Анализ «Анны Карениной» - параллелизм в композиции романа. Сочинение рассуждение — анализ романа «Анна Каренина Анна каренина анализ произведения герои

2004 г.

Идейно-художественный анализ произведения Л. Толстого «Анна Каренина»

Анализ художественного произведения подразумевает анализ идейного содержания и художественной формы.

тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Художественная форма включает:

детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);

Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);

стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности речи в целом.

В данной работе мы проведем идейно-художественный анализ произведения Л. Толстого «Анна Каренина»

Название романа Л. Толстого “Анна Каренина” имеет содержательно- концептуальную номинацию, поскольку Анна Каренина - это образ. В нем потенциально содержится информация о жизненных коллизиях героини, о её чувствах, мыслях, переживаниях. “Анна Каренина”, как это определяют литературоведы, “открытый роман”. Трагический конец рассматривается как продолжение идеи, воплощенной, вложенной Л. Толстым в это произведение. "Сюжет романа — неверная жена и вся драма, происшедшая от этого".

По началу Роман "Анна Каренина" был задуман как произведение на тему семейной жизни. Об можно судить по началу романа: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему", - так начинается роман Л. Толстого о трагическом жизненном конфликте Анны Карениной.

Главный конфликт между Анной и Карениным — в их взаимоотношениях, в их любви-ненависти, в понимании долга и ответственности, в присутствии- отсутствии простого человеческого сочувствия и сострадания к другому.

Параллельно проходит внутренний конфликт Левина. Суть которого заключается не в невозможности для человека современной цивилизации вернуться к естественным переживаниям, а наоборот, в осознании бессмысленности всего привычного общественного уклада, который Левин глубоко усвоил в своей деревне. Левин задал себе вопрос, вечный для русского интеллигента: этот порядок может спокойно существовать дальше и без меня; а зачем же он мне нужен? Что толку во всех моих хозяйственных заботах, если у меня всего одна жизнь, рано или поздно она придёт к концу, и на что же я свою жизнь трачу? Более того: внутренний конфликт в Левине имеет экзистенциальное происхождение. Левин был категорически несогласен с тем, что его индивидуальность не имеет сама в себе какой-то истины, какого-то основания, что она есть что-то эфемерное, что рано или поздно будет без остатка растворено во всеобщем. На этом уровне переживания Левина уже становятся общечеловеческими.

Левин нашёл-таки выход из экзистенциального тупика, и на этой оптимистической ноте завершается весь роман «Анна Каренина». Выход этот трудно выразить в чётких словах; это - скорее психологическое самоощущение, которое всегда было у Левина, но которое он ранее не осознавал разумом: ощущение того, что надо жить ради чего-то надиндивидуального, что не вмещается в субъективное осознание моих нужд и интересов.

Задумавшись о значении своей жизни, Левин тем самым вырвал себя из привычного круга повседневности; но в результате разрешения своего духовного конфликта Левин вернулся к тем же очевидным вещам, в которых он был воспитан, только теперь уже будучи разумным образом убеждённым в них.

В Романе Толстой хотел показать не только кризис старой семьи, которая основана на порой лживой общественной морали, но и, сделал противопоставление искусственной жизни в семье естественные отношения между супругами, пытался наметить пути выхода из этого кризиса.

Крайне необходимо отметить метаморфозу идеи произведения, которая заключается в том, что автор, намереваясь обличать одно явление, на самом деле борется с другим.

Как и многие его современники, Толстой, искал ответ на вопрос: что несет России капитализм, как отразится новый жизненный уклад на положении различных общественных классов, в особенности крестьянства

"Устами К. Левина в "Анне Карениной" Л. Толстой чрезвычайно ярко выразил, в чем состоял перевал русской истории... У нас теперь все это переворотилось и только укладывается... "Анна Каренина" — новый круп-ный шаг Толстого к вершинам реализма, новое крупное явление его пи-сательского мастерства, взволновавшее широкие круги общественности в России и за рубежом", - писал Достоевский в "Дневнике писателя".

В «Анне Карениной» Толстой уже «…с великой наглядностью разоблачал внутреннюю ложь всех тех учреждений, при помощи которых держится современное общество, церковь, суд, милитаризм, «законный» брак, буржуазную науку» и в тоже время силой и свежестью, присуще гениальным художникам, ставил вопросы, которые всегда будут волновать человечество: о любви, ее месте в жизни, семье подлинной и мнимой, вине и нравственной ответственности, тонких и сложных отношениях между людьми о значении крестьянского труда и трудовой морали, связи человека с народом и природой как необходимым условиям полноценной гармоничной жизни; вел читателя к раздумьями над самыми трудными вечными проблемами бытия: в чем смысл и цель человеческой жизни перед лицом смерти?

