Способы создания гиперболического эффекта в творчестве в. маяковского

Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый сатирикон», а в своей автобиографии «Я сам» под датой «1928», то есть за два года до смерти, написал: «Пишу поэму «Плохо» в противовес поэме 1927 года «Хорошо». Правда, «Плохо» поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный пафос менялись.
Рассмотрим их подробнее. В ранней поэзии В. Маяковского сатира продиктована прежде всего пафосом антибуржуазности, причем пафосом, носящем романтический характер. В поэзии В. Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского «я» - бунт, одиночество (недаром часто стихи раннего В. Маяковского сравнивают с лермонтовскими), желание дразнить, раздражать богатых и сытых.
Для футуризма, направления, к которому принадлежал молодой автор, - это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, - на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Уже в ранней сатирической поэзии В.Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн - это торжественная песнь. Гимны же Маяковского - это злая сатира. Его герои - унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым. В качестве места действия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду». Герои стихотворения - те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности. В стихотворении используется прием, который в литературной науке носит название синекдоха: вместо целого называют часть. В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме!
Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
Кроме аппендицита и холеры!
Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Здесь еще и ранний романтический поэт, и В. Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения - поэт и новая власть - складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно - бунтарь и футурист В. Маяковский искренне поверил в революцию. В автобиографии он писал: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция».
Сатирическая направленность поэзии В. Маяковского меняется. Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта, она дала обильную пищу его творчеству. В первые годы после революции это стихи, которые составляли «Окна РОСТА», то есть Российского телеграфного агентства, выпускающего агитационные плакаты на злобу дня. В. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник - к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных картинок - лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним. В «Окнах РОСТА» В. Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия - так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен, например, «Во Францию два гренадера...» или известной по шаляпинскому исполнению «Блохи». Персонажи их - белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи - непременно в цилиндрах и с толстым животом.
К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В. Маяковского «О дряни», «Прозаседавшиеся». Последнее создает гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В том, что на очередном заседании сидят «людей половины», не только реализация метафоры - люди разрываются пополам, чтобы все успеть, - но и сама цена таких заседаний.
В стихотворении «О дряни» к В. Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале стихотворения возникает опять-таки гротескная картина - традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение. Менее известны сатирические произведения В. Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихотворений - «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе».
Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. Это стихотворение перекликается с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему давать имена героев. Так, в стихотворении «Ужасающая фамильярность» появляются придуманные поэтом, но вполне достоверные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан».
В 1926 году В.Маяковский написал стихотворение «Строго воспрещается»:
Погода такая, что маю впору.
Май - ерунда. Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо,
и сердце вскипает песенным даром.
В рай готов расписать перрон
Краснодара.
Тут бы запеть соловью-трелеру.
Настроение - китайская чайница!
И вдруг на стене: - Задавать вопросы контролеру
строго воспрещается! -
И сразу сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить:
- Ну, как дела?
Как здоровьице? Как детки? -
Прошел я, глаза к земле низя,
только подхихикнул, ища покровительства,
И хочется задать вопрос, а нельзя -
еще обидится правительство!
В стихотворении происходит столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение, песенный дар. В. Маяковский находит удивительное сравнение: «Настроение - китайская чайница!». Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного. И все это перечеркивает строгий канцеляризм. Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого запрета - он делается приниженным, уже не смеется, а «подхихикивает, ища покровительства». Стихотворение написано характерным для творчества В. Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэтического мастерства художника, в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово - «чайница» - рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казенной лексики. Использует здесь поэт и свойственный ему прием - неологизмы: трелеру, низя - деепричастие от несуществующего «низить». Они активно работают на раскрытие художественного смысла. Лирический герой этого произведения не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.
Сатирические стихи В. Маяковского современно звучат и сегодня.

Ранняя поэзия. В. Маяковский принадлежит к удивительной плеяде величай­ших поэтов XX века, среди которых были и А. Блок, и С. Есенин.Именно Маяковского с его смелыми, решительными, призываю­щими к действию стихами называют «певцом революции», но он как поэт сформировался еще до октябрьских событий, и поэзия, созданная им до революции, не менее интересна и значительна, чем послереволюционная.

ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

Становление Маяковского как поэта началось в 1910 году с его сближения с футуристами. Футуристическая эстетика на первых порах наложила отпечаток на произведения молодого поэта - в них много бравады, откровенного эпатажа, нарочитого словесного экспериментаторства.

Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

И все же даже в ранних стихах Маяковского нет культа «само­ценного Слова», который декларировали футуристы и сам Мая­ковский: «Цель поэта - слова». Можно сказать, что эксперимен­ты раннего творчества поэта - это поиски новых выразительных средств для передачи авторских мыслей, чувств, изображения самой жизни.

Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!

Уже в ранних стихах проявляется талант молодого поэта: жиз­ненная наблюдательность, творческая власть над словом. В произ­ведениях, написанных в этот период, выражено острое чувство тре­воги, охватившей душу человека в капиталистическом городе (цикл «Я», «Из улицы в улицу», «Адище города»), звучит ощущение тра­гического одиночества, чуждое футуристам, воспевающим грохот и динамику городских улиц.

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки.

В последующие годы в творчестве поэта нарастают не только трагические мотивы, но прежде всего чувство ненависти и гнева, протеста против существующей реальности, что наиболее ярко проявилось в поэме «Облако в штанах», которую Маяковский считал программным произведением своего предреволюционно­го творчества.

златоустейший, чье каждое слово душу новородит, именинит тело, говорю вам:

мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!

Поэма «Облако в штанах» явилась вершиной его романтичес­кой поэзии, в ней звучит и глубокая вера в человека, в его творчес­кие возможности.

солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!

О раннем Маяковском Горький сказал: «Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт. Боль­шой поэт…»

Важное место в творчестве Маяковского 1914-1917 гг. занима­ют произведения, выражающие его активный протест против им­периалистической войны, ее ужасов и бессмысленности. Несмотря на это, еще сильнее в стихотворениях поэта звучит надежда на при­ход нового «свободного человека».

В сатирических произведениях этого периода поэт беспощад­но обличает ненавистный ему мир «жирных», неправедных судей и продажных критиков («Гимн обеду», «Гимн критику», «Гимн судье»).

Таким образом, творческий путь Маяковского, приведший его к восторженному приятию революции 1917 года, был сложным и интересным. В истории поэзии творчество Маяковского стало по­воротным пунктом к новому направлению - социалистическому реализму.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ГИПЕРБОЛИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО. (ГИПЕРБОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НА МЕТАФОРИЧЕСКОМ УРОВНЕ. (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ «ВО ВЕСЬ ГОЛОС»))

Фаттахова Аида Жавдатовна

студент 2 курса магистратуры, кафедра русского языка, теоретической и прикладной лингвистики, УдГУ, РФ, г. Ижевск

E- mail : a 19 f 19@ mail . ru

Донецких Людмила Ивановна

научный руководитель, д-р ф. наук, профессор УдГУ, РФ, г. Ижевск

В. Маяковский - яркая и многогранная личность в истории русской литературы и культуры в целом. Будучи чрезвычайно чувствительным и эмоциональным человеком, он глубоко и тонко воспринимал всё происходящее вокруг него. Преданность революционному делу воодушевлялась горячим оптимизмом, глубокой верой во всё новое, бескомпромиссным отношением к старому, отживающему.

Художественные искания Маяковского, его отношение к литературным течениям отразились на характере его творчества, стиле его произведений: в них постоянно присутствует личность самого поэта, с его мироощущением, сильным характером, ярким темпераментом. «Волевая сознательность была не только в его стиховой работе, она была в самом строе его поэзии, в его строках, которые были единицами скорее мускульной воли, чем речи, и к воле обращались» . Маяковский, опираясь на богатство русского языка, старался выбирать из его системы такие средства, которые были бы направлены на предельное речевое выражение его лирического героя.

Гиперболический стиль органически связан с мировосприятием поэта. С точки зрения В. Маяковского грандиозность событий, коренные изменения, происходившие в стране, важность поставленных задач - всё это предполагало использование ярких средств для отражения духа времени. Гиперболы в творчестве Маяковского присутствуют практически всюду. В статье «Как делать стихи?», говоря о способах «выделки» образов, поэт писал: «Один из способов делания образа, наиболее применяемых мною в последнее время, это - создание самих фантастических событий - фактов, подчёркнутых гиперболой». Чем больше вчитываешься, тем больше попадаешь под влияние авторской силы изображения, напора слов, крайней эмоциональности. В результате каждый образ может оказаться значительно преувеличенным.

В статье нами рассмотрены тропеические способы создания гиперболического эффекта в творчестве В. Маяковского, потому что именно этот уровень играет важнейшую роль в создании ярких гиперболических образов. Нами выделены основные виды тропов, используемых В. Маяковским, как способ образования гиперболы в поэме «Во весь голос».

Среди тропов ведущее место занимает метафора, она создаёт яркие, запоминающиеся образы, основанные на смелых ассоциациях, которые проявляют способность выполнять в художественном тексте как номинативную так и образную, экспрессивно-оценочную и концептуальную функции .

В структурном отношении гиперболические метафоры Маяковского не выходят за рамки известных в языке метафорических структур.

