне изнеможенья” вода и - от частного к общему - засыпающая “печальная природа” - все это позволяет поэту создать в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих:
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.