Драму своей героини Толстой показал не как личную, а как социальную. Ее причины связаны с законами ложного уклада жизни в дворянском обществе.

Образ Анны Карениной является, по терминологии Толстого, одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой» женщиной. Она отступила от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая судьба ее оказывается неизбежной.

Анна-это не идеальный и не отрицательный образ, а глубоко трагический. Гибель Анны трагична, потому что эта гибель прекрасного, совершенного человека. Она до конца отдалась охватившему ее чувству и заплатила за это ценой своей жизни. Здесь выражаются взгляды Толстого на вопросы морали. Толстой любит ее за правдивость, искренность, но он осуждает ее за разрушение семьи, за нарушение долга матери. Толстой убежден, что человек достоин счастья и должен стремиться к нему, но Толстой не признавал эгоистических страстей, во имя которых человек многое забывает и способен стать причиной несчастья других.

Левин один из любимых героев Толстого и относится к числу автобиографических образов. Он хочет в своем небольшом имении улучшить хозяйство, помочь крестьянам. Его жизнь противопоставлена разврату большого петербургского света. Он живет простой жизнью в деревне. Толстой считает его цельным человеком. На примере его судьбы Толстой пытается решить вопрос может ли помещик владеть землей, если он не работает.

В романе Толстого «Анна Каренина» автор использует различные художественные средства для психологического раскрытия образов: внутренние монологи, пейзаж, авторские комментарии, символику и др. Психологический портрет является одним из важнейших средств создания художественных образов. Толстой выделяет ту или иную деталь, черту в облике героя, без которой он впоследствии даже не мыслится. «Он ворочал всем тазом и тупыми ногами», «блестящие глаза, густые ресницы и красивое маленькие руки», «прекрасно выкормленное животное». Толстой дает прямую, ясную характеристику второстепенным героям (Варенька, адвокат Каренина, купец Рябинин). На этом фоне кажется, что главные герои романа как бы лишены портретных черт. Портреты героев, разумеется, есть, но они словно растворены в тексте или даны глазами других персонажей. Скорее всего это происходит потому, что автор хочет нарушать динамизма повествования, замедлять темп развития стремительных событий, поэтому и выделяет характерные черты своих героев по ходу действия. Но бывает и так, что Толстой не может обойтись без прямой портретной характеристики.

Описывая дела и дни Константина Левина, Толстой широко показал деревенскую Россию — Россию помещика и крестьянина. В романе показано, как в этот период жило русское общество, как ломались ""старые устои", утвердившиеся за долгие годы крепостничества.

Напротив жизнь Анны Карениной прошла в городе, и она чаще всего появляется в тех главах романа, где изображено московское и петербургское аристократическое общество, жизнь которого показана писателем как искусственная, далекая от настоящих человеческих интересов и целей, полная лицемерия и фальши.

Строение “Анны Карениной” может соперничать с композицией даже “Преступления и наказания”, может быть, самого стройного из русских романов.

Достаточно напомнить о зеркальном отражении начала и конца. Всё заверчивается вокруг измены Стивы, пустой и никого особенно не задевшей шалости мужчины, и одна из первых глав та, где Долли жалуется приехавшей как бы в роли морального авторитета всеми любимой Анне, вскоре “пошалившей” подобно брату. А в последних главах с Анной она, раздавленная и падшая, едет к Долли, столь несчастной в первом и благополучной в финальном разговоре.

Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку.

Говоря об особенностях стилистики произведения можно говорить Толстого, как о стиле "психологического реализма". Тенденция рассказывать или описывать что либо чрезвычайно подробно, обстоятельно, потребность распространяться обо всех мелочах, детализация этих мелочей. Другая характерная черта в стиле Толстого это - склонность к проповедническому или пророческому тону, что вызывает, в свою очередь, склонности философствования, обобщения. Его фигуры крайне индивидуальны, это в художественном смысле означает, что они, в сущности, не личности, а только носители отдельных человеческих качеств, черт, большею частью парадоксально скомбинированных. Личности эти текучи, границы между ними очерчены не резко, но резко выступают конкретные детали.

Анализ романа "Анна Каренина" Л. Толстого

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует "гулять"
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.
Н.А.Некрасов.

