Конспект урока литературного чтения А.Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый". Урок литературного чтения "А.С

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".

Презентация помогает ввести детей в волшебный мир сказок А.С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект по чтению.

Тема урока: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Цели урока: Обучающие : ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания;

Развивающие : развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки выразительного и беглого чтения;

Воспитательные : воспитывать любовь к русской поэзии, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: использование презентации «А.С.Пушкин. Сказки».

  1. Орг. момент.
  2. Речевая разминка.

Прочитайте «Птичьим базаром»:

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входит семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Откуда эти строки?

Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.

3. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

А) Предварительная беседа.

Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?

Какие вы читали самостоятельно?

Использование презентации «Сказки А.С. Пушкина».

(Дети читают отрывок из сказки. По тексту и иллюстрации отгадывают название сказки.)

1 слайд.

Портрет писателя. (Учитель рассказывает о жизни писателя. Материал прилагается.)

2 слайд.

Узнай сказку.

Отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

3 слайд, 4 слайд.

Прочитаем.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

5слайд, 6 слайд.

Прочитаем отрывок.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

А эта сказка? («Сказка о золотом петушке».)

7слайд, 8 слайд.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

9слайд, 10 слайд.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

11слайд, 12 слайд.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей».

Вспомнили.

Что ответило солнце Королевичу Елисею?

В)Вывод. Чтение статьи (стр.84 учебника).

Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке. Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)

4. Изучение нового материала.

Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.

А) Чтение стихотворения учителем. (две последних строки - не читать).

Почему я не прочитала вам последние две строки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)

Б) Словарная работа .

Что такое Лукоморье? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске.)

Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди.)

Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев – долина.)

Как вы понимаете слова «видений полны»?

О заре- на заре.

Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)

Пленяет - берет в плен.

Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится.

Чахнет – сохнет.

В) Техника чтения.

Какие слова кажутся вам трудными для чтения?

(Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записывает их на доске с разбивкой на слоги.)

у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных из-буш-ка

при-хлы-нут трид-цать

пре-крас-ных ми-мо-хо-дом

Г) Выразительное чтение детьми.

Физкультминутка.

5 .Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.

Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки, которые к ним подходят.

(Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки)

6. Итоги урока.

Произведение, какого писателя читали?

Какая сказка вам понравилась больше всего?

Домашнее задание.

Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки идо конца.)

Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок А.С. Пушкина.

Дополнительный материал.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.)

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин (1799-1837)

Узнай сказку

Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» Сказка о царе Салтане...

Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!» Сказка о золотом петушке

Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчевая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. Сказка о рыбаке и рыбке

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. Сказка о попе и о работнике его Балде

«Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Прочитайте произведения А.С. Пушкина


Организация: ГБОУ КГ№1 имени Лилии Литвяк

Населенный пункт: Луганская область, город Красный Луч

Разработка урока по литературному чтению

2 класс

Тема: Творчество А.С. Пушкина. «У Лукоморья дуб зелёный».

Цель: познакомить детей с автобиографией А.С. Пушкина и с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный»; дать первичные представления о сказочной поэме; совершенствовать навык выразительного чтения, умение творчески работать со стихотворным текстом; формировать умения делать несложные выводы, анализировать содержание; развивать сознательное, орфоэпическое чтение, связную речь, творческое мышление, память; прививать любовь к поэзии.

Оборудование: клубок ниток, по классу развешены предметы с подсказками: карточка со словом «ТЕМА», выставка на доске с фото и иллюстрациями к произведениям А.С Пушкина, литературный уголок, учебник, иллюстрация к вступлению поэмы «У Лукоморья дуб зелёный», словарь Ожегов, музыка, карточка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Все готовы на урок? (Да)

Всё ли девочки достали

И ненужное убрали? (Да)

А мальчишки посмотрите,

Аккуратно всё сложите,

Книжку ручку и тетрадь

И на уроке не зевать!

Молодцы, ребята! Сели красиво, удобно и начнём наш урок.

Ребята, а чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (ответы детей)

  1. Постановка целей урока. Мотивация обучения.

- Ребята, у нас сегодня будет необычный урок.Я приглашаю вас в небольшое воображаемое путешествие.Оно принесёт много новых и интересных знаний.

- А о чём мы узнаём на уроках литературного чтения? (о писателях, о новых произведениях и героях этих произведений, много интересного о русском языке)

А кто нам может помочь путешествовать? (волшебник, машина времени, корабль и т.д.)

Отгадаете загадку и узнаете, кто будет нашим помощником?

Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я - не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под комод. (клубок ниток)

Правильно. Только этот клубок волшебный. Он нам укажет дорогу. (по классу развешены предметы с подсказками)

Катится, катится наш клубок, прикатился он в зелёный уголок. А подсказка здесь слово (читают все) ТЕМА.

Какой будет тема нашего урока, и что мы будем с вами делать, скажите мне вы. А поможет вам в этом моя выставка и опорные слова

Мы познакомимся……

Мы научимся…..

(Выставка: на доске весит портрет А.С. Пушкина и иллюстрации из ранее известных детям произведений.

Ученик: Мы сегодня познакомимся с творчеством А.С. Пушкина.

Как вы думаете, какое произведение А.С. Пушкина мы сегодня возьмём для урока. («У Лукоморья дуб зелёный», мы ещё с ним не работали, а все остальные нам известны)

Правильно. Мы сегодня продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, а именно с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный».

А что нам для этого надо сделать?

(быть внимательными, активными, выразительно читать, на вопросы отвечать, мыслить, рассказывать, описывать, фантазировать)

  1. Работа над темой урока

1)Автобиографическая справка про А.С. Пушкина.

Катится наш клубок. Катится. И прикатился в литературный уголок.

Каких русских писателей вы в нём знаете? Ребята, а что вы знаете о выдающемся русском поэте А.С. Пушкине.

Вике дано было домашнее задание приготовить рассказ о творчестве А.С. Пушкина. Давайте её послушаем.

В сердце России городе Москва родился 6 июня 1799года А. С. Пушкин. Семья дворянина имела большую библиотеку, поэтому мальчик рано пристрастился к чтению.

С раннего детства его воспитывала няня Арина Родионовна. Долгими вечерами она любила рассказывать маленькому поэту сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Поэтому Пушкин с детства увлекался поэзией.

В 12 лет родители его отправили учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он стал писать стихи.

В 1820 году А.С. Пушкин был сослан на Кавказ за то, что писал стихи, которые не нравились царю. На Кавказе он пишет самое большое произведение «Евгений Онегин». Это произведение принесёт ему в будущем известность и славу.

За недолгую свою жизнь А. С. Пушкин написал много прекрасных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме.

Учитель : А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 218 лет со дня его рождения, а мы до сих пор любим и читаем его произведения.

2) Работа со статьёй в учебнике стр.84.

Чтение статьи хорошо читающими учениками.

Вопросы по содержанию: 1. О каких по жанру произведениях

2. Что о сказках говорит? (они волшебные)

3. Какие стихи у Пушкина?

(прекрасные, сердечные, тёплые)

3) Работа по учебнику стр.85.

Прочитай строки из сказок соответствующие данным иллюстрациям из сказок А.С.Пушкина. Вспомните названия этих сказок.

4) Работа с иллюстрацией

- Покатился наш волшебный клубок дальше. Катится, катится, а навстречу ему кот. (Входит в класс ученик одетый котом)

Я принёс вам следующую подсказку. Но отдам, если вы меня немного взбодрите.

Физкультминутка с котом.

Кошка встала, потянулась,
Лапки вытерла, прогнулась!
Коготками шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у кошки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку - влево, ножку - вправо,
А теперь - вперед, назад.

Лапкой ушки почесала,

Клубком на лавке подремала.

Жмурит глазки и мурчит,

Играть с собою не велит.

Ребята посмотрите это картинка. Где-то я её уже видела. Откройте стр.86 учебника. Это иллюстрация к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»

А кто знает, что такое поэма?

Работаем со словарём Ожегов.

Поэма - литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лироэпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

Поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкина.

Такое интересное название «У лукоморья дуб зелёный». А что такое ЛУКОМОРЬЕ?

Лукомо́рье - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

Составьте небольшой рассказ по картине? О ком будет в нём говориться? Какие будут происходить действия? (1-2 рассказа)

А сейчас мы прочитаем отрывок из поэмы и посмотрим, насколько вы были правы.

5) Первичное восприятие произведения.

Ребята, сядьте удобно, закройте глаза и представьте, что вы попали в лукоморье. Что вы там увидите, послушайте.

(учитель читает отрывок из поэмы на фоне спокойной музыки)

  1. Закрепление изученного материала

1)Беседа по содержанию

Можно ли по вступлению определить, о чём будет говориться в поэме?

Каким же поэт изобразил лукоморье?

Какие события вам показались неправдоподобными? Зачитайте их.

Смысл, каких слов вам был непонятен?

(дол, видений, брег, чредой, витязь)

2) Словарная работа (работа в паре)

У вас на парте карточка с устаревшими словами, вышедшими из активного словарного запаса современного человека. Давайте мы к устаревшим словам подберём синоним современный. Соединим их стрелочками.