Языковой материал позволил выделить несколько групп гиперболических метафор, функционирующих в творчестве В. Маяковского:

1. Метафорические сочетания предикативного типа («небо распалится», «горит вода», «земля горит», «горит асфальт») представлены в примерах:

«От флагов

огнём распалится» ;

«Горит вода,

земля горит,

до жжения» .

Метафорические сочетания с глаголами: «горит», «распалится» в данном случае претерпевают смысловое усложнение. Лексемы: «от флагов» (в значении «от ярко-красного цвета флагов»), «распалится» (в значении «раскалиться докрасна»), «до жжения» (в значении «настолько сильно раскалиться, что можно обжечься») не только создают образы «неба», «земли», «асфальта» как пылающих, огненных пространств, но и наделяют метафорические сочетания семантикой цвета, осязания: флаги настолько яркие, что озаряют небо огненно-красным цветом; асфальт так горяч, что раскаляется докрасна и может обжечь. Особое значение в создании эффекта всеохватности огненного пространства имеет троекратный повтор глагола «горит». Во всех трёх случаях этот глагол поставлен в препозицию, что подчёркивает гиперболичность образа «великого пожара», творящегося вокруг.

Большинство глаголов, употреблённых в переносном метафорическом значении приставочные (ср.: примёрзла, разжигают, распалится). Например:

«Кровь разжигалась висками жилясь».

Глагол «разжигаться» имеет значение «начинать гореть, разгораться» . В сочетании «кровь разжигалась» нарушен закон семантического согласования: кровь не горит, поэтому она не может разжечься. Глагол «разжечь» в поэтической функции получает иное семантическое согласование: он становится более мобильным, способным выделить новые контекстуальные семы: «кровь разыгралась», «забурлила», «вскипела».

2. В творчестве В. Маяковского метафора эксплицируется в сочетания именного типа:

а. В примерах:

«Горы злобы, аж ноги пухнут» ;

«И речь прерывало обвалами рёва» ;

выделяются генетивные метафорические сочетания: «горы злобы», «обвалами рёва», «гром голосов», где существительные: «горы», «обвалами», «гром» понятийно свидетельствуют о глобальном распространения чего-либо, причём лексемы «горы» и «обвалы» указывают на количество материальных объектов, а «гром» на силу распространения звука.

Рассмотрим один из примеров:

прерывало

обвалами рёва» .

В субстантивном сочетании «обвалами рёва» заметно нарушение семантического согласования. Происходит рождение нового значения, которое выводит слово из привычного восприятия. Это заложено в лексическом содержании слов «обвал» и «рёв» в сочетании «обвалами рёва», которые в номинативном значении реализуют семы: «большой», «огромный», «весомый» (обвал), «очень громкий», «протяжный», «звериный» (рёв). Соединением таких слов, подобно ядерной реакции, рождается новая смысловая и эмоциональная энергия.

б. Не менее частотны и гиперболические метафоры-приложения:

Любимой моей глаза» .

Принцип сходства, лежащий в основе метафорических сочетаний, достаточно ярко проявляется в примере: «глаза-небеса ». По мнению В.Н. Телия, «Метафоризация начинается с допущения подобия (или сходства) формирующегося понятия о реалии и некоторого в чём-то сходного с ней «конкретного» образно-ассоциативного представления о другой реалии». В данном примере автор воспринимает величину и цвет глаз своей возлюбленной как огромное голубое небо. Ассоциация происходит и по цвету, и по качеству: влюблённый человек буквально «тонет» в глазах любимой, как в море. Однако отметим, что данное подобие возможно только при наличии уточнения в виде прилагательного и местоимения «любимой моей», которыми подчёркивается избранность конкретной женщины из числа многих.

в. В поэтических текстах Маяковским используются различные приёмы, создающие и усиливающие эффект преувеличения. Одним из приёмов создания гиперболического в поэтической метафоре является выбор понятий, в содержательной основе которых заключается преувеличение или подчёркивается огромность сопоставляемых явлений» . Выделим атрибутивные гиперболические сочетания:

«Трясущимся людям

в квартирное тихо

стоглазое зарево рвётся с пристани» ;

«Приоткроется челюсть

или зыкая

вместо языка -

верста треязыкая» ;

карандашный лес» .

В конструкциях гиперболических метафор этого типа частотны авторские метафорические окказионализмы: «стоглазое зарево», «верста треязыкая», «карандашный лес». В примерах «стоглазое зарево», «верста треязыкая» окказиональные прилагательные построены по типу числительное + существительное: «сто» + «глаз», «три» + «язык». В содержательный основе этих отдельных слов не содержится значение преувеличения, но при их слиянии такое значение проявляется за счёт неожиданности и фантастичности получившегося понятия.

Пример «карандашный лес» не является окказионализмом, однако и в его содержательной основе подчёркивается гиперболичность. Такое оказывается возможным в сочетании с существительным «лес», которое само по себе обозначает «много деревьев». В сочетании с прилагательным «карандашный» это слово приобретает новую семантику - «большое количество карандашей для письма», которые были исписаны.

3. Излюбленным является и приём использования инверсионного порядка слов. Например:

«Грудь срази отчаяния лавину» ;

«С годами

мускулов сталь» .

Инверсионные сочетания: «грудь срази» вместо «срази грудь», «отчаяния лавину» вместо «лавину отчаяния», «с годами ослабла» вместо «ослабла с годами», «мускулов сталь» вместо «сталь мускулов» поставлены автором в сильную позицию, что свидетельствует о нетривиальности описываемых явлений. В первом примере: инверсия «отчаяния лавину» больше подчёркивает неимоверную силу горя, чем прямой порядок слов - «лавину отчаяния». Во втором примере: инверсия «мускулов сталь» концентрирует большую выразительность образа сильного, крепкого человека со «стальными» мускулами. В инверсии «с годами ослабла» акцентируется временная протяжённость.

4. Гиперболизм в метафоре достигается также с помощью «игры, построенной на неожиданности, парадоксальности, анекдотичности и аналогии» . У Маяковского образное может создаваться индивидуально-авторским путём - на базе стилистически нейтральной лексики, с помощью неожиданных сравнений. Проявление этого способа можно проследить на примерах: «цистерной энергия» , «подмышек меха» , «пасть-верста» , «штык-язык» и др.

5. В произведениях Маяковского также встречаются гиперболические метафоры, семантическая структура которых в полной мере осознаётся и мотивируется контекстом, либо контекст ярче «высвечивает» гиперболическое значение. Рассмотрим пример:

«Скучно здесь

нехорошо

отсыреет и броня… -

дремлет мир,

На Черноморский округ

синь-слезищу

морем оброня» .

В сочетании «синь-слезища» заложен и художественный эффект. Такие метафоры исследователи называют метафорами-загадками . Расшифровывает такую гиперболическую метафору только контекст: «Дремлет мир,/ на Черноморский округ/ синь-слезищу/ морем оброня» («оброня на Черноморский округ», «синь-слезищу оброня морем»).

З. Паперный отмечает, что сочетание «синь-слезища» «подчёркивает не только огромный масштаб поэтической картины, которая предстаёт перед нами как бы схваченной с гигантской высоты. Вместе с тем грусть, которая слышалась в трубных звуках парохода, теперь окрасила собой всё видение мира. Эта «синь-слезища» вызывает представление уже не о тоскующем пароходе, но о ком-то, кто услышал грусть в пароходных мольбах-сигналах. И какая-то необычная, неповторимая «Маяковская» грусть! Не погружённое в себя переживание, но чувство, сливающееся с безграничной ширью мира» .

В создании гиперболического значения Маяковский использует приём «развития и оживления метафоры» .

«Звонок от ожогов уже визжит,

добела раскалён аппарат» .

Морфологическим элементом, развивающим глагольную метафору «звонок визжит», является наречие «добела», создающее вместе с причастием «раскалён» гиперболическое значение (наречие «добела» выражает крайнюю степень раскалённости и напряжения). Вторая часть этого сложносочинённого предложения тесно связана по смыслу с первой и является её логическим продолжением. Оживление метафоры происходит с помощью глагола «визжит», который традиционно употребляется по отношению к живым существам. В сочетании с существительным «от ожогов» создаётся эффект постепенной персонификации - от неодушевлённого состояния телефонного аппарата (до частых звонков) к одушевлённому (телефон не вытерпел бесчисленного количества звонков).

Тропеический уровень создания гиперболических образов является одной из важнейших составляющих построения общего гиперболического фона поэмы «Во весь голос». Среди тропов, использованных В. Маяковским для обозначения поэзии как революции, борьбы выделим метафоро-метонимические тропы, близкие к символам. Для В. Маяковского поэзия и революция неотделимы друг от друга: поэзия столь же упорна в борьбе за свободу выражения индивидуального мировидения, как революция, а революция, подобно поэзии, наполнена возвышенными порывами и надеждой на прекрасное будущее. Возникает образ «поэзии-революции», гиперболичность которой эксплицирована в глобальности авторской идеи. И поэзия, и революция - два дела всей жизни для Маяковского, объединив их, автор бросает вызов существующему укладу жизни и возвеличивает себя как демиург - тот, кто способен противостоять хаосу.

Это метафоро-метонимическое обобщение, равное символу, - «поэзия-революция» - в поэме «Во весь голос» складывается из множества метафорических и метонимических образов: «страниц войска», «по строчечному фронту», «поэмы замерли,/ к жерлу прижав жерло/нацеленных/ зияющих заглавий», «застыла кавалерия острот,/поднявши рифм отточенные пики», - все они включают в себя лексемы, характеризующие, на первый взгляд, несочетаемые понятия - поэзию и революцию:

1. В примере «страниц войска» лексемы - «страницы» и «войска», по отдельности не являются словообразами, но сочетаясь, образуют метафорический образ множества страниц произведений автора, которые, словно войска солдат, нацелены на битву за просветление читательских умов.

Метафоризация здесь основана на количественном признаке: страниц, выстроенных в ряды, их так много, что они могут сравниться с войском. Существительное «страницы» в сочетании с существительным «войска» соотносятся с военной лексикой, а метафорический образ «страниц войска» является звеном общей цепи создания главной метафоры: поэзия-революция.

2. «По строчечному фронту». Акцент данной метафоры падает на существительное «фронт», которое относится к военной лексике и обозначает переднюю, обращённую к противнику сторону боевого расположения войск. В сочетании с прилагательным «строчечный» (от сущ. «строка»), которое здесь является составляющей понятия «поэзия», лексема «фронт» перестаёт быть только военным обозначением и приобретает метафорическое значение в словосочетании «строчечный фронт» = борьба поэта за свободу мысли и правдивость изложения.

3. «Поэмы замерли,/ к жерлу прижав жерло/нацеленных/ зияющих заглавий» - пишет Маяковский. Словообраз «поэзия-революция» также конкретизируется через военную лексику - «жерло заглавий». Поэма - оружие, способное изменить уклад жизни и мировоззрение масс.

4. В примере «застыла кавалерия острот,/поднявши рифм отточенные пики» словообраз поэзии контаминирует лексемы военной и литературной тематики: существительные «кавалерия», «пики» относятся к военной лексике, но сочетаясь с лексемами, обозначающими литературные понятия - «остроты», «рифмы», - обрастают новыми оттенками - культурная революция, способная рифмами-пиками избавить мир от невежества жизни. Словообраз поэзия-революция, гиперболичность которого обозначает для автора желание показать мирное поэтическое ремесло как неистовую борьбу за преобразование бытовой жизни в поэзии и утвердить поэзию в жизни, складывается из многих конкретизированных метафор, которые в свою очередь тоже содержательно симбиозны. Следвательно, гиперболические словообразы - важнейший компонент в создании общего гиперболического фона поэмы.

Список литературы:

  1. Ковалёв В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы: Автореф. дис. докт. филол. наук. Киев, 1974.
  2. Левин Ю.И. Структура русской метафоры// Труды по знаковым системам. 1965.
  3. Маяковский В.В. Собр. соч. в 12-и т. М.: Правда, 1978.
  4. Опарина Е.О. Концептуальная метафора// Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988.
  5. Паперный З. О мастерстве Маяковского. М.: Изд-во АН СССР, 1961.
  6. Словарь современного русского литературного языка: в 17-и т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
  7. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
  8. Фатющенко В.И. Метафоры Маяковского и вопросы истории метафоры в русской поэзии: Автореф. дис. канд. филол. наук. М, 1966.

Цель урока : показать логику развития идеи произведения.

Методические приемы : аналитическое чтение поэмы.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение выбранных стихотворений.

II. Слово учителя

С самых ранних стихов Маяковскому была присуща чрезмерная лирическая распахнутость, безоглядная внутренняя раскрытость. Между конкретным лирическим «я» поэта и его лирическим героем дистанции практически нет. Лирические переживания столь напряженны, что, о чем бы он ни писал, острая лирическая, индивидуальная интонация пронизывает ткань его поэзии. Такова и первая его поэма с загадочным и эпатирующим названием «Облако в штанах» (1915). Сам Маяковский определил ее как «тетраптих», смысл четырех частей которой - «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».

III. Аналитическая беседа

Какие ассоциации, реминисценции вызывает это определение Маяковского?

(Категоричность суждений, заявлений лирического героя напоминает о бескомпромиссности, нигилизме, бунтарстве Базарова . Вспомним предмет споров Базарова и Кирсанова - он практически совпадает с тем, о чем пишет Маяковский.)

Какой образ объединяет части поэмы?

(Части поэмы связывает ведущий образ - лирическое «Я».)

Какими приемами он изображается?

(Основной прием изображения - антитеза . Противопоставление всему обществу в прологе поэмы вырастает до противопоставления всему мирозданию в конце. Это не просто спор, это дерзкий вызов, столь характерный для творчества раннего Маяковского (вспомним стихотворения «Нате!» , «Вам!»):

Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта издеваюсь, нахальный и едкий. ("Облако в штанах", вступление)

Противостоять всему и вся и не сломаться под силу только небывало мощной личности. Отсюда следующий прием - гиперболизация образа: «Мир огромив мощью голоса, / иду - красивый, / двадцатидвухлетний»; гипербола может сочетаться со сравнением: «как небо, меняя тона». Диапазон этой личности - полюса: «бешеный» - «безукоризненно нежный, / не мужчина, а - облако в штанах!» Так проявляется смысл названия поэмы. Это самоирония, но основное чувство, захватившее героя, обозначено: «нежность». Как же она сочетается с бунтарской стихией поэмы?

Как изображается любовь в поэме?

Первая часть - предельно откровенный рассказ о любви. Реальность происходящего сознательно подчеркивается: «Это было, / было в Одессе». Любовь не преображает, а искажает «глыбу»-человека: «Меня сейчас узнать не могли бы: / жилистая громадина / стонет, / корчится». Оказывается, что этой «глыбе» «многое хочется». «Многое» вообще-то очень простое и человеческое:

Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце - холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.

Любовь у этой «громады» должна быть «маленьким, смирным любеночком». Почему? Громада исключительна, второй нет. Ласковый неологизм «любеночек», напоминающий «ребеночка», подчеркивает силу чувства, трогательной нежности. Герой на пределе чувства, каждая минута, час ожидания любимой - мука. И как итог страданий - казнь: «Упал двенадцатый час, / как с плахи голова казненного». Нервы обнажены, издерганы. Метафора реализуется «Нервы / большие, / маленькие, / многие! - / скачут бешеные, / и уже / у нервов подкашиваются ноги!»

Является, наконец, героиня. Разговор идет не о любви-нелюбви. Действие на лирического героя слов его возлюбленной передается скрежещущей звукописью:

Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете -
Я выхожу замуж».

С помощью каких приемов передано психологическое состояние героя?

Психологическое состояние героя передано очень сильно - через внешнее его спокойствие: «Видите - спокоен как! / Как пульс покойника»; «а самое страшное / видели - лицо мое, / когда / я абсолютно спокоен?» Внутренние страдания, разорванность души подчеркнуты переносом (анжанбеман): надо сдержаться, а потому говорить четко, медленно, размеренно.

«Пожар сердца» сжигает героя: «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! / Рухнули. / Не выскочишь из сердца!» Здесь вывернут наизнанку фразеологизм «сердце выскакивает из груди». Катастрофа постигшая героя, сопоставима с мировыми катастрофами: «Крик последний, - / ты хоть / о том, что горю, в столетия выстони!»

Какова логика развития поэмы во второй части?

Трагедия любви переживается поэтом. Логично, что вторая часть - об отношениях героя и искусства. Начинается часть с решительного заявления героя: «Я над всем, что сделано, / ставлю «nihil» («ничто», лат.). Герой отрицает «вымученное», вялое искусство, которое делается так: «прежде чем начнет петься, / долго ходят, разомлев от брожения, / и тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения». «Выкипячивать» «из любвей и соловьев какое-то варево» - не для него. Эти «любви»-«соловьи» - не для улицы, которая «корчится безъязыкая». Буржуазность, обывательщина заполонили город, задавили своими тушами живые слова. Герой кричит, призывает взбунтоваться против «присосавшихся бесплатным приложением / к каждой двуспальной кровати»: «Мы сами творцы в горящем гимне!» Это гимн живой жизни, которая ставится выше «Я»:

Я,
златоустейший,
чье каждое слово
душу новородит,
именинит тело,
говорю вам:
мельчайшая пылинка живого
ценнее всего, что я сделаю и сделал!
(Обратим внимание на неологизмы Маяковского).

Свою роль «крикогубый Заратустра» (ницшеанские мотивы вообще сильны у раннего Маяковского), говоря о грядущем «в терновом венке революций» «шестнадцатом годе», определяет четко:

А я у вас - его предтеча!
я - где боль, везде;
на каждой капле слезовой течи
распял себя на кресте.

Как вы понимаете эти слова?

Здесь герой уже отождествляет себя с самим Богом. Он готов на самопожертвование: «Душу вытащу, / растопчу, / чтоб большая! - / и окровавленную дам, как знамя». Вот цель и назначение поэзии и поэта, достойная «громады» личности героя.

Как эта цель показана в третьей части?

Мысль поэмы логически переходит к тем, кого вести под этим «знаменем», сделанным из «растоптанной души» героя:

От вас,
которые влюбленностью мокли,
от которых
в столетия слеза лилась,
уйду я,
солнце моноклем
вставлю в широко растопыренный глаз.

Кругом пошлость, бездарность, уродство. Герой уверен: «Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе!» А где же признанные человечеством «гении»? Им уготована такая участь: «на цепочке Наполеона поведу, как мопса». Этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало:

Выньте, гулящие, руки из брюк -
берите камень, нож или бомбу,
а если у которого нету рук -
пришел чтоб и бился лбом бы!
Идите, голодненькие,

Потненькие,
покорненькие,
закисшие в блохастом грязненьке!
Идите!
Понедельники и вторники
окрасим кровью в праздники!

Сам же лирический герой берет на себя роль «тринадцатого апостола». С Богом он уже запросто: «может быть, Иисус Христос нюхает / моей души незабудки». -

Как лирическая любовная тема проявляется в четвертой части? Как она изменяется?

От глобальных замыслов по переделке мира герой возвращается к мыслям о своей любимой. Впрочем, он от этих мыслей и не уходил, они лишь сублимировались в мощнейшей творческой попытке бросить вызов всему мирозданию. Имя «Мария» выкрикивается многократно. Это мольба о любви. И герой становится покорным, чуть ли не униженным, «просто человеком»: «а я весь из мяса, / человек весь - тело твое просто прошу, / как просят христиане - «хлеб наш насущный /даждь нам днесь». Любимая заменяет все, она необходима, как «хлеб насущный». Поэт говорит о своем «в муках рожденном слове»: оно «величием равное Богу». В этом, конечно, кощунство, постепенно перерастающее в бунт против Бога.

Отказ любимой провоцирует этот бунт страдающего и отчаявшегося героя. Сначала он просто фамильярен:

Послушайте, господин бог!
Как вам не скучно
В облачный кисель
Ежедневно обмакивать раздобревшие глаза?

Затем фамильярность переходит всякие границы: герой с Богом уже на «ты», откровенно хамит ему:

Мотаешь головой, кудластый?
Супишь седую бровь?
Ты думаешь -
этот,
за тобою, крыластый,
знает, что такое любовь?

Главное обвинение Богу не в неправильном устройстве мира, не в социальной несправедливости. Несовершенство мира в том, «отчего ты не выдумал, / чтоб было без мук / целовать, целовать, целовать?!» Отчаяние героя доходит до исступления, до бешенства, почти до сумасшествия, он выкрикивает страшные богохульства, стихия захлестывает его:

Я думал - ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь,
Из-за голенища
Достаю сапожный ножик.
Крылатые прохвосты!
Жмитесь в раю!
Ерошьте перышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
Отсюда до Аляски!
Пустите!
Меня не остановите.

И вдруг смиряет себя: «Эй, вы! / Небо! / Снимите шляпу! / Я иду!» (он уже снова с небом на «вы», хотя гордость еще не задушена). Ничто не внемлет герою: «Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звезд огромное ухо».

IV. Заключительное слово учителя

Яростно конфликтуя с миром, герой обнаруживает свою бунтарскую сущность. Противоречивость героя, соединение в нем предельной «расхристанности» и предельной нежности, обостряют конфликт. Противоречивость, раздирающая героя, обрекает его на трагическое одиночество.

V. Практикум по поэме В.В.Маяковского «Облако в штанах»

1. Поэт Николай Асеев писал: «Облако в штанах» - издевательское название, заменившее первоначальное, запрещенное цензурой, и было первым опытом большой темы, построенной на противопоставлении существующих распорядков, институтов, учреждений тому, что идет им на смену, что чувствуется в воздухе, осязается стихе - грядущей революции».

Почему, по мнению Асеева, название поэмы «Облако в штанах» - «издевательское»?

Что имел в виду Асеев под «опытом большой темы»?

В чем заключается «противопоставление существующих распорядков»? Приведите примеры из текста.

2. В.Маяковский рассказывал в марте 1930 г.: «Оно («Облако в штанах») начато письмом в 1913/14 годах и сначала называлось «Тринадцатый апостол». Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: «Что вы, на каторгу захотели?» Я сказал, что ни в коем случае, что это никак меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили - как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите - буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах».

Почему первоначальное название поэмы «Тринадцатый апостол» вызвало у цензуры мысль о каторге?

В чем заключается соединение «лирики и большой грубости» в поэме «Облако в штанах»? Приведите примеры из текста.

В чем смысл нового названия поэмы? Как его объясняет сам поэт? Отражает ли название «Облако в штанах» характер лирического героя произведения?

3. «Стихотворения и поэмы, созданные в 1915 гг. («Облаков штанах», «Флейта и позвоночник»), говорили о том, что в литературу пришел крупный поэт-гуманист и проникновенный лирик. В поэме о любви, ограбленной современной жизнью («Облако в штанах»), громко звучит голос самого автора, факты его биографии обретают здесь высокое поэтическое обобщение...» (К. Д. Муратова).

Назовите «факты… биографии» В. Маяковского, которые можно узнать в его поэме?

По словам Муратовой, в поэме «громко звучит голос самого автора», так ли это? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры из текста.

4. К.Д.Муратова пишет об «Облаке в штанах» : «Большую оригинальность поэме придает ее метафорическая насыщенность, в ней чуть ли не каждая строка метафорична. Примером материализованной метафоры может служить строка «пожар сердца» поэта, который тушат пожарные, или «больные нервы», что «мечутся отчаянной чечеткой», заставляя рухнуть штукатурку в нижнем этаже».

Что дает основание говорить о том, что в поэме «чуть ли не каждая строка метафорична»? Согласны ли вы с высказыванием критика?

Что, по вашему мнению, подразумевается под определением «материализованная метафора»? Приведите примеры такой метафоры в тексте поэмы.

5. «В «Облаке...» видна одна из главных особенностей мышления Маяковского: способность к мощным ассоциативным стяжениям весьма далеки друг от друга тем, образов, сюжетов. Что общего между Северяниным , Бисмарком и «тушами лабазников»? И какое отношение они имеют к страдающему отвергнутому любовнику - «тринадцатому апостолу», то предлагающему Богу завести в раю «девочек», то грозящему ему ножом?» (С. Бовин).

В чем, по мнению Бовина, заключается главная особенность «мышления Маяковского»? Найдите примеры такого мышления в тексте.

Исследователь ставит перед читателем определенные вопросы, касающиеся творчества Маяковского. Попытайтесь сами дать на них ответы. Нет ли ответов на них в самой поэме?

6. А.А.Михайлов пишет об «Облаке в штанах»: «Богохульство, агрессивная лексика, уличная грубость и нарочитый антиэстетизм выявляют анархические тенденции, бунтарскую стихию поэмы. И хотя Маяковский, богохульствуя, возвышает человека, но стихия захлестывает его: «Выньте, гулящие, руки из брюк, - берите камень, нож или бомбу...»

Что говорит, по мнению критика, об «анархических тенденциях» и «бунтарской стихии поэмы»? Согласны ли вы с этим?

Как, на ваш взгляд, «богохульствуя», Маяковский «возвышает человека»? Приведите примеры из текста.

В. Маяковский вошёл в истории русской литературы ХХ века как поэт-новатор. Он внёс много нового и в содержание, и в форму стиха.

Если рассматривать содержание , то Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причём в таком аспекте. Который был характерен только для него. Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность.

Особенно ярко новаторство Маяковского проявилось в форме . Поэт создавал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Неологизмы усиливали экспрессивность поэзии: «змея двухметроворостая», «планов громадьё», «краснокожая паспортина» и т.д., поэтому их называют экспрессивно-оценочными авторскими неологизмами.

Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи : «Послушайте! Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно?», «Читайте, завидуйте – я гражданин Советского Союза!»

Особое значение в поэзии Маяковского имеют ритм и интонация , которые легли в основу системы его стиха. Сам поэт в статье «Как делать стихи» объяснил особенности своей системы. Для него важными в стихе являются ритм, интонация, паузы. Стих Маяковского так и называется – интонационно-тонический . Поэт ставил самое важное в смысловом отношении слово в конец строки и обязательно подбирал к нему рифму. Это слово, таким образом, выделялось дважды – интонацией, логически и созвучием с другим важным словом, т.е. смысловым ударением. Чтобы дать возможность читателю почувствовать собственную интонацию, Маяковский графически стал разделять строки паузами. Так и образовалась известная «лесенка»

Новаторство Маяковского связано не только с системой стиха. Особое значение имеет характер образности поэзии Маяковского.

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
Я показан на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Существенной особенностью является резкая социальная окрашенность. Чаще всего социальная заострённость поэтического образа проявляется в отдельной тропе – метафоре, олицетворении, сравнении.

Сверху взгляд на Россию брось –
рассинелась речками,
словно разгулялась тысяча розг,
словно плетью исполосована.
Но синей, чем вода весной,
синяки Руси крепостной.

При образно социальном восприятии пейзажа явления природы наделяются приметами общественных отношений. Очень распространённым приёмом в поэтике Маяковского является гипербола . Острый взгляд на действительностьи приводил Маяковского к гиперболизму. Через ряд произведений проходит образ пролетариата-громады, планов громадьё и т.д.

Метафора Маяковского всегда приметна. Поэт обращается к явлениям, окружающим человека в повседневной жизни, широко вводит ассоциации с предметами быта: «Море, блестящей. Чем ручка дверная». Поэзия Маяковского стала основой для традиции акцентного или интонационно-тонического стиха, которую продолжили Н. Асеев, С. Кирсанов, А. Вознесенский, Я. Смеляков.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.