Роман «Анна Каренина» одно из величайших произведений русской литературы. В романе объединены черты, характерные нескольким видам романного творчества. В первую очередь произведение можно охарактеризовать как семейный роман . В центре сюжета жизнь и судьба нескольких семей. Семейные отношения и конфликты выдвинуты на первый план произведения. В тоже время через историю семейных отношений описывается множество социальных и общественных процессов, а судьбы героев раскрывают их внутренний мир, развитие их личности. Поэтому роман может характеризоваться и как психологический и социальный . Все слои органично вписываются в канву сюжета. Такая многоплановость также показывает черты романа-эпопеи, характерные и другим произведения Льва Толстого.

Роман пропитан духом своего времени . Читатель попадает на балы и светские салоны, знакомится с делами высокопоставленных лиц и чиновников, встречает идеи и вопросы, волновавшие общество. В романе также описывается жизнь простых крестьян и рабочих.
Роман построен на двух основных линиях - обличения светской и буржуазной жизни и культуры общества того времени(раскрытой через историю Анны, Каренина и Вронского) а также изображения патриархально - усадебного уклада жизни(история Левина и Кити).

Главной идеей романа стала «мысль семейная». На примерах судеб своих героев Толстой показывает примеры счастья и несчастья в семье и браке. Проблематика произведения - это вопросы о браке, любви и семье, рассматривает в связи с самыми разнообразными сторонами современной героям действительности, времени,когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные.

И все же в первую очередь роман захватывает своим сюжетом, историей драматической любви Анны и Вронского, чистой и романтической любви Левина и Кити. Толстой тонко и точно описывает нам характеры героев. По ходу произведения каждый персонаж не только раскрывает свой характер, но и меняется,развивается. Автор преподносит читателю множество своеобразных средств и приемов, таких как «внутренний монолог» и « психологический комментарий». С их помощью удается с особенной глубиной раскрыть внутренний мир героев.

Тема романа - это не только семейные отношения, но и множество общественных, социальных и философских вопросов. Роман « Анна Каренина» давно признан классикой русской литературы. Великий автор сумел соединить в романе множество судеб, сохранив при этом композиционную и художественную целостность, с тонкостью искусного психолога передать драматизм судеб героев, их переживаний и конфликтов.

Проблематика романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого

Семья, брак (роль семьи в жизни человека («мысль семейная» (Л. Толстой) поиски основ крепких семейных связей: «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему »).

Взаимоотношения родителей и детей (право женщины / мужчины в жизни за движениями своей души или долг перед членами своей семьи, прежде всего детьми - судьба Сергея Каренина и маленькой Ани.)

Место человека в обществе.

Смысл бытия.

Жизнь и смерть.

Обязанности и ответственности.

«Анна Каренина» начинается фразой, которая является психологическим ключом произведения:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Пафос романа состоит не в утверждении духовного единства между членами семьи, а в исследовании разрушения семей и человеческих взаимоотношениях.

Главная проблема романа развивается на примере нескольких семейных пар:
Анна + Каренин
Долли + Облонский
Китти + Левин
Во всех случаях автор так и не находит ответа на волнующие его вопросы: как живет человек в семье и в обществе, можно ли ограничиться только рамками семьи? В чем секрет человеческого счастья?

Семья «неправильная»:

Семья Анны и Алексея Карениных : построена из расчета, без любви. Муж старше на 20 рокив.

Семья Анны и Вронского : построена на любви, но не узаконена, поэтому не признается в обществе, осуждается. Становится бременем для всех: Вронский не может себя полностью посвятить семье; Анна страдает от изоляции в обществе, от разлуки с сыном, от ревности.

Семья Облонских: Стива постоянно изменяет, Долли вынуждена мириться

Семья «правильная»:

Семья Левина и Кити : основывается на любви и верности друг другу; имеют близкие взгляды на семейную жизнь

Долли полностью посвятила себя семье и детям, но не нашла счастья, потому что ее муж - Степан Аркадьевич Облонский постоянно изменяет ей, и не видит в этом ничего предосудительного. Для него нет ничего необычного в измене, и хотя он любит Долли и своих детей, он не понимает, что счастье и нормальные семейные отношения не могут быть построены на лжи. Долли решила сохранить семью и обман продолжается. Автор подчеркивает, что не имеет значение, изменяет ли ей Стива и дальше, главное - нарушено внутреннее духовное единство между людьми, каждый живет сам по себе, и руководствуется не велениями собственного сердца и не принципами христианской морали, а светскими законами, которые сами по себе противоречат природной морали.

Во внешне гармоничной семье Левина и Китти т оже нет счастья, хотя она и построена на взаимной любви. Замкнутый мир брака не дает Левину ощутить полноту жизни ответы на вопросы о смысле бытия. Не случайно в романе появляется образ поезда, ставший символом всей эпохи, которая неуклонно двигается на человека, угрожая его существованию. Поэтому семейная трагедия Анны Карениной - это закономерное отражение духовных и социальных противоречий времени.

В романе есть и другие семейные истории: матери Вронского, княжны Бетси и т.д. Но не в одной нет «простоты и правды». Фальшивой жизни аристократов противопоставляется жизнь народа, где еще сохранились настоящие ценности. Семья крестьянина Ивана Парменова живет намного счастливее богачей. Но, как замечает Левин, духовное разрушение проникло и в народную среду. Он наблюдает обман, хитрость, лицемерие среди крестьян. Все общество захвачено внутренней духовной гнилью, нарушены важнейшие моральные принципы, что приводит к драматичной развязке.

Особенность композиции романа в том, что в центре него - две истории, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной, и судьба дворянина Левина, который живет в селе и стремиться усовершенствовать хозяйство. Это главные герои романа. Их пути пересекаются под конец произведения, но это не влияет на развитие событий романа. Существует внутренняя связь между образами Анны и Левина. Эпизоды, связанные с этими образами, объединены между собой контрастом, или по закону соответствия, так или иначе, дополняют друг друга. Эта связь помогает автору продемонстрировать ненатуральность, фальшивость человеческой жизни.

Выделим образные центры в романе Л.Н. Толстого “Анна Каренина”:

Анна - Левин. Их объединяют желания, которые окружающим непонятны, и из-за этого они оба страдают.
Анна - Анна. С одной стороны - Анна с любовью - жалостью к мужу, с другой - с любовью - страстью к Вронскому. Общего между ними то, что ни в одном из случаев Анна не обманывает, для нее любовь и ложь несовместимы.
Долли - Кити. Их объединяет то, что они обе несчастны, хотя у обеих внешне счастливый брак. Долли несчастна из-за измены мужа, но ее несчастий никто всерьез не воспринимает, а Кити не понимает Левина, его устремлений.
Стива - Анна. Их также объединяет внешне счастливые браки и внешнее соблюдение приличий и правил общества. Разница в том, что Облонский эти правила принимает, живет по ним, а Анна нарушает, поскольку не может жить, обманывая себя.

И Каренин, и Анна были сиротами , не имели в детстве семьи. Вронский воспитывался в Пажеском корпусе, ведь мать, «светская львица», занималась только собой. Итак, навыки семейной жизни, семейные традиции не были в них заложены с детства, и это не способствовало созданию крепких собственных семей. Большое значение имело также развито не слишком развито чувство долга и многие другие факторы.

Анализ образа Анны Карениной в одноименном романе Толстого

Исследователи творчества Л. Н. Толстого утверждают, что большое влияние на писателя имел роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Лев Николаевич как будто рассуждал о том, что было бы с пушкинской Татьяной, если бы она не отказалась от претензий Онегина и нарушила свой долг перед семьей и мужем.

Да и внешний облик своей героини Л. Н. Толстой описывал, представляя старшую дочь А. С. Пушкина, Марию Александровну Гартунг (1832-1919).

Второй прототип героини Л. Н. Толстого - Анна Степановна Пирогова, которую несчастная любовь привела к гибели - она кинулась под товарный поезд.
Однако реальные факты действительности не определяли творческие замыслы писателя.
«Надо наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип», - говорил Л. Н. Толстой.

Анна Каренина - светская замужняя женщина, мать восьмилетнего сына. Благодаря своему мужу занимает высокое положение в обществе. Она живет, так же как и все из ее круга общения, обычной светской жизнью. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений, и это чувство усиливается после встречи с Вронским.

Любовь Анны и Вронского была не счастливой. Хотя они и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь.

Толстой как реалист и тонкий психолог объясняет трагическую обреченность любви Анны и Вронского не только внешними причинами - пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Писатель избегает однозначных характеристик героев.

Анна - свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое, бесовское». Ради страсти она забывает про свой материнский долг, не замечает страданий Каренина. Живя с Вронским, Анна не понимает его желания иметь совместных детей, создать настоящую семью. В финале произведения ее уже трудно узнать: она не растворяется всем сердцем в своих чувствах, не дарит себя любимому мужчине, а наоборот требует лишь безропотного подчинения и служения себе, хотя и не перестает любить Вронского.

Завершив рассказ о героине, Толстой не решил всех волнующих вопросов: кто виноват в ее смерти? Что толкнуло ее на самоубийство? Почему Анна не смогла довольствоваться браком с Карениным и новыми семейными отношениями с Вронским? Почему женщина, которая превыше всего ценила любовь, в конце концов, от нее и погибла? Автор не заканчивает роман гибелью Анны Карениной, он осознает, что трагический конец жизни героини - следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.

«Противоречивый образ Анны Карениной»

Краткий пересказ, краткое изложение содержания - переходи по ссылке.

Произведение «Анна Каренина» произвело на меня огромное впечатление. Это социально-психологический роман о жизни и любви, о счастье и несчастье. В нем прослеживаются судьбы главных героев: Анны Карениной, Алексея Вронского, Алексея Каренина, Кити, Левина.

Автор раскрывает душевный мир, психологию героев так мастерски, что драма читается с большим интересом.
В центре повествования судьба Анны. Она была женщиной из высшего общества. Вначале мы видим ее замужней женщиной, Анна — жена известного чиновника. У нее растет сын Сережа, живут они с мужем в достатке в большом и богатом доме. Мужа героиня уважает, хотя никогда сильных чувств к нему не испытывала. Все привычно и обыденно.

И вдруг в жизнь героини стремительно врывается неизведанная большая любовь к молодому успешному офицеру Вронскому. Первая встреча на перроне вокзала Санкт-Петербурга, куда Анна приехала, чтобы помирить распадающуюся многодетную семью своего гулящего брата (в итоге ее брат Стива остался со своей семьей, но по-прежнему любил погулять на стороне).

Знакомство с Алексеем, разговор с ним – все было для героини так трогательно, волнительно. Попавший под поезд сторож привел всех присутствующих в ужас, трепет, страх. И только звонок паровоза вернул всех в действительность. Но это событие глубоко запало в душу Анны.

Дальнейшая встреча с Вронским, посещение театра, вальсирование на балу окончательно вскружили голову Анны. Она и Вронский были очарованы друг другом. Внезапное нахлынувшее чувство захватило обоих.
Анну не пугали, а только раздражали упреки и нудные назидания мужа, он просил вести себя прилично, не показывать посторонним свою любовь.

Но случай на скачках все изменил. Когда конь Вронского упал, и они оказались с ним на земле, Анна, боясь, что Вронский покалечился или разбился, стала кричать, выражать смятение, панику. Это очень не понравилось Каренину.

К мужу Анна выражала полное безразличие. Лишь одно волновало ее – сын Сережа, который очень любил мать. После разрыва муж не разрешал Анне видеться с сыном.

Роман с Вронским скрывать было уже нельзя, и Анна переехала жить к Алексею. Обвенчаться они не могли, так как муж не давал развода. И Сережу тоже ей не отдавал. Объединить Вронского и Сережу было невозможным. Душевные терзания Анны усугубились еще и тем, что положение ее в обществе было двусмысленным. Свет не принял женщину, бросившую сына и мужа. Светские дамы смотрели на нее с презрением. Кроме того, Вронскому пришлось больше заниматься служебными делами, реже бывать дома. Анна страдала, ревновала, стала раздражительной, закрались подозрения в неверности Алексея. Ей стало казаться, что он разлюбил ее. Не спасло положения даже рождение дочери от Вронского. Анну все чаще стали посещать мысли о самоубийстве.
Каренин, боясь, что Анна умрет при родах, чего она и боялась, простил ее, оказался великодушным человеком.
Все страдали, назревала трагедия. Душевные терзания Анны достигли такой силы, что она решила броситься под поезд, надеясь, что Вронский пожалеет о том, что стал к ней холоден невнимателен.

Анна решилась на это и погибла под колесами поезда. Толстой показывает самоубийство как избавление от страдания. Я считаю, что она не должна была так поступать, ведь без матери остается не только сын Сережа, но и новорожденная дочь.

Вторая пара в романе – Кити и Левин. Вначале Вронский считался женихом Кити. Она его любила, ждала и отвергала ухаживания Левина, жившего в деревне. Но потом, поняв, что Вронский ее не любит, по-новому взглянула на молодого помещика, оценила его любовь к ней, деловые качества, сама его полюбила. Они обвенчались и уехали жить в деревню, и эта семья оказалась счастливой.

Произведение Л.Н. Толстого «Анна Каренина» вошло в золотой фонд классической литературы. Автор был психологом человеческих душ. Он так тонко и глубоко проникался в духовный мир героев, описывал их переживания, настроение. И мы вместе с ним ощущаем их страдание и боль.


На сегодняшний день существуют сотни интересных произведений. Мы с удовольствием их читаем, наблюдаем за главными героями. Но, зачастую, этого недостаточно. Вникая в новую историю, хочется почувствовать нечто новое. То, что заставит нас задуматься над важными вещами. Одним из таких шедевров по праву может называться роман Толстого «Анна Каренина».

Анализируя данное произведение, хотелось бы начать с самого автора. Ведь идея, сюжет, композиция, - все это зарождается в личности, которая жаждет донести нам что-то особенное. Весь роман передает нам переживания Толстого. На протяжении 50-60-ых годов автор задумывается над такими вещами, как смысл и цель жизни, судьба народа, жизнь и смерть, любовь, счастье, семья.

Так что не удивительно, почему, начав писать в 70-ых годах свой новый роман «Анна Каренина», он старался передать все свои мысли читателю.

Итак, в чем же суть произведения? Какую идею заложил автор? В первую очередь, хотелось бы заметить, что данный роман – это отнюдь не рассказ о семье. Об этом мы можем судить, рассматривая отношение критиков к Толстому. Первая волна отзывов была положительной. Ведь все считали, что данное произведение будет описывать дворянскую жизнь и говорить о «вечных» приданьях старины. Но чем больше глав выходило, тем большим становилось огорчение критиков. Что же так сильно не понравилось им в романе?

Ответ прост. Это та правдивость, с которой Толстой говорил о жизни в России. Их напугало то, как он проливал свет на самые потайные уголки дворянского общества. Вместо того чтобы восхищаться им, он открывал всю правду. Автор говорит и об аристократии, и о бюрократии. Дает характеристику интеллигенции, капиталистам и крестьянам. Мы видим, что Толстой открывает абсолютно все стороны жизни того времени.

Центральное место в романе занимает дворянство. Оно описывается очень реалистично. Толстой не боится показывать недостатки своего класса. Часто, даже использует сатиру. Идейно-тематический замысел автора – сравнение здоровой патриархальной среды с моральными принципами и развращенное светское общество, которое давно опустело внутри.

Далее хотелось бы обратить Ваше внимание на особенности композиции романа. Начинается он с интересной фразы: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Смысл ее в том, чтобы показать, как происходит разрушение в семье.

Весь роман состоит из анализа трех семейных пар: Анна и Каренин, Долли и Облонский, Кити и Левин. Рассматривая каждую семью, автор так и не смог сделать окончательный вывод и дать ответ о том, что же нужно делать, чтобы жить счастливо.

В первой паре мы видим, что Долли сделала все, для того чтобы ее семья была счастлива. Она посвятила всю себя мужу и детям. Но это не помогло. Облонский постоянно изменял, считая это обычным делом и не видя ничего предосудительного. Жена, хоть и все знала, не хотела рушить семью. Она была готова пожертвовать своим счастьем ради детей. Здесь Толстой показывает, что в семье часто каждый живет по-своему. Люди, соединив свои сердца, так и не научились быть одним целым.

В другой паре Левина и Китти тоже нет той семейной идиллии, о которой так мечтает каждый. Здесь они действительно любят друг друга, но такие отношения мешают им найти смысл жизни. Как будто какой-то замкнутый круг.

В романе также упоминаются семьи матери Вронского и княжны Бетси. Автор открывает всю правду жизни аристократов. Он говорит о том, что богачи забыли, что такое настоящие семьи.

Сразу за ними идет описание семьи из народа. Здесь еще осталось некоторые моральные ценности. Но, даже в этом мире, где деньги не испортили людей, есть место для лжи, лести, обмана и лицемерия. Толстой говорит о жизни, не скрывая ничего. Он описывает, как духовная гниль разрушила все те моральные принципы, которые так важны.

Композиция романа – это переплетенные судьбы Анны Карениной и дворянина Левина. Именно они являются главными героями. Их жизни в конце сталкиваются, но это никак не меняет печальную развязку.

А теперь, хочу обратить Ваше внимание на сюжетную линию романа, а также главную героиню Анну Каренину.

Анна Каренина – это жена богатого сановника в Петербурге. Ее образ выделяется среди других. И в этом, не только те прекрасные черты, которыми ее наделил автор, но и глубокая одухотворенность. Именно через ее размышления мы видим, что в светском обществе не хватает глубины. Она не ничего не чувствует к мужу, который является ярким представителем тех людей, которые в работе и деньгах стали черствыми и слишком рассудительными.