Соедини стрелочками синонимы

Дол

берег

Брег

по очереди

Витязь

берёт в плен

Чредой

сохнет

Пленяет

грустит

Чахнет

долина

Тужит

воин

(Зачитываем получившиеся пары)

Молодцы ребята. Наш клубок катится дальше, и мы следуем за ним.

3) Чтение отрывка детьми.

Клубок нас привёл к большому развесистому дубу. А под ним дремлет кот. Кот очень любит слушать разные лесные сказки.

Физкультминутка (для глаз)

Сказка начинается

Глазки открываются.

Раз, два, раз, два – глазки открываются.

(дети моргают глазками)

В сказке много волшебства

Любим их и ты и я.

Раз, два, раз, два – любим их и ты и я.

(глазки смотрят вверх и вниз)

Вокруг нас и там, и тут

Сказки добрые живут.

(глазками вправо-влево)

На зло глаза не закрывай

(ладошками закрыли глаза)

Добро дари и воспевай.

(открывают глазки и улыбаются)

А давайте мы для кота почитаем.

Чтение «Цепочкой» (2-3 раза)

Молодцы, ребята. Посмотрите, как кот улыбается. Ему очень понравилось ваше чтение.

  1. Итог урока.

- А вам понравился сегодняшний урок?

С произведением, какого писателя мы сегодня познакомились?

К какому жанру оно относится? (поэма)

  1. Релаксация

Ребята, у вас у каждого на парте листочек с волшебного дуба. Напишите на нём своё самое сокровенное желание и прикрепите его к волшебному дереву. И оно обязательно сбудется (звучит спокойная музыка)

И пусть это волшебное настроение не покидает вас целый день.

Список используемой литературы

  1. Интернет ресурс: Riddle-middle.ru Загадки.
  2. Интернет ресурс: Ивченко И.В. https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/08/27/ otkrytyy_urok_chteniya_2_klass_gotovaya_versiya.docx
  3. Интернет ресурс: Ucthat-v-skole.ru/bibliotheca/fizkultminutki

«У лукоморья дуб зеленый…»

познавательно-творческое занятие (вводный урок)

Педагог дополнительного образования

Хорина Марина Николаевна

Актуальность: искусство - одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Когда мы знакомим детейс каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другого вида и обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов доступных пониманию детей являются поэтические, сказочные образы Александра Сергеевича Пушкина.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети садятся на стулья. Включается проектор.

Ведущий. Мы знаем, вы любите игры, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее, сказки.

Сегодня отправимся вместе

По Пушкинским сказкам гулять,

Героев волшебных и разных,

Мы будем сейчас вспоминать.

Демонстрация слайдов презентации

«Пушкина мы с детства знаем, его сказки мы читаем»

Входит Кот учёный. Здравствуйте, я - Кот учёный,

Я тоже люблю сказки рассказывать и загадки загадывать.

Кот. Загадок много у меня. А эту отгадаете?

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно. (Петушок)

Ребенок. Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна -

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кури-ку-ку!

Царствуй лежа на боку!».

Ведущий. Кот ученый, ты всё знаешь, сказки разные читаешь.

С нами вместе поиграй, сказку быстро называй.

Игра на внимание «Вспомни сказку»

Ответить на вопрос и найти картинку - ответ на вопрос (картинки на доске).

(картинка «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - последняя)

Кот. А теперь я посижу, на ребяток посмотрю.

Слайд № 6

Слайд № 7

Назовите сказку, в которой рассказывается о царевне, которая жила в лесу с 7 богатырями?

Кто ее спас?

К кому обращался королевич Елисей, со своими просьбами? (чтение отрывка из сказки)

«Елисей, не унывая, к ветру кинулся, взывая: «Ветер! Ветер! Ты могуч! Ты гоняешь стаи туч! Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Я жених ее…»

«Постой, - отвечает ветер буйный,- там за речкой тихоструйной есть высокая гора, в ней глубокая нора;

в той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный

на цепях между столбов…».

Кот. А знаете ли вы сказку, в которой …

Много лет старик рыбачил,

Старуха пряжу все пряла,

Да вспоминала, кем была….

А сказка называется?

Слайд № 8

Слайд № 9

Ведущий. Вы правильно назвали сказку.

Давайте вспомним, сколько раз старик ходил к морю?

Правильно, 5 раз. Каждый раз, когда старик приходил к морю, что-то просить у рыбки золотой, оно менялось. Сейчас я вам буду описывать море, а вы вспомните и скажите, что при этом просил старик.

1. Вот пошёл он к синему морю. Видит - море слегка разыгралось. Что попросил для старухи? (новое корыто)

2. Вот пошёл он к синему морю, помутилось синее море. Что попросил для старухи? (избу для сварливой бабы)

3. Пошел старик к синему морю, неспокойно синее море. Что старуха пожелала? (хочет быть столбовою дворянкою)

4. Старичок отправился к синему морю, почернело синее море. Что старуха пожелала? (хочет быть вольною царицей)

5. Вот идёт он к синему морю. Видит на море чёрная буря. Та и вздулись сердитые волны. Что старуха пожелала? (хочет быть владычецей морскою, а чтобы рыбка на посылках у неё была)

Какими словами заканчивается сказка?

(… на пороге сидит старуха, а перед нею разбитое корыто.)

Ребенок. Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная, да затейница какая!

Белка песенки поет, да орешки все грызет,

А орешки не простые, все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд; слуги белку стерегут…

Слайд № 12

Все теперь идут в палаты:

У ворот блистают латы,

И стоят в глазах царя

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Ребенок. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Мимо острова крутого, мимо города большого.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

Игра в слова «Скажи наоборот»

Кот. Очень мне понравилось у вас, но пора мне в свою сказку отправляться.

Ведущий. Спасибо Кот, что к нам пришел. Ребята будут

Ведущий. Наше путешествие по сказкам Пушкина Александра Сергеевича сегодня закончилось.

Но дома книги читайте и сказки эти вспоминайте.

В них русское слово, а значит добро, которое всегда побеждает зло!

Звучит песня В.Толкуновой «Сказки гуляют по свету».

Приложение.

1. Музыкально-ритмическая композиция «ЛУКОМОРЬЕ»

Сначала дети встают со своих мест, затем включить музыку.

Разминка начинается по первому щелчку «мышью». Дети стоят врассыпную

Музыкальный проигрыш

3 хлопка возле правого плеча,

затем 3 хлопка возле левого плеча,

2 хлопка по коленям, слегка согнув их, «пружинка»

Движения повторить 2 раза

1 куплет

Принять И.П.

У лукоморья дуб зелёный

Поднять руки вверх, покачать над головой влево - вправо.

Златая цепь на дубе том.

Переплести пальцы рук перед грудью «замок» и сделать волнообразные движения.

И днем, и ночью, кот ученый,

Имитация движений «котик моет ушки». Поочередно левой рукой 2 раза и правой рукой 2 раза.

Всё ходит по цепи кругом.

Кисти рук перед грудью «лапки», повернуться вокруг себя

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока. А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Тип урока. Урок - путешествие

Цели: помочь учащимся стать читателем-исследователем, познакомить с новым видом жанра – поэмой, показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению.

Задачи: 1)образовательные: проверить знания детьми сказок поэта, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширять словарный запас;

2)развивающие: развивать представление о выразительности русского языка; развивать память, внимание;

3)воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии, к чтению, формировать коммуникативные навыки работы в паре, группе, позитивную самооценку.

УУД: учащиеся познакомятся с новым жанром – поэмой, выразительно читать, находить нужную информацию в учебнике, рассуждать, делать выводы, работать в паре и группе, оценивать свою работу.

Оборудование : учебник «Литературное чтение», компьютер для просмотра презентации и мультфильма «У Лукоморья..», на доске рисунки: дуб с цепью и котом,

карточки с заданиями.

Использованные современные технологии:

    Технологии проблемного обучения;

    Технологии исследовательской деятельности;

    Технологии уровневой дифференциации;

    Информационно-компьютерные технологии;

    Игровые технологии.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1 Самоопределение к деятельности. Организационный Момент. (1-2 мин)

Включение в деловой ритм. Приветствие:

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора!

И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. Я желаю вам успехов! Давайте вспомним правила урока. Молодцы!

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Проверка д/з

Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности. (4-5 мин)

Ребята, а сейчас поиграем. Игра называется «Живая выставка».

Дома вы выполняли творческое задание. Какое?

Рисунки к сказкам Пушкина с озвучиванием наизусть (1 группа); рисунки героев сказок Пушкина (по выбору).

Представление рисунков («Живая выставка»).

Что объединяет все эти рисунки? (Они все к сказкам Пушкина)

2. Ребята, а что такое сказка? Назовите признаки сказки. Какие виды сказок вы знаете? Молодцы!

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков

3. Постановки учебной задачи. (4-5 мин)

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Сказка - это не просто вымышленная история. В ней есть много тай. А вы знаете эти тайны? А хотите узнать?

Тогда – внимание на экран! (Звучит отрывок песни «Приходите в гости к нам»).

Проблемная ситуация

Как вы думаете. А куда мы сейчас отправимся?

- А кто же поведет нас в мир сказки?

Кто нам поможет узнать ещё один секрет сказки? (Кот учёный и А. С. Пушкин) –вывешивается картинка на доску Пушкина и кота. Давайте определим тему урока! Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Назовите цели и задачи урока. Сегодня мы по­пробуем раскрыть тайны сказки.

Для этого мы будем иссле­довать произведение А.С.Пушкина «У Лукоморья …» Ребята, а что вы знаете о Пушкине? (сообщения).

Слайд 1 Слайд 2

Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано полюбил чтение. Его воспитанием занимались бабушка и няня Арина Родионовна. Она очень интересно рассказывала сказки, знала пословицы и поговорки.

Слайд 3

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

- А.С, Пушкин.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Работа над произведением

Чтение и анализ произведения

Первичное чтение

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Став взрослым, А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки. Какие сказки Пушкина вы знаете?

Игра «Соответствие». Слайд 4

Рассмотрите иллюстрации к сказкам Пушкина.

Расскажите, какая иллюстрация, какой сказке соответствует

Проверим на мониторе.

Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему (толковый словарь Ожегова)

Кто слышал об этом произведении? О чем поэма?

Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году.

Слайды 5-6

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? Лукоморье - морской залив (толковый словарь Ожегова)

На доске: дуб, цепь, кот.

Покажите, а какой будет берег.

Ребята,наше сказочное исследование продолжается, и теперь мы отправимся в лукоморье.

Открыли учебник на стр. 112-113

Чтение сказки учителем

Выразительное чтение учителем.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Дети называют номер и название сказки.

О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.

Ответы детей

Выбирают один из берегов

Дети отмечают про себя в тексте труднопроизносимые и непонятные слова.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные:

моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление. (4-5 мин)

Повторное чтение

Устанавливает осознанность восприятия . Первичное обобщение .

Каким же поэт изобразил лукоморье?
-Что вам хочется сказать об авторе?

Техника чтения трудных слов. Слайд 7

У Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых

Не-ви-дан-ных при-хлы-нут

пре-крас-ных

ми-мо-хо-дом

Чтение произведения детьми(самостоятельная работа)

Словарно-лексическая (работа в парах) Слайд 8

Лукоморье - такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель

при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

Повторное чтение произведения детьми

Вспомните, героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые А. С. Пушкиным в отрывке?

– Какие волшебные предметы называет?

– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный?

Есть ли зачин и концовка традиционные для русских сказок? Ребята, путешествуя по лукоморью, мы устроим отдых для наших глазок.

Зарядка для глаз Слайд 9

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
Он любил сказки, у него богатая фантазия т.д.

Дети выбирают трудные слова для чтения.

чтение произведения детьми

Они объясняют значения слов, как понимают сами. Затем смотрят на монитор, где дается объяснение

Дети выразительно читают пролог по частям.

Ступа, избушка на курьих ножках и др.

Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.

Да.Окончание пролога похоже на конец народной сказки.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:

общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Организует деятельность с применением новых знаний.

– Составление схемы «Чудеса лукоморья»

– Сегодня вы почувствовали таинственность, богатство и красоту пушкинского слова.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Коллективная работа

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Исследователь, в наш сказочный сундучок необходимо добавить важные сведения.

Слайд 10

1.В волшебном мире часто есть водное пространство под названием (…,) Слайд 11

2.В волшебном мире растёт дерево (…,)Сл.12

3.Важные предметы непременно золотые (…)Слайд13

4. Животные, которые являются волшебными помощниками (…)Слайд14,15

5. Разгадывание шифровки-анаграммы:

ЛОМЫЦОД -3217645 Слайд 16

Работа в группах.

(Море, океан, река)

(Дуб, яблоня, ель…)

(Рыбка, яйцо, орехи, перо, ключик, петушок…)

(Рыбка, щука, волк, кот, корова, Конёк –горбунок, Сивка Бурка…)

(МОЛОДЦЫ)

7. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 мин)

Итог урока

Домашнее задание

Организует рефлексию.

Слайд 17

Ребята, сегодня мы только начали наше исследование, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки пушкинских произведений.

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

- Что особенно вам понравилось? «Листок настроения»: поднимите листочек дуба, цвет которого выражает ваше настроение
а я прикреплю их к дуб,у и мы узнаем общее настроение класса.

Слайд 18 (дифференцированное: учащиеся сами выбирают по степени трудности)

Стр 112-113Выразительное чтение

Выучить первые 12 строчек наизусть - Нарисовать понравившееся чудо.

Просмотр видеоролика к песне из кинофильма «Там, на неведомых дорожках…»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование