Роль русского языка в формировании общероссийской гражданской идентичности в полиэтничном регионе (на примере Башкортостана). Современные проблемы науки и образования



ВНИМАНИЕ! Уважаемые коллеги, по техническим причинам секция 5 "С оздание специальных условий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" переносится на 24 августа 2017 года. Место проведения: ДК Железнодорожников. Всем зарегистрированным участникам будет сделана рассылка на электронную почту.

Министерство образования Калининградской области совместно с Калининградским областным институтом развития образования 18 августа 2017 года проводит Межрегиональную конференцию «Русский язык как основа гражданской идентичности» (далее – Конференция). В программе Конференции запланировано пленарное заседание, панельная дискуссия, а также тематические секции.

Место проведения : театр эстрады «Янтарь - Холл», г. Светлогорск, ул. Ленина, 11

Участники: руководители образовательных организаций, организаций культуры и спорта, представители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, педагогические работники, представители общественных организаций

С предварительной программой конференции вы можете ознакомиться . Обращаем ваше внимание, в программу могут быть внесены изменения, последняя дата обновления: 15.08.2017


Встреча гостей, показательные выступления воспитанников школы Самбо, демонстрация моделей школьной формы

Рассадка гостей в концертном зале «Янтарь - холла»

Открытие конференции.

Приветствия почётных гостей.

Церемонии награждения педагогических работников региона региональными и отраслевыми наградами, награждения победителей областных конкурсов «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «За нравственный подвиг учителя».

Творческое поздравление победителей конкурсов профессионального мастерства

Пленарная часть конференции. Доклады по теме конференции.

Кофе-пауза, переход к месту проведения секционных заседаний

Работа секций

Секция 1. Обучение русскому языку: от функциональной грамотности к культуре коммуникации.

Секция 2. Портрет современного педагога: слагаемые роста.

Секция 3. Сетевое взаимодействие как ресурс для обеспечения физического воспитания детей и молодежи. Проект «Самбо в школы».

Категория участников: руководители общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, учителя физической культуры образовательных организаций, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели организаций дополнительного образования.

Секция 4. Воспитательные технологии: что подходит современному школьнику? Возможности РДШ.

Ведущий: Гоман Сергей Станиславович, директор ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей»

18 августа 2017 года в театре эстрады «Янтарь-холл» Светлогорска состоялась Межрегиональная августовская педагогическая конференция «Русский язык как основа гражданской идентичности». Мероприятие организовано: Министерством образования правительства Калининградской области и БФУ им.И.Канта.
Участники: руководители образовательных учреждений региона, организаций культуры, представители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, педагогические работники, представители общественных организаций.

Гостей и участников конференции приветствовала Ольга Юрьевна Голодец , заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:

«Мне очень приятно, что подготовку к учебному году мы начинаем здесь, в уютном Светлогорске. Вы - педагоги Калининградской области - задаете высокую планку всей России. В этом году в школы России пойдут 7 млн. 443 тыс. учащихся. В первые классы придет на 40% больше детей, чем в прошлом году. В Калининградской области число учащихся тоже прирастает. Образовательная инфраструктура в регионе развивается очень успешно. Ваш молодой врио губернатора очень четко и твердо ставит задачи перед федеральным центром. И мы готовы помогать тем, кто развивается! Я с удовлетворением отмечаю, что те задачи, которые казались сложными и невероятными, в КО уже решены: очередь детей в детсады практически ликвидирована; введены новые ФГОСы. В федеральном рейтинге топ-500 присутствует 5 калининградских школ. Мне приятно отметить, что семь школьников из Калининграда и области представляли Россию на международных соревнованиях по разным школьным предметам. Это свидетельствует о высоком уровне школьного образования в регионе. Мне хочется пожелать вам успехов в новом учебном году!»

После слов приветствия Ольга Голодец объявила Благодарность Президента Российской Федерации за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность объявлена временно исполняющей обязанности министра образования Калининградской области Светлане Сергеевне Трусеневой.

Временно исполняющий обязанности Губернатора Калининградской области Антон Андреевич Алиханов приветствовал педагогическую общественность региона и вручил медали «За заслуги перед Калининградской областью» выдающимся педагогам региона.


Антон Алиханов :

«Дорогие друзья, Ольга Юрьевна, я помню наше перовое знакомство, вы поставили жёсткие задачи. И вот сегодня мы вас повезем в школу, которую построили совместными усилиями. Спасибо вам большое за поддержку, мы достигли определенных успехов, они стали заметны уже на российском уровне. Мы не будем останавливаться, будем продолжать. Сегодня мы занимаемся образованием комплексно - хотим выстраивать систему от детского сада до вуза и даже дальше. Вот только, что мы обсуждали, какой проект мы реализуем в рамках «Кванториума», когда школьники 9 – 11 классов уже практически находят себе работу и понимают, как им двигаться дальше по профессиональному пути. Мне хочется пожелать сегодня всем присутствующим, никогда не останавливались на достигнутом. Спасибо большое вам за работу и самого доброго вам!»


Торжественную церемонию награждения участников областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года» провели Светлана Трусенёва, временно исполняющая обязанности министра образования Калининградской области, и Андрей Павлович Клемешев, ректор БФУ им.И. Канта.
В конкурсе 2017 года принимали участие 28 учителей из всех 22 муниципальных образований области.

Лауреатами конкурса «Учитель года» стали:

Вериногов Алексей Федорович, средняя общеобразовательная школа

№ 50, города Калининграда, учитель истории и обществознания

Напреенко Максим Геннадьевич Гимназия «Вектор» города Зеленоградска, учитель биологии

Сидоренко Александр Александрович средняя общеобразовательная школа города Ладушкина, учитель истории и обществознания

Кучер Виктория Владимировна гимназия города Гурьевска, учитель иностранного языка

Микаилова Юлия Сергеевна средняя общеобразовательная школа

№ 50, города Калининграда, учитель биологии

Киселёв Андрей Александрович учитель физической культуры средней общеобразовательной школы города Зеленоградска

Победителя областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2017» награждали: Ольга Голодец и Антон Алиханов. Им стал Алексей Михайлов - учитель немецкого языка лицея «Ганзейская ладья».

Алексей Михайлов – выпускник БФУ им. И. Канта, он с отличием закончил университет по специальности «теория и методика преподавания иностранных языков и культур, немецкий язык и литература» в 2006 году. Поздравляем с высоким званием «Учитель года»! Партнёр.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А.Вяземский

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. В православной гимназии сосредоточена не только духовная, но и гражданская, интеллектуальная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской и культурной идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое (общая судьба);

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у гимназистов предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с обучающимися; живой русский язык становится универсалией школьной жизни.

Основой формирования гражданской и культурной идентичности является русский язык. Очень важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузина Любовь Владимировна

Негосударственное образовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

Учитель русского языка и литературы

Русский язык как основа культурной и гражданской идентичности.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А.Вяземский

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. В православной гимназии сосредоточена не только духовная, но и гражданская, интеллектуальная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской и культурной идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое (общая судьба);

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у гимназистов предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с обучающимися; живой русский язык становится универсалией школьной жизни.

О сновой формирования гражданской и культурной идентичности является русский язык. Очень важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке » и дидактический материал : упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений гражданских чувств. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Работа над формированием гражданской и культурной идентичности в каждом классе различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим
о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Воспитание гражданственности и культурных ценностей проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор
дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют культуру и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.)
– Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять ; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило ; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в
соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм . Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны » (5 кл.); др.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например:
Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «культура, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть гражданином своей страны». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам Родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.

Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно - христианские добродетели. См.приложение1

При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

В текстах диктантов, изложений нашло отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе , в летописи «Повести временных лет», текст которой мы изучаем на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве». В изучении текста «Житие Сергия Радонежского» Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, православный народ отмечает его память.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, при изучении темы: «Обособленные приложения и определения, вводные слова» в 8 классе провожу выборочный диктант по тексту пересказ Житие Сергия Радонежского Бориса Зайцева)

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело - этою чертой отмечена вся его жизнь.

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 5 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения: 1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет. Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и гражданские чувства, и нравственные качества.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Задание к этому тексту: 1. Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их. Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д

Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного» и так далее. На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови ошибку»: даю возможность детям поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска школьники могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения.

Я считаю своей главной задачей в преподавании русского языка в гимназии разбудить душу ребенку и создать благодатную почву для воспитания добрых чувств любви к Родине, к культуре и православной вере.
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные и гражданские устои жизни.

Использованная литература:

«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

(А.Я. Данилюк, В.М.Кондаков, В.А.Тишков, М. :Просвещение, 2009)

1.Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского

языка и литературы

Черникова П.В., учитель русского языка

и литературы Старохмелевского филиала

МБОУ Новоникольской СОШ

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее

и вы увидите, что окажетесь не в состоянии

совершить дурной поступок.

Конфуций

21 век – век высоких технологий, время информационного общества.

Люди покоряют вселенную и передают информацию со скоростью света.

Возможности информационных технологий сегодня достигли таких высот,

куда не заглядывали даже научные фантасты. В системе школьного

образования наблюдается смещение акцентов в сторону дисциплин

естественнонаучного цикла.

Что делать, если глобальная компьютеризация проникла в сознание

школьника? У него нет времени, а порой, к сожалению, и желания, пойти в

библиотеку или дома взять с полки книгу и почитать ее. У него нет времени

задуматься о «разумном, добром, вечном».

«Печально я гляжу на наше поколенье!» – сказал бы сегодня

М.Ю. Лермонтов.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло

своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Во

второй статье Закона РФ говорится: «Государственная политика в области

образования основывается на одном из принципов: гуманистический

характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и

здоровья человека, свободного развития личности, воспитание

гражданственности и любви к Родине…».

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача

защиты и развития национальных культур, регионально-культурных

традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают

значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным

средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества считается одним из

основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это

стремление к возвышенному, прекрасному, позволяющему постичь

подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-

нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-

нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной,

внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе

образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Такимобразом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы

формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов,

развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми

моральными нормами. Современная молодёжь настроена враждебно к

«консервативным» взглядам своих родителей. Такие понятия, как

патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у детей негативные

эмоции.

Воспитать – значит способствовать формированию сердечного

человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как

можно раньше, воспитывать чуткость ко всему Божественному, волю к

духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию,

отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться

равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Оставаться

Человеком.

Главной задачей духовно-нравственного воспитания является процесс

становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а

результат его во многом зависит не только от мастерства педагога, но и

родителей.

Современная школа пытается влиять на мировоззрение учащихся,

способствовать их духовно-нравственному становлению, решение проблем,

связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию

такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной

морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко

осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу

внутреннего влечения к добру.

Первоочередной задачей учителя-словесника является духовно-

нравственное воспитание школьника, способствующее формированию

личности ученика. Поэтому я работаю над темой: «Духовно-нравственное

воспитание школьников на уроках русского языка и литературы». Также

уделяю внимание формированию развитию речи учащихся, развитию

творческих способностей обучающихся.

К большому сожалению, многие ученики не могут и не хотят

грамотно говорить. И многих из них это устраивает. Остаётся

«невостребованным» духовный опыт, оставленный нашими замечательными

художниками слова: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Чеховым,

Достоевским, Толстым… А задача учителя – «достучаться» до сердца, души

ребёнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного.

Роль классической литературы в духовно-нравственном воспитании

подростков просто неоценима, она способствует нравственному

воспитанию, воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки,

патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим, позволяет

организовать досуг детей.

В воспитании духовно-нравственных качеств использую различные

формы проведения уроков: урок-диалог, урок-исследование, урок-

творческая мастерская, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их

моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.

Во время учебной деятельности при изучении различных тем я

использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных

принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы

помочь ученикам осмыслить, осознать сущность нравственного понятия,

необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими

близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы»,

«Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность

нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими,

близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать

эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например:

сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание,

любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть,

благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины,

порядочность, угрызение совести и т.д.

При подготовке к урокам русского языка стараюсь подбирать тексты,

предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества

учащихся. Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания

учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа,

фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить

детям.

Наряду с уроками русского языка воспитывать нравственные качества

мне помогают и уроки литературы, где просто и доступно даются ответы на

многие вопросы: «Что такое добро и зло? Как очиститься от дурных

помыслов? Как научиться жить среди людей?»

Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения-

рассуждения о таких нравственных понятиях, как совесть, честь,

милосердие, сострадание, благородство. Меня всегда волнуют творческие

работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: «На

правильном пути стоят мои дети».

Вопросы нравственности также можно рассмотреть на примере

произведений А. Платонова, Б. Васильева, В. Распутина, В. Астафьева,

В. Белова, С. Алексеева, А. Костюнина. Их произведения не относятся к

разряду «легкой» литературы, позволяющей расслабиться, забыться, уйти от

проблем. Напротив, они погружают читателей в самые болевые проблемы

времени: убывание добра, безверие, отсутствие духовности,

безнравственность. Эти писатели пишут правду, взывают к проблемам

направляют нас к вечным ценностям.

В качестве завершения работы с этими авторами учащимся

предлагается написать сочинения-рассуждения (например «Уроки

нравственности в …»)

Предполагается, что учащиеся будут знать традиции народа,

выработают навык составления собственной родословной, будут

ориентироваться в понятии «духовные ценности», разовьют осознанноеотношение к духовному наследию страны. Учащиеся смогут уверенно

ориентироваться в основных понятиях нравственной культуры, осознавать

ответственность за собственную жизнь, здоровье, за благополучие близких,

усвоят нравственные нормы поведения, будут уверенно разбираться в

терминах «нравственность», «нравственная культура», «нравственный

подвиг».

Работая над формированием духовно-нравственных ценностей

учащихся, большое внимание уделяю словесному творчеству учащихся,

развитию их творческих способностей.

Серьёзное внимание в работе с учащимися уделяется воспитанию

православной культуры – одной из составляющих духовно-нравственного

воспитания. Убеждена, что детям необходимо привить навыки нравственного

самоанализа, дать возможность открыть внутренний мир своей души.

Огромная работа учителя по духовно-нравственному воспитанию

подрастающего поколения невозможна без взаимодействия с семьёй ученика.

Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определённых

нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет

достойным гражданином общества. А мы, педагоги, всегда готовы к

сотрудничеству с семьёй в деле духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения: не равнодушного, ответственного, честного,

трудолюбивого, с активной гражданской позицией.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле,

поэтому нужно внешнее воздействие образовательной среды. Духовно-

нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является

важным средством формирования у дет


1

Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности учащихся при изучении курса «География России». География относится к числу учебных предметов, располагающих большими возможностями для формирования гражданской идентичности. Анализ литературы по данной проблеме показал, что понятие «гражданская идентичность» имеет территориальный (географический) смысл и рассматривается как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства. Выявлено, что основная часть содержательной нагрузки по реализации гражданской идентичности приходится на курс «География России» (VIII–IX классы), который способствует формированию гражданственности и патриотизма. Основной целью курса «География России» является воспитание географической культуры личности, направленной на становление гражданина России, активно участвующего в решении ключевых проблем своего государства. Основу организации учебной деятельности для формирования гражданской идентичности должно составлять использование современных образовательных технологий.

1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Гусельцева М.С., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загладина Х.Т., Терехова Е.С., Глебкин В.В., Левит М.В. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. - М., 2012. – 247 с.

3. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. -2010. - № 5-6. - С. 140–142.

4. Иванова Н.Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. -2008. - № 2. - С. 87.

5. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 93–99.

6. Санина А.Г. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятельностный аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. -2010. - Сер.12. Вып. 4. - С. 289–294.

Проблема формирования гражданской идентичности школьников - одна из важнейших составляющих системы жизненного и гражданского самоопределения личности. В условиях кризисного состояния общества средства массовой информации и Интернет в большом масштабе оказывают воздействие на сознание современной молодежи. В рамках информационного пространства отчетливо просматриваются тенденции, направленные на формирование гражданской идентичности через представления о национальной культуре, истории и географии, ощущения причастности каждого молодого человека к социуму. В условиях неблагоприятного воздействия социальной среды у молодежи значительно возросли интересы сугубо личностного, прагматического характера, при этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, межнациональная толерантность и др. Социологические исследования, проведенные независимыми экспертами (Институтом социологии РАН, ВЦИОМ, АНО Левада-центр), касающиеся нравственных убеждений учащейся молодежи, свидетельствуют о негативном отношении к понятиям «толерантность», «ответственность перед обществом», «гражданский долг», об отрицании гражданских ценностей и патриотических идеалов. Решение проблемы формирования гражданской идентичности учащихся в контексте общего образования обеспечивает достижение таких личностных и социальных качеств, как осознание школьником себя гражданином Российской Федерации, укрепление российской государственности, рост конкурентоспособности российского общества, снижение риска распада Российской Федерации на отдельные территории по этническим, конфессиональным или региональным параметрам.

В нормативных документах по гражданскому образованию и воспитанию в Российской Федерации показано, что приоритетными задачами современной школы являются: развитие гражданской компетенции личности; формирование у школьников основополагающих ценностей культуры, определяющих гражданское самосознание, т. е. становление общероссийской гражданской идентичности в контексте значимости российской и мировой культуры.

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что понятие «гражданская идентичность» имеет территориальный (географический) смысл и рассматривается как «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, где феномен сознания является признаком гражданской общности» .

Исследователями определена структура гражданской идентичности. Она включает следующие компоненты: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностный (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности), эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности), поведенческий (реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость). Результатом сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности является знание о принадлежности к гражданской общности, представление об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения (территориальных, культурных, политических и т.д.), о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входят образ государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Личностный смысл факта своей принадлежности к определенной общности в системе ценностных предпочтений определяет ценностный компонент. Важнейшим составляющим эмоционального компонента является чувство гордости за «свою страну», которое представляет собой индикатор, определяющий отношение учащихся к гражданской принадлежности как к ценности. Предложенная учеными структура гражданской идентичности определяет следующие требования к результатам формирования гражданской идентичности, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности. В рамках когнитивного компонента: создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; формирование образа социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников, знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей .

География относится к числу учебных предметов, располагающих большими возможностями для формирования гражданской идентичности. Уникальность географии, ее роль в формировании личности школьников достаточно полно отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Так, в стандарте отмечается, что важнейшими личностными результатами являются ценностные ориентации выпускников школы, гармонично развитые социальные чувства и качества: любовь к родному краю, к своей области, к стране, уважение к культурно-историческому наследию, национальным традициям и жизни других народов, патриотизм.

Основная часть содержательной нагрузки по реализации гражданской идентичности приходится на курс «География России» (VIII-IX классы), который способствует формированию гражданственности и патриотизма, любви к Родине и ответственности за ее прошлое, настоящее и будущее. Уникальность курса заключается в том, что он сочетает естественные и общественные ветви знаний, позволяя знакомить школьников с особенностями природы, административно-территориальным делением, государственными границами, размещением населения и хозяйством своей страны.

Основной целью курса «География России» является воспитание географической культуры личности, направленной на становление гражданина России, активно участвующего в решении ключевых проблем своего государства. Изучение данного курса способствует формированию географического образа родной страны, особенностей ее природы, знания о народах, проживающих на территории России; культурных особенностях общественного производства, новых тенденциях в развитии производства в каждом из федеральных округов, взаимосвязи всех территориальных единиц России; обеспечивает формирование эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности.

Изучение географии своей местности, района проживания опирается на использование регионального компонента школьного географического образования. Это позволяет учитывать наряду с региональными особенностями и особенности национальных культур. Пограничный характер российской культуры влияет на поликонфессиональность и полиэтничность, готовность к диалогу культур.

Особенностями содержания курса «География России» являются: ориентация курса на личность учащегося, приоритет его индивидуальности, при которой ученик является субъектом познания; развитие личностной ориентации по географическим проблемам России, уважения к ее исторической судьбе, уверенности в будущем; толерантное отношение к людям разных национальностей; создание целостного образа многоликой страны; включение учащихся в различные виды деятельности.

Современное школьное географическое образование должно в полной мере использовать все современные ресурсы и технологии формирования личности подростка. Основу организации учебной деятельности для формирования гражданской идентичности должно составлять использование современных образовательных технологий. Анализ современной научно-методической литературы показал, что наиболее распространенными педагогическими технологиями формирования гражданской идентичности являются коммуникативные (технология «Дебаты», беседа, диспут) и деятельностные (проектная деятельность социальной направленности технология коллективно-творческих дел) технологии обучения.

Наиболее востребованной на сегодняшний день в плане формирования гражданской идентичности является технология проектной деятельности. Проекты «Я - гражданин России!», «Я родился в России», «Национальные символы России», «Отечество мое Нижегородское», «Место, где мне хорошо», «Горжусь тобой, мое село», «О чем рассказала улица», «История моей семьи в истории России» и иные оказывают мощное воздействие на эмоциональную сферу подростка. Данная технология позволяет на основе личностно-деятельностного принципа обучения принять проблемы современного российского общества и осознать школьникам себя частью России, а значит, сформировать гражданскую идентичность.

Организация коллективного творческого дела является еще одной технологией, способной создать прочный фундамент для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. Технология коллективно-творческого дела, автором которой является И.П. Иванов, рассматривает «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи технологии лежит развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, гражданского неравнодушия, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию. Введение настоящих коллективных творческих дел в школьный курс «География России» - это новый подход к формированию гражданской идентичности и гражданско-патриотическому воспитанию. Для реализации КТД (коллективных творческих дел), которые носят патриотический характер, необходима конструктивная и позитивная деятельность, опирающаяся на коллективное авторство (не «нам организовали и провели», а «мы организовали и провели»).

Рассмотренные технологии, на наш взгляд, являются наиболее эффективными для формирования гражданской идентичности при изучении школьного курса «География России». Они позволяют воздействовать на когнитивную и эмоционально-деятельностную сферу личности подростка.

Таким образом, гражданская идентичность - это формирование чувства долга и ответственности за свою страну, осознание принадлежности к великому народу, ориентация на высокие нравственные ценности. Это долгий и кропотливый процесс, и значительная роль в нем принадлежит школьному курсу «География России».


Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Беляева Т.К., Пухова А.Г., Солодова Н.Б. КУРС «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20093 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Содержание

инновационного проекта

«Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы».

Руководитель проекта

Зарюта Евгения Владимировна – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Воскресеновка

Актуальность проекта

Формирование гражданской идентичности личности школьника является одним из важнейших путей развития ценностной сферы. Идентичность (от лат.Identicus – одинаковый, тождественный) означает уподобление себе подобным, одинаковость, совпадение с чем-либо. Процесс идентификации это процесс самоотождествления личности с другим человеком или общественной группой. Данное понятие широко используется в социальной философии, психологии, социологии культуры, а также педагогике.

Современные дети – представители иной культуры, которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современными коммуникациями. Они знакомятся с содержанием произведений через краткие аннотации и пересказы, в лучшем случае – через экранизации. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой. Разные поколения становятся малоинтересными друг для друга, все больше наблюдается непонимание и протест.

Цель инновационного проекта

Задачи проекта

Этапы проекта

1 этап: Подготовительный (октябрь - ноябрь, 2014)

2 этап: Практический (декабрь – май, 2014-2015 гг.)

Сроки реализации

Ожидаемые результаты

Формирование интереса к культуре, уважения самобытности культуры разных народов;

Воспитание таких важнейших качеств как патриотизм, нравственность, гуманизм.

Риски

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

Введение

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

К.Д.Ушинский

«Вы хотели бы поменять место жительства и уехать из России?» – обратились ко мне с вопросом ребята. Почему у них вдруг возник такой вопрос? Задушевный разговор с ребятами показал, что они часто размышляют о переезде в другую страну, ставя на первое место в шкале ценностей материальное благополучие. К сожалению, в нашей стране выросло целое поколение людей, которое слабо ассоциирует себя со своей страной. Стало модным покупать недвижимость за рубежом, отправлять детей учиться в иностранные учебные заведения, открывать счета в зарубежных банках…

Писатель Роберт Хайнлайн в одном из своих произведений создал мир, в котором права гражданства имеет только тот, кто отдал некоторое количество лет своей Планете, служа ей. Служа по-разному: воюя в джунглях Внеземелья, строя трансарктическую магистраль, работая в доме престарелых, подметая улицы Луна-Сити. Никакой рекрутчины. Сознательный выбор сознательного человека.

Я уверена, что в этом есть доля правильного мира: мира, в котором права гражданства не даются по факту рождения, а добываются актом свободного (без принуждения) гражданского соучастия.

В последнее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью и, на мой взгляд, центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с сегодняшними реальными ситуациями в стране.

Я думаю, пристальное внимание к проблеме формирования гражданской идентичности в настоящее время связано с несколькими причинами. Это глобализация и расширение межличностных и межгрупповых контактов, неопределенность и изменчивость социальной ситуации развития детей и подростков, изменение содержания и характера межпоколенной трансмиссии.

Особенно актуальной и значимой проблема гражданской идентичности является для поколения, только вступающего в жизнь, для которого процесс становления идентичности совпадает с процессом социализации в целом.

Для развития гражданско - патриотического воспитания была принята целевая программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2011-2015 годы». Программа была подготовлена по поручению Правительства РФ, и в её разработке приняли участие все министерства и ведомства, администрации субъектов РФ, ведущие ветеранские, научные и общественные организации. В программе отмечается, что произошедшие в стране социально-экономические процессы, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В этих условиях очевидна неотложная необходимость государственного решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Российская идентичность учащегося объединяет в себе три основных компонента:

1) знаниевый компонент (знание и понимание историко-географического образа России; знание и понимание социально-политического устройства страны; знание о своей этнической и региональной принадлежности; знание и понимание культурного и научного наследия России, его места в мировом контексте; ориентация в системе морально-нравственных норм и ценностей; уверенное владение русским языком как языком российской нации);

2) эмоционально-ценностный компонент (гордость за Родину (великодушие к прошлому, творческое отношение к настоящему и будущему); принятие этнической идентичности; толерантность (признание и понимание иного, непохожего на меня); уважение личности, нетерпимость к насилию; присвоение ценности семьи; сформированность морально-нравственной самооценки;

3) деятельностный компонент (участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций; выполнение норм и требований школьной и общественной жизни; умение вести диалог, разрешать конфликты; свободное и ответственное следование моральным и нравственным нормам; инициативное участие в общественной жизни, способность к самостоятельному социальному действию; умение строить жизненные планы).

Российская идентичность учащегося в образовательном учреждении представлена в трех позициях:

- «ученик своих учителей» (юный человек, осмысленно и самостоятельно организующий свою учебную деятельность по освоению знаний, ценностей и норм российской культуры под руководством и при поддержке старшего наставника);

- «гражданин школы» (юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся школьной общности; равноправный другим субъектам образовательного процесса – педагогам и своим родителям; неравнодушный и инициативный житель школьного дома);

- «гражданин общества» (юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся жизни других людей за пределами школы – в районе, городе, стране; неравнодушный, инициативный и деятельный субъект гражданского общества).

Каждая из указанных идентификационных позиций формируется специфическим образом:

Позиция «ученик своих учителей» формируется в учебном процессе и школьном дополнительном образовании;

Позиция субъекта детско-взрослой школьной общности, «гражданина школы» получает оформление в общественной среде школы. Общественная среда – это классные коллективы, клубы, общешкольные события, детско-взрослое управление, детское самоуправление и т.п.;

Позиция «гражданин общества» формируется во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социализационном пространстве. Ребенок занимает эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т.д.

Таким образом, мы имеем три ключевые сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении:

1) учебный процесс и школьное дополнительное образование (сфера учебности);

2) общественная среда учреждения (сфера клубности);

3) внешкольное социализационное пространство (сфера социальности).

Для инновационного развития каждой сферы гражданско-патриотического воспитания существует специфический ресурс , основу которого составляют эффективные технологии и актуальные практики гражданско-патриотического воспитания.

Для развития первой сферы – учебный процесс и школьное дополнительное образование – наибольший позитивный эффект могут принести технологии проблемно-ценностных дискуссий, социально-образовательных проектов, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практики школьных музеев-клубов краеведческой и военно-патриотической направленности и туристско-краеведческих экспедиций.

Развитие второй сферы гражданско-патриотического воспитания – общественной среды школы – наиболее успешно и интенсивно может осуществляться на основе технологий проблемно-ценностных дискуссий, социально-моделирующей игры, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практик детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, неимитационного детского самоуправления и детско-взрослого соуправления, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.

В развитие третьей сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении – внешкольного социализационного пространства – наибольший вклад могут внести технологии социально-образовательных проектов, социально-моделирующих игр, молодежной переговорной площадки, детско-взрослого образовательного производства и практики детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, центров социального проектирования, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.

Таким образом, из вытекающей из потребностей общества необходимости возрождения гражданско-патриотического воспитания, мною выбрана такая тема инновационного проекта, как «Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы». Краткий анализ теоретических источников:

Изучая педагогический аспект этой большой проблемы, я обратилась к исследованиям А.Г. Асмолова, Д.В. Григорьева, А.Н. Иоффе, П.В. Степанова, М.В. Шакуровой, которые в ряду негативных факторов, воздействующих на современную систему образования, указывают проблему формирования российской гражданской идентичности. Так А.Г. Асмолов замечает: «Ситуация ценностно-нормативной неопределенности и социального «раскола» обуславливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции. Что обуславливает актуальность перехода к новой стратегии воспитания – социальному конструированию гражданской идентичности».

Научным сообществом признано, что гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребёнок становится человеком общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности школьников приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полной мере зависит как в целом от системы образования, так и от каждого педагога.

Цель инновационного проекта:

Формирование ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества.

Задачи проекта:

1.Формировать на уроках русского языка и литературы приоритетные ценности гражданственности, общенациональности; лояльности к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.

2. Изучать примеры служения Отечеству на основе поступков героев литературных произведений. Понимать политические, экономические, культурные особенности своей области.

3. Приобщать к анализу СМИ на уроках русского языка и литературы, участвовать в работе институтов гражданского общества, уметь применять свои знания и умения в жизни.

4. Усваивать ценности гражданственности и любви к Родине на примере произведений русских и советских писателей и поэтов, культурно-исторических ценностей российского общества, формировать национальное самосознание личности и интереса к культуре, уважения самобытности культуры разных народов.

Ожидаемые результаты:

Формирование интереса к культуре, уважения самобытности культуры разных народов ;

Привитие навыка самообразования и самовоспитания;

Воспитание таких важнейших качеств как патриотизм, нравственность, гуманизм, толерантность.

Возможные риски:

Незаинтересованность учащихся;

Нежелание постигать новое и интересное через художественное слово;

Не усвоение содержания того или иного произведения;

Нежелание проводить поиск необходимой информации.

Способы коррекции прогнозируемых рисков:

Учитывать индивидуальные особенности и способности;

Применять в своей работе новые информационные технологии

Суметь правильно организовать работу учащихся.

Срок реализации инновационного проекта:

Этапы реализации инновационного проекта:

1 этап: Подготовительный (октябрь - ноябрь, 2014г.)

2 этап: Практический (декабрь – май, 2014-2015г.)

3 этап: Заключительный (май, 2015г.)

Статус инновации:

Школьный инновационный проект

Форма предоставления результатов проекта :

Отчёт о результатах проекта на Методическом совете школы;

Диагностический инструментарий:

Мониторинг результативности деятельности учеников в ходе реализации проекта

Нормативно-правовая база:

Закон РФ «Об образовании»

Положение об инновационной деятельности в общеобразовательных учреждениях МО «Тымовский городской округ»

Руководитель проекта:

Зарюта Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы, первая категория

Участники проекта:

Учителя русского языка и литературы

Педагоги школы и района

Учащиеся 5-9 классов

Материально-техническая обеспеченность проекта:

Кабинет русского языка и литературы оснащен всем необходимым оборудованием

Локальная сеть

Подключение к Интернету

Библиотека мультимедийных изданий

Практическая значимость реализации проекта для участников образовательного процесса:

У учащихся должен появиться интерес

- к урокам русского языка литературы не только как к науке, но и части русской культуры,

К чтению художественных произведений,

К анализу и систематизации информации, полученной самостоятельно,

К бережному обращению с родным языком,

К русским обычаям и традициям.

Финансовое обоснование:

Сумма,

рублей

Повышение квалификации педагогических кадров: курсы, семинары, тренинги

Поступления, выделяемые органами исполнительной власти

Командировочные расходы

10 000

Ресурсное обеспечение (программное обеспечение, расходные материалы)

Внебюджетные средства:

Издание методического материала

Информационные буклеты

5 000

Поддержка инновационных проектов учащихся педагогов, родительской общественности

Внебюджетные средства:

реализация грантовых проектов «Фонд социальных инициатив «Энергия»

Проведение тренингов, семинаров, практических занятий

5 000

Итого

20 000

План работы по реализации проекта

Мероприятие

Срок

Ответственные

1 этап: Подготовительный

Цель этапа: Познакомиться и изучить теоретический материал по теме гражданской идентичности школьников

Изучение литературы по теме проекта

Октябрь - ноябрь

Зарюта Е.В.

Подготовка различных тестирующих программ

Октябрь - ноябрь

Зарюта Е.В.

Апробирование различных тестирующих программ

Октябрь - ноябрь

Зарюта Е.В.

Проведение мониторинговых исследований (Приложение 1)

Октябрь - ноябрь

Зарюта Е.В.

2 этап: Практический

Цель этапа: Разработать уроки и внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе, основывающиеся на патриотическом воспитании;

Разработка уроков и мероприятий по русскому языку и литературе

Октябрь – май

Зарюта Е.В.

Проведение уроков и мероприятий по русскому языку и литературе

Согласно тематического планирования

Зарюта Е.В.

Промежуточный мониторинг

Февраль

Зарюта Е.В.

Методический совет: Презентация «Промежуточные результаты проекта»

Апрель

Зарюта Е.В.

3 этап: Заключительный

Цель этапа: Подготовить методические рекомендации для учителей и учащихся по формированию гражданской идентичности.

Апрель – май

Зарюта Е.В.

Создание «Библиотеки патриота»

Май

Зарюта Е.В.

Выпуск стенгазет

Май

Зарюта Е.В.

Финишный мониторинг

Май

Зарюта Е.В.

Заключение

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Успешность процесса формирования гражданской идентичности личности учащихся школ современной России во многом зависит от эффективности изучения предметов общественно-научной области, в частности русского языка и литературы, - предметов, содержание которых наиболее значимо для формирования гражданской, этнической и общечеловеческой идентичности .

Гражданская идентичность является не только осознанием человеком своей причастности к гражданам государства, но и является важной частью механизма функционирования политической структуры, фундаментом политической жизни и сознания общества. Именно по этой причине её формированию уделяется повышенное внимание на современном этапе развития государства. Наша великая страна Россия - это мозаика из множества этносов, сцементированная русским народом. Культура, традиции, обряды, народные промыслы, искусство – существуют рядом, переплетаясь и обогащая друг друга.

Приложение 1

Анкета для учащихся « РОДИНА, СЕМЬЯ, ТРУД, ЭКОЛОГИЯ»

1. Одни считают Родиной всю страну, другие - то место, где
родились и выросли. А Вы?

а) место, где родились;

б) место, где Вы живете;

в) страна в целом;

г) что-то другое. Что именно?

2. Любите ли Вы свою Родину?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Если бы у Вас была возможность, уехали бы Вы жить за границу?
а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Как Вы считаете, какие ценности являются наиболее значимыми для
демократического общества?

а) материальные;

б) духовные;

в) все в совокупности.

5. Считаете ли Вы, что патриот должен быть, в первую очередь,
нравственным человеком?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?

а) да;

б) нет;

в) совсем не знаю;

г) затрудняюсь ответить.

7. Читаете ли Вы книги по истории?

а) читаю постоянно;

б) изредка читаю;

в) совсем не читаю.

8. Об истории каких народов Вам интереснее читать?

а) о русской истории;

б) о зарубежной истории;

в) другую литературу.

9. Назовите, пожалуйста, события, которые сыграли значительную
роль в истории Вашей Родины?

10. Знаете ли Вы, когда образовался город, в котором Вы живете?
а) да;

б) нет.

11. Любите ли Вы свой город (край)?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

12.Кем работают твои родители?

13.Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные
песни?

а) да, поют;

б) не поют;

14. Помогаете ли дома родителям?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

15.Ухаживаете ли за цветами и другими растениями?

16.Ухаживаете ли за животными и за какими?

а) да;

б) нет;

в) вообще не люблю животных.

17. Какой вид трудовой деятельности для Вас интересен?

а) технический труд;

б) интеллектуальный труд;

в) сельскохозяйственный труд;

г) художественный труд.

18. Как Вы трудитесь? Дайте самооценку.

а) добросовестно;

б) не всегда добросовестно;

в) чаще избегаю работу;

г) не умею трудится самостоятельно.

19. Считаете ли Вы экологию особым направлением в культуре и
почему?

20. Влияет ли окружающая среда на физическое, психическое и
эмоциональное состояние человека?