Жажда к чистому дала ей сил бросить мужа, сына, положение. Она смогла перейти к Вронскому. Но как только в нем стали охлаждаться чувства, нежная душа Анны задумывается о смерти: «Я хочу любви, а её нет, - думает Анна.- Стало быть, всё кончено». Во всех поступках Анны мы видим, что эта та женщина, которая руководится только чувствами.

Второй главный герой романа – это Алексей Вронский. Описать его можно следующей цитатой: «Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант, и вместе с тем - очень милый, добрый малый. Но более, чем просто добрый малый... он и образован, и очень умён». Вронский – это типичный представитель своего положения. Но, встретив Анну, он переоценивает свою жизнь и находит в ней много недостатков. Конечно, все его действия так и не смогли дать ему то, чего он хотел. Самоубийство Анны только усилило в нем пустоту. Он сам начинает задумываться над смертью.

Во многом все беды связаны именно с общественным положением героев. Толстой показывает, что все те интриги и сама жизнь богачей, не дает счастья.

Алексей Каренин, который является представителем бюрократического аппарата, описан с большой сатирой. Так автор высказывает свое отношения к этой системе.

Противоположным героем всему богатому обществу представлен Левин. Он активно показывает, как ему надоела эта жизнь с ложью и развратом. Он очень близок к народу. Он истинно верит, что только такая жизнь может подарить счастье. Даже думает о том, чтобы жениться на девушке из народа. Но он так и остался барином. Пытаясь наладить отношения с крестьянами, он не берет во внимание один факт, который просто рубит все с корнем. Это неравенство классов, которое в то время все решало. Образ Левина очень важен. В нем мы можем увидеть самого автора, который также в 70-ые года пережил серьезный нравственный кризис.

Толстой в этом романе не просто лицо, которое поведало нам о жизни дворянства. Это и философ, и моралист, и реформатор. Он поставил перед людьми несколько очень важных вопросов, на которые старался ответить. Через Левина, он показал, как сам искал смысл.

После окончания «Войны и Мира» Л.Н. Толстой продолжает интересоваться историей декабристов, затем, увлекаясь событиями начала века, думает писать исторический роман об эпохе Петра 1. В 70-е годы Л.Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна Степановна Пирогова. Незаконная жена соседнего помещика Бибикова. Семья Толстых хорошо знала погибшую женщину, и ее трагическая судьба нашла отзвук в романе «Анна Каренина». Толстой работал над новым романом более четырех лет - с 1873 по 1877 год. Выдвинутая поначалу тема семьи оказалась связанной с общественными, социальными, философскими вопросами; произведение разрослось до большого социального романа, в котором отразилась современная писателю жизнь. Толстой строил роман «Анна Каренина» в двух планах: обличения городской жизни и буржуазной культуры (линия Анны - Каренина - Вронского) и изображения патриархально-усадебной жизни (линия Левина - Кити).

В Москве, на вокзале Николаевской железной дороги граф Алексей Кириллович Вронский встречал приезжающую из Петербурга мать. В ожидании поезда он думал о юной Кити Щербацкой, о ее любви к нему, от которой он «сам себя чувствовал лучше, чище». «Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее.... Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то». Это была Анна Аркадьевна Каренина. Встретившись случайно, Анна и Вронский не могут забыть друг друга.

Анна Каренина - замужняя женщина, мать восьмилетнего сына; она понимает, что Вронский не может и не должен интересовать ее. Однако на московском балу наблюдавшая за ней Кити видит, что «Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения...» Анна принимает решение покинуть Москву и вернуться домой, в Петербург, чтобы не встречаться с Вронским. Свое решение она выполнила, и на другой день брат провожал ее в Петербург. Но на остановке в Бологом, выйдя из вагона, Анна встретила Вронского.

« -Я не знала, что вы едете. Зачем вы едете? - сказала она... И неудержимая радость и оживление сияли на ее лице.

Зачем я еду? - повторил он, глядя ей прямо в глаза, - Вы знаете. Я еду для того, чтобы быть там, где вы, - сказал он, - и я не могу иначе.

Он сказал то самое, чего желала ее душа, но чего она боялась рассудком. Она ничего не отвечала, и на лице ее он видел борьбу». Смятение и тревогу в душе Анны писатель подчеркивает описанием разбушевавшейся природы. «И в то же время, как бы одолев препятствие, ветер посыпал снег с крыш вагонов. Затрепал каким-то железным оторванным листом, и мрачно заревел густой свисток паровоза. Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь».

Эта встреча решила судьбу Анны. Как ни старалась она, вернувшись домой, жить по-старому, ей это не удавалось. Любовь к Вронскому заставила ее по-другому взглянуть на свою супружескую жизнь. «...Я поняла, что не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить»,- думает Анна. Неумение обманывать, искренность и правдивость вовлекают ее в тяжелый конфликт с Карениным и светской средой.

