Николай гумилев чужое небо. Чужое небо

краткое содержание других презентаций

«Русские поэты Серебряного века» - Фабрика. Дмитрий Мережковский. Жираф. Символизм. Ветка рябины. Поэзия серебряного века. Оформление кафе. Представление гостей. Алексей Кручёных. Символисты. Серебряная пристань. Василий Каменский. Игорь Северянин. Николай Гумилёв. Любимое стихотворение. Творческое задание «Единое целое». Футуристы. Выбор названия кафе. Владимир Нарбут. Михаил Кузмин. Творческое задание «Три шкатулки». Валерий Брюсов.

«Темы поэзии Серебряного века» - Зарождение модернизма. Общественное положение России. Музыкально-композиционные приемы. Ключевые категории акмеизма. Сборники стихотворений Н.С. Гумилева. Символизм. Муза Гумилева. Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Н. С. Гумилев. Символизм в живописи. И всем богам я посвящаю стих. Эпатировать публику. Акмеизм. Поль Гоген. Поэзия серебряного века. Любимые сюжеты. Основоположник русского символизма.

«Характеристика поэзии Серебряного века» - Футуризм. Поэзия. Смятение и борьба. Писатели, не входившие в литературные группировки. Цели урока. Старшие символисты. Русский «серебряный век» неповторим. Символизм. В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности». Поэты-акмеисты. Русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь. Акмеизм. Все поэты «серебряного века» любили свою Родину. Поэты-футуристы. Поэзию «серебряного века» невозможно представить.

«Поэты Серебряного века русской поэзии» - Серебряный век русской поэзии. Пощечина общественному вкусу. Сознательный смысл слова. Основополагаюший вопрос. Поэты - футуристы. Символ. Один среди враждебной рати. Представители символизма. Русский «серебряный век». Поэты-акмеисты.

«Антология поэзии Серебряного века» - Имажинисты. Константин Константинович Случевский. Основные принципы акмеизма. Шершеневич Вадим. Александр Блок. Владислав Ходасевич. Николай Гумилёв. Акмеисты. Осип Мандельштам. Поэты-символисты. Обэриу. Даниил Хармс. Предвестники. Игорь Северянин. Пленник. Крестьянская поэзия. Листва. Футуристы. Символисты. Иннокентий Анненский. Центрифуга. Владимир Маяковский. Сергей Есенин.

«Направления поэзии Серебряного века» - Понятие «серебряного века». Образ мышления. Владимир Соловьёв. Особенности акмеизма. Основные направления серебряного века. Возникновение акмеизма. Эстетика символизма. Символизм. Возникновение символизма. Серебряный век русской поэзии. Поэты-акмеисты. Эстетика футуризма. Поэты-символисты. Футуризм. Акнеизм. Группы футуристов. Акмеизм. Особенности символизма. Поэты-футуристы. Футуристические сборники и манифесты.

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Третья книга стихов. Издание «Аполлона». СПб. 1912г.

О «Чужом небе» Гумилева, как о книге поэзии, можно бы не говорить совсем, потому что ее автор — прежде всего не поэт. В стихах у него отсутствует совершенно магический трепет поэзии, веяние живого духа, того, что принято называть вдохновением, той неуловимой, таинственной силы, которая заставляет «листок, что иссох и свалился, золотом вечным гореть в песнопеньи», и одна дает писателю право называться поэтом.

Сами по себе стихотворения г. Гумилева не плохи: они хорошо сделаны и могут сойти за… почти поэзию. Вот в этом-то роковом почти и скрывается непереходимая пропасть между живой поэзией и мертвыми стихами г. Гумилева. Бриллианты Тэта тоже почти настоящие: в виде рекламы, желающим предоставляется выбрать среди поддельных сокровищ один подлинный алмаз. Но в книге г. Гумилева не найти и одного бриллианта: сплошь стеклярус, подделанный подчас с изумительным мастерством. Г-н Гумилев легко и ловко фабрикует свои стихи: между ними нет ни превосходных, ни неудачных, — все на одном уровне, а это самый дурной знак, указывающий на полную безнадежность автора как поэта. По видимому, сам г. Гумилев вполне искренно считает себя «новым поэтом», своего рода Колумбом, «конквистадором», по собственному его определению. Но что такое конквистадор в поэзии, и как можно им быть? Не то же ли это, что в религии быть спортсменом? От Гомера и до наших дней все поэты пели и поют о том, что каждому из них с рождения открыто, отом, «что душу волнует, что сердце томит», о том, «пред чем язык немеет» — и поют лишь тогда, когда «божественный, глагол до слуха чуткого коснется» . Поэт никогда ничего не «ищет», а его самого находит Бог; отсюда выражение: поэт Бо-жией милостью. И ни родные, ни «чужие небеса» не дадут «понять органа жизни глухонемому».

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И томный бред души, и трав неясный запах, —

сказал Фет, и он нее в юности говорил Полонскому: «к чему искать сюжета для стихов? Сюжеты эти на каждом шагу, — брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на забор, вот тебе и сюжет». «Ищут» лишь те, кому ничего не дано и с которых ничего не взыщется.

Между тем, все открытия г. Гумилева, искателя спокон века открытых Америк, сводятся исключительно к сочинению головоломных рифм, к подбору небывалых созвучий. Теперь подобными фокусами даже гимназистов не удивишь. У настоящих поэтов как-то совсем не замечается это присущее им богатство стиха, эта позолота на благословляющей чаше.

Вот образцы стихов г. Гумилева:

И там стоять я буду, струны
Щипля и в дерево стуча (?!)
Пока внезапно лоб твой юный
Не озарит в окне свеча, (с. 76)

Гиппопотам с огромным брюхом
Живет в Яванских тростниках,
Где в каждой яме стонут глухо
Чудовища, как в страшных снах. (с. 78)

Ну, почему б ему не стать
Адъюнктом в университете? (с. 114) .
Неужели это поэзия?

И недаром книга г. Гумилева называется «Чужое небо». В ней все чужое, все заимствованное, мертворожденное, высосанное из пальца. Чего только ни придумывает г. Гумилев, чтобы походить на поэта! Спазмами сочинительства он думает искупить роковое отсутствие вдохновения и таланта. У него, например, неверную одалиску собираются зашить в мешок и бросить в море, и пока об этом совещаются ее отец и муж, младшая сестра преступницы, тут же сидя, мечтательно завидует ей, потому только, что:

Так много, много, в глухих заливах
Лежит любовников других,
Сплетенных (?), томных и молчаливых…
Какое счастье быть средь них! (с. 20) .

Имена и названия, вроде Харрар, Аксум, Тигрэ, Габеш, Сена-ар, Левант, Смирна пестрят на страницах «Чужого неба» . В стихотворении «Баллада» (с. 44-45) г. Гумилев с упорством циркового жонглера ухитрился нанизать целых девять рифм (леди, победе, наследий, бреде, Андромеде, меди, снеди, камели, медведи), что, однако, не помешало ему поставить неверные ударения на словах «туфля» (с. 42) и «статуя» (с. 114).

Понятно, почему г. Гумилеву так любо все… «высокое и прекрасное», все экзотическое и высокопарно-скучное. При чтении длиннейшей поэмы его «Открытие Америки» вспоминается невольно лукавая строфа Фета:

У соседа ненароком
Я сказал ей слова три
О прекрасном, о высоком…
Скука — хоть умри!

Скука… Великий поэт ненавидел смертную скуку риторики, чуждой равно и поэзии, и жизни современный же бездарный стихотворец все спасение находит только в риторике, потому что и жизни, и поэзии он одинаково чужд.

Имеется в виду известный ювелир, который выставлял на витринах своего магазина, наполненных фальшивыми бриллиантами, один — настоящий, чтобы заинтриговать прохожих.

Из ст-ния Пушкина «Поэт».

Из ст-ния Фета «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…»

Из «Переводов» Теофиля Готье (вошедших в ЧН) — «Рондолла» и «Гиппопотам» — и из драматической поэмы Гумилева «Дон-Жуан в Египте».

Из ст-ния Гумилева «Константинополь».

Имеются в виду «Абиссинские песни», ст-ние «Ослепительное».

ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА Н.С. ГУМИЛЕВА В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИКОВ (СБОРНИК «ЧУЖОЕ НЕБО»)

Аннотация
Данная статья посвящена обзору и анализу рецензий на сборник «Чужое небо» Н.С. Гумилева, изданный в 1912 году. Проведенное исследование было нацелено на выявление разных точек зрения на творческое развитие поэта, принадлежащих его современникам: литературным критикам, поэтам. Данная тема актуальная в связи с повышенным интересом к творчеству Н.С. Гумилева.

THE EVOLUTION OF CREATIVITY N.S. GUMILYOV IN THE ASSESSMENT OF HIS CONTEMPORARIES (THE COLLECTION "ALIEN SKY")

Beloglazova Svetlana Nikolaevna 1 , Beloglazov Vasily Sergeyevich 2
1 Birsky branch of the Bashkir State University, 5th year student of the Faculty of Philology of communications and intercultural
2 Radio «Bir», narrator, candidate of Historical Sciences


Abstract
This article provides an overview and analysis of the reviews of the book "Alien Sky" N.S. Gumilyov, published in 1912 year. This study was aimed to identify the different perspectives on the creative development of the poet belonging to his contemporaries: the literary critic, poet. This topic is relevant in connection with the increased interest in the work of N.S. Gumilyov.

Библиографическая ссылка на статью:
Белоглазова С.Н., Белоглазов В.С. Эволюция творчества Н.С. Гумилева в оценке современников (сборник «Чужое небо») // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Часть стихов, собранных Н.С. Гумилевым в сборник «Чужое небо», уже были известны читателю – на протяжении 1910-11-х годов они публиковались в журнале «Аполлон». Структурно книга разделяется на 5 частей, одна из которых посвящена молодой и желанной супруге Анне Гумилевой (Ахматовой).

В произведениях все еще ощущается дыхание романтизма, от которого поэт постепенно начинает отдаляться и искать свой путь. Меньше внимания Н. Гумилев обращает на музыкальность и изящность слов, наблюдается снижение количества экзотизмов, хотя они, несомненно, в текстах присутствуют .

«И в юном мире юноша Адам,

Я улыбаюсь птицам и плодам» .

В целом, отклики на сборник были положительные, лишь Садовской оставил негативный. Публика тепло приняла, не только критики, но и собраться по литературному мастерству.

Михаил Алексеевич Кузьмин в рецензии «Гумилев Н. Чужое небо», вышедшей сразу после сборника, отметил, что новая книга стихов Гумилева – это второй шаг по лестнице поэтического мастерства, в котором видна не ученическая работа, в отличие от «Романтических цветов» или «Жемчугов», а рука мастера. Четвертая по хронологии книга все еще имеет переходный характер, «куда-то веред, но едва ли всегда приводит, оставляя впечатление интермеццо» .Удаление от экзотизма положительно сказалось на творчестве поэта, он стал ближе, а значит и понятней читателю, показав свое настоящее лицо. Творческий метод Н.С. Гумилева отталкиваться от реального, небольшого и выстраивать на этой основе крупные лирические конструкции, «иногда столь отдаленные, что они затемняют и даже притупляют само чувство» предшествует новому взгляду на мир – «взгляду Адама», и новая позиция поэта, подкрепленная стихами Теофиля Готье замечена и прокомментирована. Мотив сна, проявивший себя в сборнике «Романтические цветы», продолжает быть интересен автору.

Стремление переосмыслить вечные образу мировой культуры не губит творческую самобытность поэта, не закрывает его в вечном поиске экзотики и открытий, ведь открытия можно совершать и в земном мире, мире обыденном. Также М. Кузьмин сказал, что «новая книга Гумилева разнообразна по ритмам и строфам…» , качество стихотворений говорит об их авторе как о мастере стиха. Но позднее, из-за отзыва Н.Гумилева о его творчестве М.Кузьмин уже не так благожелательно отзывался о поэте .

Единственный отрицательный отзыв принадлежит Борису Садовскому. В четвертом апрельском номере журнала «Современник» за 1912 год печатается его рецензия на «Чужое небо». О сборнике, как и об авторе, критик отозвался негативно, заявляя, что «О «Чужом небе» Гумилева, как о книге поэзии, можно бы не говорить совсем, потому что ее автор – прежде всего не поэт». На чем основывается такая точка зрения? Обвинения об отсутствии вдохновения, по меньшей мере, необъективны. Критик считает, что Николай Степанович не развивается, «все на одном уровне». Б.А. Садовской подчеркивает черты творчества Гумилева: «фабрикует… стихи», «ничего не дано», «сочинению головоломных рифм, к подбору небывалых созвучий», «все чужое, все заимствованное, мертворожденное» . Борис Садовской не считает Н.С. Гумилева поэтом, сборник «Чужое небо» для критика еще одно подтверждение выдвинутых тезисов.

Важны слова В. Брюсова о новой поэтической книге Гумилева, как учителя, мэтра для Николая Степановича. В статье-обзоре стихотворений разных авторов, вышедших за 1911-1912 год, есть строки и о нем. Валерий Яковлевич зафиксировал «известное движение вперед», одаренность Гумилева как художника, мастера. «Н.Гумилев не учитель, не проповедник: значение его стихов гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он говорит» . Недаром сравнивают творчество Блока и Гумилева, как поэта, работающего по вдохновению и мастера стиха. По мнению Брюсова, стихи автора оценят люди, любящие искусство и язык. Творчество Н.С. Гумилева на данном этапе стоит на достойном уровне, критик отмечает эволюцию тем и образов, представленных в стихотворениях.

В книге В.Л. Полушина «Николай Гумилев: жизнь расстрелянного поэта» приводится и оценка А.Ахматовой: «Анна Андреевна не только узнала себя в сборнике, но и всю жизнь об этом помнила». Вот ее воспоминания: «Самой страшной я становлюсь в «Чужом небе» (1912)… Там борьба со мной! Не на живот, а на смерть!» . Ранее мы также указывали, что вторую часть сборника поэт посвятил молодой жене. Александр Александрович Блок также получил свой экземпляр «Чужого неба» сразу после выхода книги, оценив качественные изменения, произошедшие в творчестве Гумилева .

Таким образом, можно сказать, что сборник «Чужое небо» получил высокие оценки современников, войдя в культурное наследие начала ХХ века. Сборник в дальнейшем рассматривался еще и как практические выкладки, воплощающие теорию акмеизма. Рассмотрены оценки критиков, учителя Н.Гумилева, А.Блока, А.Ахматовой, приведены разнообразные мнения. Несомненно, они заметили еще одни шаг по лестнице творчества, сделанный молодым талантливым автором.

Кривое горе (память о непогребенных)
Эткинд Александр Маркович
Наука, Образование , История , Психология , Культурология , Философия

Это книга о горе по жертвам советских репрессий, о культурных механизмах памяти и скорби. Работа горя воспроизводит прошлое в воображении, текстах и ритуалах; она возвращает мертвых к жизни, но это не совсем жизнь. Культурная память после социальной катастрофы - сложная среда, в которой сосуществуют жертвы, палачи и свидетели преступлений. Среди них живут и совсем странные существа - вампиры, зомби, призраки. От «Дела историков» до шедевров советского кино, от памятников жертвам ГУЛАГа до постсоветского «магического историзма», новая книга Александра Эткинда рисует причудливую панораму посткатастрофической культуры.

  • Полковник Империи
    Ланцов Михаил Алексеевич
    Фантастика , Альтернативная история ,

    Лейтенант Российской армии Максим Баранов провалился на поля Первой Мировой и, не растерявшись, начал там ставить свое казино с блекджеком и гетерами. Года не прошло, как он сумел легализоваться и занять неплохое положение, став самозванным Максимом Ивановичем Меншиковым - последним из рода знаменитого "полудержавного властелина". Позади два года войны, которую он смог изменить до неузнаваемости. Это уже совсем другая война… и другой мир… Впрочем, точка пока не поставлена. Ведь впереди 1916 год и Максима ждет чрезвычайно рисковая операция, граничащая с безумием. Сможет ли одна личность изменить ход истории и перевернуть все с ног на голову? Одержит ли победу? Или сломается и уступит, согнувшись под гнетом "объективных исторических процессов"?

  • Мир CEDM
    Борисов Иван , Сорочинский Стас , Кучма Андрей
    Наука, Образование , История , Документальная литература , Искусство и Дизайн , Религия и духовность , Религиозная литература , Домоводство (Дом и семья) , Развлечения

    Дорогой друг!

    Книга, которую ты держишь в руках говорит, о таком понятии, как CEDM. Здесь раскрывается вся суть христианской электронной танцевальной музыки и целой культуры, основанной на ней.

    Добро пожаловать в Мир CEDM!

  • Всевидящий глаз
    Неизвестен Автор
    Фантастика , Научная Фантастика , Детское , Сказка , Старинное , Мифы. Легенды. Эпос , Старинная литература , Справочная литература , Руководства , Справочная литература , Юмор , Анекдоты

    «Путешествие капитана Самуила Брунта в Каклогалинию», сочинение неизвестного английского автора, впервые изданное в 1727 г., достаточно хорошо известно западным любителям фантастики - это и фантазия о полете на Луну, и «гулливеровская» сатира. Известно оно было и русским читателям, но лишь в XVIII веке, когда перевод «Путешествия» вышел двумя изданиями. С тех пор книга не переиздавалась.

  • Истребленные маршалы
    Соколов Борис Вадимович
    Документальная литература , Биографии и Мемуары

    Новая книга Б Соколова рассказывает о драматических страницах советской истории показанных через призму судеб репрессированных маршалов Красной Армии Ее герои не нуждаются в особом представлении это маршалы Тухачевский, Блюхер, Егоров, Кулик, Худяков, Берия.

    Книга предназначается для самого широкого круга читателей, интересующихся советским периодом новейшей истории

  • Набор «Неделька» -- топ новинок -- лидеров за неделю!

    • Подлянка для попаданки (СИ)
      Парамонова Елена
      Любовные романы , Любовно-фантастические романы

      В книгах и фильмах истории о попаданстве не редкость, поэтому Лёля Зарецкая, внезапно оказавшись в незнакомом зимнем лесу, ничуть не испугалась и готова была с радостью в сердце встречать намеченные ей приключения. Но вот беда, вместо долгожданного прЫнца ей достался какой-то монстр, а вместо огромного королевского дворца - какая-то избушка посреди леса, выбраться из которого через сугробы без сопровождения невозможно. Судьба несправедлива, но Лёля обязательно докажет ей, как она не права!

    • Похищение Энни Торн
      Тюдор С Дж
      Детективы и Триллеры , Триллер , Детектив

      П’ятеро друзів - Едді Мюнстер, Гладкий Ґев, Металевий Міккі, Гоппо і Ніккі - давно виросли з того віку, коли для спілкування використовували зашифровані послання, написані кольоровою крейдою. Але минуле не стирається так само легко, як крейда з пальців. Сорокарічний Ед усе ще пам’ятає, як він і його шкільний учитель урятували дівчину Елізу. І пам’ятає її обезголовлений труп, який знайшли в лісі… Через багато років Ед Адамс зустрічається з Міккі, який заявляє, що вичислив убивцю Елізи. Наступного дня його самого знаходять мертвим, із намальованим крейдяним чоловічком у кишені. Друзі розуміють: те, від чого вони втікали, повернулося. На згадку про минуле в кожного з них лишилася не тільки крейда під нігтями, але й кров. Чия вона?..