Названия компонентов умножения. Название чисел при сложении (слагаемые, сумма) Чтение равенств с использованием новых терминов
Конспект открытого урока по математике
Тема: Название чисел при вычитании
Цель: создать условия для ознакомления с названиями чисел при вычитании; развития умения решать задачи и выражения, навыков устного счёта.
Планируемые результаты (предметные): знать названия чисел при вычитании; уметь решать задачи и находить значения выражений.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям на основе выполнения универсальных логических действий.
Личностные: действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами, инструментами для построения геометрических фигур и правил работы.
Сценарий урока
1.Орг.момент (Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок (карточки на партах)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
У: Я, надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение, давайте его проверим в начале урока. Перед вами лежат карточки с изображением человечков. Один из них улыбается, а другому грустно. Выберите одну из них. Если у вас плохое настроение, мы постараемся за урок его поднять, а у кого уже хорошее, те с хорошим настроением отправляются к новым знаниям
– Проверим готовность к уроку.
Молодцы! Откроем тетради, отступаем …запишем число,классная работа.
2. Каллиграфическая минутка.
3.Повторение изученного материала и подготовка к восприятию нового материала
На доске:
8-2= 6+3= 1+7= 8-4=
9-4= 5+2= 2+6= 7-3=
У: -На какие две группы можно разделить данные выражения? (одни примеры на сложение, другие примеры на вычитание)
Ребята, а кто из вас помнит, как называются числа при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма)
А мы знаем как называются числа при вычитании? (нет)
Кто поможет сформулировать тему урока? (название чисел при вычитании)
Ребята, к нам перед уроком, пока мы были в столовой, кто-то подложил письмо. Давайте его прочитаем. От кого оно? (Записку от Кощея читает ребенок)
Что, ребята, будем спасать названия?(да)
Тогда за работу.
4.Устный счет
На доске индивидуальная работа.
1человек (Решить примеры):
2 человек (Вставить в пропущенные клетки числа)
3 и 4 человек (Игра Рыбки) Один ученик ловит рыбок с ответом 5, другой ученик ловит рыбок с ответом 10.
Все остальные решают задачи в стихах
1.Привела гусыня-мать
Шесть детей на пруд гулять.
Все гусята, как клубочки.
3 сынка, а сколько дочек? (3)
6 грибов нашёл Вадим,
А потом ещё 1.
Вы ответьте на вопрос.
Сколько он грибов принёс? (7)
4 спелых груши
На веточке качались.
2 груши снял Павлуша.
А сколько их осталось? (2)
Через поле по прямой
Шёл баран на водопой.
3 овечки за собою
Вёл он важно к водопою.
Сколько вместе их? Считайте
И пример свой составляйте! (4)
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Мы уже близко к нашим названиям. Кощей предлагает нам выбрать из трех сундуков. В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел. Отгадайте, что в каком сундуке, если во втором сундуке серебро, а в первом –не золото.(1 сундук –названия чисел, 2 сундук-серебро, 3 сундук-золото)
5. Математическая физминутка
2+1 столько раз ногами топнем.
3+2 столько раз в ладони хлопнем.
4-1 мы присядем столько раз.
6-1 мы наклонимся сейчас.
1+1 мы подпрыгнем столько.
Ай да счёт, играй и только!
6.Изучение нового материала. Знакомство с новыми терминами-названиями чисел при вычитании.
1.Давайте составим числовое выражение, прочитав задачу про Кощея.
У Кощея было 7 жизней, 3 он уже потерял. Сколько осталось жизней у Кощея?
Каким действием будет решатся задача?(вычитанием)
Кто назовет решение задачи? (7-3=4)
Как назвать число 7, если его уменьшили? (уменьшаемое)
Как назвать число, которое вычитаем?(вычитаемое)
Число, которое получается при вычитании -разность.
2. Работа по учебнику (с.29)
№1. Прочитайте запись и запишите примером (1 на доске, остальные в тетради)
Задание 2: Чтение и запись примеров на вычитание с использованием новых терминов.
Составьте и запишите выражения:
Уменьшаемое 7,вычитаемое 3,найдите разность.
Уменьшаемое 9, вычитаемое 1, чему равна разность чисел?
№3 Решение задачи.
Докажите, что это задача.
Прочитаем условие задачи, вопрос задачи.
Какие опорные слова напишем в условии?
Каким действием будет решатся задача?
Решение: 6-2=4.
Давайте назовем числа при вычитании. Как называются числа 6,2,4? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
7.Физминутка. (Задание на внимание (на листе изображены 3 геометрические фигуры. Ребята вам нужно запомнить их и нарисовать себе в тетрадь).
8.Работа с ЭПУ, обучающий диск.(задание №2)
Закончите высказывания:
Я сегодня на уроке узнал…
Мне было интересно…
Мне понравилось…
Филиал краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская общеобразовательная школа №1» г. Рубцовск
КОНСПЕКТ
урока математики во 2 классе
«Название данных чисел и искомого при вычитании»
Данный урок посвящен теме: «Названия компонентов умножения». Компоненты каждого математического действия имеют название. На этом занятии мы вспомним, в каких случаях можно заменить сложение умножением, узнаем названия компонентов умножения. Чтобы закрепить новые знания, выполним несколько проверочных упражнений.
На данном уроке мы познакомимся с названиями компонентов умножения.
Выполним следующее задание:
Задание 1
Посмотрите на следующие выражения:
Во всех ли случаях можно сложение заменить умножением? Где возможно, замените сложение умножением.
Вспомним, что заменить сложение умножением можно там, где находятся суммы одинаковых слагаемых. Значит, мы можем заменить сложение умножением в 1 и 4 выражениях.
Так же, как и при сложении и вычитании, числа при умножении имеют свое название. Первое число при умножении называется множитель . Второе число при умножении тоже называется множитель . Результат умножения называют произведение .
множитель·множитель = произведение
- Пять умножить на два равняется десять.
- Пять увеличить в два раза - получится десять.
- Первый множитель - пять, второй множитель - два, произведение - десять.
- Произведение пяти и двух равно десяти.
Рассмотрим следующее задание. Найдем значение выражения 2·9, если известно, что 2·8=16. 2·8 - это два повторить восемь раз (рис.1).
Рис. 1. 2·8 - это два повторить восемь раз
2·9 - это два повторить девять раз (рис. 2), то есть на один раз больше. Значит, если мы к результату выражения 2·8 прибавим 2,то получим результат выражения 2·9.
Рис. 2. 2·9 - это два повторить девять раз
Теперь попробуем узнать значение выражения 2·7. 2·8 - это два повторить восемь раз (рис. 1), а 2·7 - это повторить два семь раз (рис. 3), то есть на один раз меньше, значит, чтобы получить результат данного выражения, необходимо из результата выражения 2·8 вычесть 2.
Рис. 3. 2·7 - это повторить два семь раз
Теперь мы знаем, как называются числа при умножении, и сможем использовать эти термины при чтении выражений.
Компоненты каждого математического действия имеют свое название.
При сложении:
слагаемое + слагаемое = сумма
При вычитании:
уменьшаемое - вычитаемое = разность
Список литературы
- Александрова Э.И. Математика. 2 класс. - М.: Дрофа, 2004.
- Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. - М.: Астрель, 2006.
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- Festival.1september.ru ().
- Shkolo.ru ().
- School-assistant.ru ().
Домашнее задание
- Выучите названия компонентов умножения.
- Прочтите следующие равенства:
ТЕМА: Названия чисел при сложении и вычитании. Переместительное свойство сложения. Сложение и вычитание чисел частями. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Задачи на нахождение суммы и остатка, на разностное сравнение. Сравнение чисел. Единицы измерения длины. Сравнение длин отрезков.
Вспомним изученный материал: прочитай и расскажи.
· Числа, используемые при счете предметов, называются натуральными.
· Натуральные числа образуют натуральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 10, 11, 12, ……. Наименьшим в этом ряду является число 1, наибольшего числа в нем не существует . Этот ряд построен так, что каждое следующее число на единицу больше предыдущего.
· Числа, которые записывают одной цифрой, называются однозначными ; числа, которые записывают двумя цифрами, - двузначными.
· В записи двузначного числа цифра справа обозначает единицы, цифра слева - десятки.
· Памятка для поразрядного сравнения чисел
1. Сравниваю числа десятков : больше то число, в котором десятков больше; меньше то, в котором десятков меньше.
2. Если десятков поровну, то сравниваю числа единиц : больше то число, в котором единиц больше, меньше то, в котором единиц меньше.
· Числа при сложении: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма
· Переместительный закон сложения: от перестановки мест слагаемых, сумма не изменяется.
· Числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность
· Составные части задачи:
1. Условие, вопрос
2. Числовые данные, искомое
3. Краткая запись, схема
4. Выбор действия
5. Решение
6. Ответ
· Обратные задачи - это задачи, в которых описан один сюжет , содержатся одни и те же числа , но в одной задаче некоторое число является искомым, а в другой задаче это число дано. (искомое становится данным,а данное становится искомым)
· Рассуждай так: Чтобы ответить на вопрос задачи, достаточно знать два числовых значения. На вопрос задачи ответим арифметическим действием …..(сложением или вычитанием)
· Задачи на разностное сравнение - вопрос задачи звучит так: На сколько больше (меньше) …..?
Приступим к практической части.
1) Запиши дату, Классная работа
2) Разбей множество чисел на два подмножества. По какому признаку это можно сделать? Подчеркни одной чертой единицы, двумя-десятки.
91243307197458368
3) Замени числа суммой разрядных слагаемых: 13, 24, 65, 11, 28, 87
4) Вспомни состав чисел 2 - 10.
5) Запиши числа 7-го десятка.
6) Запишичисла, содержащие 5 единиц
7) Вставь такие цифры, чтобы получились истинные равенства.
69 + …= 7060 + …= 907…- 70 = 3
55 - … = 5480 - 6.. = 20 Домашнее задание: № 37, 41 стр. 8