Судьба Алексея Александровича Каренина - мужа Анны, несомненно, трагична, и многое в ней заставляет жалеть его. Каренин не «злая машина», как в порыве отчаяния называет мужа Анна. Толстой показывает его искренность, человечность в сцене примирения с женой. Даже Вронский признает, что в минуту примирения Каренин был «на недосягаемой высоте». Правдиво раскрывая всю тяжесть человеческих переживаний Каренина, Толстой вместе с тем глубоко анализирует его отношение к жене и его поведение. Уже не молодым человеком Алексей Алексеевич встретился с Анной Аркадьевной, которая была на 20 лет моложе его.

«Он сделал предложение и отдал жене все то чувство, на которое был способен». Создав ту «обстановку счастья», которая вошла у него в привычку, Каренин вдруг обнаружил, что она «нелогичным» образом поломалась. Толстой сравнивает Каренина с человеком, который спокойно прошел по мосту и вдруг увидел, «что этот мост разобрали и что там пучина». Пучина эта была - сама жизнь, мост - та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович. «Живые, естественные чувства Каренин проверяет понятиями и нормами, установленными государством и церковью». Узнав об измене Анны, он после «странного чувства физической жалости к ней», почувствовал, что его занимал теперь вопрос о том, «как наилучшим, наиприличнейшим, удобнейшим для себя и потому справедливейшим образом отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни». Но он, несомненно, эгоист, так его вовсе не интересует, почему Анна изменила, его не волнует, что Анна несчастна с ним, ему необходимо лишь отряхнуться от грязи. Он достойный сын среды, в которой вращается. Однако методичность, осторожность, безжизненная систематичность - черты, характерные для высших кругов бюрократической среды - оказались бессильны в столкновении с жизнью.

Вронский страстно полюбил Анну, это чувство заполнило всю его жизнь.

Аристократ и джентльмен, «один из самых лучших образцов золотой молодежи петербургской», он защищает Анну перед светом, принимает на себя самые серьезные обязательства по отношению к любимой женщине. Решительно и прямо «объявляет он брату, что смотрит на свою связь с Карениной, как на брак...» Во имя любви он жертвует военной карьерой: выходит в отставку и вопреки светским понятиям и нравам уезжает с Анной за границу. Чем больше Анна узнавала Вронского, «тем больше она любила его»; и за границей она была непростительно счастлива. Но «Вронский, между тем, несмотря на полное осуществление того, что он желал так долго, не был вполне счастлив... Он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска».

Попытки заняться политикой, книгами, живописью не дали результатов, и, в конце концов, уединенная жизнь в итальянском городе показалась ему скучной; было решено ехать в Россию.

Открытую связь Анны и Вронского светское общество прощало Вронскому, но не Анне. Все дома прежних знакомых были для нее закрыты. Вронский же, найдя в себе силы пренебречь предрассудками своей среды, не порывает окончательно с этой средой даже тогда, когда светское общество стало травить любимую им женщину. Военно-дворцовая среда, в которой он долгое время вращался, повлияла на него не менее чем служебно-бюрократические сферы на Каренина. И как Каренин не мог и не хотел понять, что делалось в душе Анны, так и Вронский был очень далек от этого.

Любя Анну, он всегда забывал то, «что составляло самую мучительную сторону его отношения к ней, - ее сына с его вопрошающим, противным, как ему казалось, взглядом. Мальчик этот чаще всех других был помехой их отношений». В сцене свидания Анны с сыном Сережей Толстой с непревзойденным мастерством художника-психолога раскрыл всю глубину семейного конфликта. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Ее любовь и материнское чувство - два великих чувства - остаются для нее несоединенными. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным - как о безупречной матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: «Я все та же.... Но во мне есть другая, я ее боюсь, - она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся».

Чувства любящей матери к оставленному ребенку, страсть к Вронскому, протест против ложной морали высшего общества и неопределенность положения образуют в судьбе Анны узел противоречий, который она не в силах развязать. Трагически звучат ее слова, обращенные к Долли Облонской: «... я не жена; он любит меня до тех пор, пока любит...» «Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа - Сережу и Алексея.... Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно...» И когда Анна поняла, что ее страстной любви недостаточно для счастья Вронского, и он, для которого она пожертвовала сыном, « все больше и больше хочет уйти от нее», она осознала свое положение как безвыходное, как трагический тупик.

Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам».