Теоретические и эмпирические уровни исследования. Анализ эмпирических данных Треугольная корреляционная матрица

Последовательность эмпирического исследования:

  • 1. Организовать и провести исследование на студентах-психологах.
  • 2. Интерпретация и выводы.
  • 1. Данное исследование проводилось на базе ФГАОУ ВПО «КФУ» города Казань. В исследовании принимали участие студенты-психологи 3-го курса.

Исследование проводилось 8 декабря 2014 г. согласно требованиям: по принципам сохранения тайны, не нанесения морального ущерба, на добровольной основе, анонимно.

Утренние часы, предоставленные для исследовательской работы, позитивно выгоднее тем, что психофизиологическое состояние в данный временной промежуток отличается работоспособностью, бодростью, отсутствием утомления, готовностью легко воспринимать и реагировать на получаемую информацию, что обуславливает объективность оценок и качество эксперимента в целом.

Исследование проходило в учебной аудитории, где не наблюдалось ничего, что могло бы стать причиной дискомфорта испытуемых. Освещенность соответствовала площади аудитории, внешних шумов не наблюдалось (транспорт, сильный ветер). Для получения наименьшего числа искажений в ходе исследования, испытуемый должен иметь личную заинтересованность в результатах диагностики.

Общий объем выборки 15 человек в возрасте от 19 до 21 лет (из них двое парней остальные девушки).

Каждому участнику исследования были предложены методики:

  • 1) Тест определения профессиональной идентичности (см. приложение 1).
  • 2) Опросник, сформированный из тестов: “Диагностики парциальных позиций интернальности - экстернальности личности” (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), “Способность к самоуправлению” (тест ССУ) (Н.М. Пейсахов), “Методика исследования самоотношения” (С.Р. Пантелеев) (см. приложение 2).

Инструкция: «Уважаемые студенты, вам предложено пройти тестирование. Для нас очень важно ваше мнение. Перед вами две методики. Прошу обратить внимание на лист, где представлены тест и бланк ответов, необходимо указать ваш возраст, пол, специальность, курс. Тест состоит из 19 вопросов. Используя тест: оцените себя и ваши умения по школе от 1 до 10 (1 - низший балл, 10 - наивысший балл)». Время выполнения 15 минут.

«При выполнении второго задания, вам необходимо ответить на каждый пункт опросника, используя одну из оценок 6 шкалы. Опросник состоит из 90 вопросов». Время выполнения 45 минут.

Не смотря на то, что перед началом исследования была дана четкая инструкция, в ходе диагностики задавались вопросы по поводу дальнейших действий, на все вопросы были даны исчерпывающие ответы.

После того как участники выполнили предложенные задания, мы произнесли слова благодарности, сделав акцент на важности поведенного мероприятия.

2. Интерпретация и выводы

После проведенного опросника на профессиональную идентичность были выявлены следующие результаты (см. Таблицу 1.):

  • -Крайне низкий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 0 (0%)
  • -Низкий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 0 (0%)
  • -Средний уровень профессиональной идентичности - количество выборов 8 (53, 3%)
  • -Высокий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 7 (46, 7%)
  • -Очень высокий уровень профессиональной идентичности - количество выборов 0 (0%)

Таблица 1. Результаты диагностики по опросникам на профидентичность и субъектность

Испытуемые

Профидентичность

Интегральность в семейных отношениях

Интегральность производственных отношений

Интегральность достижений

После проведенного опросника на субъективность были выявлены следующие результаты (см. Таблицу 1.):

  • 1) Интернальность в семейных отношениях (ИС)
  • -низкий показатель - количество выборов 1 (6, 67%)
  • -средний показатель - количество выборов 11 (73, 33%)
  • -высокий показатель - количество выборов 3 (20%)
  • 2) Интернальность производственных отношений (ИП)
  • -низкий показатель - количество выборов 2 (13, 33%)
  • -средний показатель - количество выборов 13 (86, 67%)
  • -высокий показатель - количество выборов 0 (0%)
  • 3) Интернальность достижений (ИД)
  • -низкий показатель - количество выборов 0 (0%)
  • -средний показатель - количество выборов 9 (60%)
  • -высокий показатель - количество выборов 6 (40%)

Таким образом можно сделать следующие выводы:

  • 1) 6, 67% испытуемых обладают низким показателем по шкале интернальность в семейных отношениях, что указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семье. Высокий показатель по этой шкале у 20% испытуемых, данный показатель означает, что ответственными за события семейной жизни испытуемые считают себя. Средний показатель у 60% опрошенных.
  • 2) 13, 33% испытуемых обладают низким показателем по шкале интернальность производственных отношений, что указывает на то, что испытуемые склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению-невезению. Средний показатель у 86, 67 % испытуемых, что свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.
  • 3) Высокий показатель по шкале интернальность достижений у 40% опрошенных. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. 60% опрошенных обладают средним показателем по данной шкале.

Анализ результатов эмпирического исследования

Полученные результаты исследования профессиональной идентичности и субъектности, мы обработали применяя методы корреляционного анализа, программы Excel.

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа

Профидентичность

Профидентичность

По результатам корреляционного анализа (см. Таблицу 2) видно, что связь между профидентичностью и интернальностью достижений (-0, 26) отсутствует. Следовательно, что они не взаимосвязаны между собой.

Корреляционная связь существует между профидентичностью и такими факторами как интернальность семейных отношений (0, 33) и интернальность производственных отношений (0, 43) - сила корреляционного анализа средняя. Что говорит о том, что профидентичность студентов зависит в основном от ситуации в семейной жизни и производственной деятельности.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между субъектностью и профессиональной идентичностью.

Таким образом, наше предположение статистически подтвердилось.

Итак делаем вывод о том, что профессиональная идентичность взаимосвязана с субъектностью.

Эмпирический метод основан на чувственном восприятии и измерениях сложными приборами. Эмпирические методы – важная часть научных исследований, наравне с теоретической. Без этих методик ни одна наука, будь то химия, физика, математика, биология – не смогли развиваться.

Что значит эмпирический метод?

Эмпирический или чувственный метод– это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений. Эмпирические методы исследования помогают выявить объективные законы, по которым происходит развитие тех или иных явлений. Это комплексные и сложные шаги, и в результате их происходят новые научные открытия.

Виды эмпирических методов

Эмпирическое познание любой науки, предмета строится на стандартных, зарекомендовавших себя с течением времени методов, одинаковых для всех дисциплин, но в каждой конкретной области обладающих своей спецификой, характерной для науки. Эмпирические методы, виды:

  • наблюдение:
  • эксперимент;
  • измерение;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • беседа.

Эмпирические методы – достоинства и недостатки

Методы эмпирического познания в отличие от теоретических обладают минимальной возможностью ошибок, недостатков при условии, что эксперимент повторялся многократно и давал схожие результаты. Любой эмпирический метод задействует органы чувств человека, которые являются надежным инструментом познания окружающего мира – и в этом главное достоинство этого метода.

Методы эмпирического уровня

Эмпирические методы научного познания важны для науки не меньше, чем теоретические предпосылки. Опытным путем выстраиваются закономерности, подтверждаются или отрицаются гипотезы, поэтому эмпирический метод как совокупность способов основанных на чувственном восприятии и данных полученных измерительными приборами помогает раздвигать горизонты науки и получать новые результаты.

Эмпирические методы исследования в педагогике

Эмпирические методы педагогического исследования базируются на все тех же основных составляющих:

  • педагогическое наблюдение – берется определенная задача, условие, в которой надо понаблюдать за учениками и зарегистрировать результаты наблюдения;
  • опросы (анкетирование, беседа, интервьюирование) – помогают получить информацию на определенную тематику, личностные особенности учеников;
  • изучение работ учащихся (графических, письменных по разным дисциплинам, творческих) – дают сведения об индивидуальности ученика, его наклонности к тому или иному предмету, успешности в усвоении знаний;
  • изучение школьной документации (дневников, классных журналов, личных дел) – позволяет оценить успешность педагогического процесса в целом.

Эмпирические методы в психологии

Психологическая наука развивалась из философии и самыми базовыми инструментами познания чужой психической реальности были приняты методы, с помощью которых можно наглядно увидеть проявления психики вовне – это опыты. Физиологическая психология, благодаря которой психология в целом, продвинулась как наука была основана психологом, физиологом В. Вундтом. Его лаборатория экспериментальной психологии была открыта в 1832 г. Эмпирические методы исследования в психологии использовавшиеся Вундтом применяются в классической экспериментальной психологии:

  1. Метод наблюдения . Изучение поведенческих реакций и действий личности в естественных условиях и в условиях эксперимента с заданными переменными. Два вида наблюдения: интроспекция (самонаблюдение, взгляд внутрь) – необходимый элемент самопознания и отслеживания изменений в себе и объективное наблюдение – наблюдатель (психолог) отслеживает и регистрирует реакции, эмоции, действия за наблюдаемым человеком или группой людей.
  2. Метод эксперимента . В лаборатории (лабораторный эксперимент) – создаются специальные условия, нужные для подтверждения психологической гипотезы или отвержения ее. С помощью специальной аппаратуры, датчиков регистрируются различные физиологические параметры (пульс, дыхание, мозговая активность, реакции зрачка, изменение поведения). Естественный (природный эксперимент) проводится в привычных для человека условиях с созданием нужной ситуации.
  3. Опрос – предоставление информации человеком путем ответов на серию вопросов.
  4. Беседа – эмпирический метод основанный на вербальной коммуникации, в ходе которой психолог отмечает психологические особенности личности.
  5. Тесты – специально разработанные методики, включающие в себя ряд вопросов, неоконченных предложений, работу с изображениями. Тестирование на определенные темы помогают психологам выявить личностные особенности.

Эмпирический метод в экономике

Эмпирический или опытный метод в экономике предполагает познание реальности экономической ситуации в мире, осуществляется это с помощью инструментов:

  1. Экономическое наблюдение – осуществляется экономистами для целенаправленного восприятия экономических (хозяйственных) фактов, при этом активного воздействия на эти факты нет, наблюдение важно для построения теоретических моделей экономики.
  2. Экономический эксперимент – здесь уже включается активное воздействие на хозяйственное явление, моделируются разные условия в рамках эксперимента и изучается влияние.

Если взять отдельный сегмент экономики – товарооборот, то эмпирические методы товароведения будут следующими:

  • измерения при помощи технических устройств или органов чувств (метод-операции измерительные, органолептические;
  • обследование и мониторинг рынка (методы-действия).

Эмпирическое познание - это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос «как». Теоретическое же познание - сущностное познание, отвечающее на вопрос «почему», на вопрос о внутренних причинах явлений, что в конечном счете дает возможность управлять изучаемыми явлениями и событиями, ускорять их приход или, наоборот, отдалять и предотвращать их, а также предсказывать принципиально новые факты.

Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также - ив первую очередь - в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно, де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана прежде всего с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи. Остановимся на разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на рис.2. Эмпирические методы (наблюдение, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.) не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы (идея, гипотеза, теория) выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.

Рассмотрим особенности некоторых методов научного познания. Соотношение общенаучных методов также можно представить в виде схемы рис.3.

Рисунок 2. Методы эмпирического и теоретического познания


Рисунок 3. Соотношение общенаучных методов

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах («Все лебеди - белы»), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких- то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.

В процессе познания используется и такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования:

  • 1) Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта.
  • 2) Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением.
  • 3) Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
  • 4) Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер.
  • 5) Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания. С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки - идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно - экономическая формация, государство и т.д.

Рассмотрим методы теоретического познания. Идея как форма познания, прежде всего, есть единство объективного и субъективного. Объективная реальность не просто отражается в идее, но и как бы мысленно достраивается в ней, а именно: сущее достраивается до должного. «Идея - это есть «придуманный», «увиденный» (т. е. найденный пока лишь в сознании), возможный выход за пределы сложившейся противоречивой ситуации - за рамки существующего положения вещей и выражающих его понятий». В исходном пункте и в конце своего формирования идея - есть единство субъективного и объективного. А по отношению к теории она - ее зародыш и своеобразный мостик между эмпирическим и теоретическим. Идея выражает творческий, преобразующий характер человеческого мышления. Выражая потребности и интересы людей, она выступает программой и методом их теоретической и практической деятельности.

Гипотеза. Развитие идеи вначале с необходимостью принимает форму гипотезы. Человек движется от одного уровня освоения действительности к другому, и противоречие между этими уровнями заставляет искать все новые и новые идеи, пытаться их обосновать, систематизировать. И именно это противоречие и придает гипотезе объективный и совершенно необходимый характер. Иными словами, гипотеза принципиально неустранима из процесса развития познания. Гипотеза содержит в себе и достоверные и недостоверные, доказанные и недоказанные моменты. Этим она отличается от теории, которая носит достоверный, научно-доказанный характер.

