Названия компонентов умножения. Название чисел при сложении (слагаемые, сумма) Чтение равенств с использованием новых терминов

Конспект открытого урока по математике

Тема: Название чисел при вычитании

Цель: создать условия для ознакомления с названиями чисел при вычитании; развития умения решать задачи и выражения, навыков устного счёта.

Планируемые результаты (предметные): знать названия чисел при вычитании; уметь решать задачи и находить значения выражений.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям на основе выполнения универсальных логических действий.

Личностные: действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами, инструментами для построения геометрических фигур и правил работы.

Сценарий урока

1.Орг.момент (Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок (карточки на партах)

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

У: Я, надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение, давайте его проверим в начале урока. Перед вами лежат карточки с изображением человечков. Один из них улыбается, а другому грустно. Выберите одну из них. Если у вас плохое настроение, мы постараемся за урок его поднять, а у кого уже хорошее, те с хорошим настроением отправляются к новым знаниям

– Проверим готовность к уроку.

Молодцы! Откроем тетради, отступаем …запишем число,классная работа.

2. Каллиграфическая минутка.

3.Повторение изученного материала и подготовка к восприятию нового материала

На доске:

8-2= 6+3= 1+7= 8-4=

9-4= 5+2= 2+6= 7-3=

У: -На какие две группы можно разделить данные выражения? (одни примеры на сложение, другие примеры на вычитание)

Ребята, а кто из вас помнит, как называются числа при сложении? (слагаемое, слагаемое, сумма)

А мы знаем как называются числа при вычитании? (нет)

Кто поможет сформулировать тему урока? (название чисел при вычитании)

Ребята, к нам перед уроком, пока мы были в столовой, кто-то подложил письмо. Давайте его прочитаем. От кого оно? (Записку от Кощея читает ребенок)

Что, ребята, будем спасать названия?(да)

Тогда за работу.

4.Устный счет

На доске индивидуальная работа.

1человек (Решить примеры):

2 человек (Вставить в пропущенные клетки числа)

3 и 4 человек (Игра Рыбки) Один ученик ловит рыбок с ответом 5, другой ученик ловит рыбок с ответом 10.

Все остальные решают задачи в стихах

1.Привела гусыня-мать

Шесть детей на пруд гулять.

Все гусята, как клубочки.

3 сынка, а сколько дочек? (3)

6 грибов нашёл Вадим,

А потом ещё 1.

Вы ответьте на вопрос.

Сколько он грибов принёс? (7)

4 спелых груши

На веточке качались.

2 груши снял Павлуша.

А сколько их осталось? (2)

Через поле по прямой

Шёл баран на водопой.

3 овечки за собою

Вёл он важно к водопою.

Сколько вместе их? Считайте

И пример свой составляйте! (4)

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Мы уже близко к нашим названиям. Кощей предлагает нам выбрать из трех сундуков. В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел. Отгадайте, что в каком сундуке, если во втором сундуке серебро, а в первом –не золото.(1 сундук –названия чисел, 2 сундук-серебро, 3 сундук-золото)

5. Математическая физминутка

2+1 столько раз ногами топнем.
3+2 столько раз в ладони хлопнем.
4-1 мы присядем столько раз.
6-1 мы наклонимся сейчас.
1+1 мы подпрыгнем столько.
Ай да счёт, играй и только!

6.Изучение нового материала. Знакомство с новыми терминами-названиями чисел при вычитании.

1.Давайте составим числовое выражение, прочитав задачу про Кощея.

У Кощея было 7 жизней, 3 он уже потерял. Сколько осталось жизней у Кощея?

Каким действием будет решатся задача?(вычитанием)

Кто назовет решение задачи? (7-3=4)

Как назвать число 7, если его уменьшили? (уменьшаемое)

Как назвать число, которое вычитаем?(вычитаемое)

Число, которое получается при вычитании -разность.

2. Работа по учебнику (с.29)

1. Прочитайте запись и запишите примером (1 на доске, остальные в тетради)

Задание 2: Чтение и запись примеров на вычитание с использованием новых терминов.

Составьте и запишите выражения:

Уменьшаемое 7,вычитаемое 3,найдите разность.

Уменьшаемое 9, вычитаемое 1, чему равна разность чисел?

3 Решение задачи.

Докажите, что это задача.

Прочитаем условие задачи, вопрос задачи.

Какие опорные слова напишем в условии?

Каким действием будет решатся задача?

Решение: 6-2=4.

Давайте назовем числа при вычитании. Как называются числа 6,2,4? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

7.Физминутка. (Задание на внимание (на листе изображены 3 геометрические фигуры. Ребята вам нужно запомнить их и нарисовать себе в тетрадь).

8.Работа с ЭПУ, обучающий диск.(задание №2)

Закончите высказывания:

Я сегодня на уроке узнал…

Мне было интересно…

Мне понравилось…

Филиал краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская общеобразовательная школа №1» г. Рубцовск

КОНСПЕКТ

урока математики во 2 классе

«Название данных чисел и искомого при вычитании»

Данный урок посвящен теме: «Названия компонентов умножения». Компоненты каждого математического действия имеют название. На этом занятии мы вспомним, в каких случаях можно заменить сложение умножением, узнаем названия компонентов умножения. Чтобы закрепить новые знания, выполним несколько проверочных упражнений.

На данном уроке мы познакомимся с названиями компонентов умножения.

Выполним следующее задание:

Задание 1

Посмотрите на следующие выражения:

Во всех ли случаях можно сложение заменить умножением? Где возможно, замените сложение умножением.

Вспомним, что заменить сложение умножением можно там, где находятся суммы одинаковых слагаемых. Значит, мы можем заменить сложение умножением в 1 и 4 выражениях.

Так же, как и при сложении и вычитании, числа при умножении имеют свое название. Первое число при умножении называется множитель . Второе число при умножении тоже называется множитель . Результат умножения называют произведение .

множитель·множитель = произведение

  • Пять умножить на два равняется десять.
  • Пять увеличить в два раза - получится десять.
  • Первый множитель - пять, второй множитель - два, произведение - десять.
  • Произведение пяти и двух равно десяти.

Рассмотрим следующее задание. Найдем значение выражения 2·9, если известно, что 2·8=16. 2·8 - это два повторить восемь раз (рис.1).

Рис. 1. 2·8 - это два повторить восемь раз

2·9 - это два повторить девять раз (рис. 2), то есть на один раз больше. Значит, если мы к результату выражения 2·8 прибавим 2,то получим результат выражения 2·9.

Рис. 2. 2·9 - это два повторить девять раз

Теперь попробуем узнать значение выражения 2·7. 2·8 - это два повторить восемь раз (рис. 1), а 2·7 - это повторить два семь раз (рис. 3), то есть на один раз меньше, значит, чтобы получить результат данного выражения, необходимо из результата выражения 2·8 вычесть 2.

Рис. 3. 2·7 - это повторить два семь раз

Теперь мы знаем, как называются числа при умножении, и сможем использовать эти термины при чтении выражений.

Компоненты каждого математического действия имеют свое название.

При сложении:

слагаемое + слагаемое = сумма

При вычитании:

уменьшаемое - вычитаемое = разность

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Математика. 2 класс. - М.: Дрофа, 2004.
  2. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. - М.: Астрель, 2006.
  3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Shkolo.ru ().
  3. School-assistant.ru ().

Домашнее задание

  1. Выучите названия компонентов умножения.
  2. Прочтите следующие равенства:

ТЕМА: Названия чисел при сложении и вычитании. Переместительное свойство сложения. Сложение и вычитание чисел частями. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Задачи на нахождение суммы и остатка, на разностное сравнение. Сравнение чисел. Единицы измерения длины. Сравнение длин отрезков.

Вспомним изученный материал: прочитай и расскажи.

· Числа, используемые при счете предметов, называются натуральными.

· Натуральные числа образуют натуральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 10, 11, 12, ……. Наименьшим в этом ряду является число 1, наибольшего числа в нем не существует . Этот ряд построен так, что каждое следующее число на единицу больше предыдущего.

· Числа, которые записывают одной цифрой, называются однозначными ; числа, которые записывают двумя цифрами, - двузначными.

· В записи двузначного числа цифра справа обозначает единицы, цифра слева - десятки.

· Памятка для поразрядного сравнения чисел

1. Сравниваю числа десятков : больше то число, в котором десятков больше; меньше то, в котором десятков меньше.

2. Если десятков поровну, то сравниваю числа единиц : больше то число, в котором единиц больше, меньше то, в котором единиц меньше.

· Числа при сложении: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма

· Переместительный закон сложения: от перестановки мест слагаемых, сумма не изменяется.

· Числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность

· Составные части задачи:

1. Условие, вопрос

2. Числовые данные, искомое

3. Краткая запись, схема

4. Выбор действия

5. Решение

6. Ответ

· Обратные задачи - это задачи, в которых описан один сюжет , содержатся одни и те же числа , но в одной задаче некоторое число является искомым, а в другой задаче это число дано. (искомое становится данным,а данное становится искомым)

· Рассуждай так: Чтобы ответить на вопрос задачи, достаточно знать два числовых значения. На вопрос задачи ответим арифметическим действием …..(сложением или вычитанием)

· Задачи на разностное сравнение - вопрос задачи звучит так: На сколько больше (меньше) …..?

Приступим к практической части.

1) Запиши дату, Классная работа

2) Разбей множество чисел на два подмножества. По какому признаку это можно сделать? Подчеркни одной чертой единицы, двумя-десятки.

91243307197458368

3) Замени числа суммой разрядных слагаемых: 13, 24, 65, 11, 28, 87

4) Вспомни состав чисел 2 - 10.

5) Запиши числа 7-го десятка.

6) Запишичисла, содержащие 5 единиц

7) Вставь такие цифры, чтобы получились истинные равенства.

69 + …= 7060 + …= 907…- 70 = 3

55 - … = 5480 - 6.. = 20 Домашнее задание: № 37, 41 стр. 8