Теория. Отмечая такие важные признаки теории, как системность, полнота, достоверность, формальная непротиворечивость, наличие совокупности выводов и т. д., важно подчеркнуть наличие в ней исходных понятий, на которых базируется все ее развитие, развертывание в некое единство многообразного, выявление всеобщих условий духовно воспроизводимой ею конкретной целостности.

И все же самое глубинное отличие теории от гипотезы и эмпирического обобщения заключено в особенности практики, лежащей в ее основе, задающей ей направленность развития и проверяющей ее выводы.

Конечно, практика и теория в своем развитии обусловливают и поддерживают друг друга, взаимодействуют друг с другом, однако не всякая практика порождает потребность в теории, а только практика, достигшая состояния целостной предметной деятельности, ориентированной не просто на преобразование вещей, естественных форм предметов, а на преобразование процессов, внутренних взаимосвязей систем этих предметов. Такая практика исторически формируется со времени возникновения капиталистического производства, а с ней возникает и наука как особая форма общественного сознания.

научный моделирование познание

Придуманное исследование не всегда проще реального. Есть темы с очевидными результатами. Например, тема «Исследование взаимосвязи стиля руководства и личностных особенностей руководителей среднего уровня в торговой сфере» позволяет легко придумать результат. Действительно, интуитивно будет понятно, какие личностные черты будут коррелировать, например, с авторитарным стилем руководства - уверенность в себе, жесткость, агрессивность и т.п. А с коллегиальным будут коррелировать общительность, дипломатичность и пр.

В то же время есть темы с неочевидным результатом. Например, «Исследование психологических особенностей IT-сотрудников с разным профессиональным стажем». «Из головы» ожидаемый и интуитивно понятный результат придумать трудно. Подобных исследований уже проведенных кем-то, скорее всего, нет. Так что в этом случае реальное исследование было бы удобнее.

Я всегда предлагаю клиентами, которые заказывают мне работы по психологии, провести реальное исследование. В этом случае я готовлю тесты и обрабатываю их по ключам, а клиент проводит собственно тестирование (рассылает тесты по почте или раздает лично испытуемым, потом заносит результат в Excel-таблицу и посылает ее мне).

Честно говоря, реальное исследование интереснее. При обработке данных всегда просыпается какое-то детское любопытство - что же там получится. В кандидатских диссертациях , которые пишу я, исследование всегда реальное.

Структура эмпирической главы диплома

В практической главе курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии излагаются результаты эмпирического исследования, и это изложение имеет определённую структуру:

  1. Методика эмпирического исследования.
  2. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования.
  3. Анализ результатов эмпирического исследования.

Эта структура, как правило, реализуется в названиях параграфов второй главы диплома по психологии:

1.1. Процедура исследования.

В этом параграфе описываются цель и задачи , гипотеза , выборка , а также психодиагностические методики . Все это берется из введения в неизменном виде, за исключением задач, из которых исключаются теоретические.

В этом разделе эмпирической главы диплома или курсовой по психологии приводится также описание психологических тестов . Оно должно включать указание автора теста и адаптации и описание психологических шкал.

1.2. Результаты исследования

В этом разделе практической главы диплома по психологии проводится так называемый качественный анализ данных (то есть не статистический). Приводятся диаграммы распределения показателей и сравнения средних значений . Приведенные в данном разделе эмпирической главы результаты очень часто не имеют особого смысла и даже не включаются в выводы. Однако наличие такого предварительного анализа данных обязательно.

Под таблицами с результатами статистических расчётов должен следовать текст, в котором полученные результаты будут описаны и проинтерпретированы.

1.4. Анализ результатов эмпирического исследования

Завершающий параграф эмпирической главы диплома или курсовой по психологии содержит обобщение и анализ всех полученных результатов. В этом разделе эмпирической главы можно провести интерпретацию результатов статистических расчётов . Можно сопоставить полученные данные с результатами аналогичных исследований, приводимых в литературе.

Перечисленные выше структурные элементы эмпирического исследования по психологии могут быть «упакованы» в параграфы, названные иначе:

1.1. Цель , задачи и гипотеза эмпирического исследования.

1.2. Выборка исследования.

1.3. Методики исследования.

1.4. Результаты эмпирического исследования.

1.5. Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования.

Как бы ни назывались параграфы эмпирической главы дипломной или курсовой работы по психологии, суть размещенных в ней информационных блоков остается неизменной:

  • Методологический раздел.
  • Раздел описания результатов.

  • 1. Определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач.
  • 2. Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез;
  • 3. Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала.
  • 4. Обработка эмпирических данных;
  • 5. Обсуждение и интерпретация данных;
  • 6. Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.
  • 1. Сбор эмпирического материала представляет собой ответственную часть исследования. Организационная работа и практическое проведение методик изучения требуют от исследователя ряда особых умений. Необходимо предусмотреть, чтобы объект исследования был доступен для практического контакта с ним в условиях, необходимых для изучения.
  • 2. Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства экспериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реальных условий.
  • 3. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители. Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязательно практическое владение соответствующей техникой сбора эмпирических данных, детальное знание методов и методик, которые используется.
  • 4. Обработка эмпирических данных исследования делится обычно на несколько этапов:
    • ? первичная обработка данных;
    • ? cоставление таблиц;
    • ? преобразование формы информации;
    • ? проверка данных;
    • ? cтатистический анализ данных;
    • ? анализ первичных статистик;
    • ? оценка достоверности отличий;
    • ? нормирование данных;
    • ? корреляционный анализ;
    • ? факторный анализ.

Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данных необходимо для повышения достоверности выводов научного исследования. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

Выбор метода статистического анализа полученных эмпирических данных -- очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать.

При выборе статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу измерения, которая использовалась при измерении показателей и других переменных -- например, возраст, состав семьи, уровень образования. В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом (то есть измерять). Следует иметь в виду, что в исследованиях могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы: вербальные и невербальные поведенческие реакции пол, уровень образования -- все это может рассматриваться в качестве переменных. Главное -- иметь четкие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.

При выборе статистического критерия нужно ориентироваться также на тип распределения данных, который получился в исследовании. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное распределение с большей вероятностью (но не обязательно) получается при выборках более 100 испытуемых (может получиться и при меньшем количестве, а может не получиться и при большем). При использовании параметрических критериев необходима проверка нормальности распределения.Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выборки испытуемых целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение данных. В некоторых случаях статистически обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5--10 испытуемых.

Во многих исследованиях осуществляется поиск различий в измеряемых показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих данных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна--Уитни, критерий х-квадрат (х2), точный критерий Фишера, биномиальный критерий .

Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимосвязи исследуемых показателей у одних и тех же испытуемых. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффициентом линейной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. Структура данных (и соответственно структура изучаемой реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.

Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математической обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна--Уитни, критерий Краскела--Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона, критерий Фридмана. Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния нескольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а переменные второго рода -- результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в котором предполагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого.

Во многих исследованиях выявляется значимость изменений (сдвига) каких-либо параметров и проявлений за определенный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона .

Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных. Прежде чем проводить статистический анализ эмпирических данных, полезно проверить, существуют ли критические значения, соответствующие количеству и типу ваших данных. В противном случае вас может ждать разочарование, когда ваши подсчеты окажутся напрасными по причине отсутствия в таблице критических значений при объеме выборки, которая у вас была.

После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить "ручную" обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера. Для компьютерной обработки наиболее популярны программы SPSS и Statistica.

Таким образом, использование статистических программ в компьютерной обработке на несколько порядков ускоряет обработку материала и предоставляет в распоряжение исследователя такие методы анализа, которые в ручной обработке не могут быть реализованы. Однако в полной мере эти преимущества могут быть использованы, если исследователь имеет необходимый уровень подготовки в этой области. Обычно, чем мощнее компьютерная программ (чем более широкие у неё возможности), тем больше времени она требует для освоения. Затрачивать время на её изучение при редких обращениях к мощному статистическому аппарату не совсем эффективно. Очень часто использование таких программ для решения даже несложных задач также требует определённой суммы умений.

  • 5. Для того, чтобы избежать лишних сложностей и временных затрат, гораздо эффективнее обратиться к профессионалам. Они качественно и профессионально проведут весь необходимый математико-статистический анализ данных вашего исследования: анализ первичных статистик, оценку достоверности различий, нормирование данных, корреляционный и факторный анализ и т.п.
  • 6. После проведения необходимого статистического анализа данных нужно соотнести полученные результаты с изначально поставленной гипотезой, с теоретическими обоснованиями авторов, которые исследовали данную тематику и предыдущими исследователями. Сформулировать выводы и проинтерпретировать полученные результаты.